Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну. Феодальное общество Феодальное владение рыцаря 9 века

2. Какие изменения произошли в жизни людей в период расцвета Средневековья: а) в управлении королевствами; б) в сельском хозяйстве и ремесле; в) в повседневной жизни?

А) в области управлении государством произошло объединение раздробленных и централизация королевской власти, а также постепенное подчинение церкви светской власти;

Б) в сельском хозяйстве крестьяне постепенно перешли от отработки барщины к выплате оброка, а позже стали получать личную свободу, наблюдается рост городов и развитие ремесел и торговли;

В) в повседневной жизни устанавливается спокойствие, так как ушли голод и болезни.

1. Объясните понятия: феод, сеньор, вассал, замок, турнир, община, барщина, оброк, десятина, крестовый поход, ремесленный цех, гильдия, ратуша, коммуна, парламент, университет, схоластика. Какие из перечисленных понятий относятся к жизни средневековой знати, какие – к жизни крестьян, а какие – горожан или служителей Церкви?

Феод – земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу в наследственное владение под условием несения последним феодальных служб в пользу сеньора.

Сеньор – собственник феода, от которого в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы – вассалы.

Вассал - держатель феода.

Замок – укреплённое жилище феодала.

Турнир – вооруженный поединок рыцарей, на котором демонстрировались воинское искусство и доблесть.

Община – группа людей, связанных общими интересами или общностью происхождения.

Барщина – труд зависимого крестьянина, работающего личным орудиями труда в хозяйстве земельного собственника.

Оброк – натуральная или денежная платеж, взимаемый с крестьян землевладельцами и государством.

Десятина (церковная) – обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви.

Крестовый поход – военные походы западноевропейских феодалов в XI-XIII веках, проходившие под прикрытием религиозных католических лозунгов.

Цехи – объединения ремесленников по профессиям,

Гильдия – объединение купцов для защиты своих интересов

Ратуша – орган городского самоуправления в средневековой Западной Европе.

Коммуна – низовая территориальная единица местного самоуправлении.

Парламент – торжественные собрания, имевшие разные составы и значение; затем термин постепенно закрепился в Англии в конце XIII в. за высшим сословно-представительным собранием.

Университет – высшее учебое научное заведение.

Схоластика – традиционная система обучения в средневековых школах. В ее основе лежал особый способ поиска истины, состоявший в том, чтобы глубже познать христианское учение путем логики и рассуждений.

К жизни средневековой знати: феод, вассал, замок, турнир, парламент.

К жизни крестьян: община, барщина, оброк, десятина.

К жизни горожан: ремесленный цех, гильдия, ратуша, университет.

К жизни служителей церкви: крестовый поход, схоластика.

2. Что такое сословия? На какие сословия делилось общество в Средние века? В чём состояли их права и обязанности?

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Средневековое общество делилось на три большие группы (сословия):

Духовенство состояло из служителей церкви - монахов и священников. На них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина;

– феодалы или рыцари. Их основная задача защищать страну от внешних врагов;

– крестьянство и горожане. Основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.

3. Какое значение имели для стран Западной Европы увеличение числа городов, развитие ремесла и торговли в X – XIII вв.? К каким последствиям привели бедствия XTV в.?

Увеличение числа городов, развитие ремесла и торговли привели к началу постепенного перехода от натурального хозяйства к товарному., а также к развитию образования.

Бедствия 14 века многое изменили в отношениях крестьян и сеньоров. Население Европы сократилось, поэтому продовольствия требовалось меньше. Цены на зерно упали, зато стоимость рабочих рук возросла. Теперь работники могли требовать у своих господ лучшей оплаты. Сеньоры не желали нести убытки, поэтому они пытались ограничить плату за наёмный труд. Кроме того, они придумывали всё новые платежи. Все это привело к крестьянским выступлениям и войнам и дальнейшему получению личной свободы.

Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном - главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко большие области - непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей, державшие земли от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, - носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы - рыцари - низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX - начале XI в. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору (немецкое - Ritter, от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI-XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое зна-чение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой - принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся.
Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала - не мой вассал».

Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли быть вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот.
Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение - феод, или по-немецки лен, которое вассал держал от своего сеньора (см. гл. 4). В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода считался не только его непосредственный держатель - вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд Других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом. Передача феода вассалу - ввод во владение - носила название инвеституры. Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость - принесение оммажа (hommage - от французского слова 1’homme - человек), - во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого феодала, публично признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называлась «фуа» (по-французски foi - верность).

Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать ему во вред и по требованию сеньора защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определенных феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях - быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.
Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обяза-тельств конфликты на этой почве были в IX-XI вв. обычным явлением. Война считалась законным спо-собом решения всех споров между феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ослабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира» как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.
Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри господствующего класса, связывала и объединяла всех его членов в привилегированный слой.
В условиях политической раздробленности IX-XI вв. и отсутствия сильного центрального госу-дарственного аппарата только феодальная иерархия могла обеспечить отдельным феодалам возможность усиленной эксплуатации крестьянства и подавления крестьянских выступлений. Перед лицом последних феодалы неизменно действовали единодушно, забывая свои распри.

Быт и нравы феодалов.

Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Любимыми их развлечениями были охота, конные состязания, турниры.
В X-XI вв. Европа покрылась замками. Замок - обычное жилище феодала - одновременно был крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной власти феодала, позволяя ему господствовать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на холме или на высоком берегу реки, откуда хорошо обозревалась окрестность и где легче было обороняться от врага.

До конца X в. замки представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т. п.
Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить замки из камня, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими стенами с бойницами и башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. Обычно замок сдавался врагу лишь в результате многомесячной осады. Мелкие феодалы, не имевшие средств для возведения столь мощных сооружений, старались укрепить свои жилища крепкими стенами и сторожевыми башнями.
Основным видом войск в Европе X - XI вв. становится тяжеловооруженная конница. Каждый феодал обязан был своему сеньору конной военной службой. Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинное тяжелое копье. Он пользовался также палицей и боевым топо-ром (секирой); для защиты от врага служили кольчуга и щит, шлем с металлической решетчатой пласти-ной - забралом. Позже, в XII-XIII вв., появились рыцарские латы.

Проводившие всю свою жизнь в войнах, насилиях и грабежах, презиравшие физический труд феодалы, особенно светские, были невежественными, грубыми и жестокими. Выше всего они ценили физическую силу, ловкость, отвагу в бою и щедрость в отношении своих слуг и вассалов, в которой видели проявление своего могущества и прирожденного благородства в отличие от презираемых или «скаредных», по их мнению, мужиков и горожан. Идеализированный кодекс «рыцарского» поведения, рисующий рыцаря как благородного защитника слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе значительно позднее - в XII-XIII вв. Но и тогда он мало соответствовал действительному облику феодала-рыцаря, оставаясь для большинства лишь недостижимым идеалом. С грубым рыцарем-варваром раннего средневековья этот идеал тем более не имел ничего общего.

Миниатюра "Рыцарский турнир"

Классическое Средневековье в Европе ". - XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «фе­одализм » происходит от слова «феод» - наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.

К Х-XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора ». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император - верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что ко­роль раздавал большие области споим вассалам - князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам - баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы - рыцари. Слово «рыцарь » в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение - деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: "Вассал моего вассала - не мой вас­сал ». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона - вассала герцоги, а герцог - простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

Причины возникновения феодализма.

В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Ве­ликого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страш­нее в IX -X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые вре­менами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (на­пример, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла пере возить тяжеловооруженного, закован­ного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.

Рыцарь стал грозной силой , но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.

Раннее средневековье Позднее средневековье

Три сословия феодального общества.

