Правописание гор гар правило. Буквы а и о в корнях -кас

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о:

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о,
под ударением а:

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о,

поклони́ться, преклони́ть; покло́н - кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а,
под ударением та гласная, которая слышится - о или а:

заря́; зо́рька - за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему «Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-«

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

school-assistant.ru

Неударяемые гласные в корнях

Правило и примеры правописания гласных а и о в корнях зар- — зор-, рас(т)- — рос(т)-, — равн- — ровн-, гар- — гор-, плав- — плов-

Следует различать гласные а и о в корнях зар- - зор- , рас(т)- - рос(т)- , равн- - роен- , гар- - гор- , плав- - плов- :
1. Корень зар- пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением - зáрево, лучезáрный ) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: зóрька, зóренька, зóрюшка, зóри, зорь, зóрю (бить, играть зорю).
2. Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль ; корень рос (т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти , например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.
3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, все равно ; корень роен- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень ; в слове равнина пишется а .
4. Корень гар- пишется под ударением, например: загáр, нагáр , а также в словах úзгарь, вы́гарки ; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть .
5. Корень плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны .
Чередование а и о находим также в глаголах скакать - выскочить, кланяться - поклониться, касаться - коснуться, предлагать - предложить, излагать - изложить и т. п., а также макать - мочить и в образованных от них словах: скакун - выскочка, касательство - прикосновение, облага-ние - обложение и др.

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

Корни зар зор правила

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР- / -ГАР-

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы вспомним корни слов, в которых выбор гласных О и А зависит от конечной согласной корня. Познакомимся мы и с корнями, в которых выбор гласных О и А зависит от ударения, и узнаем правила чередования этих гласных.

Повторение. Корни, в которых выбор гласных зависит от конечной согласной

Нам уже известно, что в русском языке существуют корни, в которых гласные О и А могут чередоваться. Например:

1) в корне -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- пишется А перед сочетанием СТ и Щ О (рис. 1).

2) в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ- перед Г пишется А , перед Ж пишется О (рис. 2).

То есть выбор гласных в данных корнях зависит от конечной согласной корня.

Чередование гласных О и А в корнях –ГОР- / -ГАР-

В корне -ГОР- / -ГАР- выбор гласных О или А зависит от ударения.

Под ударением в корне -ГОР- / -ГАР- пишем А (загар, угар, нагар), без ударения пишем О (подгорелый, угорелый, загорелый) (рис. 3).


Исключения из правила : выгарки, изгарь, пригарь.

Алгоритм действий для определения гласной в корне -ГОР- / -ГАР-:

3) если ударение падает на корень, пишем А ;

4) если ударение падает не на корень, пишем О .

Следует отличать от корня с чередованием -ГОР- / -ГАР- омонимичные ему корни, такие как: гор в слове гора

Для этого необходимо помнить о лексическом значении корня. Корни с чередованием О и А -ГОР- / -ГАР- имеют значение, связанное с огнём , например: гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность», а в слове горе корень имеет значение «несчастье».

Другие корни, в которых выбор гласных О или А зависит от ударения

1) Корни -ЗАР- / -ЗОР-.

В корне -ЗАР- / -ЗОР- без ударения всегда пишем А ( заря, зарница, озарять). Исключение: зоревой.

Алгоритм действий для определения гласной в корне –ЗАР- / -ЗОР-:

1) выделить корень;

2) определить, куда падает ударение;

3) под ударением пишем то, что слышим;

4) без ударения пишем А.

2) Корни -КЛАН- / -КЛОН- и -ТВАР- / -ТВОР-.

В корне -КЛАН- / -КЛОН- и в корне -ТВАР- / -ТВОР- под ударением пишем ту букву, которую слышим (кланяться, поклон, творчество), без ударения пишем О (поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь).

Исключение: утварь.

3) Корни -ПЛАВ- / -ПЛОВ-.

В корне -ПЛАВ- / -ПЛОВ- гласные О и А могут чередоваться ещё и с гласной Ы. В безударном положении гласная О пишется только в словах пловец и пловчиха, в остальных случаях в безударном положении пишется А (плавник, поплавок, плавучий). Гласная Ы пишется только в слове плывун.

