Что такое атмосфера? Что такое атмосфера Земли? Как объяснить что на земле есть атмосфера.

Когда мы читаем об освоении человеком Луны и планет, мы часто сталкиваемся с вопросами, касающимися атмосферы. Есть ли атмосфера и на других планетах? Насколько известно ученым, ни одна планета или звезда не имеет атмосферы, похожей на нашу.

Что такое атмосфера? Мы можем представить ее в виде океана воздуха, окружающего Землю и имеющего высоту в несколько сотен миль. Океан воздуха имеет один и тот же состав по всей Земле. В основном он состоит из определенных газов, которые всегда остаются в одной и той же пропорции. Около 78 процентов составляет азот, 21 процент - кислород, и оставшийся один процент составляют газы, которые называются редкими - аргон, неон, гелий, криптон и ксенон.

Воздух, окутывающий Землю, имеет одинаковый химический состав до высоты 18 миль, хотя эта цифра может доходить и до 44 миль. Когда вы достигаете верхнего слоя атмосферы, вы оказываетесь в верхней точке того, что называется тропосферой. Это ближайший к поверхности Земли слой. На высоте от 18 до 31 мили от поверхности Земли находится слой горячего воздуха, температурой около 42 градусов по Цельсию. Причиной нагрева этого слоя является поглощение тепла солнечных лучей имеющимся здесь озоном.

Озон - это особая форма кислорода, где молекула состоит из трех атомов кислорода вместо обычных двух. Горячий озоновый слой служит для того, чтобы защитить нас от наиболее активных солнечных лучей - ультрафиолетовых. Без него мы не выдержали бы солнечного света. Еще выше находится слой, или несколько слоев, которые называются ионосферой, находящейся на высоте от 44 до 310 миль над землей. Ионосфера состоит из частиц, наэлектризованных Солнцем. Молекулы воздуха находятся в постоянном движении. Атмосфера может удерживаться лишь в том случае, когда молекулы все время сталкиваются друг с другом и не могут улететь. Но чем выше, тем воздух становится все более разреженным.

Очень мала вероятность того, что молекула снизу отскочит обратно после столкновения с молекулой сверху. Поэтому молекулы выходят в открытое пространство, и атмосфера разрежается полностью. Существует зона, которая называется экзосфера, где оторвавшиеся молекулы движутся почти свободно, и эта зона начинается с высоты 400 миль и простирается до 1500 миль.

Аннотация: в 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов».
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Атмосфера», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть.
Популярную информацию о позитивно-манипуляционном дидактическом диалоге вы можете найти в книге М.В.Телегина «Рождение диалога: книга о педагогическом общении». Рекомендуем так же, предварительно ознакомиться с ПМДД по темам «Власть», «Живая клетка», опубликованным на страницах нашего сайта.

Содержание
Цели занятия, его интенция, основная идея, деятельностные методы реализации целей и задач уже обозначены нами применительно к организации диалога на тему «Живая клетка» (см. проект занятия по теме «Живая клетка»). Поэтому сразу приступим к выявлению специфики (при всей универсальности теоретической модели ПМДД, некоторые индивидуальные черты, безусловно, имеют место быть) учебного диалогического взаимодействия по теме «Атмосфера»; изложению практико-ориентированной методической разработки по указанной теме. Для обеспечения преемственности с предыдущим занятием мы задействуем уже знакомую ребятам сюжетную линию, продолжим общение с профессором Микроскопкиным.


Особенности реализации ПМДД по теме «Атмосфера»
Специфика реализации ПМДД по теме «Атмосфера» исчерпывается несколькими моментами.
1. Изменяется содержание. Естественно, центральным содержанием диалога станет знакомство и присвоение детьми теоретических знаний, связанных с научным понятием «атмосфера».
2. Существенную трансформацию претерпевает последовательность этапов диалога. Диалог начинается с создания классической проблемной ситуации. Затем следует актуализация спонтанных понятий, связанных в сознании участников диалога с одним из агентов базовой метафоры. На третьем этапе меняется содержание диалога (переход к теме обсуждения), создаётся ситуация запроса на новое знание, или проблемная ситуация видоизменяется, воссоздаётся на более сложном диалектическом витке. На четвёртом – вводятся учебные умные образы. На заключительном – осуществляется закрепление пройденного материала, подведение итогов ПМДД.
3. В отличие от предыдущего диалога, мы хотим донести до сознания учеников всего лишь один существенный, теоретический признак. Популярно объяснить детям, что атмосфера – это «защитная оболочка Земли».
4. Для диалогической трансляции реципиентам указанного признака мы собираемся задействовать целую батарею метафор, среди которых правомерно выделять ведущую метафору («теплица») и ряд вспомогательных («космический скафандр», «щит», «одеяло»).

