Главные герои в рассказе тургенева ася. Краткая характеристика аси в повести "ася"

Темы, раскрывающие отношение учащегося к герою литературного произведения, могут формулироваться по-разному: «Кто из героев (произведения) мне ближе и почему?», «Мое отношение к герою (к героям) произведения», «Мой любимый литературный герой» и т.п.

Сочинениям, в которых учащиеся непосредственно выражают свое отношение к литературным героям, должен предшествовать опыт характеристики литературного персонажа. Сочинения-характеристики мы начинаем писать с 5 класса, осваивая в процессе анализа текста такие теоретико-литературные понятия, как «портрет литературного героя», «речь героя», «авторское отношение к герою» (авторская позиция). Сопоставительные характеристики героев одного произведения являются следующим этапом работы над литературным образом.

По мере литературного и возрастного развития учащихся мы увеличиваем контекст сопоставления (сравнение литературных героев разных художественных произведений, эпох, направлений, героев русской и мировой литературы), усложняя цели и задачи работы. Так, предложенная в 8 классе тема «Мое отношение к героям повести И. С. Тургенева “Ася” в перспективе, на следующем этапе литературного развития, может быть развита в более широком, философском контексте. Например, в русле размышлений Д. С. Лихачева о своеобразии русского характера: «Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: во всем доходить до крайностей, до предела возможного, и при этом в кратчайшие сроки... Россия благодаря этой своей черте всегда находилась на грани чрезвычайной опасности - это вне всякого сомнения, и в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о будущем».

На начальном же этапе - характеристики литературного героя, выражения к нему своего отношения - такие работы, как правило, не вызывают больших затруднений у учащихся. Тем не менее наиболее распространенной ошибкой в их написании является отсутствие в работе непосредственной характеристики героя, которая бы мотивировала выраженное к нему отношение. Нередко ученик торопится высказать свое мнение, пропуская важный этап работы - размышление над образом героя, внимание к авторской позиции, - которые возможны лишь на конкретном материале проанализированного художественного текста. Для того чтобы заострить внимание учащихся на раскрытии образов героев, мы несколько изменим традиционную тему: вместо «Мое отношение к героям повести И. С. Тургенева “Ася”» - «Герои повести И. С. Тургенева “Ася” и мое к ним отношение».

Сосредоточенность на характеристике героя, опора на материал, который дает текст (портрет, речь, поступки, отношение автора к герою), помогают учащемуся избежать необоснованной оценки, поверхностности суждений. В реальной жизни это способствует развитию у учащихся таких качеств, как наблюдательность, стремление к объективности при выражении собственного мнения.

Поскольку любая творческая работа по литературе непосредственно связана с анализом произведения, непосредственно или опосредованно мотивируется его характером, целями и задачами, мы рекомендуем обратиться к материалам учебника для 8 класса под ред. В. Г. Маранц- мана , а также к методическим рекомендациям к учебнику , которые помогут учителю спланировать уроки по произведению.

Как показывает опыт, учащиеся с интересом читают повесть: тема человеческих чувств и взаимоотношений интересна подросткам. Главную трудность вызывает понимание образа главной героини повести - Аси и прочувствование лирического лейтмотива повести - «у счастья нет завтрашнего дня».

Естественность и открытость натуры, сила и бесстрашие чувств, умение сердцем откликаться на все, что происходит в жизни, далеко не всегда близки сознанию современного человека: достаточно рассудочного, прагматичного. Понимание единственности встречи, «мгновения», которое судьба дарит человеку лишь однажды и к которому он чаще всего бывает не готов, как герой тургеневской повести, не близко 13-14-летнему читателю. И это объясняется не только его малым жизненным опытом, но и иным мироощущением человека XXI в., который живет в эпоху виртуальной реальности: все можно растиражировать, повторить, прокрутить, как в кино, продублировать. Уникальность, единственность, неповторимость как характеристики определенных жизненных ситуаций, чувств, отношений сегодня отрицаются как таковые. Массовая культура выдвигает альтернативный тезис: все повторяемо, воспроизводимо, заменимо. Попытки самовыражения чаще всего в конечном итоге ведут к унификации - поскольку изначально в их основе лежит завуалированное стремление «быть как все».

Сочинение «Герои повести И. С. Тургенева “Ася” и мое к ним отношение», с одной стороны, является работой обучающего характера, цель которой - научить учащихся выражать свое отношение к литературным героям, активно привлекая для аргументации своих мыслей и чувств художественный текст (опора на характеристику образа), с другой - дает возможность ученикам глубже понять характеры героев и авторскую позицию в произведении, еще раз обдумать поступки героев и свое отношение к ним.

Ниже мы приводим работы учащихся, сопроводив их кратким анализом и рекомендациями для дальнейшей работы. Мы отобрали сочинения, разные по уровню освоения материала, стилю размышления. Они помогут увидеть, как идет процесс работы над сочинением у разных учащихся. Все они приводятся без стилистической правки, хотя почти в каждой есть речевые ошибки, недочеты, которые, по нашему глубокому убеждению, отражают неточность прежде всего самой мысли.

Герои повести И. С. Тургенева «Ася» и мое отношение к ним

1. Черновик сочинения Пантюховой Ольги.

В повести И. С. Тургенева «Ася» три главных героя: Ася, Гагин и Н. Н.

Гагин - дворянин, образованный человек. Он играл на пианино, сочинял музыку, рисовал картины - в общем, вел светский образ жизни.

Свою сестру по отцу Асю он считал «доброй, но с бедовой головой». «Трудно с ней ладить, - говорил он. - Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить!»

Ася была невысокого роста, «грациозна сложена, но как будто не вполне еще развита». Волосы у нее были черные, «остриженные и причесанные, как у мальчика», лицо смугловатое, круглое, «с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными глазами».

Была она очень подвижна, «ни одно мгновенье не сидела смирно; вставала, убегала и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен».

Н. Н. был человеком вольнодумным, ничем себя не утруждающим, обычным дворянином, уехавшим путешествовать «без всякой цели, без плана»; «жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом». Интересовали его в путешествиях более всего лица, «живые, человеческие лица - речи людей, их движения, смех - вот без чего я обойтись не мог», - говорил он. Любил Н. Н. бывать в толпе, общаться с людьми. Все свои мимолетные увлечения он часто выдавал за серьезные чувства, поэтому, возможно, он не сумел правильно обратиться к Асе, понять ее, когда она хотела признаться ему в своих чувствах. Он вел себя бестактно, обвиняя Асю в том, о чем она не думала, да и не могла тем более сделать: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...»

Таким образом, когда я прочитала повесть, я все-таки задумалась над вопросом: почему судьба не соединила героев, почему все кончилось именно так? Так неожиданно и печально? Ведь для героев не было преград, они могли повлиять на свою судьбу сами.

Здесь играет роль лишь поступок, сделанный или не сделанный вовремя. Н. Н. был виноват в том, что все так сложилось. У него был шанс и в тот момент, когда они встретились с Асей, и в тот момент, когда он решил, что «завтра будет счастлив». Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». И Н. Н. упустил свое счастье. Его легкомыслие погубило его судьбу. И сам он, уже прожив жизнь, осознал это, «осужденный на одиночество бессемейного бобыля», «...что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?»

