Как развивалась вычислительная техника. Лекция: Сущность техники и основные этапы ее развития Основные этапы развития техники

ЕЁ РАЗВИТИЯ

Социально-исторические условия возникновения техники. Архаическая

Техника в первобытном обществе и древних цивилизациях.

Техника в культуре Средних веков и эпохи Возрождения.

Наука как сфера человеческой деятельности. Взаимосвязь науки и техники.

Технический прогресс в Новое время.

Развитие техники в Новейшее время. Научно-техническая революция.

Контрольные вопросы и задания

Каковы основные смысловые аспекты понятия «наука» и особенности

Научного познания?

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

· социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

· отрасль духовного производства (НИОКР);

· особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


Особенности:

· объективность;

· развитость понятийного аппарата (категориальность);

· рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость;

· высокий уровень обобщения;

· универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

В чём связь философии техники и философии науки?

Приведите основные концепции соотношения науки и техники.

Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:

· техника - это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;

· развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;

· процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;

· техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;

· философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

Выделите основные стадии взаимоотношения науки и техники и

Превращения науки в производительную силу.

Различают следующие этапы развития технических знаний:

· донаучный (до второй половины XVIII века) -- знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использование научных знаний;

· зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) -- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.

· классический (до середины XX века) - характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития.

· современный (с середины XX века) - технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

Как Вы понимаете тезис об имманентности технического прогресса

Природе человека? Приведите основные концепции возникновения

Техники.

Выделите исторические этапы развития техники и назовите их

Отличительные особенности.

Первый - зарождение примитивных технических приспособлений для хозяйственно-бытовых нужд : мотыга, топор, лопата, скребок, нож, шило и т.п. Хронологически это вся доисторическая эпоха: от её становления до первых древних цивилизаций 4-3 тысячелетий до н.э.

Второй - ремесленное становление технических приспособлений . Хронологически отсчёт можно вести с ГУ тысячелетия до н.э. и до эпохи Нового времени конца XVI - начала ХУП в. Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но они всё ещё были приспособлениями, а не техникой, так как не произошло естественнонаучного скачка, человечество только готовилось к нему. Ремесло ремесленника не основывалось на науке и теоретических расчётах, базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений.

Третий - машинная техника , в основе которой лежала инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Машины - паровые, механические, электрические. Машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время, так как не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил.

Четвёртый - информационная техника : автоматизированные системы управления и информационно-технические системы (АСУ/ИТС). Этот этап технического развития начался в середине XX в. и продолжается по сей день. На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные технические системы (линии, цехи, заводы), электронно-вычислительная техника. Резко выросла производительность труда, путь от изобретения до внедрения технических приспособлений значительно сократился.

Как совершенствовалась технология изготовления каменных орудий

Первобытным человеком?

Первым методом изготовления орудий из камня стало разбивание, по видимому применявшееся уже австралопитеками. Метод был изумительно прост, - надо было просто бросить один камень на другой, а потом среди осколков выбрать подходящий, - достаточно крупный для удержания в руке и обладающий острой гранью. Однако на практике для получения мало-мальски пригодного рубила приходилось разбивать слишком много камней. Потому, следующим изобретением стал метод скалывания, - от камня, уже обладающего подходящими размерами и формой, ударами другого камня откалывались небольшие куски, пока не возникала режущая кромка нужной формы.

Так изготавливались ручные рубила, - двусторонне обработанные орудия весом до килограмма, которые, по видимому, являлись орудиями универсального использования. Эти орудия характеризуют ашёльскую эпоху нижнего палеолита (1,5 - 0,2 млн лет назад). Рубила, постепенно совершенствуясь оставались основными и наиболее распространёнными орудиями человека вплоть до наступления эпохи среднего палеолита (ок. 200 - 45/30 тыс. лет назад).

