Презентация на тему мандельштам. Презентация на тему "осип мандельштам"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

О. Э. Мандельштам 15.12.1891 - 27.12.1938 Кто в двадцатом столетии был поэтов поэтее?

2 слайд

Описание слайда:

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, в семье богатого еврейского торговца кожами, переехавшего в Петербург вскоре после его рождения. Осип был старшим сыном. Иудейскую религию отца Осип не принял, коммерция его тоже не привлекала. Мать сыграла в жизни Осипа важную роль. Именно от неё передалось сыну поклонение русским классикам, русской речи. Истоки

3 слайд

Описание слайда:

В 9 лет Осип поступил в Тенишевское (1) коммерческое училище, где учились дети интеллигенции. Учащихся знакомили с основами эстетики, с русской и мировой литературой. Окончив училище, Мандельштам учился в Петербургском университете, в Германии – в Гейдельбергском университете (2). Но диплома так и не получил. Учёба 1. 2.

4 слайд

Описание слайда:

В 1911 г. Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым, А. А. Ахматовой и Вячеславом Ивановым. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и сходство поэтических устремлений, порождающих в итоге новое литературное течение - акмеизм. Слово у Мандельштама-акмеиста не призывало к бегству из реального мира в мир небесный. Мир был единым, Богом данным дворцом. Дружба

5 слайд

Описание слайда:

А началось все с того, что студент-филолог Осип Мандельштам примкнул к группе молодых, талантливых и задиристых поэтов-акмеистов. Их сообщество называлось «Цех поэтов». Они поэтизировали мир первозданных эмоций, акцентировали ассоциации на предметах, деталях, проповедовали однозначность образов. Акмеизм предполагал совершенство, отточенность стиха, его блеск и остроту, подобную лезвию. А достичь совершенства можно только выбирающему нехоженые тропы и видящему мир точно в первый и последний раз. Таковыми были ориентиры Мандельштама на всю жизнь. Первые три сборника поэт назвал одинаково – «Камень», они вышли в период с 1913-го по 1916 год. Такое же название он даже хотел дать и четвертой своей книге. Ахматова однажды высказала предположение, что у Мандельштама не было учителя, ибо его стихи – это какая-то новая, небывалая «божественная гармония».

6 слайд

Описание слайда:

Философская система поэтического творчества Мандельштама многогранна. В его стихах живут эллинские герои, готические храмы средневековья, великие императоры, музыканты, поэты, философы, живописцы, завоеватели… В его стихах – и могучая сила, и мощь мыслителя, и энциклопедическая эрудиция, но в то же время в них звучит и доверчивая, детская интонация простодушного, даже наивного человека, каким он, собственно, и был в обычной жизни.

7 слайд

Описание слайда:

Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Кровь - строительница хлещет Горлом из земных вещей, Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней. Тварь, покуда жизнь хватает, Донести хребет должна, И невидимым играет Позвоночником волна. Словно нежный хрящ ребенка, Век младенческой земли. Снова в жертву, как ягненка, Темя жизни принесли. Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать.

8 слайд

Описание слайда:

Осип Эмильевич был женат на Надеже Яковлевне, но детей не было. Благодаря Надежде Яковлевне стихи Мандельштама дошли до наших дней: она хранила в памяти и записывала их собственной рукой. Поэты рассеянны, им нужен ангел-хранитель. Семья

9 слайд

Описание слайда:

Революцию поэт принял, но режим новой власти, «диктатуры духа» – нет! В ноябре 1933 года Мандельштам написал резкую эпиграмму на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...», предопределившую дальнейшую судьбу поэта. Незадолго до этого Осип заявил Ахматовой: «Я к смерти готов». Это было сознательное принесение себя в жертву. Последовал донос, и 13 мая 1934 года он был арестован. Вместе с женой его выслали в уральский город Чердынь. За поэта стали заступаться товарищи по поэтическому цеху. Сталин распорядился: «Изолировать, но сохранить». Эта формула на четыре года продлила поэту жизнь. Первый арест. Ссылка

10 слайд

Описание слайда:

