Кутепов великокняжеская царская охота на руси. Царская охота

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» представляет собой самый известный и самый объемный фолиант, посвященный русской охоте. Но, помимо букинистической ценности «Охота на Руси» считается одним из наиболее подробных трудов, описывающих быт и устои жизни целой эпохи Российской империи, начиная с X века и вплоть до периода правления Александра III. Это один из основных источников, по которым изучается история русской дипломатии, придворной жизни и содержащая выдержки с многих исторических документов того времени.

А начиналось все довольно прозаично. Император Александр III, будучи большим поклонником русской охоты, решил собрать воедино те рассказы, обычаи, традиции, которые до этого передавались из уст в уста от одного поколения охотников к другому. Он решил поручить эту работу не историку или писателю, а отставному полковнику Николаю Кутепову, который на тот момент был обычным завхозом при дворе и отвечал за обеспечение инвентарем Царской охоты.

Но полковник Кутепов отнесся к указанию с небывалым усердием. Будучи сам заядлым охотником, Кутепов сделал акцент на объективности и точности предлагаемой информации. Он изучал много документов, описывал массу событий, много работал с художниками иллюстраторами, чтобы передать абсолютно точную картину происходящего на царской охоте на протяжении 10 веков.

Есть у книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и еще одна ценность. В ней собраны рисунки самых видных художников того времени. Для иллюстрирования издания специально рисовали свои картины такие мэтры как братья Васнецовы, Илья Репин, Валентин Серов и много других. Всего в книгу были включены работы 18 ведущих художников и живописцев того времени. Николай Самокиш, который отвечал за общую компоновку и оформление изданий, стал благодаря книге известным художником анималистом.

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» состоит из четырех томов. Каждый том посвящался определенному периоду времени. Так, первый том, вышедший в 1896 году, описывал период с X по XVI века», второй (1898) – правление Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в XVII веке, третий (1902) – период XVII - XVIII веков, а четвертый (изданный уже женой Кутепова после смерти мужа в 1911 году) был посвящен особенностям охоты за последние сто лет. Не смотря на то, что заказчик труда – Александр III – его так и не увидел, Кутепов в предисловии каждого тома писал, что книга создана в память об Императоре Миротворце и строго в соответствии с его пожеланиями и рекомендациями.

Несмотря на довольно высокую стоимость (в магазине эстампов Фельтена в 1911 году книга стоила целых 50 целковых), она была довольно популярна. Еще при жизни автора ее несколько раз переиздавали, хотя тиражи были очень небольшими. Книга была на тот момент действительно очень сложна технологически и дорога в изготовлении. Всего было издано не более 500 полных экземпляров, некоторые из которых дожили и до наших дней и сегодня представляют большую букинистическую ценность.

«ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ, ЦАРСКАЯ И ИМПЕРАТОРСКАЯ ОХОТА НА РУСИ» Н. И. КУТЕПОВА - ШЕДЕВР РУССКОГО КНИГОИЗДАНИЯ

Г. В. Аксенова

Аннотация. В статье рассматривается многотомная история охоты на Руси и в России Н. И. Кутепова, заведующего хозяйственной частью Императорской охоты, как образец и шедевр искусства книгопечатания XIX - начала XX вв.

Ключевые слова: книга, издательство, история охоты, батальная и историческая живопись, полиграфия, Н. И. Кутепов.

Summary. The article examines the multi-volume history of hunting in Rus and Russia by N. I. Kutepov, head of the economic part of the Imperial hunting, as an example and masterpiece of the book publishing of the 19th - early 20th centuries.

Keywords: book, publishing, history of hunting, battle and historical painting, polygraphic industry, N. I. Kutepov.

Красивая, с любовью оформленная, полиграфически высокопрофессионально исполненная книга всегда привлекала и привлекает внимание читателя. На рубеже XIX-XX вв. в России работало несколько издательств, выпускавших роскошно оформленные книги с учетом древнерусских традиций. Среди них известные издательства А. Ф. Маркса, А. Ф. Девриена, И. Н. Кнебеля, Экспедиция заготовления государственных бумаг, издательство картографического заведения А. Ильина (в настоящее время Госзнак) и др. В первую очередь, именно в этих издательствах создавались изысканно оформленные, хорошо иллюстрированные книги, освещающие различные вопросы русской истории и отвечающие самым

разнообразным запросам читающей публики. В области книжной графики с издательствами сотрудничали выдающиеся русские живописцы: В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров,

A. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Ф. А. Рубо, К. В. Лебедев, Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская, Н. К. Рерих, Д. С. Стеллецкий, Б. В. Зворыкин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере,

B. А. Серов и многие другие.

Одним из лучших изданий, выпущенных на рубеже XIX-XX вв., стал четырехтомник «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» , в котором был использован многовековой опыт оформления рукописных и печатных книг и который был хорошо известен специалистам-книговедам, библиофилам и, конечно

Остановимся подробно на этой уникальной книге, воплотившей в своем оформлении лучшие традиции древнерусского книгописания и книгоиздательства и способствовавшей формированию интереса русского общества не только к русской истории, но и к древней книжной традиции.

Генерал-майор Николай Иванович Кутепов (1851-1908), исследователь и писатель, заведующий хозяйственной частью Императорской охоты, происходил из дворян Владимирской губернии. В 1869 г., окончив 3-е Александровское военное училище, начал служить в Лейб-гвардии стрелковом императорской фамилии батальоне в чине прапорщика. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в том числе и в знаменитом сражении на Шипке. Был ранен. В сентябре 1885 г. его определили на службу в Императорскую придворную охоту на должность заведующего хозяйственной частью. Находясь на этой службе, он получил сначала звание полковника, в 1900 г. - чин генерал-майора, а в 1906 г. вышел в отставку.

Николай Иванович Кутепов вместе со своей семьей жил в Гатчине, где и располагалась Императорская охота, был церковным старостой в церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе. По его инициативе осенью 1898 г. в Гатчине

состоялось открытие народной библиотеки Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, членом которого он был.

Главным делом Н. И. Кутепова стало написание и издание серьезнейшего исследования, посвященного истории охоты. Начало этой работе положил император Александр III в 1891 г., высказав пожелание о составлении истории царской охоты в России начальнику Императорской охоты князю Д. Б. Голицыну и заведующему хозяйственной частью Н. И. Кутепову во время обхода охотничьих угодий в Гатчине. «Этот труд тем более желателен, что он представляет интерес для каждого русского», - произнес император . Составление исторического очерка, который должен был хронологически охватить период от Древней Руси до Александра III, непосредственно поручили Н. И. Кутепову.