Педагогическая модель ПМДД по теме «Атмосфера» для детей младшего школьного возраста

Первый этап

Контекст:
урок начинается с создания классической проблемной ситуации, преодолевая которую учащиеся исподволь, незаметно для себя начнут экстериоризировать, проговаривать, обобщать, насыщать, осознавать собственные представления о функциях и назначении теплицы, оранжереи (отчасти этот опыт уже был актуализирован в процессе предыдущего диалога). Впоследствии базовая метафора «теплица похожа на атмосферу в том смысле, что оба агента сравнения обеспечивают защиту жизни, являются защитными оболочками» – послужит ключом, психологическим орудием, опорным пунктом для понимания учащимися функций атмосферы на уровне теоретического образного мышления.

Конкретное содержание первого этапа

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята.
Дети: Здравствуйте.
Учитель: Не забыли ли вы нашего старого доброго друга, профессора Ивана Ивановича Микроскопкина? Хотите ли вновь встретиться с ним?
Дети: Хотим.
Учитель (перевоплотившись в Микроскопкина): А вот и я, друзья, здравствуйте, признаться, я очень соскучился.
Дети: Мы тоже.
Микроскопкин: Спасибо, друзья. Однако не будем терять драгоценного времени, меня привела к вам суровая необходимость, и я остро нуждаюсь в вашей помощи. Могу ли я на вас положиться?
Дети: Да.
Микроскопкин : Вы, наверное, слышали, что урожай в этом году был низким из-за чрезвычайных погодных условий.
Дети: Слышали, по телевизору говорили.
Микроскопкин: Я думаю, вам не составит труда перечислить, какие природные явления могли загубить урожай, что может навредить растениям?
Дети: Засуха, обилие осадков, заморозки, сильный ветер. (При необходимости можно подготовить соответствующие иллюстрации, «разобрать» каждый фактор более подробно.)
Микроскопкин: Совершенно верно. Итак, урожай невелик, человечество нуждается в пище, значит, нужно сберечь, прорастить каждое…
Дети: Зёрнышко, чтобы не пропало.
Микроскопкин: Теперь представьте, у каждого из вас есть десять зёрнышек. И перед каждым стоит задача – получить наибольший урожай. Подумайте, какие угрозы нависают над вашими крохотными зёрнышками, что может погубить хрупкие росточки, когда они едва-едва проклюнутся из ваших заветных зернышек. И, самое главное, подумайте, как вам обезопасить, защитить растения и в конечном счёте получить отменный урожай.
(Надо пресечь попытки ответить сходу, дать время подумать. Можно разбить аудиторию на малые группы и устроить, по последней моде, конкурс проектов: «Защити зёрнышко, получи небывалый урожай». Из всех вариантов ответов следует выбрать, поддержать, как наиболее перспективную, идею с защитой растений при помощи теплицы. Мы уверены, что ваши собеседники и ученики обязательно, среди прочих ходов, упомянут и даже сами аргументированно докажут все преимущества теплицы.)

Второй этап


Контекст:
практически в каждой группе детей встречаются «юные агрономы», прекрасно осведомлённые обо всех преимуществах выращивания растений в закрытом грунте, в теплице. Эти знатоки – лучшие помощники учителя. Не скупитесь на похвалы, не очень считайтесь со временем, выуживайте все наличные представления, задействуйте как можно более широкий круг ребят, допустимы наводящие, «парциальные», уточняющие вопросы и повторения. Ученики должны зарубить на носу несколько нехитрых истин: теплица защищает от солнца, жары, от заморозков, залива, обеспечивает комфортные условия для жизни растений; в теплице своя «погода», свой микроклимат, оптимальный водный и температурный баланс. Вовсе не обязательно, чтобы дети употребляли указанные термины (водный, температурный баланс, климат), допускается их замена житейскими эквивалентами, словами обыденного языка. Главный критерий успешности этапа – достижение понимания учащимися «защитной» функции теплицы.