После приступа душевной болезни и попытки самоубийства Осип Эмильевич был переведен в Воронеж, где жил постоянно в ожидании расстрела, жил почти в нищете, перебиваясь мелкими заработками и на скудную помощь друзей. Воронеж – ворон, нож

11 слайд

Описание слайда:

В 1934 был арестован за антисталинские стихи "Мы живем, под собою не чуя страны..." и выслан в Чердынь, а потом в Воронеж, где работал литконсультантом в театре и на радио. По возвращении из ссылки в 1938 был арестован вторично и умер в больничном бараке в лагере (близкий к сумасшествию, по официальному заключению - от паралича сердца). Чердынь – Воронеж – Владивосток

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Осип Эмильевич Мандельштам (1891- 1938)

Блестящий мастер поэтического слова

Рождение. О. Э. Мандельштам родился в Варшаве в семье коммерсанта. Детство и юность его прошли в Петербурге и в Павловске, образование получил в Тенишевском коммерческом училище - в одном из лучших в России (1907). С 1909 по 1910 года Мандельштам провел в Европе - Франции, Швейцарии, Германии, где два семестра проучился в Гейдельбергском университете, недолго жил в Берлине, побывал в Италии. Со своими первыми поэтическими опытами он осмеливается познакомить Вячеслава Иванова, которому отправляет письма с "символистскими" стихами. "Они хороши, - замечала впоследствии А. А. Ахматова в своих мемуарах, - но в них нет того, что мы называем Мандельштамом".

Дебют Поэтический дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. на страницах журнала "Аполлон". Пять стихотворений неизвестного поэта обращали на себя внимание новизной мироощущения, изнутри взрывавшего символистский принцип "соответствий". "На стекла вечности уже легло. Мое дыхание, мое тепло". "Стихи, подписанные неизвестным именем... переливались, сияли, холодели, как звезды в небе", - писал о своих впечатлениях Г. В. Иванов. Мандельштам посещает "среды" Вячеслава Иванова, знакомится с Н. С. Гумилевым и становится членом "Цеха поэтов " (1911), называвшими себя «акмеистами». " Тогда он был худощавым мальчиком, с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, (с пылающими глазами) с ресницами в полщеки ", - таким его увидела А. А. Ахматова весной 1911 г. В этом же году Мандельштам поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Но учится недобросовестно и курса не оканчивает.

Первая книга. Первая книга молодого поэта "Камень" (1913; второе издание - 1916), вышедшая под маркой издательства " Акмэ ", представила читателю Мандельштама-акмеиста. " Акмеистично " было уже само название сборника, указывающее на "вещность" и даже "грубость" материала искусства, преобразуемого рукой художника-творца, вносящего в мир продуманную красоту и гармонию. Поэт, как зодчий, как вольный каменщик, созидает прочно и на века., наводя на мысль о человеческом гении. *Для его поэзии характерны философская глубина, обостренный интерес к истории. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны, ритмически разнообразны.

Notre Dame Где римский судия судил чужой народ - Стоит базилика, и - радостный и первый - Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame , Я изучал твои чудовищные ребра,- Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам... 1912

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Влюблённый в древнюю Элладу, поэт стремился обнаружить связь русской культуры с античностью. Отсюда в сборнике «Камень» возникают в стихотворениях имена: Афродита, Елена, Гомер. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Адмиралтейство В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в темной зелени фрегат или акрополь Сияет издали, воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта-недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота - не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Нам четырех стихий приязненно господство, Но создал пятую свободный человек. Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно построенный ковчег? Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря - И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря!

Айя - София Собо́р Свято́й Софи́и - Прему́дрости Бо́жией - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя -Софья.

