Об истории слов месяц и луна. Откуда к нам пришли названия солнца, луны и планет

И здавна древний славянский календарь носил название месяцеслов и содержал в себе исконные РОДные названия месяцевкологода, которые сохранились и по сей день в некоторых славянских языках. Традиционные языческие названия месяцев связаны с событиями и явлениями происходящими в природе, о чём собственно и свидетельствуют их названия. Названия славянских месяцев, ровно также как и их порядок, разнятся в зависимости от областей и стран, тем не менее все они имеют единый праславянский исток, в чём Вы наглядно сможете удостовериться ознакомившись с сим разделом сайта. Вашему вниманию предлагается несколько вариантов реконструкций славянского месяцеслова, сравнение и порядок месяцев на разных славянских языках, а также подробное объяснение происхождения и значения названий каждого из месяцев в году. Следует отметить тако же, что истинный славянский календарь был солнечным; его основу составляли 4 времени года (сезона), в каждом из которых отмечался праздник солнцестояния (коловорота, солнцеворота, равноденствия). С приходом христианства на Руси стали использовать лунный календарь, в основе которого лежит период смены фаз Луны, в результате чего к настоящему времени образовался некий "снос" дат на 13 дней (новый стиль). Даты же славянских языческих праздников (многие из которых заменены со временем христианскими названиями) считаются по старому истинному стилю и "отстают" от новоявленного календаря на 13 дней.

Таблица 1. Варианты названий славянских месяцев.

Происхождение названий месяцев.

П ервоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся дека брём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца - декабря происходит от латинского "deka" (дека), что означает десятый. Однако, в скором времени, по преданию - при царе Нуме Помпилии или Тарквинии I (Тарквинии Древнем) - римляне перешли к лунному году в 12 месяцев содержавшему 355 дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом стали прибавлять время от времени лишний месяц (mensis intercalarius) уже при Нуме. Но всё-таки гражданский год с праздниками рассчитанными на известные времена года, совершенно не сходился с естественным годом. Окончательно календарь был приведён в порядок Юлием Цезарем в 46 году до н.э.: он ввёл солнечный год в 365 дней со вставкой одного дня в каждом 4-м году (у нас этот день - 29 февраля); и установил начало года с января. Календарь и годовой цикл был назван в честь великого римского полководца и государственного деятеля юлианским.

М есяцы обозначались теми же названиями, что и теперь. Первые шесть месяцев названы в честь италийских богов (за исключением февраля, названного в честь римского праздника), июль и август назывались Quintilis (пятый) и Sextilis (шестой) до времени императора Августа, названия Julius и Augustus они получили в честь Юлия Цезаря и Августа. Таким образом названия месяцев были следующие: Januarius, Februarius, Martius, Aprilis, Majus, Junius, Quintilis (Julius), Sexlilis (Augustus), September (от лат. "septem" - семь, седьмой), October (от лат. "okto" - восемь, восьмой), November (от лат. "novem" - девять, девятый) и, наконец, December (десятый). В каждом из этих месяцев римляне считали столько же дней, сколько считается и в настоящее время. Все названия месяцев суть есть имена прилагательные при которых слово "mensis" (месяц)или подразумевается, или прибавляется. Calendae назывался первый день каждого месяца.

Н а Руси слово "календарь" известно лишь с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. До этого его называли "месяцесловом". Но, как не назови, цели остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для выделения особых дней (дат) в календаре - праздников, и для многих других целей. Между тем, старинные названия месяцев у украинцев, белорусов и поляков в ходу до сих пор!

Я нварь назван так потому, что он был посвящён древними римлянами Янусу, богу Мира. У нас же, в старину, он назывался "Просинец", как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня и солнечного света. 21 января, кстати, и отмечается праздник Просинец. Приглядитесь к январскому небу и Вы поймёте, что он полностью оправдывает своё название. Малороссийское (украинское) название января "сечень" (сичень, січень) указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. Некоторые из исследователей выделяют в слове "просинец" корень "синь", полагая, что такое название дано январю за рано наступающие сумерки - с "просинью". Некоторые учёные связывали название со старинным народным обычаем ходить в "Святки" по домам и просить угощение. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, то январь стал пятым; и, наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Ф евраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Коренными славяно-русскими названиями это месяца были: "сечень" (имя общее ему с январём) или "снежень", вероятно - от снежного времени или по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться "лютым" (или лютенем), ибо он известен своими лютыми метелями; поселяне же северных и средних губерний русских и поныне зовут его "бокогреем", ибо в это время скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки. В современных украинском, белорусском и польском языках этот месяц до сих пор носит название "лютый".

М арт. С этого месяца начали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне, а также, когда-то давно, и наши славянские предки. Имя "март" дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно было завезено из Византии. Истинные славянские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался "сухый" (малоснежный) или "сухий" от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге - "березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название "пролётного", так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое "пролетье" (праздник которого отмечается 7 мая).

А прель происходит от латинского глагола "aperire" - открывать, оно и указывает, собственно, на открытие весны. Древнерусскими именами этого месяца были березень (брезень) - по аналогии с мартом; снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или ещё цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

М ай. Латинское имя этому месяцу дано в честь богини Маи, также, как и многие другие, оно пришло к нам из Византии. Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время - буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке.

И юнь. Название этого месяца происходит от слова "иуний", данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений. Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от слова "крес" (огонь).

И юль происходит от имени "иулий", данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь - червень - от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля - липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё "страдником" - от страдных летних работ, "грозником" - от сильных гроз.

А вгуст. Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался "зарев" - от сияния зарницы; на юге "серпень" - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

С ентябрь - "сентемврий", девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от лат. слова "septem" - седьмой). В старину изначальным русским названием месяца был "рюинь" - от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола "рюти" (реветь), что в применении к осеннему ветру означало "реветь, дуть, зазывать". Имя "хмурень" он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца "вересень" объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск.