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся (духовенство, монахи), воюющих (аристократия, рыцари) и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов . Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Григорий Турский (ок.538/539-593/594) жаловался, что монахи проводят больше времени в тавернах, чем за молитвой в своих кельях. В 847 г. совет прелатов постановил, что любой член религиозного ордена, который регулярно напивается, должен нести епитимью в течение сорока дней, что в данном случае подразумевало воздержание от мясного, пива и вина.
Пьянство и употребление вина также рассматривалось в пенитенциариях - руководствах для священнослужителей той эпохи, где перечислялись виды покаяния, которые христиане должны нести, когда они совершают грехи. В целом наказания, налагаемые на духовных лиц, от которых ожидалась большая самодисциплина, были более суровыми, чем для мирян, а священнослужители высокого ранга несли большую ответственность, чем простые монахи и приходские священники. В одном пенитенциарии начала VIII века, авторство которого приписывается Беде Достопочтенному (ок.672/673-735), предписывалось наказание за пьянство до такой степени, когда «вино лишает человека разума, его речь становится бессвязной, а глаза дикими, а впоследствии он страдает от тошноты, несварения желудка и болей во всем теле». Эти симптомы сами по себе кажутся достаточным наказанием, но помимо этого провинившемуся запрещалось употреблять вино и мясо в течение трех дней для мирянина, семи дней для священника, двух недель для монаха, трех недель для дьякона, четырех недель для пресвитера.
http://gorbutovich.livejournal.com/68961.html
Поиск информации - Александра Логвинова

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители - духовенство - могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом.

Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.





Питер Артсен, 1551 год.
(Определите, где какое сословие)

Крестьяне.

Крестьяне в Средние века помимо земледелия и ско­товодства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них глав­ным делом. Потребности его развития превращали многих сель­ских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником - приспособлением для отвала земли. Придумали и хо­мут для лошади. Он позволил использовать этих животных дли вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье . Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вно­сить навоз и другие удобрения. Широкое распространение полу­чило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно север­ных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот на­дел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы гос­подской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одно­временно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Од­носельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защи­щали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользо­вались лесами и лугами.

Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту - главу крестьянской общины . Община была необходима крестьянам и к их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского",XV век

Феодалы.

Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора - замок . Замки строились одновременно со складыва­нием самого феодализма. В IX -X ив. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров . 13 замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебра­сывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня - донжон . Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу - его слуги. В подвале находилась темни­ца. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в ма­ленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко про­кладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из полнала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захва­те замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно храни­лись большие запасы продовольствия.

Рыцарство.

Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцар­ской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже пере­двигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами , ас 14 лет - оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем» , фео­дальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец - с оруженосцем, остальные воины осы­пали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились ры­царями . Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести . Одними из глинных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлят ь храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. На­стоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предуп­редит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых - вдов, сирот, нищих. Суще­ствовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необуздан­ных, жестоких и жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры - военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, цер­ковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства.



Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите три основных сословий в Среднего века
  2. Каким хозяйством занимались крестьяне в Средневековье?
  3. Что входило в правила рыцарской чести?

Подготовка вопросов: Почерняев Н.С

Дополнительная литература по теме

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАМКА В МИНИАТЮРАХ. 15МАНУСКРИПТОВ ВЕКА.

ВАССАЛ (франц. и англ. vassal, от кельт. gwa-sawl - служащий, отсюда сред.-век.-лат. vassus, vasallus, vassallus). В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/37581/ВАССАЛ

СЕНЬОР (от лат. senior - старший) - в Западной Европе в Средние века: а) феодал, земельный собственник (собственник сеньории), в зависимости от которого находились крестьяне (а часто и горожане); б) феодал, в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы - вассалы

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. 2003.т http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18167

РЫЦАРЬ (нем. Ritter - первоначально - всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек.

Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/260518

Оруженосец - благородный (в этом случае - обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.
В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего отрок посвящался в рыцари. Исключением могли являться Королевские Оруженосцы, которые иногда оставались оруженосцами всю жизнь.
Простолюдин же как правило служил оруженосцем пожизненно, одновременно являясь сержантом. Только в очень редких случаях простолюдин мог быть за особые заслуги посвящён в рыцари, и именно из потомков таких простолюдинов в Священной Римской империи вышло сословие министериалов.

Википедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/148164

ПАЖ (фр. le page, от греч. pais - дитя, мальчик). 1) в средние века молодые дворяне, находившиеся в услужении при владетельных особах. В настоящее время, они остались при дворах, как необходимая обстановка в разного рода церемониях. 2) в России, воспитанник пажеского корпуса. 3) пояс с крючками или шнур у женщин для поддержания платья во время грязи.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/25280/ПАЖ

СОСЛОВИЕ , социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами, и обязанностями.

