Мотивирующие притчи. Метка: обучение Притчи о школе и образовании

Творчества известен с давних времен, и всегда он использовался как мощное средство воспитания. Причина в том, что истории, положенные в основу каждой притчи для детей, максимально приближены к реальной жизни и потому понятны каждому. А еще они помогают выявить пороки без прямого осуждения конкретного человека. Вспомним наиболее интересные из них и посмотрим, как можно использовать их в воспитательной цели при общении с детьми.

О плохом и хорошем

Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении - высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще - нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

О любви к матери

Не менее важными являются отношения между членами семьи. Мы часто объясняем детям, что следует проявлять уважение к своим родителям, заботиться о них. Но притчи для детей, подобные той, что приведена ниже, скажут обо всем лучше любых слов.

Сидели у колодца старик и три женщины, а рядом с ними играли три мальчика. Вот говорит первая: «У моего сына такой голос, что всякий заслушается». Вторая хвалится: «А мой такие фигуры может показывать - заглядишься». И только третья молчит. Обращается к ней старик: «Что же ты про своего сына не рассказываешь?». А она отвечает: «Да ничего в нем необычного нет».

Вот набрали женщины полные ведра воды, и старик с ними встал. Слышат: первый мальчик поет, соловьем заливается. Второй вокруг них колесом ходит. И только третий подошел к матери, взял тяжелые ведра и понес домой. Спрашивают первые две женщины у старика: «Ну как тебе наши сыновья?». А тот отвечает: «А где же они? Я только одного сына вижу».

Именно такие короткие притчи для детей, близкие к жизни и понятные каждому, научат ребят по-настоящему ценить родителей и покажут истинную ценность семейных отношений.

Солгать или правду сказать?

Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.

Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь - а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

О двух волках

Не менее важно научить ребенка видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Среди большого количества поучительных историй на эту тему наиболее понятной и интересной для детей видится притча о двух волках.

Однажды любознательный внук спросил у своего деда - вождя племени:

Отчего появляются плохие люди?

На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая - это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

Понятно, - ответил мальчик. - А кто же из них побеждает?

Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

О еже

Еще один вопрос, которым часто задаются взрослые: "Как объяснить малышу, что нельзя слепо доверять всем вокруг?". Как приучить его анализировать ситуацию и только потом принимать решение? На помощь в таком случае придут притчи для маленьких детей, похожие на эту.

Встретились как-то лиса и ежик. И посоветовала рыжая, облизываясь, своему собеседнику сходить в парикмахерскую и сделать модную прическу «под черепаху». «Колючки нынче не в моде», - добавила она. Обрадовался еж такой заботе и отправился в путь. Хорошо, что по дороге ему сова встретилась. Узнав, куда, зачем и по чьему совету он идет, птица проговорила: «Не забудь попросить, чтобы тебя еще огуречным лосьоном намазали и водой морковной освежили». «Зачем это?» - не понял еж. «А чтобы лисе вкуснее есть тебя было». Так, благодаря сове понял герой, что не каждому совету доверять можно. И еще - не всякое «доброе» слово искренним бывает.

Кто сильнее?

Часто притчи напоминают народные сказки, особенно если героями становятся силы природы, наделенные человеческими качествами. Вот один из таких примеров.

Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Вдруг видят: идет прохожий. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Тогда солнце стало пригревать. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку. Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.

О блудном сыне

Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.

Всем известна история о блудном сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома. Сначала он вел веселую, праздную жизнь. Но деньги скоро закончились, и юноша готов был есть даже вместе со свиньями. Но отовсюду его гнали, так как в стране настал страшный голод. И вспомнил грешный сын отца своего. Решил он пойти домой, покаяться и попроситься в наемники. Но отец, увидев вернувшегося сына, обрадовался. Поднял его с колен и приказал устроить пир. Это обидело старшего брата, сказавшего отцу: «Я всю жизнь был рядом с тобой, а ты жалел для меня даже козленка. Он же расточил все свое состояние, и ты велел заколоть для него откормленного быка». На что мудрый старик ответил: «Ты всегда со мной, и все, что я имею, достанется тебе. Нужно радоваться тому, что брат твой будто умер, а теперь ожил, пропал и нашелся».

Проблемы? Все решаемо

Очень поучительны православные притчи для детей более старшего возраста. Популярна, например, история о чудесном спасении осла. Вот ее содержание.