О ктябрь - "октоврий", десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил своё название (от лат. "octo" - восемь). У наших предков он известен под именем "листопад" - от осеннего падения листьев, или "паздерника" - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же - "грязником", от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или "свадебником" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

Н оябрь. "Ноемврием" (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил своё название (nover - девять). В старину этот месяц назывался собственно груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. В словаре Даля областное слово "груда" означает "мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь".

Д екабрь. "Декемврием" (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem - десять). У наших пращуров он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

Таблица 2. Сравнительные названия месяцев на разных славянских языках.

С амо слово "месяц" указывает на связь выделение такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

В "Остромировом евангелии" (XI века) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю - сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту - сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю - березень, берёзозол (имена связанные с берёзой, начинающей цвести), маю - травень (от слова "трава"), июню - изок (кузнечик), июлю - червень, серпень (от слова "серп", указывающего на время жатвы), августу - зарев (от "зарево"), сентябрю - рюен (от "реветь" и рёва животных), октябрю - листопад, ноябрю и декабрю - грудень (от слова "груда" - мёрзлая колея на дороге), иногда - студень.

Т аким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода споров и спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, - это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.

Таблица 3. Подробная таблица названий месяцев на славянских язык разных групп.

Славянские праздники

Н а этой странице сайта представлен короткий список славянских языческих праздников с выделением великих праздников, особо почитаемых святодней кологода и опасных дней. К великим праздникам кологода относятся 2 солнцестояния (зимнее и летнее: Коляда и Купала) и 2 равноденствия (весеннее и осеннее: Масленица и Таусень) и другие особо почитаемые в народе праздники. В особо почитаемые святодни современные славянские языческие общины устраивают широкие празднества с привлечением большого количества народа, сопровождая действо священными сакральными обрядами, за ходом которых следят волхвы (жрецы). К таким датам относятся встреча времён года (например: Громница и Покров), дни почитания предков и всего РОДа славянского (Чур), дни сбора урожая (три Спаса). Опасными считаются дни разгула нечистой силы, которая может представлять опасность для человека, впрочем, что следует делать дабы уберечься от неё, написано в подробных описаниях празднеств. Это дни разгула леших, кикимор, русалок и период, когда змеи особенно злы и ядовиты.

В славянском кологоде великие и особо почитаемые празднества устраиваются в честь главных славянских Богов и наших предков-пращуров, что и следует из их названий. Так череда зимних святодней посвящена славянскому Богу мудрости и покровителю скота - Велесу, череда весенне-летних святодней посвящены богине Живе и богу Яриле, а также Матери-Сырой-Земле. Славянской богине смерти Маре (Марене) посвящена череда осенних и зимних праздников. Праздники сева и сбора урожая, как весной, так и осенью посвящены тако же солнечному и трисветлому Дажьбогу и богине Макоши. Дни почитания предков у славян отмечаются весной и осенью: Вешние Деды и Осенние Деды.

По материалам сайта www.slavlib.ru

По состоянию на 2015 год в Солнечной системе есть 146 официальных лун и еще 27 недолун, которые до сих пор ждут одобрения своего статуса. У всех официальных лун есть названия в честь богов или персонажей Шекспира. Названия вроде Каллисто, Титан или Прометей. Но есть одна луна в Солнечной системе, имя которой до ужаса скучное. Вы ее, конечно, знаете, и называется она Луна.

Почему так? Очевидно, это общее название всех спутников. Какое у Луны настоящее имя? Научное. Крутое. Вроде Крелон, Крона, Аврон или Муад’Диб.

На самом деле, настоящее название Луны — Луна, и в этом вина всего человечества. До тех пор, пока Галилей впервые не направил свой телескоп в небеса в 1610 году и не понял, что на орбите Юпитера тоже вращаются крошечные пятнышки света, астрономы не знали, что у других планет имеются луны.

За все несколько сотен тысяч лет существования человечества Луна была довольно знакомым объектом на небе. Мы узнали о существовании других лун всего 400 лет назад. Мы вообще не знали в полной мере, что Земля — это планета, пока Коперник не разработал гелиоцентрическую модель Солнечной системы.

У нас до сих пор имеются проблемы с пониманием этого, хотя мы уже и зонд прямо на Солнце отправили. Мы не знали, что Солнце — это звезда, пока в 1590 году Джордано Бруно первым не высказал эту идею, за что мы благополучно сожгли его на костре. Были времена. Вернемся к нашей «луне».

Ученые классифицируют Луну как естественный спутник. Это помогает отличить его от искусственных спутников, которые мы запускали последние 60 лет.

Название Луны произошло от латинского слова Luna — так назывался наш естественный спутник на латыни. Это не официальный термин и не научное название, но ученые довольно благосклонны к латыни. Впрочем, люди привыкли отличать луну от Луны (хотя бы на бумаге), добавляя большую (прописную, заглавную) букву в начало слова. И так со всем. Название нашей солнечной системы — Солнечная система. Нашу галактику называют Галактикой, с большой буквы «Г». И когда речь идет о конкретно нашей вселенной, взятой, возможно, из множества параллельных миров, мы тоже именуем ее Вселенной.

Как насчет Солнца? На латыни его называли «сол», sol.

Если мы когда-нибудь обнаружим, что на самом деле живем в мультивселенной, нам придется дать названия всем этим вселенным. И тогда люди будут задаваться вопросом, каково настоящее название нашей Вселенной. Официальный совет Международного астрономического союза, состоящего из людей, которых мы не любим за Плутон, утверждает, что именно прописная буква имеет значение. Хотя на словах, конечно, иногда может рождаться путаница.

