Проблемно — диалоговое обучение. Мастер-класс по географии "«Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся Деловая игра

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

    На дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений; на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете; на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

    Каждому предлагать уместную информацию; идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку; участникам задавать друг другу вопросы; участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

    Стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д., в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему, появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры. ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний, изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения, приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

«Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О. В. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О. В.

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
городского округа Саранск
учитель географии
Левина Татьяна Алексеевна
Тема: « Проблемно – диалоговое обучение на уроках географии».
Задача предмета географии сформировать мировоззрение в основе которого лежит географическое мышления, целостная картина мира, взаимосвязь природных, социальных и экономических факторов, а также формирование ответственного отношения к своим действиям по природопользованию. Федеральные Государственные Стандарты 2 поколения акцентируют внимание не на формирование ЗУН по предмету как это было раньше, а на развитие личности школьника.
Я работаю в средней школе №3. Наша школа работает над проблемой « Реализация компетентностного подхода в процессе обучения». МЫ понимаем, что будущее России сегодня заключается в сегодняшней школе. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель компетентностного подхода не в том, чтобы выпускник знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел решать проблемы в любых ситуациях, и в учебных, и профессиональных, и житейских.
В связи с этим меняется и позиция учителя. Сегодня учитель должен по новому понимать свою профессиональную деятельность. Если раньше от нас требовали, чтобы мы дали знания, умения по предмету, то сейчас мы должны развивать личность ученика средством предмета. Компетентностный подход в обучении напрямую связан с проблемно – диалоговым обучением. Я второй год работаю по программе «Школа 2100», это в основном программа начальной школы, но она в нашей школе получила продолжение в среднем и старшем звене.
Программа «Школа 2100» представляет собой образовательную систему, в которой разработан не только учебно-методический комплект, но и содержит образовательные технологии, которые позволяют с этими учебниками работать по новому, т.е. уже сам материал учебника предполагает, что он будет подаваться уже путем проблемного диалога, позволяющим более качественно усваивать знания учащимся и позволяет воспитывать активную и инициативную личность. А также поддерживать интерес и мотивацию.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа проблемно-диалогического метода:
1. Постановка учебной проблемы
2. поиск решения
На 1 этапе постановка учебной проблемы, формилируется либо тема урока, либо основной вопрос, поиск решения будет представлять собой «открытие нового знания», т.е. нового для детей географического понятия.
Роль учителя на этих этапах заключается в умении организовать деятельность учеников, учитель выступает организатором деятельности в ходе которой ученики сами получают, добывают, открывают эти знания, ученик в процессе этой деятельности находит решения, т.е. не является пассивным слушателем, а активный участник урока. Научившись ученик перенесет это на жизненные проблемы, т.е этот метод проблемно-диалогический позволяет учить определять цель своей деятельности, намечать план действия, соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать результат своей деятельности.
В чем же суть метода проблемного диалога? Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Мы используем 2 вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий выглядит следующим образом. Учителем создаётся проблемная ситуация т.е в ходе диалога с классом, учитель создает эту ситуацию.
Например: тема «Япония»
На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению Японии, определите тему сегодняшнего урока сравнив следующие факты:
Кто проиграл II мировую войну?
Ответ: Япония
Какая страна богата природными ресурсами?
Ответ: Россия
Какая форма правления этих стран.
Ответ: Япония – монархия. Россия – федеративная республика