У одного крестьянина осел упал в колодец. Потужил хозяин. Потом подумал: «Осел уже стар, а колодец высох. Засыплю я их землей и сразу две проблемы решу». Позвал соседей, и они принялись за работу. Через время заглянул крестьянин в колодец и увидел интересную картину. Осел сбрасывал со спины падающую сверху землю и приминал ее ногами. Вскоре колодец наполнился, а животное оказалось наверху.

Вот так и в жизни бывает. Господь часто посылает нам, как кажется на первый взгляд, непреодолимые испытания. В такой момент важно не отчаиваться и не сдаваться. Тогда можно будет найти выход из любой ситуации.

Пять важных правил

И вообще, чтобы стать счастливым, не надо многого. Иногда достаточно соблюдать несколько несложных правил, понятных и ребенку. Вот они:

  • изгони из сердца ненависть и научись прощать;
  • избегай понапрасну волнений - чаще они не сбываются;
  • живи просто и цени то, что есть;
  • отдавай другим больше;
  • для себя же ожидай меньшего.

Эти мудрые изречения, на которых основаны многие притчи для детей и взрослых, научат быть терпимее к другим и получать удовольствие от повседневной жизни.

Мудрый человек

В заключение хочется обратиться к тексту еще одной притчи для детей. Она о путнике, который обосновался в незнакомом селе. Мужчина очень любил детишек и постоянно мастерил для них необыкновенные игрушки. Такие красивые, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Вот только все они были больно хрупкими. Разыграется малыш, а игрушка, глядь, уже сломалась. Плачет ребенок, а мастер ему уже новую подает, но еще более хрупкую. Спросили жители села у мужчины, почему он так поступает. А мастер ответил: «Жизнь скоротечна. Скоро какой-нибудь человек подарит вашему ребенку свое сердце. А оно очень хрупкое. И я надеюсь, что мои игрушки научат ваших детей бережно относиться этому бесценному дару».

Так вот, любая притча готовит ребенка к встрече с нашей непростой жизнью. Ненавязчиво приучает задумываться над каждым своим поступкам, соотносить его с принятыми в обществе нравственными нормами. Дает понять, что душевная чистота, стойкость, готовность преодолеть любые невзгоды помогут пройти жизненный путь с достоинством.

С древних времён многие народы используют притчи как быстрый и эффективный способ воспитания в детях основных жизненных понятий и ценностей. Поскольку притча представляет собой коротенькое повествование, ребёнку хватит терпения дослушать его до конца. А увлекательная форма и интересные, понятные герои донесут до маленького непоседы: что такое добро и зло, что такое любовь и уважение к старшим, а также множество других столь важных вещей.

Очень важно, что притча не осуждает отрицательного героя, не высмеивает его недостатки, но при этом всё равно указывает на них, так что ребёнок понимает, как можно поступать и как делать нельзя.

Истории, лежащие в основе каждой притчи, рассказывают детям на понятном для них языке, что такое реальная жизнь и какие на этом сложном пути могут встретиться трудности. А самое главное, в каждой притче можно найти далеко не один выход из сложившейся ситуации.

К сожалению, многие родители считают, что на раннем этапе развития их чадо не способно воспринимать притчи как таковые. Это мнение ошибочно. Притчи можно начинать читать ребёнку с пелёнок. Конечно, сначала он может не понять их истинный смысл, однако на уровне подсознания след останется в любом случае.

Короткие притчи для детей

Уже начиная с раннего возраста притчи способствуют формированию у маленькой личности правильного отношения к миру, себе и своим поступкам. Интересно и то, что в процессе формирования этого отношения, ребёнок начинает понимать, что нужно ценить то, что имеешь.

Чтение коротких притч даёт детям возможность разделить радость и печаль с их героями, а это, в свою очередь, научит ребёнка сопереживанию, состраданию и милосердию.

Добрые притчи избавят ребёнка от тревожных мыслей, разовьют в нём уверенность в своих силах, помогут отказаться от проявлений жадности, бахвальства. Короткие притчи способны в доступной форме показать малышу, что зависть - это плохо, и если он чего-то хочет, то нужно для этого работать и добиваться своего. Естественно, что под «работой» в таком возрасте, подразумевается хорошее поведение, послушание, учёба и так далее.