Существовали различные методы ретуши, однако, суть изобретения сводилась к тому, что удар рабочего камня передавался заготовке посредством прообраза стамески, - кости, либо третьего камня имеющего форму палочки. Так можно было точнее рассчитывать удар, и, отделяя небольшие чешуйки, придать изделию более сложную форму.

Благодаря применению ретуши, кроме рубил, у людей появился и новый инструмент - «резак», - плоский камень с острой гранью, предназначенный уже не для рубки, а для резания твёрдых материалов, - дерева и кости.

Около 80 тыс. лет назад процесс изготовления орудий ретушью был решительно упрощён путём введения техники пластин. Теперь, вместо того, чтобы обрабатывать камень со всех сторон, сначала крупному камню придавалась геометрическая форма, а затем уже с его граней скалывались пластины. Оставалось только обработать ретушью рабочую грань полученной заготовки, да и то, лишь в том случае, если режущая кромка не возникала при самом сколе.

Наконец, 20 - 30 тыс. лет назад уже людьми современного вида было сделано изобретение, означающее настоящий прорыв в орудийной деятельности, - каменные орудия стали снабжаться рукоятками из дерева, рога или кости. Возможность составлять орудие из двух и более частей открыла широчайшие возможности для творчества. В частности появились примитивные топоры и метательные копья с каменным или костяным наконечником.

Использование рукоятки во многих случаях позволило упростить обработку камня. Его форма и размер становились неважными, теперь от камня требовалась только режущая кромка. Наступление эпохи мезолита определяется по факту доведения этой идеи до логического окончания, - возникновению техники микролитов.

Орудие с использованием микролитов

Если в палеолите нож изготовлялся из достаточно длинной пластины, путём кропотливой ретуши, которой создавались не только лезвие, но и вправляемый в рукоятку черенок, - то теперь с камня скалывались специальные мелкие острые осколки, которые вклеивались смолой или асфальтом в костяное или деревянное основание. Получался «нож-пила», - орудие, в принципе, худшее, но несравненно более простое в изготовлении.

Важнейшие достижения эпохи неолита

Начало периода мезолита совпало с наступлением последнего ледникового периода, в течение которого почти по всей планете климат оставался либо слишком холодным, либо слишком сухим. Однако отступление ледника стало сигналом к началу перехода к оседлости, а она, в свою очередь, стимулировала разработку новых технологий. Важнейшими техническими достижениями эпохи неолита стали освоение шлифовки, сверления и пиления камня.

Обработка камня трением о мокрый песок, хотя и казалась крайне трудоёмкой (на изготовление одного топора уходили десятки часов тяжёлой работы), но, в конечном счёте, экономила и время и материал. Со своей стороны, техника сверления позволила обеспечить более надёжное соединение изделия с рукоятью.

Шлифование и сверление, позволявшие придавать камню любую форму, распространились, однако, только в IV тыс. лет до н. э., то есть, уже в то время, когда в некоторых регионах широко стала использоваться медь. Жители древнего Египта даже сразу перешли к изготовлению орудий из меди, и шлифовкой так и не овладели.

Микролиты же, по-прежнему необходимые для изготовления режущих орудий, в период неолита также претерпели эволюцию, превратившись из просто мелких осколков камня в геометрически правильные элементы, образующие почти ровное лезвие. Причём, размеры их стали настолько стандартны, что выпавший и утерянный фрагмент мог быть заменён.

Такая точность изготовления достигалась усовершенствованием техники пластин. Теперь, камень раскалывался на аккуратные столбики, которые, в свою очередь, уже раскалывались поперёк на одинаковые по форме фрагменты миллиметровой толщины.

Наибольшего совершенства в эпоху меди достигла и ретушь. С возникновением государств обработка камня стала профессией, и в Египте и Месоамерике появились ремесленники способные вырезать из камня даже длинные кинжалы.

Ошибочное представление этапов развития

Ошибкой было бы полагать, что в каждый этап развития: палеолит, мезолит, неолит, - характеризовался какой-то строго определённой техникой обработки камня.