Конкретное содержание второго этапа

Дети: Надо построить теплицу, как у бабушки, там всё лучше растёт.
Микроскопкин: Из чего теплицу построим? Из плёнки целлофановой или из стекла?
Дети: Чем надёжнее, тем лучше. Надо стеклянную, чтобы лучше защищала и свет пропускала, растениям нужен свет.
Микроскопкин: А вдруг град пойдёт, разобьёт стекло.
Дети: Надо взять прочное стекло, непробиваемое. Или в несколько слоёв стекло расположить.
Микроскопкин: Стеклянная, многослойная, и чтобы свет пропускала. Отопление будем проводить?
Дети: Будем, чтобы зимой огурцы выращивать.
Микроскопкин: А электричество проведём, лампы искусственного света поставим?
Дети: А как же, на улице пасмурно, а у нас светло. Зёрнышки быстрее растут.
Микроскопкин: А водичку по трубам пустим, для полива?
Дети: Да, чтобы в лейках не носить, и растениям вода необходима.
Микроскопкин: Значит, у нас надёжная, отапливаемая, освещаемая теплица с многослойной крышей, с поливом. Мы в такой теплице зимой…
Дети: В шортах будем ходить.
Микроскокин: На улице стужа, зима.
Дети: А у нас жара, лето.
Микроскопкин: Давайте проверим, от каких вредных воздействий способна уберечь растения наша чудо-теплица?
Дети: У солнышка очень жаркие лучики.
Микроскопкин: Правильно, от палящих лучей солнца…
Дети: Когда жарко, вода быстро высыхает, уходит, земля трескается.
Микроскопкин: Да, на открытом воздухе, в зной, вода превращается в пар, как в кипящем чайнике, испаряется.
Дети: А в теплице всегда душно, там вода не так быстро испаряется, и растения лучше себя чувствуют.
Микроскопкин: Да, верно, теплица позволяет сохранить требуемую для растений влажность, чтобы растения получали то количество воды, которое им необходимо. А вот если дожди всё время льют?
Дети: Тогда нужно закрыть теплицу. Засуха – плохо. И дожди всё время – тоже ничего хорошего. Может залить растения, и они сгниют, не дадут урожай.
Микроскопкин: Правильно. Теплица защищает и от засухи и от излишней влаги. Воды в меру, вот это и называется баланс, равновесие. Вы знаете, что такое заморозки?
Дети: Это когда под утро иней выпадает. Когда ночью холодно становится. У бабушки помидоры на грядках помёрзли, а в теплице – нет. Заморозки, когда мороз возвращается или приходит, особенно весной или осенью.
Микроскопкин: Верно. Так вы утверждаете, что и от заморозков может теплица спасти?
Дети: Конечно, мы же вам говорим, что на грядках…
Микроскопкин: В открытом грунте, без защиты…
Дети: В открытом грунте наши ростки замёрзнут. Тут без теплицы не обойтись, теплица защитит от холода.
Микроскопкин: Как одеяло, как одежда у человека, теплица защитит от холода, так что ли?
Дети: Да, теплица как одеяло для наших зёрнышек. На улице холодно, а им всё нипочём. И мороз – красный нос до растений не доберётся. Теплица ростки надёжно спрячет, защитит от мороза.
Микроскопкин: А когда слишком жарко, растениям тоже, наверное, туго приходится.
Дети: Да.
Микроскопкин: Наверное, растениям комфортно, хорошо, когда нормальная температура, не слишком жаркая и не слишком холодная, подходящая для этих растений. Тоже равновесие нужно, баланс необходим, температурный баланс.
Дети: Правильно.
Микроскопкин: Давайте повторим, теплица что обеспечивает?
Дети: Чтобы воды нормальное количество было и температура подходящая. Такое равновесие, полезное, приятное для растений, чтобы больше урожай получить.
Микроскопкин: Правильно, теплица обеспечивает оптимальный, лучший для роста растений водный и температурный баланс. На улице одна погода, а в теплице…
Дети: Другая, сохраняющая растения.
Микроскопкин: В теплице своя погода?
Дети: Здорово. Теплица нужна, чтобы создавать особую погоду…
Микроскопкин: Свой микроклимат. И этот микроклимат, эта своя погода защищает растения. Теплица – это…
Дети: Лучшая защита для растений.