Несмотря на то, что имя у нашей Луны довольно скучное, оно напоминает нам о том, как далеко продвинулось наше научное понимание Вселенной. Невероятна сама мысль о том, что мы нашли так много лун за пределами Солнечной системы, а ведь найдем еще больше.

И когда мы найдем другие вселенные, нам останется Вселенная, а кто-то отправится во вселенные Нимоя, Сагана и Кларка. А какое название нашей Луне можете предложить вы?

Виталий Владимирович Сундаков - автор и ведущий проекта "Русская школа русского языка". В Уроке № 7 он рассказывает о Луне с овершенной новой неожиданной позиции, объясняя давно знакомые понятия и термины в рамках изводной древнерусской смысловой картины мира.
Ссылка на видеозапись - https://www.youtube.com/watch?v=a0RFt_Qjl9Y

Русская школа русского языка. Урок 7.


(3.32 минута записи) Сегодня в Школе будет Небесный урок. Мы же с вами, в конце концов, живём не в Поднебесной, а в Небесной Империи. Расскажу я вам сегодня, дорогие друзья и подруги, кое-что о Луне. Расскажу так, как никто о ней не рассказывал, и никто не расскажет. Мой рассказа не связан с повествованием о Луне как о небесном теле, не связан он с наукой, с историей космоса и космонавтикой. Он о том, как, почему и что называлось в изводном русском языке в связи с Луной.

