Военный корабль мэри роуз. Корабль «Mary Rose» («Мэри Роуз») первый гигант Генриха VIII

Роза Мэри Роуз (Mary Rose)- популярный сорт из коллекции Дэвида Остина, с обильным цветением и другими выдающимися характеристиками. Он был выведен в Великобритании более 30 лет назад и по сей день находится на пике популярности во многих странах, в том числе в России.

Описание сорта и характеристика

Описание сорта, а также характеристика, представленные оригинатором, в полной мере раскрывают все достоинства розы Мэри Роуз:

  • очень продолжительное и рано начинающееся волнообразное цветение;
  • практически полное отсутствие перерывов между волнами цветения;
  • близкий к идеальному характер роста;

  • формирование ветвистого и очень мощного розового куста высотой до 1,5 метров;
  • повышенную устойчивость к распространённым заболеваниям на всех стадиях вегетации;
  • образование очень привлекательных ярко-розовых цветков с чашевидной формой старинных роз и сильным ароматом, диаметром 70–80 мм на стадии полного раскрытия;
  • привлекательность цветков за счет хорошо выраженной сердцевины и волнистых лепестков, с внешней стороны отогнутых наружу, а с внутренней - загнутых к центру;
  • декоративный вид, придаваемый розе соцветиями-кистями, состоящими из 3–7 цветков;
  • длинные, крепкие и колючие побеги со средним уровнем облиственности.

Как посадить розу (видео)

К недостаткам сорта можно отнести склонность к осыпанию и выгоранию лепестков и не слишком высокую декоративность листвы, которая к тому же может поражаться черной пятнистостью.

Мэри Роуз была использована в качестве родительского сорта при выведении таких знаменитых разновидностей, как Winchester Cathedral и Redoute.

Перед посадкой корневую систему растения следует подрезать и замочить на сутки в воде с добавлением стимулятора укоренения. В посадочную лунку размерами 50х50 см необходимо добавить смесь перегноя, компоста и садовой земли. При высаживании место прививки следует заглублять в грунт на 7–10 см, чтобы предотвратить образование дикой поросли привоя. После высаживания надземную часть розового куста нужно окучить: это улучшит его укоренение.

Выращивать в условиях приусадебного цветоводства не слишком сложно. Достаточно проводить комплекс мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для роста и развития декоративной культуры:

  • по мере подсыхания грунта, в вечернее время осуществлять поливы из расчета 5–7 л воды на куст;
  • до начала массового цветения вносить азотсодержащие удобрения, а на стадии цветения отдавать предпочтение фосфорным и калийным удобрениям;
  • в сезон затяжных дождей бутоны достаточно тяжело самостоятельно распускаются, поэтому нуждаются в сторонней помощи;
  • своевременно удалять все отцветшие и увядшие цветки, чтобы стимулировать образование новых бутонов;
  • своевременно удалять слабые, недоразвитые, старые и больные побеги;
  • для формирования более крупных цветков производить формирующую обрезку, которая заключается в укорачивании стеблей на 50% от общей длины;
  • не менее трёх раз за сезон осуществлять профилактическую обработку растений пестицидами или народными средствами;
  • укрывать кусты на зиму посредством воздушно-сухого метода.

Применение в декоре сада

Розовые кусты практически незаменимы в ландшафтном дизайне садовых и приусадебных участков. Сорт Мари Роуз отличается не только плотными и невероятно красивыми бутонами, но и чувственным ароматом, источаемым при цветении. Роза отлично подходит для оформления розариев , а за счёт большого объема листовой массы широко используется в миксбордерах. Высокая устойчивость к заболеваниям и зимним морозам позволяет применять сорт Мари Роуз в качестве солитера.