Айя -София Айя -София,- здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам - пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен край, купающийся в мире, И сорок окон - света торжество. На парусах, под куполом, четыре Архангела - прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Сборник «Камень» Таким образом, храм Айя -София и Адмиралтейство, Греция Гомера и императорский Рим, средневековая католическая Европа, французский театр классицизма - как в калейдоскопе, сменяются имена, эпохи, стили, ставшие для Мандельштама не абстрактным поэтическим материалом, а самой жизнью, где одно слово проступает сквозь другое, играя своими культурными символами. Как заметил В. М. Жирмунский, "Мандельштаму свойственно чувствовать своеобразие чужих поэтических индивидуальностей и чужих художественных культур, и эти культуры он воспроизводит по-своему, проникновенным творческим воображением". Акмеистическая "игра" смыслами и ассоциациями нужна была поэту для того, чтобы следить "за шумом и прорастанием времени".

Революция Чуткий к движению времени, Мандельштам не остался равнодушным к происшедшим революционным событиям. Падение монархии представляется поэту исторически справедливым. Однако октябрьский переворот вызывает негодование. Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, О, солнце, судия, народ! Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. B ком сердце есть, тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет.

Прославим, братья, сумерки свободы… Мы в легионы боевые Связали ласточек, - и вот Не видно солнца, вся стихия Щебечет, движется, живет. Сквозь сети - сумерки густые – Не видно солнца и земля плывет. Ну, что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, Как плугом, океан деля. Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля.

Страницы жизни В 1918 году перебирается из Петрограда в Москву, пытается служить, но служба оказывается не по душе. Начинаются поездки по стране: Харьков, Киев, Феодосия, Батум, Тифлис. В К рыму его арестовывает врангельская контрразведка, в Батуме – местные военные власти. Повидал и К расную власть, и белую – всё зло. Трудный, неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка - рецензий, переводов, отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920-х годов исполнено трагических предчувствий. Осенью 1922 г в Берлине выходит вторая книга стихов « Tristia » (лат. – «Скорбь»). В 1925 г – проза: «Шум времени», «Феодосия». Вышедший в 1928 г. сборник "Стихотворения" был последним, увидевшим свет при жизни автора. Вынужден заниматься переводами.

Антиода Сталину В ноябре 1933 года сочиняет эпиграмму на Сталина и под великим секретом читает ее менее 14 человек. Б. Пастернак: «Это самоубийство». О. Мандельштам: «Я готов к смерти». Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.

Арест В поэзии Мандельштама советского периода появляется чувство незащищенности ч еловека в мире, жуткое ощущение хаоса, которое вот-вот поглотит всё. Он был арестован в мае 1934 года в своей квартире. Стихотворение «Квартира тиха, как бумага» передает атмосферу предчувствий поэта.

Квартира тиха, как бумага Квартира тиха, как бумага – Пустая, без всяких затей, – И слышно, как булькает влага По трубам внутри батарей. Имущество в полном порядке, Лягушкой застыл телефон, Видавшие виды манатки На улицу просятся вон. А стены проклятые тонки, И некуда больше бежать, А я как дурак на гребёнке Обязан кому–то играть. Наглей комсомольской ячейки И вузовской песни наглей, Присевших на школьной скамейке Учить щебетать палачей. Пайковые книги читаю, Пеньковые речи ловлю И грозное баюшки-баю Колхозному баю пою. Какой-нибудь изобразитель, Чесатель колхозного льна, Чернила и крови смеситель, Достоин такого рожна. Какой– нибудь честный предатель, Проваренный в чистках, как соль, Жены и детей содержатель, Такую ухлопает моль. И столько мучительной злости Таит в себе каждый намёк, Как будто вколачивал гвозди Некрасова здесь молоток. Давай же с тобой, как на плахе, За семьдесят лет начинать, Тебе, старику и неряхе, Пора сапогами стучать. И вместо ключа Ипокрены Давнишнего страха струя Ворвётся в халтурные стены Московского злого жилья.

Обыск «Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундуков рукописям… Следователь при мне нашел «Волка»…» За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей, Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей. Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых кровей в колесе, Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе, Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.

