Знакомство с буквой а. Знакомство с буквой и звуком А

Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.

Время проведения занятия : вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.

Педагогические технологии, применяемые на занятии :

Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

Коррекционно-развивающего обучения ;

Проблемного обучения ;

Поисковые;

Индивидуализированного воспитания.

Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация.

Тема : «Звук и буква А » .

Цель : систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой .

Коррекционно-развивающие :

Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.

Закрепление понятия «гласный звук » .

Автоматизация звука [А] в слогах , словах, предложениях.

Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать положительные установки на участие в занятии , усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей .

Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование :

Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу» , карточки - символы звуков [А] , [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А» , музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент : обращение к личному опыту детей .

Логопед предлагает детям :

Вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии ;

Дать характеристику этому звуку ;

Вспомнить слова, которые начинаются на этот звук .

II. Основная часть занятия : знакомство с новым материалом.

1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.

Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать , что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный материал : антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука [А] .

Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу» , читает стихотворение :

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем :

«А-А-А-А-А-А» .

Дети произносят звук [А] сначала хором , а затем индивидуально с разной силой голоса.

Работа детей с индивидуальными зеркалами : смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

Логопед даёт обобщающее понятие : «Гласные звуки - поют , танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному) .

Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук , так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.

3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков ) ».

Услышав гласный звук А , дети поднимают символ звука [А] .

4. Дидактическая игра «Будь внимателен» .

Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А] .

Словарный материал : аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.

5. Дидактическая игра «Весёлый поезд» .

В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний) .

6. Физкультминутка

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту :

Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

7. Дидактическая игра «Живые звуки » .

Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А] , [У].

Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы :

Сколько звуков вы услышали ?

Какой первый звук вы услышали ? Какой второй звук ?

К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А] , [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.

8. Знакомство с буквой А .

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А . Дети рассматривают её.

Логопед читает стихотворение про букву А :

Вот два столба наискосок,

Определяют на что похожа буква А ,

Считают количество элементов её составляющих,

Прописывают букву А в воздухе ,

Выкладывают букву А из счётных палочек,

Обводят трафарет буквы А , раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

Печатают в тетради строчку с буквой А .

III. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Логопед подводит итог занятия :

Дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились , дают характеристику звука [А] .

Дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.

Логопед благодарит детей и прощается с ними .

Открытое занятие в объединении « Школа для дошколят». Тема: «Звук и Буква «А»»

Педагог: Зорина С.И.

Программное содержание:

Познакомить со звуком и буквой А;

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

Воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук «А» . Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз - картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

а) «Гнездо»;

б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

Звук «А» очень важный, нам без него никуда: - Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), - Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку «А»:

А сейчас звук «А» хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук «А» дарит Вам еще одну часть картинки.

б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку «А» открытки»:

А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

Звуку «А» очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

а) анализ внешнего вида буквы:

А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

в) узнавание буквы А на сюжетной картине:

Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

Как называется домик звука А?

Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?


Открытое занятие в объединении «Школа для дошколят». Тема: Знакомимся с геометрическими фигурами.

Педагог: Зорина С.И.

Цели : - создать условия для восприятия учащимися различных геометрических фигур и выделения отличительных признаков каждой из них;

Формировать умение называть геометрические фигуры, отличать их друг от друга по выделенным признакам;

Закрепить умение сравнивать группы предметов (понятия больше, меньше, столько же);

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Оборудование: набор геометрических фигур, набор предметных картинок, презентация, компьютер, проектор, рабочие тетради

Ход занятия

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Каким цветом вы бы его изобразили?

Надеюсь, что на занятии вы не будете скучать, а ваше настроение улучшится! Приступаем к работе!

2.Повторение пройденного материала.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла белочка и принесла с собой свои запасы: орешки и грибы. Она просит нас помочь ей разложить припасы по мешочкам: каких припасов больше – в синий мешочек, каких меньше – в красный. Поможем ей? (да)

Ребята, каких припасов у белочки больше? Каких меньше? Раскладываем по мешочкам.