Повесть Тургенева «Ася» - повесть о несложившейся любви, безвозвратно ушедшей надежды на счастье.

Данная работа - результат внимательного отношения ученицы к тексту произведения, активного участия в анализе.

Мы видим, что характер каждого из героев повести в целом воссоздан верно. Не до конца нарисован в работе портрет Гагина. Хотя он и играет в повести не столь значительную по сравнению с другими персонажами повести роль, но его образ неоднозначен. При характеристике Гагина важно, с одной стороны, отметить иронию, с которой автор говорит о его занятиях живописью (и в этом поверхностном отношении к искусству Гагин и Н. Н. близки), с другой - подчеркнуть искреннее отношение Гагина к судьбе Аси, умение понять ее непохожесть на других, принять ее такой, какая она есть, - на что не способен Н. Н.

Портрет Аси нарисован достаточно подробно, но лишен оценки. Остается не совсем понятным, как автор сочинения относится к Асе, какие ассоциации вызывает созданный художником образ. Необходимо также подумать над тем, как удачнее ввести в сочинение ее портрет. Упущены при анализе некоторые значительные эпизоды повествования: «отчего люди не летают», сцена вальса. Обращение к этим эпизодам помогло бы «услышать» мелодию любви в повести, приобщиться к стилю авторского повествования.

Достоинством работы является, несомненно, опора на текст художественного произведения, умелое введение цитат. Но «размер» каждой цитаты необходимо сократить до минимума, в котором отражается суть мысли.

Вступление непосредственно подводит к теме сочинения, но стереотипно, лишено установки на диалог. Заключительная часть работы удачно отражает общий смысл повести, но не раскрывает читательской позиции ученицы. Имеются речевые недочеты.

2. Черновик сочинения Лукьянова Виктора.

Все вы, наверное, слышали о произведении И. С. Тургенева «Ася» или читали эту повесть. Это произведение известно очень многим из-за того, что написанное в ней очень граничит с реальностью. Это не какой-нибудь простой роман. Это жизнь, где поступки настолько естественны, что иногда кажется, будто писатель не выдумал повесть, а он лишь перенес на бумагу то, что было в жизни.

Н. Н. - обычный молодой дворянин, который ищет чего-то нового, не имея при этом определенной цели в жизни.

Ася - юная девушка, которой все интересно. Она честна и во многих ситуациях не знает, как себя вести.

Н. Н. полюбил Асю, а она полюбила его, казалось, все должно пойти хорошо, но это произведение слишком похоже на жизнь, чтобы у него был такой счастливый конец. Ведь жизнь человека не может быть идеальной.

Он дворянин, а она нет, что будет после свадьбы? Он лишится всего, и этот страх взял верх над любовью, и они расстались.

Несмотря на то что герои расстались, Н. Н. продолжает любить Асю сердцем. И в конце любовь побеждает страх, но уже было поздно. И не остается ничего, кроме печали. А она умудряет и греет его сердце.

Характеристика героев дана слишком обобщенно, хотя и верно уловлены их основные черты. Интересна логика размышления, согласно которой «Ася честна», поэтому во многих ситуациях не знает, как себя вести. На первый взгляд, нелогично. Но, если задуматься, у «естественного» человека нет «заготовок» поведения на разные жизненные ситуации. Было бы интересно развить мысль в этом направлении.

Необходимо дополнить характеристику героев: подчеркнуть неповторимость Аси, выделить отношение к жизни Н. Н. в начале повести, несколько слов сказать о Гагине; сравнить героев. Ввести небольшие цитаты, точно и образно характеризующие каждого из героев. Можно ли доказать текстом, что Н. Н. помешало жениться на Асе ее недворянское происхождение (это утверждается в работе). В работе не совсем ясно выражено собственное отношение к героям повести.

Во вступлении намечен диалогический характер повествования, но в дальнейшем он не развит. В целом написанное представляет собою эскиз, наброски к будущей работе. Отсутствие опоры на текст обытов- ляет размышление, обедняет мысль.

Необходимо развить самостоятельные мысли, активно привлекая для этого текст произведения и результаты анализа.

3. Черновик сочинения Голубевой Светланы.

Главная героиня повести - Ася: невысокого роста, грациозно сложена, короткие черные кудри, черные глаза. Хотя имя ее было «Анна», но все почему-то называли ее ласково «Ася». Ей было лет семнадцать. Ловкая, подвижная, даже казалась немного дерзкой, а все ее существо «стремилось к правде». Она считала, что «лесть и трусость - самые дурные пороки».

В этой повести доверчивая, милая, непохожая на других девушка, обращает на себя внимание молодого человека - И. Н. Она рождает в его сердце противоречивые чувства. Герой же повести сам не может до конца понять своих чувств к Асе, ведь у него никогда не было серьезных отношений с девушками ее возраста. Я думаю, что до встречи с Асей Н. Н. относился к девушкам даже цинично. Вскоре он стал забывать свои неверные чувства. И все же мне кажется, что Н. Н. - несерьезный, ветреный человек, неспособный на настоящие чувства. Он был чересчур влюбчив, беспечен, ведь всю жизнь он ничем себя не утруждал. Как он сам рассказывает о себе, «жил без оглядки», «делал, что хотел». Ему и в голову не приходило, что так жить нельзя. Уже намного позже герой поймет, что «молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный, а придет время - и хлебца напросишься».

Гагин - необычный человек. Во всем его облике есть что-то «мягкое»: мягкие курчавые волосы, «мягкие» глаза. Он любит природу, искусство, хотя у него явно не хватало терпения и трудолюбия на серьезные занятия живописью. Но при этом он сильно и искренне как брат любит Асю, переживает за ее судьбу.

Выслушав признание Аси, Н. Н. не оценивает ее поступка, и даже делает вид, что она ему безразлична. Ася в растерянности, в отчаянии, она теряет веру во все, что для нее было так важно. Ей пришлось многое вынести и пережить. Ведь она так боялась этого разочарования, но оно настигло ее. Ася наивна, она еще не знает, как трудна и жестока жизнь. Героиня вызывает во мне жалость, сочувствие и понимание. В конце повести Н. Н. признается, что на самом деле никогда он не испытывал ни к кому таких чувств, как к Асе: «Чувство жгучее, нежное и глубокое было только тогда. Нет! Ни одни глаза не смотрели на меня с такой любовью!»

Н. Н. теряет Асю. Она осталась в его памяти той самой девочкой, какой он знал ее в лучшую пору своей жизни и какой он видел ее в последний раз. Он слишком поздно осознал, какую ошибку совершил. «Завтра я буду счастлив», - думал он. Но «у счастья нет заврашнего дня»...

В работе чувствуется «захваченность» ученицы чувствами героини. Не случайно она пишет о том, что понимает героиню.

Здесь мы отчетливо видим «сопричастность» художественного произведения психологической доминанте возраста - переживаниям первой влюбленности. Точно понято внутреннее состояние героини в момент свидания с Н. Н.: Ася «теряет веру во все, что для нее было так важно».

Достаточно полно описаны характеры героев. Не совсем удался переход к характеристике Гагина. Нет сопоставления с Н. Н. и выводов. Удачен выбор цитат. К сожалению, некоторые важные эпизоды повести не упомянуты в работе, поэтому автору не совсем удалось воссоздать поэтическую атмосферу повествования, донести «музыку» текста, что, безусловно, обедняет анализ повести. Видимо, этот пласт произведения несколько проигнорирован ученицей. В центре внимания - сюжет.

