Как жил фараон в Древнем Египте: интересные факты о жизни Египетского царя. Египетские фараоны были белокожими Как правили фараоны

Древний египтяне не называли правителей «фараонами». Это слово было использовано греками и евреями. Наука не может указать точное количество правителей Древнего Египта, поскольку история этой великой цивилизации достаточно разорвана и бывали случаи, когда в одно и то же время правили несколько царей в разных регионах.

Преддинастический период

II династия Древнего Египта

3890 — 2686 гг. до н.э.

Хетепсехеиви (Хотепсехемви)
Ренеб (Небра)
Нинетжер (Найнетджер)
Перибсен (Сет — Перибсен)
Хасеземви

Древнее Царство Египта

Древние Египта и Даншур построены в этот период.

III династия Древнего Египта

Санахте (Небка) 2650 — 2630 гг. до н.э.
Нетдерихет (Джосер) 2630 – 2611 гг. до н.э.
Сехемхет (Джосер Тети) 2611 – 2603 гг. до н.э.
Хаба 2603 – 2599 гг. до н.э.
599 – 2575 гг. до н.э.

IV династия Древнего Египта

Снефру 2575 – 2551 гг. до н.э.
2551 — 2528 гг. до н.э.
Джедефре 2528 — 2520 гг. до н.э.
Хафра (Хефрен) 2520 — 2494 гг. до н.э.
Микерин (Микерина) 2490 — 2472 гг. до н.э.
Шепсескаф 2472 — 2467 гг. до н.э.

V династия

Усеркафа 2465 — 2458 гг. до н.э.
Сахура 2458 — 2446 гг. до н.э.
Нефериркара Какаи 2477-2467 гг. до н.э.
Шепесескаре Ини 2426 — 2419 гг. до н.э.
Неферефре 2419 — 2416 гг. до н.э.

Менкаухор 2422 — 2414 гг. до н.э.
Джедкаре Изези 2375 — 2345 гг. до н.э.

VI династия

Тети 2345 — 2333 гг. до н.э.
Пепи I (Мерир) 2332 — 2283 гг. до н.э.
Меренра Немтиемзаф 2283 2278 гг. до н.э.
Пепи II (Неферкаре) 2278 — 2184 гг. до н.э.

Первый переходный период

Это время было очень тревожным в истории Древнего Египта. Власть была разделена между несколькими царями. Монтихотеп установил собственный порядок в столице Фивы.

VII -VIII династии Древнего Египта

(2150 – 2135 гг. до н.э.)
Нетрикаре
Менкаре
Неферкаре II
Неферкаре III
Джедкаре II
Неферкаре IV
Меренхор
Менкамин
Никаре
Неферкаре V
Неферкахор
Неферкаре VI
Неферкамин II
Иби
Неферкауре
Неферкаухор
Нефериркара II
Ваджекаире
Сехемкаре
Ити

Ису
Йитену

IX — X династии Древнего Египта

2135 – 1986 гг. до н.э.
Неферкаре
Несколько царей по имени Хети
Мери – Хатхор

XI династия

Иниотеф I (Сехертави) 2134 – 2117
Иниотеф I (Ваханх) 2117 – 2068
Иниотеф I (Нахтнебтепнефер) 2069 — 2060

Этот период истории Древнего Египта отмечен бурным развитием внешней торговли и крупных строительных проектов. Была разработана технология изготовления ювелирных изделий. Процветание страны длилось достаточно длительное время, но проблемы внутренней политики Египта стали очевидными.

Ментухотеп II 2055 -2004
Ментухотеп III (Санхкаре) 2004 — 1992
Ментухотеп IV (Небтавире) 1992 — 1987

XII династия Древнего Египта


Сенусерта I (Хеперкаре) 1956 — 1911
Аменемхета II (Нубкауре) 1911 — 1877
Сенусерта II (Хахеперре) 1877 — 1870
Сенусерта III (Хакаре) 1836 — 1817
Аменемхета III (Нимаатре) 1817 — 1772
Аменемхета IV (Маахеруре) 1772 — 1763
Neferusobek (Собеккаре) 1763 — 1759

Второй переходный период

Гиксоны вторглись на территорию Древнего Египта и завоевали его. Часть фиванских князей захватили власть. В конце XIII династии фараон Камоса вернул власть египетским царям.

XIII династия Древнего Египта

Вегаф 1783-1779
Аменемхета — Сенебеф
Сеземре — Хутави
Аменемхет V
Сехетепибре
Юфни
Аменемхет VI
Семенкаре
Сехетепибре II
Севаджкаре
Неджемибре
Собехотеп
Ренисенеб
Нор
Аменемхет VII
Собехотеп II
Хенджер
Имир — Меша
Антеф IV
Сет
Собехотеп III
Неферхотеп 1696 — 1686
Сихатор 1685 — 1685
Собехотеп IV 1685 — 1678
Собехотеп V 1678 — 1674
Иаиб 1674 — 1664
Ай 1664 — 1641
Ини
Севаджти
Инед
Хори
Собехотеп VI
Дедумес
Иби II
Нор II
Сенебмуи
Сеханре
Мерхеперре
Мерикаре

XIV династия Древнего Египта

Нехеси
Хатире
Небфауре
Сехабре
Мериджефаре
Севаджкаре
Херибре
Санхибре
Канефертемре
Неферибре
Анхкаре

XV династия Древнего Египта

Салитис
Апахнан (Хиан)
Апофис (Аусерре Апепи)
Хамуди

XVI династия Древнего Египта

Анат – Хер
Усер – Анат
Семкен
Закет
Бака
Кап
Пепи III
Бебанх
Небмаатра
Никаре II
Аахотепре
Аанетерире
Нибахре
Нубусерре
Хаусерре
Хаммуре
Якоб – Ваала
Якбам
Йоам
Аму

XVII династия

Антеф V
Рахотеп
Собекемзаф
Джехути
Ментухотеп VII
Небирау
Небирау II
Семененр
Собекемзаф II
Антеф VI
Антеф VII
Тао (Сенахтенре)
Тао II (Секененре)
Камоса (Ваджхеперре)

Новое царство

В этот период отмечается процветание и возрождение искусства и грандиозных строительных проектов. К концу правления XIX династии фараонов Древнего Египта силы священства набирают силу и фактически управляют государством. При XX династии гробницы правителей разграбляются должностными лицами. Жрецы начинают приобретать светскую власть.