Молодцы, помогли белочке, справились с заданием!

Следующее наше задание - на доске. Кто мне может помочь его сформулировать? (нужно узнать, каких предметов больше, каких - меньше)

Правильно, молодцы. Чего больше груш или яблок? Чего меньше? На сколько груш больше, чем яблок? На сколько яблок меньше, чем груш?

Что вы можете сказать о количестве слив и яблок? (слив столько же, сколько яблок)

3.Знакомство с новым материалом.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необычными фигурами, которые в математике называют геометрическими. Кто-нибудь уже знает, что это за фигуры?

Первая фигура – это круг. (педагог демонстрирует круг из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои круги, что вы можете сказать об этой фигуре? (у круга нет углов)

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?

Следующая фигура – прямоугольник. (педагог демонстрирует прямоугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои прямоугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у прямоугольника углов? Сколько сторон?

Еще одна фигура – квадрат. (учитель демонстрирует квадрат из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои квадраты, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у квадрата углов? Сколько сторон? Возьмите в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются?

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

Следующая фигура – треугольник. (педагог демонстрирует треугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои треугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у треугольника углов? Сколько сторон?

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник? (аналогично производится знакомство с овалом)

4.Физминутка.

Хомка, Хомка, Хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Шейку моет, спинку трет

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Хочет Хомка сильным стать.

5.Первичное закрепление.

Теперь я вам буду загадывать загадки про геометрические фигуры, а вы должны их отгадать. (Каждая загадка сопровождается слайдом из презентации с нужной геометрической фигурой.)

1) Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

2)Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,-

Ну, пожалуй, и довольно!-

Что ты видишь? (треугольник)

3)Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)

4)Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник)

5)Работа в рабочей тетради.

А сейчас, ребятки, открываем свои рабочие тетради на той странице, где у вас закладка. Посмотрите на картинку вверху страницы, что это за фигуры здесь изображены? (дети по очереди называют уже знакомые геометрические фигуры)

Молодцы, выполняем следующее задание. Кто уже знает, что необходимо выполнить?(нужно раскрасить фигуры)

Верно, но их нужно не просто раскрасить, а раскрасить так, чтобы все круги были одного цвета, все квадраты – другого цвета, треугольники – третьего. Каким цветом будем красить круги? Квадраты? Треугольники? (выбираем вместе с детьми)

6)Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились. Скажите, с какими фигурами мы сегодня познакомились? Чем отличается каждая фигура от всех остальных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

Какое у вас сейчас настроение? Какими красками вы бы его изобразили?

На этом занятие окончено.

Открытое занятие в объединении «Журавлик»

Тема: открытка « Собачка». Объемная аппликация с элементами оригами .

Педагог: Зорина С.И.

Цель : научить детей создавать выразительный образ собачки, используя полученные навыки складывания квадрата по диагонали. Совершенствовать навык использования лекал, вырезания мелких деталей для дополнения изображения. Создавать открытки самостоятельно для того, чтобы порадовать друзей и родных.

Задачи: совершенствовать умение складывать квадрат по диагонали, отгибать уголки треугольника к середине, вырезать округлые формы,пользуясь лекалами. Продолжать учить детей добиваться единства замысла, приводя все компоненты работы к общей идее - изготовлению красивой открытки.

Материалы и оборудование : двойной лист бумаги - заготовка для открытки, цветные квадраты 10х10, цветные прямоугольники 2х2,лекала в форме косточки, готовые вырезки для украшения открытки, ножницы, клей.

Игровая мотивация:

Посмотрите, ребята, какая забавная собачка изображена на открытке. Она в плаще с воротничком, с бантиком и цветными карманами. Хочется вам сделать такую собачку, она будет грустной или веселой? Вам захочется передать ваши чувства и ваше настроение тому, кому вы подарите открытку - близкому другу или родным.

