Как развивалась психология в XX веке. Кризис в психологии в XX веке Кризис психологии в начале 20 века

8. Открытый кризис в психологии и появление первых психологических школ.

Открытый кризис в психологии отмечен созданием новых школ и направлений в психологической науке.

В открытом кризисе выделяют три этапа:

    Возникновение кризисной ситуации (с 3 четверти 70ых до десятых годов 20 века)

    Открытый кризис (с 10 по 30ые годы 20 века)

    Затухание борьбы школ (с 30ых по наст. время)

    Общественно-исторические условия, экономические, политические изменения. В культуре появляются разные течения, проникнутые духом декаданса.

    Общенаучные изменения. Фундаментальные открытия в физике, химии. Отказ от разума в пользу интуиции и мистики. Пересмотр места человека в мире.

    Обстановка внутри психологии. В Европе развивается психологическое учение В. Вундта. В США – Титченера. К началу 20 века в мире насчитывается 84 лаборатории, где проводились экспериментальные исследования и накапливалось новое знание, которое не могла объяснить ни одна теория.

При накоплении нового знания появляется потребность в их объяснении, в связи с этим появлялись новые школы.

1909 год – психоанализ. Фрейд и Юнг в США читают «Пять лекций по психоанализу»

1912 год – гештальтпсихология. Первый эксперимент по изучению фи-феномена Вертгеймером. Эксперимент был проведён над Кёллером и Кофкой.

1913 год - бихевиоризм. Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма».

Так же чуть позже появляются школы описательной психологии (Дихтей и Шпранглер) и французская социологическая школа.

Каждая из этих 5 школ выступала против положений традиционной психологии.

Старые положения

Противопоставление школ

    Психика отождествляется с сознанием.

Бихевиоризм: психика и сознание не были предметом изучения.

Гештальтпсихология: не рассматривали психику и сознание.

Описательная психология: согласны с данным положением.

Фр. Соц. Школа: расширение понятий, добавление идеи о прологическом мышлении.

    Область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности

Психоанализ: не согласны с данным утверждением. Основой является биологический фактор.

Бихевиоризм: схема «стимул» - «реакция» по типу животного мира.

Гештальтпсихология: инсайт есть и у животных, человек не уникаленю

Описательная психология: человек противопоставляется окружающему миру.

Фр. Соц. Школа: человек противопоставляется окружающему миру.

    Единственный метод – интроспекция.

Психоанализ: модификация интроспекции: анализ сновидений, свободные ассоциации.

Бихевиоризм: эксперимент

Гештальтпсихология: эксперимент.

Описательная психология: использовали интроспекцию, но не отрицали другие методы.

Фр. Соц. Школа: исторический подход.

    Индивидуализм – изучение сознания в пределах индивидуального сознания.

Психоанализ: распространение результатов не всех

Бихевиоризм: отождествление человека и животного в поведенческих актах.

Гештальтпсихология: гештальты врождены

Описательная психология: индивидуализм – вершиная психология.

Фр. Соц. Школа: ???????

    Атомизм – изучение сознания путём разложения его на элементы.

Психоанализ: факты бессознательной жизни.

Бихевиоризм: поведение можно разложить на стимул и реакцию.

Гештальтпсихология: гештальт неделимая единица.

Описательная психология: выступали против атомизма.

Фр. Соц. Школа: изучали элементы в рамках исторической психологии.

    Бытие психики исчерпывается сознательным опытом.

Психоанализ: изучение бессознательных процессов.

Бихевиоризм: психика и сознание не являются предметом.

Гештальтпсихология: инсайт – неосознаваемый процесс.

Описательная психология: творчество – неосознаваемый процесс

Фр. Соц. Школа: прологическое мышление – неосознаваемый процесс.

Краткое описание основных психологических школ, появившихся в период открытого кризиса психологии.

    Психоанализ. З. Фрейд (1856 – 1939 гг.)

Психоанализ – направление психологического учения, в центре изучения которого находятся бессознательные психические процессы. Психоанализ Фрейда рассматривал душевную жизнь с динамической (внутренняя жизнь индивида – это результат столкновения противоположных сил), экономической (энергетическая характеристика душевной жизни) и типической (наличие структуры) точек зрения.