4. Черновик сочинения Аникина Станислава.

На уроке литературы мы читали повесть И. С. Тургенева «Ася». Мне очень жаль, что Ася и Н. Н. не остались вместе. Если бы Н. Н. не жил «завтрашним днем», то они были бы счастливы.

У Аси была необыкновенная внешность. Почти детские щечки, черные глаза, небольшой нос. Она была грациозно сложена и напоминала рафаэлевскую Галатею. Ее внутреннее беспокойство, желание порисоваться сбивало Н. Н. с толку. Она то смеялась, то грустила: «Что за хамелеон эта девушка!» Но ее душа ему нравилась.

Гагин, брат Аси, любил рисовать, но все картины так и оставались незаконченными. При его любви к природе и искусству ему не хватало трудолюбия и терпения. Не случайно, описывая одну из прогулок Гагина и Н. Н., когда Гагин решил «поработать», Тургенев замечает, что герои пустились в разговоры с таким удовольствием, как будто бы делали что-то полезное. Но, несмотря на ироничное отношение автора к «художнику», мы видим, что Гагин был способен на искреннюю любовь к сестре, переживал за ее судьбу.

Во время свидания Ася была как «испуганная птичка». Она дрожала, и сначала Н. Н. было жалко ее, сердце в нем «растаяло». Потом, вспомнив о Гагине, Н. Н. начал кричать на Асю и постепенно становился все более жестоким. Ася не понимала причины его жестокости. И. И. знал, что обманывает ее. Ася бросилась к двери и убежала, а он стоял «как громом пораженный».

Н. И. любил Асю. Если бы он сказал только одно слово, они были бы вместе. Страх терзал его, досада грызла. Он чувствовал сожаление, раскаяние. Как можно жениться на семнадцатилетней девочке! И в то же время он уже был почти готов сказать об этом Гагину и решил отложить это на завтра. «Завтра я буду счастлив!». Но у «счастья нет завтрашнего дня» ...Критик Н. Г. Чернышевский писал о том, что все русские «Ромео» такие.

В целом ученик верно уловил смысл повести Тургенева. В работе приведены эпизоды из текста, цитаты, точка зрения Чернышевского. Но учащемуся трудно дается логическое связывание микротем, переход от репродукции текста к самостоятельным размышлениям. Явно недостаточно выражено собственное отношение к героям, нет вовлеченности в мир художественного произведения, в мир автора и героев. Именно поэтому в работе так мало внимания уделяется переживаниям героев, их чувствам.

При всех недостатках - работа вполне самостоятельна.

Необходимо еще раз обратиться к материалам для сочинения, подумать над предложенными вопросами.

5. Черновик сочинения Карпузовой Ульяны.

Герои повести Тургенева «Ася» вызвали у меня противоречивые чувства. Мне немного сложно понять, как я к ним отношусь. Я попробую поразмышлять об этом.

Сначала мне было непонятно, почему Ася так меняется на протяжении всей повести. В начале автор описывает ее так: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело», «взор ее становился глубок и нежен», «ее движения были очень милы». «Во всех ее движениях было что-то неспокойное», по природе своей она была «стыдлива и робка». Она была грациозно сложена и напоминала рафаэлевскую Галатею.

Даже Н. Н. замечает в ней что-то странное, вернее сказать, необыкновенное. У читателя складывается ощущение, что в каждой главе описываются разные девушки. То она крестьяночка, то забавное дитя, то светская барышня, то любящая всей душой женщина. Ася разная, но всегда искренняя. Героиня меняет роли, оставаясь собой. В ее больших черных глазах всегда светилась искренность.

Я заметила, что Ася очень отличается от Гагина и Н. Н. В ней есть что-то неспокойное. Может, это вспыльчивый, дерзкий, постоянно меняющийся характер, а может, кровь, в которой есть и простота и нежность русской женщины, и строптивость и избалованность светской барышни. Ощущая какие-либо чувства, будь то любовь или ненависть, она испытывает их до конца, глубоко, всей душой. Я думаю, что именно этим и отличается от всех остальных «тургеневская» девушка. Мне очень близка по духу Ася, я понимаю каждое ее движение, взгляд, слова. Мне кажется, что мы даже похожи.

В Гагине я вижу друга. Простого, интересного молодого человека, смешного художника и заботливого брата.

К Н. Н. я отношусь совсем по-другому. Он кажется мне смелым, чувственным, но не способным на решительный поступок. Он любознателен, любит путешествовать, знакомиться с разными людьми. Но его беда в том, что он боится своих чувств.

Гагин и Н. Н. похожи. Им всегда интересно вместе. Они находят общие темы для беседы. Один из таких разговоров Н. Н. описывает так: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали...» Он как бы с иронией подчеркивает неизменную особенность русской души - любовь к разговорам.

Нам странно, почему Ася и Н. Н. не остаются вместе. Вроде бы нет никаких препятствий для их отношений. Ася на свидании дрожала «как испуганная птичка», она еле удерживала «накипавшие слезы». Вся она была такой трогательной и беспомощной в этот миг.

Она искренне любила Н. Н. и была готова ради любви на все. И Н. Н. стало ее жалко, его «сердце растаяло», он «забыл все». Но в какой-то момент он испытывает ожесточение и начинает ее упрекать, зная, что обманывает и ее и себя. «Я обманщик» - таки говорит он потом, когда признает свою ошибку.

«Завтра я буду счастлив»... Эти слова становятся роковыми для Н. Н. Если бы тогда он не доверился разуму, а понадеялся на сердце, все бы закончилось по-другому. Странно, как всего один поступок может навсегда лишить нас счастья.

Мне кажется, горькие судьбы героев повести учат нас верить своим чувствам и всегда доверяться своему сердцу.

Отличительной чертой работы является живое «участие» автора в судьбах героев и зрелое, самостоятельное отношение к их поступкам. Симпатия к героине повести, обнаружение, узнавание себя в ней стимулирует творческое воображение ученицы, что особенно ощутимо в анализе портрета героини. Ученице удалось понять мотивы поступков Н. Н., «развести» в его характеристике чувства и разум.

К сожалению, упущены важные «поэтические эпизоды» - сцена вальса, диалог Аси и Н. Н. «отчего люди не летают...», оставлена без внимания общая музыкальная тональность повествования.

6. Черновик сочинения Захаровой Дарьи.

В повести И. С. Тургенева «Ася» речь идет о судьбах трех главных героев: Аси, Н. Н. и Гагина. При чтении двух других повестей Тургенева «Первая любовь» и «Вешние воды» я пришла к выводу о том, что своих главных героев писатель проводит через испытание любовью. Каков человек в любви - такой он и есть человек.

В повести «Ася» наибольшую симпатию у меня вызывает героиня Ася, потому что она мне ближе по духу. Она не такая, как все. Она вызывает во мне противоречивые чувства. С одной стороны, это понимание и симпатия, но с другой - негодование и даже возмущение за ее дерзкое, непредсказуемое поведение. Портрет Аси на протяжении всей повести меняется. Она как бы примеряет к себе разные роли. В начале она «ни одно мгновение не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова». Затем она решила разыграть новую роль - «роль приличной и благовоспитанной барышни», далее Ася выбирает роль «капризной девчонки с натянутым смехом». Но больше всего меня удивил образ «простой девушки», чуть ли не «горничной». В конце повести я вижу совсем другую Асю - любящую всем сердцем женщину, готовую ради своей любви на все. Несмотря на всю непредсказуемость поведения Аси, я считаю ее доброй, искренней девушкой.