XVIII династия Древнего Египта

Яхмос (Небрехтире) 1539 — 1514
Аменхотеп I (Джесеркаре) 1514 — 1493
Тутмос I (Ахеперкаре) 1493 — 1481
Тутмос II (Ахерепенре) 1491 — 1479
1473 — 1458
Тутмос III (Менхеперре) 1504 — 1450
Аменхотеп II (Ахеперуре) 1427 — 1392
Тутмос IV (Менхеперуре) 1419 — 1386
Аменхотеп III (Небмаатре) 1382 — 1344
1350 — 1334
Сменхкара (Анхехперуре) 1336-1334
1334 — 1325
Ай (Хеперхеперуре) 1325 — 1321
Хоремхебе (Джесерхеперуре) 1323 — 1295

XIX династия

Рамсес I (Менпехтире) 1295 — 1294
Сети I (Менмаатре) 1394 — 1279
1279 — 1213
Мерепнптах (Баенрехотехирмаат) 1213 — 1203
Аменмессе (Менмире) 1203 — 1200
Сети II (Усерхеперуресетепенре) 1200 — 1194
Сиптах (Ахенресетепенре) 1194 — 1188
Таусерт (Ситремеритамун) 1185-1187

XX династия Древнего Египта

Сетахт (Усерхаумериамун) 1186 — 1184
Рамсес III (Усермаатремериамун) 1184 — 1153
Рамсес IV (Хекамаамреметепенамун) 1153 — 1147
Рамсес V (Усеермаатресехеперенре) 1147 — 1143
Рамсес VI (Небмаамтпемериамун) 1143 — 1136
Рамсеса VII (Усепмаамресетепенре) 1136 — 1129
Рамсес VIII (Усермаамтрихенамун) 1129 — 1126
Рамсес IX (Неферкаресетепенре) 1126 — 1108
Рамсес X (Хепермаамтресетепенре) 1108 — 1099
Рамсеса XI (Менмаамтреметепенртах) 1099 — 1069

Третий переходный период

Столица Древнего Египта была перемещена в , а затем обратно в Фивы.

XXI династия Древнего Египта

Правители Верхнего и Южного Египта в Фивах:
Смедес (1070 – 1044) Херихор (1080 – 1074)
Аменемнису (1040) Пианх (1074 – 1070)
Псусеннес (1040 – 992) Пинеджем (1070 – 1032)
Аменопе (993 – 984) Масахерта (1054 – 1046)
Осохор (984 – 978) Менхеперре (1045 – 992)
Сиамун (978 – 959) Смендес II (992 – 990)
Псусеннес II (959 – 945) Пинеджем II (990 – 969)
Псусеннес III (969-945)

XII династия Древнего Египта

Шешонк I 945-924
Осоркона 924-909
Такелот 909 (?)
Шешонком II 883
Осоркона II 883-855
Такелот II 860-835
Шешонком III 835-783
Пами 783-773
Шешонком IV 773-735
Осоркона IV 735-712

XXIII династия Древнего Египта

Педубасте 828-803
Осоркон IV 777-749
Пефджаувибаст 740-725

XXIV династия Древнего Египта

Шепсеспе Тефнахт 725-720
Вахкаре Бакенраниф 720-715

Позднее Царство Древнего Египта

В древнюю Нубию вторгаются ассирийцы. Греки пытаются восстановить порядок. В период XXV династии отмечается возврат к старому стилю правления в Древнем Египте.

XXV династия Древнего Египта

Пийе 747-716
Шебака 712-698
Шебитку 698-690
Тахарка 690-664
Тантамани 664-657

XXVI династия Древнего Египта

Псамметиха I (Псам — Тик) 664-610
Некау (Нехо) II 610-595
Псамметиха II 595-589
Априес 589-570
Амасис 570-526
Псамметиха III 526-525

XXVII династия Древнего Египта

Камбиз 525-522
Дарий I 521-486
Ксеркс I 486-466
Артаксеркса I 465-424
Дарий II 424-404

XXVIII династия Древнего Египта

Амиртаиос 404-399

XXIX династия Древнего Египта

Неферитес 399-393
Псаммутис 393
Накорис 393-380
Неферитес II 380

XXX династия

Последние фараоны египетского происхождения
Нектанеб 380-362
Теос 365-360
Нектанеб II 360-343

Второй Персидский период (343-332 до н.э.)

XXXI династия

Основатель Манефон
Ох (Артаксеркса III) 343-338
Задницы 338-336
Дарий III Кодоманнус 335-332

Греко-римский период (332 г. до н.э. — 395 г. н.э.)

Македонские цари в Древнем Египте

Александр Македонский 332-323
Филипп Аррхираус 323-316
Александр IV 316-304

Династия Птолемеев

Птолемея I Сотера I 323-285
Птолемей II Филадельф 282-246
Птолемей III Euergeter я 246-222
Птолемей IV Филопатором 222-205
Птолемея V Епифана 205-180
Птолемей VI Филометора 180-164 163-145
Птолемей VII Neos 145 Филопатором
Птолемей VIII Эвергет II 170-163 и 116-145
Клеопатра и Птолемей III IX Сотера II 116-107 и 80 — 88
Клеопатра III и Птолемея X Александра I 107 — 88
Клеопатра Беренис 81 — 80
Птолемей XI Александр II 80
Птолемей XII Неос Дионис 80 — 58 и 55 — 51
Береника IV 58 — 55
Клеопатра VII и Птолемея XIII 51 — 47
Клеопатра и Птолемей XIV 47 — 44
и Птолемея XV Цезарион 44 — 30 до н.э.

Римские императоры в Древнем Египте

Август 30 г. до н.э. — 14 г. н.э.