Психоанализ имеет две группы источников:

    Философские концепции:

    Лейбниц: идея о различных степенях сознательной жизни.

    Гербарт: «концепция порога сознания», согласно которой новые знания могут вытеснять старые в зону, находящуюся ниже порога сознания.

    Шопенгауэр: «концепция воли к жизни», в которой разрабатывалась идея наличия у человека двух влечений: полового и агрессивного.

    Гартман: «Философия бессознательного» - книга, в которой обобщены все знания о бессознательном, функция которогоподдержание жизни, сохранение человеческого рода. Бессознательное – стимул для творчества. Но в бессознательном есть и «демоническая» сторона.

    Ницше: вывел идею о воли к власти, которая движет человеком и выражается в аффектах.

    Психотерапевтические и психопатологические концепции.

    С конца 18 века стали предприниматься попытки лечения душевнобольных.

    Месмер, Шарко: идея о психических нарушениях, попытки групповой терапии.

    Дарвин: «О психическом развитии ребёнка» - труд в котором описано эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста.

    Крафт-Эббинг: 1886 год книга «Сексуальная психопатия», которая рассматривала идею о том, сто человеком управляет сексуальный инстинкт.

    Моль: введение термина «libido» 1887 год. Книга «Детская сексуальность».

    Брайер, Шарко: сновидения использовали как метод терапии.

Развитие идей Фрейда можно поделить на 3 этапа:

Основные положения и события

Основные труды

Психоанализ как метод лечения неврозов.

Разработка первого варианта структуры личности: сознательное, предсознательное, бессознательное. «Период блестящей изоляции» из – за пансексуализма теории.

Появление «Венского кружка» (Адлер, Юнг, Абрахам, Джонс и др.)

«Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка теории сексуальности»

Психоанализ – учение о личности и её развитии. Новая структура личности: Id, Ego, Superego.

Появление идеи о libido,martido.

1909 год – турне по Америке. Признание психоанализа.

Изгнание из кружка Адлера и Юнга.

Предложения о создании международной психоаналитической ассоциации.

«Пять лекций о психоанализе», «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика», «Тотем и табу», «Леонардо ДаВинчи»

Расширение рамок психоанализа.

Распространение идей на культуру и её проявления – религию, антропологию.

Становление психоанализа как философской системы.

«По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Моисей и единобожие», «Недовольство культурой».

Методы психоанализа: катарсис, анализ сновидений, свободные ассоциации, гипноз, анализ шуток, оговорок и ошибочных действий.

У Фрейда были последователи и отступники. Тут я совсем чуть-чуть, в качестве напоминания.

Отступники критиковали теорию Фрейда и сделали несколько нововведений:

    Права Egoрасширены, оно обладает своей энергией и функциям.

    Проведена переоценка влияния биологических и социальных факторов на развитие личности в пользу социальных.

    Переоценка роли детской сексуальности и Эдипова комплекса.

Отступники:

    А. Фрейд: детский психоанализ. Вводит игровые методы диагностики и коррекции, так как классический психоанализ не учитывает несовершенство вербализации у детей.

    К. Юнг: идея коллективного бессознательного. Идея архетипов. Libido, согласно Юнгу, энергия, которая имеет разную интенсивность в разных возрастах. Личность человека определяется на только детскими переживаниями, но и целями на будущее. Добавление «врождённого опыта человека» в сферу бессознательного.

    А. Адлер: чувство неполноценности, которое формируется к 5 годам и определяет поведение человека. Недостатки закрепляют комплекс неполноценности. Социальный интерес и стремление к превосходству. Неделимость личности на структуры. Человеку присуще «Творческое Я», которое его формирует.

    К. Хорни: Базальная тревожность, имеющая причиной недостаток внимания от родителей. Переоценка в сторону социальных факторов.

    Г. Салливан: Концепция межличностной психиатрии. Решающую рольк развитии личности играют МЛО, нарушение которых приводит к неврозу.

    Э. Фромм: Социальный фрейдизм. Концепция «экзистенционального противоречия», возникающего при разрыве связей с природой. Продуктивный путь - воссоздание связей с природой и обществом. Но соц условия блокируют этот путь и человек вынужден «бежать».