Для этого мы и постараемся сделать собачку забавной, украсить открытку косточкой для собачки или букетом цветов. А может быть кто-то захочет вырезать для друга еще какие-то изображения и украсить ими открытку.

Ход занятия

Ответьте, пожалуйста, кому можно подарить открытку? Когда дарят открытки?

Ответы детей - когда хотят принести радость, позабавить друзей.

Давайте мы с вами постараемся сделать свою открытку как можно нарядней, веселей, красивей. Вспомните, как мы сгибаем квадрат по диагонали. Что получается?

Ответ: треугольник.

Из треугольника мы делаем мордочку собачки. Если уголки- ушки загнем вверх, то получится овчарка, если вниз - похоже на спаниеля. С такими ушками собачка кажется грустной, правда?

Делаем плащ - треугольник складываем пополам, а затем углы сгибаем к середине. Воротник и карманы вырезаем из цветных квадратиков и полосок, закругляя края.

Лапки и хвостик - это полоски цветной бумаги слегка закругленные. Их можно сделать лохматыми, если сделать надрезы с 2-х сторон.

После того, как вы наклеили основные детали – голову, лапки, хвост, плащ - на лист бумаги сложенный вдвое/ это наша открытка/, мы делаем глазки, носик, ротик. Можно вырезать их, а можно нарисовать цветными карандашами.

У некоторых собачек получилось грустное выражение мордочки. Давайте подарим каждой собачке косточку, и тогда наша собачка не будет злой и кусачей.

Физкультминутка

Под музыку песни про собаку мы немного отдохнем, сделаем упражнения.

Собака бывает кусачей только от жизни собачей,

Когда у собаки есть будка и миска,

Ошейник, луна и в желудке сосиска,

То эта собака не круглая сирота.

Мы отдохнули, подвигались и теперь продолжаем работу. Сделаем собачке косточку, пользуясь лекалом. Как надо использовать лекало?

Ответы детей.

Правильно, обвести карандашом и вырезать по контуру.

Можно наклеить косточку на другой стороне открытки, можно вырезать маленькие сосиски и угостить ими собачку. А может, кто-то захочет добавить в свою открытку миску, будку, луну. Тогда ваша открытку сразу станет забавной и обязательно повеселит того, кому вы ее подарите.

Вот какое изображение у нас получилось на развороте. А на верхней стороне открытки вы можете наклеить то, что хотите, - цветы, вырезанные из бумаги, написать буквы. Вы мо-

жете проявить собственную фантазию, добавить такие детали, которые, вы знаете, понравятся вашему другу.

Итог занятия. Оценка работ.

Подарки мы всегда делаем близким людям, так что особенно важно было сделать все аккуратно, чисто, проявить умение и собственное творчество.

У всех ребят получились красивые открытки.

Теперь вы сможете подарить эти открытки, выполненные своими руками, мамам, папам, своим друзьям.

Открытое занятие: «Знакомство с буквой А». Сценарий

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», г. Киселевск

Пояснительная записка

В этом году на базе МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» была открыта группа временного пребывания для дошкольников (3-5 лет). С детьми проводятся разнообразные занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепки, аппликации), развитию речи, кукольному театру, математической логике окружающему миру.

Предлагаемое занятие - одно из цикла занятий по развитию речи. Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой А. Форма занятия - игротека. Эта форма, на наш взгляд, наиболее доступна для детей дошкольного возраста. Как известно, игра - ведущий вид деятельности детей данного возраста. «Игротека» позволяет в наиболее интересной форме донести материал до обучающихся. На данном занятие использовались такие виды деятельности как игра («Я веселый язычок», «Ветерок», «Говори по разному», «Построим букву А»), отгадывание загадок, физминутка («Поиграем с буквой А»), пение. На занятии применены ранние усвоенные умения и навыки артикуляционные, и дыхательной гимнастики. Такая организация занятий способствует развитию у детей общих артикуляционных навыков, мелкой моторики, тактильного восприятия.

