Сценарий спортивно-театрализованного праздника «Казачий круг» для детей подготовительной группы. «Казачьи посиделки»

Елена Галактионова

Казачий праздник "Любимый город на Дону"

музыкальный руководитель высшей категории

Галактионовой Е. В. г. Новочеркасск

Участники праздника -: все дети детского сада.

Оформление сцены : казачья горница - посередине стола: самовар, чугунки, плошки, по бокам деревянные лавки; на центральной стене полка с домашней утварью, расписные доски, вышитые полотенца;декорация "Плетень с цветами и подсолнухами". Театр кукол : Дед Щукарь, внучка, баба Аксинья,коровка, козочка, лошадка, собачка.

На площадку выходит казачка-хозяюшка и несколько детей из фольклорного ансамбля. Дети разыгрывают небольшую сценку" В казачьей семье: девочки накрывают на стол, вышивают, играют в куклы. Мальчики чистят гриву у лошадки, Вяжут рыболовную сеть.

Вступительная беседа с детьми о Донской земле, родном городе, об Атамане Платове.

Детский концерт.

Хозяюшка: - Приходите к нам на праздник

Будем вместе танцевать,

Петь, шутить, играть, плясать.

*** Звучат «Казачьи песни». Дети рассаживаются по лавкам

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!

1реб: Мы, казачата, гордимся станицей.

Традиции дедов

продолжить стремимся.

Фольклорная группа старшей. группы. исполняет казачью песню

*** «Ой, ты, Дон!»(казачья народная песня)

2реб : Любим мы свою станицу,

Любим мы родимый край.

Будем следовать традициям,

Расцветай, наш милый край.

3реб: Из-за Дона песню выведу

По родной России проведу,

** Инсценирование песни "Новочеркасский вальс"

4реб: Как хлеб пошел, так пирог подошел,

А пирог подошел, так блин пошел,

А блин пошел, так и гость пришел.

Как у наших у ворот

Собирается народ,

Собирается народ

На веселый хоровод.

*** Пляска «Барыня» Фольклорная группа ребят д/с

Хозяйка . А вы казачата не стесняйтесь

В пении все упражняйтесь!

(обращение к остальным детям)

(приглашает малышей)

*** "Едем на подворье, цокают копытца" (автор Галактионовой Е. В)

Хозяйка. Проходите, гости дорогие.

Расскажите, где бывали,

Что видали(огород)

***Пляска «Мы пошли на огород» (народная мелодия)

(выходят дети подготовительной группы)

5 реб: :От нас в этот час- оркестр для вас!

Хочешь – щи хлебай.

Хочешь – на ложках играй.


***Оркестр «Калинка»(русская народная мелодия)

6реб : Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

(приглашаются дети старшей группы)

*** Исполняется танец «Из-под горочки туманик выходил»

Хозяюшка. Милости просим,

А хлеб-соль по старинному

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Где потепелее, там и веселее.


***Дети исполняют «Донские шуточные Частушки»

7реб: Мы пришли сюда не драться,

Нам охота прогуляться,

Приглашаем мы всех вас

На казачий перепляс.

] ***Дети ст. гр. исполняют круговую пляску «Ай, на горе калина"Калина»

Хозяюшка : Давайте в игру играть.

Я буду загадывать загадки , а вы будете

догадливы в отгадках

.(использовать кукольный. театр)

1. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Лыко дерет, а лапти не плетет (Козел).

2. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет (Волк).

3. Кто печет нам калачи

С пылу, с жару, из печи?

Из печи да с пылу с жару

Наша бабушка (Варвара)

4. Каждый день суда идут

Мамы за руки ведут

\Всех ребяток видеть рад

Наш казачий (Детский Сад)

***Песня «Детский сад» (хоровод исполняют дети всех групп)


Хозяюшк а. Ох, и расплясались, ох, и разыгрались.

Молодо-зелено, погулять велено.

Молодежь с вечера не укладешь,

А с утра-то не подымешь.

Прощу, гости дорогие,

к столу за угощенье- бублики и

С яблочек варенье!

