Андрей Егорович Боровых. Дважды Герой Советского Союза (3 фото)

Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта «Браунинг» калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал — полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно — технические характеристики которых уступали немецким («Харрикейн» Мк.II, Як-7Б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.

В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов — в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на «Мессерах» с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.



И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил «Мессер» с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее — командира вражеской авиагруппы).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.

Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:

«Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле — мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5 — 6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.


Лётчик — истребитель Андрей Боровых ведёт бой на самолёте Як-9.

В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.


Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.

Биография Андрея Егоровича Боровых

Б оровых Андрей Егорович (30 октября 1921 - 21 ноября 1989) участник Великой отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969 - 1977).

Р одился 30 октября 1921 в Курске в семье рабочего. В 1936 году окончил среднюю школу №9. После семилетки работал шофером. Еще подростком строил планеры и летал на них. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро будет защищать Курск.

А эроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали качества, необходимые для боя, для победы. Андрей Боровых прошел курс обучения в Чугуевской авиашколе и добровольно вступил в ряды Красной Армии. В Советской Армии Боровых А. Е. с 1940 года.

Н есмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Но с первых же дней войны Боровых настойчиво добивается отправки на фронт. Наконец просьбу удовлетворили.

В декабре 1941 года его направляют в истребительный авиационный полк. Молодой летчик с первых дней Великой Отечественной войны встал на защиту родного неба страны, пройдя боевой путь в 157-м истребительном авиаполку от пилота до заместителя командира полка.

Н а фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролег через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку.

З вание Героя Советского Союза командиру звена, младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено 24 августа 1943 года за 341 успешных боевых вылетов и участие в 55 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника и 14 в составе группы.

В торой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи, капитан Боровых удостоен 23 февраля 1945 года, за сбитые в последующих 49 воздушных боях еще 19 вражеских самолетов.

В сего за годы войны Боровых совершил около 470 успешных боевых вылетов, сбил лично 32 и в группе 14 самолетов.

П осле окончания войны командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1957 - Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1977 годах Боровых А. Е. на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны. Заслуженный военный лётчик СССР (1966).

В 1968 году Боровых Андрею Егоровичу присвоено звание генерала – полковника авиации. Автор научных статей «Новая техника, оружие и человек» (1972 год), «Надёжный щит Родины» (1985 год) и других. С 1977 года – в запасе, работал военным консультантом в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР.

Ж ил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Боровых Андрея Егоровича:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1077 (24.08.1943);

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 62 (23.02.1945);

2 Ордена Ленина;

5 орденов Красного Знамени;

Орден Александра Невского;

Орден Отечественной войны I-й степени;

3 ордена Красной Звезды;

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени;

Ордена Польской Народной республики;

Дважды Герой Советского Союза Боровых Андрей Егорович

Родился 30 октября 1921 года в Курске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу в 1936 году. В Красной Армии с 1940 года, в том же году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

Боевую деятельность начал в составе ОГ ПВО города Харькова, на самолёте . С декабря 1941 года по сентябрь 1942 года служил в составе 728-го ИАП. Затем, по май 1945 года, в 157-м ИАП.

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых, действуя на Калининском и Центральном фронтах, совершил 341 успешный боевой вылет. В 55 воздушных боях, проявив высокое мужество и отвагу, сбил лично 12 самолётов противника и 14 в составе группы. 28 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К декабрю 1944 года командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. Е. Боровых совершил ещё 123 боевых вылета и сбил 19 самолётов противника. 23 февраля 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После окончания войны командован авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. В 1958—1969 годах командовал авиационными соединениями. С 1969 по 1977 годы — Командующий авиацией ПВО страны. Генерал — полковник авиации (1968 год). С 1977 года — Военный консультант Института военной истории МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Заслуженный военный лётчик СССР (1966 год). Автор книг — «Новая техника, оружие и человек», «Надёжный щит Родины».

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранным орденом. Бронзовый бюст установлен на родине.

Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта «Браунинг» калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно-технические характеристики которых уступали немецким («Харрикейн» Мк.II, ). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.

В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов — в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на «Мессерах» с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.

И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил «Мессер» с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее — командира вражеской авиагруппы).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.

Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:

«Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле-мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5-6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.

В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.

Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.

И вот огневое курское небо лета 1943 года, непрерывные вылеты. Зачастую садились только за тем, чтобы заправиться горючим и боеприпасами. За время воздушных боёв под Курском мне удалось уничтожить 8 вражеских самолётов. Но в одном из боёв я был сбит сам, легко ранен и спасся только благодаря парашюту».

