Проект на тему есенина с исследованием. Проект для начальной школы

«Есенин Сергей Александрович» - Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Жизнь и творчество поэта. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. В 1919 году Есенин познакомился с Анатолием Маристофом и пишет свои первые поэмы – “Инония” и “Кобыльи корабли”.

«Есенин о животных» - Давняя дружба собаки и человека. Прием антропоморфизма. Сергей Есенин. Образ лисицы. Безжалостное отношение людей к животным. Атрибут крестьянской избы. Братья наши меньшие. Молодость. Черный конь. Революция. Образ коровы. Розовый конь. Красный конь. Образ воронов. Предвестник смерти. Народный символ несчастья.

«Есенин о родине» - Цели урока: Я не скоро, не скоро вернусь! Народные истоки. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. Зори меня вешние в радугу свивали. Начинается период возрождения поэта.

«Творчество С.Есенина» - Человек. Богатство цветообозначения. Скирды солнца. Любовь к родине. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Васильками сердце светится. Задрожало зеркало затона. Береза. Горят снежинки. Любовь к родному краю. Животные. Сергей Александрович Есенин. Внимание читателя. Гой ты, Русь, моя родная. Рать святая.

«Есенин 11 класс» - Здесь по заре и звёздам Я школу проходил». 1918. Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне». Родная рязанская земля… «О край разливов грозных И тихих вешних сил. С.Есенин среди работников типографии. "Быть может, вспомнит обо мне...". Сережа рос сиротой при живых родителях. Учителя.

«Русский поэт Сергей Есенин» - Кульминация. Творчество Сергея Есенина. Имажинизм. Революция. Фигура лирического героя. Трагический финал. Айседора. Не жалею, не зову, не плачу. Содержание стихотворения. Анализ стихотворений. Служба в армии. Напевность и живописность. Стихи последних лет. Литературный дебют. Отговорила роща золотая.

Всего в теме 35 презентаций

И литературы

Тема проекта

«Есенин - это вечное»

Творческое название

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Есенин»

М. Осоргин

Основополагающий вопрос:

Откуда берутся таланты?

Учебные предметы

Русский язык и литература, музыка, мировая художественная культура.

Участники проекта

Учащиеся 11 класса

Вопросы учебной темы (проблемные):

(«Тема Родины в поэзии Есенина»)

· Отчего так «дороги мне люди, что живут со мною на земле»?

· Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина).

· Почему так грустно «В стране берёзового ситца»?

· Есть ли мир, «где всё живое равноправно»? («Братья наши меньшие»).

· «Персидские мотивы» о любви?

Аннотация проекта

Среди особенно дорогих нашему народу имён по праву занимает своё место имя Сергея Есенина, великого русского поэта. Его «песенное слово» обращено к русской природе, душа поэта распахнута людям, его стихи - откровенный доверительный разговор с другом. «Мне кажется,- говорил поэт,- что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей».

Наш проект о том, как сегодняшние «добрые друзья» поэта ищут и находят свой ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?» Кто-то соглашается с: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить-он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». А кто-то к этой абсолютно точной и меткой характеристике добавляет: любим народной любовью, потому что «на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин». Наша кропотливая творческая работа и есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Всем классом мы решили: «Наш проект о том, как в юном сердце Сергея Есенина зарождалось и крепло, обретало силу «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого»- любовь к Родине. Эти слова когда-то написал великий. Трудно не согласиться с гением.

Рождение любви к Родине–тайна великая, требующая и тишины великой… Поэтому предпочтём же путь неторопливых раздумий и вопросов. Это ведь и есть труд души… Это и есть прикосновение к тайне. К тайне таланта. Таланта - любить Родину…».

Цели проекта

Дидактические цели:

· формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

Методические цели:

· научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.

Проблемы (темы) самостоятельного исследования

1) Есенин и Блок. Уроки Блока.

2) Цвет в лирике Есенина.