Третий этап

Контекст
: теперь от обсуждения преимуществ теплицы необходимо плавно, как можно более естественно и непринуждённо, не теряя темпа, канализировать, направить диалог в новое русло. Мы должны от теплицы перейти ближе к теме, попытаться подвести детей к разговору об атмосфере. После «поворота», смены направления, третий этап может протекать (и тот и другой сценарий вполне допустимы) в виде классической проблемной ситуации либо разворачиваться как ситуация запроса на новое знание. Первый вариант возникнет, если в спонтанном опыте учащихся уже есть представления об атмосфере, если дети сами, без подсказки преодолеют возникшее затруднение, скажут, что землю защищает атмосфера, или «воздух». Альтернативный способ организации диалога (запрос к педагогу о помощи, о предоставлении новых знаний) появится, если информация об атмосфере не входит в зону актуального развития учащихся или дети не сумеют извлечь данную информацию из памяти и связать с решением стоящей перед ними задачи. В любом случае, не спешите подсказывать, дайте возможность пофантазировать, поспорить, обсудить различные гипотезы, исходящие от различных учеников, можете помочь наводящими вопросами, действуйте в логике проблемно-поискового метода обучения. Вирулентность, вариативность данного этапа чрезвычайно высока, непосредственно зависит от параметров аудитории, от уровня осведомлённости и креативности детей, поэтому наше описание носит весьма приблизительный и частный характер.

Конкретное содержание третьего этапа

Микроскопкин: Здорово вы, ребята, придумали, насчёт теплицы, отличный план получения гигантского урожая, спасения человечества от голода предложили. Теплица – надёжная защита.
Дети: Да.
Микроскопкин: Пришла мне в голову интересная мысль, да никак не могу её хорошо обдумать, поможете?
Дети: Да.
Микроскопкин: Вот смотрите (показывает фотографию Земли), первый космонавт планеты, наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел Землю-матушку, планету нашу из космоса, подумал, какая же она красивая и вместе с тем маленькая, беззащитная наша планета. Как хрупка жизнь. Летит Земля в космическом пространстве с огромной скоростью, вращается вокруг Солнца, и Солнечная система летит, вращается вокруг центра Галактики. В космосе нет воздуха, космос пронизан опасными, губительными для всего живого излучениями. Если человек, без защиты, без специального скафандра окажется в открытом космосе, то тут же погибнет. Миллионы и миллионы планет изучили астрономы и нигде ещё пока не нашли жизни. Планеты похожи на раскалённые камни или на глыбы льда. На них царит нестерпимая жара или дикий холод (показывает фотографию безжизненных планет).
Сравните Землю и безжизненные планеты. Земля – голубая планета, колыбель жизни… Синие воды океана, высокие горы и пики, изумрудная зелень лесов и полей, сахарные макушки полюсов, жёлтые пески пустынь, и повсюду буйство жизни, повсюду зёрнышки жизни дали добрые, обильные всходы. А на других планетах жизни пока не обнаружили.
Дети: Только в фантастических фильмах есть инопланетяне, а на самом деле, их пока не нашли.
Микроскопкин: Правильно. А вот ещё вопрос, что будет с человеком, если он окажется в открытом космосе без специального защитного костюма, без скафандра.
Дети: Без скафандра человек погибнет, у космонавтов обязательно должен быть скафандр, он даёт воздух и тепло, защищает от вредных лучей.
Микроскопкин: Значит, всё живое в космосе, человек или живые организмы на поверхности планеты нуждаются в защите?
Дети: Конечно, иначе они погибнут, не выживут.
Микроскопкин: Что может убить живые организмы?
Дети: Вредные лучи, жара, холод, отсутствие воды.
Микроскопкин: У космонавтов защита скафандр, у растений – теплица, а что же защищает нашу планету?
Дети: Может, воздух защищает, вы нам расскажите.
Микроскопкин: Земля окружена плотной оболочкой, предохраняющей всё живое.
Дети: Что это за оболочка, может, небо и тучи?
Микроскопкин: Небо, тучи, воздух, знаете, как называется оболочка Земли?
Дети: Нет. Скажите, как называется.
Микроскопкин: Запомните, атмосфера. Повторите…
Дети: Атмосфера.

Четвёртый этап

Контекст : этап постижения теоретического знания за счёт экстраполяции, символического переноса спонтанного опыта (знания о теплице) в изучаемую проблемную область (атмосфера, её функции). Рассказать о функциях атмосферы, дать искомую дефиницию атмосферы как «защитной оболочки земли» нашим собеседникам должны помочь образы теплицы, космического скафандра, щита, кольчуги, одеяла и т.д. На данном этапе указанные образы должны в сознании учащихся прирасти символическим смыслом и стать «умными образами», опорой для фиксации и понимания важных теоретических связей и отношений объективной реальности. Со стороны педагога может осуществляться сообщение, вкрапление дополнительных фактов по теме диалога.

Конкретное содержание четвёртого этапа

Микроскопкин: Ребята, вспомните, о чём мы с вами говорили, как зёрнышки лучше сохранить, как урожай получить?
Дети: Мы говорили о теплице.
Микроскопкин: Теплица защищает растения, живые росточки. Космонавта в космосе защищает скафандр. Догадайтесь, для чего нужна атмосфера.
Дети: Ура, атмосфера как теплица, как скафандр.
Микроскопкин: Эврика, замечательное открытие.
Дети: Атмосфера из воздуха.
Микроскопкин: А воздух, которым мы дышим, состоит из различных газов. И вроде прозрачный воздух, невесомый, а на самом деле…
Дети: Воздух, атмосфера защищает землю как теплица и скафандр.
Микроскопкин: От чего атмосфера защищает Землю?
Дети: От космических лучей, они убивают всё живое. От всего вредного.
Микроскопкин: А про температуру что скажете?
Дети: В космосе может быть очень жарко, а на Земле своя погода, которая нам подходит.
Микроскопкин: Правильно.
Дети: Не слишком холодно и не слишком жарко.
Микроскопкин: Атмосфера создаёт нужный для жизни температурный баланс.
Дети: Нормальная температура, своя погода.
Микроскопкин: В космосе один климат, а на Земле…
Дети: Другой. Мы как будто в теплице живём, под защитой атмосферы.
Микроскопкин: А если исчезнет атмосфера…
Дети: Всё живое погибнет, ещё засуха будет, и нечем будет дышать, ведь тогда воздуха не станет.
Микроскопкин: Атмосфера защищает от обезвоживания, от засухи?
Дети: Защищает, как теплица, поддерживает, вы нам говорили, водный баланс.
Микроскопкин: Чтобы вода не испарялась?
Дети: Да, без атмосферы океаны и реки пересохли, и всё живое умерло, и Земля стала как летающий камень.
Микроскопкин: А ещё теплица защищает от такого льда, который, случается, с неба падает, забыл, как называется, круглые такие ледышки, размером с горошину, а то и с куриное яйцо…
Дети: Град, град.
Микроскопкин: А в космосе кое-что поопаснее града летает, про метеориты слышали?
Дети: Да, метеориты это космические камни, целые глыбы.
Микроскопкин: Если атмосферы, защиты нет, то метеориты оставляют на поверхности планеты огромные воронки, которые называются кратеры. Эти кратеры по размеру могут быть больше моря. Такие вот градины космические летают (показывает луну, кратеры на луне). Получается, что атмосфера защищает ещё и от…
Дети: От метеоритов, мы смотрели передачу, метеориты врываются в атмосферу на огромной скорости и сгорают в ней.
Микроскопкин: Вот у Земли есть кольчуга, одеяло, бронежилет, надёжный щит?
Дети: Да, это атмосфера.
Микроскопкин: Что такое атмосфера, кто лучше скажет?
Дети: Это защитная оболочка Земли, она состоит из воздуха. Она, как теплица, защищает жизнь на нашей планете.
Микроскопкин: Спасибо, друзья.

Пятый этап

Контекст : повторение, закрепление, контроль, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов. Вопросы должны помочь детям сконцентрироваться на главном.

Вопросы и задания для повторения, закрепления, категоризации информации
1. Для чего люди строят теплицы, оранжереи?
2. От каких вредных воздействий окружающей среды может защитить растения теплица?
3. Теплица защищает растения от заморозков?
4. Теплица защищает от низкой температуры?
5. Теплица способна защитить от засухи? А от излишней влаги?
6. Может быть так: на улице ночь, а в теплице – день? На улице зима, в теплице – лето?
7. Что значит фраза: «в теплице свой микроклимат, своя погода»?
8. Согласны ли вы, что теплица специально придумана людьми для защиты растений?
9. Теплица чем-то похожа на одеяло, на щит, на кольчугу? Чем?
10. Если человек окажется в открытом космосе без скафандра, что с ним произойдёт? Почему?
11. Что защищает космонавта в открытом космосе?
12. Чем космический скафандр похож на теплицу?
13. Что сказал первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел нашу планету из космоса?
14. Земля находится в космосе, каким вредным воздействиям она подвергается?
15. Представляют ли опасность для всего живого: вредные космические излучения, нестерпимый космический жар, ужасный космический холод, отсутствие воздуха?
16. На всех ли планетах, как на Земле, есть жизнь?
17. Что защищает Землю от действия вредных излучений, от метеоритов?
18. Есть ли у Земли щит, надёжная защита?
19. Можно сказать, что всё живое на Земле будто живёт в теплице?
20. Как называется такая «теплица»?
21. Что общего между теплицей и атмосферой?
22. Из чего состоит атмосфера?
23. От чего защищает атмосфера?
24. Что случится, если атмосфера исчезнет?
25. Почему люди должны бороться за чистоту окружающей среды, чистоту атмосферы?
26. Что такое атмосфера?
27. Согласны ли вы с тем, что атмосфера – многослойная защитная оболочка Земли, состоящая из воздуха, из газов?
Мы специально привели избыточное количество вопросов. В зависимости от конкретных условий протекания заключительного этапа диалога, педагог должен выбрать именно те вопросы (5–7), которые помогут вашим собеседникам ещё раз мысленно воспроизвести самые важные, ключевые положения и моменты дидактического диалога. Для фиксации результатов общения финал учебного взаимодействия целесообразно (как и в предыдущем диалоге) обыграть, устроив конкурс рисунков, объяснительных схем, созданных ребятами (возможна помощь родителей)

Воздушной “шубой” нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Бесит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. “Шуба” оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути к Земле, от космических лучей нас спасает озоновый слой атмосферы.

Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком. Самый нижний слой тропосфера (ее толщина до 15 км) — “кухня погоды”, там все время перемещаются, перемешиваются теплые и холодные воздушные массы, образуются туманы, облака, тучи. В стратосфере (ее толщина 25 — 30 км), в ее верхней части накапливается озон, жизненно важный для Земли газ. Толщина слоя озона незначительна. В результате загрязнения воздуха в атмосферу стали поступать химические вещества, разрушающие озоновый слой. Мезосфера начинается с высоты 50 — 55 км примерно до 80 км над Землей. С увеличением высоты подъема приборы отмечают резкое повышение температуры. Начинается термосфера, или ионосфера — бездонное море ионизованного газа. Воздух сильно разрежен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводность. Именно в высоких слоях атмосферы возникают чудесные явления — полярные сияния. Ионизованный газ атмосферы называют плазмой.

Атмосфера Земли — это смесь газов: кислород (21%) растворен в азоте (78%), но “раствор” с примесями аргона, углекислого газа. Много в атмосфере и водяного пара. На пути к звездам атмосфера для космических кораблей является и другом, и врагом: она нагревает и тормозит, пропускает и не пропускает. Атмосфера заставляет мерцать звезды, светила краснеют или бледнеют.

Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Все дело в том, что в дневное время атмосфера рассеивает солнечный свет. Попробуйте вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны достаточно хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит только выключить свет…

Река тихо и плавно течет по равнине, а на крутых обрывах ускоряет свое движение. Поток глубоко врезается в почву и образует узкие ущелья с крутыми и высокими стенами. Особенно быстро размывает вода берега, состоящие из рыхлых пород. Если же путь реке преграждают горы, она или огибает их, или пробивает, создавая глубокие ущелья и каньоны. Иногда…

Самое чистое и глубокое озеро — Байкал. Его длина 620 километров при ширине от 32 до 74 километров. Глубина озера в самом глубоком месте — трещине Ольхон — равна 1940 метрам. Объем пресной воды в озере составляет 2300 кубических километров. Африканской сестрой Байкала называют географы озеро Таньганьику. Оно возникло на территории Восточной Африки много миллионов…

Народная русская мудрость гласит: “Ставь дом там, где овцы легли”. А в Китае существует обычай не приступать к строительству дома, пока не убедишься в том, что место застройки свободно от “глубинных демонов”. Именно поэтому большинство старинных городов и сел как у нас на Руси, так во многих других странах, расположены очень удачно. Хотя есть, конечно,…

Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад на заре человеческой цивилизации. Люди научились измерять промежутки времени, сопоставлять их с явлениями, которые повторялись периодически (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года). Без использования единиц измерения времени люди не могли жить, общаться между собой,…

В этом созвездии две яркие звезды находятся очень близко одна от другой. Свое название они получили в честь аргонавтов Диоскуров — Кастора и Поллукса — близнецов, сыновей 3евса, самого могущественного из олимпийских богов, и Леды, легкомысленной земной красавицы, братьев Елены прекрасной — виновницы Троянской войны. Кастор славился как искусный возничий, а Поллукс как непревзойденный кулачный…

Великий итальянец Галилео Галилей (1564—1642), много сделавший для развития математики, механики, физики, достиг поразительных успехов в изучении небесных тел. Он прославился не только рядом астрономических открытий, но и огромной смелостью, с которой он встал на защиту учения Коперника, запрещенного всесильной церковью. В 1609 году Галилей узнал, что в Голландии появился прибор-дальновидец (так переводится с греческого…

Солнечное и лунное затмения знакомы человеку с глубокой древности. Когда человек еще не знал, отчего происходят эти явления, угасание Солнца средь бела дня вызывало у него панический страх. Это действительно таинственное и величественное зрелище. Яркое Солнце сияет на синем небел и постепенно солнечный свет начинает ослабевать. На правом краю Солнца появляется ущерб. Он медленно увеличивается,…

А что если и наша звезда — Солнце — вдруг вспыхнет сверхновой? Исчезнет сама и нас вычеркнет из Вселенной навсегда? Как говорят ученые, это событие хотя и возможно, но вероятность его очень мала. Свою энергию звезда получает, постепенно превращая водород в гелий, затем в более тяжелые элементы (углерод, кислород, неон и другие) с помощью цепочки…

Самая крупная планета носит имя верховного бога Олимпа. По объему Юпитер больше Земли в 1310 раз, а по массе — в 318 раз. По расстоянию от Солнца Юпитер на пятом месте, а по блеску он занимает на небе четвертое место после Солнца, Луны и Венеры. В телескоп видна сжатая у полюсов планета с заметным рядом…

Тема: Атмосфера Земли.

Цели: Дать понятие об атмосфере и составе воздуха.

Способствовать развитию навыков сравнения, обобщения.

Прививать чувство бережного отношения к природе.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу - густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он нам необходим.

О чём шла речь в стихотворении?

Какую роль выполняет воздух на планете? (Слайд 1)

  • Защищает от метеоритов.
  • Предохраняет от перегрева и от морозов.
  • Защищает от губительных солнечных лучей.
  • Следит за климатом .
  1. Сообщение темы.

Расшифруй ребус и определи тему урока: (Слайд 2)

Атом сфера (атмосфера)

План работы: (Слайд 3)

  • Что такое атмосфера?
  • Из каких слоёв она состоит?
  • Каков состав атмосферы?

Проблема: Что произойдет на Земле, если исчезнет атмосфера или изменится её состав?

  1. Атмосфера.

Атмосфера – это воздушная оболочка планеты. Воздух, который окружает Землю до 800 километров в высоту. Атмосфера (древнегреч. “атмос” - воздух, “сфера” - шар). (Слайд 4)

(Дополнительные сведения, подготовленные детьми.)

Слои атмосферы достигают толщины несколько километров, которые создают впечатление светло-голубого купола.

Великий итальянец XV века Леонардо да Винчи в книге «О живописи» писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся на верху чернотой».