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. Е. Боровых имел на своём счету 12 лично сбитых самолётов противника и 14 — в составе группы. В конце августа он стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

После Курской битвы его полк сражался в небе над Глуховом, Новгород-Северским, Нижиным, Черниговом, городами Белоруссии и Польши.

Осенью 1944 года полк был перевооружён на — истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

В боях за освобождение Польши он сбил 10 самолётов противника и был награждён польским орденом.

К декабрю 1944 года капитан А. Е. Боровых сбил ещё 19 самолётов противника и 23 февраля 1945 года был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Всего за годы войны Андрей Егорович Боровых совершил около 600 боевых вылетов, провёл около 150 воздушных боёв, сбил лично 32 и в составе группы 14 вражеских самолётов. Его боевой путь пролёг через Ржев и Торопец, Орёл и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву, закончившись под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

После войны, 23-м приёмом, в числе 20 дважды Героев, так называемой «золотой орды», капитан А. Е. Боровых был зачислен в Военно-Воздушную академию. После её окончания командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолётов. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1958 — 1977 годах был на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968 года генерал — полковник авиации А. Е. Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 года работал в Институте военной истории.

В экспозиционном зале Курского областного краеведческого музея, посвящённом Великой Отечественной войне, есть бюст Андрея Боровых, его китель, украшенный «Золотыми Звёздами» Героя и орденскими планками, фотография, а в фондах музея — шлемофон, депутатский билет на его имя, Диплом Почётного гражданина города Курска, листовка Главного политического управления Красной Армии, многочисленные фотографии военных лет, его личные вещи.

краткое содержание других презентаций

«Итоги Великой Отечественной войны» - Ленинград. Москва. Организация Объединенных Наций. Потери Красной Армии. Причины победы. Мемориал Славы. Советская делегация. Итоги войны. Рокоссовский К.К. Брестская крепость. Маньчжурская операция. Потсдамская конференция. Новороссийск. Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Конференция глав государств. Общие принципы политики. Цена победы. Международный трибунал в Нюрнберге. Волгоград. Тула. И.С. Конев.

«Наступление под Курском» - Сражение под Прохоровкой. Г.К.Жуков. Плавающий танк Т-40. Ни Орел ни Белград взять немецким войскам не удалось. Немецкие танки миф Мировой войны. Легкий танк Т-50. По техническим характеристикам русские танки были намного боеспособнее. Фон Бок. Средний танк Т-34. Н.Ф.Ватутин. Великая Отечественная война 1941-1945 год. Королевский тигр. . Планы сторон 12 июля 194г. Тяжелый танк КВ-1. Гудариан. Курская дуга.

«Битва за Берлин» - 29 апреля начались бои за рейхстаг. Лишь к исходу 17 апреля войска фронта преодолели вторую полосу. Главная роль при взятии Берлина отводилась армиям маршала Г. К. Жукова. Борьба за Берлин шла не на жизнь, а на смерть. У многих не зарубцевались ещё раны от прошлых боёв. Битва за Берлин. Берлин останется немецким...". Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. Противника встречает колоссальная сила артиллерии.

«Освобождение Беларуси» - Генерал-майор авиации. Вражеская группировка. Потери немецких войск. Маша Брускина. Войска. Операция «Багратион». Фронт. Героические подвиги. Договор о советско-польской границе. Дом правительства. Багратион. Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.

«Окончание Великой Отечественной войны» - Берлин в мае 1945года. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции советской стороной. Знамя победы над Рейхстагом. На мавзолее руководители партии и правительства. Принимает парад Маршал Г. К. Жуков. Май 1945 год. Встреча руководителей стран победительниц в Потсдаме. 200 гитлеровских знамен брошены на помосты у мавзолея. Битва за Берлин. Берлин. Суд над фашистскими военными преступниками. Нюрнбергский процесс.

«Участники Курской битвы» - Роль разведки. Герои Курской битвы. Солдат. Конорев Иван Алексеевич. Советский средний танк. Историческое значение. Курская битва. Цитадель. Победа в битве. Боровых Андрей Егорович. Сонин Иван Егорович. Игишев Георгий Иванович. Планы и силы сторон. Руководство войсками. Пантера. Ломакин Алексей Максимович. Танковое сражение. Тигры. Контрнаступление советских войск. Танковый бой. Грозовые военные годы.


Родился 30 октября 1921 года в Курске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу в 1936 году. В Красной Армии с 1940 года, в том же году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

Боевую деятельность начал в составе ОГ ПВО города Харькова, на самолёте И-16. С декабря 1941 года по сентябрь 1942 года служил в составе 728-го ИАП. Затем, по май 1945 года, в 157-м ИАП.