В раннем возрасте, примерно до шести - семи лет, короткие притчи как нельзя лучше подойдут для чтения детям. Воспринимать ребёнку их легко, но одновременно воображение рисует красочные картинки и обогащается словарный запас. Вы совсем скоро заметите, что ребёнку всё легче выражать свои мысли, он уже не так часто бросается в драки во дворе, а пытается решить конфликтные ситуации словесно.

В короткой, на первый взгляд, истории заложено столько глубоко смысла… Говоря простыми словами, они демонстрируют ребёнку, что жизнь многогранна, а делить то или иное событие на плохое или хорошее бессмысленно. Обдумав любую ситуацию, её можно обернуть в свою пользу, а ситуаций безвыходных не существует по определению.

Притчи для детей: читать

Все мы знаем, как полезно читать детям книги, а особенно притчи. Давайте разберёмся почему. Как известно, все психологи и педагоги безоговорочно сходятся, во мнении, что читать ребёнку притчи просто необходимо. В отличие от сказок, которые во многом искажают действительную реальность тем, что герои их - говорящие животные, а часто и вовсе вымышленные создания, притчи передают реальность максимально правильно, герои их являются вполне реальными людьми, поступки их мы можем каждый день наблюдать и в своей жизни тоже. Кроме этого, многие педагоги считают, то чтение притч уместно ещё на уровне внутриутробного развития, возможно, это миф, однако ничего плохого такая практика не принесёт.

Вместе с уже упомянутым благотворным влиянием чтение притч детям способно привнести в нашу жизнь:

  • Гармонию во взаимоотношениях со своим любимым чадом. Подумайте и ответьте честно себе на вопрос: «Много ли времени я уделяю внутреннему миру своего ребёнка?» К сожалению, бешеный ритм жизни, когда мы вынуждены много работать для того чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, редко позволяет нам
  • побеседовать с ребёнком «по душам». Зачастую мы лишены возможности рассказать малышу, что хорошо, а что плохо, проанализировать и сделать выводы из произошедшей ситуации в садике, во дворе, в школе и так далее. Всё общение современных родителей и их детей сводится к совместным походам в магазин за очередной игрушкой. Таким образом, многие папы и мамы успокаивают свою совесть и ошибочно полагают, что этого достаточно. А ведь семейная традиция читать вместе притчи по вечерам даст вам гораздо больше.
  • Ребёнок успокаивается и получает ответы на свои вопросы. Не стоит думать, что маленький ребёнок лишён переживаний, напротив, он находится в том возрасте, когда в его душе происходит смятение, а разум непрерывно работает, пытаясь самостоятельно постичь тайны мироздания, естественно на более примитивном уровне, чем это происходит у взрослого человека. Помогите своему малышу! Читайте ему короткие притчи, давайте ему ответы и пищу для дальнейших размышлений.
  • Развивается интеллект ребёнка. Чаще читайте маленькому человечку короткие притчи на ночь, перед сном состояние его расслаблено, он спокоен и информация воспринимается лучше всего. Вместе с ребёнком попробуйте обсудить прочитанное, внимательно выслушайте его мнение. Обратите внимание, что язык притч прост и понятен, вскоре на этом уровне заговорит и ваш малыш! А вам останется только удивляться тому, какой он рассудительный и что разговаривает как взрослый.
  • Привитие ребёнку любви к чтению. Опять же, в противовес сказкам, притчи ведут повествование о жизни взрослых людей. Поэтому детям интереснее читать их, а не сказки. Любовь к чтению трудно переоценить, к тому же она отрывает детей от телевизора, планшета и прочих «изъянов» современного века. Не упустите время, читайте притчи детям, пока они в раннем возрасте, потом может быть поздно, так как ребёнок будет подвержен влиянию высоких технологий, книги будут заброшены, ценности искажены, и вы уже ничего не сможете сделать.
  • Развитие у ребёнка фантазии, аналитического мышления и способности с достоинством выходить из ситуаций, пусть даже самых трудных. На примере главных героев, притча рассказывает малышам, как вести себя с друзьями и со старшими людьми, а также как искать пути решения спорных моментов. Так в сознании ребёнка формируется модель отношений и поведения с разными людьми, он начинает понимать рамки дозволенного.

Мудрые притчи детям

Как бы банально это ни звучало, в притчах заложена вековая мудрость, копившаяся не одно поколение. Не многие из нас способны подобрать слова и так же коротко и точно передать смысл того или иного назидания.