К Н. Н. я отношусь по-другому. Он был человеком независимым, любил путешествовать без всякой цели, без плана. Сначала он живет как бы в идиллии: он слегка влюблен, ему интересны и новые лица. После знакомства с Асей и Гагиным он начинает предчувствовать счастье. Н. Н. вглядывается в Асю, в ее грациозные движения, в «самое изменчивое лицо», какое он только видел и почему-то начинает чувствовать досаду. Его раздражает то, что он невольно постоянно думает об Асе. Он не задумывается над тем, что счастье близко, но он не готов к любви.

Мне кажется, что Н. Н. и Гагин похожи. Им было интересно вместе, у них были общие темы для бесед, ведь они были из одного дворянского круга, оба были молоды и не отличались особым трудолюбием. В Гагине я вижу заботливого брата, который идет на все, лишь бы сердце Аси не было разбито.

Для того чтобы понять чувства главных героев, нужно проанализировать сцену свидания. Ася на свидании «дрожит, как испуганная птичка», а И. Н. испытывает ожесточение. После неудачного свидания, отказавшись от Аси, Н. Н. внезапно понял, что любит ее, начинает расточать клятвы и признания в черноту ночи, досадует теперь уже на себя. «Одно слово... О, я безумец! Это слово... я со слезами повторял его... среди пустых полей... но я не сказал ей, что я люблю ее... Да я и не мог произнести тогда это слово. Когда я встретился с ней в той роковой комнате. Во мне не было ясного сознания своей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании... Оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уже тогда было поздно».

Счастье, отложенное на завтра, оказывается невозможным. «Завтра я буду счастлив!» Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

Отрадно, что автор работы прочитал и упомянул и другие повести Тургенева о любви, что свидетельствует об интересе к творчеству писателя. Ученица пишет о том, что героиня повести ей «близка по духу», но, к сожалению, в полной мере не раскрывает это родство душ, как не очерчен до конца в сочинении и весь облик Аси. Здесь чувствуется не непонимание героини, а просто «непроговоренность»: интуитивное и эмоциональное отношение к героине не до конца прояснены в мыслях, не совсем осознаны. В целом же отношение Н. Н. к Асе обозначено точно: герой «отказывается» от счастья. В незначительной мере на содержание работы оказала статья учебника, но в целом работа самостоятельна. Интересно отметить, что выбор всех ребят, воспользовавшихся материалом учебника, пал именно на фразу об «идиллии», в которой пребывает герой до встречи с Асей, и на мысль о том, что герой не замечает того, что стоит «на пороге любви».

По всей видимости, этот выбор можно объяснить не столько желанием подтвердить собственные размышления чужим удачным сравнением, сколько стремлением выразить свою мысль красиво, как в книге. Сам стиль ученических сочинений не дает нам основания говорить о несамостоятельности работы.

Вне поля зрения остались, как и во многих других работах, тема музыки и «полета» в повести.

7. Черновик сочинения Рыжкова Вадима.

Сложно найти человека, который не читал бы или в крайнем случае не слышал об «Асе» Тургенева. Она, как, например, «Бедная Лиза» Карамзина, превратилась со временем в некий символ. Стоит произнести название повести, как все сразу понимают, что речь идет о печальной истории любви. Прекрасное оказывается несбыточным. Становится грустно и светло оттого, что любовь прошла совсем рядом, коснулась и ушла. Такие переживания называют «романтическими».

Во-первых, нужно все-таки очень внимательно прочитать повесть «Ася». Во-вторых, поразмышлять о ней, забыв про первоначальный настрой. До того, как я прочитал повесть, мне казалось, что «Ася» - очередная сказочка про клятвы и слезы.

Оказывается, Тургенев здесь реалистичен до такой степени, что пугаешься и веришь каждому слову. Главный герой Н. Н. выглядит невыдуманным персонажем, так автор, я думаю, частично описывает в нем себя, своих друзей, современников вообще. Да, И. И. - это мыслящий, разумный человек XIX-XX-XXI веков. Герою 25 лет, он наездился по свету, имеет положение в обществе, когда-то был увлечен молодой вдовой. Но, встретив Асю, молодую семнадцатилетнюю девушку, впервые по-настоящему полюбил.

Между ними возникает симпатия. Ася выражает ее искренне, открыто. Она «не умеет притворяться». А Н. Н., наоборот, скрывает свою любовь. Он пытается быть благородным. Он потакает Асе, не разобравшись в себе. Герой до последней страницы повести не может решиться на предложение. Н. Н. лжет себе и не сомневается в правильности того, что делает.

Проблема Н. Н. заключается не в разном социальном положении между ним и возлюбленной. Кажется, счастье так близко. Оно возможно. И. Н. говорит «я люблю ее», а сам страшится своих чувств. Мне кажется, герои так непохожи! Им пришлось бы проявить безграничное терпение, чтобы жить вместе. Н. И. боится любви и взрывчатого темперамента Аси.

В последних строках повести герой испытывает легкое сожаление и ностальгию по несостоявшейся любви. Мне кажется, что больше жалости заслуживает Ася, а не Н. Н. Конечно, Н. И. тоже достоин сочувствия, ведь каково «остановиться перед дверью, за которой стоит счастье, и не открыть ее из-за собственных страхов и эмоций».

Работа резко выделяется своей «литературностью». Ученик стремится как бы отстраниться от повествования, избрав роль литературного критика. Интересно, что в повести ученику больше всего нравится «реалистичность» образов и повествования. Индивидуальная манера размышления раскрывает в авторе работы настоящего читателя. При всех шероховатостях некоторых фраз - высказанные мысли интересны и самостоятельны.

К сожалению, не проанализированы важные эпизоды текста, не столь подробно, как требует того тема, обрисованы характеры героев.

Но общий фон размышления достаточно широк, самодостаточен, интересен.

8. Черновик сочинения Якушева Николая.

Повесть Тургенева «Ася» многими в классе была прочитана легко и быстро. Мне она тоже понравилась.

Главный герой этой повести Н. Н. делал все, что ему хотелось. Ему и в голову не приходило, что «человек не растение и процветать ему долго нельзя». Природа действовала на него чрезвычайно. Он путешествовал без всякой цели, без плана, останавливался везде, где ему нравилось. Он чувствовал страстное желание видеть новые лица. Вот так он и встретил Асю.

А вот Ася была очень необычная. Даже в Н. Н. она вызывала противоречивое чувство. Он говорил о ней так: «Что за хамелеон эта девушка», «самое изменчивое лицо, которое я только видел». Ася была грациозно сложена. У нее были большие черные глаза, небольшой тонкий нос, детские щечки. И была во всем ее существе какая-то дерзость.

«Она хотела... заставить целый мир забыть ее происхождение; она стыдилась своей матери и стыдилась своего стыда» - так рассказывал Гагин об Асе. «Неправильно начатая жизнь» сложилась «неправильно», но «сердце в ней не испортилось, ум уцелел».

Гагин - милый молодой человек. Он как брат любил Асю. Когда Н. Н. шел на свидание к Асе, у него в голове все мысли перепутались. Долго боролись в нем разные чувства. «Я не могу на ней жениться», - решил Н. Н.

На свидании он увидел Асю, которая дрожала, как испуганная птичка. Ему стало жаль ее, но когда он вспомнил о Гагине, он повел себя по-другому. Н. Н. ходил и говорил «как в лихорадке», упрекал Асю за что-то.

Потом это ожесточение сменилось досадой на самого себя: «Разве я могу лишиться ее?». «Безумец! Безумец», - повторял он про себя. Н. Н. решает, что «завтра он будет счастлив». Но у «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

На следующий день Ася уехала, и Н. Н. осознавал, что больше никогда ее не увидит. Если бы в ту же ночь он сказал бы ей всего одно слово!.. «Одно слово... я не сказал ей, что я люблю ее».

Н. Н. испытывал такое чувство только к Асе, и такое чувство у него больше никогда не повторилось в жизни.

Учащийся хорошо знает текст произведения. Ученик противопоставляет «обычность» Н. Н. и «необычность» Аси, но не развивает в дальнейшем эту мысль.

В сочинении ощущается сопереживание ученика тому, о чем он пишет, сочувствие автора работы к героям повести. К сожалению, остались без внимания ключевые эпизоды повести, авторская позиция.

По всей видимости, ученику не хватило усердия для более обстоятельного анализа характеров и поступков героев. Цитаты, вероятно, используются по памяти, что свидетельствует о хорошем знании текста и умении схватывать главное. Требует доработки и заключение, поскольку оно напрямую не связано с целью работы.

9. Черновик сочинения Дроздова Александра.

Вот прочитана последняя страница повести Тургенева «Ася», и я начинаю перебирать все в голове, вспоминать, как я относился к героям повести в начале произведения, а как в конце, и сразу у меня возникает странное чувство и вопрос: «Почему же все- таки герои несчастны?» Сейчас я попробую над этим поразмышлять.

Ася - главная героиня произведения - выглядела очень необычно. Она была грациозно сложена, у нее были большие черные глаза, короткие кудри обрамляли лицо. «Я не видел существа более подвижного», - говорил Н. Н., увидев Асю. Жизнь ее была очень трагичной: она - дочь крепостной крестьянки и помещика. После смерти отца Ася оказалась предоставленной сама себе и стала рано задумываться над своим положением. И вот впервые она столкнулась с таким чувством, как любовь. Оно окрыляет ее, дает ей новые силы, но остается безответным. Полюбившийся ей человек, господин Н. И., - безвольный и нерешительный, он боялся показать ей свои чувства, хотя и часто думал о ней. Она нравилась ему, но ее решительность отталкивала его. На свидании с Асей Н. Н. начинает винить ее во всем. Он говорил, как «в лихорадке»: «Это вы во всем виноваты». И тут же он признавался себе в том, что обманывал себя и Асю.

Ее брат Гагин, молодой симпатичный человек, заботился об Асе и любил ее как никто другой, но он не главный герой в повести, хотя он и старался помочь Асе и Н. Н. обрести счастье.

«Завтра я буду счастлив!» - так говорил Н. Н., но он еще не знало том, что «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

Если б все было так просто!.. Жизнь ведь она одна, и прожить ее надо так, чтобы потом не жалеть о чем-то. У каждого человека есть свое счастье, только не всегда его воспринимают всерьез. Если ты нашел свое счастье, то надо его беречь и ни за что не отпускать, тогда все будет хорошо. Мы сами строим свою жизнь и свое счастье.

Автор работы - редко пишущий ученик. Слово ему дается с трудом. Интерес к повести, размышления одноклассников на уроке сподвигли его самого взяться за перо. Отметим, что ученик точно передает психологические состояния героев («чувство окрыляет ее», Н. Н. «обманывал себя и Асю» и др.).

Автор работы переносит пережитое им в художественном тексте в реальную жизнь. При первом взгляде - этот «наивный реализм» отталкивает, но, с другой стороны, в этой откровенности раскрывается внутренний мир ученика, который практически не говорит на уроке и очень мало читает, а здесь хоть и прямолинейно, но пытается проецировать передуманное (см. начало работы - «я перебираю в голове») в собственную жизнь.

10. Черновик сочинения Федосеевой Тамары.

Повесть Тургенева «Ася» оставила во мне грусть и нежность. Повесть наполнила мою душу печалью, и невольно звучал вопрос: почему Н. Н. так поступил? Почему Ася уехала на следующее утро? Почему герои не вместе?

Ася - необычная девушка, которая все чувствует и переживает немного иначе, не так, как обычная светская девушка. Она не боится своих чувств. Ася очень смелая и искренняя.

Внешность у Аси необычная, как и ее характер.

Н. Н. - обычный дворянин, уехавший из столицы лишь для того, чтобы забыть свое очередное увлечение, которое он выдает за настоящую любовь. Н. Н. живет завтрашним днем. Он думает, что завтра он будет счастлив. В конце повести эти слова звучат в двух временах: настоящем и прошедшем. И только прожив жизнь, он начинает понимать, что она прошла впустую: балы, легкие увлечения.

Но ничто не сравнится с теми чувствами, которые он испытывал к Асе, к этой странно переменчивой девочке с необычным характером. Н. Н. привлекло в Асе ее живое настроение, лицо, которое менялось каждую минуту, не то что маски вместо лиц на балах у светских дам.

Н. Н. зависел от той среды, где отношения наигранны, а с Асей было все настолько искренне, что он просто не мог не влюбиться в эту открытую девушку. Мне кажется, это характеризует его как человека, умеющего по-настоящему чувствовать, понимать, сопереживать.

Гагин - приятный молодой человек, любящий Асю как родную сестру. Он любил рисовать, играть на пианино, что характеризует его как человека, умеющего чувствовать.

Все главные герои с уважением относятся друг к другу. Вопрос: почему же все так плохо кончается? Ведь нет никаких преград к тому, чтобы И. И. и Ася поженились и были счастливы. Но именно в этом и есть вся драматичность повести Тургенева «Ася».

Я думаю, что Тургенев хотел показать нам в повести истинные, настоящие чувства во всех проявлениях. Он хотел сказать, что любовь - это такое чувство, которое заполняет всю душу человека и делает его всесильным. Н. Н. и Асе никто и ничто не мешало быть вместе. Виноват в этой ситуации Н. Н. Я думаю, что Н. Н. никогда раньше не чувствовал то, что чувствовал к Асе. Он не смог справиться со своим новым чувством, и поэтому на свидании с Асей он так неожиданно превращается из очень любящего человека в безразличного, неожиданно жестокого.

Мое отношение ко всем героям повести разное. К Асе хорошее, трогательное, сочувственное. К Гагину - безразличное.

А к Н. Н. я отношусь как к человеку, упустившему свое счастье.

В работе на первый план вынесено эмоциональное восприятие повести. В центре внимания - тема любви, которая стала главной для автора работы.

Ученица стремится подчеркнуть «живость», необычность Аси в сравнении со светскими дамами. Интересна позиция, с которой характеризуются герои. Н. Н. - «выбором» Аси. Гагин «проигнорирован» автором сочинения, по всей видимости, как герой, не имеющий прямого отношения к чувствам Аси и Н. Н.

Автору работы не всегда удается подобрать грамматически правильную форму для выражения мыслей, работа грешит повторами, иногда - речевыми штампами, за которыми угадывается неточность мысли - ее непроработанность; эмоции преобладают над размышлением.

Необходимо оживить сочинение ключевыми цитатами, привести примеры эпизодов, в которых раскрываются характеры героев.

Подводя общий итог анализа черновых вариантов сочинений, отметим следующее.

  • 1. Все работы представляют собой самостоятельное размышление ученика над прочитанным.
  • 2. Общение с художественным произведением состоялось: ученики в разной степени выраженности вступили в диалог с художественным текстом, героями, автором.
  • 3. Материал искусства стал стимулом для размышлений над человеческими характерами и поступками.
  • 4. Учащиеся хорошо усвоили текст, активно используют цитаты.
  • 5. Большинство работ отличает композиционная и логическая стройность.
  • 6. Характеристика персонажей дается учащимся легко, но часто она носит «свернутый» характер, что, как мы полагаем, объясняется не незнанием материала, а поспешностью ученика в выражении своего отношения к герою; нелюбовью к тщательному описанию, леностью.
  • 7. Без внимания в некоторых работах остались некоторые ключевые эпизоды и музыкальный лейтмотив произведения.
  • 8. Вступления и заключения, в целом, соответствуют теме, но в них явно недостаточно созданы установки на диалогическое размышление.

Покажем, как может идти работа над сочинением, выделим этапы работы.

  • 1-й этап. Подготовка к сочинению.
  • 1.1. Уяснение учащимся цели работы.
  • 1.2. Подбор материала: портреты героев, выбор эпизодов, в которых наиболее ярко раскрываются характеры героев.
  • 1.3. Выписывание ключевых слов, цитат, помогающих автору создать образы героев.
  • 1.4. Выявление авторской позиции.
  • 1.5. Определение собственного отношения к каждому из героев. При успешном анализе произведения эта работа оказывается уже проделанной на уроке (по вопросам и заданиям учебника, методических рекомендаций к теме). Наметим вопросы, которые помогут учащимся в работе. Будет лучше, если эти вопросы явятся результатом коллективного размышления над тем, на что нужно обратить внимание при раскрытии темы сочинения.
  • 1) Что привлекло Н. Н. в Асе?
  • 2) Как Н. Н. характеризует себя в начале романа? Каким мы видим героя в начале и в конце повести?
  • 3) Чем похожи Н. Н. и Гагин и что их отличает?
  • 4) В какие моменты герой чувствует себя счастливым?
  • 5) Как раскрываются характеры героев во время свидания?
  • 6) Почему Н. Н. так поступил? Как он сам объясняет свой поступок?
  • 7) Почему у «счастья нет завтрашнего дня»?
  • 8) Как автор относится к своим героям? Сопоставьте интонацию рассказчика в начале и в конце повести.
  • 9) Меняется ли мое отношение к героям на протяжении повествования? Кто из героев повести мне ближе и почему?
  • 10) Когда в тексте звучит музыка? Какую роль она играет в раскрытии характеров героев, авторской позиции?
  • 2-й этап. Черновик основной части сочинения
  • 2.1. Написание характеристики главных персонажей с привлечением отобранного материала.
  • 2.2. Выражение собственного отношения к героям.
  • 3-й этап. Работа над композицией главной части
  • 3.1. По какому плану будут характеризоваться герои?
  • 3.2. Одинаков ли будет план для характеристики каждого из них?
  • 3.3. В какой части характеристики героя уместнее выразить авторскую позицию и собственное отношение к герою?
  • 4-й этап. Написание вступления и заключения к работе
  • 4.1. Соотносятся ли вступление и заключение с основной частью сочинения?
  • 4.2. Как связаны между собой вступление и заключение?
  • 4.3. К кому обращены вступительные и заключительные слова сочинения?
  • 4.4. Оригинальны или достаточно традиционны по мысли финал и начало работы?
  • 5-й этап. Редактирование черновика работы
  • 5.1. Соответствует ли стиль сочинения теме и жанру работы?
  • 5.2. Нет ли в работе неоправданно длинных цитат, повторов?
  • 5.3. Отчетливо ли выражены авторская и читательская позиции?
  • 5.4. Имеет ли сочинение адресата? (Обращенность речи).
  • 5.5. Каков характер размышлений: констатация приведенных материалов, размышление над ними, стремление включить в диалог воображаемого собеседника?
  • 6-й этап. Обсуждение написанных работ в классе
  • 6.1. Чтение черновиков сочинений в классе (фрагменты работ, отдельные композиционные части).
  • 6.2. Зачитывание 1-2 работ. (Поощрения, замечания, рекомендации).
  • 7- й этап. Написание сочинения
  • 8- й этап. Анализ работ. Оценка
  • Свирина Н. М. Литература 8 класс. Часть 2: учебник / под ред. В. Г. Маранцмана.М. : Просвещение. 2001. С. 105-152.
  • Свирина Н. М. «У счастья нет завтрашнего дня». Повесть И. С. Тургенева «Ася» //Литература: методические рекомендации. 8 класс / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2004. С. 128-140.

Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет. Главный герой повести Н.Н., он то и вспоминает о событиях, которые произошли между ним и Асей. Она и является главной. Ее образ Тургенев описал так: довольно милая девушка с небольшим носиком и круглыми щечками.Имеет темные волосы и очень большие ресницы и светлые глаза красивая девушка и развита не по годам. Ася очень умна, она говорит на двух языках и обладает ошеломительной грацией, наверное поэтому девушка достаточно мила и привлекательна.

Ася была рождена от помещика и являлась незаконнорожденной, она об этом знала и очень этого стыдилась, потому что ее мать была обычной крестьянкой. Ей очень хотелось, чтобы весь мир забыл об этом факте. Когда ее мать умирает, она живет в доме отца, всю заботу о ней проявляет ее брат. Хоть Ася и училась в лучшем пансионе, ей не суждено было стать настоящей барышней, ведь происхождение берет свое.

Девушка старалась вести себя очень расковано и без умолку болтала, но это все напускное, ведь по жизни она была достаточно робкой. Юная леди иногда была порохом и огнем, а иногда просто «хамелионом». Но ей совсем не чуждо быть капризным ребенком или же дерзкой и шаловливой, можно сказать, что она стремилась быть разной. Она старалась понравиться людям и воспроизвести впечатление о себе. Читатель надолго запомнит эту девушку.

В образе Н.Н. Ася находит настоящего героя и влюбляется в него и готова на все, ей хочется ему отдаться целиком и полностью и сказать « я ваша навеки», но в своем выборе девушка ошибается. Ася очень нравится Н.Н., но он нерешительный, хоть чувства и взаимны, парень отвергает девушку и она уходит навсегда. Получается молодая леди не испытала первой любви обожглась навсегда. Гораздо позже Н.Н. вспоминает с большой горечью о том, что принял неправильное решение и очень об этом сожалеет, но все слишком поздно.