Занятие было показано на декаднике социально педагогического отдела и получило положительные отзывы.

Данное занятие подходит для проведения в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Открытое занятие «Знакомства с буквой и звуком А.»

Задачи:

1. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее.

2. Способствовать развитию общих артикуляционных навыков.

3. Воспитывать интерес к познанию грамматики.

Форма проведения : Игротека с буквой А

Оборудование и приспособление : Магнитофон.

Материалы для занятия: Дидактическая игра « Эрудит», буква А.

Ход работы:

Педагог: Ребятишки, девчонки и мальчишки, поздоровайтесь с гостями. Смотрите, кого они привели с собой.

Кто ты? (обращается к букве А) Ребята, она молчит не чего не говорит? А кто же нам поможет узнать, кто это? (Стук в дверь, заходит Язычок)

Педагог - Ребята кто это?

Язычок - Здравствуйте ребята. (Проводит артикуляционную гимнастику)

Я ваш маленький дружок

Я веселый язычок.

Что бы ловким был умелым

Что бы слушался, я вас

Каждый день зарядку

Что б сказать красиво А

Расскажу сейчас вам сказку

Наша сказка вам подсказка

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный язычок

Забыв про лень.

Вот проснулся язычок

Выглянул в окошко

Видит спинку, выгнула

Розовая кошка

Светит солнышко с утра

В гости к тетушке пора

На лошадке по дороге

Скачет язычок,

И копытцами лошадка

Цок, цок, цок, цок, цок…

В горку медленно идет

Цок …..цок…..цок

А с горы стрелой несется

Цок, цок, цок, цок, цок

Тетушка племянничка

Весело встречает

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает,

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье

Да и каша манная

Просто объеденье

Ням-ням-ням

Под окошком

БЛЛ-Блл-Блл

Индюки болтают

Индюшачьей речи

Не кто не понимает

На качели индюки

Весело кивают

Покататься язычку

Блл-блл-бллл- предлагают

Ну ка детки, с язычком

Вместе покатаемся

Поиграем в паровозик

И по улыбаемся И-У И-У

Ох, устал наш язычок

Лег в кроватку на бочок.

Отдыхаем все друзья.

Язычок - Какие вы молодцы, как вы хорошо умеете играть язычками. Ребята сможем ли мы без воздуха говорить?

(Вместе с детьми закрывает рты и пытается говорить.)

Язычок - У меня есть друг ветерок и что бы он появился, давайте сделаем ветер (побегают по кругу за язычком и машут руками, появляется ветерок)

Язычок - Ребята, а вот и мой друг ветерок.

Ветерок

Здравствуйте ребята.

Я веселый ветерок

И дружок мой язычок

И живу я где хочу

Буквы с вами я учу.

Вот интересная игра

Воздушный колобок

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог

МЫ подуем высоко,

Мы подуем близко

Мы подуем далеко

Мы подуем низко.

Ой потемнело все вокруг

Сильный вихорь поднялся вдруг

Язычок затрепетал

Задрожал и затрещал,

Бррр-Бррр-Бррр

Язычок - Вот ребята молодцы язычок размяли

Ветерок - И воздушную струю потренировали.

Язычок - Смотрите у нашей гости сумочка, а может там подсказка. И мы сможем узнать, кто она?! А для этого нужно отгадать загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Язычок - С какого звука начинается слово автобус.

Так как, зовут нашу гостью?

Давайте скажем имя нашей гости

Сначала тихо, тихо - АААААААААА

А теперь громче - ААААААААААААА

А теперь очень громко - ААААААААААА

Ветерок - Ребята вы такие молодцы, вы узнали, как зовут нашу гостью. Когда я летел к вам, я видел, как буква А торопилась к вам на занятие. Хотите я вам покажу:

А шагает по дорожке

Широко расставив ножки

Буква может убежать

Нужно ножки нам связать.

Язычок - Смотрите буква А принесла, что то еще.