3) «Есенин – это вечное» («Тебе, о Родина, сложил я песню ту»).

4) Какого цвета луна в стихах Есенина?

5) Мир Есенина в рисунках.

6) «И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

7) «Мы теперь уходим понемногу».

Структура учебно-методического пакета

Описание учебного проекта.

Работы творческих групп -

презентации:

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»,

«О чём говорят цвета в поэзии Есенина?»,

«Братья наши меньшие»,

«В сердце светит Русь»,

«Стихи свежие…».

Дидактические материалы: фотоальбом, иллюстрации, сделанные учащимися к стихам,- «Мир Есенина в рисунках», газетные и журнальные вырезки разных лет, альбом «О Русь, малиновое поле…», пластинки, диафильм «Раздумья о Сергее Есенине».

Методические материалы (презентация проекта), план оценивания проекта,

Web-сайт проекта «Есенин - это вечное».

Дополнительные материалы для учителя (Диски программы «Intel», список информационных ресурсов).

Этапы и сроки проведения проекта.

Подготовительный этап (80 мин.). Проходит на уроке по теме: «Художественный мир »

1. Актуализация проблемы-5 мин.

2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом -5 мин.

3. Определение целей работы над проектом-5 мин.

4. Формирование рабочих групп по интересам (6 групп по 3 – 4 ученика)-10 мин.

5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся, консультация по темам - 45 мин.

6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности : презентации, публикации, Web – сайта. Обсуждение критериев оценки-10 мин.

Практический этап (4 часа)

1. Сбор сведений из различных источников.

2. Изучение лирики под девизом «Искать надо сердцем».

3. Домашнее сочинение «Зорко одно лишь сердце».

4. Оформление результатов работы с целью систематизации и структуризации материала.

Этап защиты проекта (1 час 20 мин.)

Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию.

1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом ведения защиты-5 мин.

2. Представление проекта каждой группой - 10 мин.

3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 10 минут.

4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе) –10 минут.

5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в издании книги «Зорко одно лишь сердце».

Формы представления результатов (В скобках-выводы по итогам ученических исследовательских работ, выполненных авторами в электронном виде в соответствующих программах).

Презентации:

ü «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (Наша работа-бесспорное доказательство того, что «искать надо сердцем». Наше сердце подсказало нам, какие есенинские стихи с их неподдельной искренностью, душевной теплотой говорят о любви поэта к родине. Настоящая презентация-есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Остаётся добавить: их питает родная земля, в которую они влюблены с колыбели).

ü «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?». (Образ родины занимает центральное место в лирике Есенина. Образ этот многолик, и средства изображения различны. Даже цветовые прилагательные голубой и синий становятся символами родины).

ü «Братья наши меньшие…» («Зорко одно лишь сердце»,- под таким девизом я проводила свои исследования и сделала следующие выводы:
-Вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим, почти сродни человеку, он почти его второе «Я». Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородным животным, представляющим отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Они ведь не столько о меньших братьях человека, сколько о нём самом, о его безграничной любви к Родине).

ü «Персидские мотивы» (В «Персидских мотивах» поэт охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы русского человека с людьми Востока. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края.)

ü «В сердце светит Русь». («Россия-мать! Прости меня, прости!» - эти слова принадлежат поэту, для которого было важно быть самим собой и остаться человеком в самые жестокие для России годы. Пройдут десятилетия, а благоуханный сад есенинской поэзии будет цвести и плодоносить, он поможет нам сохранить родную землю такой же прекрасной, какой её видел когда-то поэт Сергей Есенин).

ü «Стихи свежие…». (Но главным-то, главным для Есенина было другое: то, что первый поэт России увидел в нём, деревенском пареньке, талант. И талант большой, новый, самобытный. «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые», - отмечает Блок на записке Есенина...).

Web – сайт «Есенин - это вечное» включает:

вступление;

полезные ресурсы;

критерии оценивания;

общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

мероприятия, имеющие отношение к организации учебного проекта;

текущие классные мероприятия;

работы учеников: сочинения, иллюстрации, музыка к некоторым слайдам;

список использованных материалов.