Итак, Луна светит нам с неба ночью, но иногда бывает видима и днём в чистом синем небе и видна всё время по-разному - то как светлая скобка, выпуклая вправо, то выпуклая влево. В полнолуние вообще висит над головой как светлый блин на чёрной сковороде звёздного неба. То её вообще нигде нет.
Русские слова «старый, старость, стареющий» начинаются на букву С, и на эту букву С похож стареющий месяц. По этой букве С мы учим своих детей различать на небе старый, стареющий месяц либо молодую Луну, которая нам видна как светлая скобка, выпуклая влево. И как-то странно получается - то мы Луну называем Луной, то Месяцем. Так вот, я вам скажу, что Луна и Месяц вовсе не одно и то же.
Луной Луна называется только со дня новолуния и до дня полнолуния. Новолунием мы называем выпуклую скобочку вправо, которая появляется на западе, когда солнце только что закатилось за горизонт. Это самое начало видимости Луны на небе… Затем она становится полной, исполненной светом. 2 или 3 дня она встаёт там, где встаёт солнце, прямо напротив него. Когда она встаёт над горизонтом, она бывает ярко-оранжевой, большой, красивой, даже красноватой. Иногда такую Луну называют «цыганское солнце».
Весь световой месяц длится чуть более 29,5 суток. Такой месяц в астрономии называется синодическим месяцем. У русских такой месяц раньше назывался «собачий месяц», «месяц собаки» или «месяц волка». Может быть, потому что Луна сопровождает Землю также как и собака сопровождает человека. То пёс идёт с нами рядом, то отдалится, убежит куда-то, скроется из виду, то вновь оказывается рядом на глазах. Ну и Луну собаки любят. Бывает, поют под неё. Её родственники волки - тем более, тоже любят повыть на Луну.
Поскольку Луна на небе то есть, то её нет, то так поведёт себя, то эдак, всё время меняется, обращается, наши далёкие предки Луну считали небесным оборотнем. Полную Луну они считали Небесной Собакой или Небесным Волком. А время, когда Луна была тёмной, её считали Небесным вороным конём. Таким образом, Небесный серебристый волк оборачивается Небесным вороным конём. А ещё со временем этот Вороной Конь оборачивался назад, превращаясь в Небесного Волка. Об этом, кстати, часто рассказывается в русских народных сказках. Раз на небе нет Луны, значит, на небе и нет Чёрного Вороного Коня, Вороного Коня всех наших сказочных героев. Но сказки наши мы, к сожалению, или забыли, или переписали, или упростили донельзя так, что теперь в них ничего понять невозможно. Впрочем, потому что однажды что-либо понимать стало и нежелательно. Наделали мы из чудесных, чудных, полных волшебства сказок, примитивных сказочек для детей 4 - 6 лет.
А на Земле Небесным Конём считался человек, заколдованный проклятым злым колдуном. И для того, чтобы человека от этого заклятия избавить, нужно было особым образом убить в нём волка - оборотня. Убить его, само собой, следовало в тот момент, когда человек в этого самого волка-оборотня обернётся. Причём сделать это надо было, ну известно, только чем-то серебряным - серебряным зеркалом или серебряной нитью, серебряной стрелой или серебряной пулей, а затем обязательно добить его и непременно контрольным осиновым колом. Арсенал против собаки и волка-оборотня - серебро и осина. А ещё его можно убить, дав ему 30 серебренников за предательство близких. И тогда он сам на той самой осине и повесится.
Почему, кстати, 30, а не 20 или 50 серебренников? Да потому что число 30 раньше считалось числом оборотня волка-собаки. Именно поэтому существует выражение собаке - собачья смерть. Но вернёмся к Луне.
Считается, что Луна светит нам отражённым солнечным светом. Так вот в зависимости от взаимного положение Луны и Солнца мы каждую новую ночь видим её освещённой по-иному. Разные степени освещённости Луны мы называем её разными фазами. В зависимости от небесных обстоятельств, когда Луна находится где-то вблизи Солнца и своей освещённой стороной обращена к Солнцу, мы, бывает, Луну на небе вообще не видим. 2 - 3 дня. Нам в эти дни она проявлена тёмной, неосвещённой. В светлом же небе находящийся в лучах солнца тёмный кружок неосвещённой Луны, конечно, вообще не виден. Ну или виден едва-едва.
Теперь немного арифметики. Вычитаем из 29,5 суток 2 (или 3) лунных суток и получаем около 27 дней. Видим мы Луну 26 или 27 суток. Получается, Луна у нас растёт примерно 12 суток, 12 дней мы видим 12 фаз растущей Луны. Потом она у нас наливается дополна, вся наполняется светом и становится, наконец, серебристой волшебной полной Луной. Во такую полную Луну мы называем полнолунием. И такой она у нас будет 2 или 3 суток. А последующие 12 суток она только спадает, стареет и, наконец, вообще уходит от нас и пропадает. Мы видим 12 дней подряд 12 фаз уже стареющей Луны. Так вот эта стареющая Луна не называется Месяцем. Нарастающая Луна называется нарастающей Луной, а стареющая Луна по-другому называется уходящей Луной, но ни в коем случае не месяцем.
Примерно на 15 день Луны у неё справа появляется тонкий тёмный серпик. Луны уже справа как бы уже немножечко не хватает. Краешек лунного блина справа слегка подгорел, затемнился. Так вот, эта самая тёмная кромка справа Луны и называется Месяцем. Обратите своё особое внимание. Месяцем называется не светлая часть Луны, а её тёмная затемнённая часть. Первый день ущерба Луны считался раньше в некоторых смыслах плохим днём. Этот 15 день Луны назывался День Мясника. В такой день положено было резать скот. Скот резали на мясо и, разумеется, особыми ножами. Срезали с туши животного шкуру (а правильно срезать шкуру - это особое искусство). И люди, которые занимались выделкой шкур, назывались скорняками. Снятую шкуру особым образом распинали для просушки, т.е. растягивали. Причём повешена она была всегда вниз головой. Светлая часть Луны, по старым представлениям, это есть часть Луны, которая покрыта светлой кожей. А тёмная часть Луны считалась частью, с которой кожа снята. От того тёмная часть Луны (или Месяца) считалась кровавой, окровавленной, мясной, той частью, где мясо не покрыто кожей.
Конечно, тёмная часть Луны нам видится серой или тёмной, но никак не красной. Но раньше у русских цвета чёрный, багрово-красный и золотистый считались одним и тем же цветом. Чёрный, червлёный, червонный. Так было принято у наших предков. Сейчас подробно объяснять не стану. В основном это было связано с геральдикой, с флагами, с хоругвями, у церковников - с написанием икон, с церковной и храмовой утварью. И сообщу совсем неожиданное - непосредственное отношение к слову Месяц имеет слово «мясо». Так же к слову Месяц имеет прямое отношение немецкое слово «мессер», который означает «нож». И само русское слово нож тоже имеет прямое отношение к слову месяц, хотя на слух это не чувствуется.
Чёрная кромка первого дня ущерба Луны называлась «ночь святого Варфоломея» или попросту «нож мясника». Известно, что атрибутом святого Варфоломея считается особый кривой нож скорняка. Или как там у нас «вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана». И вообще весь церковный символизм рассказывал о неких, пусть и возвышенных деяний и эпизодах жизни других людей. Он рассказывал о законах и взаимодействиях космоса, природы, описывал их влияние на всё живое и в форме пояснительных притч рассказывал о необходимости тех или иных действий (об этом поговорим позже).
Люди, верящие во все эти мучения, мучителей, мучеников, повествуют нам, как был замучен и убит апостол Варфоломей. (16.51) Известно, что его повесили вниз головой, его ошпарили, с него содрали кожу и затем обезглавили. А имя «Варфоломей» имеет прямо отношение к сдиранию светлой кожи с Луны, к затемнению Луны. Вот если представить, что полная Луна есть обращённый к нам своим лицом человек, то можно думать, что правый край Луны есть его левая рука. Светлая кожа с Луны начинает сходить справа. Именно поэтому художники, изображающие мучения святого Варфоломея, всегда изображают в своих картинах сцену, как мучители сдирают кожу с его левой руки. В день святого Варфоломея полагалось начинать какие-то действия в наказание за что-либо. Или если нужно было обидчику за что-то отомстить. Начинали мстить в день святого Варфоломея. И, конечно, слово «месть» происходит от слова «месяц». Варфоломеевская ночь в Париже 24 августа 1572 года была ночью первого ущерба полной Луны. Или 1 сентября 1939 года, день начала 2 мировой войны, тоже был днём начала ущерба полной Луны, днём святого Варфоломея, днём мясника. Ну да ладно, хватит об ужасах и войнах.
Итак, с первого дня ущерба Луны начался Месяц. Также как диск Луны, начиная с новолуния наполняется светом, теперь полный диск Луны заполняется тьмой. Светлая часть Луны отступает, уступает место её тёмной части. Первым днём месяца называется день, когда происходит первый ущерб её диска. Приходит на небо молодой Месяц. С этого дня начинался отчёт дней месяца - первый, второй... Луна стареет, уходит, а Месяц нарастает, набирается сил и мужает. Обратите внимание, Луна - это она, девушка, женщина. А месяц - он, мальчик, юноша, мужчина. Т.е. светлая часть освещённого диска Луны - это женская часть, а тёмная часть - мужская. И почти всегда девушка и юноша сидят в диске вместе, вдвоём. И в диске Луны их не разлучить. В этом суть и причина того, что Луну считают вместилищем и водительницей любви. 19.30
Проходят подряд 12 фаз стареющей Луны или 12 фаз растущего Месяца. И, наконец, когда на небе остаётся такая уузенькая светлая кромочка, в следующую ночь - совсем темно. Месяц тал полным, Месяц исполнился. Полным Месяцем называется такой месяц, который своей тьмой накрыл весь диск, отобрав у Луны весь её свет. Т.е. девушка с Луны ушла куда-то, а на Луне остался один только юноша. На самом деле девушка сейчас просто повёрнута сейчас лицом к солнцу, а юноша весь такой мрачный, весь в мрачных мыслях сейчас к Солнцу её ревнует. Кстати, когда Луна молодая и видна как светящаяся небесная лодочка, вот кто на ней должен сидит, свесив ножки? Ну, конечно, мальчик. Ведь мальчик - это её верхняя тёмная часть.
Итого. Днями месяца называются все дни растущего месяца и ещё примыкающие к ним 2 или 3 дня полного месяца, т. е. дни невидимой Луны. С начала от новолуния до полнолуния счёт идёт дням Луны. А начиная с 15-го дня Луны или первого дня Месяца идо самого нового новолуния счёт идёт дням месяца. И вместе эти два этапа собираются в полный календарный Месяц. Начинается он Луной, а завершается он Месяцем. Т.е. у женщины - свет, а у мужчины - тьма. У женщин начало, а у мужчин - конец.
Одни люди считали время от новолуния до новолуния - в лунах, а другие считали по дням месяца - в месяцах (начинали счёт в день первого ущерба Луны и доводили его до такого же дня в следующем цикле. Разумеется, все дни Луны равны всем дням Месяца, но эти два счёта времени (Луны и Месяцы) прямо противоположны друг другу. Нынче мы используем оба способа счёта - и по луне и по месяцу. Отсюда у нас в языке случается путаница с названиями, «что там у нас светит в небе, запутался» - вправе сказать любой несведущий. Весь диск Луны - это почти всегда мальчик рядом с девочкой, или юноша рядом с девушкой. А есть такая весёлая русская песня «Светит месяц, светит ясный, светит полная Луна». Как-то может показаться, что всё здесь собралось в одну кучу - месяц и луна, светит месяц и светит он ясно, хотя, как мы только что прояснили, он-то и не может так светить. Ан нет - может. Может посветить и он. Только светит он по-своему, по-мужски что ли. Светит в переносном смысле. Месяц светит своей силой. В глаз ведь тоже можно засветить, да так, что темно станет.
Когда вслушаетесь в текст этой весёлой народной песни, сами поймёте, что речь в ней идёт о парне, о девушке и, конечно же, о любви. И парень в ночи думает: «светит» ему что-то сегодня с девушкой или не «светит?»
Граница, разделяющая светлую и тёмную часть Луны, по-русски называется световод. Или, внимание! - ангел. Ангел - это Луна наоборот в его полном каноническом написании. Световодом, или ангелом, эта граница называется, когда свет наступает, а тьма отступает. А когда наоборот - тьма наступает, а свет наступает, то эта граница называется мракобес. Мракобес - есть упрощённое произношение мрако-бельтис, что означает - чёрное - белое. Или по-другому, - черта. Или - чёрт. Вы знаете, что в религиозной мифологии чёрт - это не сам дьявол, не Люцифер. Чёрт - это помощник дьявола, а Люцифер по-русски - лютый, февральский лихорадящий свет, фосфоресцирующий свет, вибрирующий, свет, нагоняющий лихорадку. По- русски месяц февраль назывался лютый. А слово «лютовать» означат «гнать». Поэтому в русском языке одних животных (мясоедов) называли хищниками, потому что они добывали пищу посредством хищения, а других лютыми, потому что они добирали жертву посредством гона или лютования. Так настигает нас и лютый холод, загоняет до истощения лютый голод, и гонят свою жертву лютые волки.
Вообще все русские классификации животных, птиц, трав, деревьев, звёзд, ландшафтов, созвездий, мер весов и расстояний прежде были совсем иными в отличии от нерусских, примитивно-нелогичных или перемудрёных западных. А нерусское слово «февраль» (забегу вперёд) имеет прямое отношение к словам «частота, вибрация, лихорадка, возбуждение, феерия, Афродита, Венера, к имени бога подземного царства и к имени Иуды Искариота. И всё это связано с обстоятельствами февральских встреч Венеры и Луны.
Итак, ангелы эту границу двигают в сторону тьмы, а черти двигают её в сторону света. Черти изображаются с рогами - с чёрным месяцем на голове. На границе света и тьмы ангелы и черти ведут постоянную борьбу друг с другом. Черти сдвигают полосу тьмы 12 дней, на 13 день - полный Месяц. Поэтому у нас чертей -13. И это число называется чёртова дюжина.
Но по-русски эта черта, отделяющая свет от тьмы на Луне, называется Люминатор или Терминатор. Люминатор - наступает полоса света, Терминатор - наступает полоса тьмы. Кстати поэтому у нас черти - черти полосатые.
По-другому и тоже не по-русски эта граница называется «мистика». По-русски мистика называется «волховия» или «волховство». Мистика разделяет собой светлую и тёмную части Луны. Течение во времени этих взаимных соотношений называется «мистерия». Самое начало месяца и луны называется соответственно «война и мир». А сами эти части называются соответственно Мастер и Маргарита.
Вообще во всех мистериях главное - это Луна. Внимание! Если в какой-то мистерии у кого-то речь не идёт о Луне, то это всё, что угодно, только не мистерия.
28.25 - 30.10 (минуты записи) - Луна и изображение богоматери на иконах
30.15- солнечные затмения
31.08 - день, когда случались солнечные затмения, считали двумя днями, двумя сутками…могло наступить 32 мая.