Ветерок - А задание не простое, нужно букву нам построить. Из красных кубиков выложите букву А.

Язычок - Какие вы молодцы, какая красивая буква А получилась.

Язычок - Ой, смотрите. Буква А, какая то не одетая, не нарядная. Давайте ее нарядим. А чем, ветерок?

Ветерок - Давайте поищем в комнате, чем можно нарядить букву.

Язычок - Какая у нас красивая буква А получилась. Давайте споем ей песенку. (Встают вместе с детьми в хоровод)

Арфа, аист, азбука, арбуз

Слова запомни эти карапуз

Стоит в начале эта буква а.

Автобус, астра, ананас, айва.

Припев: Топай правою ногой

Топай левою ногой

Топай, топай не спеши

Хлопай, хлопай от души.

Топай, топай не спеши

Веселись ты от души.

Хлопай, хлопай не ленись

Улыбнись и поклонись.

Аист буквы в азбуке учил

И пятерку в школе получил

И сегодня аист без подсказки

Сам себе и нам читает сказки.

Припев: Топай правою ногой

Топай левою ногой

Топай, топай не спеши

Хлопай, хлопай от души.

Топай, топай не спеши

Веселись ты от души.

Хлопай, хлопай не ленись

Улыбнись и поклонись.

Язычок - Ребята вы большие молодцы! Вам понравилось занятие.

Ветерок - А с какой буквой мы сегодня познакомились?

Язычок - Буква А вам приготовила подарки.

(Педагоги раздают детям подарки)

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Урок 11 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели : познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент.

Важнее нет науки!

Совсем не знает скуки.

II. Введение в тему урока.

- Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)

- Обратите внимание на форму открытого рта.

- А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.

- Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус!

И зовут его… (арбуз).

- Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак.)

- Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

- Произнесите последний звук в слове «рябина».

III. Объявление темы и постановка целей урока.

- Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а .

IV. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

- Постройте схему слова.

- «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

- «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

- Назовите первый звук в слове.

- Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

- «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

- Назовите второй звук.

- Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

- «Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

- Назовите третий звук.

- Объясните, какой это звук и как его обозначить.

- «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

- Назовите четвертый звук.

-

- Назовите мягкую пару звука [т].

- Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

- Объясните, как его нужно обозначить.

- Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)

- Сколько в слове звуков?

- Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)

- Какие они по счету? (Первый и пятый.)

- После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твердого согласного.)

- Запомните правило : после твердых согласных звук [а] записывается буквой а .

- Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а .)

- Буква А - заглавная - пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

- Какие вы знаете слова на букву А ? (Ответы детей.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

- Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.

2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы А, а .

- Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А - автобус. Четко, кратко.

Здесь - и выход, и посадка. А. Шuбаев

Всем известно, буква А - буква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так, и в середине палочка.

Э. Успенский

3. Составление предложений с данными словами.

4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

- Назовите слова, которые начинаются со звука [а].

- Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.

- Назовите слова, в которых звук [а] находится на конце слова.

- Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

- Определите, в каком слове спряталось слово «кран». (Экран.)

- Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)

- Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).

- Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)

5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».

- Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части, и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а .)

- Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а .

- Какой буквой обозначается звук [а] после твердых согласных? (Буквой а .)

Звукобуквенный анализ названий картинок .

- Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)

- Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.

- Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены как три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)

- Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем нужную букву.

- Обозначьте звук [а] буквой, вписав ее в нужные клеточки.

- После какого звука стоит звук [а]? (После твердого согласного.)

- Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твердого согласного. (После твердых согласных звук [ а ] записывается буквой а .)

6. Разгадывание кроссворда.

- Назовите слова со звуком [а].

- Что нарисовано на картинке? (Арфа.)

- Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа - щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

- Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)

- Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

- На каком месте в слове находится звук [а]?

- Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод : буква а обозначает гласный звук [а].

V. Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

Вот мраморная а рка

Ведет в а ллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот а втобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

А нтоновку и а пельсин,

А рбуз и а нанас.