Очень удачным является сочетание этой розы с Slachys byzantina, анафалисом трехжилковым, низкорослой полынью Шмидта и Artemisia stelleriatia. Мари Роуз хорошо смотрится в комбинации с бледной серебристо-сизой листвой и белыми цветками ползучей ясколки Биберштейна. Особую привлекательность розовому цветнику придают такие разновидности хост, как Hosta fortuneï, Hosta sieboldiana и хоста тардиана. Благодаря обильному цветению сорт Мари Роуз используется в ландшафтном дизайне практически повсеместно.

Отзывы цветоводов

По мнению опытных цветоводов, сорт Мэри Роуз прекрасно подходит для культивирования в условиях северного цветоводства и хорошо зарекомендовал себя при выращивании в Ярославской, Ивановской и Костромской областях. Положительные отзывы о нем основываются на следующих наблюдениях:

  • в регионах с неустойчивой погодой кусты Мэри Роуз болеют крайне редко;
  • даже при неблагоприятных почвенно-климатических условиях и малоснежных зимах сорт прекрасно зимует;
  • в холодных летний период и при недостаточном освещении роза стабильно дает две мощные волны цветения.

По наблюдениям цветоводов, пятилетний розовый куст Мэри Роуз даже при погрешностях в уходе остается очень аккуратным, но раскидистым: размеры его надземной части составляют 1х1 м. При соблюдении технологии выращивания, растение образует очень много цветков, а их размеры достигают в диаметре 12 см.

Лучшие сорта Дэвида Остина (видео)

Зацветает роза одной из первых, а отцветает последней, после наступления ощутимого осеннего похолодания. Осенью цветки держатся дольше, чем у остальных сортовых роз, и имеют более яркую окраску. В бордере взрослые кусты Мэри Роуз смотрятся очень привлекательно и декоративно. Крупные соцветия равномерно располагаются на кусте, усыпая его снизу доверху.

Ясным солнечным днем 19 июля далекого 1545 г. навстречу французской эскадре, появившейся у берегов Британии - на подступах к Портсмуту, выходили главные силы английского флота. Со стены королевского замка Саутси Генрих VIII с гордостью наблюдал за тем, как ставят паруса на его любимом корабле, носящем имя сестры - красавицы Мэри.

Четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» была одним из сильнейших и красивейших кораблей своего времени. Обыгрывая слово «роза» в ее названии, некий современник - сэр Говард - назвал эту каракку «великолепнейшим цветком из всех кораблей, которые плавают ныне». Построенная мастером Джеймсом Бэкером здесь же, в Портсмуте, 35 лет назад, каракка была перестроена. В бортах ее прорезали ряды портов - это позволило расставить пушки на батарейных палубах и увеличить общее их число до 91 (в это число вошли и тяжелые орудия, стрелявшие 50-фунтовыми ядрами, и всевозможные пищали и даже мушкеты).

Заняли свои места 185 канониров и мушкетеров, лучников и копьеносцев. Вместе с экипажем из 200 моряков во главе с капитаном сэром Роджером Гренвилем на корабле находилось около 700 человек - при абордажной схватке это была большая сила .


То, что неожиданно для всех произошло дальше - на глазах у ошеломленного короля, в старой хронике описано примерно так: «Идущий первым лучший корабль под названием «Мэри Роуз» из-за глупой ошибки утонул во время поворота посреди рейда, перегруженный артиллерией и воинами в доспехах, из-за того, что прорезанные очень низко орудийные порты подветренного борта были открыты»...

Французы приписали гибель «Мэри Роуз» действию своего победоносного оружия, однако, вероятнее всего, виноват был порыв ветра, налетевший как раз в то время, когда перегруженный высокобортный корабль делал поворот. Люди попадали. К подветренному борту скатились пушки и сорванные с креплений предметы, что привело к быстрому нарастанию крена; вода хлынула внутрь, корабль перевернулся и затонул. Экипаж и воины в полном боевом облачении оказались в ловушке; спаслось не более 35-40 человек, сумевших выбраться из паутины снастей и парусов (как отмечал хроникер, в основном это были легко одетые слуги именитых рыцарей). На берегу хорошо был слышен «ужасающий протяжный вопль»...