    В. Райх: Телесноориентированный психоанализ. Основа для здоровой личности – свободно циркулирующая энергия. Невротические индивиды направляют энергию на мышечные зажимы, что приводит к появлению «мышечного панциря».

Наследники:

    Г. Олпорт: На человека решающую роль оказывают рациональные мотивы и лишь невротики живут под влиянием эмоций. Личность – то, что присуще каждому из нас, она уникальна. «Проприум» - присущий.

    Г. Мюррей: Id– это импульсивные тенденции. Помимо энергии жизни и смерти оно содержит в себе социально желательный импульс- любовь и эмпатия. Проекция – основной защитный механизм. ТАТ.

    Э. Эриксон: концепция «Кризиса идентичности», охватывающая всю жизнь человека. Развитие человека – преодоление конфликтов, свойственных каждой стадии.

    Э. Бёрн: транзактрный анализ. Три Ego - состояний: Родитель (контроль и забота), Ребёнок (игра), Взрослый (контроль за внешним миром). Понятие сценария.

    Ж. Лакан: введение лингвистики в психоанализ. Рассмотрение структуры с точки зрения языка. Вербальные методы диагностики.

    Бихевиоризм.

Отказывается от рассмотрения субъективного мира человека. Предметов провозглашает поведение, к которому относит все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние стимулы.

Источники:

    Объективизм и механицизм. О. Конт. Истинность только того знания, которое можно наблюдать.

    Функционализм. Энджел: «скоро термин «сознание» уйдет из психологии».

    Зоопсихология. Ж. Леб – теория поведения животных на основе вынужденных движений. Принцип ассоциативной памяти- животное можно научить реагировать определённым образом на определённый стимул.

    1900 год – «лабиринт» У. Смолла

    1906 год Тёрнер статья «Некоторые предварительные замечания о поведении муравьёв»

    И. П. Павлов: Условный рефлекс.

    1910 год – 8 лабораторий по зоопсихологии.

    1912 год – журнал «Поведение животных».

    В.М. Бехтерев: объективная психология. Сочетательных рефлексов. Поведение высшего уровня можно объяснить как сочетание моторных рефлексов низшего уровня.

    Э. Торндайк: Проблемный ящик. Закон упражнения: чем чаще действие используется в ситуации, тем сильнее связь между действием и ситуацией. Закон эффекта: любое действие, появляющееся в ситуации, ассоциируется с этой ситуацией, и когда ситуация возникает вновь, вероятность этого действия высока.

Бихевиористы:

    Дж. Уотсон (1878 – 1958 гг.):

1913 год – призыв к изучению поведения, осознанное нападение на психологию. Предмет: «Стимул» - «Реакция». Стимулы могут быть простыми и сложными. Реакции могут быть явными и неявными. Методы: наблюдение, тестирование реакций, дословные записи, метод условных рефлексов (1915 г.). «Психология как наука о поведении», «Психологический уход за ребёнком».

    Необихевиоризм 30-60 годов. Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер.

Э. Толмен: целенаправленный бихевиоризм. Целенаправленность поведения можно объяснить в терминах объективного бихевиоризма, то есть любое поведение направлено на цель. Эксперименты с крысами позволили установить, что у крыс формируются когнитивные карты, которые могут передаваться по наследству. В поведении есть «промежуточная переменная» - организм, который не подлежит наблюдению, но влияет на реакцию. Появление термина «гештальт-знаки» - ассоциативные связи, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения действия. Когнитивная карта – сеть гештальт- знаков.

К. Халл: радикальный бихевиоризм. Человеческое поведение можно свести к языку физики. Организм- самоподдерживающися робот из природных материалов. Методы: простое наблюдение, системное контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод.

Б. Скиннер: введение термина «оперантная реакция» - направленность поведения на цель. Система поощрений и наказаний при научении. Со временем свои разработки Скиннер переносит в социальную жизнь – воздушная колыбель для младенцев, обучающая машина. Развитие программированного обучения.

3. Социальный бихевиоризм:

А. Бандура: изучение когнитивных процессов с помощью эксперимента. Косвенное подкрепление, основанное на чужом опыте. Социальное научение – моделирование поведения на примере поведения других людей. Понятие самоэффективности – чувство уверенности в компетентности решения проблем. Она может быть социальной и деятельностной. Работа с фобиями, неврозами.