Мудрые притчи покажут ребёнку истинный смысл и ценность жизни, научат, что благие дела по отношению к другим людям несут пользу, а прежде всего - ему самому. Как ни странно, дети расположены к такому восприятию лучше, чем любой взрослый, наверное, от того, что разум и сознание их ещё не засорены представлениями современного общества.

Поучительные притчи для детей

Поучительные притчи продемонстрируют юному исследователю мироздания, что всё тайное обязательно становится явным и что зло обязательно будет наказано.

Ребёнок научится смотреть на свои поступки глазами другого человека как бы со стороны. Со временем он поймёт, что прежде чем совершить какое либо деяние, нужно подумать: а не нанесёт ли оно вред его товарищу или просто случайному прохожему. Кроме этого, притча поможет малышу с осознанием того, что некоторые свои желания нужно отодвигать на второй план, а некоторых и вовсе опасаться и бороться с ними.

Конечно, читать ли в принципе своему крохе притчи или сказки - решать только вам. Однако ещё в его раннем возрасте стоит испробовать несколько путей общения с ребёнком для того, чтобы помочь ему освоиться в мире полном противоречий, ложных суждений и тщеславия.

Притчи совы Анфисы. Притчи для детей - это короткие и понятные рассказы, в которых содержится мудрость

«Как сороку воровать отучали»

На опушке леса, за тем самым дубом, что верхушкой в небо упирается, в расщелине скалы живет сова Анфиса.Звери то и дело за советом к ней ходят, поскольку мудрее Анфисы, наверное, никого на свете нет!

Эй, сорока, что это в клюве у тебя блестит? – Спрашивает как-то сова свою соседку.

Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, - пробормотала сорока.

Потом села на ветку и аккуратно положила рядом с собой крохотное колечко:

Я говорю, стащила у зайчихи побрякушку.

Смотрит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.

Когда же ты воровать перестанешь, бессовестная? – грозно ухнула она.

Но, сороки уже и след простыл. Полетела свое сокровище прятать… Думала-думала Анфиса, как злодейку проучить, а потом решила к медведю обратиться.

Слушай, Прокоп Прокопович, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сундук с ворованным «богатством». Я давно уж приметила, на какой поляне она его прячет. Только самой мне его ни в жизнь не поднять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!

А, что мне с ним делать? – почесал затылок косолапый.

Ничего, - усмехнулась Анфиса, - пусть пока в твоей берлоге постоит…

Не прошло и часа, как сорока весь лес всполошила.

Караул! Обокрали! Злодеи! – громко кричала она, кружа над поляной.

Тут ей Анфиса и говорит:

Видишь, соседушка, как неприятно обворованной быть?

Прикрыла сорока стыдливо глаза крылом, и молчит. А сова поучает:

Не делай больше другим того, чего себе не желаешь.

С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, радуясь найденным вещам, закатили в берлоге у Прокопа Прокоповича такой пир, что косолапый до сих пор их выгнать не может…

«Страшное наказание»

Пришла однажды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка любимого жаловаться:

Мой озорник постоянно норовит один в глубь леса убежать! А, ты знаешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз говорила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…

Так придумай для него какое-нибудь наказание, - посоветовала сова.

Но, ежиха грустно вздохнула:

Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня ругаешь и наказываешь постоянно, значит, не любишь!»

Анфиса чуть с ветки не упала от такой глупости. Потом ухнула деловито несколько раз, и сказала:

Иди домой, ежиха, и скажи своему сыночку, что все ему теперь можно, и наказывать ты его ни за что не станешь. А, как вечер наступит, я к вам в гости прилечу…

Так они и сделали. Только первые звезды зажглись на небе, сова расправила крылья и поспешила на другой конец леса. Подлетела к знакомому кусту, под которым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежонок от счастья колючки распушил, и прыгает счастливый вокруг гнезда. Ежиха голосит, обливаясь горючими слезами. И только папа-еж, как всегда невозмутимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взялась, значит, все хорошо будет.

Что это вы тут расшумелись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.

Мне мама теперь все разрешает! – радостно воскликнул тот, - И больше ни за что наказывать не станет! Эх, пойду я сейчас лес покорять! Все-все закоулки обойду, под каждый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего интересного… И, не нужны мне взрослые, я теперь сам себе начальник!

Сова склонила голову на бок и задумчиво протянула:

Ужас ужасный, кошмар кошмарный… Хуже наказания на всем белом свете не найти…

Ты что это, сова, - удивился ежонок, - не поняла что ли? Мне теперь, наоборот, все можно!