Тиберий 14 — 37
Гай Калигула 37 — 41
Клавдия 41 — 54
Неро 54 — 68
Гальба 68 — 69
Отон 69
Вителлий 69
Веспасиан 69 — 79
Тит 79 — 81
Домициан 81 — 96
Нервы 96 — 98
Траян 98 — 117
Адриан117 — 138
Антонин Пий 138 — 161
Марк Аврелий 161 — 180
Люциус Веррусс
Коммод 180 — 192
Пертинакс 193
Дидиуса Юлианус 193
Септимий Север 193 — 211
Каракаллы 211 — 217
Macrinus 217 — 218
Гелиогабала 218 — 222
Александр Север 222 — 235
Максимин 235 — 238
Пупиенус 238
Гордиан 238 — 244
Филипп 244 — 249
Деции 249 — 251
Галлус 251 — 253
Валерианус 253 — 260
Галлиена 260 — 268
Клавдий II 268 — 270
Аврелиан 270 — 275
Тацит 275 — 276
Флорианус 276
Проб 276 — 282
Карус 282 — 283
Нумерианус 283 — 284
Диоклетиан 284 — 305
Галерий 305 — 311
Лициний 308 — 324

Византийский христианский период

Период правления коптских патриархов начался с правления Константина I.

Утренний туалет. Облачение Осириса.

Пробуждение властителя всегда начиналось с гимна в честь восходящего солнца и сопровождалось сложной церемонией, которая готовила его к утреннему выходу. Фараон поднимался с ложа и совершал в золоченой ванне омовение розовой водой. Затем его божественное тело натиралось ароматными маслами под шепот молитв, имевших свойство отгонять злых духов. При царском дворе особым событием была церемония утреннего туалета фараона. В присутствии всей семьи, особо приближённых придворных и писцов, которые держали в руках длинные папирусы для записи, над ним хлопотали специально обученные слуги. Цирюльник брил голову и щёки, при этом он пользовался бритвами с разными лезвиями. Бритвы укладывались в специальные кожаные чехлы с ручками, а те в свою очередь, в изящные ларцы из чёрного дерева, где находились также щипчики, скребки, ночнички для маникюра и педикюра. Завершив первую часть туалета, богоравный с гладко выбритой головой и короткой бородкой, свежий и бодрый переходил в руки следующих специалистов, которые занимались его макияжем. Свои краски они держали в небольших сосудах из стекла и обсидана. В изящных ложечках они разводили сухие краски из тщательно растёртого малахита, галенита (свинцовый блеск для глаз), сурьмы и глиняных пигментов.
Вот как описывал утренний туалет Тутанхомона в период пребывания его на острове Крит, в качестве посла Д.С.Мережковский («Рождение богов.Тутанкамон на Крите»): …Перед зеркалом из красной меди подводил ему глаза особый мастер. Власодел примеривал на бритую голову его парики различных образцов – сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предложил ему два рода подвязанных, на тесёмочках, бородок: амонов кубик из жёсткого конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жён. Ризохранитель принёс белое платье из тончайшего «царского льна» - « тканного воздуха», всё в струйчатых складках; широкие рукава в перистых складках похожи были на крылья, туго накрахмаленный передник выступал вперёд многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Когда Тута оделся…, то сделался похож на облако: вот-вот вспорхнёт и улетит».



Joseph Interpreting Pharaoh"s Dream, 1894

Царский наряд был не просто роскошным, ему надлежало соответствовать божественной сущности его обладателя. Поэтому завершали утренний церемониал убранством царственной особы драгоценными символами царской власти. Ожерелье или оплечье было изготовлено из нанизанных золотых пластин и бус с плоской застёжкой сзади, от которой на спину спускалась золотая кисть из цепочек и цветов удивительно тонкой и изысканной работы. Такие ожерелья появились незадолго до эпохи Рамзеса. Классическое же оплечье было составлено из многочисленных рядов бус. Последний, лежащий на груди и плечах, имел каплевидную форму, все остальные были круглыми или овальными. Его также украшали две головы сокола. Оплечье держалось на двух шнурках, которые завязывались сзади. Помимо ожерелья фараон одевал нагрудное украшение с изображением храма на двойной золотой цепи. Три пары масивных браслетов украшали руки и ноги: запястья, предплечье и щиколотки ног. Иногда поверх всего костюма одевалась длинная тончайшая туника, подвязанная поясом из той же ткани.

Очищенный и окуренный благовониями, полностью облачённый, фараон шел к часовне, срывал с ее дверей глиняную печать и один входил в святилище, где на ложе из слоновой кости возлежало чудесное изваяние бога Осириса. Эта статуя обладала необыкновенным даром: каждую ночь у нее отваливались руки, ноги и голова, отрубленные некогда злобным богом Сетом, а наутро, после молитвы фараона, вновь приростами сами собой. Когда святейший владыка убеждался, что Осирис снова цел, он снимал его с ложа, купал, одевал в драгоценные одежды и, усадив на малахитовый трон, воскурял перед ним благовония. Обряд этот имел чрезвычайно важное значение, так как если бы божественное тело Осириса в какое-либо утро не срослось, это являлось бы предвестием великих бедствий не только для Египта, но и для всего мира. После воскрешения и облачения бога Осириса фараон оставлял дверь часовни открытой, чтобы исходившая из нее благодать изливалась на всю страну, он сам назначал жрецов, которые должны были охранять святилище, не столько от злой воли людей, сколько от их легкомыслия, так как не раз случалось, что кто-нибудь, неосторожно подойдя слишком близко к своему месту, получал невидимый удар, который лишал его сознания, а иногда и жизни.(Б.Прус «Фараон» описание жизни Рамзеса ХII)

Завтрак фараона

Закончив обряд богослужения, фараон в сопровождении жрецов, поющих молитвы, шел в большой трапезный зал. Там стояли столик и кресло для него и девятнадцать других столиков перед девятнадцатью статуями, изображающими девятнадцать предшествующих династий. Когда фараон садился за стол, в зал вбегали молодые девушки и юноши, держа в руках серебряные тарелки с мясом и сладостями и кувшины с вином. Жрец, наблюдавший за царской кухней, отведывал кушанье из первой тарелки и вино из первого кувшина, которые затем прислужники, стоя на коленях, подавали фараону, а другие тарелки и кувшины ставились перед статуями предков. После того как фараон, утолив голод, покидал трапезный зал, блюда, предназначенные для предков, передавались царским детям и жрецам.