Вот а брикос, а вот а йва…

Какие вкусные слова -

И все на букву… («А»).

- Назовите слова на букву а.

- Что нового узнали на уроке?

Урок 17
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ
А , а

Цели : учить писать заглавную и строчную буквы А, а ; познакомить с использованием на письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы - А .

С. Маршак

II. Актуализация опорных знаний.

- На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А . Что вы про неё узнали?

Буква А , буква А -

Алфавита голова. В. Степанов

- Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы. (Ответы детей.)

- Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните? (В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а .)

- Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:

У кого есть варианты?

Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:

1. Дерево с душистыми цветами. (ак А ция. Назовите третий звук и букву.)

2. Летний месяц. В густ, второй звук.)

3. Магазин, в котором продают лекарства. (ап Т ека, третий звук и его твёрдая пара.)

4. Южный фрукт. (абрик О с, последний гласный звук.)

5. Драгоценный камень. (ал М аз, третий звук.)

6. Короткий смешной рассказ. (анекд О т, последний гласный звук.)

7. Большая океаническая птица. (аль Б атрос, первый согласный твёрдый звук.)

8. Объявление о спектакле. (аф И ша, гласный звук, но не [а].)

9. Крупная хищная морская рыба. (аку Л а, второй согласный звук и его мягкая пара.)

10. Спортсмен-горовосходитель. (ал Ь пинист, что делает звук [л’] мягким.)

- На чём же отправимся в путь? (На автомобиле.)

III. Сообщение темы урока.

С буквой А вы не шутите,

У неё серьёзный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Т. Синицына

- Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А . Давайте учиться писать заглавную и строчную букву.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

- Рассмотрите образец заглавной буквы А . Расскажите о направлении движения руки при написании буквы А . (Буква А состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

Пишем третий элемент - горизонтальную черту.)

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Напишите элементы заглавной буквы А в воздухе.

- Обведите элементы заглавной буквы А по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.

- Сравните образец и написанные вами буквы. Что не получилось? Что надо сделать по-другому?

- Напишите строчку заглавных букв А , стараясь, чтобы они были похожи на образец. (Выполнение задания.)

- Зачем нужна заглавная буква А ? (Имена людей пишутся с большой буквы.)

- Кстати, имена есть не только у людей. Названия городов, рек тоже пишутся с большой буквы.

- Давайте выйдем из автомобиля.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся - ежик сладко потянулся.

2. Работа в прописи. С трочная буква а .

Звукобуквенный анализ слова «Ангара», построение схемы .

- Замените гласные звуки буквами. Что заметили? (В слове Ангара три буквы а , первая заглавная, остальные строчные.)

- Рассмотрите образец строчной буквы а . Между какими линиями рабочей строки она располагается? Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

- Расскажите о направлении движения руки при написании буквы а .

(Буква состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать букву а чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент - наклонную палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Письмо строчной буквы а в воздухе .

- Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

Письмо по пунктирным линиям строчной буквы а .

- Допишите строчку самостоятельно. Сравните с образцом. Что надо сделать, чтобы буквы получились ещё красивее?

- Восстановите недописанные элементы строчной буквы а .

3. Работа по теме урока.

Много слов на букву А :

Ананас, арбуз, автобус

И простое слово ах ,

Абажур и аэробус .

Т. Синицына

- Какие ещё слова на букву А вы можете назвать?

- Как работает А в середине слова? Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком а стоит твёрдый согласный звук.)

- Впишите букву а в слова. Какую букву - строчную или заглавную - вы использовали? Почему?

Самостоятельное выполнение работы.

- Заглавная буква А тоже приготовила вам задание. Надо придумать предложения к данным картинкам и записать их. Напоминаю, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак.

Задание выполняется на свободной строчке прописи.

V. Итог урока.

- Буква А довольна вашей работой. А вы?

- Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А ?

- Да, но вернемся домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше