Зима - покой природы (1 класс). Конспект урока "Зима: покой природы" Конспект урока окружающего мира зима покой природы

Учитель начальных классов КГУ « Школа — гимназия имени академика Е.А. Букетова»

Северо –Казахстанская область район Шал акына город Сергеевка

Исаченко Людмила Александровна

Предмет: Познание мира. 1класс

Тема урока: «Зима — покой природы»

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

    познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

    научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

    воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1

— Мороза Ивановича приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

Говорю я брату: — Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это :(град)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а :(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и :(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом «зима «)

— Какова будет тема нашего урока?

— Тема нашего урока «Зима — покой природы» (открываю)

— Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом «зима». А почему ее называет «покой природы» , кто скажет?

— Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

— А для чего нам это надо знать?

— Итак, цель нашего урока — познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

— Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы :

    Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

    Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

    Кто из зверей спит зимой? (Медведь, еж, летучие мыши)

    Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

    становиться холоднее

    небо чаще покрыто облаками

    осадки выпадают в виде снега

    дни становятся короче, а ночи длиннее

— Изменилась жизнь растений и животных?

— Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

— С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано — поэтому света и тепла земля получает мало — дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное «открытие» новых знаний.

Работа по учебнику.

Выполнение задания «Что встречаем — не встречаем зимой»

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

— Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза — угольки, губы — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба . Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет. (Сосулька , обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять — так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки )

Выразительное чтение текста «Звуки зимы»

Читают подготовленные ученики на фоне спокойной музыки, остальные следят по карточке. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы. Слайд №4

— Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

— Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

— Какие «разговоры» ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности «Найди настоящую снежинку» Слайд №5

Беседа о снеге:

— Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

— Снег — что это такое? (Замерзшая вода)

— Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Так говорят о снежинке) Слайд №6

— Рассмотрите снежинки на голубом фоне.Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

— Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

— Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки» В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает учитель) Слайд №7

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

— Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили —
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Учитель читает текст : Слайд №8

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом . Слайд №9

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться .

Выполнение задания «Подумай и расскажи». Слайд №10

— Рассмотрите сюжетные картинки. О чем спрашивает вас недоумевающий человечек Почемучка? Помогите ему разобраться. Что случилось со снежной бабой.

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

— Что вы видите? (Ответы детей) Слайд №11

— Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. (Учитель демонстрирует веточку березы и осины, разрезает почку. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя в баночках)

— Но не все деревья сбрасывают листья. (Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

— Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

— Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Игра-задание «Определите птиц и зверей на зимовку»

— Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

Физкультминутка «Зима» (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания «Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы»

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек —
Всех спрятала зима.

— Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

— От кого прячутся звери и птицы?

— Какие трудности они испытывают зимой?

— Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Вспомните, какие из них улетели?

— Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом — голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

— Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13

— Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14

— Как мы можем им помочь? Слайды №15, 16

— Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.52)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Крестики-нолики».

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0 )

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? (0 )

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0 )

Взаимопроверка выполненного задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Слово учителя. Слайд №18

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима — покой природы» , что «зимой природа спит» ? (Ответы учеников)

— Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике. Слайд №19

— Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

— Что показалось вам наиболее интересным?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

    работал в полную силу;

    работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

— Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

Отгадайте:

Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом — хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный :(сугроб)

— На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович вам дарит «сугробики.»

Ольга Шиляева
Занятие по окружающему миру «Зима-покой природы»

Открытое занятие по окружающему миру на тему :

«Зима-покой природы » .

Форма : Устный журнал.

Тип занятия : Занятие закрепляющего типа .

Цель занятия : Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.

Задачи :

Создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий;

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия; развивать мышление, воображение детей, артистические способности, совершенствовать навыки выразительности речи;

Развивать способность видеть красоту окружающего мира ;

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе ; развивать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; подвижно-игровые навыки, способствовать сплочению детского коллектива;

Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии .

Дидактические средства и оборудование : компьютер, презентация, музыка, веточка сосны, березы и ее почки, карточки Х и 0, выставка (кормушки, «экоигрушки» , снежинки, сделанные руками детей, карточки настроения, веточки ели и сосны, выставка рисунков детей на зимнюю тематику, снеговики (сувениры, подарки от Деда Мороза, елка.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. (Под музыку П. И. Чайковского) Слайд 2.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ребята, настроимся на работу, улыбнитесь, подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, у нас необычное занятие , к нам пришел долгожданный гость, он будет помогать нам в работе. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка…

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это?. (Это Дед Мороз) Слайд 3

Дед Мороз приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия , если будете активны.