Во-первых, наряду с новейшими, могли использоваться и устаревшие технологии, хотя бы для экономии времени, либо для наименее важных орудий. Более того, например, распространение техники микролитов и изобретение составных орудий во многих случаях приводили к тому, что трудоёмкая и кропотливая техника ретуши оказывалась начисто забыта. Острый камень полученный грубыми сколами, но вправленный в рукоять, все равно, был эффективнее самого изощрённого ручного рубила.

Во-вторых, точно так же, как это было в более поздние эпохи, наряду с племенами не жалевшими никаких усилий для того, чтобы довести свои орудия до совершенства, наличествовали и принципиальные противники прогресса. Так, упоминавшиеся выше аборигены Тасмании до самого конца продолжали пользоваться орудиями, которыми погнушался бы и питекантроп. В конце концов, физически люди современного вида превосходили австралопитеков, следовательно, если австралопитеки могли выжить, обходясь разбитыми камнями, то тасманийцы могли и подавно. В изоляции от других народов, естественно.

Наконец, для того, чтобы в совершенстве освоить обработку камня, надо было располагать им в большом количестве.

Конец эпохи каменных орудий

Распространение микролитов, шлифованного камня, а затем и металлов, привело к тому, что техника ретуши, как и техника пластин, во все большей степени оказывались забыты. В итоге, только кое-где на Американском континенте к приходу европейцев ещё изготовлялись кремнёвые наконечники сопоставимые по качеству с палеолитическими. С другой стороны, постоянно совершенствовались орудия из дерева, рога и кости. Они вытесняли камень, что позволяло людям обживать районы, где он отсутствовал.

Карьеры

Дерево и кость, тем не менее, обрабатывалось каменными орудиями, так что в каком-то количестве камень, все-таки, требовался. В своих миграциях всякое племя периодически должно было посещать районы, где выходы камня встречались, причём, в таких местах постепенно возникали настоящие карьеры, где веками, сменяясь, вело добычу камня множество племён.

Материалы

Обсидиан давал очень острые сколы, но был слишком хрупок и редко встречался. Наиболее часто для изготовления орудий применялись кремнистые минералы и породы: кварц, халцедон, яшма. Впрочем, в качестве минерального сырья использовались самые разнообразные минералы и породы - туфиты, нефрит, сланцы и другие.

Государственный комитет РФ

По высшему образованию

Северо-Западный Заочный Политехнический институт

Кафедра истории развития техники

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИ ТЕХНИКИ»

Выполнила: Петрова Валентина Васильевна

Факультет: ЭМ и АТ

Курс: первый

Специальность: 0608

Шифр: 96-5284

Домашний адрес: г. Санкт-Петербург, ул. ак. Байкова, д. 11, к. 2, кв. 109.

Санкт-Петербург

2000г.

1. Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы. . . . . . . . . .3

2. Сталь (1800-1900гг.), мостостроение, транспорт и потребности в прочных материалах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

3. Легковые автомобили (1930-40-е г.), турбореактивные двигатели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

4. Доставка грузов; фургоны и грузовики, шоссейные грузоперевозки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

5. Первый русский автомобиль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18


Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы.

Возникновение транспорта относится к древнейшим времена. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорт невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты, позднее челноки. В эпоху рабовладельческого хозяйства построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Перси, Римской Империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дрог насчитывали десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города-государства на Средиземном море: Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство. Появились гребные, а потом и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров в отдельных случаях они имели тысячи гребцов-рабов. Купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные меньших размеров не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-4 колесные повозки. При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцам. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

Каналы - (от лат.) труба, желоб - искусственное русло правильной формы, устроенное в открытой выемке или в насыпи грунта.

Энергетические каналы разделяются на подводящие каналы, которые подводят воду от головного водозаборного узла из водохранилища, и отводящие, которые отводят в реку воду, прошедшую через турбины.