Перед историком была поставлена достаточно сложная задача - впервые собрать и проанализировать огромный, доселе малоисследованный материал по истории охоты на Руси и в России с момента образования Древнерусского государства до конца XIX в. О проблемах, связанных с работой, Н. И. Кутепов написал в «Памятной записке о положении дела по составлению "Сборника материалов, касающихся истории Великокняжеской, Царской и Императорской охот в России"» 1. Его исследовательская работа началась с поиска сведений об организации охоты, с «рассмотрения древних ру-

1 В записке, ставшей своеобразным отчетом о предстоящей работе, Н. И. Кутепов дал полный перечень всех материалов, изученных специально для подготовки как всего издания, так и его разделов.

кописей, до настоящего времени не напечатанных и хранящихся в различных наших архивах» , таких как Государственный Архив, Московский Архив Министерства Двора, Архив Министерства Иностранных Дел и Архив Московского Министерства Юстиции. Полученные архивные данные были дополнены из печатных сборников древних актов, из сочинений русских историков, мемуаров и записок современников, иностранных путешественников, посещавших Россию в разные времена. Огромную помощь исследователю оказали русские ученые, библиотекари, коллекционеры: А. Ф. Бычков, В. В. Стасов, Н. П. Лихачев, А. А. Фаворский, С. Л. Ширяев, С. Н. Шубин-ский, С. А. Белокуров, Н. П. Павлов-Сильванский, А. В. Половцов, Г. В. Есипов, В. П. Ламбин, И. М. Губкин. Богатейшее собрание гравюр в распоряжение Н. И. Кутепова и издателей предоставил П. Я. Дашков.

К началу 90-х гг. XIX в. Н. И. Куте-пов полностью подготовил тексты по истории охоты в Киевской Руси, в Московском государстве при последних Рюриковичах и в XVII в. при первых Романовых. В изданной в 1893 г. «Памятной записке...» он изложил развернутый план будущей книги. В это же время в типографии Главного управления уделов в Санкт-Петербурге история царских охот, написанная Н. И. Кутеповым, впервые вышла в свет. Это было малотиражное издание без иллюстраций. Его назначение объясняло письмо Н. И. Кутепо-ва художнику В. В. Верещагину, с которым он был знаком со времени Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: «Многоуважаемый Василий Васильевич! Вот Вам и мое детище: пожалуй-

ста, не ругайтесь, а главное это издание вышло всего в 10 экземплярах, специально для товарищей людей хороших - пока совершенно как Его Величество его еще и не видел - да оно еще и не закончено литературно, и требует сильной и внимательной корректуры. Издал я в таком виде поспешно еще и потому, что его необходимо иллюстрировать, есть малая толика и рисунков и вещей памятников» .

В мае 1894 г. Кутепов преподнес пробное (и потому малотиражное) издание готового текста императору, за что удостоился монаршей благодарности. С 1894 г. началась серьезная подготовка нарядного подарочного издания, к оформлению которого были привлечены лучшие художественные силы России: молодые, талантливые и уже прославившиеся своими историческими работами, а также работами в области книжной графики художники К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Н. С. Самокиш, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо. Печатание поручили Экспедиции заготовления государственных бумаг - лучшей типографии России.

Первый том с посвящением императору Александру III, не дожившему до выхода книги (он скончался 20 октября 1894 г.), названный «Великокняжеская и царская охота на Руси», увидел свет в 1896 г. Текст посвящения гласил: «Блаженной и вечной памяти великого государя Александра III благоговейно посвящается сей труд, по его царственному желанию начатый, по его мысли исполненный». Лицевую крышку переплета первого тома украсил вензель Александра III с изображением импера-

торской короны в лучах солнца. Темой прославления императорской власти отмечены переплеты всех четырех томов издания. Изображение двуглавого императорского орла с гербом Москвы на груди, держащего в лапах скипетр и державу и увенчанного императорской короной, можно увидеть на корешках 1-го, 2-го и 3-го томов, а также на лицевых крышках переплетов 2-го и 4-го тома.

В 1896 г. французский литературовед и критик, большой любитель путешествий виконт Эжен-Мельхиор де Вогюэ, познакомившись с присланным ему экземпляром «Великокняжеской и Царской охоты на Руси», написал Н. И. Кутепову: «Ваша книга адресована не только охотникам: Ваше создание - это живописная глава национальной истории. Вашей целью, как мне известно, было реализовать идею светлейшего императора Александра III; и, насколько я себе представляю, невозможно лучше исполнить это желание, лучшим образом почтить память суверена, которого почитали как монарха и как того, кто был покровителем исторических исследований. Суеверные охотники не станут целиться, если им под руку пожелают удачи; я не желаю, стало быть, большого успеха своему историку; но я поздравляю сердечно с этой прекрасной работой и прошу милостиво принять выражение моих самых замечательных чувств» .

Второй том, посвященный царской охоте XVII столетия, был издан следом, в 1898 г.

Работа над историей «Охоты» продолжалась до конца жизни автора. Николай Кутепов подготовил серию очерков по истории охоты в

XVIII в. (увидела свет в 1902 г.). И сама история этого времени, и охота с ее традициями заметно отличались от всего предшествующего периода. XVIII столетие - это новая, другая история России, к художественному воплощению которой с особым интересом и вниманием обращались художники объединения «Мир искусства». Лидеров именно этого объединения Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста и привлек историк для создания образа новой эпохи на книжных полосах с учетом новой книжной традиции, возникшей в XVIII в. В иллюстрировании третьего тома также приняли участие К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, Л. О. Пастернак, В. И. Суриков, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов. Были использованы художественные работы А. С. Степанова и А. К. Беггрова. Лицевая крышка этого тома, посвященного императорским охотам XVIII в., украшена изображением двух соколов, переносящих императорскую корону с одного берега реки, где можно различить выполненные золотым тиснением контуры московского Кремля, на другой берег, где мы видим шпиль Петропавловского собора; рисунок символизирует перенос при Петре I столицы государства из Москвы в Санкт-Петербург и начало императорского правления в России.