А какая страна является мировым экономическим лидером?
Ответ: экономический лидер Япония.
И какой же вопрос у нас с вами возникает?
Ответ: Как и почему Япония стала мировым экономическим лидером?
Вот это и есть основной вопрос урока, который определяет тему урока, это и проблемная ситуация в ходе решения этой проблемы и предстоит открыть новое знание.
5.В мире даже термин такой существует. Напомните?
Ответ: Японское экономическое чудо.
6.Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ: Причины Японского экономического чуда.
Но материал нам не всегда позволяет вот так преподавать, поэтому мы используем либо побуждающий диалог, либо подводящий диалог.
Побуждающий диалог будет выглядеть так:
Например: Какие у вас будут гипотезы? Для этого вспомните, что мы знаем о Японии из курса географии, истории.
Ответ: Япония хоть и проиграла войну, но она тратила финансы на развитие хозяйства, а не на вооружение.
Какие еще гипотезы вы бы выдвинули? (необходимо выслушать все высказывания, даже если они неверны).
Ответ: Была выбрана верная экономическая политика.
Ответ: Создана уникальная система образования.
Ответ: Скупались патенты других стран.
Ответ: Лозунг Японии «Да пусть электроника станет нефтью страны».
Назвав причины, выдвинув все гипотезы. Подводим итоги.
В чем же причины экономического чуда Японии?
Ученики перечисляют причины, т.е. происходит открытие нового знания, путем побуждения к высказыванию этих гипотез, тем самым раскрывая тему урока, которая и была ими же обозначена.
Как вы думаете в любом ли классе по уровню подготовки мы можем использовать для решения проблемы побуждающей диалог? Конечно же нет. Вот так можно работать в классе где есть ученики с прочными знаниями по географии, а как быть если нет таких учеников? Тогда мы используем не побуждающий. Подводящий диалог. Что это значит?
Учитель предлагает школьникам посильные(подводящие) вопросы и задания которые шаг за шагом формулируют тему урока или приводят к постановке вопроса и как правило подводящий диалог выстраивается на повторение пройденного материала.
Например: выстраивается логическая цепочка вопросов подсказок, таких как: А вспомните как Япония распределяла свои финансы после 2 мировой войны?
Как японцы относятся к труду?
Какое образование в Японии? И т.д.
Учитель подсказывает вопросы на которые школьники могут ответить или найти ответы в тексте учебника. В конечном итоге учитель подводит детей к конкретному ответу.
В ходе всего урока идет диалог.
Следующий этап урока применение нового знания, т.е. закрепление материала. Задания могут быть различными, например, выполнение заданий в рабочей тетради, на контурной карте, заполнение таблицы, составление схемы и т. д.
Итак суть проблемно-диалогового метода на уроках географии заключается в осуществлении двух этапах:
Постановка учебной проблемы
Поиск решения этой проблемы
Осуществить всё это помогает сам учебник и структура урока в этой образовательной системе «Школа 2100»
Структура урока:
1 этап – Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
2 этап – Открытие нового знания
3 этап – применение нового знания
4 этап – итог, оценивание, домашнее задание
Как видно из этой схемы урока, большую часть урока говорят дети, а учитель выступает как организатор деятельности и ведет постоянный диалог.
Структура учебника соответствует структуре урока.
Перед началом каждого параграфа поставлен проблемный вопрос. Ученикам предлагается выдвигать свои версии, гипотезы решения проблемы. С помощью вопросов вспомнить какие изученные понятия и факты пригодятся при решении учебной проблемы? Совместно определяется план решения проблемы.
В соответствии с планом происходит открытие нового знания. После открытия нового знания предлагается школьникам индивидуально и в группах, самостоятельно и с помощью учителя решать проблему, устно и письменно выполнять различные задания.
После открытия нового знания авторы учебника предлагают повторить изученное и потренироваться в самостоятельном применении знаний.
В конце урока определяется общий вывод по решению проблемы и домашнее задание – ознакомиться с новым параграфом и ответить на вопросы.
Проблемно – диалогическая технология позволяет снимать психологическое напряжение на уроке, что ведет к укреплению здоровья учащихся, дети размышляют, высказываются, предлагают, т.е. чувствуют себя на уроке комфортно, отсюда и результат урока.
Работа не завершена, надо еще много трудится, успех приходит не сразу. Есть желание сделать свою работу максимально эффективной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель географии МОБУ СОШ № 15 МО Кореновский район Дунина Т.С. Технология проблемно-диалогового обучения Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