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых, действуя на Калининском и Центральном фронтах, совершил 341 успешный боевой вылет. В 55 воздушных боях, проявив высокое мужество и отвагу, сбил лично 12 самолётов противника и 14 в составе группы. 28 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К декабрю 1944 года командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. Е. Боровых совершил ещё 123 боевых вылета и сбил 19 самолётов противника. 23 февраля 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После окончания войны командован авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1969 годах командовал авиационными соединениями. С 1969 по 1977 годы - Командующий авиацией ПВО страны. Генерал - полковник авиации (1968 год). С 1977 года - Военный консультант Института военной истории МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Заслуженный военный лётчик СССР (1966 год). Погиб 7 ноября 1989 года. Похоронен в Москве. Автор книг - "Новая техника, оружие и человек", "Надёжный щит Родины".

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранным орденом. Бронзовый бюст установлен на родине.

* * *

Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и "Харрикейн", на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта "Браунинг" калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал - полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно - технические характеристики которых уступали немецким ("Харрикейн" Мк.II, Як-7Б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: "Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, - в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом". Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.

В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов - в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на "Мессерах" с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.


И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил "Мессер" с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее - командира вражеской авиагруппы).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.

Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:

"Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле - мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5 - 6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.



Лётчик - истребитель Андрей Боровых ведёт бой на самолёте Як-9.

В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.

Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.

И вот огневое курское небо лета 1943 года, непрерывные вылеты. Зачастую садились только за тем, чтобы заправиться горючим и боеприпасами. За время воздушных боёв под Курском мне удалось уничтожить 8 вражеских самолётов. Но в одном из боёв я был сбит сам, легко ранен и спасся только благодаря парашюту".

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. Е. Боровых имел на своём счету 12 лично сбитых самолётов противника и 14 - в составе группы. В конце августа он стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

После Курской битвы его полк сражался в небе над Глуховом, Новгород - Северским, Нижиным, Черниговом, городами Белоруссии и Польши.

Осенью 1944 года полк был перевооружён на Як-3 - истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

В боях за освобождение Польши он сбил 10 самолётов противника и был награждён польским орденом.

К декабрю 1944 года капитан А. Е. Боровых сбил ещё 19 самолётов противника и 23 февраля 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего за годы войны Андрей Егорович Боровых совершил около 600 боевых вылетов, провёл около 150 воздушных боёв, сбил лично 32 и в составе группы 14 вражеских самолётов. Его боевой путь пролёг через Ржев и Торопец, Орёл и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву, закончившись под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

После войны, 23-м приёмом, в числе 20 дважды Героев, так называемой "золотой орды", капитан А. Е. Боровых был зачислен в Военно - Воздушную академию. После её окончания командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолётов. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1977 годах был на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968 года генерал - полковник авиации А. Е. Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 года работал в Институте военной истории.

Трагически погиб 7 ноября 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В экспозиционном зале Курского областного краеведческого музея, посвящённом Великой Отечественной войне, есть бюст Андрея Боровых, его китель, украшенный "Золотыми Звёздами" Героя и орденскими планками, фотография, а в фондах музея - шлемофон, депутатский билет на его имя, Диплом Почётного гражданина города Курска, листовка Главного политического управления Красной Армии, многочисленные фотографии военных лет, его личные вещи.

Список всех известных побед майора А. Е. Боровых:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 16.02.1942 г. 1 Hs-126 (в группе - 1 / 3) Холм И-16, "Харрикейн",

Як-7, Як-9, Як-3.

2 18.02.1942 г. 1 Hs-126 (в паре - 1 / 2) Горы Липовые - Горбуши
3 25.02.1942 г. 1 Hs-126 (в группе - 1 / 3) зап. Холм
4 28.02.1942 г. 1 Ju-52 (в группе - 1 / 3) Чекуново
5 03.03.1942 г. 1 Do-215 (в группе - 1 / 4) Верхний Ополец
6 07.03.1942 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) юго - зап. Холм
7 08.03.1942 г. 1 Ju-52 (в паре - 1 / 2) сев. Холм
8 1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) юго - зап. Холм
9 1 Ме-109 Холм
10 21.03.1942 г. 1 Ju-88 Торопец
11 06.04.1942 г. 2 Ju-52 (в группе - 2 / 3) сев. - зап. Холм
12 02.07.1942 г. 1 Ju-52 Белый
13 04.07.1942 г. 1 Ме-109 Белый
14 1 Ju-52 Белый
15 06.07.1942 г. 1 Ме-109 Белый
16 20.08.1942 г. 1 Ju-88 Ржев
17 28.08.1942 г. 1 Ме-109 Ржев
18 1 Ju-88 Ржев
19 31.05.1943 г. 1 FW-190 Поныри
20 05.07.1943 г. 1 FW-190 Лутовиново
21 06.07.1943 г. 1 FW-190 Малоархангельск
22 1 FW-190 Архарово
23 03.08.1943 г. 1 FW-190 юго - вост. Шарыкино
24 04.08.1943 г. 1 Ju-87 Драгунская
25 05.08.1943 г. 1 Ju-87 Кутафино
26 23.02.1944 г. 1 FW-190 Костяшево
27 08.03.1944 г. 1 Hs-126 вост. Борец
28 28.03.1944 г. 1 FW-190 вост. Следюки
29 04.05.1944 г. 1 FW-190 юго - вост. Раслув
30 20.07.1944 г. 1 Не-111 Целеконица
31 08.08.1944 г. 1 FW-190 Козелек - Мейский
32 09.08.1944 г. 1 FW-190 Наймовица
33 12.08.1944 г. 1 FW-190 вост. Бжуза
34 1 FW-190 юго - зап. Варка
35 07.10.1944 г. 1 FW-190 сев. - зап. Яблонна
36 14.10.1944 г. 1 Ме-109 зап. Хотомов
37 21.10.1944 г. 1 FW-190 Дембе
38 1 Ме-109 юж. Насельск
39 16.04.1945 г. 1 FW-190 сев. - зап. Оберсдорф