Глубина в месте гибели корабля была небольшой (по некоторым сведениям - около 15 м), так что первое время при отливе виднелись верхушки мачт. Естественно, сразу же после катастрофы стали предприниматься попытки спасти хоть что-нибудь из наиболее ценного оборудования и имущества. Удалось поднять лишь несколько легких пушек, парусов и рей, так что года через три-четыре это дело забросили.

Почти триста лет спустя, в 1836-1840 гг., останки потерпевшего крушение корабля были найдены одним из пионеров водолазного дела Джоном Дином: он сообщил о своей находке на публичном аукционе в Старом Портсмуте. Однако он же и уточнил, что корпус «Мэри Роуз» глубоко ушел в грунт и при существующей водолазной технике практически недоступен.

В шестидесятых годах уже нашего столетия английский морской историк Александр Макки опубликовал результаты пятилетних поисковых работ небольшой группы аквалангистов-любителей. Под руководством Макки и археолога Маргарет Руль, кстати сказать, лично совершившей 800 погружений, был тщательно обследован весь район гибели «Мэри Роуз». Положение и состояние останков корпуса корабля изучалось при помощи новейшей гидроакустической аппаратуры.

Со дна моря подняли в общей сложности 13 703 предмета. Около 4000 из них составляли найденные в этом районе стрелы, но (увы!), кроме одной, они, как выяснилось, не имели никакого отношения к лучникам, находившимся в тот злополучный день на борту «Мэри Роуз»: были выпущены или гораздо раньше или гораздо позже. Зато остальное не вызывало сомнений. Здесь были сотни больших луков, любопытнейшие музыкальные инструменты, самые различные вещи из личного имущества моряков и воинов, обломки и целые детали корпуса.

Подъем на поверхность станового якоря, который и сегодня вполне можно было использовать по прямому назначению, бронзового корабельного колокола с датой «1510» и особенно-великолепной бронзовой пушки с эмблемой Тюдоров и гравированными именами мастеров устранил все сомнения в подлинности находки и в том, что еще могут быть найдены ценнейшие предметы, способные расширить наше представление об эпохе и о технике XVI века.

Все, представляющее интерес для широкой публики, сразу же выставлялось на общее обозрение в специальном музейном комплексе, расположенном на Портсмутской верфи, недалеко от вечной стоянки флагманского корабля Нельсона «Виктории. Экспозиция находок с «Мэри Роуз» вызвала огромный интерес. Если около десяти лет группа Макки работала без всякой финансовой поддержки - на свой страх и риск, то в 1979 г., была учреждена компания «Мэри Роуз», поставившая своей целью подъем и восстановление корпуса корабля, а затем вооружение его и организацию музея. Президентом компании стал принц Чарльз, также совершивший несколько погружений. Необходимые для начала работ 4 млн. фунтов стерлингов были собраны благодаря пожертвованиям многих фирм Англии и США, а также благодаря развернутой продаже сувениров. В частности, было изготовлено 850 точных копий образцов оловянной посуды и бутылей, принадлежавших морякам с «Мэри Роуз»; некоторые из этих копий продавались по 12 000 фунтов!

Работы, непосредственно связанные с подготовкой к подъему «Мэри Роуз», начались в июне 1982 г. Корабль лежал на правом борту, глубоко зарывшись в ил. Состояние корпуса его было значительно хуже, чем шведского 64-пушечного корабля «Ваза», затонувшего в 1628 г. и поднятого в 1957-1961 гг. Конструкции левого борта и палуб развалились. Не могло быть и речи о том, чтобы поднимать эти останки привычными методами подъема стальных судов.

Был принят план, разработанный полковником Уэнделом Льюисом с учетом опыта подъема «Вазы». Над местом гибели «Мэри Роуз» стало на якоря водолазное судно «Слейп-нер», получившее известность именно тем, что оно участвовало в подъеме шведского корабля. Водолазы расчистили останки «Мэри Роуз», разобрали самые ветхие части корпуса и как могли подкрепили сохранившимися обломками его основные продольные связи. Носовую часть корабля для уменьшения габаритов и веса поднимаемого груза отделили. Практически на дне осталось днище «Мэри Роуз» с правым бортом и примыкающими к нему обломками бимсов.