Современная энциклопедия. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/44678

ДОНЖОН - ((фр. donjon - господская башня, от ср.лат. dominionus). Прежде главная башня в древних замках и крепостях; теперь башня укрепления для обороны; как же башенка, павильон на домах.
Словарь иностранных слов русского языка http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/10781/ДОНЖОН

Трехполье трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые. Характерен для паровой системы земледелия времён феодализма.

Большая советская энциклопедия. - М.: 1969. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141012/Трехполье

НАДЕЛ - земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). В России после крестьянской реформы 1861 превратился в общинную или подворную крестьянскую собственность

Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/207354

ОБРОК , натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.:.

2.1.Сеньоры и вассалы. Чтобы иметь свой отряд воинов, каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами более мелким феодалам в награду за службу. Владелец земли был по отношению к этим феодалам сеньором (страшим). Феодалы, получившие земли, становились его вассалами (военными слугами).

Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, должен был выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и от восставших крестьян.

2.2.Феодальная иерархия. Главой всех феодалов в стране считался король, он был высшим судьей и командующим войсками. Король был сеньором для герцогов и графов, во владениях которых находились сотни деревень. Они имели крупные военные отряды.

После герцогов и графов стояли их вассалы – бароны и виконты. Они управляли двадцатью-тридцатью деревнями и из жителей этих деревень формировали свои вооруженные отряды. Баронам подчиня­лись рыцари – мелкие феодалы у которых не было своих вассалов.

Отношения между феодалами напоминали лестницу: на верхних ступенях стояли самые крупные феодалы, на нижних – мелкие. Такая организация феодалов получила название феодальной лестницы (иерархии). Крестьяне не входили в фео­дальную лестницу. Они обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания, ремес­ленными изделиями и одеждой.

Подчиненность вассалов своим сеньорам в различных странах была разная. Так, в Англии все лица, входившие в фео­дальную лестницу, считали себя вассалами короля. А во Франции су­ществовало правило: «Вассал мо­его вассала – не мой вассал». Когда начиналась война, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско.

2.3.Феодальные быт и традиции. Феодалы проводили время в войнах, пирах и воинских развлечениях. Феодалы, занимавшиеся только военным делом, с конца X в. стали называться рыцарями. Основным занятием рыцарей была война, поэтому они постоянно занимались воинскими упражне­ниями и приучали к этому своих детей. Проводились различные воен­ные состязания рыцарей в силе и ловкости – турниры. Любимые развлечения рыцарей – охота и турниры – были связаны с военным делом. Турнир – это военное состязание рыцарей в силе и ловкости.

Правила поведения и обязанности рыцарей содержались кодексе рыцарской чести. На войне рыцари обязаны были проявлять героизм и отвагу. Они считались защитниками слабых и обиженных, а также христианской церкви. У рыцарей существовал культ поклонения прекрасной даме. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами.

В средние века в Османской империи сословие, наподобие рыцарей Западной Европы, называлось сипахи, в Япо­нии – самураи. В ХIV-ХVI вв. с распространением огнестрельного оружия рыцари потеряли свое значение, но они не исчезли, составив сословие дворян.

2.4.Феодальный замок. От нападений врагов и восставших крестьян феодал укрывался в замке. Замок – это жилище феодала и его крепость. Там хранились запасы одежды, орудия труда, ору­жие и припасы. В случаях наводнения, засухи или пожара каждый крестьянин мог получить помощь из этих хранилищ и поправить свое положение. Голодная смерть крестьян была невыгодна феодалам.

Замки служили защитой от врагов. Мно­гие из них были построены в связи с частыми нашествиями норман­нов и венгров. Замки обычно строились на высоких берегах рек, на холмах, удобных для обзора окрестностей и обороны. Вокруг зам­ка возводились высокие стены и баш­ни, они окружались рвом, наполнен­ным водой. Через ров к воротам был перекинут подвесной мост, который на ночь или при нападении врагов поднимали на цепях.

