Иван сергеевич тургенев. Иван сергеевич тургенев Главные герои два помещика

Классик русской литературы описывает в своем произведении двух абсолютно разных людей находящихся на одной ступени в социальной иерархии царской России. Два помещика из провинции совершенно по разному относятся к своей жизни, к своим имениям и крепостным. Единственный фактор, который их объединяет – это то, что они оба холостяки.

Первый герой - генерал-майор в отставке Хвалынский Вячеслав Илларионович. Никогда не учувствовавший в боевых действиях, заслуживший свои чин прислуживая некому лицу и высших чинов. Его особенностью можно читать надменное отношение к людям, равным ему по положение. К простым крепостным он вообще относился как несуществующим людям. С книжками этот помещик не дружил, словом не владел, был скуп и невежественен. Эти описания соответствовали большинству отставных военных ставших помещиками в царской России.

Второй персонаж – это старый помещик Стегунов Мардарий Аполлоович, использующий в своем имении приемы средневековья и постоянно наказывающий своих крепостных за любую провинность. И хотя у него была жесткая дисциплина среди крестьян, фактически само имение управлялось поверхностно и все хозяйство «дышало на ладан»

Описание жизнедеятельности и характерных особенностей этих двух персонажей в общих чертах описывает положение в российской провинции во времена перед отменой крепостного права.

Картинка или рисунок Два помещика

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Осеева Почему?

    Мальчик сидел за столом и разглядывал висевшую на стене фотографию своего отца. Его уже не было в живых. Мальчик раскачивался на стуле и играл со своей собакой, которая сидела под столом.

  • Краткое содержание Балет Ромео и Джульетта

    Произведение берёт своё начало в средневековой Италии, где главенствующими звеньями являются две враждующие уважаемые семьи - Монтекки и Капулетти.

  • Краткое содержание Коробейники Некрасова

    «Коробейники» - поэма Николая Некрасова, написанная в 1861 году. Она повествует о судьбе бродячих торговцев - коробейников. Свой товар они носили в коробе, который одевался за плечи как рюкзак, отсюда и их название.

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.

  • Краткое содержание Сорокин Настенька

    Вот и стукнуло Настюше шестнадцать лет! Мысли героини наполнены наивностью и кротостью. От родной матери она получила дорогую цепочку, на ней висел бриллиант по форме

Рассказ «Два помещика» из цикла «Записки охотника» должен был быть напечатан в «Современнике» № 10 за 1847 г., но не был пропущен цензурой. Так что он появился только в отдельном издании «Записок охотника» (1852).

Первоначальное название – «Два соседа». Рассказ был отклонён цензурой ещё дважды в 1851 г. в «Иллюстрированном альманахе» и в сборнике «Комета». Цензор Львов, позволивший напечатать «Два помещика», был отстранён «за нерадение к должности».

Литературное направление и жанр

Рассказ написан в гоголевских традициях реализма. Не без иронии и даже с некоторой долей сарказма Тургенев описывает двух «замечательных людей», которые на поверку оказываются нравственно ничтожными. Их личности стали закономерным порождением крепостного права.

Рассказ имеет черты портретного очерка. Образы двух помещиков связаны только соседством с рассказчиком-охотником. Они проявляют свой истинный характер в общении с соседом-помещиком.

Проблематика

Основная проблема рассказа – влияние крепостного права, убивающего человеческое достоинство не только в крепостных, но и в помещиках, которые либо стремятся к почестям, либо живут по старинке, бездумно перенимая самодурство отцов.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»). В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.

О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.

В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.

Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.

Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.

Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.

Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.

Герои

Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.

Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой... поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а редкие волосы поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.

Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.

Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».

На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.

Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.

Стилистические особенности

В рассказе «Два помещика» Тургенев проявил себя как почитатель и последователь гоголевских традиций. Рассказ должен был вызвать у читателей смех сквозь слёзы. В описании помещиков Тургенев использует гиперболу, иронию, гротеск. А может быть, и действительно были такие помещики в его времена? Именно к такому выводу должен прийти читатель и ужаснуться.

Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них - отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый. Правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает Вячеслав Илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. Человек он очень добрый, но с довольно странными привычками. Он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.

Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в управляющие отставного вахмистра, необычайно глупого человека. Хвалынский большой любитель женщин. В карты он любит играть только с людьми низшего звания. Когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. Читает Вячеслав Илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. На выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.