Анфиса сощурила свои огромные глазищи, и говорит:

Экий ты глупый! Это же и есть самое страшное наказание – когда родители тебя воспитывать перестают! Слыхал, что с зайцем стало, которого мама за вранье не наказывала? Так заврался ушастый, что весь лес над ним смеется, стыдно нос из норы показать.

Призадумался ежонок, а сова продолжает:

А, про медведя нашего слыхал? У Прокопа Прокоповича вся семья в городе живет. И родители, и братья в цирке работают – настоящие звезды! Одного его туда не приняли. Знаешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с детства тренироваться не любил. Даже от зарядки отлынивал. Медведица его жалела и на все глаза закрывала. А теперь мечтает наш косолапый о цирке, да только никто его туда не берет – слишком неуклюжий.

Тут и папа-еж решил в разговор вмешаться:

Это ладно! А вот, что с енотом случилось…

Взрослые многозначительно переглянулись. Ежонок, которому было даже страшно представить, что же произошло с бедным енотом, жалобно попросил:

Не надо мне такого страшного наказания! Пусть уж лучше как раньше будет…

Сова кивнула:

Мудрое решение. И запомни, ежонок: кого родители любят, того и наказывают. Потому что от беды уберечь хотят!

Ежиха поцеловала в нос присмиревшего сыночка, а сову усадила за стол. Стали они чаевничать, да о всяких пустяках болтать. Так им весело было, что ежонок вдруг подумал: «И, зачем я от родителей все время сбегал? Дома ведь так хорошо…»

«Про лису и белку»

В лесу все знали, что белка – настоящая мастерица. Хочешь –икебану из сухих цветов сделает, а хочешь – из шишек гирлянду сплетет. Но, однажды задумала она себе бусы из желудей смастерить. Да, такие они красивые получились – глаз не оторвать! Пошла белка перед всеми зверями хвастаться. Те дивятся, рукодельницу хвалят… Одна только лиса недовольна.

Что это ты, рыжая, приуныла? – спрашивает у нее сова Анфиса.

Да, белка все настроение испортила! – отвечает та, - Ходит тут, понимаешь, и хвастает! Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело…

Ничего Анфиса на это не сказала. Крыльями взмахнула и к ручью полетела. Там, за трухлявым пнем, жил ее друг – паук.

Помоги, - говорит ему сова, - лисе накидку сплести.

Поворчал паук для порядка, и согласился:

Через три дня приходи, будет готова. Я паутиной могу хоть весь лес оплести, для меня какая-то накидка – пустяк!

И, правда, через три дня он Анфисе такую дивную шаль показал, что у той от восторга дух захватило! Отдала сова лисе подарок, а та счастью своему поверить не может:

Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!

Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плутовка шаль на плечи набросила, из норы выскочила, и бросилась всем в округе хвастать:

А, у меня, звери дорогие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со своими бусами мне и в подметки не годится!

Так до поздней ночи лиса по друзьям-знакомым ходила, пока не охрипла. Подошла к ней тогда сова и спрашивает:

Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело»?

Моргнула лиса раз, моргнула другой, а что ответить не знает:

Что же это, Анфисушка?! Как же это я так?!

Сова крыло вверх подняла, и ухнула:

Это, рыжая, известная мудрость: если кого осудишь – скоро сам такой же поступок совершишь!

Поджала лиса хвост, и шепчет:

Все поняла я, Анфисушка…

Наверное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слышал, что бы лиса кого-то осуждала. А, паук с тех пор известным модельером стал.

«Как светлячок бобром хотел стать»

Заметила как-то Сова Анфиса, что светлячок повадился к реке по вечерам летать. Решила она за ним проследить. День наблюдает, другой… А, светлячок ничего особенного и не делает: сядет под деревцем, да работой бобра любуется. «Странно все это» - подумала Анфиса, но к светлячку решила с расспросами не приставать. Однако скоро в лесу начался настоящий переполох.

Анфиса, что же это на свете твориться?! – негодовала божья коровка, - На той неделе светлячок раздобыл где-то краски, и нарисовал у себя на спине такие же пятнышки, как у меня! А, мне такой родственничек не нужен!

Подумаешь, новость, - перебила божью коровку лесная пчела, - Вот у меня беда, так беда! Этот ваш светлячок попросился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!