Четвертый том, посвященный эпохам правления от Павла I до Александра II, вышел только в 1911 г., после смерти Н. И. Кутепова. Работа была завершена благодаря усилиям его вдовы Елены Андреевны. Она продолжила работу с художниками, обсуждая каждый рисунок с императором Николаем II. В результате, в издание вошли работы

А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, К. В. Лебедева, Н. С. Самокиша, А. С. Степанова, И. Е. Репина, Ф. А. Рубо,

A. В. Маковского, Н. Е. Сверчкова,

B. И. Навозова, П. П. Соколова, М. А. Зичи, Я. И. Бровара, А. Е. Кар-неева, В. Г. Шварца. При оформлении четвертого тома книги (так же, как и предыдущих) использовались гравюры, предоставленные известным русским коллекционером П. Я. Дашковым.

Что касается содержания, то последний том заканчивался описанием охот при дворе Александра II с воспроизведением значительного количества зарисовок с натуры художника М. А. Зичи, неоднократно сопровождавшего императора в его выездах. Болезнь и смерть помешали Н. И. Кутепову осветить тот период императорских охот, в которых он сам был непосредственным участником и организатором - период правления Александра III. Исследователи предполагают, что этот материал должен был составить заключительный, пятый том роскошного издания.

Как уже было сказано выше, все четыре тома «Охоты» печатались в Экспедиции заготовления государственных бумаг, считавшейся лучшей типографией России. Основанная в 1818 г. по указанию императора Александра I как правительственное учреждение для изготовления денежных знаков и других ценных бумаг, наряду со своей непосредственной деятельностью Экспедиция занималась изданием высокохудожественных книг. Не будучи стесненной в средствах, Экспедиция постоянно оснащала свои мастерские самым современным оборудо-

ванием. Высокий уровень технического оснащения, а также наличие в ее штате ведущих российских специалистов в области полиграфии позволили изготовить все необходимое для издания «Великокняжеской, Царской и Императорской охоты на Руси», задуманной как роскошное, в лучших традициях русской книжности издание: прекрасные шрифты (тогда еще новый, специально созданный шрифт «медиеваль»), серебряные наугольники в форме двуглавых орлов, высококачественная бумага, великолепные воспроизведения рисунков художников. Многокрасочные внетекстовые иллюстрации воспроизвели хромолитографией, а виньетки художника Н. С. Самокиша - фототехническим способом автотипии. Для хромолитографий, вклеенных в книгу, использовали особый сорт плотной бумаги с рельефной поверхностью. Внетекстовые иллюстрации защитили кальками, на которых, поместили подписи к рисункам. За воспроизведение изобразительного материала в издании отвечал заведующий художественной частью Экспедиции гравер Г. И. Франк, исполнивший офорт «Федор Никитич Романов-Захарьин-Юрьев» по оригиналу И. Е. Репина (2-й том). Наряду с автотипией и хромолитографией, в «Царской охоте на Руси» поместили 4 офорта (один, упомянутый выше, и три - с оригиналов В. И. Якоби), а также две гелиогравюры по оригиналам В. И. Сурикова и К. В. Лебедева. Хромолитографии в издании очень высокого качества и вполне достоверно передают все переходы цветовых тонов оригиналов, выполненных акварелью или темперой.

Изданные тома имели яркие, оригинальные, запоминающиеся переплеты, форзацы и суперобложки, выполненные по рисункам Н. С. Самокиша. Особую торжественность добавили золоченые обрезы и шелковые ляссе. Изящное внешнее оформление, иллюстрации-хромолитографии, заставки, виньетки, концовски - все это вместе создало гармоничный целостный ансамбль с текстом, посвященным истории охоты.

Все четыре тома «Охоты» были изданы как на русском, так и на французском языках. Оформление практически не отличалось от издания на русском языке, за исключением небольших изменений, внесенных Н. С. Самокишем в художественный облик переплетов и форзацев. Так, например, в написании заглавия книги на переплете «французского» варианта 1-го тома - «La Chasse Grand-Ducale et Tsarienne en Russie» - Н. С. Самокиш использовал стилизацию под готический шрифт. Подписи к воспроизведенным в тексте документам даны на французском языке.

Появление каждого тома сопровождалось откликами в прессе. Рецензии, авторами которых были известные русские историки и издатели П. Н. Полевой, С. Н. Шубинский, А. В. Половцов, публиковались в крупнейших журналах и газетах, таких как «Исторический вестник», «Русский вестник», «Журнал Министерства народного просвещения», «Московские ведомости», «Правительственный вестник» и др. .

Издание Н. И. Кутепова экспонировалось на нескольких выставках, среди них: выставка «Искусство в книге и плакате», проходившая в рам-

ках Всероссийского съезда художников в Санкт-Петербурге в декабре 1911 - январе 1912 г., и Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г.

Среди художников, привлеченных к работе над изданием, были и те, кто в своем творчестве обращался к древнерусской рукописной традиции, использовал различные типы древнерусского письма (устав, полуустав, скоропись) при создании цельной художественной композиции, пытался самостоятельно работать в области искусства рукописной книги. Такими художниками были братья В. М. и А. М. Васнецовы, К. В. Лебедев, А. П. Рябуш-кин, Н. С. Самокиш.

Основная оформительская нагрузка при издании «Охоты» легла на плечи Н. С. Самокиша, который смог предложить новое, удивительное художественно-графическое решение подачи исторического материала, широко используя традиции древнерусского искусства. Именно его заставки, виньетки, инициалы, концовки и полевые украшения, выполненные в древнерусском стиле, связали все четыре тома книги в единое целое. Не текст автора, достаточно фрагментарный (ведь книга - это серия очерков), а именно графические работы сделали ее таковой.

Эта уникальная книга воплотила в своем оформлении лучшие традиции древнерусского книгописания и книгоиздательства и способствовала формированию интереса русского общества и к русской истории, и к древней книжной традиции, и к книгопечатанию, приобщая читателей к высокой полиграфической культуре.

"Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси" - статья о уникальном труде Николая Кутепова и истории его создания

Кутепов Н. «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси»

Данное четырехтомное издание является одним из лучших образцов книгоиздания конца XIX–начала XX века. Исторический очерк охватывает большой период в русской истории, от первых князей Древней Руси до правления императора Александра II, и рассказывает не только об истории охоты, но и об образе жизни российских монархов, их увлечениях.

В книге собран уникальный исторический материал с момента образования Древнерусского государства до конца XIX века. В издании приведены свидетельства о распространенности охотничьего промысла, об изобилии дичи и употреблении продуктов охоты; упоминания летописей о поверьях народа, имевших отношение к охоте; значение царской охоты обиходное и политическое; посылка ловчих птиц и сокольников в иностранные земли с добавлением сведений о цели посольств, приеме послов и особых обстоятельствах.