Информационные ресурсы

Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972 .

Есенин, М.: Просвещение, 1986.

Наумов Есенин. – Ленинград; Жизнь и творчество, 1960.

Дорогие участники проекта! Вы успешно завершили самую любимую тему старшеклассников нашей школы и заслуживаете самой высокой оценки. Руководители групп получат специальные грамоты, изготовленные юнкорами кружка «Репортёр». А все мы получили огромное удовольствие не только от мастерски выполненных презентаций, публикаций, но и от выразительного чтения стихов любимого поэта, от иллюстраций ваших классных художников, от вашего умения публично выступать. Вы аргументированно доказали, что поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл, посвящённый семье, лирику философских раздумий… В этом заключалась своеобразная цельность поэта, его своеобразный талант-талант самому любить Родину и талант влюбить человека в природу, значит, в родину. Спасибо вам всем! Спасибо за труд души, за трепетное прикосновение к тайне таланта, талант любить поэзию! Я уверена, что каждый из вас знает ответ на вопрос: «Откуда берутся таланты?» и сможет принять участие в создании школьной книги «Зорко одно лишь сердце».

Литература, 10 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект по курсу Литературы для учащихся 10 классов предназначен для знакомства учеников с биографией величайшего поэта Сергея Александровича Есенина. Проект направлен на то, что учащиеся смогут: - самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников; - пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах; - развить исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); - развить системное мышление. Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.

Сергей Есенин

Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин

Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Место смерти: Ленинград, СССР

Род деятельности: поэт

Годы творчества: 1910-1925

Направление: Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Чем мы обязаны поэтам и писателям прошлых лет?

Проблемные вопросы

Какое значение имеет С.А.Есенин в истории СССР? Помнят ли сейчас про личность С.А.Есенина? Был ли счастлив Сергей Есинин в браке с Зинаидой Райх? Как повлияла революция 1918 года на творчество Есенина? Какие произведения были написаны им в это время?

Учебные вопросы

Когда родился Сергей Есенин? В какой деревне он родился? Кем были у него родители? В каком журнале впервые были опубликованы его первые стихи?Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах? Какая тема стала основной в творчестве Есенина? Когда умер С.А.Есенин? Почему гибель поэта таинственна?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация преподавателя


Презентация преподавателя для выявления представлений и интересов учащихся

Дидактические цели:

  • Способствовать формированию умений видеть актуальное, современное содержание в поэтических творениях Сергея Есенина.
  • Совершенствовать навыки проектной деятельности учащихся.

Методические задачи:

  • Формировать навыки анализа поэтических произведений и информационную культуру учащихся.
  • Научить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.
  • Развивать критическое мышление.
  • Воспитывать коммуникативную культуру у учащихся.

Аннотация проекта:

Изучение творчества С. А. Есенина всегда вызывает у старшеклассников интерес, и тема проекта была определена по их инициативе.

Разгадывая секрет популярности стихов Есенина и познавая своеобразие и законы его поэтического мира на уроках литературы, отведенных программой, учащиеся попытались создать свои презентации, видеоролики, фильмы, и лучшие из них были представлены на уроке - отчете о проектной деятельности.

Подлинный народный художник слова, поэт ХХ века С.А. Есенин, который сам себя считал поэтом "золотой бревенчатой избы", занял в сердцах ребят особое место, поэтому их работы, и коллективные, и индивидуальные, получились содержательными, яркими откровенными и эмоциональными.

Занимаясь проектной деятельностью с 8-го класса, одиннадцатиклассники самостоятельно определяют основополагающую цель, задачи проекта, занимаются литературными исследованиями, используют информационные ресурсы и критические материалы по литературе. Критерии оценки проекта определены совместно и понятны учащимся, для которых рефлексия уже не составляет труда.