Домашнее задание

  • Вставьте пропущенные буквы: изл_гать, ул_житься, предпол_жение, пол_г, распол_гать, разл_жить, пол_гаться, пол_жение.
  • Вставьте пропущенные буквы: р_стить, нар_щение, выр_сший, выр_стить, пор_сль, р_сток.
  • Вставьте пропущенные буквы: г_рение, кл_ниться, оз_рить, сильно заг_реть, выг_реть от солнца, газовая г_релка, накл_нить голову, пл_вун, претв_рить в жизнь.
    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    На главную

    Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

    Важнейшие правила правописания.

    Правописание корней.

    12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть — вре ́д , препода ва́ть — препода ́ть , притя ну́ть — притя ́нешь .

    Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

    а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

    б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать — вта птывать , но сить — на шивать , и т. п.

    13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

    14. Корни с чередованием о — а . Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

    а) В корне кос — кас (кос нуться — кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

    б) В корне лож — лаг (предлож ить — предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .

    в) В корне клон — клан (поклон — клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .

    г) В корне твор — твар (твор чество — твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .

    д) В корне гор — гар (гор еть — загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .

    е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

    ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.

    з) В корне раст - рост (расти - росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).

    Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.

    и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): ра вномерный , ра внозначный , Развод с иностранным гражданином в России Вы хотите решить вопрос по бракоразводному процессу с иностранным гражданином, не вдаваясь в нюансы? «Развод с иностранцем без его присутствия» - это специальная […]

  • Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и […]
  • У загорелого повара Прошки

    Подгорела сегодня картошка,

    Потому что из печки сочился угар

    И не вовремя сняли со свечки нагар.

    В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и -гар-. Каково же правило написания этого корня?

    Корень -гор-/-гар-. Правило правописания

    Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

    • с буквой "о": загорелый, подгорела;
    • с буквой "а": угар, нагар.

    Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

    • Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о».

    Слова с корнем -гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

    На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

    Не всё так просто

    Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем -гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

    Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

    Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

    Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем -гор-:

    Дом сгорел - семья горюет.

    Подгорели блины - вот горе у жены.

    Горько Егорке - сгорели опорки.

    Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат - бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

    Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

    Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень -гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

    Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

    Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

    И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

    Горевать - страдать, переживать печаль, скорбь.

    Горько - неприятно, грустно, больно.

    Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем -гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

    Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

    Существуют и переносные значения:

    • светить (снежинки горят на солнце);
    • сильно желать (горел жаждой перемен);
    • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

    Итак, получается, что столь разительно похожие корни -гор- (горе) и -гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном - в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

    А вот корень -гар- всегда будет неотъемлемой частью корня -гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

    • загар - тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
    • нагар - нарост от горения;
    • угар - газ, остающийся после горения;
    • гарь - место, на котором что-то горело.

    Слова с корнем -гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления - омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы -гор-, можно привести в пример корень -кос-, омонимом его является корень с чередованием -кас-/-кос: косить - прикасаться.

    Правописание корней -гор- и -гор-/-гар-

    Являясь омонимами, корни -гор- и -гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня -гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне -гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

    В соответствии с этим правилом слова с корнем -гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

    Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

    Эти слова с корнем -гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

    Корень с чередованием -зор-/зар-

    Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень -зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

    В нём, в отличие от корня -гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения - «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

    Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем -гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

    Слова-исключения

    Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями -зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

    Гор-/-гар-

    Зор-/-зар-

    изгарь, пригарь, выгарки

    зоревать, зорянка

    Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.

    Предпросмотр страницы №1

    Русский язык 5 класс

    Урок разработан и проведен учителем русского языка Рукалеевой Ю.О.

    Тема: Правописание корней гар-гор, зар-зор

    Цель: познакомить учащихся с правописанием гласной в корнях гар-гор, зар-зор

    1. сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;

    2. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать;

    3. воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению.

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: проектор, карточки.

    — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему урока.

    — Прежде чем приступить к новой теме урока вспомним, что мы изучали

    на предыдущих уроках?