Только и успела Анфиса их выслушать, как прибегает лиса:

Сова, образумь ты этого светлячка глупого! Он от бобра требует, чтобы тот его в подмастерья к себе взял. А, бобер злится – ему помощники не нужны. Не ровен час, подерутся…

Прилетела Анфиса к реке, глядит, а светлячок горючими слезами обливается:

Ну, что я за бестолковое существо! Никакой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коровкой… Они красивые! Или, например, пчелой… Они вкусный мед умеют делать!

А, теперь, что? Бобром решил стать? – засмеялась сова.

Ага, - всхлипнул светлячок, - видала, как он плотничает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Говорит, я не одно бревно поднять не смогу – слишком маленький.

Выслушала его сова, и говорит:

Прилетай-ка на мою поляну как стемнеет, я тебе кое-что интересное покажу.

Дождался светлячок сумерек, и отправился в путь. Прилетел, а сова его уже дожидается.

Смотри, - говорит ему, - кто это там в кустах притаился?

Присмотрелся светлячок – и, правда, за деревом бельчонок сухой листвой шуршит, да от страха весь трясется.

Ты чего тут сидишь? – удивился светлячок.

Так темно, - шепчет бельчонок, - вот я и заблудился.

Включил тогда светлячок свой фонарик, и скомандовал:

Иди за мной, я тебе тропинку освящать буду!

Пока он бельчонка провожал, еще и лисенка повстречал. Того тоже домой вести пришлось. А, как вернулся к Анфисе, та ему и говорит:

Ну, что? Понял ты теперь, что у каждого свое предназначение? Пока ты обижался на то, что светлячком родился, вокруг столько зверей в твоей помощи нуждались!

Так светлячок стал по ночам лес патрулировать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:

Если б не моя работа, я бы тебе помог плотину строить. Эх, мы бы с тобой такую стройку развернули! Но, некогда мне, друг, некогда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!

«Злостный вредитель»

Завелся в лесу какой-то особо злостный вредитель. Ринулись все к сове Анфисе за советом. Помоги, мол, нам этого безобразника поймать!

Он мне всю морковку с огорода повыдергивал, - хнычет заяц, - А, ее рано срывать! Не выросла, ведь, еще…

Тут волк как рыкнет:

Да погоди ты, ушастый, со своей морковкой! У меня дело серьезней будет. Собирал я давеча ягоды для белки. Полкорзины набрал, прилег на пригорке отдохнуть, да, видно, задремал. Просыпаюсь – а, моя корзинка доверху наполнена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке угощение, а она как заверещит: «Серый, ты меня отравить собрался что ли?! «Волчьи» ягоды принес! Они же ядовитые!»

Звери хихикают, а волк затылок чешет:

Оконфузился я, сова. Белка теперь со мной разговаривать не хочет. Помоги найти того, кто в корзину эти ягоды подбросил! Уж я его уму-разуму научу…

Вдруг на середину поляны вышла кукушка и обиженно произнесла:

Меня-то этот злостный вредитель и вовсе на пенсию отправить собрался! Просыпаюсь я вчера, а на соседнем дереве часы висят! Да, не простые, а с кукушкой!

Тут даже бобер от волнения за сердце схватился, а рассказчица, перейдя на заговорщицкий шепот, продолжила:

Так она теперь вместо меня и кукует, усталости не зная! А, мне что прикажете делать? Выходит, никому я в лесу больше не нужна?!

Анфиса обвела всех зверей пристальным взглядом, и ухнула:

Не волнуйтесь, к вечеру найду я вашего вредителя.

И, как только все разбрелись по своим делам, полетела сова прямиком к медведю. Пока косолапый чай по чашкам разливал, Анфиса ему и говорит:

Что это ты, Прокоп Прокопович, в злодеи подался? Зайцу морковку выращивать мешаешь, волку ягоды подсунул ядовитые. Старую кукушку и вовсе на пенсию отправить решил…

Медведь так и замер:

Как ты догадалась, что это я?

Сова только крылом махнула:

Что тут гадать? Тебя одного на нашем собрании не было. Так, зачем ты всем гадости делаешь?

Косолапый по столу как стукнул, даже самовар подпрыгнул:

Придумывают они все! Я же для них старался… Зайца мне просто жалко стало, вот и решил помочь ему урожай собрать. Откуда мне было знать, что морковка еще не выросла? А, «волчьи» ягоды я специально искал. Думал, раз они волчьи, значит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с корзиной весь лес обошел.