Работа фараона

Жизнь фараона, как общественная так и личная была строго регламентирована. Утреннее время отводилось под занятия государственными делами. Из трапезной фараон направлялся в столь же большой зал для приемов. Тут приветствовали его, падая ниц, самые важные государственные сановники и ближайшие члены семьи, после чего военный министр, верховный казначей, верховный судья и верховный начальник полиции докладывали ему о делах государства. Доклады прерывались религиозной музыкой и плясками, во время которых танцовщицы засыпали трон венками и букетами.


James Tissot. Joseph and His Brethren Welcomed by Pharaoh (1900)

Вещие сны фараона

После этого фараон шел в расположенный рядом кабинет и отдыхал несколько минут, лежа на диване. Затем совершал перед богами возлияния вином воскурял благовония и рассказывал жрецам свои сны. Толкуя их, мудрецы составляли высочайшие указы по делам, ожидавшим решения фараона. Но иногда, когда снов не было или когда толкование их казалось повелителю неправильным, он благодушно улыбался и приказывал поступить так-то и так-то. Приказание это являлось законом, которого никто не смел изменить, разве что в деталях.

Всевышняя благодать

В послеполуденные часы богоравный, несомый в носилках, появлялся во дворе перед своей верной гвардией, после чего поднимался на террасу и, обращаясь к четырем сторонам света, посылал им свое благословение. В это время на пилонах взвивались флаги и раздавались мощные звуки труб. Всякий, кто их слышал в городе или в поле, будь то египтянин или варвар, падал ниц, дабы и на него снизошла частица всевышней благодати. В такую минуту нельзя было ударить ни человека, ни животное, и если преступник, осужденный на смертную казнь, мог доказать, что приговор был ему прочтен во время выхода фараона на террасу, наказание ему смягчалось. Ибо впереди повелителя земли и неба шествует могущество, а позади милосердие.



James J. Tissot, "Pharaoh Notes the Importance of the Jewish Peopler" (1896-1900)


Благословенное прикосновение

Осчастливив народ, владыка всего сущего под солнцем спускался в свои сады, в чащу пальм и сикомор и отдыхал там, принимая дань ласк от своих женщин и любуясь играми детей своего дома. Если кто-нибудь из них обращал на себя внимание красотой или ловкостью, он подзывал к себе и спрашивал:

Кто ты, малыш?

Я царевич Бинотрис, сын фараона, - отвечал мальчуган.

А как зовут твою мать?

Моя мать – госпожа Амесес, женщина фараона.

А что ты умеешь делать?

Я умею уже считать дол десяти и писать: «Да живет вечно отец и бог наш, святой фараон Рамсес!»
Повелитель вечности благодушно улыбался и своей нежной, почти прозрачной рукой прикасался к кудрявой головке бойкого мальчугана. С этого момента ребенок уже действительно считался царевичем, хотя фараон и продолжал загадочно улыбаться. Но кого раз коснулась божественная рука, тот ужt не должен был знать горя в жизни и был возвышен над остальными.

Завершение дня богоравного фараона

Обедать повелитель шел в другую трапезную, где делился яствами с богами всех номов Египта, изваяния которых стояли вдоль стен. Чего не съедали боги, то доставалось жрецам и высшим придворным.
 К вечеру фараон принимал у себя госпожу Никотрису, мать наследника престола, смотрел религиозные пляски и разнообразные представления. Потом отправлялся снова в ванную и, очистившись, входил в часовню Осириса, чтобы раздеть и уложить чудесного бога. Совершив это, он запирал и припечатывал двери часовни и, провожаемый процессией жрецов, направлялся в свою опочивальню».


Интимность отношений молодой пары – юнного фараона и его жены – переданы в жесте хрупкой царицы, которым она подносит небольшой букет цветов своему супругу, как бы предлагая ему вдохнуть аромат весенних первоцветов. Ощущение радости создаёт также цветовая гамма рисунка: сочетание палевых,голубоватых и светло-зелёных тонов. Костюм фараона состоит из белого схенти, сверх которого задрапирован синдон из белой прозрачной ткани. Концы синдона, перекинутые спереди, богато вышиты и закончены рельефными металлическими нашивками. С внутренней стороны синдон укреплён поясом, длинные концы которого спускаются с правой и левой сторон. Они вышиты поперечными полосами. Небольшой парик украшен уреем, сзади двумя лентами из той же ткани, что и пояс. В правой руке посох – символ власти фараона. Плечи и грудь покрыты ускхом из цветных пластинок. Костюм жены фараона декорирован значительно меньше. Он состоит из двух основных частей – длинного калазириса из лёгкой прозрачной ткани и покрывала «хаик Изиды» из такой же белой, но ещё более прозрачной ткани.

Согласно записям Платона, древние египетские жрецы указывали, что священный род фараонов происходит из Атлантиды.

Первые египетские фараоны в Додинастический (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.) и Раннединастический период (3120 по 2649 годы до н. э.) истории Древнего Египта, вплоть до 4 династии фараоны известны только под единственным Хоровым именем, так как фараон считался земным воплощением небесного бога Гора-Хоруса , символом которого был сокол. Хор - бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического: Харшу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; . По ранним египетским мифам Сокол приносил с неба сому - священный напиток богов.

В конце Древнего царства имя фараона связывается с мифом об боге Осирисе. Слово фараон (англ. Pharaoh ; греч. Φαραώ; слав. Перун, от «Пъро» - «потомок Солнца» .)


Фараоны Древнего Египта вели свою родословную от богов, инцест рассматривался, как приемлемая мера для сохранения святости царского рода. Родословная Тутанхамона довольно сложна, в его семье были кровосмесительные браки.