Тургенев выразил в своей повести основную идею, которая заключается в том, что не надо бояться своих чувст и бороться за свою мечту, ведь Ася как раз этого совсем не боялась. Она очень хотела действовать, но все пошло совсем не так, как надо. Она хотела бороться за свою мечту, но ее отвергли. Никто не знает о том, что с девушкой случилось дальше. Однако свою точку зрения всегда надо отстаивать и не сдаваться. Не надо сидеть и чего-то ждать, необходимо что-нибудь предпринимать.

Вариант 2

Повесть под названием «Ася» авторства русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева известно русскому читателю своей сентиментальностью и некоей трогательностью. Оно никого, кто прочитал, не оставляет равнодушным. Иван Сергеевич создал отменную систему образов для более четкого донесения своей мысли к читающему повесть. Главной героиней повести является юная красавица по имени Ася, которой по возрасту около семнадцати лет. Именно благодаря ей так и называется произведение. Характеристика данной героини представлена в этой статье.

Ася – это девушка, которая приехала отдохнуть в Германию со своим братом. Там она познакомилась с рассказчиком, который на протяжении повествования называет себя господином Н. и вот в центре повести уже находятся взаимоотношение, вызывающие то положительные, то отрицательные эмоции, но не оставляют спокойным, у читателя.

Главная героиня является по возрасту для того времени не такой уж и маленькой, но при этом ведется себя инфантильно, как ребенок по отношению к окружающим ее людям. Асю можно назвать чувствительной натурой, которую очень легко расстроить, развеселить или удивить. Она удивляется всему подряд. Эмоции, которые она испытывает в течении повести весьма разнообразны. Вероятно, в господине Н. ее привлекли его сдержанность и изначальное хладнокровие к ней. Она была девушкой буйного нрава, привыкшая добиваться своего любыми способами, иногда даже капризами. Поэтому она захотела добиться внимания нового знакомого и тоже влюбилась в него.

Ася очень любит человека, которого называет своим братом, хотя он ей таковым не приходится.

В целом главная героиня представляет собой человека, который вмещает в себя много качеств: и обидчивость, и способность любить, страстность, беспечность, веселость. Ася в какой-то степени может ассоциировать беззаботное детство и юность. Возможно, ее образ автор потому таким и создал, как в память о молодости господина Н., уже повзрослевшего старика, вспоминающего свою маленькую влюбленность. Ася в памяти Н. является этаким «белым и приятным пятнышком», которое будет ему освещать во мраке путь к смерти.

Сочинение Характеристика Аси

Повесть «Ася», созданная в 1858 году в Париже, является одним из самых романтичных произведений Тургенева. В центре повествования невероятно обаятельный, искренний и в то же время загадочный образ семнадцатилетней девушки.

Рассказчик знакомится с Асей и Гагиным, путешествуя по Германии. Молодые люди вместе путешествуют по окрестностям, господин Н. часто бывает у них в гостях, но на протяжении нескольких встреч для него остается загадкой, кем же приходится Ася Гагину: сестрой или невестой. Рассказ самого Гагина проливает свет на прошлое Аси и больше не оставляет никаких тайн. Ася – дочь помещика, отца Гагина, и горничной Татьяны. Отец Аси и Гагина хотел жениться на Татьяне, но она отказывалась, не хотела входить хозяйкой в барский дом, чувствовала себя не вправе так сделать. Всё это Гагин узнает только после смерти отца и некоторое время пребывает в затруднении, не решив, что же делать с Асей. Он отдает ее на воспитание в один из пансионов, но там жалуются на ее дерзость, непокорный нрав. Она практически не находит подруг, неловко чувствует себя в среде дворянских девушек.

Тургенев создает невероятно обаятельный образ Аси. Худенькая девушка с короткими темными кудрявыми волосами, черноглазая, с длинными ресницами и бледной кожей. Повествователь отмечает и изящество маленькой ручки, и вечно изменчивое выражение лица, и отсутствие всяческого кокетства во всем ее облике

В начале знакомства поведение Аси кажется господину Н. диковатым, странным. В каждую новую встречу она словно играет новую, выбранную ею роль: то прыгает, как юная козочка, по развалинам старинного замка, то ведет себя как благовоспитанная, чинная барышня. Рассказчик не находит объяснения таким неожиданным превращениям, его интригует характер девушки. Брат Аси тоже не всегда ее понимает. Кажется, она вся сплетена из противоречий: гордая и самолюбивая, но в то же время добрая, иногда неловкая, угловатая. Возможно, воспитанная в крестьянской среде, она всё еще чувствует себя чужой среди образованного общества.

Когда повествователь лучше узнает Асю, он видит глубину ее натуры, ее потребность в осмысленном существовании, поиски цели жизни, стремление к подвигу. Ася сокрушается о недостаточности своего образования, спрашивает совета у господина Н.

Порывистость, искренность Аси сказываются и в том, что она назначает встречу господину Н. в доме у фрау Луизе, говорит с ним о любви. Повествователь тоже влюблен в Асю, но не видит своего будущего с ней, не готов принять судьбоносное решение.

Тургеневская девушка

Главные героини Ивана Тургенева – это своенравные самобытные личности, честные, умные, способные на большое чувство. Во времена, когда жил автор, положение женщины обязывало ее быть покладистой и приличной. Другими словами, от женщин требовали соблюдения норм приличия, их роль — быть незаметным приложением мужа. Но героини книг этого автора – «не нормальны» для их общества, потому что они искренние, не умеют скрывать своих чувств, хотя, и не обделены умом. Такой тип женщины позже назвали тургеневским.

Ася – яркий пример тургеневской девушки, героиня повести «Ася». Ее образ полон прелестных противоречий, которые способны взволновать или напугать. Но главное ее качество – она честна с собой и окружающими ее людьми.

Происхождение героини

На момент повествования Асе 17 лет. Главный герой, скрывающий свое имя под инициалами Н.Н., знакомится с нею и ее братом на студенческом мероприятии заграницей. Автор разу подчеркивает загадочность девушки – шляпка прикрывала половину лица. Ася и ее брат внешне слишком разные, что вызвало подозрение у господина Н.Н. Однако, они действительно были родственниками. Но Анна (так по-настоящему звали героиню) стыдилась своего происхождения.

Она была дочерью помещика и простой крестьянки. Отец не отказался от незаконнорожденной дочери, и даже заботился о ее воспитании. Когда не стало родителей, опека над Асей перешла к старшему брату, Гагину. Между ними возникли теплые чувства. Ася училась в престижном пансионе, но так и не стала светской барышней. Ее открытой душе было чуждо светское лицемерие.

Внешность Аси

Читатель видит Асю глазами рассказчика, господина Н.Н. И это накладывает определенный отпечаток, ведь он влюблен в нее. По мнению героя, Ася очень миловидная особа: круглое лицо, маленький тонкий нос, темные вьющиеся волосы. Скорее всего, ее вряд ли можно было назвать настоящей красавицей, но в ней ощущалась внутренняя красота и огненная сила. Невысокая стройная фигурка героини казалась еще не полностью развитой. И кругленькие щечки тоже выдавали в ней еще ребенка. Но иногда ее взгляд и все черты так преображались, что Ася выглядела очень взрослой.

Интересная деталь во внешности – темные светлые глаза. Вначале это может показаться странным. Но такая странность во внешности подчеркивает общий неоднозначный образ девушки. Черноглазая девушка имела светлый взгляд, хотя иногда ее облик смотрелся дерзко из-за прищуренных темных глаз.