Созданные школьниками учебные материалы могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе, что, несомненно, сделает уроки более привлекательными для учащихся.

О проекте

Тип проекта по доминирующей деятельности:

  • исследовательский;
  • внутришкольный (взаимосвязь с библиотекой при создании фильма);
  • информационный.

Основополагающий вопрос.

Является ли творчество С.А. Есенина актуальным и притягательным сегодня?

Гипотеза.

Если стихи поэта вызывают высокие чувства любви к Родине, природе, то они актуальны и современны. Если песни, написанные на его стихи, поют и сегодня, и молодые люди интересуются жизнью и творчеством Сергея Есенина, то на вопрос можно ответить утвердительно.

Учебные вопросы, ответы на которые были получены в ходе работы над проектом:

Какие цвета и звуки использует Есенин в своём творчестве для создания поэтических образов? Является ли цвет отражением психологического состояния автора? Какого цвета звуки в стихотворениях С. Есенина?

В чём состоит величие личности Есенина, неординарной, наделённой истинным поэтическим даром?

Отбор речевого материала о жизни и творчестве Сергея Есенина, который можно использовать на уроках русского языка, подготовить тексты для написания сочинения-рассуждения по части "С" ЕГЭ.

План работы над проектом.

Начало проекта: мозговой штурм, обсуждение вопросов, постановка гипотетической цели и гипотезы, разделение на творческие и исследовательские группы по инициативе учащихся, выбор экспертной группы, утверждение критериев оценки готовых работ, планирование хода работ.

Обсуждение промежуточных результатов, консультирование с учителем литературы и библиотекарем лицея, создание фильма и презентаций. Отбор лучших презентаций экспертной группой.

Итоговый урок - защита проекта. Демонстрация фильма. Ответ на основополагающий вопрос в форме самостоятельной творческой работы.

Проведение урока русского языка по теме "Средства выразительности в тексте (подготовка к ЕГЭ)" на речевом материале по теме "Художественный мир С.А. Есенина".

Программно-техническое обеспечение проекта: Word, Excel, PowerPoint, Published, веб-браузер, программы обработки изображений, программа Intel "Обучение для будущего"

Музыкальное сопровождение: песни на стихи Есенина "Не жалею. Не зову. Не плачу.", "Клён ты мой опавший" муз. Г. Пономаренко; "Над окошком месяц", "Мне осталась одна забава" муз. народная; "Над окошком месяц" муз. Е Попова, "Гуляка", "Хулиган" и другие.

1. Введение в учебный проект.

Просмотр видеоролика с музыкальным сопровождением, выполненного учащимися с эпизодами из сериала "Есенин", производство ОРТ, в главной роли Сергей Безруков.

Слово учителя:

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, тем труднее современникам оценить его вклад в духовную жизнь нации. Глубоко и всесторонне раскрыть все грани его дарования.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье. (1)

На экране тема урока, основополагающий вопрос, гипотеза, учебные вопросы, ответы на которые были получены в ходе работы над проектом. Учитель рассказывает о работе над учебным проектом.

Слово учителя:

"Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу". Так объясняет глубокое чувство Родины и родной природы в стихотворениях С. Есенина Кошечкин. (2)

2. Выразительное чтение учеником стихотворения Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных:" и беседа:

О чём это стихотворение?

Предполагаемый ответ: О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть "есенинское ощущение родной земли", которое "сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов:".

Стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда. Почему?

Учащиеся отмечают изобилие изобразительно-выразительных средств, приводят примеры, обращается внимание на цветовые эпитеты.

Какова роль цветовых эпитетов?

Ответ на этот вопрос вы найдёте в следующей работе.

3. Защита презентации.

Представляется презентация, основополагающий вопрос которой: Какие цвета и звуки использует Есенин в своём творчестве для создания поэтических образов? Является ли цвет отражением психологического состояния автора? Какого цвета звуки в стихотворениях С. Есенина?