Тутанхамон родился в 1341 году до нашей эры и умер в 1323 до н.э. в возрасте 19 лет.
Его отцом был Аменхотеп IV, который провозгласил в Египте единобожие, единым богом – Солнце, а себя – его сыном, и взял себе имя Эхнатон -«сын Солнца» (годы правления: 1351 и 1334 до н.э.).

Как показал генетический анализ останков мумии Тутанхамона (мумия KV35YL), его матерью была сестра Эхнатона. Тутанхамон родился слабым ребёнком, так как его родители были братом и сестрой.

Мачехой Тутанхамона была белокожая . В 1348 до н.э. у Нефертити и Эхнатона родилась дочь Анхесенамон - сводная сестра Тутанхамона. В возрасте десяти лет Тутанхамона женился на ней, своей сводной сестре.

Имя Тутанхамон (Tutenkh-, -amen, -amon) , по-египетски: twt-nḫ-ı͗mn; принадлежал к 18-й династии египетских царей, правящих с 1333 г. до н.э. -. 1324 г. до н.э. Этот период египетской истории называют «Новое царство».
Тутанхамон означает «живой образ Амона» . Тутанхатон (Tutankhaten), означает «живой образ Атона» - бога Солнца.

Исследователям удалось выявить ряд мумий из родословной Тутанхамона. Результаты исследований основаны на компьютерной томографии и двух летних исследованиях ДНК 16 мумий, включая Тутанхамона.
Фараон Аменхотеп III (мумия KV35EL), возможно, был дедом Тутанхамона.
Фараон Эхнатон (мумия KV55) отец Тутанхамона.

Тейе — жена фараона Аменхотепа III, мать Эхнатона и бабушка Тутанхамона.

Мумия KV35YL - мать Тутанхамона, хотя её личность до сих пор окутана тайной, анализ ДНК показывает, что она была дочерью Аменхотепа III и Теии, а также она была родной сестрой своего мужа Эхнатона, правившего древним Египтом в 1351-1334 годах до н.э.

Тейе (Teje) — жена фараона Аменхотепа III, Мать Эхнатона, бабушка Тутанхамона

После смерти отца Эхнатона, Тутанхамон стал фараоном в возрасте 10 лет в 1333 г. до н.э. , и правил в течение всего девяти лет вплоть до своей смерти.
В возрасте 12 лет Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамон -дочери Эхнатона и Нефертити, но у пары не было выживших детей.


Тутанхамон был одним из последних царей Египта 18-й династии и правил в критический период истории, после смерти отца Эхнатона египетские жрецы и священники вернули свои полномочия и, отвергая монотеизм (единобожие) вернули культ многобожия, поклонения нескольким божествам древнего Египта.

Открытие могилы Тутанхамона в 1922 году принадлежит британскому археологу Говарду Картеру. В гробнице Тутанхамона было найдено более 5000 уникальных экспонатов.

В 2009 и 2010 году в Цюрихе в центре ДНК-генеалогии (iGENEA) швейцарские учёные генетики провели расширенные исследования ДНК мумии Тутанхамона и других членов его семьи. В феврале 2010 года результаты исследований Y-ДНК были опубликованы лишь частично, информация о результатах Y-ДНК была закрытой.

Оказалось, что Y-ДНК мумии Тутанхамона, его отца Эхнатона и его деда Аменхотепа III принадлежат к Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, широко распространённой в Италии, на Пиренейском полуострове и западной Англии и Ирландии.

До 70% испанских и британских мужчин принадлежат к той же Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, что египетский фараон Тутанхамон. Около 60% французских мужчин принадлежат к гаплогруппе R1b1a2.
Около 50% мужского населения в странах Западной Европы принадлежат к гаплогруппе R1b1a2. Это указывает на то, что они имеют общего предка.

Согласно результатам исследования швейцарского центра ДНК-генеалогии (iGENEA) среди живущих в Египте современных египтян гаплогруппа R1b1a2 составляет менее 1%. Очень немногие современные египтяне связаны с древними фараонами.

Директор Центра iGENEA Роман Шольц заявил, что фараон Тутанхамон и члены царской семьи, правившие Египтом более 3000 лет назад, принадлежали к генетической гаплогруппе R1b1a2, распространённой среди современных европейцев, и не существующей ныне среди современных египтян.

Фараон Тутанхамон принадлежит гаплогруппе R1b1a2, как и более чем 50% всех мужчин в Западной Европе , а это означает, что Тутанхамон был «белым» -«Caucasian», то есть человеком европейского вида, а не «кавказцем», как переводят некоторые умники.


Древние египтяне использовали для бальзамирования различные синтетические смолы, от которых мумии чернели. Это создавало ложное впечатление, что древние египтяне были африканцами. В самом деле, белокожие фараоны считались высшей кастой господствующей над темнокожим египетским населением, состоящим из разных племён. Вероятно, белая кожа фараонов также сыграло свою роль в их обожествлении 3000 лет назад. Чем светлее цвет кожи, тем выше статус человека в обществе.


Исследователи iGENEA считают, что общий предок людей, носителей генетической гаплогруппы R1b1a2, жил на Кавказе примерно 9500 лет назад. Гаплогруппа R1b1a2 происходит от гаплогруппы R1b и R1a , представители которой из Причерноморья и Кавказа пришли в Африку (Египет) через Малую Азию во времена неолита (Neolitic population). Гаплогруппа R1a - это Прото-Индоевропейцы и… и легендарные Арии, согласно ДНК их современных потомков.

Самые ранние миграции людей с гаплогруппой R1b1a2, возникшей в регионе Чёрного моря около 9500 лет назад, расселились по всей Европе с распространением сельского хозяйства в 7000 до н.э.


В Египте найдена новая гробница, высеченная в пустынных скалах близ египетского города Фивы, датированная примерно 1290 г. до н.э. — временем после царствования Тутанхамона. В гробнице захоронены принцессы, правящих династий, включая дочерей фараона Тутмоса IV. В этой же гробнице захоронен начальник полиции и его жены , что свидетельствует о высоком статусе этой государственной должности, обеспечивающей спокойствие и порядок в египетском обществе. Не смотря на то, что «гробница принцесс» была разграблена в древние времена, археологам удалось раскопать помещения, где не побывали грабители, и найти уникальные изделия из слоновой кости, ритуальные сосуды и украшения, дающие возможность увидеть богатство и великолепие фараонов Египта.