Также приведены выдержки из охотничьих дневников царей с описанием царских охот, мест производства той или иной охоты, особых обстоятельствах, сопровождающих охоты и прочее; свидетельства об организации и о личном составе птичьей и псовой охот, бобровники, охотничьи лошади, охотничье снаряжение; потеха медвежья и львиная; охотничьи заклятья, поверья и прочее. Книга представляет собой одно из лучших произведений русского книжного искусства. Сразу после выхода в свет издание стало легендой и библиографической редкостью.

Автором идеи создания подобной книги явился император Александр III, который высказал пожелание о написании истории царской охоты в России. Издание должно было быть иллюстрировано лучшими русскими художниками. Данное поручение было дано Управлению Императорской охоты, в котором Н.И. Кутепов служил заведующим хозяйственной частью Императорской охоты.

Так как место службы Кутепова находилось в Гатчине , то можно сказать, что книга «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» рождалась здесь. В 1893 году была издана «Памятная записка о положении дела по составлению Сборника материалов, касающихся великокняжеской, царской и императорской охоты в России », своеобразный развернутый план будущей книги. В центре обложки экземпляра, хранящегося в Российской государственной библиотеке (Москва), был изображен императорский двуглавый орел, сжимающий в лапах два охотничьих рога, а в нижнем правом углу выполнена надпись «1891–1893 г. г. Гатчино ».

Н.И. Кутепов провел большую исследовательскую работу, собрав все известные к тому времени документы по истории охоты в российских архивах и библиотеках. В Примечаниях, которые составляют почти половину каждого тома, приводятся тексты подлинных исторических документов. До сих пор этот труд является непревзойденным по богатству собранных материалов.

На службе Н.И. Кутепов отличался хорошими организаторскими способностями, которые помогли ему и в создании великолепного коллектива художников, работавших над оформлением «Царской охоты». В книге были собраны работы известных русских художников – И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.А. Серова, В.И. Сурикова, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.М. и В.М. Васнецовых и многих других. Автором оформления переплетов издания, рисунков форзацев и многих иллюстраций в тексте явился Николай Семенович Самокиш – один из выдающихся графиков конца XIX – начала XX века.

«Царская охота» Н.И. Кутепова способствовала повышению интереса к книжной графике и иллюстрации, тем самым развитию искусства художественного оформления книг.

Очерк вышел в нескольких изданиях. Вначале книга вышла в коленкоровом переплете темно-зеленого цвета без иллюстраций, с минимальным украшением в виде скромных концовок, завершающих главы. Труд получил высочайшее одобрение. После этого Н.И. Кутепов приступил к изданию книги в том виде, о котором мечтал Александр III. Издание было осуществлено в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая считалась лучшей типографией того времени в России . Оборудование типографии позволило выполнить прекрасные шрифты, воспроизвести рисунки художников, изготовить серебряные углы в виде двуглавых орлов. Была использована высококачественная бумага, дорогие материалы для роскошных переплетов. Для того времени был характерен интерес к библиофильским изданиям, представляющим собой произведения искусства книжного дела, таковым и стала данная книга.

Первый том , посвященный истории великокняжеской и царской охоты на Руси с X по XVI век, вышел в 1896 году. В книге имелось посвящение «Блаженной и вечной памяти великого Государя Александра III», которое было воспроизведено во всех последующих томах. Второй том , рассказывающий о царской охоте в XVII веке, был напечатан в 1898 году. Экземпляры с использованием самых дорогих материалов предназначались для подношения высокопоставленным лицам, людям, оказывавшим помощь в издании книги.

В оформлении третьего тома , изданного в 1902 году, приняли участие художники – члены художественного объединения «Мир искусства»: Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере . Работы этих художников, хотя и составили лишь часть иллюстраций и оформления «Царской и императорской охоты», сразу изменили вид издания, придав ему новые качества. Участие в этом проекте имело для «мирискусстников» и для истории русской книжной графики немалое значение. В этой работе были выработаны новые принципы оформления и иллюстрирования книг на историческую тему, были заложены основы стиля графики объединения «Мир искусства», где глубокое знание культуры изображаемой эпохи сочеталось с полетом фантазии, понимание требований книжной специфики со свободой и гибкостью художественного языка.

Четвертый том , посвященный эпохам правления от Павла I до Александра II, вышел в 1911 году после смерти Н.И. Кутепова, последовавшей 23 декабря 1907 года (11 января 1908 года). Работа была завершена благодаря усилиям его жены Елены Андреевны Кутеповой .

В книге (тома 3 и 4) неоднократно встречается упоминание о гатчинских землях, где охотились императоры и об истории Егерской слободы, которая была сооружена в середине XIX века в Гатчине. В четвертом томе можно увидеть иллюстрации, посвященные Гатчине: А. Бенуа «Прогулка Императора Павла I со свитою по Зверинцу в гор. Гатчине», «Прогулка Великого князя Николая Павловича с супругою своею Александрою Федоровною и свитою в гор. Гатчине», Н. Самокиш «Приоратский дворец в гор. Гатчине», «Долина реки Гатчинки в Зверинце», «Императорская Гатчинская ферма».

Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси – история создания

"Этот труд тем более желателен, что он представляет интерес для каждого русского ". Такими словами сопроводил император Александр III в мае 1891 г. свое пожелание о составлении истории царской охоты в России, высказанное начальнику Императорской охоты князю Дмитрию Борисовичу Голицыну и заведующему хозяйственной частью полковнику Николаю Ивановичу Кутепову во время обхода охотничьих угодий в Гатчине .

Н.И. Кутепов пpовел огpомную исследовательскую pаботу, изучив большое количество матеpиалов, посвященных истоpии цаpских охот, в pазличных pоссийских аpхивах и библиотеках. В "Пpимечаниях", котоpые составляют едва ли не половину каждого тома "Цаpской охоты на Pуси", Н.И. Кутепов пpивел полные тексты подлинных истоpических документов, с котоpыми он pаботал. Научная ценность матеpиалов, собpанных Н.И. Кутеповым, подтвеpждается также тем фактом, что ему было довеpено написание статьи для "Энциклопедического словаpя" Ф.А. Бpокгауза и И.А. Ефpона, посвященной цаpской и великокняжеской охоте на Pуси (см.т.ХХХVIIа, с.808-811).