    — Какие корни с чередованием вы уже знаете?

    — От чего зависит написание гласной в этих корнях?

    3. Практическое задание на развитие логического мышления (5 мин.)

    1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.

    Прил…гательное, к…снуться, пол…жение, к…сание, изл…жить, предл…гать.

    Задание: один из учащихся выходит к доскевставляет пропущенные буквы и обозначает орфограммы. Остальные: устно укажите признаки, на основании которых данные слова можно разделить на группы. (По частям речи: существительные и глаголы; по морфемному составу: с приставками и без них; по видам орфограмм: по изученным корням с чередованием; по пропущенной гласной о–а в корнях).

    По рядам записать по группам на основании первых 3-х признаков:

    1 ряд – по частям речи (существительные:прилагательное, положение, касание; глаголы: коснуться, предлагать, изложить .)

    2 ряд – по морфемному составу (с приставками:прилагательное, положение, изложить, предлагать; без приставок: коснуться, касание. )

    3 ряд – по видам орфограмм. (прилагательное, положение, изложить, предлагать; коснуться, касание).

    Проверка устная, по рядам (быстро назвать только слова).
    Класс проверяет, задаёт вопросы о правописании изученных корней.

    — Ребята, мы с вами повторили правила правописания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть от наличия суффикса -А после корня;

    4. Изучение нового материала (10 мин.)

    – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
    — Подумайте, какие цели вы можете поставить к сегодняшнему уроку, используя глаголы: установить, сформулировать, научиться — записать на доску.

    а) установить, от чего зависит написание гласной в корнях гор–гар, зар-зор ;
    б) сформулировать правило;
    в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова.

    www.prodlenka.org

    Слова с корнем -гор-, -гар-: примеры

    У загорелого повара Прошки

    Подгорела сегодня картошка,

    Потому что из печки сочился угар

    И не вовремя сняли со свечки нагар.

    В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и –гар-. Каково же правило написания этого корня?

    Корень –гор-/-гар-. Правило правописания

    Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

    • с буквой «о»: загорелый, подгорела;
    • с буквой «а»: угар, нагар.
    • Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» — под ударением. Отсюда формулируется правило:

      • Гласные в корне с чередованием –гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный — это буква «а», безударный — буква «о».

      Слова с корнем –гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

      На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

      В безударном положении: -гор-

      Под ударением – гар-

    • загореть;
    • угореть;
    • выгореть;
    • возгораемость;
    • горючий;
    • догорать;
    • загорелый;
    • нагорать;
    • прогореть;
    • пригореть;
    • угоревший.
    • загар;
    • угарный;
    • гарь;
    • разгар;
    • угар;
    • огарок.
    • Не всё так просто

      Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем –гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

      Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

      Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

      Дом сгорел — семья горюет.

      Подгорели блины — вот горе у жены.

      Горько Егорке – сгорели опорки.

      Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат — бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

      Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

      Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень –гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

      Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

      Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

      И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

      Горевать – страдать, переживать печаль, скорбь.

      Горько – неприятно, грустно, больно.

      Гореть — быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

      Существуют и переносные значения:

    • светить (снежинки горят на солнце);
    • сильно желать (горел жаждой перемен);
    • быстро, споро работать (всё горит в его руках).
    • Итак, получается, что столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

    • загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
    • нагар – нарост от горения;
    • угар – газ, остающийся после горения;
    • гарь – место, на котором что-то горело.
    • Слова с корнем –гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления – омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы –гор-, можно привести в пример корень –кос-, омонимом его является корень с чередованием –кас-/-кос: косить – прикасаться.

      Правописание корней –гор- и –гор-/-гар-

      Являясь омонимами, корни –гор- и –гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня –гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне –гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

      В соответствии с этим правилом слова с корнем –гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

      Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

      Эти слова с корнем –гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

      Корень с чередованием –зор-/зар-

      Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень –зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

      В нём, в отличие от корня –гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения – «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

      Правило написания корней гор гар

      § 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

      1. Корни с буквами а и о.

      гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

      зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

      кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

      клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

      крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

      лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

      мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

      пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

      плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

      Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

      равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

      Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

      Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

      разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

      рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

      Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

      скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

      Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

      Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

      твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

      2. Корни с буквами и и е.

      блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

      вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

      лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

      сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

      Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

      Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

      Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

      Autouristi.ru

    • Правила написания корня гор гар
    • Правописание корней -гар- и -гор

      Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

      – научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
      – выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
      – способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

      Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

      Одинаковы мы внешне,
      Схожи очень, хороши,
      Но, определяя корень, прежде
      Ты подумай, не спеши.
      Размышляй над нашим смыслом,
      В содержание вникай,
      Лишь тогда нас различишь ты,
      Лишь тогда не будет тайн.

      В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
      Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
      Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
      – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
      Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
      Помогите корню -гор- !

      Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

      (В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

      Слова с корнем -гор,гар: примеры

      Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем –гор-:

      Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

      А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

      Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

      зар - пишется в словах заря , зарница , озарять (под ударением - за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);

      гор - пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

      ровн - пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой») , например: ровнять , сровнять и т. п., уровень ;

      рос (т ) - пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти , например: рос , росла , росло , росший , вырос , выросший и т. п., а также в словах заросль , поросль , водоросль , недоросль , росток и в образованных от них словах.

      Урок русского языка по теме - Правописание корней -гор,гар - (5-й класс)

      Таким образом, развивать личность в целом, работать над развитием мышления, памяти, речи, самостоятельности, умения слушать представляется возможным при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении. Только учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

      При обучении следует помнить о коммуникативной направленности курса родного языка, стремиться использовать такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие ученика в уроке, повышают индивидуальную ответственность школьника за результаты обучения, способствуют созданию атмосферы сотрудничества, развитию не только самоконтроля и самооценки, но и взаимоконтроля и взаимооценки.

      – Что мы изучали на предыдущих уроках?
      – Какие корни с чередованием вы уже знаете?
      – От чего зависит написание гласной в этих корнях?
      – Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

      Тема: Правописание корней гор–гар .

      Цели:

    • познакомиться с лексическим значением корней гор–гар ;
    • познакомиться с орфографическим правилом правописания гласных о–а в этих корнях;
    • сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
    • воспитать любовь к русскому языку, интерес к учению;
    • использовать дифференцированный подход в обучении.
    • Дифференцированное обучение можно рассматривать как стартовую модель в организации элективных курсов в старших классах для перехода на профильное обучение.

      В процессе обучения, в зависимости от содержания учебного материала и методов его изучения, должны учитываться индивидуальные психологические особенности школьников (внимание, память, темперамент и другие). Также необходимо учитывать и уровень знаний учащегося, склад ума, пробелы в знаниях, индивидуальные ошибки.

      Урок по русскому языку: Правописание корней –гар- (-гор -),зар, (зор-),твор-(-твар-),клон-(-клон-) написание которых зависит от ударения

      Но работает ли это правило к корням зор; зар, которые мы изучили сегодня: посмотрите на следующие словосочетания: разгорается з а ря, утренняя з о рька, з о ркий взгляд, алое з а рево, з а рница.

      2. Корни –гар-, -гор- имеют значение связанное с огнем. (да)

      1. Орг.момент Приветствие. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит,
      Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
      Друг друга любит, чувствует и слышит .

      3. Корень слова «гора» является однокоренным корням -гор-,- гар-. (нет)

      Задание : Накл_нился к земле, передать покл_н герц о гине, покл_ниться старшему, скл_нение прил а гательных, пр е кл_няться перед г е роизмом, пр и кл_нить голову. Великое тв _ рение, тв_рить чудеса, пр е тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший ра с тв_ритель, разная утв_рь, укл_няться от обяза нн остей, кухо нн ая утв_рь.

      Конечно же, вы догадались, что правописание зависит в этих корнях от ударения

      Солнышко, солнышко, ласковый лучик
      Выгляни, солнышко, к нам из-за тучи!
      Лучиком ласковым нас обогрей -
      Правило новое запомни скорей!