2 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Технология проблемно-диалогического обучения постановка проблемы поиск решения это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формирования нового знания. Постановка проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога Нельзя не понимать то, до чего додумался сам

3 слайд

Описание слайда:

Диалог Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. побуждающий подводящий состоит из отдельных стимулирующих реплик представляет собой систему вопросов и заданий постановка проблемы постановка проблемы поиск решения поиск решения ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы учитель выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию

4 слайд

Описание слайда:

Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2Сколько в нашем классе мнений? прием 3Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

5 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 7 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Анализ Учитель Ученики вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема – Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? – Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. – Где расположена каждая из этих пустынь? – Вы как думали сначала? – А как на самом деле? – Какая же тема урока? Фиксирует тему на доске. – В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ(Житейское представление.) Сахара,Намиби т.д. – Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков.Намиб– Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана.(Проблемная ситуация.) – Пустыни могут образовываться только в глубине материка. – Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана. (Осознание противоречия.) – Образование пустынь.(Тема.)

6 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 11 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Анализ Учитель Ученики предъявление первой группы фактов предъявление второго факта побуждение к проблеме тема – Мы заканчиваем изучение Японии. Тему урока вы определите сами, но для этого сравним некоторые факты по России и Японии. – Кто победил во Второй мировой войне? – У кого больше природных ресурсов? – Сравните форму правления этих стран. – А кто сейчас экономический лидер мира? – Какой возникает вопрос? – В экономике даже термин такой существует … – Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске. – СССР победил, Япония проиграла. – У России есть все природные ресурсы, у Японии их почти нет. – В России федеративная республика, в Японии –монархия. – Япония! (Проблемная ситуация.) – Почему Япония добилась успеха? – Японское экономическое чудо. – Причины японского экономического чуда.(Тема.)

7 слайд

Описание слайда:

Подводящий диалог на этапе поиска решения Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Анализ Учитель Ученики подводящий без проблемы Диалог вывод – Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на водную поверхность. К схеме добавляет стрелку – Что вас удивляет в этой схеме? – Как вы ответите на этот вопрос? К схеме добавляет стрелку – Как можно назвать такое движение воздуха? – Дайте определение этого понятия. – Воздух движется к Земле, как же он движется дальше? – Воздух, опускаясь к Земле, начинает растекаться в разные стороны и движется из области повышенного давления в область пониженного давления. – Ветер. – Ветер – это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления.(Открытие нового знания).

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений. Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

11 слайд

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

  • на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений;
  • на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете;
  • на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

  • каждому предлагать уместную информацию;
  • идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку;
  • участникам задавать друг другу вопросы;
  • участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

  • стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д. ,
  • в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему,
  • появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
  • ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний,
  • изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения,
  • приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

  1. «Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О.В.
  2. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О.В.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме.

«Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу,

чем изменить любого из них в отдельности».

В правильности слов американского психолога Курта Левина я убедилась, на протяжении нескольких лет осваивая интерактивные методы обучения. Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы очень близки к АСО (адаптивной системе обучения), элементы которой я ввела в свою педагогическую практику в 1996 году. Став участницей образовательной программы для общественно-активных школ (ОАШ), организованной российско-американским центром «Сотрудничество» в городе Красноярске в 1999 году, я освоила методику использования элементов эффективного тренинга на уроках и во внеурочной деятельности.

Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Интерактивные методы направлены на становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности, на развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Методика интерактивного обучения в малых группах позволяет

  • решать конкретно-познавательные, коммуникативно-развивающие и нравственно-воспитательные задачи;
  • создать творческую соревновательную атмосферу среди учащихся, научить их уважать ценности и правила работы, принятые группой.

Данная технология помогла мне решить очень важные педагогические задачи:

  • Мои уроки географии и природоведения дети любят и с удовольствием их посещают.
  • Академическими знаниями по предмету школьники овладевают на достаточно высоком уровне.
  • Свободная форма общения на уроках формирует у ребят положительную Я-концепцию, воспитывает социально-успешную личность.

Приоритетной формой работы на моих уроках является коллективная: в статических, динамических, вариационных парах, групповая и межгрупповая.

Уверена, что коллективная деятельность оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка . Снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности; идёт обучающее общение. В ходе диалога, полилога развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Потребность в общении есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери)

Именно поэтому на своих уроках стремлюсь максимально использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

На уроке каждая группа учащихся получает пакет с вопросами и дополнительным материалом («Работа», «Отдых», «Питание и здоровье», «Американский дом»). Ребята прочитывают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму её подачи всему классу и, наконец, представляют.

Учащиеся – большие выдумщики, фантазёры, каких только форм представления информации они не придумывают: разговор о работе и деньгах проходил в «офисе» одной из американских фирм между «коллегами»; в «молодёжном кафе» встретились друзья: беседа шла о том, как они проводят свой досуг; в «американский дом» пришёл корреспондент одной из русских газет и взял интервью у «хозяев дома»; популярная «телепередача» была посвящена питанию и здоровью американцев. Это может быть и научная конференция, экзамен в школе и т.д. Школьные портфели превращаются в «телевизоры», «видеокамеры», рюкзаки туристов; свёрнутая в трубочку тетрадь – в «микрофон».

В заключение урока – интерактивное упражнение «Портрет». Ребята на листах ватмана рисуют «среднего американца» и составляют его словесный портрет, включающий информацию, полученную на уроке.

«Вход в тему». Слово учителя: «Пигмеи! Об их существовании вроде бы знают все. А вот о том, как они живут, имеют представление очень немногие.