Не смотря на то, что воздух не имеет цвета, даже не очень чистый воздух приземного слоя атмосферы в городах оказывается необыкновенно прозрачным в сравнении с самой прозрачной жидкостью. Если смотреть сквозь слой воздуха толщиной несколько метров, то мы его не видим. Но если толщина будет составлять несколько километров, мы начинаем видеть воздушную дымку. Вся же атмосфера светло-голубая. Это происходит благодаря её толще.

Цвет и яркость неба изменяется при поднятии над земной поверхностью. Чем выше мы поднимаемся, тем тоньше слой воздуха над местом наблюдения, тем синее небо и меньше его яркость.

Какой же высоты атмосфера? Рассмотрим её слои: (Слайд 5)

  1. Тропосфера (от греческого – движение) - начинается прямо от земной поверхности, поднимаясь до 10 километров вверх. Здесь образуются облака, рождаются грозы, снег. Температура понижается до – 70 ° С. В верхних слоях летают самолёты
  2. Стратосфера – тянется от 10 до 50 км высоту. В ней есть тонкий озоновый слой, который защищает планету от губительных солнечных лучей. Температура – 70 ° С.
  3. Мезосфера тянется до 80 км, в ней сгорают попавшие гравитационное поле Земли небесные тела, метеориты. Температура – 70 ° С – 90 ° С.
  4. Термосфера (ионосфера) – проводит электричество, здесь образуется северное сияние. Тянется до 500 км вверх. В этих слоях летают искусственные спутники, космические зонды.
  5. Экзосфера сильно разряжена, в ней почти нет воздуха.

Перечислите слои атмосферы. (Слайд 6)

Что произойдет, если исчезнет один из слоёв атмосферы?

  1. Состав воздуха.

Из чего же состоит воздух? (Слайд 7)

Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
В воздухе содержится:

21% кислорода,
78 % азота,
0,9 % благородных газов,
0,03% углекислого газа

И небольшое количество водорода и водяного пара.

Какого вещества в воздухе больше всего?

(Слайд 8)

Какой газ мы ощущаем после грозы? (Озон – запах свежести.)

Меняется ли состав воздуха? Из-за чего?

Какова разница в составе воздуха в классе, в городе, где много машин и в лесу? (Слайд 9)

Физминутка «Атомы – молекулы».

Ведущий дает установку: «Представьте, что все мы атомы. Атомы выглядят так: согнуты руки в локтях, кисти прижаты к плечам. Атомы постоянно двигаются, время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем числом, какое я назову. Например, три: атомы должны объединиться по три в каждую молекулу. Молекула будет выглядеть тогда так: три человека встанут лицом друг к другу в кругу, с соединенными вверху руками».

Закончить можно, назвав общее количество участников – это будет общий круг.

  1. Роль атмосферы.

Воздух и атмосфера – это одно и тоже или разные понятия? (Слайд 10)

Назовите ещё раз, какова роль атмосферы для нашей планеты. (Слайд 11)

  • Защищает от вредного излучения
  • Защищает от губительных солнечных лучей
  • Защищает от метеоритов
  • Формирует климат
  • Предохраняет от перегрева и от морозов
  • Переносит звуки и запахи
  • Даёт кислород для живых существ

Что произойдет на Земле, если исчезнет атмосфера или изменится её состав?

(Слайд12)

Атмосфера имеет большое значение для всего живого на планете, следовательно её надо беречь.

Расскажите о мерах охраны воздушного пространства.

Выставка плакатов «Защитим атмосферу» и их защита. (Слайд 13)

  1. Обобщение.

Сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Если вы согласны с моим утверждением, то ставите 0, если же нет – 1. У вас должно получиться число, которое я задумала. (Слайд 14)

  • Мы живем на дне Водяного океана? (нет – 1)
  • В атмосфере зарождаются осадки, и образуется ветер? (Да – 0)
  • Атмосфера есть у всех планет? (Нет – 1)
  • Воздух – это жидкость? (Нет – 1)
  • Воздух – это смесь газов? (Да – 0)
  • Атмосфера защищает от метеоритов? (Да – 0)
  • Углекислый газ – это самый главный газ, он необходим для жизни людей, мы им дышим? (Нет – 1)

Должно получиться число: 1 011 001.

  1. Д\З.

С. 111, пересказ.

Наблюдать за погодой и ветром.

Опыт: (Слайд 15)