Замки феодалов служили не только жилищем, продовольственным хранилищем, но укрытием, убежищем и крепостью.

  • Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  • Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства
  • Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX- XI вв. В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X в.; в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу XI в., в Германии еще позднее - к началу XII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы и в Византии. При всем своеобразии развития отдельных стран Западной Европы отчетливо выступают общие черты, характерные для сложившегося феодального способа производства. Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается тяжелой эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину, а традиционные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства.

    В Византии, хотя вотчины отдельных феодалов также приобретают все более заметное место, большую роль продолжает играть еще государственная собственность и лично свободные и полусвободные категории крестьянства.

    На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. В западноевропейских странах у лично зависимых крестьян, особенно в крупных поместьях, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства.

    Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента была развита еще слабо.

    Мелкое крестьянское хозяйство, хотя и подвергалось эксплуатации со стороны феодала, было, однако, более производительным, чем крупное рабовладельческое хозяйство или то, что было при первобытнообщинном строе. Установление феодальных отношений в Европе в IX - XI вв. в целом привело к подъему экономики и скачку в развитии производительных сил (см. гл. 19). Развивалось ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, и обмен, возрождались на новой феодальной основе пришедшие в упадок римские города, возникали новые предгород-ские поселения, рыночные центры, порты для морской торговли как в Южной, так и в Северной Европе (см. гл. 7).



    Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство - сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем - сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X-XI вв. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности.

    Основные классы феодального общества. Крестьянство. В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI в. общество уже делилось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян.



    В наиболее тяжелом положении повсеместно находились лично зависимые крестьяне, в некоторых странах (например, во Франции) уже в X-XI вв. составлявшие значительную часть крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебно-административном отношении и подвергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своей движимостью, которые считались собственностью феодала. Кроме того, такие крестьяне выполняли и ряд унизительных повинностей и облагались платежами, подчеркивавшими их личную зависимость. В категорию таких крестьян постепенно вливались и бывшие рабы. В ряде стран этот наиболее зависимый слой крестьянства именовался сервами, хотя они уже не были рабами в античном значении этого слова. Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. В целом по Западной Европе они составляли весьма значительную часть крестьянства. Они могли более свободно распоряжаться своей движимостью, а иногда и земельным наделом с согласия феодала, однако также платили ему высокие ренты. В некоторых странах (Англии, Германии, на юге Франции, в Италии) сохранялся в IX-XI вв. еще небольшой слой свободных крестьян - земельных собственников аллодиального типа, зависимость которых от сеньора носила в первую очередь судебный и политический характер.

    Класс феодалов. Феодальная иерархия. Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном - главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко большие области - непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей, державшие земли от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, - носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы - рыцари - низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX - начале XI в. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору (немецкое - Ritter, от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI-XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое значение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой - принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся.

    Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала - не мой вассал».

    Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли быть вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот.

    Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение - феод, или по-немецки лен, которое вассал держал от своего сеньора (см. гл. 4). В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода считался не только его непосредственный держатель - вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд Других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом. Передача феода вассалу - ввод во владение - носила название инвеституры. Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость - принесение оммажа (hommage - от французского слова 1"homme - человек), - во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого феодала, публично признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называлась «фуа» (по-французски foi - верность) .

    Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать ему во вред и по требованию сеньора защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определенных феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях - быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.

    Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обязательств конфликты на этой почве были в IX-XI вв. обычным явлением. Война считалась законным способом решения всех споров между феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ослабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира» как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.

    Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри господствующего класса, связывала и объединяла всех его членов в привилегированный слой.

    В условиях политической раздробленности IX-XI вв. и отсутствия сильного центрального государственного аппарата только феодальная иерархия могла обеспечить отдельным феодалам возможность усиленной эксплуатации крестьянства и подавления крестьянских выступлений. Перед лицом последних феодалы неизменно действовали единодушно, забывая свои распри.

    Быт и нравы феодалов. Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Любимыми их развлечениями были охота, конные состязания, турниры.

    В X-XI вв. Европа покрылась замками. Замок - обычное жилище феодала - одновременно был крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной власти феодала, позволяя ему господствовать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на холме или на высоком берегу реки, откуда хорошо обозревалась окрестность и где легче было обороняться от врага.

    До конца X в. замки представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т. п.

    Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить замки из камня, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими стенами с бойницами и башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. Обычно замок сдавался врагу лишь в результате многомесячной осады. Мелкие феодалы, не имевшие средств для возведения столь мощных сооружений, старались укрепить свои жилища крепкими стенами и сторожевыми башнями.

    Основным видом войск в Европе X - XI вв. становится тяжеловооруженная конница. Каждый феодал обязан был своему сеньору конной военной службой. Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинное тяжелое копье. Он пользовался также палицей и боевым топором (секирой); для защиты от врага служили кольчуга и щит, шлем с металлической решетчатой пластиной - забралом. Позже, в XII-XIII вв., появились рыцарские латы.

    Проводившие всю свою жизнь в войнах, насилиях и грабежах, презиравшие физический труд феодалы, особенно светские, были невежественными, грубыми и жестокими. Выше всего они ценили физическую силу, ловкость, отвагу в бою и щедрость в отношении своих слуг и вассалов, в которой видели проявление своего могущества и прирожденного благородства в отличие от презираемых или «скаредных», по их мнению, мужиков и горожан. Идеализированный кодекс «рыцарского» поведения, рисующий рыцаря как благородного защитника слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе значительно позднее - в XII-XIII вв. (см. гл. 21). Но и тогда он мало соответствовал действительному облику феодала-рыцаря, оставаясь для большинства лишь недостижимым идеалом. С грубым рыцарем-варваром раннего средневековья этот идеал тем более не имел ничего общего.

    Быт и повседневная жизнь крестьян. Крестьяне были к XI в. почти полностью отстранены от военной службы, что являлось признаком их неполноправия. Уделом их был тяжелый сельскохозяйственный труд, кормивший, по существу, все общество. Крестьяне жили в деревнях, расположенных часто под стенами замка, в центре которых обычно находилась церковь. Деревни в зависимости от географических условий могли быть большие и малые, кое-где, особенно в горных районах, преобладали хутора. Дома, смотря по наличию строительных материалов, могли быть деревянными или из древесных каркасов, наполненных и обмазанных глиной, каменными (особенно на юге); иногда это были небольшие хижины или землянки.

    В домах было тесно и грязно, зимой холодно. Многие дома топились «по-черному» или согревались с помощью открытого очага, часто в доме находилась и скотина, иногда на усадьбе жило несколько семей. Нередкими были неурожаи и голод, падеж скота и эпидемии. Особенно высока была детская смертность.

    Однако и в трудной жизни крестьян были свои радости: праздники, многие из которых восходили к языческим временам, но были приурочены церковью к христианским праздникам - Рождества, Пасхи, Духова дня, Троицы и др. Тогда, например в день отмечавшегося почти повсеместно в Европе весеннего праздника «Майского дерева», водились хороводы, распевались народные песни, от дома к дому ходили ряженые с «колядками». С жизнью крестьян было связано большинство фольклорных традиций, зародившихся в раннее средневековье, а порой в еще более далеком прошлом: народные песни, пляски, сказки, пословицы, поговорки. В этой народной культуре проявлялась в раннее средневековье духовная жизнь в большинстве своем неграмотного крестьянства.

    Между замком феодала и крестьянской деревней отношения складывались противоречиво. С одной стороны, в повседневной жизни между ними существовали взаимная вражда и недоверие. Но с другой стороны, крестьяне зачастую видели в своем сеньоре покровителя и защитника от насилий других феодалов, спасались от них в стенах его замка. Там же собирались они иногда, чтобы посмотреть на рыцарские турниры, послушать заезжего жонглера (скомороха) или певца.

    Большую роль в жизни крестьян играла приходская церковь, также удовлетворявшая духовные потребности крестьян, мировосприятие которых пронизывала религиозность. Но кроме того, церковь - самое крупное здание деревни - являлась для ее населения центром общественной жизни: местом собраний, хранилищем ценностей, убежищем в случае вражеских набегов.