На барельефе, найденной в Фиванской «гробнице принцесс» изображены принцессы Египта, совершающие священные ритуалы очищения перед фараоном Аменхотепом III в честь его юбилея. Барельеф датируется примерно 1390-1352 до н.э.

Придёт время и фараоны оживут. Как и хотели

Йоханнес Краузе (Johannes Krause), палеогенетик из университета Тюбингена сообщил в журнале Nature Communications, что из 151 одной мумии, с которыми работали немецкие исследователи, геном трёх мумий удалось восстановить полностью, так как их ДНК хорошо сохранилась . Дожили до наших дней, как выразился учёный. Сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Полное восстановление генома трёх мумий сулит - пусть в отдаленной перспективе — восстановление и их владельцев путём клонирования. Это вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мертвых, ради этого их и мумифицировали! Они словно предвидели , что останки плоти и костей пригодятся.

За каждым древнеегипетским правителем скрывается своя неповторимая история, включающая невероятные достижения, падения и многочисленные перемены. При вхождении на трон следующего фараона отсчет времени всегда начинался по-новому, ознаменовывая следующую эру. Большое количество самых знаменитых фараонов Древнего Египта принадлежало к Новому царству – эпохе, когда древнеегипетская государственность расцветала в полную силу, и правили три династии фараонов (18,19 и 20). Так кто же он – самый знаменитый фараон Древнего Египта? Можно присвоить такое звание трем фараонам, которые действительно отличились определенной деятельностью в период своего полноправного управления.

По мнение крупнейших египтологов, Аменхотеп IV (Эхнатон), относящийся к восемнадцатой династии, является самым знаменитым фараоном Древнего Египта. Этот правитель оставил заметный след в египетской истории и даже всего человечества. Временем вступления его на трон считается примерно 1351 год до нашей эры. Совершать великие дела Эхнатону довелось 16 лет.

Он прославился тем, что стал автором религиозной реформы, а также организатором культурной и общественной революций. Этот самый знаменитый фараон Древнего Египта верил в бога Атона, а потому ввел его культ и даже построил новую столицу Ахетатон (севернее Фив).


Столица, построенная Аменхотепом IV, находилась в местности под названием Телль аль-Амарна. По названию данной местности время, когда правил этот фараон, было названо «амарнским». Отличается данное время правления расцветом изобразительного искусства и переходом к подлинному реализму.


Ученые отмечают, что Аменхотеп IV был не только прирожденным реформатором, но еще и обладал поэтическим даром, благодаря чему ему удалось создать философскую концепцию мира в теологической форме. Женой Аменхотепа IV была Нефертити, известная как очень красивая царица. Сегодня весь мир может любоваться скульптурой Нефертити, которая была создана в удивительном исполнении невероятной правдивости (хранится в Берлинском музее).

Тутанхамон

Это имя фараона, наверняка, известно многим. Тутанхамон, так же как и Эхнатон, принадлежит к восемнадцатой династии правителей Египта. Конечно, ничем особым он не прославился. Правда, может быть лишь тем, что отменил реформы Аменхотепа IV. Наверняка, для окружающих его людей, такое решение было долгожданным, поскольку умершего в 18-летнем возрасте Тутанхамона похоронили с особыми почестями.


О жизни этого фараона имеется мало сведений, поэтому ученые пытаются найти многие ответы на вопросы, их мучающие, и раскрыть тайну жизни Тутанхамона. До момента принятия титула правителя он носил имя Тутанхатон (в честь бога Атона). Но в 9-летнем возрасте, став верховным правителем Египта, он сменил имя. После вступления на престол состоялась свадьба Тутанхамона и 13-летней дочери Аменхотепа IV и Нефертити (Анхесенпаатен, впоследствии тоже изменившей свое имя на Анхесенамун).


Скорее всего, самым знаменитым фараоном Древнего Египта он стал уже за счет того, что гробница его была найдена исследователями в 1922 году, причем абсолютно в нетронутом виде. А это считается довольно редким явлением, ведь многие найденные учеными гробницы известных фараонов были изрядно разграблены.

Еще одним из величайших фараонов считается Рамсес II (Рамсес Великий), принадлежащий девятнадцатой династии фараонов. Время его правления составило 66 лет. За этот период он построил множество городов и храмов – до него ни один правитель не смог сделать подобного. При нем развивалось храмовое зодчество.


Особыми признаны храмы, которые вырубались в скалах (за что они стали называться пещерными или скальными). Наиболее известным среди храмов, построенных при Рамсесе II, считается погребальный храм в Фивах – Рамессеум. Также Рамсес II посвятил один из небольших храмов своей любимой жене Нефертари – это строение создано в скале Абу-Симбел.

К египетским царям относились как к настоящим живым богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, жили в роскоши, и в их руках находилась доселе невероятная для одного человека власть. Египетские правители жили припеваючи, пока целые сотни или даже тысячи людей погибали во время строительства величественных пирамид и статуй в их честь. А когда умирали сами фараоны, их хоронили в гигантских гробницах, которые скрывали их тела от посторонних глаз почти 4000 лет.

В истории человечества никто прежде не имел подобной абсолютной власти и влиятельности и не жил в таком достатке, как фараоны. Порой такое всемогущество очень портило царей, что вполне неудивительно для несовершенной человеческой натуры.

10. Одержимость пигмеями и фараон Пепи II

Пепи (Pepi) Второму было примерно 6 лет, когда он стал царем Египта, то есть когда ему было поручено править целым царством, он был всего лишь маленьким ребенком. Несомненно, в руках Пепи было сосредоточено намного больше власти, чем стоит доверять 6-летнему несмышленышу.