В 1893 г. Н.И.Кутепов издал "Памятную записку о положении дела по составлению "Сбоpника матеpиалов, касающихся истоpии великокняжеской, цаpской и импеpатоpской охот в Pоссии", где пpивел pазвеpнутый план содеpжания своего тpуда за вpеменной пеpиод до ХУП в. включительно. "Памятная записка" была издана в pовом пеpеплете темно-зеленого цвета. В сеpедине пеpедней кpышки - тисненый золотом импеpатоpский двуглавый оpел, сжимающий в лапах два охотничьих pога; в нижнем пpавом углу также золотым тиснением выполнена надпись: "1891-1893 год. Г.Гатчино".

В 1893-1895 гг. в типогpафии Главного упpавления уделов в Санкт-Петеpбуpге истоpия цаpских охот, написанная Н.И.Кутеповым, впеpвые вышла в свет. Это издание было исключительно малотиражным и не имело иллюстраций; его назначение объясняет письмо Н.И. Кутепова художнику В.В. Веpещагину , с которым он был знаком со времени военных действий в Болгарии:

"Многоуважаемый Василий Васильевич! Вот Вам и мое детище: пожалуйста, не pугайтесь, а главное это издание вышло всего в 10 экземпляpах, специально для товаpищей людей хоpоших - пока совеpшенно как Его Величество его еще и не видел - да оно еще и не закончено литеpатуpно, и тpебует сильной и внимательной коppектуpы. Издал я в таком виде поспешно еще и потому, что его необходимо иллюстpиpовать,- есть малая толика и pисунков и вещей памятников " (ГТГ, ф.17, N 806, б/д).

Оформление переплета издания Главного управления уделов аналогично переплету "Памятной записки", только он цельнокожаный, а даты, указанные на нем - 1893-1895 гг. Форзацы выполнены из светлой "муаровой" бумаги, обрез покрыт позолотой. Из украшений в тексте использованы только скромные типографские концовки.

В мае 1894 г. Н.И.Кутепов преподнес первый том "пробного" издания Александру III, за что был удостоен монаршей благодарности и соизволения на иллюстрирование издания лучшими русскими художниками. Для этого нужно было найти типографию, оснащенную очень хорошим репродукционным оборудованием. "Великокняжескую, царскую и императорскую охоту на Руси" 1896-1911 г.и., как известно, издала Экспедиция заготовления государственных бумаг , которая к означенному периоду считалась лучшей типографией России.

Экспедиция была основана в 1818 г., по указанию императора Александра I, как правительственное учреждение для изготовления денежных знаков и других ценных бумаг. Наряду со своей непосредственной деятельностью Экспедиция активно занималась изданием книг. Являясь государственным учреждением и, следовательно, не будучи стесненной в средствах, Экспедиция имела возможность оснащать свои мастерские самым современным оборудованием. Высокий уровень технического оснащения Экспедиции, а также наличие в ее штате ведущих российских специалистов в области полиграфии позволили изготовить все для издания, изначально задуманного как роскошное: и прекрасные шрифты ("Царская охота на Руси " была набрана новым тогда еще шрифтом "медиеваль "), и серебряные углы в виде двуглавых орлов, и высококачественную бумагу, практически не изменившую за столетие свой цвет, и великолепные воспроизведения акварельных, темперных и прочих рисунков художников. Так, многокрасочные внетекстовые иллюстрации, рисунки для которых были выполнены специально для этого издания лучшими художниками рубежа веков - В.М.Васнецовым, И.Е.Репиным, А.Н.Бенуа, В.А.Серовым, Л.О.Пастернаком, А.П.Рябушкиным, В.И.Суриковым и др. - были воспроизведены хромолитографией, а виньетки художника Н.С.Самокиша, украсившие все 4 тома издания - фототехническим способом автотипии. Для хромолитографий, вклеенных в книгу, был использован особый сорт плотной бумаги с рельефной поверхностью. Внетекстовые иллюстрации имели защитные кальки, на которых, к тому же, были помещены подписи к рисункам.

Ответственным за воспроизведение изобразительного материала в издании был заведующий художественной частью Экспедиции, профессиональный гравер Густав Игнатьевич Франк, который также исполнил офорт "Федор Никитич Романов-Захарьин-Юрьев" с оригинала И.Е.Репина для 2-го тома. Здесь следует упомянуть, что, наряду с автотипией и хромолитографией, в "Царской охоте на Руси" помещены 4 офорта (один, упомянутый выше, во 2-м томе, и три в 3-м томе издания, с оригиналов В.И.Якоби), а также две гелиогравюры (во 2-м томе, с оригиналов В.И.Сурикова и К.В.Лебедева).

Своим запоминающимся обликом "Царская охота на Руси" более всех других художников обязана Николаю Семеновичу Самокишу - одному из выдающихся книжных графиков рубежа веков. Именно он является автором оформления переплетов всех четырех томов издания, а также рисунков форзацев и иллюстраций в тексте (кроме третьего тома, где виньетки наряду с Н.С.Самокишем выполнили художники - "мирискусники" А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере и Л.С.Бакст). Рисунки пером Н.С.Самокиша, изображающие пеших и конных охотников, диких зверей, оружие, охотничьих собак и птиц, часто сопровождались использованием элементов орнаментики древнерусских рукописных книг (в первых двух томах издания).

Отдельную группу иллюстраций составляет сюита рисунков Н.Самокиша к поэме Л.Мея "Избавитель", посвященной охоте царя Алексея Михайловича. Данные иллюстрации представляют собой комбинацию графических рисунков, орнаментальных обрамлений и текста поэмы, написанного старинным полууставом. Таким оригинальным образом - "текст в тексте" - проиллюстрирована часть 2-го тома, отведенная примечаниям. Известно, что "Избавитель", иллюстрированный Н.С.Самокишем, выходил также отдельным изданием.

Н.И.Кутепов был не только автором, но и издателем своего исторического труда. Он приглашал известных русских художников для иллюстрирования книги, вел с ними переписку творческого и организационного характера (например, обсуждал сюжеты для иллюстраций, оговаривал суммы гонораров и т.п.), осуществлял окончательный выбор работ для воспроизведения вместе с Г.И.Франком, был в курсе содержания всех ступеней издательско-полиграфического процесса в Экспедиции, а впоследствии решал вопросы по распространению книги.

Четыре тома "Царской охоты на Руси", как известно, была изданы соответственно в 1896, 1898, 1902 и 1911 гг. Причину, по которой между изданием 3-го и 4-го томов прошло почти десять лет, мы узнаем из письма жены Николая Ивановича Кутепова – Елены Андреевны Кутеповой – к художнику А.Н.Бенуа , принимавшему участие в иллюстрировании III и IV томов "Царской охоты на Руси" (письмо в траурной раме):

"Многоуважаемый Александр Николаевич, Вы, конечно, знаете о постигшем меня страшном горе, не стало Николая Ивановича, он скоропостижно скончался 23 (29-?-неразб.) декабря.- Работа его IV тома не остановится и мне разрешено будет ее докончить и издать IV том. Вот я и прошу Вас продолжать Вашу работу и если что-нибудь надо - какие-нибудь справки, обращайтесь ко мне - так как я в курсе всей работы моего покойного мужа " (ГРМ, ф.137, ед.хр. N 1120/1, 25 января 1908 г.)

По изяществу оформления (пурпурный переплет с золотым тиснением, решенный Н.С.Самокишем в стиле "ампир", золоченый обрез, полихромные иллюстрации-вклейки, шелковое ляссе) последний том "Царской охоты на Руси", изданный при участии Е.А.Кутеповой, ни в чем не уступал своим "предшественникам". Из ее писем к А.Н.Бенуа мы узнаем, что рисунки художников для 4-го тома она обсуждала непосредственно с императором Николаем II: "...я ждала от Г.И.Франка письма, где он мне, по моей просьбе, сообщил бы о том, что картину он от Вас получил, но до моего возвращения в Петербург ее бы не воспроизводил, так как я картины еще не видала и может быть я найду нужным ее показать Его Величеству, как я делаю со всеми картинами, которые я получила после смерти моего мужа " (ГРМ, ф.137, ед.хр. N 1120/3, 22 июля 1908 г.)

Последний том "Царской охоты на Руси" заканчивается описанием охот при дворе Александра II , с воспроизведением значительного количества зарисовок с натуры художника М. Зичи , неоднократно сопровождавшего императора в его выездах. Болезнь и смерть помешала Н.И. Кутепову осветить тот период императорских охот, в которых он сам был непосредственным участником и организатором – период правления Александра III . Возможно, этот материал составил бы заключительный, 5-й том роскошного издания.

Появление каждого нового тома "Царской охоты на Руси" сопровождалось откликами в прессе, из которых наибольший историко-книговедческий интерес представляют рецензии, опубликованные в журнале "Исторический вестник": рецензии П.Полевого на 1-й и 2-й тома (1896 .- Т. LXIV, май.- С.676-678; 1899 .- Т.ХХУ, февраль.- С.683-687) и рецензия С.Шубинского на 3-й том (1903 .- Т.ХС1, март.- С.1136-1137).

Издание Н.И.Кутепова экспонировалось на нескольких выставках, наиболее представительными из которых были: выставка "Искусство в книге и плакате", проходившая в рамках Всероссийского съезда художников в Санкт-Петербурге в декабре 1911г.- январе 1912г. (был показан 3-й том издания), и Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге, 1914г. (экспонировались все 4 тома).

"Царская охота на Руси" была издана в нескольких вариантах переплета: - в цельнокожаном переплете, с серебряными углами 84-й пробы в форме двуглавых орлов на передней крышке (кроме 4-го тома, не имевшего углов), с тройным золоченым обрезом, в суперобложке под цвет переплета с тисненым золотом двуглавым орлом (данный вариант предположительно предназначался для подношения высокопоставленным лицам). В подобных экземплярах встречались тканевые форзацы, как, например, в экземпляре 4-го тома из библиотеки Николая II (Государственный Эрмитаж)
– форзац и нахзац муаровые, на форзаце
– тисненый золотом вензель императора;
- в коленкоровом переплете с кожаным корешком, с тройным золоченым обрезом, с бумажными форзацами, оформленными Н.С.Самокишем (подобный вариант был подготовлен для розничной продажи; так, в магазинах Экспедиции заготовления государственных бумаг и "Товарищества М.О.Вольф" книгу можно было приобрести по цене 50 рублей за том).

Кроме того, на рубеже Х1Х и ХХ вв. - в период расцвета библиофилии - не могли не выпустить нумерованные экземпляры столь замечательного издания, с использованием самых дорогих материалов и в специальных футлярах, оклеенных изнутри тканью. Номера были указаны на титульном листе тома, идущем перед оглавлением, а также на ярлычке футляра; всего нумерованных экземпляров было, по-видимому, не менее 150 (максимальный из встреченных - № 137).

Тираж "Царской охоты на Руси" был, по-видимому, небольшим, в силу значительных материальных затрат на издание "царских книг высокого качества", как называл свое детище Н.И.Кутепов. Этим объясняется тот факт, что на современном антикварно-букинистическом рынке "Царская охота на Руси", особенно полный ее комплект, встречается крайне редко.

Охота, получившая название царской, известна на Руси издревле. Она была не только любимым развлечением русских князей, но и хорошей школой для подготовки воинов к боевым походам. Писатель Борис Савченко рассказывает об охотничьих вкусах русских царей, императриц и генсеков.

Великий князь Василий III на охоте. С литографии Б. Чорикова

Василий III

В XV веке, при Василии III достигла своего апогея псовая охота . Была создана даже некая администрация в лице ловчих с помощниками, ведавшая всей организацией. И неудивительно: в государевой охоте, особенно на «красного зверя» (волка, лису) участвовал довольно многочисленный егерский состав - более 100 человек. На великокняжеской службе находились ловчий, выжлятники (охотники с гончими), доезжачий (подчиненный ловчему старший выжлятник), борзятники (охотники с борзыми), псари, загонщики. А еще привлекалась временная обслуга при обозе: повара, конюхи, возницы. Охотники обеспечивались «фирменной» одеждой (кафтан, шаровары, полушубок, плащ, фуражка или шапка) и снаряжением (ножи с ременными поясами, арапники, рога и пр.).

В зависимости от количества собак устраивались большие и малые псовые охоты. В малой участвовали 18 гончих и 20 борзых в пяти сворах, на большую брали до 40 гончих и 12 свор по 3 борзые. Гончие «выгоняли» зверя на открытое пространство, где его ожидали верховые охотники со сворами борзых, - те уже догоняли и «брали» зверя.

В. Суриков. Охота Царя Михаила Федоровича на медведя

Михаил Романов

В отличие от Василия III, обожавшего травлю зайцев, Михаил Романов увлекался охотой на медведей . С этой целью в 1619 году царь посылал на север, в «медвежью сторону» двух охотников и трех конных псарей с приказом брать с людей оброк собаками и медведями.

Зверей доставляли в Москву, и для государя и его гостей устраивалось потешное представление, состоящее из трех актов: медвежьей комедии, травли зверя и медвежьего боя. Во время «комедии» медвежьи поводчики «забавляли зрителей присказками и приговорками, которые служили комментарием к этому медвежьему балету, и объясняли медвежьи действа. Травля заключалась в том, что на прирученного, уже одомашненного медведя напускали дикого собрата или натравливали свору собак. Кульминацией представления был бой человека со свирепым зверем в кругу, ограниченном стеной. От бойца требовалось, изловчившись, воткнуть в медведя рогатину или вилы. В противном случае человек сам становился жертвой разъяренного зверя. И все это называлось охотой!

Женское правление

В период «женского правления» Российской империей охота, как ни странно, приобрела новый размах. Анна Иоанновна , ревниво заботившаяся о блеске своего двора, особое внимание уделяла устройству и развитию учреждений придворной охоты . В 1736 году введена должность обер-егермейстера. Любимым занятием Анны Иоанновны стала ружейная стрельбы. В Петербурге возникло несколько охотничьих дворов, на которых, кроме коллекции редких экземпляров фауны, содержались звери для травли и птицы для ружейной охоты императрицы.

В царствование Елизаветы Петровны при дворе вошла в моду охота на тетеревов из шалашей и с чучелами.

Екатерина II увлекалась ловчими птицами , но с ее эпохой пришла в Россию еще одна западная «новинка» - парфосная охота . Это разновидность псовой травли, смысл которой сводится к тому, чтобы взять зверя живым, не допустить его растерзания.

Кстати сказать, охота в те времена отнюдь не была делом затратным. Напротив - по свидетельству современников, после всех дворцовых издержек и выдачи жалованья оставался еще огромный излишек в виде шкур и мехов, дававших при продаже до 230 тысяч рублей.

После кончины великой императрицы начинается явный упадок царской охоты. Соколиная была полностью ликвидирована, а ведомство псовой вошло в состав министерства императорского двора. В начале XIX века царская охота была переведена в Петергоф, в 1858 - в Гатчину, где формально и просуществовала до 1917 года.

Браконьеры в Разливе

Первые вожди страны Советов отличались скромностью, которая распространялась и на их отношение к охоте. Ульянов-Ленин одним из первых декретов вообще запретил промысел и хозяйственное использование заповедников. Однако скрытая страсть брала свое.

Журнал «Южная охота» за 1924 год информировал: «Охотились тов. Ленин и тов. Зиновьев тайно (речь идет о заповеднике «Разлив»), но однажды лесник Аксенов задержал двух «браконьеров» и отнял у тов. Зиновьева ружье. После переговоров и вмешательства тов. Емельянова (того, что до революции укрывал Ленина в шалаше) лесник отдал ружье, принимая задержанных за финских рабочих». Через несколько дней Зиновьев снова попался, но уже другому леснику, и прикинулся глухонемым. Лесник только выругался и отпустил «дурного парня».

Об охотничьих «забавах» Ленина в Шушенском вспоминала и Надежда Крупская
: «Поздней осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на остров за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда, бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники». Да, на Деда Мазая эти охотники похожи точно не были.


Картина А. Моравова «Ленин на охоте»

Новые «царские охоты» - они именовались спецохотохозяйствами - плодились во множестве с конца 20-х годов, когда жить становилось «лучше и веселее». Одно из них - «Завидово» - организовал «первый красный офицер» Клим Ворошилов. Там высший комсостав Красной Армии, что называется, отводил душу, истребляя напуганных зверей и птиц.

На охоту - в заповедник!

Сразу же после войны начинается бурный рост закрытых охотничьих угодий. Уже в июне 45-го в Латвии для ответработников ЦК республики организуются специальные сафари с запрещенным отстрелом диких коз.

В 1956 году Н. Хрущев и А. Микоян посетили Югославию. После переговоров Иосип Броз Тито пригласил советских гостей на охоту. Большой любитель пострелять, Хрущев был просто поражен и роскошью охотничьего дворца , и изобилием дичи, и выучкой егерей. И решил создать нечто подобное у себя.

Вскоре в урочище Вискули (Белоруссия) появился «объект государственной важности» , сооруженный из уральского гранита и кавказского мрамора. «Главный охотник СССР» прибыл на открытие на спецпоезде. Сюда же доставили два бронированных «ЗИСа-100»: один лично для Хрущева, другой - для команды автоматчиков. К охоте подготовились отменно. Глава государства тремя выстрелами подряд уложил трех кабанов, за что загонщики получили по 600 рублей премиальных.

Как-то в Воронежский заповедник прибыл председатель Совета Министров А. Косыгин, пострелять оленей . «Они же почти ручные», - возразил директор заповедника. - «А это даже хорошо, меньше хлопот». Тогда директор напомнил Косыгину о ленинском декрете. «А я как нынешний председатель Совмина СССР на три дня приостанавливаю декрет бывшего председателя Совнаркома», - был обескураживающий ответ.

А как-то в Воронежский заповедник на медвежью охоту нагрянули бравые московские генералы. Никак директор заповедника Буланкин не мог убедить гостей, что медведей в этих краях уже больше века не видели - слушать не хотели, давай медведя и все.

Делать нечего: пока генералы парились в баньке, из местного музея срочно забрали медвежью шкуру, выкопали в лесу берлогу. Нашли молодого лесника, который за бутылку водки согласился облачиться в шкуру, залезть в берлогу. С ним договорились - как только собаки залают, «медведь» должен вылезти из «берлоги» и встать на задние лапы. Генералы откроют огонь (патроны в ружьях будут холостыми) и «медведь» сразу падет. Дальше гостей отвезут на жареную печенку и вручат напоследок «трофей» - медвежью шкуру из музея.

Вначале все шло по сценарию: лайки залаяли, «медведь» вылез и встал на задние лапы, генералы выстрелили. Но молодой да еще немного поддатый для храбрости лесник не стал валиться на бок. Он решил попугать маленько генералов, и, зарычав, сделал в их сторону пару шагов. Но тут подскочили обеспокоенные адъютанты и давай палить из своих «ТТ». «Медведь» взвыл от боли, скинул маску и закричал во весь голос: «Буланкин, мать твою, мы же так не договаривались!..»


Леонид Брежнев на охоте. 1973 год. Фото Владимира Муcаэльяна

Come to USSR for hunting

Отдельная песня - визиты руководителей стран из братского соцлагеря, во время которых «доброго гостя» обязательно приглашали на русскую охоту, зачастую превращавшуюся либо в комедию, либо в трагедию.

Как-то к Хрущеву приехал Хоннекер из ГДР. Предполагалась охота на зайцев , но по чьей-то неосторожности косые разбежались из загона. Утром державным лицам, которые уже опохмелились, захотелось пострелять. А зайцев-то ни нет! Егеря взяли одного приблудного кота и зашили в заячью шкурку. Хоннекер выстрелил, промазал, а «зайчик» с испуга… забрался на дерево. Хоннекеру стало так дурно, что тогда, поговаривают, он «заработал» свой первый инфаркт.

Румынский диктатор Чаушеску обожал стрелять медведей . В момент его очередного визита в СССР дикого зверя не оказалось под рукой. В таких случаях пользовались услугами зоопарка. Выбранного медведя накачивали транквилизаторами и за задние ноги приковывали цепью к дереву. Для гостя же возводили деревянный помост, ставили столик с коньяком, икрой и прочими деликатесами. Когда все было готово, давали команду, и «лучшего румынского стрелка» подвозили к месту «охоты».

Во время такой «охоты» Чаушеску показал себя сущим садистом. Восседая на коврах, словно татарский хан, он стрелял по медведю из винтовки с оптическим прицелом, но заряженной малокалиберными пульками, годными разве что для белок. При этом норовил попасть медведю в глаза, уши, нос. Расстреливал не одну обойму, пока израненный зверь не падал на землю. Только после этого «охотник» осмеливался подойти к полумертвому зверю и сделать из другой винтовки контрольный выстрел в пасть.

Был случай, когда сорвавшийся с цепи медведь ринулся к помосту, где пиршествовал румынский генсек, и чуть не разорвал своего мучителя. Тогда Чаушеску спасла охрана, но после на подобных охотах на деревья сажали снайперов - так, на всякий случай.

Король Испании и медведь Митрофан

Последние скандал, связанный с «царской» охотой на Руси, случился не так давно. В убийстве ручного медведя обвинили не кого-нибудь, а короля Испании, но доказательств не нашли.

Скандал разразился в Вологде в октябре 2006 года. Начальник областного управления по охране и развитию охотничьих ресурсов Сергей Старостин направил губернатору Вячеславу Позгалеву письмо, в котором сообщал, что король Испании Хуан Карлос I, находившийся в августе с визитом на Вологодчине, убил на охоте ручного медведя, которого к тому же напоили водкой .

Согласно письму, Хуан Карлос и его свита жили на базе отдыха «Глухариный дом» в местечке Лимоново. «Отвратительная инсценировка сопровождала охоту короля Испании Хуана Карлоса, - писал губернатору господин Старостин. - Фальсификаторы «принесли в жертву» добродушного и веселого медведя по кличке Митрофан, содержавшегося на базе отдыха в селе Новленском. Медведя посадили в клетку и привезли к месту охоты. После этого его щедро напоили водкой, смешанной с медом, и вытолкали на поле. Естественно, грузное пьяное животное стало легкой мишенью. Его величество Хуан Карлос уложил Митрофана с одного выстрела».

Впрочем, официальная проверка, назначенная губернатором Позгалевым, этот факт не подтвердила. Оказалось, что в программе пребывания короля Испании в Вологодской области охоты не было. А медведь Митрофан, который со слов Старостина, «был принесен в жертву», до 6 октября 2006 года содержался на базе Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников «Омогаевское» в поселке Новленское, и, следовательно, не мог быть застрелен в августе 2006 года.

Однако, и в живых медведя уже нет - в ночь с 6 на 7 октября 2006 года, по сообщению официальной комиссии «был произведен вынужденный отстрел медведя по причине его крайне агрессивного поведения».

С иллюстрациями. Раритетное издание полного собрания сочинений генерал-майора Кутепова Н.И. в IV томах из коллекции редких фолиантов книг библиотеки графа Кутайсова К.П. Четыре тома этого фундаментального произведения создавались в период с 1896 по 1911 год. Изданный в конце XIX столетия, многотомник очерков генерал-майора Кутепова Н.И. о «Великокняжеской, царской и императорской охоте на Руси», сразу же стал замечательнейшим памятником книжного искусства и истории культуры России, а так же ценной библиографической редкостью и предметом вожделения для многих букинистов-коллекционеров. Этот труд до сих пор остается непревзойденным крупнейшим собранием архивных материалов по истории и культуре охоты на Руси и в России. (Список томов см.далее). Автор - Кутепов Н.И. – известный историк, генерал-майор, заведующий хозяйственной частью Императорской охоты. В своем четырехтомном труде он собрал уникальный архивный материал по истории охоты на Руси и в России с момента образования древнерусского государства Х в. до конца XIX в. В примечаниях приводятся тексты подлинных исторических документов: труды русских историков, записки иностранных путешественников, летописные и документальные свидетельства, литературные произведения, выдержки из охотничьих дневников царей и многое другое. До сих пор этот труд остается непревзойденным по богатству собранных исторических материалов. В книге рассказывается о развитии охотничьего промысла, о тонкостях псовой и соколиной охоты, об охотничьем быте, снаряжении, поверьях и заклятьях, о породах собак и лошадей, охотничьих угодьях, о составе чинов и служителей царской охоты, об ее обиходном и политическом значении. Более 2000 страниц текста антикварных фолиантов сопровождает множество замечательных иллюстраций, исполненных в технике хромолитографии. Для иллюстрирования издания были привлечены лучшие русские художники того времени. В издании представлено более 1850 иллюстраций, выполненных плеядой известных художников, работавших над оформлением «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси»: Репин И.Е., Рубо Ф.А., Серов В.А., Суриков В.И., Степанов А.С., Пастернак Л.О., Лебедев К.В., Рябушкин А.П., Лансере Е.Е., Бенуа А.Н., А.М. и В.М. Васнецовы. Автор оформления переплетов издания, рисунков форзацев и многих иллюстраций в тексте – академик Николай Семенович Самокиш – один из выдающихся графиков конца XIX – начала XX века. «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» генерал-майора Кутепова Н.И. – подлинный шедевр искусства графики и художественного оформления книг.