О своём военном прошлом генерал Хвалынский говорить не любит. Живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. Его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. На больших званых обедах и публичных торжествах генерал Хвалынский чувствует себя в своей тарелке. Особым даром слова Хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.

Мардарий Аполлоныч Стегунов похож на Хвалынского только в одном - он тоже холостяк. Он нигде не служил и красавцем не считался. Мардарий Аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. Он хлебосол и балагур, живёт в своё удовольствие. Своим имением Стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. Люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом - сморщенная и скупая старуха. Гостей Мардарий Аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.

Как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. После того, как Стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на балконе. Вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового Юшку выгнать их. Юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. Выяснилось, что это куры Ермила-кучера и Стегунов велел их отобрать. Потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. Мардарий Аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. В отдалении я услышал странные звуки. Оказалось, это наказывали Ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.

Через четверть часа я простился со Стегуновым. Проезжая через деревню, я встретил Васю и спросил, за что его наказали. Он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.


Тургенев И.С., Записки охотника: Два помещика.
Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые.
Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но ещё "выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы".
У него есть некоторые странности. Разговаривая "с дворянами небогатыми или нечиновными", он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит слова. Не может с ними общаться, как с равными себе. А уж с людьми, "стоящими на низших ступенях общества, он обходится ещё страннее: вовсе на них не глядит. Зато "с губернатором или каким-нибудь чиновным лицом" очень мил: "и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит - медом так от него и несет...".
На войне генерал не бывал, в молодые годы служил "адъютантом у какого-то значительного лица" и, как видно, угодничал. Вдобавок, скуп, "жила страшный" и "ужасный охотник до прекрасного пола". Живет один, до сих пор ещё считается женихом, зато у него ключница видная, нарядная, лет 35-ти. Читает он мало, "даром слова" не владеет и длинных разговоров избегает. "Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует, а к лицам низшим, которых, по-видимому, презирает,.. держит речи отрывистые и резкие": "это, однако, вы пус-тя-ки говорите" или: "вы должны, однако же, знать, с кем имеете дело"...
От звания предводителя дворянства "по скупости" отказывается. Объясняет он это тем, что "решился посвятить свой досуг уединению". В общем, как видно, тип, мягко говоря, малосимпатичный: фарисей, хам, проходимец и т.п.
Второй помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов - старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говорится, в свое удовольствие; зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате. В одном он только сошелся с генералом Хвалынским: он тоже холостяк".
Занимается он "своим именьем довольно поверхностно". С крепостными обращается бесцеремонно, "по-старому". Его главный принцип: "коли барин - так барин, а коли мужик - так мужик".
Он сидел на балконе с гостем, автором "Записок", пил чай, но вдруг остановился, прислушался: "звук мерных и частых ударов" раздавался "в направлении конюшни". Патриархальный старичок "произнес с добрейшей улыбкой: "Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!"
" - Это что такое? - спросил я с изумлением.
- А там, по моему приказу, шалунишку наказывают... Васю - буфетчика изволите знать?
- Какого Васю?
- Да вот, что намедни за обедом нам служил".
"Проезжая через деревню, увидел я буфетчика Васю. Он шел по улице и грыз орехи. Я велел кучеру остановить лошадей и подозвал его.
- Что, брат, тебя сегодня наказали? - спросил я его.
- А вы почем знаете? - ответил Вася.
- Мне твой барин сказывал.
- Сам барин?
- За что ж он тебя велел наказать?
- А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают; такого заведенья у нас нету - ни-ни. У нас барин не такой; у нас барин... такого барина в целой губернии не сыщешь.
У нас барин не такой; у нас барин... такого барина в целой губернии не сыщешь.
- Пошел! - сказал я кучеру. "Вот она, старая-то Русь!" - думал я на возвратном пути".
Любая форма рабства надолго, на века развращает души рабов и господ. Ещё долго-долго, столетиями Васька буфетчик и его (уже более свободные) потомки будут боготворить своих кумиров, преклоняться перед лжепророками, доверчиво повторять внушенные кем-то лже-идеи, медленно и мучительно с ними расставаясь.
И это все не только на Руси. Как её ни отгораживай от остального, достаточно страшного мира, Царство Божье не построишь в одной, отдельно взятой стране. "Царство Божье не придет приметным образом - оно внутри нас".