      Правила написания корня гор гар

      зор - пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька , зо́ренька , зо́рюшка , зо́ри , зорь , зо́рю (бить, играть зорю).

      гар - пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;

      рас (т ) - пишется в глаголах расти , растить , вырастать , наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение , произрастание , ращение , сращение , возраст и т. п., а также в слове отрасль ;

      равн - пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый») , например: равномерный , равнозначный , сравнить , равнение , равнять(ся) , поравняться , всё равно ;

      ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

      б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать — вта птывать , но сить — на шивать , и т. п.

      12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть — вре ́д , препода ва́ть — препода ́ть , притя ну́ть — притя ́нешь .

      ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.

      14. Корни с чередованием о — а . Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

      а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

      а) В корне кос — кас (кос нуться — кас аться ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

      Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.

      Конспект урока по русскому языку в 6 классе - Правописание букв о-а в корнях гор-гар

      регулятивные: выдвигают гипотезы и их обосновывают, самостоятельно формулируют правило.

      Проверка написания гласных в корнях. Фиксируется разное написание гласных.

      Посмотрите на тему урока . Чему вы должны научиться на уроке?

      Посмотрите на картинку. Опишите, что произошло с пирогом? Запишите эти глаголы. Выделите корни в словах.

      В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?

      Зависит ли написание гласной в корне от суффикса, как в корнях лаг-лож, кас-кос? (нет, суффиксы разные)

      На слайде поговорить, слагаемое, играть, читать, смеяться

      • Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с. Статья 115. […]
      • Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2016 г. № АД/40064/16 "О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, […]
      • Правил пожарной безопасности в лесах 417 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417"Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации […]
      • Правила "Об очередных и дополнительных отпусках" (утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 г. N 169) (с изменениями и дополнениями) Правила об очередных и дополнительных отпусках(утв. Народным […]
      • Как сделать патент на работу в сочи Памятка иностранному гражданину для получения патента РАБОТА НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ в Управление Федеральной миграционной […]
      • УСН-ЕНВД: сравнение, совмещение Содержание Какую систему выбрать и можно ли совмещать? Уплата налогов При УСН налог платиться на выбор: 1) 6% с дохода; 2)13%(ставка зависит от региона) от разницы доход-расход. В […]

    Л.И.НОВИКОВА,
    г. Троицк, Московская обл.

    Правописание корней -гар- и -гор-

    Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели урока :

    – научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
    – выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
    – способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

    ХОД УРОКА

    1. Комплексная работа с текстом.

    Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

    У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

    Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

      Прочитайте текст выразительно вслух.

      О чем говорится в тексте?

      Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

      Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

      Составьте схему последнего предложения текста.

    2. Проверка текста, работа с орфограммами.

    Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

      В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

      Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

      Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

      Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

      Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

    3. Подготовка к восприятию нового материала.

      Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

      Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

      Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

    Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

    Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

    4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

      Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

    (В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

      Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

    5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

    Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

    6. Углубленное изучение материала.

      Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

      Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

    Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
    Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
    Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
    – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
    Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
    Помогите корню -гор- !

      Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

      Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

      Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

    Одинаковы мы внешне,
    Схожи очень, хороши,
    Но, определяя корень, прежде
    Ты подумай, не спеши.
    Размышляй над нашим смыслом,
    В содержание вникай,
    Лишь тогда нас различишь ты,
    Лишь тогда не будет тайн.

    7. Выполнение тренировочных упражнений.

    Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

    Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

    Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

    Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

    8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

      Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

      Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

    Правило I. Корни с чередованием И//Е

    Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

    • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
    • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
    • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
    • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
    • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
    • -блист-а // -блест- ( блИст ать - блЕст еть)
    • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
    • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
    • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)

    Правило II. Корни с чередованием А//О

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

    • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
    • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

    Правило III. Корни с чередованием А//О

    Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный - вы рОс ли).

    Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

    Правило IV. Корни с чередованием А//О

    Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

    Чередование, зависящее от ударения

    Правило V. Корни с чередованием А//О

    Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)

    Правило VI. Корни с чередованием А//О

    Если на корень –зАр - НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

    Исключения: зор янка, зор евать.

    • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)

    Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

    Правило VII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

    • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)

    Правило VIII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

    • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).