Праздник заканчивается чаепитием.

Публикации по теме:

Концерт-приветствие казачат-дошколят по случаю юбилея и праздника Покрова для преподавателей и гостей казачьего колледжа «Концерт - приветствие «казачат-дошколят» с Юбилеем и праздником Покрова для преподавателей и гостей казачьего колледжа г. Новочеркасска».

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город» Цель: Формировать у детей представление о родном городе посредством.

Сценарий развлечения «Мой любимый город» Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «детский сад №85» города Чебоксары Чувашской республики. Мой любимый город.

Проект «Мой любимый город» по духовно-нравственному воспитанию для детей 5–6 лет долгосрочный. Срок реализации 1 год. Аннотация Проект разработан воспитателем муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Ведущий: Дети, прослушайте песню и скажите о каком городе она. Звучит песня «Улыбнись, Владивосток». Ответы детей Ведущий: Правильно, 2.

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

Цель : воспитывать патриотические чувства к родному краю, интерес к его истории, обычаям и традициям кубанских казаков.

  • Прививать любовь к танцам и песням, воспевающих красоту, величавость кубанского края.
  • Расширять активный и пассивный кубанский словарный запас.
  • Закреплять навыки двигательной активности.
  • Развивать физические качества - быстроту, ловкость, силу, меткость координацию движения.

Участники: инструктор – атаман, воспитатель – дед, дети.

Материал и оборудование : плетень, ухваты, лейки, корзины, чугунки, мини-ходули, мишень «подсолнух», муляжи фруктов и овощей.

Оформление зала : кубанский пейзаж, тополя, хата казака, на плетне чугунки, крынки, расшитые полотенца и платки.

Музыкальное оформление: фонограммы песен кубанского казачьего хора «Казачьему роду нэма пэрэводу», «Варэнычки», «Як я жив у пана»; фонограммы песен ансамбля «Истоки», современной и фольклорной песни Ленинградского педагогического колледжа «Родная станица», «Ленинградский район»; фонограммы песен ансамбля «Уманские казачата» музыкальной школы станицы Ленинградской «Мы с тобой казаки».

Место проведения : музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма: поют петухи, мычат коровы, лают собаки. Шум, смех и голоса из-за кулис: «Хлопцы, на казачий круг сегодня идем?», «А девчат приглашать будем?».

Все хлопцы: А як жешь!

Хлопцы: Девчата!

Девчата: Чего?

Хлопцы: На гулянье прейдете?

Девчата: Придем!

Хлопцы: Тогда собирайтесь!

Девчата: А вы сами – то пойдете?

Хлопцы: Да мы уже готовы, только коней запряжем. Так что раньше вас будем!

Девчата: Ну, это мы еще посмотрим!

Мальчики уходят, перестраиваются парами. Девочка выбегает на середину зала. Зовет подруг: «Девчата, за мной!». Образуют круг, шепчутся, после убегают за плетень. Звучит фонограмма «Казацкому роду нэма пэрэводу». Слышится топот копыт. Появляются казаки с атаманом, объезжают по кругу выстраиваются в две шеренги.

Атаман: Ну что, хлопцы, покажем свою удаль молодецкую!

Казаки: Покажем!

Казачок: Ну, а что ж девчат нэма! (Шум за плетнем.)

Атаман: Ой, хлопци, чувствую шо десь они тут! К встрече девчат ровняйсь!

Казаки перестраиваются по диагонали зала. Звучит музыка, выходят казачки.

Танец «Казачата».

Под музыки парами дети перестраиваются в шеренгу.

Атаман: Гарно, гарно танцюете, хлопци и девчата. А знаете, шо в старыну казакы и казачки собыралысь на казачий круг шоб свою удаль показать та песни поспивать? А ни пора ли и нам себя показать да на девчат посмотреть, улични гулянья начать?

1 казак : Казачата улицы Казачьей, ко мне!

2 казак: Хлопцы и девчата с улицы Ярмарочной сюда!

Атаман: Итак, соревнования проводятся между улицами Ярмарочной и Казачьей. Посоревнуемся?