Дж. Роттер: социальное научение: оценка возможных положительных и отрицательных последствий. Локус контроля: внутренний и внешний.

    Гештальтпсихология. Понимание сознания как динамического целого, поля, каждая точка которого взаимодействую со остальными. Единицей анализ является гештальт, как целостная образная структура.

Философской предпосылкой гештальт-психологии является «критический реализм»:

    Э. Махх: анализ ощущений – как человек воспринимает фигуры и мелодии. Доказал, что восприятие этих объектов может оказаться независимым от восприятия этих элементов.

Брентано: психология должна изучать процессы или акты сознания.

К. Эренфенсье: обозначил качества объекта, которые могут быть объяснены простым сложением элементарных ощущений.

Гештальтпсихология как психология восприятия:

    «Фи-феномен» - движений, которого не существует. 1912 год статья «Экспериментальное исследование восприятия движения».

    1921 год – журнал «Психологические исследования»

    Кофка проводил эксперименты, связанные с восприятием с целью объяснения динамики формирования образа.

    Принцип изоморфизма: головной мозг можно рассматривать в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют те же элементы, которые в данный момент оказались активны. ГМ – эквивалент внешнего мира.

    Кёллер: «Интеллект человекообразных обезьян» 1930 год. Появление понятия «инсайт».

Гештальтпсихология как психология личности:

    Курт Левин: 1926г. – «Намерения. Воля. Потребности.», 1935 г. – «Динамическая теория личности». Деятельность человека происходит в условиях взаимодействия полей, которые влияют на человека, формируя гедологическое пространство. Объектам присущи валентности. Левин вводит понятие «эмоционально-когнитивное представление», подразумевая под ним чередование циклов возникновения и снятия напряжения. После 30ых Левин переносит теорию поля на групповые процессы. Разрабатывает теорию стилей руководства.

    Б. Зейгарник: эффект незаконченного действия.

    Гештальт-терапия: Ф. Пёрлз: индивид обладает способностью к саморегуляции. Принцип «здесь и теперь». Роль невербалики в диагностике. Основная процедура – игра, которая позволяет экспериментировать (влияние психодрамы). Цель терапии – интеграция личности. Клиентцентрированный подход.

    Описательная психология: идеографический подход.

1894 год – В. Дильтей «Описательная психология».

Призыв отказаться от эксперимента, так как это естественнонаучный метод. Предмет – развитой человек и внутренняя душевная жизнь. Основным методом понятия человека и его проблем считали понимание. Оценить субъективные переживания и включить их в социальный контекст. Ценности человека изменяются на протяжении жизни: игра, затем идеалы, затем осознание действительных ценностей, затем особо значимые ценности. Психология Дильтея – вершинная психология, так как человека можно познать в его высших проявлениях – творчестве и свободе.

Шпранглер: ценности как эмоциональное отношение к чему-либо. Классификация ценностей:

    Теоретические ценности- область науки

    Экономические ценности- материальные блага

    Эстетические ценности – самовыражение

    Социальные ценности - общение

    Политические ценности – власть, влияние

    Религиозные ценности – смысл жизни

    Французская социологическая школа:

Э. Дюркгейм, Леви-Брюлль.

Человек – существо двойственное – социальное и биологическое. Биологическое влияет на практическую деятельность человека. Социальное под влиянием общества формирует социальную часть психики, что отличает человека от животного. Общество рассматривается как особая реальность, которая состоит из различных мнений, знаний, то есть из количественных представлений, которые закрепляются в языке. Исторический подход – анализ влияния развития человека на становление его психики.

    Леви-Брюлль: пралогическое мышление, свойственное первобытному человеку.Пралогическое мышление подчинено законам партиципации – сопричастности, то есть все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу. Такой тип мышления не требует доказательств, он иррационален.

Пралогическое мышление уступает место логическому по мере филогенеза.

Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. границы: третья четверть 70-х гг. 19 в. - первое десятилетие 20в. Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее основным методом. Таким образом, кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В начале 10-х гг. 20 в. психология вступила во второй период кризиса - собственно период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-х гг. 20 в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в 17 в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении 18-19 вв.

Таким образом, неизбежно наступил следующий, третий период кризиса. Он характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или "гуманистическая", психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

Ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце 18 - начале 19 века".