Приложение 1 . Сергей Есенин. Цветная поэзия в звуках.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он оставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца: Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем "снежному звону", прислушиваемся к "песне вьюг", верим, что "неровные луга: поют крапивой", что "скрипкой поёт луна". И "плачет метель, как цыганская скрипка". Он обладал "необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их:видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого".

Вся поэзия Есенина - музыка. В ней - плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами - мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать. Нельзя рассказать о музыке, что слышится в есенинских стихах, но вы можете услышать её. Весь рассказ будет наполнен звуками стихов. Вслушайтесь?!

Написанное на бумаге не может передавать всей многозвучности есенинских стихов, именно поэтому поэт заключил мелодичность в цветах радуги.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи.

Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы. Звуковые образы придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.

Приложение 2 . Текст к презентации в полном объёме.

4. Защита проекта - викторины.

Викторина потребует от вас знаний о жизни и творчестве С.А. Есенина, критическое мышление.

Приложение 3 . Проект-викторина. Сергей Есенин.

Проведение викторины.

5. Просмотр фильма-презентации, созданного творческой группой в соавторстве с библиотекарем.

Слово учителя:

Есенин - один из самых лирических поэтов. Он "всю душу выплеснул в слова" - все свои чувства, все свои душевные переживания. Есенин-человек и Есенин-поэт - одно и то же лицо. Лирический герой Есенина - это он сам, С.А. Есенин, поэт по призванию. В чём состоит величие личности Есенина, неординарной, наделённой истинным поэтическим даром?

Демонстрация фильма.

Из речевого материала, сопровождающего поэтическую презентацию.

Вот уже почти 85 лет нет с нами поэта, однако у каждого в душе живёт свой Есенин.

Трава, тяжёлая от пыли,
Ночь в проводах жужжит,
Как шмель:
А ведь Есенина убили,
Не вызвав даже на дуэль!
За красоту. За синь во взгляде.
Так рвут цветы. Так мнут траву.
Его убили в Ленинграде,
Где я родился и живу.
И, чтоб не мыслить о потере, -
Снесли тот дом, где он затих.
Но и в фальшивом "Англетере"
Витают боль его и стих.
(Глеб Горбовский)

В этом имени - слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен -
Поднебесья тихих веси,
Сень берёзы и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты.
Только скажут Сергей Есенин -
Всей России витают черты.

А.Блок: "Крестьянин Рязанской губернии. Стихи светлые, чистые, голосистые, многословные. Язык! : Приходил как-то ко мне - в кармане рубль, а в душе - богатство!" (3)

Тогда впервые
С рифмой я схлеснулся,
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
("Мой путь", 1925)

Разве мог знать светловолосый паренёк, что к нему придёт такая огромная слава. То, что сказал Есенин, вошло в сокровищницу мировой литературы, именно поэтому наша поэтическая презентация называется: "Всю душу выплещу в слова:".

6. Рефлексия.

Отчёт экспертной группы, работавшей с листами оценки проектной деятельности.

7. Домашнее задание.

Самостоятельная творческая работа.

Ответ на основополагающий вопрос: Является ли творчество С.А. Есенина актуальным и притягательным сегодня?

8. Итог урока.

Итог урока подводит учитель:

Нас ждёт урок русского языка по теме "Средства выразительности в тексте (подготовка к ЕГЭ)" на речевом материале (4, 5) по теме "Художественный мир С.А. Есенина", который подготовила творческая группа учащихся.

Литература:

  1. "Певцам бревенчатой избы:" /Сост. В.И. Хохлов. - М.: Советская Россия,1990.
  2. Есенин А. Полн. собр. соч.:- М., 2002, с.800.
  3. Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2,6. М.: Наука - Голос, 1999.
  4. Есенин С.А.Собрание сочиненийв 3 т. Т. 1, ред. А.А. Козловский, Ю.Л. Прокушев. М.: Правда, 1970, с.3.
  5. Прокушев Ю. С. Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М.: Советская Россия, 1979.

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.