Неудивительно, что юный царь с детства был очень испорченным ребенком. Вскоре после своего вступления на трон, Пепи получил от исследователя по имени Харкуф (Harkhuf) письмо, в котором тот рассказал фараону историю о встрече с танцующим пигмеем (представитель низкорослого африканского народа, обитающего в экваториальных лесах). Это послание настолько поразило и воодушевило фараона, что он захотел увидеть диковинного пигмея лично.

«Бросай все и приезжай с ним ко мне во дворец!», - написал в ответ Пепи. Ребенок распорядился, чтобы с Харкуфом ничего не случилось, и серьезно позаботился об охране. «Когда вы будете садиться в лодку, собери доверенных слуг, и пусть они обступят пигмея со всех сторон во время ходьбы по трапу, чтобы тот ни в коем случае не упал в воду! Когда пигмей будет ложиться спать в свой гамак, вокруг него тоже должны лежать преданные тебе люди. Каждую ночь проверяй его по 10 раз!», - строго приказал фараон. В итоге Пепи заполучил своего пигмея в целости и сохранности.

С детства он привык получать все желаемое и считать себя намного более важным, чем кто-либо еще на Земле. Ко времени, когда он достиг более зрелого возраста, фараон был уже настолько испорченным и капризным человеком, что даже заставлял своих рабов обмазываться медом и ходить вокруг него голышом, чтобы Пепи не беспокоили мухи.

9. Гигантские генитальные памятники царя Сесостриса

Сесострис (Sesostris) был одним из самых великих военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и армии во все концы известного ему мира и распространил египетское царство дальше, чем кто-либо из других правителей этой империи. После каждой битвы в честь своего успеха Сесострис устанавливал огромные колонны с изображением половых органов.

Царь оставлял эти столбы на месте всех своих сражений. На многих из них были выгравированы тексты про то, кем он был, как он поборол своего врага, и про свою уверенность в божественном одобрении его политики вторжения во все чужеземные страны.

Вдобавок, Сесострис оставлял на этих колоннах деталь, которая была призвана характеризовать армию поверженного противника. Если соперники были сильны и сражались достойно, он добавлял на монумент изображение пениса. Но если враг был немощен, на памятнике появлялась гравировка в виде вагины.

Эти колонны возводились по всему материку, и просуществовали еще немало времени. Даже знаменитый древнегреческий историк Геродот видел несколько позорных столбов Сесостриса. 1500 лет спустя некоторые из них все еще стояли в Сирии, напоминая о поражениях их предков.

8. Умывания мочой и фараон Ферос

Сын Сесостриса, Ферос (Pheros), был слепым. Возможно, это было наследственное заболевание, но официальная версия египетских хроник гласила, что наследника престола прокляли. Согласно легенде стал затапливать берега империи, и Ферос разозлился, что река причиняет ущерб его царству. В ярости он бросил в нее свое копье. Фараон надеялся, что так он проткнет дно Нила и спустит всю воду, но возмущенные его дерзостью боги прокляли правителя слепотой.

Спустя 10 лет оракл сказал Феросу, что его зрение можно вернуть. Все, что для этого требуется, - умыться уриной женщины, которая никогда не спала ни с кем, кроме собственного мужа.

Ферос попробовал мыть глаза мочей своей жены, но это не помогло. Он так и не прозрел, а жена лишь разводила руками, уверяя, что не изменяла ему. Тогда фараон собрал всех женщин в городе, приказал им всем по очереди сходить в туалет в один и тот же кувшин, и поочередно выливал его содержимое себе на глаза.

Это сработало. Спустя несколько десятков женщин Ферос нашел самую верную египтянку и исцелился. На радостях царь женился на этой девушке, а свою прежнюю жену сжег. По крайней мере, именно так гласит легенда. Хотя вряд ли зрение фараона спасла волшебная урина, и может быть, такую историю сочинили, чтобы оправдать его странное пристрастие к женской моче.

7. Поддельная борода Хатшепсут

Хатшепсут (Hatshepsut) – была одной из немногих женщин, удостоившейся царствования над древним Египтом. У нее были большие планы на империю, но на пути к успеху царице нужно было преодолеть некоторые преграды. В то время Египет хоть и был намного более прогрессивной страной, чем другие, но и здесь к женщинам относились не на равных, и поэтому царице приходилось нелегко.

Чтобы упростить свое положение, она даже приказала своим людям, чтобы они всегда рисовали ее мужчиной. На всех изображениях Хатшепсута должна была быть представлена публике с мускулистым телом и с бородой. Царица звала себя «Сыном Ра» и на людях предположительно тоже всегда носила поддельную бороду. Ей казалось, что так простые подчиненные и знатные египтяне будут воспринимать ее серьезнее.

Хатшепсут удалось немало хорошего совершить для своего царства, и она думала, что во многом причиной этому были ее уловки и переодевания в мужчину. Однако в итоге ее сын сделал все возможное, чтобы стереть наследие своей матери из истории страны, чтобы никто не знал, что Египтом управляла женщина. Это удалось ему настолько хорошо, что до 1903 года никто и не подозревал, что Хатшепсут была женщиной.

6. Плохо пахнущая дипломатия царя Амасиса

Амасис (Amasis) был не самым вежливым и воспитанным царем в истории древнего Египта. Он был не только алкоголиком, но и клептоманом – фараон воровал вещи своих друзей, а потом убеждал их, что это никогда не были их вещи.

Трон он заполучил силой. Прежний царь империи послал его подавить восстание, но когда Амасис прибыл на место, он понял, что у бунтарей очень большие шансы на победу. Тогда же он и решил возглавить их, вместо того чтобы исполнить поручение законного фараона. Амасис не был утонченным дипломатом, поэтому войну он объявил очень грубо – поднял ногу, пукнул и сказал гонцу: «Передай это своему царю!».

Все непристойные привычки Амасиса имели свои важные последствия. Когда он был простым клептоманом, Амасиса отправили предстать перед жрецами, чтобы те решили, виновен ли он или нет. Когда же Амасис стал фараоном, он наказал всех провидцев, которые оправдали его ранее. Царь считал, что если жрецы на самом деле разговаривали с богами, они должны были бы знать, что он был воришкой, а не позволить ему спастись от суда.