32.28 - в древности никто не считал Луну космическим телом. Раньше считали, что Луна - это дыра, отверстие в небе, через которое к Земле идёт свет таинственного занебного мира, мира неземного предвечного света, считалось, что небо и есть твердь небесная, толстый ледяной покров на поверхности всемирного океана. В этом льду есть два больших отверстия - Солнце и Луна и маленькие отверстия - 5 видимых планет. И совсем маленькие отверстия - звёзды. И через все эти отверстия к нам постоянно струится, льётся вечный вселенский свет. Луна представлялось лункой, прорубью во льду, в которой видна плавающая около него рыба. И видна рыба в проруби то так, то этак, по-разному. Причём, в Луне она плыла в одну сторону, а в месяце - в обратную. В этом одна из причин формы одного из знаков зодиака - знака Рыб.
Полная Луна представлялась прорубью с одной пойманной большой серебристой рыбой - щукой. Которая человеческим, т.е. русским языком просит отпустить её, и обещает исполнить во время полнолуния три желания. Т.е. в течении трёх суток в три ночи полнолуния. И Емеля в эти ночи ездил на печи, легко рубил дрова и даже чуть не женился на принцессе.
В эти ночи было принято загадывать желания. И в помощь небесам проводить различные действия. Во время же солнечного затмения в лунку - Луну попадает золотая рыбка. Золотая рыбка в русских народных сказках - это само солнце.
Слово Луна есть упрощённое слово ВлаунА или ВлаУна или ВлаУза. Другое упрощение этого слова - слово Луза. Луза и есть отверстие, ямка. Большая лунка - называется полынья. Лаз. Лагуна, лакуна, лаксна, лакшна.
Месяц - это упрощение слова влаунец.
Последовательность лунных и солнечных затмений небеса собрали в затменный цикл. Он длится 18 лет 10 суток и ещё 2/3 суток. Он называется Сарас. Тройной Сарас называется большой Сарас, который длится 54 года и 32 дня. Каждое 33 сараса (или 10 больших сарасов) над Землёй случается солнечное затмение. 33 сараса - это 595 лет. Они называются космическим годом или эпохой. Солнце после этого эпохального затмения перестаёт светить одной эпохе и начинает светить другой. И при этом оно называется Пересвет. Солнце как бы пересвечивает из одной эпохи в следующую. Один свет перешёл в другой.
Каждая новая эпоха приносит на Землю новые смыслы бытия, мораль, новые представление о добре, о зле, новые идеи, новое движение во всех делах. Кто-то новую эпоху не понимает, не принимает, хочет оставить всё как есть, отстаивает ветхие смыслы, прежнюю жизнь, а кто-то в новой эпохе стремится ко всему новому, стремится к новому свету. И между ними на рубеже эпох, времён всегда возникает конфликт.
Это на Земле. А что же происходит на небесах? На небесах в эпохальное сражение друг с другом вступает два звёздных воинства, борются две небесные идеи - старая и новая. Это эпическое великое сражение, сражение смыслов называется у всех народов по-разному. В древней Индии это сражение называлось сражение на поле битвы Курукшетра. У русских, у славян это сражение называется сражение на Куликовом поле или Куликовская битва.
Перед началом самого сражения на поле между выстроившимися рядами противников выезжает два богатыря, два поединщика. Один представляет собой сражающееся за всё новое и имя его - Пересвет. А тех, кто отстаивает старые идеалы, представляет поединщик по имени Челубей. Имя Челубей имеет отношение к словам луна, чары, серебро, селена, яма, лодка, чёлн. И вот оба посредника сошлись в бою и пронзили друг друга своими боевыми копьями и оба пали мёртвыми. А на небе над ними сошлись в великой битве Солнце - Пересвет и чёрная Луна - исконно называемая по-русски Челяба. Чёрная Луна Челяба накрыла собой Солнце - Пересвет и они оба на небе пропали, оба погибли. На небе и во всём поднебесном мире стало темно и страшно. Но недолго. Появился свет нового солнца…
…Каждому надо определиться, на чьей он стороне в этой битве…