Ссылка Это стихотворение следователь показал Осипу Мандельштаму. Тот молча кивнул. Его увели. Следствие шло 2 недели: не давали пить, спать. Осип Эмильевич бредил, появились галлюцинации. Приговор: 3 года ссылки в Чердынь на Северном Урале. Туда он приехал душевнобольным человеком. Выбросился из окна. Сломал ключицу. С 1934-1937 гг живет в Воронеже. Пишет «Воронежские стихи» (тетради), которые были опубликованы в 1966 г. - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени" . Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь, - Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож... (апрель, 1935. Цикл «Воронежские стихи»)

«Воронежские тетради» Я должен жить, хотя я дважды умер, А город от воды ополоумел: Как он хорош, как весел, как скуласт, Как на лемех приятен жирный пласт, Как степь лежит в апрельском провороте, А небо, небо – твой Буонаротти... Апрель 1935 В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве.

«Воронежские тетради» Ещё в апреле 1935 года им было создано пророческое стихотворение «Это какая улица?» Это какая улица? Улица Мандельштама. Что за фамилия чертова - Как ее ни вывертывай, Криво звучит, а не прямо. Мало в нем было линейного, Нрава он был не лилейного, И потому эта улица, Или, верней, эта яма Так и зовется по имени Этого Мандельштама...

Смерть В мае 1938 года его арестовали вторично. Лишен квартиры, купленной за собственные деньги. В августе приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этап на Дальний Восток лагерь «Вторая речка». Путь продолжался месяц. Последнее письмо в конце октября: «Здоровье очень слабое, истощен до крайности». Смерть пришла 27 декабря 1938 года в больнице, по официальному заключению от паралича сердца (от истощения).

Эпилог Затем наступили 20 лет забвения, а позже – постепенное возвращение его поэзии читателям. Осип Эмильевич Мандельштам был официально реабилитирован в 1987 году. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.


Cлайд 1

Презентация, посвященная жизни и творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама, выполнена ученицей 11 класса Нелюбиной Инной. Декабрь 2010

Cлайд 2

Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким прекрасным - искусством.

Cлайд 3

Дата рождения - 03.01.1891 Место рождения - Варшава, Польша Юность поэта прошла в Петербурге и в Павловске 1907-1908 г. был в Париже 1909-1910 изучал философию в Гейдельберге. 1911 г. один год учился в Гейдельбергском университете, затем - в Санкт-Петербургском университете, не окончив его. К этому времени относятся первые публикации стихов Мандельштама в журнале "Аполлон" и начало его дружбы с Н.Гумилевым. Дата смерти - 27.12.1938 Место смерти - лагерный пункт «Вторая речка» под Владивостоком, Приморский край, СССР Жанры - Переводчик, поэт, литературовед

Cлайд 4

Автопортрет В поднятьи головы крылатый Намек - но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость, – Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть! 1914 г.

Cлайд 5

1.Твёрдый взгляд на вещи Принимает: Конкретное, вещное «Циферблат» «Час» «Тусклая планета» (Земля) 2. Свойственность считать литературу родственной архитектуре 3.Обращение к культуре прошлого Не принимает: Абстрактное, непостижимое «луна» «вечность» «золото»(солнце, звёзды)

Cлайд 6

В 1913 году вышел первый сборник поэта - "Камень". После большевистского переворота Мандельштам жил в Петрограде и Москве (1918-1919), в Киеве, в Крыму (1919), в Грузии (1920), откуда осенью 1920 года вернулся в Москву.

Cлайд 7

В 1921 году Мандельштам женился на Надежде Яковлевне Хазиной. В 1922 году вышел второй сборник стихов - "Tristia".

Cлайд 8

Надежда Яковлевна очень дружила с Анной Ахматовой. Однажды она рассказала, как по-разному Ахматова и Цветаева отнеслись к женитьбе Мандельштама. Когда-то он был влюблён в обеих (а влюблялся он постоянно). Но Цветаева настолько принимала поэта как нечто своё, личное, что когда Мандельштам приехал с Надеждой Яковлевной к ней, просто не обращала на его молодую жену никакого внимания. А Ахматова влюблённость Мандельштама сразу пресекла, и они всю жизнь были великолепными друзьями. Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Москва 1934 г.