Характер героини

В характере Аси словно боролись две стихии: спокойная и дикая. Будучи от природы робкой, девушка старалась выглядеть более развязной. Ее огненная натура пыталась подавить стеснительность. И эта борьба часто проявлялась в странном поведении Аси. Она, то вела себя тихо, то капризничала, как ребенок, то и вовсе напоминала сумасшедшую. Особенно это проявлялось, когда она встретила господина Н.Н. и полюбила его. Но героиня была еще очень юной и не знала, как привлечь внимание более зрелого мужчины. И все же, именно она решилась на первый шаг и призналась в чувствах.

"Ася" Герои
Русские юноша и девушка встречаются за границей, в маленьком немецком городке. Южная Германия, берега Рейна славились красотою ландшафта, интересными туристическими маршрутами, заботливым обслуживанием модных отелей.

Господин Н.

Главный герой произведения, именно он рассказывает нам историю своего знакомство со странной девушкой Асей.
Герою 25 лет, он путешествует по Европе, наслаждаясь свободой, богатством и молодостью. Почти в каждом городке у него есть дама сердца
Перед встречей с Асей он чувствует в своем сердце любовь к одной красивой вдове, которая отвергла его
В одном германском городишке герой знакомится с Асей и Гагиным. Между ними завязываются добрые отношения, Н. становится желанным гостем в доме Аси и Гагина. Между Асей и Н. постепенно возникает сильное чувство. Героиня готова ради любви на все, но Н. испугался ответственности.
Позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. Об этом ему скажет Ася в прощальной записке. Достаточно хорошо узнав Н, Гагин и его сестра решили уехать, не дождавшись ответа. Они понимали, что господин Н еще не созрел для такого важного решения, и по проишествии времени он будет жалеть о нем.
В порыве чувства герой бросился догонять Асю, но судьба распорядилась так, чтобы он их не застал.
Он утешался мыслию, что он, вероятно, не был бы счастлив с такой женой". Из последней главы повести мы узнаем, что герой так и не встретил свою любовь, он живет одиноким бобылем и до сих пор хранит память об Асе.
Среди многочисленной череды женщин, которые у него были, лишь эта девушка оставила глубокий след в его душе.

Молодая девушка, живущая одном германском городишке со своим братом Гагиным.
окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой...".
ради любви готова на все.
Она испытывает глубокое сильное чувство к господину Н.. А. признается ему в любви и говорит, что готова пойти за ним на край света.

Гагин
старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант.
Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе.
Он мягок, добродушен и мил.
Это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»

Отец Аси и Гагина
был человек «весьма добрый, умный, образованный – и несчастливый». Рано потеряв жену, он всю любовь перенес на сына. Гагин-старший «сам занимался воспитанием и никогда бы не расстался» с единственным ребенком. Но столичные родственники убедили отца дать «приличное сыну» дворянское воспитание.

Знакомство с героиней. Предыстория Аси. Картина праздника дана не только потому, что «не всякий знает, что такое коммерш». Для характеристики юного героя важно подчеркнуть внутреннее родство с молодыми людьми другой страны, общую праздничную беззаботность. Зрелище чужого пира его «трогало и поджигало». В какой-то миг Н. испытывает желание присоединиться: «Уж не пойти ли мне к ним?» Символично, что в этот момент колебаний герой вдруг услышал русскую речь. Он предпочел познакомиться с русскими - молодым человеком и девушкой. Быстрота завязавшейся дружбы объясняется радостью встречи с соотечественниками. Она возросла от сознания взаимной симпатии. Юноша сразу ощутил, что имеет дело не с пресыщенными туристами, а подобными ему внимательными странствователями. То же, очевидно, почувствовали новые друзья, пригласив его отужинать в домик на холме.

Внутренний мир Аси раскрывается с первого же ужина в доме Гагиных. Как всем тургеневским девушкам, ей свойственно тонкое переживание прекрасного. Для житья она выбрала маленький, далеко расположенный, но поэтический домик, откуда «вид был точно чудесный»: «Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля <…>. Наверху чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха». Ася умеет видеть красоту там, где ее никто не замечает. Сколько раз господин Н. переправлялся туда и обратно! И сейчас «прыгнул в лодку и простился». Но Ася с берега крикнула, чтобы он не пропустил фантастической красоты картину ночного переезда: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили…» Впервые Н. «оглянулся» и замер: «лунный столб <…> тянулся золотым мостом через всю реку».

Созвучность природному миру соседствует в Асе с ее благожелательным любопытством к людям. В первый же вечер Н. столкнулся с проявлением ее чуткости. Пока он спускался, неторопливо беседуя с Гагиным, девушка стремительно «пробежала мимо», чтобы договориться с перевозчиком и нанять для нового знакомого лодку. Доброта и участие Аси очаровали старую чопорную немку, вдову бургомистра фрау Луизе.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил <…> позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать<…> и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина ) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на обломовскую «проклятую <…> распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», - к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным. Схожие мысли высказывал в гончаровском романе художник Кирилов.

Вместе с тем тургеневский герой искренне симпатизирует Гагину: «Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался <…>. Не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему». Гораздо более сложные чувства Н. испытывает по отношению к его сестре. Ася резко противопоставлена брату. Он был «мягким, полуизнеженным великорусским дворянином, а она не походила на барышню». Ключевыми в описании девушки становятся слова и движения, подчеркивающие ее необычность.

Наблюдательный Н. видит различие между Гагиным и Асей. После первых встреч приходит к выводу: «А все-таки она ему не сестра». Это подозрение укрепляется вследствие одного подслушанного разговора. Взволнованная Ася сквозь слезы уверяет Гагина в любви, точно боится, что он лишит ее своей привязанности: «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет…» Озадаченный, Н. вообразил себе Асю возлюбленной Гагина. Очевидно, что-то мешало их браку, и влюбленные скрылись из России, чтобы избежать сплетен. При этом «открытии» все существо героя как бы раздваивается. Отчасти господин Н. продолжает считать себя простым знакомым Гагина. В качестве такового он приходит в восторг от собственной житейской опытности и наблюдательности «Я улыбался, я потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки (я ни на одно мгновение не усомнился в их справедливости)…» Другая же часть души страдает.

К счастью, заблуждение его продолжалось недолго. Искренний прямодушный Гагин предпочел поговорить напрямик и открыть семейную тайну. По возвращении Н., в городке, на глазах грустной мадонны, происходит печальный разговор о прошлом Аси. Беседа, из которой мы узнаем, сколь много трудностей ждет ее еще впереди. Ася оказывается дочерью барина и крестьянки. Частая в тогдашнем обществе ситуация. Тургенев обращался к ней в своем романе «Дворянское гнездо», главный герой которого, Федор Лаврецкий, был сыном барина Ивана Петровича и кроткой дворовой девушки Малаши. В последнем своем романе писатель вернется к этой теме, поведав, что главный герой с символической фамилией «Нежданов» был сыном вельможи и гувернантки («Новь»). С одной стороны, дети такой любви (а это, как правило, была настоящая драматическая страсть) неизбежно наследовали качества обоих родителей. В них сливались лучшие черты двух сословий, дворянского и крестьянского. С другой стороны, ханжеское общество отвергало этих детей, заставляя ощущать свое ложное положение.