Я долго думал о том, с чего начать наше замечательное путешествие по страницам истории самой древней науки - астрономии. И решил: прежде всего я расскажу вам, когда и как люди дали небесным светилам имена, привычные нам сегодня.

С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд "блуждающих светил" - планет, появление наводящих ужас "хвостатых звезд" - комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба - все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.

Заниматься наукой о Вселенной людей побуждали разные причины. Пожалуй, наиболее важными из них были все-таки три. Во-первых, наблюдения небесных светил помогали людям решать ряд важных практических задач, например определять наиболее благоприятные сроки начала посевных работ и сбора урожая, ориентироваться по Солнцу и звездам и т. д. Во-вторых, людям издавна хотелось узнать, что представляет собой небесное светило и какое место мы занимаем во Вселенной. В-третьих, без астрономических наблюдений не могли обойтись и астрологи, утверждавшие, что небесные светила ("звездные божества") управляют всеми земными делами. На протяжении тысячелетий астрономия и астрология были очень тесно связаны. Об этом свидетельствуют, в частности, данные, полученные археологами. На каменных и глиняных дощечках, дошедших до нас от древних шумеров (они жили в Месопотамии в V-III тысячелетии до нашей эры), обнаружены тексты астрономического и астрологического содержания. Да и в более поздние времена многие великие астрономы занимались астрологией. Например, Клавдия Птолемея (100-165 годы) астрологи и по сей день считают одним из основоположников "научной астрологии", хотя современные астрономы относятся к астрологии не как к науке, а как к "звездной религии".

Однако и астрономам, и астрологам необходимо было прежде всего придумать названия хотя бы самым главным небесным светилам. Многих людей и сегодня очень интересует вопрос о том, кто и когда дал им имена. Среди астрономов бытует даже анекдот о том, как после одной из лекций о Вселенной кто-то из слушателей признался лектору: "Вы очень интересно рассказали о Луне и планетах, Солнце и звездах, галактиках и Вселенной, но я все же не понял, как ученым удалось узнать имена планет и звезд..." В придуманных мною сказках для ребят ("Звездные сказки", "Сказочные приключения маленького астронома" и др.) светила, знакомясь с детьми - героями этих сказок, просто сообщают им свои имена, подобно тому, как это принято у людей. А на самом деле все было не так-то просто, и кое-что об этом вы сейчас узнаете.