5. Город безносых преступников и правитель Актисанес

Народ Амасиса не смог долго выносить такого царя. Он был очень грубым и суровым фараоном, поэтому вскоре его свергнули с трона. В этот раз египетскую революцию возглавил эфиоп по имени Актисанес (Actisanes), который собирался править намного мудрее и милосерднее своего предшественника.

К преступникам у него был свой подход. Каждому, кто совершил какое-то преступление, палачи отрезали нос, а затем виновного отправляли жить в город Риноколура (Rhinocolura), что буквально так и переводится – город отрезанных носов.

Там проживали исключительно безносые преступники, которым приходилось выживать в самых суровых условиях в стране. Вода в Риноколуре была очень грязной, а свои покалеченные жители строили из осколков щебня.

На первый взгляд все это не вяжется с обещанием нового фараона быть мягче Амасиса, но для 6 века до нашей эры это на самом деле считалось вершиной щедрости в отношении преступников. Римляне писали про Риноколуру, что это пример очень хорошего отношения Актисанеса к своим подчиненным. В древние времена, если за преступление тебе отрезали нос, это считалось большой удачей.

4. 100 детей царя Рамзеса II

Рамзес (Ramses) Второй жил так долго, что люди даже начали переживать, что он не умрет никогда. Во времена, когда большинство царей убивали в течение первых лет их правления, Рамзес прожил очень много – 91 год. И все это время он хорошо проводил время. За всю свою жизнь он не только построил больше статуй и памятников, чем другой царь Египта, но и переспал с большим количеством женщин, чем кто-либо еще в стране.

К своей глубокой старости у Рамзеса было не меньше 100 детей от 9 жен. Чтобы произвести на свет столько наследников, в постели нужно провести немало времени. Рамзес женился почти на каждой девушке, в которую он влюблялся. Когда он вторгся в Хетское царство, фараон отказался заключать мир с правителями этих земель, пока они не отдадут ему свою старшую дочь. Также он не стеснялся обращать свой взгляд на собственных дочерей. Рамзес женился на трех из них, включая свое первое дитя.

Возможно, таких жен у фараона было четыре. Историки пока не уверены, была ли Генутмир (Henutmire) его дочерью или его сестрой, но поскольку речь идет о Рамзесе II, нет никакой разницы, кем она была до того, как стала его женой.

3. Ненависть фараона Камбиса к животным

Камбис (Cambyses) не был египтянином, он был персом и сыном Кира (Cyrus) Великого. После того, как его народ покорил Египет, Камбиса поставили главой над захваченной землей. За свое правление он особенно прославился ненавистью к животным.

Почти в каждой истории египтян про Камбиса есть отрывок про убиение какого-нибудь зверя. В самом начале своего царствования фараон отправился навестить Аписа (Apis), быка, которого египтяне боготворили. Прямо перед жрецами, ухаживающими за живым божеством, царь выхватил кинжал и принялся бить им животное, смеясь в лицо сановникам со словами: «Это бог, достойный египтян!».

Как бы не казалось, но причиной убийству несчастного быка не было его отношение к египтянам. На самом деле сыну Кира просто очень нравилось смотреть на страдания зверей. Во времена своей власти Камбис устраивал бои между львятами и щенками, и заставлял свою жену смотреть, как животные раздирают друг друга на части.

2. Город царя Акенатена, построенный на сломанных спинах

Акенатен (Akhenaten) полностью изменил Египет. До того как он занял свой трон, у египтян было много богов, но Акенатен запретил политеизм и оставил только одного кумира – Атона, бога солнца. Это означало серьезные перемены в жизни Египта, на внедрение которых ушло очень много . Так много, что фараон утомил свой народ буквально до смерти.

В честь единого бога Атона царь Акенатен построил целый новый город - Амарну (Amarna). Фараон согнал на стройку 20 000 человек, и ему было не важно, какой ценой им дастся участие в этой миссии, и как они будут себя чувствовать. Несчастные египтяне должны были перенести все нагрузки или умереть. Основываясь на анализе костей с городского кладбища, археологи заключили, что свыше двух третей умерших здесь рабочих ломали кости, и у целой трети из них был сломан позвоночник.

Людей очень плохо кормили. Почти каждый житель нового города был истощен, и никому не позволялось заняться лечением или отдыхать слишком долго. Если кто-то нарушал правила, пытался урвать себе лишний кусок еды или ленился, непослушного подчиненного приговаривали к казни и закалывали ножом.

Все эти страдания египтян оказались тщетной жертвой, потому что сразу после смерти Акенатена все его начинания были уничтожены, а его бесславное имя было почти стерто из истории Египта.

1. Отказ фараона Менкура умирать

Даже фараон умирает. И хотя великие имена египетских царей всегда сопровождались титулом «вечный» или «бессмертный», каждый правитель знал, что придет и его черед покинуть этот мир. Они строили для себя пирамиды, чтобы комфортно провести загробную жизнь, но все же каждый из фараонов однажды испытывал сомнения в том, что ждет человека после того, как его веки сомкнутся в последний раз.

Менакур (Menkaure), фараон, правивший в 26 веке до нашей эры, точно сомневался в том, что произойдет после его смерти. Когда к нему пришел оракл и сообщил, что царю осталось жить всего 6 лет, тот был поражен до глубины души и повергнут в истинный ужас. Менакур делал все возможное, чтобы избежать смерти.

Однажды он решил, что сможет перехитрить богов. Фараон думал так: если ночь никогда не наступит, не придет и новый день, а если следующий день не наступит, время не сможет двигаться вперед, и это значит, что Менакур не умрет. Поэтому каждый вечер он зажигал как можно больше ламп и свечей, и убеждал себя в том, что продлевает светлое время суток. Весь остаток своей жизни ночью царь почти не спал, проводя время при свете рукотворных светильников, распивая алкоголь и веселясь до утра, одновременно боясь, что вот-вот наступит тот самый момент, когда «погаснет его свеча».