Оросительные каналы разделяются на магистральные, падающие воду из водоема к орошаемым земельным массивам, распределительные, по которым вода из магистрального канала распределяется между орошаемыми массивами и подводится к оросительным каналам, и собственно оросительные, подающие воду из распределительных каналов непосредственно на поливные участки.

Водопроводные и обводнительные каналы предназначены для подачи воды от источника водоснабжения к городам, поселкам, предприятиям или для обводнения территорий для сельскохозяйственного водоснабжения.

Осушительные или дренажные каналы собирают воду поступающую из осушительной или дренажной сети и отводятся в водозаборник или озеро.

Лесосплавные каналы служат для пропуска леса от мест лесозаготовок до лесосплавной реки или до лесопильного завода, иногда в обход гидросооружений.

Рыбоводные каналы устраиваются между рыбоводными прудами и рекой для соединения с рекой искусственных нерестилищ.

Судоходные каналы разделяются на соединительные, обходные и подходные. Соединительные устраиваются между судоходными реками, озерами и морями. Обходные каналы служат для обхода каких-либо препятствий на основном водном пути (порогов, водопадов), озер, по которым не могут плавать речные суда слабых конструкций не приспособленные к озерному плаванию. К обходным каналам относятся также деривационные судоходные каналы, спрямляющие судовой ход и боковые каналы, устраиваемые в долинах малых рек, если извилистые русла последних непригодны для судоходства. Подходные каналы на внутренних водных путях сообщения устраиваются для подхода судов из реки, озера или транзитного судоходного канала к промышленному предприятию или населенному пункту. Морские подходные каналы обычно представляющие подводную выемку, обеспечивают проход морских судов в акватории портов, расположенных в устьях рек. Морские подходные каналы прокладываются иногда на суше.

Сталь, (1800-1900 г.), мостостроение, транспорт и потребности в прочных материалах.

Промышленность XIX века характеризуется быстрым распространением паровых машин, металлообрабатывающих станков, текстильных машин, стальных пушек, насосов, подъемников в шахтах.

Появляется потребность в больших количествах дешевого металла. В связи с этим в середине XIX века создаются и быстро развиваются новые методы производства литой стали - конвертерный (91856г.) и мартеновский (1864г.) для обработки больших масс стали давлением конструируются и строятся новые машины: паровой каток (1842г.) и мощный прокатный стан(1865г.)

Было необходимо развивать науку о составе и физико-химических свойствах металла, в том числе и стали. Еще в XVIII веке были сделаны отдельные но важные открытия. Р. Реомюр написал работу "Искусство превращения железа в сталь". Он пришел к ценному выводу, железо, сталь, чугун, различаются по количеству некоторой примеси и добавляя эту примесь к железу, путем цементации или сплавления с чугуном Реомюр получал сталь. В 1814 году К. Каретен доказал, что этой примесью является углерод.

На протяжении XIX века были открыты полиморфные превращения стали, созданы основные методы исследования стали. Практические достижения в XIX сводятся в основном к тому, что была создана рациональная основа для выбора состава сплавов, а также режима их ковки и термической обработки. В это же время появилось несколько видов первых легированных сталей: вольфрамовая инструментальная (1860г.), хромистая (1865г.), никелевая (1880г.), марганцевая (1876г.)

Было проведено начальное их изучение (1870 - 80гг.), причем в основных чертах было выяснено влияние на сталь никеля, марганца, кремния, а также вредных примесей серы, фосфора. Это была подготовка к позднейшему широкому применению в промышленности специальных легированных сталей, начало которому было положено в 80-е годы XIX века.

В СССР автодорожное мостостроение получило значительное развитие. Многие автодорожные и городские мосты советских конструкций представляют собой выдающиеся сооружения. К их числу относятся, например, крупные автодорожные мосты через канал им. Москвы, через реку Оку в г. Горьком, московские мосты, мост через реку Ангару, деревянные мосты с пролетами более 60 метров и другие. В области автодорожного мостостроения огромные успехи достигнуты были во время Великой Отечественной войны и, в частности, в области новых методов сборки и установки пролетных строений.