Анфиса вдруг заволновалась:

А, часы ты зачем на дерево повесил? Где ты их, вообще, взял?

Так это… Позаимствовал у деревенского доктора, - смутился медведь, - Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдохнуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куковать ей в радость?!

Выпила сова свой чай и посоветовала:

Ты, Прокоп Прокопович, думай всегда. Даже, если помочь кому-то собираешься. Ведь без рассуждения добродетели не бывает!

Звери медведя, конечно, простили. А вот часы заставили вернуть. Косолапый, помня совет Анфисы, старался идти по деревне на цыпочках - чтобы его никто не заметил. А, то в прошлый раз и доктора, и его жену пришлось валерьянкой отпаивать. Пугливые какие-то попались…

«Медаль для дятла»

Погожим весенним деньком к сове Анфисе прилетел дятел. Он так и светился от радости:

Выдай-ка мне, подруга, медаль!

За какие заслуги? – невозмутимо уточнила сова.

Дятел достал из-за спины какой-то огромный свиток, исписанный сверху донизу, и деловито произнес:

За добрые дела! Погляди, какой я список составил.

Можно испечь пирог с черникой, и угостить друзей. Можно проснуться пораньше, и помочь пчелам собирать нектар. Можно отправиться на реку, найти грустную лягушку, и развеселить ее.

Потом сова запнулась, и неуверенно произнесла:

Можно перевести старушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет никаких дорог! Да, и старушек тоже нет!

Тут дятел принялся объяснять, что про старушку он в книге прочитал. Впрочем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Главное – придумать, как делать добро. За это он, собственно и рассчитывал получить медаль.

Ладно, - согласилась сова, - Спросим у зверей, что они думают по этому поводу.

Дятел был доволен. Он был уверен, что больше него о добрых делах никто знать не может. Ведь, он свой список всю жизнь составлял. Сова же тем временем полетела к лисе.

Слушай, рыжая, - говорит она ей, - а, что это у тебя сараюшка покосился?

Старый стал, вот и покосился, - вздохнула лиса.

Так ты дятла позови. Пусть починит! – посоветовала Анфиса.

Потом она проведала зайца, белку и свою закадычную подругу-ежиху. Всем сова советовала обратиться за помощью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.

На повестке дня, - торжественно ухнула она, - вопрос о награждении дятла медалью за добрые дела!

Тут звери как закричали:

Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!

Он мне сарай чинить не захотел, - возмущалась лиса.

И нам с белкой не помог, - подтвердил заяц.

А, со мной даже разговаривать не стал, - с обидой, призналась ежиха.

Растерялся дятел, стал оправдываться:

Но, у меня же список… Я же про все-все-все добрые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!

Сова ему и объясняет:

Мало просто о чем-то хорошем знать. Нужно это непременно совершать!

Погоревал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом подумал: «Правильно сова сказала. Надо другим помогать». И, отправился он на подвиги – решил ровнехонько по списку все делать. Зря он его, что ли, составлял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попадется, он ее непременно через что-нибудь переведет!

Сайт http://elefteria.ru/dosug-pritchi-pritchi-dlya-detey/

Конфуцианская притча

Цзи Совершенный сказал: - В благородном муже важна суть. Зачем ему ещё быть образованным? Цзы-Гун возразил: - Прискорбно, что вы, Учитель, так рассуждаете о благородном муже. Сказанного не догнать и на четвёрке лошадей. Без шерсти шкура тигра или...

  • 2

    В голодный год Еврейская притча

    Однажды в голодный год раби открыл свои зернохранилища, заявив: - Пусть приходит всякий, учившийся чему-нибудь: Св. Писанию, Мишне, Талмуду - галахе ли или агаде. Круглым же невеждам вход сюда закрыт. С трудом удалось пробиться туда р. Ионатану бен...

  • 3

    Иисус и Никодим Христианская притча

    Иерусалим был городом университетов; люди путешествовали из дальних земель в Иудею, чтобы получить образование. В Иерусалиме было много ученых мужей и богословов. Им нравилось философствовать, рассуждать о смысле жизни, о Боге. Однако никто из этих...

  • 4

    Интеллектуальное упражнение Суфийская притча

    Однажды некоего суфия пригласили в очаровательный дом знаменитого учёного. Там также присутствовали его друзья и друзья его жены, привычные к основательному изучению как традиционной, так и современной человеческой мысли. После обеда, когда они собрались...

  • 5

    Искушение Притча от Галины Стрелковой

    Я грешник, не потому, что живу и общаюсь с «грешниками», а потому, что я работник на поле господнем. Слышите, «праведные мира сего», как грешно звучит это Слово? Шли два человека по мосту и разговаривали: - Я дам тебе и славу, и золото, и народ будет...

  • 6

    Кто написал Рамаяну Индийская притча

    Как-то раз чиновник из районного отдела образования инспектировал одну из школ. Он попросил учителя, чтобы один из учеников сказал, кто написал Рамаяну. Ученик наивно ответил: - Сэр, я не писал её, наверное, это вы её написали. Учитель почувствовал...

  • 7

    Необразованный миллионер Притча от Дениса Харламова

    Однажды журналист спросил у Генри Форда: - Как такое возможно, что вы, не имея образования, являетесь одним из самых богатых людей в мире? Наверняка, вы не знаете даже элементарных вещей. - Кто это вам сказал? - ответил миллионер. - Составьте мне список...

  • 8

    Обучение в нашем веке Деловая притча от Роберта Кийосаки

    XXII век. На форуме почтенное собрание учёных обсуждает период истории, известный им как XX век. Это время представляется этим учёным мужам просто поразительным. Дискуссии продолжаются уже много дней. Изучены обширные материалы, просмотрено множество...

  • 9

    Остановленные танки Историческая притча

    В августе 1941 года одну стрелковую роту бросили «затыкать дыру» в обороне в районе Кривого Рога. Задача была поставлена - сдерживать немецкие танки, «до последней капли крови». Роту пригнали на место, отгрузили машину противотанковых гранат РПГ-40, ...

  • 10

    Отправлять необученных Суфийская притча

    Некий знаменитый учёный был польщён и приятно удивлён, когда стал целыми группами получать в качестве учеников последователей одного суфия, чьи либеральные взгляды были в полном противоречии с его собственными. На протяжении двадцати лет никто не мог...

  • 11

    Польза образования Йеменская притча

    Как-то правитель Йемена издал указ: «Надо, чтобы в стране больше было образованных людей. Чтобы не только читать, писать или считать умели, но и в науках - богословии, красноречии, философии были не хуже, чем в других странах. И чтобы не было государство...

  • 12

    Польза обучения Притча в изложении Ошо

    Когда-то, неподалёку от Амазонки, существовало племя каннибалов. Постепенно они съели большую часть своих соплеменников, и под конец их осталось всего сотни две или что-то около того. Они убивали и ели друг друга. Как-то раз туда приехал трудиться...

  • 13
  • 14

    Профессор для школы Деловая притча о Пути торговли

    Однажды Учитель вместе с несколькими учениками посетил интересовавшую его лекцию в местном университете. По окончании лекции ученики, заинтересовавшись, спросили Учителя: - Что ты скажешь об этом профессоре, Учитель? Понравилось ли тебе то, как он...

  • 15

    Способность видеть (Хинг Ши) Притча от Юлии Дубинкиной-Ильиной

    Однажды к Хинг Ши пришёл его ученик и спросил: - Учитель, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты. Хинг Ши вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках папирус на незнакомом для...

  • 16

    Способы открыть сундук Притча от Александры Лопатиной

    Учитель принёс сундук и сказал ученикам: - Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома...

  • 17
  • О плохом и хорошем

    Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

    Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

    Вывод: Эта притча о дружбе поможет понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

    Солгать или правду сказать?

    Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать?

    И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится.

    Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь – а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

    Вывод: Такие притчи подготовят вас к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

    О двух волках

    Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени:

    Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

    Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

    Понятно, - ответил мальчик. – А кто же из них побеждает?

    Все зависит от человека, - закончил дед.

    Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

    Вывод: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

    Кто сильнее?

    Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Вдруг видят: идет прохожий. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Тогда солнце стало пригревать. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку.

    Вывод: Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.

    Незабудка.

    Притча о милосердии и любви к природе.

    Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
    Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
    Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
    Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
    Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
    А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

    Два совета.

    Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
    - Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
    Послушался еж совета и пошел в город. Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
    - Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
    - Зачем? – не понял еж.
    - А чтобы лисе вкуснее есть тебя, было! – объяснила сова.

    – Ведь до этого ей колючки твои мешали!
    И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

    ПРИТЧИ