Cлайд 9

Тема моря в его стихах неразрывно связана с темой античности. Море его поэзии – в основном теплое, южное, «черное» - по названию и ночному цвету. Балтийское море– совсем другая стихия, имперская, холодная, властная. Символично, что одно из самых ярких увлечений О.Мандельштама – Марина Цветаева - сама: страстная, «морская», стихийная. Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской воды тяжелый изумруд. 1916

Cлайд 10

В мае 1934 г. Мандельштам, был арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые "Воронежские тетради" (опубликованы в 1966 г.), - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени". Осип Мандельштам погиб из-за стихотворения против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.

Cлайд 11

В мае 1937 года поэт вместе с женой вернулся в Москву, где он не имел права на жительство. 2 мая 1938 года Мандельштам был вторично арестован и отправлен в лагерь.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Место гибели Мандельштама Осипа. Лагерный пункт "Вторая речка". Владивосток.

Cлайд 17

Софья Глускина, кандидат филологических наук, жила в Пскове, преподавала в Псковском педагогическом институте и дружила с Надеждой Мандельштам:«Она всю свою жизнь была при нём. Говорят, что он не пропускал ни одной строчки без её одобрения. Если он в кого-нибудь влюблялся, она определяла это сразу… Она оказалась в Пскове, и было ей в том, 1962-м году, 62 года. ..она была кандидатом наук, защитила диссертацию по истории английского языка» В своей первой книге она пишет, как собиралась уйти от него, когда он влюбился в очередной раз. Но он, увидев, что она упаковывает чемоданы, пришёл в ужас и сразу «излечился» от своего увлечения. Она была для него необходимым советчиком, пусть даже порою излишне резким. До конца своих дней она сохранила острый ум и ясную память. Умерла она на девятом десятке, жалуясь, что очень долго живёт.

Cлайд 1

Cлайд 2

Я рожден в ночь со второго на третье Января в девяносто одном Ненадежном году - и столетья Окружают меня огнем. О.Мандельштам Варшава

Cлайд 3

…Отец Мандельштама был небогатым торговцем кожами. Эмиль Вениаминович много читал, но по-немецки говорил лучше, чем по-русски. Мать, Флора Осиповна, пианистка и учительница музыки, знала и любила русскую культуру

Cлайд 4

Осип Мандельштам окончил Тенишевское училище. В 1907г. отправился за границу. Жил во Франции, Германии, посещал Италию и Швейцарию. Цель поездки - продолжение образования. Заодно пытался лечиться от врожденного сердечного невроза.

Cлайд 5

Silentium Она ещё не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день, И пены бледная сирень В черно-лазуревом сосуде. Да обретут мои уста Первоначальную немоту - Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! 1910 У Мандельштама “первоначальная немота” - состояние мира до того, как появилось слово, как произошло рождение красоты. Нет разделения на внутренний и внешний мир, все еще в единстве.

Cлайд 6

В Париже он увлекся французскими поэтами - символистами. Он подражал символистам - играл и упивался звуком.

Cлайд 7

Где римский судия судил чужой народ Стоит базилика, и – радостный и первый Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам. (1912 г)

Cлайд 8

Как облаком сердце одето И камнем прикинулась плоть, Пока назначенье поэта Ему не откроет Господь О.Э Мандельштам.

Cлайд 9

Осип Мандельштам был поэтом - одиночкой. Он говорил про себя: «Нет, никогда, ничей я не был современник…». Ощущение одиночества и конечности человеческого бытия, хрупкость и достоинство обреченной и непонятной творческой личности становится главной его темой.

Cлайд 10

Cлайд 11

Я блуждал в игрушечной чаще И открыл лазоревый грот … Неужели я настоящий И действительно смерть придет? «Отчего душа- так певуча…», 1911г.

Cлайд 12

Особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама: твердый взгляд поэта на вещи: четкое деление на «моё»(конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное); свойственность считать архитектуру родственной литературе; обращение к культуре прошлого.

Cлайд 13

Лирический герой О. Мандельштама - сложный, страдающий - учит любить жизнь - ненавидит насилие и произвол - размышляет о судьбах поэзии - вызывает чувство благодарности - «поэтическое сердце России»

Cлайд 14

Переломным для Мандельштама стал 1917 год, так как революцию он встретил радостно, думая, что она принесет подлинное обновление жизни. Но уже в сборнике “Tristia” зазвучали мотивы увядания, разлуки, расставания, скорби

Cлайд 15

Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, О, солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. В ком сердце есть – тот должен слышать время, Как твой корабль ко дну идет.

Cлайд 16

Мы живем, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов не слышны. А коль хватит на полразговорца, Так припомним кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны. А слова, как пудовые гири, верны, Тараканы смеются усища И сияют его голенища. А вокруг него сброд толстошеих вождей, Он играет услугами полулюдей, Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один и собачит и тычет. Как подкову, кует за указом указ – Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него – то малина. И широкая грудь осетина.

Cлайд 17

Cлайд 18

ЛЕНИНГРАД Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных.

Слайд 2

Осип Эмильевич Мандельштам - один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик и литературный критик. Родился 3 января 1891 г. в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам, был мастером перчаточного дела. Мать, Флора Овсеевна Вербловская, была музыкантом. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург.

Слайд 3

В Петербурге заканчивает Тенишевскоекоммерческое училище. В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Слушает лекции в Гейдельбергском университете в течение года. Наездами бывает в Петербурге, устанавливает свои первые связи с литературной средой.

Слайд 4

Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 г., когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В. Иванова. В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Вэто время он уже принадлежит к группе акмеистов, к организованному Н. Гумилевым «Цеху поэтов». Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.

Слайд 5

Она еще не родилась,Она и музыка и слово,И потому всего живогоНенарушаемая связь.Спокойно дышат моря груди,Но, как безумный, светел день.И пены бледная сиреньВ черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои устаПервоначальную немоту,Как кристаллическую ноту,Что от рождения чиста!Останься пеной, Афродита,И, слово, в музыку вернись,И, сердце, сердца устыдись,С первоосновой жизни слито! 1910, 1935 Silentium

Слайд 6

Начал Мандельштам с увлечения символизмом. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы. Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал: «Неужели я настоящий, / И действительно смерть придет?» Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм: Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности. Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря. Неутомимый маятник качается И хочет быть моей судьбой.

Слайд 7

В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О. Мандельштама - «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. *** Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной... 1908 *** Из омута злого и вязкого Я вырос, тростинкой шурша, - И страстно, и томно, и ласково Запретною жизнью дыша. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют, Приветственным шелестом встреченный Коротких осенних минут. Я счастлив жестокой обидою, И в жизни, похожей на сон, Я каждому тайно завидую И в каждого тайно влюблен. 1910 *** О небо, небо, ты мне будешь сниться! Не может быть, чтоб ты совсем ослепло И день сгорел, как белая страница: Немного дыма и немного пепла! 1911, 1915

Слайд 8

Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл. Акмеистические тенденции наиболее отчетливо проявились в его стихах: «Айя-София», «Notre-Dame», «Адмиралтейство» и др. Мандельштам проявил себя как мастер воссоздания исторического колорита эпохи («Петербургские строфы», «Домби и сын», «Декабрист» и другие). В годы первой мировой войны поэт пишет антивоенные стихи («Зверинец», 1916). Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь!..».

Слайд 9

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». В стихах, написанных в годы революции и гражданской войны, отразилась трудность художественного осмысления поэтом новой действительности. С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.

Слайд 10

1920-е вышли поэтические сборники - «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923). В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Мандельштам продолжал публиковать статьи о литературе - сборник «О поэзии» (1928). Были изданы две книги прозы - повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928). Вышли и несколько книжек для детей - «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, Мандельштам брался за переводы прозы современных зарубежных писателей.

Слайд 11

Стихотворения 30-х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…». У поэта начинает складываться цикл протестных стихов.

Слайд 12

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина. Ноябрь 1933 Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован.

Слайд 13

Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. 27 декабря 1938 г. Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Последняя фотография Осипа Мандельштама

Слайд 14

Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987.

Слайд 15

Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека. В. Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!»

Посмотреть все слайды