Автомобильное производство – сложное массовое производство, основанное на широкой кооперации. В нем участвуют сотни заводов разных отраслей – черной и цветной металлургии, электротехнической, резиновой, текстильной, бумажной, химической, нефтяной, легкой, лесной промышленности, общего машиностроения и т. д. Спецификация материалов, необходимых для изготовления автомобиля, насчитывает более 2 тыс. наименований.

Автомобиль состоит примерно из 3.500 изделий разных наименований, из которых обычно до 2.500 изготовляет основной автомобильный завод, остальные изделия поступают от заводов-смежников. Для отдельных автомобильных заводов это соотношение значительно видоизменяется.

Организация массового выпуска автомобилей требует постройки больших, сложных предприятий, включающих в себя самые разнообразные виды промышленного производства. На автомобильном заводе обычно имеется: производство литья из серого и ковкого чугуна, сталелитейное производство, производство цветного литья из меди, бронзы, алюминия, цинка, свинца и их сплавов, кузнечное, прессовое, арматурное, рессорное, кузовное и деревообрабатывающее производства. Все виды механической обработки изделий, сборка узлов и автомобилей, а также инструментальное, штамповое и модельное производства и крупные ремонтные цехи, ряд заводских лабораторий, испытательные станции и зачастую собственные автодромы.

Массовый выпуск автомобилей требует применения наиболее производительного оборудования и высокоэффективной оснастки.

Могучий рост автопромышленности стал возможным только после того, как в нее были внедрены методы поточного производства автопромышленности одна из первых стала переводить свои предприятия на поток.

Легковые автомобили (1930-е,1940-е г.), турбореактивные двигатели.

Этапы развития вычислительной техники можно условно разделить на шесть периодов, с нулевого по пятое поколение. Каждый из них включает в себя тот или иной шаг в развитии архитектуры и функций ЭВМ. Мало кто знает, что первая вычислительная техника появилась ещё в шестнадцатом веке.

Изобретённая Блезом Паскалем механическая могла выполнять лишь функции сложения и вычитания, но состояла она исключительно из механических элементов, шестерёнок и ручного привода. Чуть позже были изобретены (на протяжении трёх столетий) различные модификации, которые могли производить умножение, деление, а также сохранять промежуточные результаты, но в целом вычислительная техника того времени не обладала широкой популярностью и не продвинулась дальше уровня современного карманного калькулятора. Этот период принято называть нулевым поколением.

Первое поколение

Развитие вычислительной техники пошло в гору в начале Второй Мировой войны. Это было обусловлено в первую очередь военными нуждами, так как немецкие подводные лодки, потопившие столь много британских кораблей, посылали друг другу и на берег кодированные радиопередачи. И даже сумев перекупить кодирующий прибор (ENIGMA), британцы понимали, что раскодирование радиопередач должно быть почти мгновенным, а значит, нужно очень быстро производить огромное количество вычислений. Именно в этот период и появляется первый электронный компьютер Colossus, который, впрочем, оставался на протяжении тридцати лет.

Отличительной чертой первых компьютеров на электрической основе стало использование в их системах лампового процессора с реакции («ноль-фаза», ставшие аналогами тригерных функций «правда-ложь»), что являлось огромным шагом вперёд.

Второе поколение

В 1956 году учёными-физиками был изобретён который был способен не только заменить ламповую схему устаревших компьютеров, но и сделать её в десятки раз меньше и компактнее! Именно в этот исторический период появились которые и по сей день называются суперкомпьютерами и используются в различных электронных архивах, библиотеках и крупных аналитических организациях.

Третье поколение

С этого момента вычислительная техника развивалась крайне стремительно. Через десять лет поле производства первого транзисторного компьютера были изобретены, собраны и включены в производство компьютеров первые интегральные схемы, которые впервые позволили задуматься производителям ЭВМ о том, чтобы начать изготавливать домашние персональные компьютеры.