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг. явилась первым из величайших социальных потрясений 20 в.

Вот в таких условиях общественной ситуации и положения в науке и философии психология в начале 10-х гг. XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.

Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.

Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке.

В этот период появилось множество новых направлений. Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Основоположник Дж. Уотсон. Он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э.Торндайка, а также школу объективной психологии. Гештальтпсихология - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецко - язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца 19 - начала 19 в. Глубинная психология - выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Э.Дюркгейм, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже. К ней принадлежали М. Гальбвакс, Ш. Блондель. Описательная психология. В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей, основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции.

Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Стала испытывать кризис. Прогрессивный когда-то метод интроспекции оказался неэффективным, специфика психической реальности не была уточнена, вопрос связи психических явлений с физиологическими остался нерешенным, психологическая теория заметно ушла вперед от экспериментальной работы.

Научные умы принялись искать новые методы , что привело к возникновению нескольких школ.

Основные направления психологии в 20-м веке

Бихевиоризм. Оказал огромное влияние на развитие психотерапии, но не дал ответа на многие вопросы. Некоторые ученые впоследствии бихевиоризм рассматривали как примитивное учение о психике человека.

Гештальтпсихология. Школа возникла в виде противовеса . Здесь наблюдается попытка разработать проблемы целостности, которые были проставлены Австрийской школой.

Глубинная психология. Ее возникновение связывают с именем Зигмунда Фрейда. Он начал работать с бессознательным человека, а его последователи пришли к выводам о том, что есть «коллективное Эго». Это стало огромным скачком в развитии социальной психологию. Карл Юнг продолжил и углубил учение.

Когнитивная психология. Можно смело утверждать, что это продолжение учение бихевиоризма, но более углубленное. Человек рассматривается более полно, учитывается роль его сознания, восприятия, а не только инстинкты.

Гуманистическая психология. Человек рассматривается как вершина творений природы. Особо серьезно представителями школы рассматривались вопросы самоактуализации человека. Самые основные предметы для анализа: высшие ценности, творчество, свобода, ответственность, любовь и прочее. Постепенно появляется экзистенциальная психология, которая призвана развить психологию гуманистическую.

Этапы развития мировой психологии в 20-м веке

Этап первый. Начиная с конца 19-го века и начала 20-го века, начинает развиваться экспериментальная психология. Основной вклад на данном этапе внес В. Вундт, который смог сделать науку объективной, экспериментальной. Благодаря Вундту, в том числе, назрел кризис в науке, который привел к образованию множества школ.

Этап второй. В начале двадцатого века, вплоть до 30-х годов наблюдается методологический кризис. Нет единого мнения в научной среде о том, как проводить эксперименты и что должно выступать в роли предмета эксперимента. На данном этапе большую роль сыграла молодая школа.

Этап третий. Начиная с 40-х и заканчивая 60-ми годами, наблюдается появление гуманистической психологии. Предметом исследования выступают познавательные процессы, развитие интеллектуальных способностей и многое другое. Человек – уже не просто объект исследований, но и серьезных изучений с точки зрения гуманизма.

Этап четвертый. Данный этап развития длится до сих пор. Наука продолжает исследования в рамках различных школ. Большое внимание уделяется эксперименту, начинают появляться все новые методы по диагностике. Отдельные школы начинают объединяться, чтобы открыть новые горизонты в развитии науки.

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории.

В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

Позитивное содержание кризиса составила работа по созданию новой психологической теории, развернувшаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму. Рост мирового господства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых первая мировая война явилась первым из величайших социальных потрясений XX в.

Предпосылки (причины), обусловившие возникновение «открытого кризиса»:

1) сложность и противоречивость социальной ситуации. Противоречия
между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость
биологической природы человека с моральными требованиями общества.

2) понимание учеными практической и теоретической
несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования
явлений и феноменов науки;

3) интенсивное развитие философских идей, позитивизма, дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии обеспечило появление новых несопоставимых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки;

4) развитие биологии, которая меняла представление о сознании как о замкнутом мире субъекта;

5) расширение сферы непознаваемых путем классического метода
интроспекции явлений (поведение животных, детей, психически больных
людей).

В 1910-1930 гг. в психологии сформировалось большое колическтво конкурирующих несовместимых парадигм, которые реализовали потенциально возможные версии понимания предмета и метода психологии.

Психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования. Перечислим эти направления.

1. Гештальтпсихология

2. Бихевиоризм

3. Глубинная психология

4. Французская социологическая школа

5. Описательная психология и т.д.

Благодаря разразившемуся кризису психология получила ряд новых самостоятельных направлений, каждое из которых впоследствии активно расширилось и дало науке множество интереснейших взглядов и концепций, дальнейшее развитие этих психологических школ шло в направлении взаимодействия друг с другом.

»
План Причины кризиса Основные течения Структурализм Вюрцбургская школа Функционализм Бихевиоризм Гештальт-психология Теория "поля" Курта Левина Психоанализ (глубинная психология) Гуманистическая психология Последствия раскола I. Причины кризиса. Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным. Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались показания органов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит. Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии. Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма. Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом. Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте. II. Основные течения Вследствие кризиса появились такие течения: 1 Структурализм. Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания. С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте. 2. Вюрцбургская школа В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались. В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив общей психологии", которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Латвии (входившей в состав России), был мягкий, доброжелательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом. Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент. Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто- либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными". Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881- 1944?). Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца- "О законе упорядоченного движения мысли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в нацистском концентрационном лагере. Традиции экспериментального изучения мышления, созданные вюрцбургской школой, были развиты другими исследователями, к ней не принадлежавшими. 3. Функционализм У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано. Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта. Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических. Интенция - не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам. К. Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая её с философией, а не с психологией. Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). Так исследованию подлежит не красный цвет объекта (который представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознаёт этот цвет в его отличии от других. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями». В.Джеймс (1842-1910) занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джеймсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джеймс подчёркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически-адаптационного смысла, его направленности на решение жизненно важных для индивида проблемных ситуаций. Но в целом функционализм (как в "чикагском" варианте, так и в "колумбийском") оказался теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение - все это оставалось загадочным. В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм. 4. Бихевиоризм Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название от англ. behavior - поведение) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считалась процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ, "коннексия" - связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных". Термины Торндайк употреблял традиционные - "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями. Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом "предсказание и управление". 5. Гельштат-психология В те же годы, когда в США вспыхнул бихевиористический «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла психологический «истеблишмент» с не меньшей решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой научной школы. Ядро образовал триумвират, в который входили Макс Вертгеймер(1880-1943), Вольфган Келер(1887-1967) и Курт Коффка(1886-1941). Они встретились в 1910г. во Франкфурте-на- Майне, в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований. Э.Гуссерель(1859-1938) видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико-математического, отличала гештальтизм от других феноменологических концепций. И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха». Водораздел между гештальтизмом и бихевиоризмом создал также, общепринятому мнению, проблема целого и части. Гештальтизм отстаивал идею целостности в противовес бихевиористскому взгляду на сложную реакцию как сумму элементарных. Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. 6. Теория "поля" Курта Левина Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных, а на изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Станфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм- среда» Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределённой константы, Левин полагал, мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал. Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя человеком. 7. Психоанализ (глубинная психология) Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название - глубинная психология - это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры - не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Аналитическая психология. Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций, и стремлений между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Индивидуальная психология. А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Адлер стал основателем нового, социально- психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. 8. Гуманистическая психология Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию. Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия). Г.Олпорт(1897-1967) рассматривал сознаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми невротиками, на психику здорового человека. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Карл Роджерс(1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Наряду с этими течениями были и другие, такие как Необихевиоризм – возглавили это движение американские психологи Э. Толмен и К. Халл. Социальный бихевиоризм – американский учёный Джордж Мид(1963- 1931) работавший в Чикагском университете Генетическая психология Жана Пиаже – Ж.Пиаже(1896-1980) – один из наиболее известных учёных, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. III. Последствия кризиса. В последствии кризиса появились различные школы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них - будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль. Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противостоящие друг другу - школы. Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продолжала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее развитие шло в направлении взаимодействия школ. Литература Роменець В.А., Манола І.П. – Київ: „Либідь” 1998 История психологии: От Античности до середины ХХ века М.Г.Ярошевский. – Москва Academiа 1997.