Я прочитал рассказ “Два помещика” из цикла Ивана Сергеевича Тургенева “Записки охотника”.
В рассказе повествуется о двух помещиках, которые были холостяками и только этим, как будто, они сходились между собой. Первый из них – Вячеслав Иларионович Хвалынский – состоял в молодые годы адъютантом у какого-то значительного лица. “Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре”. “…Вячеслав Иларионович выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы, наконец называет себя старым кавалеристом…” “Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными”. С людьми небогатыми и незнатными общаться, как с равными себе, не может; глядит на них как-то сбоку, говорит скороговоркой в приказном, снисходительном тоне. “Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует”. “…Удивительная происходит в нем перемена: и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит – медом так от него и несет…”. Особенно хорош генерал Хвалынский на больших званых обедах, на торжественных и публичных актах, экзаменах, собраниях и выставках. “…Тут он, можно сказать, совершенно в своей тарелке”, исполнен покровительства и самостоятельности, полон чувства собственного достоинства и важности. Однако живет в небольшом домике, один, читает мало, дома никого не принимает, живет скрягой. “Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял к себе в управители… необыкновенно глупого человека”.
Другой же помещик Мардарий Аполлоныч Стегунов был, на первый взгляд, противоположностью Вячеславу Иларионовичу. Он нигде не служил и никогда не почитался красавцем. “Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говориться, в свое удовольствие…”. “Живет Мардарий Аполлоныч совершенно на старый лад. И дом у него старинной постройки: в передней, как следует, пахнет квасом, сальными свечами и кожей; … в столовой фамильные портреты, мухи, большой горшок ерани и кислые фортопьяны; … в кабинете шкапы с вонючими книгами пауками и черной пылью… Словом, все, как водится”. Мардарий Аполлоныч хозяйством занимается поверхностно, и только иногда выезжает в поле посмотреть на хлеба и васильков нарвать. Молотильная машина заперта в сарай, хозяйством заведует бородатый мужик в тулупе, домом – сморщенная скупая старуха. Сам же помещик никогда ничем не занимается, и даже “Сонник” перестал читать. Однако гостей принимает очень радушно и угощает на славу, даже чересчур настойчиво и назойливо. Например, заставляет пить водку молодого священника, который не смеет отказать хозяину. Ради забавы устраивает настоящую травлю на трех кур в своем саду, а потом отбирает их. С удовольствием прислушивается к звукам порки Васи буфетчика. А вот судьбой собственных крестьян абсолютно не интересуется. Довод один и совершенно убедительный: “Коли барин – так барин, а коли мужик – так мужик”.
Я думаю, что писатель насмехается над этими помещиками. Оба они не занимаются ни хозяйством, ни каким-либо другим делом. Оба ведут никчемную, пустую жизнь. Генерал Хвалынский напоминает мне важного, надутого и самодовольного индюка, а Мардарий Аполлоныч – глупого, ленивого поросенка, который любит развлекаться и объедаться.
Иван Сергеевич Аксаков, талантливый публицист, придерживавшийся славянофильских воззрений, увидел в “Записках охотника” И. С. Тургенева “стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта России”. Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности, хотя все рассказы сборника (кроме “Двух помещиков”) прежде по отдельности прошли через цензурный комитет. Тургенев, давно уже досаждавший властям был сослан в Спасское – Лутовиново, что, впрочем, только прибавило ему популярности.

Сочинение по литературе на тему: Рассказ И. С. Тургенева “Два помещика”

Другие сочинения:

  1. Два помещика Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них – отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый. Правда, некогда правильные черты его лица Read More ......
  2. С 1847 по 1850 год Тургенев жил в Париже и был свидетелем трагических июньских дней французской революции 1848 года. Разгром революционного движения рабочих изменившей делу революции буржуазией тяжело подействовал на Тургенева, переживался им как глубокое потрясение. Для бывшего рядом с Read More ......
  3. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он Read More ......
  4. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “За­писки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостни­ческой направленностью. В ней отразились симпатии Тургене­ва к простому народу и желание видеть его свободным от кре­постной неволи. Read More ......
  5. Утро помещика Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один пробыл в ней все лето. Осенью он написал своей тетке, графине Белорецкой, которая, по его понятиям, была его Read More ......
  6. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твердо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем Read More ......
  7. Свою Рецензию я решил написать на рассказ Василия Макаровича Шукшина “Срезал”, написанный в 1970 году. Я знаком с Шукшиным-актером, я видела много фильмов с его участием. Также Шукшин был мне интересен как режиссер. Мне Запомнились такие его известные фильмы, как Read More ......
  8. Василия Макаровича Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, существующее в жизни человека, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Read More ......
Рассказ И. С. Тургенева “Два помещика”