Сейчас проверим, какие же вы внимательные. Отгадайте загадку от Деда Мороза, она подскажет вам тему нашего занятия . Отвечайте дружно хором.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Поспешила к нам сама

Белоснежная. Дети : Зима ! Слайд 4

Ведущий : - Итак, тема нашего занятия (Зима - покой природы ) .Слайд 5.

Но это не просто занятие , а устный журнал. Поэтому мы сегодня, как бы перелистывая странички журнала, будем знакомиться с зимой и её чудесами, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, играть, и, конечно же, узнаем много нового.

Откроем 1-страничку нашего журнала - познавательная. Слайд -6

Дед Мороз спрашивает вас, почему зиму называют «покой природы » , кто скажет?

(Зимой в природе наступает покой . Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора). Слайд - 7

(Если дети затрудняются ответить, нужно уточнить значение слова "покой")

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и о чем еще?

Нам поможет это узнать "Дерево предсказаний"(Открываю слайд "Дерево предсказаний"с картинками) .С лайд 8

Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить? (О жизни растений и животных зимой, признаках зимы) .

А что за 3 белых скакуна везут зиму? (Это зимние месяцы) .

А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь и февраль) .Слайд-9.

Правильно.

Год кончает, зиму начинает. (Декабрь) Слайд 10.

Году начало - зиме середина. (Январь) Слайд 11.

Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает. (Февраль) Слайд 12.

Я знаю, что вы очень наблюдательные, когда гуляете, присматриваетесь к природе , окружающему миру , поэтому легко ответите на вопросы.

Работа с изображением на экране.

– Рассмотрите слайды с изображением зимнего леса, которые для вас приготовил Дед Мороз, и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе зимой ? Слайд 13,14

(Зимой природа надевает снежный наряд, становится холодно, реки замерзают, идет снег. Слайд 15. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)

Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем так. Деревья почти спят, вернее они «дремлют» , так как хорошо подготовились к холодам : под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза. Почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Слайд 16.

Посмотрите. Слайд 17.

Воспитатель демонстрирует веточки берёзы, разрезает почку, показывает детям. Дети рассматривают почки березы и осины.

– Ребята, все ли деревья сбрасывают листья, готовясь в зиме (Нет)

А какие деревья не сбрасывают листья? (Хвойные вечнозеленые : ель, сосна, кедр, пихта, туя и т. д.) .Слайд 18.

Рассмотрите строение иголочек хвойных деревьев. Они покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз. Демонстрация веточки ели. Слайд 19.

Сейчас поиграем в игру «Крестики-нолики» .Слайд 20.(Раздать каждому по два листочка с Х и с 0)

Если ответ верный – показывать Х, если нет - 0.

1. Верно ли, что зимой природа отдыхает ?

2. Прячутся ли насекомые к зиме?

3. Летом идет снег?

4. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?

5. Зимой на деревьях распускаются почки?

6. Зимой земля покрыта снегом?

7. Нужно ли птиц подкармливать зимой?

8. Зимой мы купаемся в речке?

Я предлагаю открыть вторую страничку нашего журнала. Послушаем стихи о зиме, а так же полюбуемся картинами зимней природы . Итак,

2-ая страница – «Поэтическая» . Дети читают стихи о зиме. Слайд 21. «Зима в природе » .

1. Ой, зима , зима , зима

Долго ждали мы тебя,

Ой, зима , зима , зима ,

Наконец - то ты пришла!

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица- душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима ! (Т. А. Вяземский) Слайд 22.

Чудная картина,

Как ты мне родна :

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег. (А. А. Фет)

Зашумела, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету. (И. С. Никитин)

Береза Слайд 23.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С. Есенин)

Кот поёт, глаза прищуря.

Кот поёт, глаза прищуря;

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться, -

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай".

Мальчик встал, а кот глазами,

Проводил и все поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот. (А. Фет)

Белые стихи Слайд 24.

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички :

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке,

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело :

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник

Говорит : - Я этот вторник

Не забуду никогда!

Снегопад для нас - беда!

Целый день скребок скребет,

Целый день метла метет.

Сто потов с меня сошло,

А кругом опять бело!

Снег! Снег! Снег! (С. Михалков)

Ведущий : Спасибо, ребята, за прекрасные стихи. Теперь отправляемся дальше путешествовать по страничкам нашего журнала. Итак, наша третья страничка – «Загадочная» . (Слайд 25) . Сколько же о зиме придумано загадок, не счесть! Вот и мы сейчас будем отгадывать загадки. Слайды с загадками.