Четвёртое поколение

Совершенствовались, к концу двадцатого века их было правильнее называть уже микросхемами из-за огромного количества транзисторов (до миллионов!), которые они могли вместить. Сверхбольшие интегральные схемы - это то, что и по сей день стоит дома у каждого в виде персональных компьютеров. По сути, на этом и закончилось развитие ЭВМ, и вычислительная техника больше не минимизировалась, но не закончилось её совершенствование.

Пятое поколение (невидимые компьютеры)

Именно компьютеры этого поколения мы можем увидеть на примере планшетов, электронных книг и прочих карманных Изначально они задумывались как способ сделать компьютер максимально компактным и удобным, но не получили столь широкого распространения как обычные, стационарные ПК или ноутбуки. Но они прочно заняли свою собственную нишу на рынке и твёрдо держатся за свою ограниченную популярность уже несколько десятилетий.

"техника" часто употребляется также для совокупной характеристики навыком и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт , накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи ; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТЕХНИКА" в других словарях:

    Техника - получить на Академике рабочий купон на скидку Искусница или выгодно техника купить с бесплатной доставкой на распродаже в Искусница

    техника - техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества. [ГОСТ Р 43.0.2 2006, статья А.4 (приложение А)] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от греч. искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и… … Философская энциклопедия

    ТЕХНИКА, техники, мн. нет, жен. (греч. technike, букв. искусная). 1. Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. «Техника в период реконструкции решает все.»… … Толковый словарь Ушакова

    техника - и, ж. technique, нем.Technik. <лат. technica ars <гр. искусный. 1. устар. Терминология. Все высказать без пособия искусственного языка, состряпанного на страх умам человеческим в кабинетах ученых народов и служащего им особенным диалектом,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Техника - Техника ♦ Technique Совокупность инструментов (орудий, машин, компью терных программ и т. д.) и навыков, позволяющая добиваться определенных результатов. Слово «техника» происходит от древнегреческого tekhne, которому в латинском языке… … Философский словарь Спонвиля

    - «Техника молодёжи» Обложка номера за декабрь 1990 года Специализация: научно популярный Периодичность: раз в месяц Сокращён … Википедия

    - (греч. technikos, от techne искусство). 1) учение о приложении науки к какому нибудь практическому делу. 2) наука о технических терминах, выражениях. 3) ремесленническая часть в искусстве. 4) внешние приемы какого либо дела, искусства. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процесса материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. Техника в философском знании совокупность искусственно созданных… … Финансовый словарь

    Технические приёмы, техническое оснащение, аппаратура, оборудование; искусность, сноровка, умелость, мастерство, умение, квалификация, искусство, мастеровитость, высокая квалификация Словарь русских синонимов. техника см. мастерство 2 Словарь… … Словарь синонимов

    Совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой. (греч. techne – искусство,… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Техника , Ликсо Вячеслав Владимирович. Если ты внимательно посмотришь вокруг, то поймешь, что людей окружает множество различных машин, механизмов и устройств. Одни из них помогают нам передвигаться быстрее и дальше, другие -…

(урок-лекция)

Мы прошли долгий путь, не так ли?

Р. Бах

Как зарождалась техника? Как развивалась техника в ремесленный период? Когда и как появилась машинная техника? Каковы особенности развития техники на современном этапе технического прогресса?

Техника. Этапы эволюции техники. Технологические революции.

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИКИ. Если эволюцию техники представить как длительный путь исторического развития, складывающийся из отдельных этапов, тогда первым из таких этапов можно считать зарождение техники .

Процесс зарождения техники носил случайный характер: первые орудия не изобретались преднамеренно, а находились случайно. Это значит, что вначале человек не конструировал и не изготовлял орудий, а лишь использовал удачно попавшие под руку предметы в своих целях. Неслучайно первыми орудиями человека были палки, кости и т.п.

Австралопитеки (от лат. «аустралис » – южный) – одна из предковых форм человека с массой мозга 550 г – появились более 10 млн. лет назад. Для защиты от хищников и добывания пищи они применяли камни и кости животных.