Каждому ясно, что проблема наименования светила возникала лишь после того, как люди узнавали об этом светиле. Например, ни Коперник, ни Кеплер, ни Ньютон ничего не знали о планетах, находящихся дальше от Солнца, чем Сатурн. Поэтому в то время и не требовалось давать имена этим планетам. Другое дело светила, известные людям со времен древности и названные планетами, к которым тогда относили Солнце, Луну, а также видимые невооруженным глазом Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Они-то и были "планетарными богами", через которых, по убеждению астрологов, нашей жизнью управляет "Бог космоса".

Самым главным "планетарным богом" считалось, конечно, Солнце, название которого есть в языках всех народов мира. Славянское слово "Солнце" происходит от индоевропейского, означающего "светить". Суффиксы -н- и -ц- придают этому слову едва заметное ласкательное значение (сравните: "окно" - "оконце"), хотя, ласково обращаясь к дневному светилу, мы обычно говорим "Солнышко". По мнению филологов, упомянутые суффиксы подчеркивали особое уважение древних славян к Солнцу, их желание задобрить могущественного бога дневного неба. Поклонение Солнцу, или культ Солнца, существовало у многих народов. Дневное светило дало имя таким богам, как Гелиос (Древняя Греция), Ра (Древний Египет) и др.

К древнейшим известным людям светилам относится, конечно, и Луна - самое яркое светило ночного неба. Смысл его названия - "светящая", "блестящая". Правда, в отличие от Солнца, у ночной красавицы два имени - "Луна" и "Месяц". Второе имя, как вы знаете, связано с изменением вида Луны (лунными фазами), происходящим на протяжении месяца. Корень слова "месяц" имеет отношение к словам "мера", "мерить", а измеряли с помощью Луны время, ведь месяц стал одной двенадцатой частью года. Суффикс -яц- тоже, возможно, не зря добавлен к корню -мес- (опять же, чтобы как-то расположить к себе, задобрить ночное светило).

В астрономии естественный спутник Земли имеет единственное название - Луна. В честь Луны древние греки нарекли одну из своих богинь Селеной.

Древний Рим подарил нам названия таких планет, как Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. До римлян имена этим планетам давали другие народы, например древние греки, а до них - вавилоняне. Названия планет были не только "божественные" (то есть данные в честь богов), но и смысловые: Меркурий - "сверкающий", Венера - "несущая утро" (астрономы Древней Греции установили, что яркая вечерняя и утренняя "звезда" - одно и то же светило), Марс - "пламенный", Юпитер - "лучезарный", Сатурн - "сияющий".

Именами каких же богов названы планеты? У древних римлян Меркурий (от слова "товар", "торговать") был богом торговли, у греков это Гермес - вестник богов, один из могущественнейших сыновей самого Зевса. До сих пор его изображают в широкополой шляпе путешественника, волшебных крылатых сандалиях, позволяющих очень быстро перемещаться, и с магическим золотым жезлом, дающим ему необыкновенную власть над душами людей. Жезл Гермеса (кадуцей) выполнен в виде креста, который обвивают две змеи (символ времени, собранного в вечность). Вертикаль креста как бы соединяет "небо" и "преисподнюю", а горизонталь - "образ земного пути, пролегающего между двумя космическими полюсами". Постепенно из мифологического образа Гермеса выросло древнее религиозно-философское учение (герметизм), которое содержит сокровенные тайны природы и человека, якобы посланные нам создавшим мир Вселенским Разумом...

Венера - римская богиня садов (в греческой мифологии это Афродита - богиня любви и красоты, одна из дочерей Зевса). Вспомните, что после Солнца и Луны самое привлекательное светило на небе - Венера.

Красная планета - Марс - носит имя римского бога войны (греческий бог войны - Арес).

Не зная о том, что Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, древние удачно нарекли ее в честь самого главного своего бога. У римлян Юпитер - бог неба, царь богов (у греков Зевс - бог богов).

Итак, древнейших "планет" семь. Семерка особо почиталась. Ведь есть не только семь планет, но и семь звезд ковша Большой Медведицы - главного созвездия нашего неба, семь цветов радуги (спектра), семь античных "чудес света", семь нот в музыке, семь дней длится каждая фаза Луны, семь дней недели, число многих сказочных героев и поговорок ("Семеро братьев", "У семи нянек дитя без глазу", "Семь бед - один ответ", "Один с сошкой - семеро с ложкой") и т. д.

Каждую из планет астрологи сопоставляли не только с божествами и определенными днями недели, но и с животными, птицами, металлами, драгоценными камнями, цветом, профессиями, пороками и добродетелями, запахами, вкусом и т. д. И уж, конечно, от взаимного расположения "планет" и зодиакальных созвездий (точнее, знаков зодиака), в которых они были в тот или иной момент, зависят, по мнению астрологов, и судьба родившегося человека, и исход войны, и судьба целой страны... Жаль лишь, что трудно где-нибудь прочитать или узнать, какое дело до всего этого далеким и близким твердым и газообразным планетным шарам...

На самом деле древние знали не семь, а только пять планет (Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн). Другие четыре планеты (Уран, Нептун, Плутон и даже Землю ) открыли значительно позднее. О том, как и когда это произошло, вы скоро узнаете.

А сейчас хотелось бы рассказать о символах главных тел Солнечной системы. Наверняка самыми древними (но понятными каждому из нас) являются знаки Солнца и Луны. Они не нуждаются в пояснениях. Остальные знаки начали употреблять примерно в IX веке. Их толкуют по-разному. Например, считают, что знак Меркурия изображает жезл этого бога. А знак Венеры похож на ручное зеркальце, в котором красавица любуется своим отражением. У Земли такое же "зеркальце" почему-то перевернуто на 180°. Знак Марса напоминает копье, заслоненное щитом. Греческое имя, соответствующее римскому "Юпитер", - Зевс (Zeus), а буква Z похожа на знак Юпитера. Поскольку Сатурн (Кронос) символизирует время, то, как писал знаменитый французский популяризатор астрономии К. Фламмарион, знак этой планеты можно воспринимать как изображение "косы времени". О первой букве фамилии Гершеля (Herschel), открывшего Уран, вероятно, может напомнить знак этой планеты (кружок с буквой Н). Не вызывает сомнения, что трезубец бога морей - это знак Нептуна, а первые (латинские) буквы имени и фамилии Персиваля Ловелла, известного астронома, - знак Плутона.

Представим себе невероятное: мир, в котором нет движения! Как в этом мире вести счет времени?
В странной, необыкновенной стране солнце неподвижно застыло на небе; ветерок не колышет листья деревьев; бледно-желтыми языками застыло пламя костра, разведенного в лесу охотником, и сам охотник, не шелохнувшись, сидит у костра; не движутся стрелки его карманных часов; подняв переднюю лапку, застыла лиса, подобравшаяся в глухой чаще к мышонку; неподвижен и мышонок у своей норки… Сказка? Да!
Люди давным-давно нарисовали в сказках картины сонного царства. Триста лет недвижимы в таком царстве и царь с царицей, и бояре, и слуги, и дворцовая стража, и кони у крыльца, и дым в воздухе… И когда отважному царевичу удается расколдовать спящее царство, все принимаются за свои дела, не подозревая, что они проспали триста лет: ведь без движения нет времени!
За миллионы и миллиарды лет до того, как на Земле появились люди и изобрели часы, природа сама создала точнейшие часы, указывающие время.
Часы эти - Земля, которая равномерно вращается вокруг своей оси, как гигантский волчок, и в то же время ходит вокруг Солнца.
Если бы можно было соорудить колоссальные часы, приводимые в действие движением Земли, то у этих часов были бы две стрелки: годовая и суточная.
Годовая совершала бы один оборот по циферблату за время полного оборота Земли вокруг Солнца, а суточная обходила бы циферблат за то время, в которое Земля обернется вокруг своей оси.
Вот две основные меры времени, данные нам природой: год и сутки. Все остальные придумали люди. Во власти людей сделать неделю из пяти или десяти дней; люди могут разделить сутки на 10 или 40 часов, и каждый час станет у них длиннее или короче, чем теперь. Но человеческая техника пока не в силах хотя бы на секунду удлинить или укоротить сутки или заставить Землю быстрее бежать по ее пути вокруг Солнца.
Почему год разделен на двенадцать месяцев? Причина этому - Луна. Наше русское название Луны - месяц; в течение года месяц обходит вокруг Земли двенадцать с лишним раз, отсюда и появилась эта мера времени.
Месяцы делятся на недели. Вот объяснение русских названий дней недели.
В старину неделей назывался день отдыха - день, в который ничего не делают.
Когда славяне приняли христианство, день отдыха стал называться воскресеньем - это связано с религиозными верованиями. А неделей стали называть весь семидневный промежуток времени.
Понедельник - день после недели, то есть после воскресенья.
Вторник - второй день недели (понедельник считался первым).
Среда - средний день недели.
Четверг - четвертый день недели.
Пятница - пятый день недели.
Суббота - название еврейское, взято из Библии; у евреев суббота была седьмым днем недели, праздничным. А теперь это шестой день.
Так в языке народов долго сохраняются следы старинных верований, обычаев, обрядов.
Сутки разделяются на 24 часа, час на 60 минут, минута на 60 секунд.
Мы привыкли все считать десятками и сотнями. Почему бы не разделить сутки на две половины по 10 часов в каждой, час на 100 минут и минуту на 100 секунд?
Тогда час был бы немного длиннее теперешнего, а минуты и секунды - короче.
Считать было бы удобно, и счет времени велся бы в метрической системе мер.
Такое предложение было, но в жизнь его не провели. осказках.ру - сайт
Если его принять, надо выбросить сотни миллионов стенных и карманных часов во всем мире и вместо них сделать новые.
Надо перебрать и перепечатать сотни миллионов книг и учебников…
Так и остался этот неудобный счет часов, минут и секунд, а пришел он к нам из древнего Вавилона, жители которого считали дюжинами и шестидесятками.
Для измерения времени с древности и до наших дней люди пользовались часами самого различного устройства.
В старину были часы солнечные.

В землю вертикально вбивался шест, тень от него двигалась вокруг: утром и вечером - длинная, в полдень - короткая.
По ее положению и длине люди определяли, который час.
Понятно, о минутах и секундах не приходилось и думать. В пасмурные дни часы были «выходные».
Позднее придумали часы водяные и песочные.
В них время измерялось переливанием воды или пересыпанием песка из верхнего сосуда в нижний.
У богачей к таким часам приставлялся раб.
Раб следил за часами, перевертывал сосуд, когда приходило для этого время, и объявлял, сколько часов прошло от начала дня: своего рода «часы с боем».
Песочные часы и сейчас употребляются в лечебницах, чтобы отмерить время для различных процедур.
Затем появились часы с гирями и маятником, и позднее всего - карманные, с пружиной.
Чем больше движется вперед наука и техника, тем точнее измеряют время.
Кто нуждается в точном времени?
Точное время нужно капитану корабля, чтобы определить положение судна в море; летчику, ведущему самолет ночью или в тумане; артиллеристу и фрезеровщику; танкисту и спортсмену; зенитчику и токарю; учителю и школьнику…
Но даже это точное время не годится для ученых - у них свой, высший класс точности: им приходится высчитывать сотые, тысячные и даже миллионные и миллиардные доли секунды.
Наше точное время определяется в Москве, в Государственном астрономическом институте имени Штернберга, и в Ленинграде, в Пулковской обсерватории.