Различия между научной и житейской психологией. Чем отличаются житейские психологические знания от научных (пять отличий которые выделила Ю.Б

В основе любой науки присутствует некоторый житейский, эмпирический опыт людей, потому что каждый человек имеет свой запас жизненных психологических знаний. Есть и свои выдающиеся житейские психологи – великие писатели, священнослужители, к ним также можно отнести врачей, педагогов, т.е. представителей тех профессий, которые постоянно общаются с людьми. Определенными психологическими знаниями располагают и обычные люди, судя по тому, что каждый человек в какой-то мере в состоянии понять другого, оказать влияние на его поведение, учесть индивидуальные особенности и оказать помощь.

Житейская или донаучная психология

Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом. Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека. Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.

Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались. Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.

Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов. Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к. содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.

Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:

  • Сновидения;
  • Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
  • Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.

Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.

Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:

  • Все психологическое существует внутри человека;
  • Душа остается жить вечно и не умирает вместе с человеком.

Бессмертие души сегодня представляется иначе по сравнению с древними египтянами, которые считали, что душа умершего человека превращается в птицу и живет на его могиле.

Вечность, бессмертие души, по представлениям современного человека, связана с добрыми делами, совершаемыми им в течение жизни. Еще Серафим Саровский (1754-1833) утверждал, что если спасешься сам, то вокруг тебя смогут спастись тысячи.

Идея, появившаяся у первобытного человека о вечности души, таким образом, продолжает жить в общественном сознании и сегодня, пусть несколько в иной форме.

Психология должна была начаться с идеи души, считал отечественный психолог Л.С. Выготский. Эта идея стала первой научной гипотезой древнего человека и огромным завоеванием мысли.

Отличия житейской и научной психологии

Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.

Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:

  • Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
  • Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука. Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно;
  • Житейские психологические знания носят интуитивный характер, что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения;
  • Научные психологические знания отличаются своей рациональностью и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий;
  • Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»;
  • Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия, потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка;
  • Метод получения знаний в житейской психологии основан на наблюдении и размышлении;
  • К научным методам в психологии добавляется эксперимент, и исследователь уже не ждет стечения обстоятельств, а вызывает это явление сам, создавая для него соответствующие условия. Введение метода эксперимента позволило психологии оформиться в самостоятельную науку;
  • Преимущество научной психологии в том, что она располагает разнообразным, обширным, а порой уникальным фактическим материалом, что нельзя сказать о носителе житейской психологии.

Вывод

Таким образом, разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии, такого метода житейская психология не имеет, но тем не менее научная и житейская психология не являются антагонистами, сотрудничая, они дополняют друг друга.

Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.

Житейская психология

Психологические знания и их типы

В первой главе характеризуется сфера психологических знаний в целом, показывается их специфика в житейской, научной, практической психологии, а также особенности психологических знаний, содержащихся в произведениях искусства и в различных видах иррациональной психологии.

Мир психологических знаний

Психология - это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего субъективного опыта. К числу этих фактов относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека:

  • познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение);
  • эмоциональные явления (гнев, презрение, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, тревожность, стресс, симпатия, антипатия, любовь, дружба, ненависть);
  • Различные стороны регуляции деятельности (потребности и мотивация, внимание);
  • психические состояния (вдохновение, стресс, усталость, адаптация);
  • психические свойства человека (темперамент, характер, способности, самосознание, представления человека о самом себе, его самооценка и самоуважение, уровень притязаний, целый ряд других личностных особенностей);
  • психические явления, характеризующие межличностные отношения человека (межличностное восприятие, симпатия, антипатия, совместимость, конфликты, дружба, любовь, внушаемость, лидерство, психологический климат).

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять базовых типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,
  2. научная психология,
  3. практическая психология,
  4. искусство,
  5. иррациональная психология.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повсœедневной жизни, называются ʼʼжитейской психологиейʼʼ. Οʜᴎ обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста͵ записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность и очевидная полезность в повсœедневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Οʜᴎ характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Житейская психология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Житейская психология" 2017, 2018.

Самостоятельной наукой психология выделилась в середине 19 века. До появления научных обоснований стрессов, нервных срывов, всплесков эмоций у народа была додуманная трактовка этих явлений. Они стали основной для начала серьезных исследований. Житейская и научная психология - взаимосвязанные отрасли одной науки.

Мудрость или субъективное понимание мира

Особенности житейской психологии заключаются в том, что наблюдения зависят от личного опыта, происшествий, происходящих вокруг личности. Человек субъективно понимает особенности мира, психологические закономерности. Еще одно название житейской психологии - мудрость.

Существует три источника развития этой отрасли психологии:

  1. Совместная деятельность с другими людьми.
  2. Общение с окружающими.
  3. Новые знакомства, отношения.

К основным проявлениям мудрости можно отнести сказки, верования, легенды, басни, пословицы, поговорки, традиции, обряды. Люди, которые получили большое количество жизненного опыта, часто делятся им в социальных сетях.

Чтобы показать свою жизнь через мудрость, субъект может применять разные инструменты:

  • музыка;
  • книги;
  • картины.

Они помогают другим прочувствовать внутренний мир автора. Самыми яркими примерами опытных психологов являются личности, у которых работа сопряжена с постоянным общением.

Понимание мира через опыты и эксперименты

Эта отрасль психологии включает материалы, которые были получены в результате исследований, опытов. Источники направления:

  • практические эксперименты;
  • научные публикации;
  • личности, которые могут передать теоретический опыт (преподаватели).

Основной для начала новых исследований является житейская психология. Когда ученые замечают нечто незнакомое на практике, они начинают искать этому обоснование, объяснение.