Первоначально используемые человеком орудия труда скорее органично дополняли отдельные части его тела. Так, сжатый в кисти камень служил продолжением руки, значительно усиливая ее мощь и способствуя постепенному развитию руки за счет выполнения различных манипуляций.

Постепенно применение случайно найденных предметов стало привычным, прочно укоренившимся занятием. Только тогда древнейшие люди смогли перейти к их изготовлению (по аналогии или путем подражания).

Эволюция австралопитеков привела к появлению 2-3 млн. лет назад человека умелого . Имея массу мозга до 650 г., он мог обрабатывать камни для изготовления орудий. Это способность определила переход к следующему этапу эволюции человека, связанному с появлением около 1 млн. лет назад древнейший людей .

Древнейшие люди (питекантроп , синантроп , гейдельбергский человек и др.; масса мозга 800-1000 г) жили в пещерах и умели поддерживать огонь, используя его для обогрева и защиты от хищников. Они успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей и птиц, а туши убитых животных разделывали с помощью обтесанных камней.

Научившись изготовлять орудия, человек стал их изобретать. Хотя изобретения его также носили случайный характер: пробуя и ошибаясь, древнейший человек находил нужное решение возникшей перед ним технической проблемы. Скорее всего, решение само «открывалось» ему.

Этапу зарождения техники присущи следующие характерные черты:

1) изготовлять и применять орудия труда могли почти все взрослые члены общины;

Причинами этого являются: скудность арсенала технических средств и простота операций по их изготовлению и применению; «занятие» техникой еще не выделено в отдельный вид деятельности; разделение технической деятельности происходило на основе естественных различий функций мужчины и женщины.

2) человек не осознает себя творцом техники; она воспринимается им как часть природы, а потому отношения человека с природой отличаются гармоничностью;

3) крайне низкие темпы эволюции техники в силу ведущей роли случая в ее развитии.

По этой причине этап зарождения техники оказался самым длительным. Он охватил весь доисторический период существования человечества вплоть до появления древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Именно там сложились условия для начала следующего этапа в развитии техники.

На этапе зарождения техники ее развитие носило случайный характер, хотя человек и проделал путь от использования подручных средств до стихийного, но все же изобретения орудий труда.

ТЕХНИКА РЕМЕСЛЕННАЯ. На этапе становления ремесленной техники искусственные устройства становятся более многочисленными и разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Поэтому уже далеко не каждый человек мог, как раньше, самостоятельно изготовить необходимые для выполнения работы орудия.

Усложнение техники привело к тому, что даже использование некоторых орудий труда требовало специальной подготовки. В еще большей подготовке и последующей длительной тренировке стал нуждаться человек, занимающийся изготовлением орудий.

Таким образом, технический прогресс шел по пути дифференциации техники (ее деления по назначению ). Это способствовало обособлению технической деятельности в отдельный род занятий и появлению специально занимающихся им людей – ремесленников . При этом ремесленники сочетали в себе и создателя технического проекта (изобретателя), и рабочего, превращающего этот проект в материальный объект.

Особенностями ремесленной технологии считают следующие черты:

1) человек продолжает быть «движущей силой» всего технического процесса (орудие труда в руках ремесленника продолжает быть дополнением человека);

2) ремесло основывается не на выверенном теоретическом расчете, а на опытных знаниях и навыках, передаваемых от поколения к поколению;

3) по-прежнему низкий, хотя и несколько ускорившийся, темп развития техники.

Названные черты определили эмпирический путь овладения ремеслом, находящийся во власти сложившихся традиций. Это ограничивало изобретательскую деятельность человека: технические открытия на этапе ремесленной техники были редки и, как и раньше, носили случайный непреднамеренный характер. Поэтому развитие техники шло медленно. Весь второй этап эволюции техники занял тысячелетия и завершился в эпоху позднего Возрождения, а точнее, в начале эпохи Нового времени в Европе.