В более или менее хорошо сохранившихся деталях набора просверлили 80 отверстий и закрепили в них рым-болты для крепления тросовых стяжек. Сверху над поднимаемым корпусом осторожно поставили огромную (35 X 15 м) трубчатую подъемную раму на четырех телескопических ногах-опорах. (Спуск этой рамы под воду был обставлен торжественной церемонией. Газетчики объявили это началом решающей стадии работ. Маргарет Руль разбила о ярко-оранжевую трубу бутылку сидра и призвала небесные силы помочь в благом деле.) К подъемной раме тросовыми стяжками - впоследствии они распродавались как сувениры - аккуратно подвесили останки «Мэри Роуз» и одновременно размыли под ними грунт, чтобы облегчить их отрыв от дна.

Первый и самый ответственный, хотя и не видный зрителям, этап подъема прошел без всяких осложнений: «Мэри Роуз» чуть приподняли, осторожно перенесли в сторону и уложили на поставленную рядом жесткую платформу с набором из 12 мощных двутавровых поперечных балок-лекал и кильблоков, подогнанных по обводам корпуса. Это еще не все. На кильблоки были уложены мягкие емкости, играющие роль подкладок-кранцев. Первоначально эти емкости были заполнены водой, а в дальнейшем, при подъеме «Мэри Роуз» на поверхность, их заполнили сжатым воздухом.

После проверки правильности положения корпуса на лекалах четыре ноги-опоры жестко соединили верхнюю раму и нижнюю платформу в одно целое. Благодаря этому свободно лежащий между рамой и платформой ветхий корпус «Мэри Роуз» не должен был испытывать никаких усилий при подъеме из воды и транспортировке в сухой док. Казалось бы, все до мелочей было предусмотрено. И тем не менее участники подъема очень волновались.

С середины августа ожидал своего часа один из самых мощных в мире плавучих кранов - 1000-тонный «Тог Мор». И вот его поставили на якоря с таким расчетом, чтобы гак 90-метровой стрелы оказался точно над центром подъемной рамы. Водолазы закрепили к раме четыре стальных троса - подъемные стропы - и покинули место работ; кстати сказать, в общей сложности они провели на «Мэри Роуз» ни много ни мало, а 4,5 человеко-года. Груз, который предстояло вынуть из воды, весил около 550 т.

Однако решающего момента пришлось ожидать еще целых две недели! В краткие промежутки времени между действием прилива и отлива неизменно дул сильный ветер, шла крупная волна, мешали различные неполадки. Наконец, погода, вроде бы, установилась. Компания объявила дату подъема-10 октября.

Уже на рассвете около полусотни больших и малых судов со зрителями и патрульных катеров заняли позиции в 300-400 м вокруг крана-великана. Но когда водолазы еще раз осмотрели платформу, обнаружилось, что одна из опор верхней рамы почему-то деформировалась. К исходу дня было объявлено, что из-за необходимости устранения неисправности подъем откладывается. Прошла еще одна бессонная ночь.

В 9 утра 11 октября миллионы телезрителей и все присутствующие наконец-то увидели, как искривленные черные концы шпангоутов «Мэри Роуз» спустя 437 лет после того, как корабль погиб, показались на поверхности. Зрители, ожидавшие увидеть корабль, который стремительно вырывается из глубин в тучах водяной пыли, с развевающимися флагами, были, разумеется, разочарованы: подъем, осуществляемый под руководством инженеров фирмы «Роял Инжинерс» по графику, составленному при помощи компьютера, шел очень медленно и оказался малоэффектным зрелищем.


Море было спокойно, только сильный косой дождь затруднял работу. Президент компании все последние сутки находился в штабе операции и уже дважды опускался на дно моря. Спустя 3,5 часа после появления «Мэри Роуз» на поверхности он вместе с Маргарет Руль начал осмотр конструкций. И в этот момент воздух раскололся от грохота и лязга рвущегося металла. Лопнул стальной палец, фиксирующий положение рамы на одной из трех действующих опор, раму перекосило (примерно на 2 м) и при этом едва не погибли оба основателя компании. Тем не менее все кончилось благополучно. Выскочивший из гнезда платформы конец опоры лишь выбил небольшой участок могучей дубовой балки.

Через 14,5 часов после начала подъема кран бережно опустил «Мэри Роуз» на палубу понтонной баржи «Тоу-I», которая была затем отбуксирована в Портсмут.

Работы по консервации конструкций корпуса развернулись с первых же часов: их стали непрерывно поливать пресной водой, вымывая соль. Поднятые же по отдельности 3300 обломков еще раньше поступили в лабораторию для очистки и обработки специальными консервирующими составами.

Специалисты считают, что для полной реставрации корпуса «Мери Роуз» и организации музея потребуется около 20 лет, но поднятая часть останков корабля будет открыта для обозрения уже в ближайшее время. Маргарет Руль заявила: «Если раньше, до 11 октября, «Мэри Роуз» принадлежала только нам - тем, кто мог нырять под воду, то теперь она принадлежит всем!».

Примечания

1. По нынешним меркам, этот величественный, с высокими и богато украшенными носовой и кормовой надстройками корабль совсем не был таким уж большим. Длина его корпуса составляла около 43 м, водоизмещение - около 700 т. Как при выходе в бой на «Мэри Роуз» разместились 700 человек, представить трудно. Очевидно только одно: основная часть вооруженных воинов находилась наверху и это не могло не сказаться на остойчивости корабля.

В июле 1545 г. войска французского короля Франциска I высадились на о.Уайт, а флот заблокировал пролив Солент. Юг Англии был поставлен под удар, и король Генрих VIII срочно выдвинул навстречу противникам свой флот из 80-ти кораблей во главе с трехпалубной караккой " ". 19 июля началась битва. 700-тонный флагманский корабль оказался перегружен артиллерией. Неожиданно резкий порыв ветра накренил каракку, вода полилась внутрь через орудийные порты, и скоро корабль затонул. Из 400 человек экипажа выжили только 35. Погиб и вице-адмирал Джордж Кэрью, командовавший флотом.
На долгое время утонувшая каракка была забыта, но в XIX веке водолазы неожиданно проявили интерес к кораблю, останки которого постепенно начали появляться из-под воды. Однако лишь в конце 1960-х гг. морские археологи всерьез заинтересовались тюдоровским кораблем, а в 1982 г. останки " " были подняты из воды и помещены в специально созданный музей в Портсмуте. Увидеть их можно там и теперь, что я сделал в ноябре прошлого года.
Для своего времени каракка " ", построенная в 1510 году, была огромным кораблем. Это хорошо видно на картине (1778 г.) Джеймса Бэйзира (основанной на гравюре XVI века), изображающей сражение в проливе Солент. " " в центре.

Вот и " " еще до гибели. Каракка выделяется размерами.

" " не была единственной караккой в составе тюдоровского флота. На картине "Погрузка Генриха VIII в Довере " (1540 г.) изображены несколько каракк, подобных " ".

Современное изображение " "

Гибель каракки в проливе Солент

Макет " " в музее в Портсмуте

Корабль был трехпалубным

Надо сказать, что даже современному человеку корабль кажется крупным. Оценить размеры каракки и увидеть её останки можно через стекло. Дерево XVI века, после столетий пребывания под морской водой, требует специального температурного режима.

Довольно много в музее (и возле него) оружия тюдоровской эпохи. Собственно, эти пушки и погубили " ".

Кроме пушек в музее представлено и много другого оружия, поднятого с " ".

Кроме оружия огромный интерес для исследователей представляют и вещи, принадлежавшие экипажу корабля, и также поднятые из моря.

В британских музеях меня всегда удивляли медицинские шприцы Раннего Нового времени. Посмотрите на толщину иглы. Кажется, после этого бояться уколов современному человеку совсем нет смысла. Современная медицина гораздо гуманнее.

Кухня. На корабле была устроена кирпичная печь, обеспечивавшая экипаж горячей пищей. К сожалению, фото печи не получилось.

Музыка и развлечения

Линейка XVI века выглядит как современная

А это вещи из кают-компании, где собирались офицеры-аристократы

Кроме неплохо сохранившихся вещей, которые дают историкам представление о быте тюдоровского флота и эпохи в целом, важную роль имеют скелеты. Кости людей и животных дают возможность не только воссоздать облик людей, но и узнать, например, о болезнях или питании моряков XVI века.
Вот останки еды с кухни:

А это уже останки членов экипажа:

"Что скрывает ил? "

Экспонат музея, вызывающий наибольшую жалость у посетителей - скелет корабельной собаки, погибшей вместе с людьми. Установлено, что это была помесь терьера с борзой. Собаке было около 2-х лет, и её задачей была ловля крыс. Исследователи дали животному прозвище "Хэтч ".

Наибольший интерес у посетителей и гордость у исследователей вызывают воссозданные образы погибших членов экипажа " ".
Вот так выглядел корабельный плотник (или один из них):

Оружейник

Повар (кок)

Квартирмейстер

Об этих людях, как и об исследованиях их останков, можно почитать в постах

«Мэри Роуз» (Mary Rose , англ.) – трехпалубная четырехмачтовая каракка, флагманский парусник британского военного флота, трагически затонувший в 1545 году в проливе Солент.

«Мэри Роуз» стал первым парусником, построенным специально для военных целей. Он был спущен на воду в 1510 году в Портсмуте. Тогдашний король Англии Генрих VIII Тюдор назвал парусник в честь своей сестры Мэри (Марии Тюдор ) и геральдического знака династии Тюдоров – розы.

Длина «Мэри Роуз» составляла 37,3 метра, ширина - 11,4 метра, водоизмещение 600 тонн. Парусник был вооружен семью бронзовыми и тридцатью четырьмя железными пушками разного калибра, по другим данным, вооружение корабля было представлено 78-ю различными пушками. Парусное вооружение «Мэри Роуз» состояло из прямых парусов на грот и фок-мачтах, бизань и второй грот (бонавентур-мачта) несли косые (латинские) паруса. Первым капитаном корабля был адмирал Эдвард Говард . На боту корабля находилось в среднем до 400 моряков и солдат.

В 1512 году «Мэри Роуз» принимала участие в качестве флагманского судна в нападении на Брест, где нанесла поражение адмиральскому кораблю Франции «Гран Луи» .

Дважды «Мэри Роуз» подвергали тимберовке: в 1527-28 гг и в 1535-1536 годах. Судно было полностью модернизировано, водоизмещение увеличилось до 700 тонн, количество орудий было увеличено до 91.

Трагедия «Мэри Роуз» по своему сценарию очень напоминает катастрофу , затонувшего в 1628 году.

19 июля 1545 года и «Мэри Роуз» должен был выйти из Портсмута в пролив Солент для защиты острова Уайт от французских судов. Но этого не случилось. Перегруженная орудиями и людьми каракка «Мэри Роуз» затонула совсем недалеко от берега. Корабль и до перестройки не отличался остойчивостью, а после модернизации и увеличения численности экипажа и артиллерии и вовсе был неустойчив. Небольшого порыва ветра хватило для того, чтобы парусник наклонился на столько, что вода начала заливать открытие пушечные порты. Из почти семисот человек, находившихся на борту, спаслись только около 35 - это те, кто находился на верхней палубе и не был облачен в тяжелые доспехи. Вместе с парусником погиб и адмирал Джордж Кэрью . Примечательно то, что после столь нелепой гибели флагманского корабля английской эскадры, сражение с французами так и не состоялось. Французские корабли добровольно покинули пролив Солент.

А «Мэри Роуз» осталась лежать на дне пролива. В первые годы после трагедии неоднократно предпринимались попытки поднять корабль, но технологии XVI века не позволяли этого сделать. С корабля только смогли снять часть вооружения. И постепенно о затонувшем паруснике забыли.

В XIX веке рыбаки случайно наткнулись на часть корпуса корабля «Мэри Роуз» , зацепившись за оголившийся шпангоут сетями. Этим открытием заинтересовались братья Чарльз и Джон Дины , зарабатывавшие на жизнь тем, что крюками-кошками доставали с затонувших кораблей различные вещи (в основном оружие). С 1840 по 1848 гг. братья доставали с «Мэри Роуз» остатки корабельных пушек, луки, посуду и человеческие останки. В результате их работы корпус корабля был сильно поврежден, но к счастью, большая часть парусника была занесена илом и Дины до нее не добрались.

В 60-х годах XX века началась новая операция по подъему корабля. Водолазы, ученые и археологи готовили корабль к подъему до 1982 года. Со дна пролива было поднято около 17 тысяч предметов, характеризующих жизнь в Англии XVI века: оружие, одежда, посуда, навигационные приборы, личные вещи экипажа. 11 октября 1982 года остов корпуса «Мэри Роуз» был поднят на поверхность. Специально для парусника был построен сухой док на Портсмутской верфи. Сейчас вещи с корабля и сам корпус можно увидеть в построенном для этих целей музее «Мэри Роуз» , который находится в Портсмуте рядом с кораблями-музеями , «Жанетт»,«Фудроайдн», «Уорриор».

В 1511 году в Портсмуте, под руководством английского короля Генриха VIII, был сооружен первый огромный корабль «Мэри Роуз» . Как и будущий «Великий Гарри» «Мери Роуз» представлял из себя модернизированный вариант испанских каракк. Водоизмещение составляло 700 тонн – таким цифрам на то время могло похвастаться далеко не каждое судно.

После того как «Мэри Роуз» проплавал под английским знаменем 25 лет его отправили на модернизацию, там ему увеличили пушечную мощь и создали дополнительные места для стрелков и воинов. Таким образом, на борту корабля и его надстройках насчитывалось уже 90 пушек, при экипаже в 500 человек (не считая солдат, количество которых переваливало за 250). При таком водоизмещении и габаритах корабль был явно перегружен, что несомненно должно было сказаться на остойчивости судна. Впоследствии именно этот факт и сыграл роковую роль в судьбе «Мэри Роуз».

Летом, 19 июля, 1545 года корабль покинул Портсмут и направился на перехват французской эскадры. Проплывая пролив Те-Солент «Мэри Роуз» неожиданно накренился и в раскрытые орудийные порты хлынули большие потоки воды. За несколько минут корабль полностью ушел под воду. Самыми вероятными причинами этой трагедии считается как раз плохая устойчивость корабля в сочетании с не профессиональным маневрированием в проливе.

В 1965 году английский энтузиаст А. Макки взялся за поиски «Мэри Роуз». Его вдохновляла история о том, как был найден шведский корабль «Васа» подводником А. Франсеном. И ему так же как и его предшественнику улыбнулась удача! Уцелевший корпус корабля был найден. В 1982 году стартовал сбор средств на подъем «Мэри Роуз». Самой серьезной проблемой при поднятии парусника оказалась ветхость его корпуса, что требовало трудоёмкой и трудной работой в процессе вызволения его из морского плена. Поэтому решено было разрыть грунт вокруг корабля и проложить под ним специальный каркас, который затем поднялся плавучим краном вместес судном. В наше время сохранившиеся части корабля хранятся в музее Портсмута, включая навигационные приборы, пушки и даже посуду.