Основные различия психологических отраслей

Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:

  1. Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
  2. Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское - исключительно для одного индивида.
  3. Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
  4. Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
  5. Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
  6. Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.

Есть ли сходство между психологическими направлениями и в чем они заключаются?

Главное сходство направлений - возможность помочь людям во взаимодействии между собой. После объединения получается практическая часть психологической науки. Она проявляется несколькими моментами:

  • изучение взаимодействий между двумя людьми или двумя группами;
  • определение уникальных черт характера, вариантов поведения индивида;
  • исследование влияния индивида на общество и наоборот.

Эти два направления дополняют друг друга.

Субъективные и объективные наблюдения

Эти два понятия отлично характеризуют два психологических направления. Например, житейская информация относится только к одному человеку, ситуациям из его жизни. Если у него много опыта в общении с определенной группой индивидов (семья, друзья), то при выходе из этого круга, знания могут стать бесполезными.

Научное направление обобщает получаемые данные, выделяет отдельные основания, создает четкую схему для объяснения обществу.

Интуитивные ощущения и проверенные факты

Развитие мудрости строится на пережитых событиях, моментах, наблюдении за знакомыми. Если индивид видит, как кто-то другой поступает в той или иной ситуации, он может сделать соответствующие выводы, действовать дальше на подсознательном уровне. Однако объяснить другим, как он действует в подобных ситуациях довольно трудно.

Научная информация описывается просто, сухо, без воды. Данные понятны любому, есть дословная расшифровка сложных терминов. Информация затрагивает только ту тему, на которую понадобился ответ.

Надуманные и продуманные факты

Человеческая мудрость часто лишена доказательного основания. Поэтому культурный аспект у научных знаний выше.

Методы получения информации

Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.

Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:

  1. Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
  2. После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
  3. Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
  4. Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.

Безответственность и ответственность в направлениях

Житейская психология наиболее часто проявляется в безответственности, агрессивности. Самыми яркими проявлениями подобных верований являются следующие утверждения:

  1. Болезни возникают из-за нервов.
  2. Все думают только о себе.
  3. Нет смысла посещать тренинги - они бесполезны.
  4. Понедельник - день тяжелый.
  5. Как Новый Год встретишь, так год и проведешь.
  6. Утро добрым не бывает.

Психологи, изучающие жизненные ситуации, не исключают правдивость таких суждений. Они принимают моменты из жизни, стараются дать людям больше знаний для повышения культурного уровня.

Житейская и научная психология - два направления, дополняющие друг друга. Люди получают жизненный опыт из происшествий, закрепляют его прочтением книг, статей, публикаций, документов. Исследователи постоянно собирают новую информацию, для ее обобщения, систематизации, донесения до масс.

Полезное видео

В видео подробно освещена тема научной и житейской психосоматики беременных.

Психология как некая форма обыденного знания возникла очень давно, практически с появлением человеческого общества. Накопление житейского опыта, в дальнейшем послужило базой для психологии, ориентированной на научное мышление. Житейская и научная психология отличаются разносторонним подходом, культурным уровнем и степенью организованности.

Житейские знания и весь накопленный опыт являются результатами стихийных наблюдений, тогда как научные построены на выводах профессионалов, сделанных ими во время организованных экспериментов.

Реальное соотношение житейской и научной психологии

Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа - потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество - род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями - аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера - трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.

Идея души, возникшая еще у первобытных людей, до сих пор актуальна и жива в общественном сознании. Это первая научная гипотеза и огромное достижение мысли.

В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Житейская и научная психология: сравнение характеристик

Человеческая жизнь состоит из различных взаимосвязей и отношений, причем психические, составляют явное большинство. Можно предположить, что люди - носители житейской психологии. Они получают постоянный опыт из различных ситуаций, умеют или не умеют использовать ее возможности. Соотношение житейской и научной психологии вызывает неподдельный интерес у многих современных людей, интересующихся особенностями поведения индивида в различных социумах. У житейской психологии есть ряд отличий от научной.

Среди них, например, такие:

Процессы

Житейская психология

Научная психология

Получение знаний

Приобретение опыта отдельным индивидом в конкретной ситуации, в результате метода практических проб, носит интуитивный характер

Абстрагированный опыт, понятийно оформленный, полученный с помощью систематизированных, целенаправленных, инструментально-оснащенных методов получают различные научные сообщества и объединения психологов

Пути сохранения знаний

Эмпиричные и безразличные к логической составляющей. Длительное время сохранялись и передавались в устной форме, в виде пословиц и поговорок. А также в личном опыте субъекта и

в произведениях художественной литературы

Систематизированные знания, в виде гипотез, теорий и аксиом целенаправленно углубляются и аккумулируются. Сохраняются в письменных трудах, созданных в результате исследований.

Воспроизведение знаний и способы их передачи

Являются легкодоступными, но в большинстве случаев зависят от личного опыта. Передаются устным путем, во время общения и от поколения к поколению

Условия получения знаний всегда заранее определены. Знания систематизированы и в них легко ориентироваться. Служат базой при проведении новых практических исследований и теоретических разработок

Разница в подаче материала

Обычная разговорная речь

Специфический научный язык, точно описывающий происходящее, с обилием иностранных терминов

В житейской психологии осуществляется переход от наблюдения и объяснений конкретных поступков к обобщенному пониманию поведения и мыслей человека. Для научной психологии характерен рациональный подход, использование абстрактно-научных категорий, высокий интеллектуализм.

Житейскую и научную психологии нельзя противопоставлять друг другу.

Современные психологи черпают свои идеи из житейской психологии, признанной начальным этапом изучения психологических явлений и процессов, а также рационального познания мира.

Видео-лекция о житейской и научной психологии