От древних цивилизаций и до эпохи Нового времени эволюция техники сопряжена с развитием ремесел. Ремесленники, пусть и неосознанно, выступали главной движущей силой технического прогресса.

МАШИННАЯ ТЕХНИКА. На переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени ремесленная техника уступила дорогу технике машинной.

Появление машинной техники связано с развитием инженерной деятельности как нового витка в развитии деятельности технической. При этом инженерная деятельность уже базируется не на традициях (как ремесленная), а на науке, прежде всего, естествознании.

Это значит, что машинная техника исторически не могла появиться раньше, чем стало развиваться естествознание. При этом формирование самого естествознания и основанной на его успехах инженерной деятельности было определено потребностями развивающейся промышленности.

Ни естествознание, ни инженерная деятельность не могли появиться на пустом месте. Фундаментом для их становления стал весь проделанный человеком путь развития, включающий и по настоящему смелые суждения и инженерные решения. Так, древнегреческие философы Левкипп (500-440 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и Эпикур (342-270 гг. до н.э.) говорили о существовании атомов. Известный математик Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.) предложил ряд хитроумных технических решений и изобретений, позволивших осажденным римлянами Сиракузам оказать достойное сопротивление противнику. Тем не менее эти и подобные им свершения носили эпизодический характер на фоне господствующей в те времена ремесленной деятельности.

Постепенно союз науки и техники привел к формированию нового научно-технического знания , основанного на понимании двойственной природы любого технического объекта. С одной стороны он подчиняется естественным природным законам, а с другой – искусственно создан человеком для удовлетворения своих практических потребностей.

Дальнейшая эволюция производства и развитие естествознания привели к появлению в конце XVIII в. технических наук . Вслед за этим последовало важное событие: на рубеже XVIII-XIX вв. Джеймс Уатт (1736-1819) изобрел паровую машину (паровой двигатель) . Она стала важной вехой в развитии машинной техники и становлении машинного производства.

Среди характерных особенностей этапа машинной техники следует назвать:

1) опору на достижения науки, на теоретическое и прикладное естествознание;

2) замену мускульной силы человека силами природы, а потому «двигателем» технического процесса стала сила природы, преобразованная в машину;

3) постепенное отделение деятельности технической, выполняемой инженерами от деятельности по изготовлению и эксплуатации техники, осуществляемой рабочими.

Появление машинной техники привело к выходу производства на качественно новый уровень развития. Свершилась «промышленная революция», суть которой в передачи человеком производственных функций руки станкам и машинам. Важную роль в этом свершении сыграло набирающее силу естествознание.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА. Качественный виток в развитии техники произошел во второй половине XX в. В этот период началась коренная перестройка всей технологической базы современной цивилизации. В ее основе – появление и развитие информационной техники, ведущей в перспективе к полной автоматизации всего производственного цикла.

Информационная техника дала ключ к решению многих насущных проблем: обработки, хранения и передачи огромных информационных массивов; создания новых систем связи (спутниковых, кабельных, волоконно-оптических) и информационных сетей и т.д. В союзе с информационной техникой интенсивно развиваются лазерные технологии, робототехника, ядерная энергетика, аэрокосмическая и иные отрасли промышленности. Кроме того, информационная техника открыла новые горизонты в развитии человечества (создание искусственного интеллекта и т.п.).

Появлению информационной техники способствовало дальнейшее сближение науки и техники, их взаимопроникновение, а также интеллектуализация всех сфер общественной жизни.

Назовем важнейшие черты развития техники на современном этапе.

1. Техника все больше становиться «органом человеческого мозга».

2. Ускорение темпов и расширение возможностей технического прогресса представляется практически безграничным.

3. Нарастающая вовлеченность науки и техники в экономику, их коммерциализация.

4. Глубокая дифференциация инженерной деятельности.

5. Минимизация роли человека во всем технологическом процессе.

6. Обострение проблем взаимодействия техники с природой, человеком, обществом.