Казаки и казачки: Посоревнуемся! А як жеш?!

3 казак: А если выиграем? То шо за це буде?

Атаман: А вот у нас тут яблоки есть и две корзины. В чьей корзине яблок окажется больше, тот и победил. Ну а станичников столько собралось, они-то нас и рассудят. Ой, хлопцы кони ваши застоялысь! Пора скачки с препятствиями начинать. Барьер впереди видите? Наездники верхом на лошади преодолевают препятствия, объезжают чугунок, возвращаются, передают лошадь следующему. И чья улица справится с заданием первой, тот получает яблоко в корзину.

Атаман: Молодцы, хлопцы! Лихие наездники. А девчата к встрече казаков готовились, борщи варили, вареники лепили, кудри завивали, хлопцев поджидали. Ну, казачки, покажем свою сноровку? Перенести чугунок, а он то горячий, перенести на ухвате. Я, думаю, казаки с Казачьей и Ярмарочной активно будут болеть за девчат.

Эстафета «Перенеси чугунок».

Атаман: Посадка картошки дело сложное и уход за ней дело трудоёмкое. Тут силы нужно объединить. Участвуют и казаки и казачки.

  1. уч. копают лунки (раскладывают кольца);
  2. уч. раскладывают картофель;
  3. уч. поливают;
  4. уч. прополка;
  5. уч. обрабатывают от вредителей;
  6. уч. окучивают;
  7. уч. выкапывают, собирают;
  8. уч. собирают картофель.

Кто быстрее справится с заданием, та улица и победила.

Эстафета «Посадка картошки».

Атаман: Картошку то убрали и вот тыква, патиссоны, кукуруза, свёкла ещё в поле. Ну что, девчата, уберём урожай. Участвуют казачки. Внимание! Вы должны по очереди перенести патиссоны, кукурузу, свёклу, а тыкву прокатить все вместе. Всё понятно?

Эстафета «Уборка урожая».

Атаман: Ой, быстрые девчата! А вот теперь меткость свою хлопцы покажут. Чья команда больше в чугунок картошки забросит? Подумайте, каким способом это удобнее сделать. У каждого 2 картофелины. Первым покажут свою меткость улица ….

Эстафета «Попади в чугунок».

Звучит: крик петуха, коровы, лошади.

Фонограмма песни «Як служив я в пана», «Лузаем кукурузу»

Казачка 1: Ой! Шось мы сегодня и не танцювалы.

Казачка 2: А танцювать так хочется!

Ой, заграйте музыкы

В мэнэ нови чэрывыки,

Начинайте хлопци грать

Бо хочется танцювать!

Танец «Тройки»

Атаман: Казаком без смелости и сильной воли не станешь. Но проявить свою волю и смелость казачата попробуют уже сейчас. На мини-ходули становись.

Эстафета «Ходули»

Атаман: Хлопцы, а у дида Грыция кавуны бачилы? О таки!

Хлопцы: Ого! Оце да!

Казачка 1: А кавунчика як хочется!

Казачок 1: Пишлы на баштан.

Казачка 2: Ой! Це далёко!

Атаман: Та шо там далёко, поле сояхив, а там и баштан. Ну-ка за мной. А вот и сояхи. А вот сейчас и узнаем, какая команда более меткая. Начинает команда с улицы Ярмарочной. Постарайтесь попасть точно в цель. Сколько было точных бросков?

Эстафета «Подсолнух».

Атаман: Ой, хлопцы, а я игру знаю, моргушки называется. Выбирайте девчат. Станьте парами по кругу. Казаки руки держат за спину, казачки перед грудью, казак, без пары моргнув, старается переманить казачку к себе, казак в паре старается её удержать. Если не удержал, становится водящим. «Моргушки»

Атаман: Гляньте, а он уже баштан виднеется. А дид Грицько як всегда спыть давайте его проучим! Отойдём и хлопним все вместе и топним. (меняем ружьё на палку).

Дед (просыпается): Руки вверх! (Хватая лежащую рядом палку.)

Атаман: Ай, я-я та цеж палка!

Дед: Ой, боже, а де ж мое ружьё?

Атаман: Оце ты так баштан охраняешь диду! диду!

Дед: Ой, хлопцы вы ж ни кому ны кажить, бо засмиють.

Казачок: Ладно, мы ны скажем, а шо нам за це буде.

Дед: Та уци кавуны забыратэ.

Казачата улицы Казачьей: Мы заберём!

Казачата улицы Ярмарочной: Нет, мы заберём!

Атаман: А сейчас мы и посмотрим, кто больше наберёт арбузов. От каждой улицы по одному казаку ко мне остальные в колонну, последний держит мешок. По моему сигналу вы начинаете собирать по 1 арбузу, передавать первому в колонне, остальные между ног, последний в мешок.

Эстафета «Баштан».

Атаман: Скажим диду спасибо! А ты диду и посчитай скилько яблок в корзине. Весь день соревновались.

Атаман и Дед подводят итоги и сообщают результат.

Дед: Молодци, казачата. Помню и у нас так раньше було - двир на двир, улыця на улыцу сначала соревновалысь, а тоди вмисти танцювалы.

Казачок: Так и мы станцюим. Давай нашу станичную!

Танец «Тустэп»

Много сказочных мест у России.

Городов у России не счесть

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь

Моей станице 210 лет

Ее судьбу делю я вместе с вами.

Любил ее мой прадед и мой дед

И я люблю я – сын Кубани.

Атаман: Вы сегодня показали, что все достойны отличительного знака «Сын - Кубани» и «Дочь - Кубани» и я с гордостью вам их вручаю.

Вручение знаков проходит на фоне музыкального сопровождения - попурри на темы кубанских песен.

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

Цель : познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям.
Казачки встречают гостей возле дверей и поют
«Как за Доном за рекой казаки гуляють» № 1 (баян).
1. Как в Алчевске, да на Брестской казаки гуляют
И с улыбкою гостей всех они встречают -2 раза

2.Кланяемся низко, счастья вам желаем
На веселье наше вас мы приглашаем- 2 раза

3.Кланяемся низко, Быть, как дома, просим
(проводят в зал)
Ведущая и двое детей выходит в цент зала с караваем в руках.(Ведущая, обращаясь к гостям (дети):
Добрый день, гости званные и желанные.
Милости просим - пожалуйте в гости.
1 Ребёнок: Будьте как дома, не стесняйтесь.
2 Ребёнок: Радуйтесь, веселитесь, своим краем гордитесь!
Ведущая: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою Родину. А поможет нам совершить путешествие в прошлое… мой платок. (Снимает с плеч) он не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный. Глазки вы закройте и тихонечко постойте.
(Дети стоят, а ведущая ходит с платком под музыку и говорит.
Ведущая : Платком ярким я взмахну, с вами к казакам я попаду.
(Раскрывается занавес, виднеется казацкий курень) -Волшебство № 2
Ведущая : Видите! Вон казачий курень. А в нём хозяйка песню поёт. (Слушают песню « Ой, я по горенке ходила»). № 3
Давайте в гости зайдём! (дети проходят в дом)
Хозяйка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! (выходит из дома).
Ведущая : Здорово ночевали хозяева!
Хозяйка : Слава богу! Проходите гости дорогие, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко! (дети проходят и садятся на лавки, песня « Ой, вы гости мои») - № 4
Хозяйка: Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае вам расскажем и споем. А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем;
Хозяйка: Правильно говорите самым верным другом казака был конь. Любил и берёг казак не только коня, но и свою Родину, был сильным и смелым её защитником. (Казак показывает уменье управляться с саблей)
(« Игра «Перебей струю» Хозяйка льёт из кувшина воду в таз, а казак должен перебить струю так, чтобы было меньше брызг) - № 5
Хозяйка: Любили казаков девчата. (Песню «Ой, цветёт калина» поют взрослые казачки, а дети танцуют хоровод) – № 6
Хозяйка : А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!
1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)
2) Сом с одним усом. (Кнут)
3) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)
1 дев .(встав смотрит в даль) Ой, девчата, - казаки едут!
2 дев . Как на нашей улице весь народ волнуется!
3.дев. Едут, едут казаки удалые молодцы!
4.дев . Сабли остры, кони быстры. Хороши кавалеристы!
(танец « Казачата») № 7
1.Мальчик : А что здесь у вас?
5.дев. Посиделки здесь у нас! Приглашаем и вас. Поиграть, повеселиться
Хозяйка : По казацкому обычаю, как водится,
Праздники без игр не обходятся!
Вот вам казаки два ведра,
А ну – ка, напоите своего коня!
«ИГРА «НАПОИ КОНЯ» (В центре круга стоит 1 ведро, 2 ребёнка на конях скачут по кругу под цокот копыт, когда музыка измениться- переходят на шаг и идут в круг к вёдрам поить коней. Побеждает тот, кто быстрее добежит до ведра) -№ 8
Девочка.: Мы не сидим без дела, пряжу прядём, да рубахи ткём.
Хозяйка: Подходите ближе пряхи пряжу тките на рубахи.
(Игра для девочек «Намотай нитку на веретено» Девочки держат в руках веретено под музыку начинают наматывать нитку на веретено. Победит та, кто быстрей намотает нитку на веретено.) -№9
Заходят двое казаков с казачками:
Разрешите поплясать.Разрешите топнуть.Неужели в этом доме п

Оловицы лопнут?
(Танец взрослых «Казацкая кадриль») -№ 10 (гости садятся)
Хозяйка: (обращается к зрителям)
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра со зрителями «Подарочек» -№ 11
(В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили. Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят 6 мальчиков и становятся вокруг, а 5 девочек делают второй круг. Звучит музыка, Казаки танцевальным шагом ходят вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто успеет взять подарок, дарит девочке, кто не успеет выбывает из игры. Игра повторяется 2 раза.)
Казаки и казачки(взрослые):Мы тоже хотим поиграть свои уменья показать.
Игра «Папаха». -№ 12
(Под музыку передают папаху по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!. Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует).
Хозяйка: Ну-ка, сядем-ка рядком, а поговорим ладком! (Звучат потешки.)
Ребёнок 1: - Федул, чего губы надул?
Ребёнок 2 - Кафтан прожег.
Ребёнок 1 -Зашить можно?
Ребёнок 2 -Да иглы нет.
Ребёнок 1 -А велика ли дыра?
Ребёнок 2 -Один ворот остался.
__________________________________________________________________
Ребёнок 1 -Иван, у тебя в избе тепло?
Ребёнок 2 -Тепло! В шубе на печи согреться можно.
Девочка : Девчата, что-то мы засиделись. Пойдем прогуляемся, может с хлопцами повстречаемся.
(ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ «Ой ты Порюшка, Параня!»») -№ 13
Ребёнок: Наши предки – казаки нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Ребёнок: Чтобы землю берегли не жалея жизни,ч тоб любили край родной и свою Отчизну.

Хозяйка: Ну и молодцы, удалые казаки и казачки! Мы сегодня доказали: Что казачьей нашей славы - Мы наследники по праву.
1.Казачка: Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады, песни, пляски и обряды! .
2.Казачка : Словом, казаки во всем. Так давайте же споем!
3.Казак: На прощанье грянем вместе всем любимую нам- песню
(Песня «Мы с тобой казаки дети русского поля») -№ 14 (баян)

Ведущая: (обращается к Хозяйке) Вот и настал момент прощанья. Будет краткой наша речь. Говорим мы: (все гости) До свиданья! До новых встреч.
Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие за веселье, песни да игры. Возьмите на счастье подкову (даёт детям деревянную подкову). Да и гостям поднесите счастье да мир в их дом пригласите (дарят подковки зрителям). -№ 15
Ведущая : Спасибо за добрые пожелания, а нам ребята пора домой возвращаться. Свой платок снимаю, вас домой возвращаю.