Группа «учёных-этнографов» из нашего класса заинтересовалась жизнью этого удивительного народа, маленьких людей, обитающих в непроходимых лесах Африки. Им довелось побывать в гостях у пигмеев, увидеть их жизнь изнутри».

5 учащихся класса будут играть роль учёных-этнографов. Остальные ребята разделены на две группы (лучше по желанию): слушатели-оптимисты и слушатели-пессимисты. Именно они примут участие в разрешении делового конфликта. «Учёные» после выступлений присоединяются к одной из групп.

I часть конференции. Выступления «учёных-этнографов».

  • Кто такие пигмеи?
  • Как живут пигмеи?
  • Чем занимаются мужчины-пигмеи?
  • Чем занимаются женщины-пигмеи?
  • Кому поклоняются пигмеи?

Материал должен быть интересным, занимательным, достаточным для решения познавательного конфликта.

II часть конференции. Познавательный конфликт.

Учитель выступает в роли организатора дискуссии, следит за тем, чтобы деловой конфликт не перерос в эмоциональный. Выслушав всех учащихся, предлагает их вниманию рассказ об эксперименте, проведённом в 70-е годы в Заире. Цель: убедить учащихся в том, что каждый народ за тысячелетия привык жить по-своему, поэтому приобщать «дикарей» к цивилизованному миру надо с большой осторожностью. Да и нужно ли им это? Ведущий передачи «В поисках приключений» Михаил Кожухов закончил одну из своих передач такими словами: «Вот так они и живут! Попробуйте убедить меня в том, что их жизнь беднее и менее яркая, чем наша».

Уроки из серии «Земля – планета людей» стремлюсь сделать динамичными, увлекательными, «живыми». Информация учебника о населении материков достаточно однообразна и откровенно скучна. Поэтому для расширения информационно-образовательного поля беру себе в «союзники» СМИ – журналы «Вокруг света», «Эхо планеты», «География в школе», «Чудеса и приключения», газеты «Аргументы и факты», «Собеседник», телепередачи «В поисках приключений», «Непутёвые заметки», использую и имеющуюся в школе медиатеку.

Разработанные мною уроки позволяют школьникам погрузиться в многообразие культурных миров, подняться на более высокий уровень духовности, гуманистических качеств личности.

Интерактивные формы обучения – это постоянное общение, сотрудничество, это работа мысли. Здесь нет равнодушных и безучастных. Учебная деятельность осуществляется по формуле «научишься сам, когда научишь другого», обучение, развитие и воспитание органически сливаются. На своих уроках активно использую элементы эффективного тренинга: ролевые, деловые, имитационные игры, театрализацию, «мозговой штурм», упражнения.

Деловая игра. Театрализация.

Деловые и ролевые игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его обогащению и развитию. Именно такое деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Горные породы».

Мировоззренческую идею «горные породы как объекты красоты и охраны» учащимся помогает постичь заранее подготовленная инсценировка «Приоткрой малахитовую шкатулку» по мотивам сказов П.П. Бажова. Главные действующие лица: Медной горы хозяйка, Данила-мастер, братцы (или сестрицы) Чароитовый, Нефритовый, Лазоревый.

Вопрос «горные породы как объекты изучения и пользы» учащиеся осваивают в ходе деловой игры «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория) . Каждая группа – научная лаборатория. Лаборатория №1 – «Гранит», лаборатория №2 – «Каменный уголь» и т.д. Учащиеся изучают свойства горной породы по образцу, заполняют систематизирующую таблицу, готовят «научный отчёт», в случае затруднений могут обратиться за помощью к «старшему научному сотруднику» — учителю.

Результаты работы убеждают ребят в исключительном разнообразии горных пород, их практической ценности.

Интерактивные упражнения.

Ур ок природоведения в 5 классе. Тема: «Наше удивительное Солнце».

Упражнение «Коллаж». Интереснейший материал для этого упражнения я взяла из журнала «Наука и жизнь» 70-х годов издания.

Класс делится на группы: «Древние греки», «Древние китайцы», «Древние австралийцы», «Народы древней Африки».

  1. Прочитайте текст.
  2. Нарисуйте то, что представили себе.
  3. Вырежьте рисунок и приклейте на лист ватмана на доске.
  4. Расскажите о том, как древний народ представлял себе Солнце.
  5. Сделайте вывод о том, как древние люди относились к Солнцу. Как вы относитесь к Солнцу?

Оборудование: лист ватмана, бумага, фломастеры, ножницы, клей, карты-задания, карточки с дополнительным материалом.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

Оставьте свой комментарий, спасибо!