Всего сбитых самолётов - 32 + 14 [ 30 + 10 ]; боевых вылетов - 475; воздушных боёв - 113.

Бой пары истребителей с превосходящими силами противника.

Свою боевую деятельность лётчика - истребителя я начал ведомым, а затем постепенно стал водить группы истребителей на выполнение всех видов боевой работы истребительной авиации.

Вспоминая свой боевой путь, я прихожу к убеждению, что свободными действиями пары или звена можно наносить противнику ощутительный урон. В подтверждение сказанного опишу один воздушный бой, который я провёл парой против 10 истребителей противника в октябре 1944 года.

Наши войска вышли на рубеж реки Висла и заняли плацдарм на её правом берегу. Немцы несколько раз пытались сбросить наши войска с занимаемых ими позиций, для чего они бросали не только крупные силы наземных войск, но и авиацию.

Наш полк получил задачу: находиться в боевой готовности как резерв Командующего 16-й Воздушной армии для усиления и наращивания воздушного боя и отражения налётов мелких групп самолётов противника по вызову. Связь была прямая - телефонная и радио, а также связь с установкой "Редут", которая оповещала нас. На вооружении у нас были самолёты Як-3.

Весь день 21 октября наша бомбардировочная и штурмовая авиация под прикрытием истребительной вела напряжённую боевую работу.

Истребители противника мелкими группами противодействовали нашей авиации. В этот день мы по нескольку раз вылетали по сигналу с КП 16-й Воздушной армии и провели ряд успешных воздушных боёв.

Получив сигнал на вылет, я в паре со своим ведомым лейтенантом Калюжным вылетел на перехват пары охотников противника. После взлёта сразу же установил связь с КП и был наведён на шестёрку FW-190 с подвешенными бомбами.

Имея превосходство в высоте около 800 метров, я решил атаковать заднюю пару самолётов противника. Правым разворотом со снижением я зашёл одному FW-190 сзади под ракурсом 0 / 4 и с дистанции 100 - 150 метров длинной очередью зажёг его. После атаки вышел с набором высоты за облачность через просвет в облачности.

Ведущий пары FW-190, атакованной нами, заметив горящий самолёт своего ведомого, поспешно вышел из боя. Осталась четвёрка "Фоккеров", которая, сбросив беспорядочно бомбы, приняла бой, строя в нём маневр с набором высоты. При наборе высоты один из FW-190 отстал от группы. Я моментально решил воспользоваться оплошностью врага. Имея преимущество в высоте, а следовательно, и в скорости, атаковал сверху - сзади под ракурсом 1 / 4 отставший FW-190 и с дистанции 100 - 150 метров двумя пушечно - пулемётными очередями сбил его.

На выходе из атаки мы внезапно были атакованы 4 Ме-109, которые, прикрываясь облачностью, скрыто подошли в район воздушного боя. Немцы провели несколько последовательных, но безуспешных атак. Вследствие прекрасных качеств самолета Як-3 и облачности мне удалось выйти из явно невыгодного положения. Так как горючее было на исходе, нашей паре пришлось уйти на свой аэродром.

В результате боя с 10 истребителями мы сбили 2 самолёта и заставили противника отказаться от выполнения задачи.

Хорошо подготовленный ведомый не стесняет маневр ведущего, а, наоборот, придаёт ему уверенность, ибо, когда чувствуешь хорошее прикрытие, действуешь решительней. Хорошо слётанная пара или звено могут наносить врагу ощутительный урон и способны сорвать штурмовку и бомбометание превосходящих сил противника.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)