1. Зимой греет, весной тает, летом пропадает,

а осенью оживает. Слайд 26

2. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кролик, но не верь :

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь : «Брысь!» ,

Потому что это… Слайд 27

3. Гуляю в поле, летаю на воле.

Кручу. Верчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. Слайд 28

4. С неба - звездой,

в ладошку – водой. Слайд29

5. Я живу под самой крышей,

даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. Слайд 30

6. Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают. Слайд 31

7. Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился Слайд 32

Молодцы!

Ребята, за что вы любите зиму? Ответы…

Да, все мы рады "проказам матушки-зимы". Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках. Слайды 33,34.

В теплых шубах и ушанках

Снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица,

Разогрелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится,

Пусть мороз сердитый злится -

Всё ребятам нипочём!

Пришло время немного отдохнуть. Я знаю, что вы приготовили «Новогодние частушки» . Исполнение частушек. Слайд 35.

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно!

Мы про Зимушку частушки

Вам споем старательно!

2. Ах, Зима , Зима , Зима ,

Русская красавица!

Много снега намела,

Всем ребятам нравится!

3. Наступили холода,

Замело все снегом.

Я с прогулки прихожу

Снежным человеком.

4. Наступает Новый год,

Возле елки хоровод.

Мы танцуем и поем.

Дедушку Мороза ждем!

5. Хороши у нас частушки,

О Зиме-красавице!

Громче хлопайте в ладоши,

Если они нравятся!

Молодцы!

Перед нами 4-ая страница – «Отчего и почему?» . Слайд 36

А кто из вас знает, почему зимой идет снег? (На улице холодно) Слайд37.

А из чего состоит снег? (Снег состоит из замерзшей воды, снежинок) . Слайд 38

А кто скажет, почему же хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела, снежинки ломаются) . Слайд 39

Почему почки зимой не замерзают? (Почки покрыты чешуйками, они накопили запасы) Слайд 40

У какой птицы зимой появляются птенцы? Почему? Слайд 41

Какие птицы похожи на яблоки и откуда они прилетают? Слайд 42

У кого нет домика в зимнюю стужу? Как он приспосабливается к зиме? Слайд 43

Какие праздники мы отмечаем зимой? Слайд 44

Верно, молодцы!

Сейчас Козлов Данила расскажет стихотворение Николая Алексеевича Некрасова "Снежок". Слайд 45

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы,

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Молодец!

Физкультминутка. «Разминка снеговиков» . Видео. Слайд 46

Скажите, а изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Да. Слайд 47

Какие они трудности они испытывают зимой (Им стало холодно и голодно) .

Почему зимой многие звери и птицы из леса жмутся к человеческому жилью? Слайд 48

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)

Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.

Я буду показывать слайды, а вы называйте птиц. Слайд 49 (6 кликов)

(Воробей, снегирь, синица, ворона, сорока, голубь) .

(Отвечают) .

Сейчас Максим Ладыкин прочитает стихотворение, которое называется "Покормите птиц зимой". Написал это замечательное стихотворение Александр Яшин. (Максим выходит к выставке с кормушками) Слайд51

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех сторон,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна,

Будет им зима .

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

-Зима еще только началась , и мы обязательно повесим кормушки с зерном птицам. Слайд 52.

Здесь уместно напомнить вам, что этот год объявлен годом экологии. Слайд 53. (Читает запись на слайде Кулясов Д)

- «Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Ребята, как вы понимаете эти слова (Ответы детей) . Да, действительно природой надо восхищаться , любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать.

Что же такое, экология? Слайд 54.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы .

Все организмы на планете связаны между собой : живое и неживое, растения и животные, человек и природа .

Ведь охрана природы – главная цель экологии. – Охранять природу нужно от мусора , грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений. И вы должны помогать взрослым посильным трудом.

И в продолжение этого поиграем в игру, которая называется, «Если я приду в лесок» . Я буду называть действия, а вы отвечать, "да", или "нет"! Слайд 55

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок,

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу , я ей помогаю! (да)

Ведущий : - Молодцы! Возвращаемся к журналу и следующая страничка - закончи поговорку. С -56,57,58,59,60

Ведущий : Вот и добрались мы до последней странички нашего устного зимнего журнала. Подходит к концу наше занятие . Итак, страничка последняя – «Заключительная» .С -61

Ребята, подведем итог нашего занятия . Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – это покой природы » (Ответы.) С- 62

Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Отвечают)

Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Что показалось вам наиболее интересным на занятии ?

Как бы вы оценили свою работу на занятии (Дети поднимают кружок : красный, желтый или синий) .

С каким настроением вы заканчиваете занятие ?

Поднимите свои карточки настроения.

Молодцы! Вы все активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих товарищей и меня.

Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Деда Мороза.

Но сначала отгадайте загадку :

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

В ветру зимнему привык

Наш приятель. (снеговик) . С- 63

На память о сегодняшнем занятии Дед Мороз дарит вам " снеговиков". Наступает самый лучший праздник и самый любимый. - Какой праздник (Новый год) Дед Мороз С- 64

-"Все ли готово к празднику" С – 65

Дай, дружок, ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «Да» или «Нет» !

В снежки играли вы с друзьями? (Да)

Грибы по лесу собирали (Нет)

С горки на санках катались (Да)

В речке купались (Нет)

По лесу на лыжах бродили (Нет)

А много цветов находили (Нет)

Взрослым поздравления приготовили? Дда)

Землянику в зимнем лесу собирали? (Нет)

Ёлку игрушками украсили? (молчат)

Давайте и мы с вами подарим Деду Морозу подарок, украсим нашу елку. Мы приготовили игрушки, сделанные своими руками «экоигрушки» , из различных материалов, можно сказать даже бросовых, с пожеланием здоровья, мира и добра. (Дети под музыкальное сопровождение украшают елку) . Это будет наша «экоелка» . Слайд с музыкой- 66

Методическая разработка

урока окружающего мира

Алексеенко И. П.

учителя начальных классов

МОКУ «Калиновской основной общеобразовательной школы»

Номинация

«Начальное общее образование»

с.Калиновка

2013 год

Содержание

1. Введение …………………………………………………….

2. Методическое обоснование темы………………………………………

4. План урока…………………………………………………………………

5. Ход урока…………………………………………………………………..

6. Заключение………………………………………………………………….

7. Список используемых источников………………………………………

8. Приложение…………………………………………………………………


Введение.

Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Времена года» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

Основная часть.

Методическое обоснование темы.

Количество часов, определённое в учебном плане невелико. Чтобы дать обучающимся знания по данным вопросам, необходимо заинтересовать школьников. Предлагаемая методическая разработка позволит в рамках одного учебного занятия познакомить с важными аспектами по теме «Времена года». А также проследить результаты самостоятельной работы обучающихся по наблюдениям и созданию презентации. Учебное занятие углубит знания о зимних явлениях. При рассмотрении растительного и животного мира обучающиеся узнают о красоте природы, о помощи животным в трудное время года.

1. Тема рассчитана на 1 час урока.

2. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.

3. К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала.

4. Изучение материала урока желательно проводить с использованием возможностей мультимедийной презентации.

Этапы урока.

1. Организация обучающихся.

2. Постановка проблемы.

3. Фронтальная работа.

4. Коллективная работа (презентация обучающихся)

5. Совместное открытие знаний.

6. Показ видеороликов.

7. Физминутка.

8. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Крестики -нолики».

Игра «Четвёртый лишний».

9. Итог урока.

Тема «Времена года. Зима - покой природы».

Цель: ознакомить обучающихся с новым временем года, зимними явлениями.

Задачи урока направлены на формирование:

1. Личностных компетенций

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости ;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

2. Метапредметных компетенций

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3. Предметных компетенций

развитие стремления к познанию окружающего мира;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения путем воспитания чувства сопереживания, желания помочь животным в трудное время;

освоение доступных способов изучения природы;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере взаимосвязей между похолоданием в природе и жизнью растений и животных .

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.

Основные дидактические методы:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично - поисковый;

объяснительно - иллюстративный.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная.

Дидактические средства:

Презентации, учебник, тетрадь, карточки -пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев, стакан со снегом, видеоролики.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(2 мин.)

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись.

Начинается урок!

Настриваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация и постановка проблемы.

(9 мин.)

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберёте картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте и отгадаете загадки. Откройте конверты, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде 2. картинки -пазлы.

Какое время года изображено на картинках, которые вы собирали?

Отгадайте загадки. Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щёки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз.)

б) Шуба бела весь свет одела. (Снег)

У вас на партах стоит стакан. Что в нём? Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперёд,

Под ногами крепкий: (лёд)

г) Стали звёздочки кружиться,

стали на землю ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки).

д) Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? Зимой. Слайд 3.

Откройте учебники на странице 84. По каким признакам вы догадались, что это зима?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Главный вопрос нашего урока: что бывает только зимой?».

Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения?

Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми.

На слайде 4. появляется план.

План.

1.Знакомство с признаками зимы.

2.Знакомство с погодой.

3.Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4.Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

Работа в паре.

Достают содержимое конверта. Собирают картину (у каждой пары - своя, но тема одна -«Зима».)

Ответы детей: зима. Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Ответы детей: мороз, снег, снег, лёд, снежинки, зимой.

Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег.

Используя картинку, высказывают свои предположения.

Показ детской презентации (коллективная работа).

3. Совместное открытие знаний. (25 мин.)

Назовите зимние месяцы.

Демонстрирует название зимних месяцев на слайде 5.

Рассказывает об особенностях каждого месяца. Видеоролик «Времена года - зима» (тонкое покрывало зимы).

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё декабрь это последний месяц года.

Январь. Видеоролик «Времена года -зима» (мороз и солнце день чудесный)

Январь -это первый месяц года и второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щёчки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто - то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке - холодно, при тучах - тепло.

Февраль. Видеоролик «Времена года - зима» (месяц глубоких снегов).

Февраль -последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Позёмка, вьюга, метель, пурга, снежная буря.

Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому месяцу можно их отнести.(работа по учебнику). Слайд 5.

Откройте тетрадь на странице 37 и рассмотрите « Календарь погоды».

На прошлом уроке мы были на экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.

Обобщает ответы детей :

становится холоднее;

небо чаще покрыто облаками;

осадки выпадают в виде снега;

дни становятся короче, а ночи длиннее.

Беседа о снеге.

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом. Что такое снег?

Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Рассказывает о снежинках. Слайд 6 .

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все исключительно шестиугольной формы.

Упражнение на развитие наблюдательности. «Найди настоящую снежинку». Слайд 7.

Слайд 8. Рассмотрите зимний лес.

- Что вы видите?

Что в них необычного?

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы(демонстрирует веточки берёзы и осины).

Но не все деревья сбрасывают листья. Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели.

Физминутка. Звучит музыка.(Шопен.Вальс №7. «Зима»)

- Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,(дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.(имитируют движения руками).

Продолжают работать по слайду 9.

Рассмотрите зимний лес. Где спрятались звери и птицы? От чего прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают? Почему становится мало птиц? Почему птицы улетают?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

Некоторые птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух -очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Это зимующие птицы.

Какие птицы остаются зимовать?

Слайд 10. Зимующие птицы.

Зимующим птицам не холодно, а голодно. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам?

Слайд 11 .Кормушки для зимующих птиц.

Игра -задание «Кто чем питается?»

Соедини у себя на карточках, название животного и название пищи, которой они питаются.

Слайд 12.

Самопроверка по слайду.

Беседа об одежде людей. Слайд 13.

Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой.

Обсуждают и называют зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Слушают учителя.

Смотрят видеоролики.

Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Выполняют практическую работу. Рассматривают, что происходит

со снегом. Делают вывод:

снег -замёрзшая вода.

Называют снежинки под номерами.

Разные деревья.

Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.

Рассматривают почки берёзы и осины).

Рассматривают веточки сосны и ели.(гербарий)

Выполняют движения.

Рассматривают иллюстрацию.

Лиса - за деревом, белка - в дупле, заяц - за кустом, снегирь -на ветке дерева.

От холода и голода. Звери и птицы голодают. Им не хватает корма.

Читают вывод по учебнику стр.85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.

Воробьи, сороки, дятлы…

Сделать кормушки и подкармливать.

Работа в парах. Соединяют слова. Работают по карточкам.

Проверяют работу по слайду.

Называют зимние вещи.

Лыжи, санки.

4. Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)

Игра «Крестики -нолики». Слайд 14.

Вопросы:

Прячутся ли насекомые зимой?(+)

Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? (0)

Зимующими называются птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Работа в тетради.

Соедините зимние жилища с их обитателями. Оцените себя.

Итог.

Всё правильно у вас получилось?

Какие были недочёты?

Игра «четвёртый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Берёза, клён, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

Отвечают на вопросы, ставят «+»,если правильно, «0»,если ответ неверный. Проверяют работу по слайду. Работают самостоятельно. Оценивают себя.

5.Итог урока. Рефлексия. (3 мин.)

- Что мы узнали сегодня на уроке нового?

Какая главная особенность зимы? Слайд 15.

Перечислите основные признаки зимы.

А как бы вы оценили свою работу?

Всё ли у вас получалось на уроке?

Какие открытия вы сегодня сделали?

Что было интересного, познавательного на уроке?

Какие трудности вы испытали на уроке? Слайд 16.

Жизнь растений замирает.

Становится холодно.

Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и задачи.

Выставляют смайлики в личный еженедельник первоклассника.

Список используемых источников.

1. Программа начального общего образования по окружающему миру - М. Баласс, 2011.

2. А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» - Москва: Баласс, 2012.

3. А.А.Вахрушев «Окружающий мир, 1 класс(«Я и мир вокруг») учебник. М.Баласс,2011.

4. А.А.Вахрушев «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса. М.Баласс, 2012.

5. Учительский портал www . uchportal . ru

7. www . zavuch . info

Класс: 1

Класс: 1 класс, программа "Школа-2100"

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: "Зима - покой природы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Тип урока: комбинированный

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства:

  • для учителя - презентация, фонограмма;
  • для учеников - учебник-тетрадь, карточки настроения, веточки ели и сосны.

Методическая литература:

  1. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
  3. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года". - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания. - Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Ефремова П.Г., Пекпаев А.А. Знаешь ли ты животных нашего края? - Йошкар-Ола: марийское книжное издательство, 1995.
  6. Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
  7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  8. Кудрышов М.И. Знаешь ли ты родной край? - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997.
  9. Пекпаев А.А. Мы изучаем природу. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995.
  10. Попова Г.П. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, Н.В.Ивановой, А.С.Раутиана, "Я и мир вокруг" - Вогоград: учитель, 2006.
  11. DVD for Windows БЭКМ, 2006.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • проектор.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  3. Совместное "открытие" новых знаний.
  4. Самостоятельное применение знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1

Мороза Ивановича приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это:(град)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а :(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и :(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима ")

Какова будет тема нашего урока?

("Зима и животные зимой" и другие предположения детей. Учитель уточняет и открывает тему урока)

Тема нашего урока "Зима - покой природы" (открываю)

Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покой природы" , кто скажет?

Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

А для чего нам это надо знать?

Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы :

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
  • (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
  • Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее
  • небо чаще покрыто облаками
  • осадки выпадают в виде снега
  • дни становятся короче, а ночи длиннее

Изменилась жизнь растений и животных?

Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное "открытие" новых знаний.

Работа по учебнику.

Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" на с.50.

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?

(Снежная баба . Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька , обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки )

Выразительное чтение текста "Звуки зимы" на с.50.

Читают подготовленные ученики на фоне спокойной музыки, остальные следят по учебнику. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы. Слайд №4

Обсуждение по вопросам:

Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

Какие "разговоры" ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку" на с.51. Слайд №5

Беседа о снеге:

Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Так говорят о снежинке) Слайд №6

Рассмотрите снежинки на голубом фоне (с.51) Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает ученик) Слайд №7

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом. Слайд №9

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Выполнение задания "Подумай и расскажи". Слайд №10

Рассмотрите сюжетные картинки на с.51. О чем спрашивает вас недоумевающий человечек Почемучка? Помогите ему разобраться. Что случилось со снежной бабой.

(Ответы обучающихся)

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

Что вы видите? (Ответы детей) Слайд №11

Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

(Учитель демонстрирует веточку березы и осины, разрезает почку. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя в баночках)

Но не все деревья сбрасывают листья.

(Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом. Теперь выполните задание в учебнике на с.52: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы"

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

(Ответы обучающихся, показ на экране)

От кого прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают зимой?

Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Вспомните, какие из них улетели?

Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13

Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14

Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.52)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0 )

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0 )

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0 )

Взаимопроверка выполненного задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Объяснение домашнего задания.

Дома вам предстоит выполнить интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание и наблюдательность.

Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их. (с.51)

Другое задание - это экспериментально-наблюдательная работа, которую предлагают авторы на с.52 учебника. Проведите опыт: отправьте северного белого медведя в путешествие. Как описано в задании человечка Наблюдайки.

На с.53 прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

Как вы поняли, ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы" , что "зимой природа спит" ? (Ответы учеников)

Чтение вывода по теме на красной планшетке на с.53

Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.53 учебника на красной планшетке. Слайд №19

Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что показалось вам наиболее интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

Отгадайте:

Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом - хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный :(сугроб)

На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович вам дарит "сугробики."