Имам шамиль интересные факты. Имам Шамиль

До своего пленения в 1859 году имам Шамиль оставался непреклонным противником Российской империи. Он до сих пор остается символом независимости Кавказа. О его роли спорят историки, а режиссеры снимают фильмы.

ШАМИЛЬ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

К середине 50-х годов XIX века имамат Шамиля уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонился к закату. Политика Шамиля в период Крымской войны содержала ряд весьма интересных и противоречивых действий.

Начало войны связано с активизацией военных действий имама. Один за другим следует ряд набегов на Баташ-Юрт, Новую Атагу, Гельдиген и Кахетию. Но с 1855 года картина меняется. Одним из ключевых факторов изменения позиции Шамиля стало то, что союзники не вникали в тонкости Кавказа, рассматривая регион только как сферу своего влияния.

Если в начале имам возлагал большие надежды на помощь Османской империи и Англии, то вскоре у самого Шамиля, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. Сложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. В то же время и Шамиль отказался от набегов на русские крепости. Во всяком случае во время решающих событий под Карсом осенью 1855 года Шамиль бездействовал, развязав российскому наместнику на Кавказе Н. Н. Муравьеву руки.

Сам Муравьев так охарактеризовал позицию имама: "Шамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хотя бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности ".

В дальнейшем русские войска вплоть до появления на Кавказе Барятинского масштабных операций против имамата не предпринимали. Только после завершения Крымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Шамиля на подконтрольной ему территории.

В конце концов победили сторонники Барятинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Барятинский, благодаря своему личному влиянию на царя, не без труда добился сосредоточения на Кавказе огромных сил и средств, о которых ни Ермолов, ни Воронцов не могли даже мечтать. Численность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

Избегая крупных рискованных операций, Барятинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихся под контролем Шамиля аулов, занимаю одну твердыню за другой. Последним оплотом Шамиля стал высокогорный аул Гуниб, взятый 25 августа 1859 года.

ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ

Пленение Шамиля и фактическое окончание боевых действий в Чечне и Дагестане вызвали немалый международный резонанс, а также напрямую отразилось на неподконтрольном Шамилю побережье Черного моря. Кавказская война , самая продолжительная война России в XIX веке, подходила к концу.

Европу беспокоила раздутая до невероятных размеров угроза проникновения России в страны Среднего Востока. Австрийский посол в Лондоне отозвался кратко: "Теперь дорога в Азию открыта (для России)". Ряд представителей британских деловых кругов даже указал королеве Виктории на измену Шамиля, "защищавшего доступ России к Азии ". Примечательно, что после 1859 года боевые действия на Северо-Восточном Кавказе пошли на спад, и, наоборот, на побережье Черного моря вспыхнули с новой силой, где помимо сопротивления горцев России пришлось столкнуться с особо жестким противодействием Англии и других европейских держав, активно разыгрывавших "кавказскую карту".

ШАМИЛЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Образ Шамиля нашел отражение в художественной литературе, в солдатских песнях Кавказской войны, живописи. Не обойден он и кинематографом. Шамилю, при относительно небольшом количестве кинопроизведений по Кавказской войне, посвящены три исторических художественных фильма. Первый был снят на "Мосфильме" в 1992 году и, несмотря на отдельные огрехи является классическим историческим фильмом, задумывавшимся как часть трилогии об одной из центральных фигур Кавказской войны. Он охватывает период от гибели Кази-Муллы в 1834 году и до и установления имамата Шамиля.

Снятое 17 лет спустя на киностудии "Дагестан" продолжение "Последний бой имама" по сути является не историческим фильмом, а полным абсурдом, начиная изображением исторических деятелей и до элементарных батальных сцен. Короткая лента повторяет сюжет предыдущего фильма на новый лад, касаясь лишь гибели Кази-Муллы, а личность Шамиля скрывается за полосой не связанных с ним событий и явлений.

Последняя попытка показать образ Шамиля также была сделана на киностудии "Дагестан", в 2012 году. Фильм "Последняя битва" выглядит не столь абсурдным, как предыдущий, наделен элементами компьютерной графики, но вновь оказался слабым с исторической точки зрения и посвящен падению в 1859 году последнего оплота Шамиля - аула Гуниб. Шамиль также является героем итальяно-французского фильма "The Cossacks", снятого в 1960 году. Роль Шамиля исполняет британский актер Эдмонд Пьюдом.

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.

Шамиль (авар. Шамил; 26 июня 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, [Западный Дагестан] - 4 февраля 1871, Медина [ныне Саудовская Аравия]) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии. Национальный герой народов Кавказа.

Первые годы

Происхождение

Происходил Шамиль из аварцев. Сын аварского узденя кузнеца Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха - Баху-Меседы. Предки Шамиля по отцовской линии были кумыки (дед - Али, прапрадед - Амирхан). По сообщению М. Н. Чичаговой, его прапрадед «Кумык-Амир-Хан» был «человек известный на Кавказе». Однако ряд источников, относительно его этнической принадлежности, традиционно называет его аварцем.

Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб) общества Хиндалал Аварии (Аваристан; ныне Унцукульский район, западный Дагестан) 26 июня (7 июля) 1797 года, по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, то есть в первый день Нового года. Имя ему дано было в честь деда Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему новое имя Шамиль (Шамуил «Услышанный богом»), в честь дяди (брата матери).

Духовное становление

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой.

В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью.

Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад (Гази-Мухаммад), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с 12 лет в Унцукуле, со своим наставником шейхом Джамалуддином Казикумухским. В 20 лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Имам Шамиль

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического ислама ни в обрядах, ни в учении.

Осаждённый вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством генерала Вельяминова в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб. Много позже, сам Шамиль, находясь в Калуге так описал это сражение:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрём, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошёл ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, поражённые его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Такую личность как имам Шамиль всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

Имам Шамиль сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием, продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести?

Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения, написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно? Почему его личный секретарь не соизволил ознакомить нас с родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля, или всё же знал?

У меня складывается мнение, что Шамиль запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает; "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля; «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова - это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид». Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе».

Теперь хочу на суд читателя выставить свою версию произошедших событий.

За что шамхал Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.) я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

Ответ на этот вопрос, я вижу в следующих обстоятельствах. Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году. Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

Но но не будем отвлекаться от главной темы.

Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом? Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то, что отец Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е. он был кумык, а не аварец.

В первые годы своего имамства Шамиль, не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам. Он действовал по инстинкту, как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев. За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость, эта банальная кровная месть.

Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму удалось скрыться. Из усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».

Такие же внезапные нападения его мюриды совершали и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке. Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

Когда пристав Руновский задал имаму вопрос за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу».

Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок? Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил кому либо писать и говорить о своих предках.

Позже Шамиль, поняв что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

Гамид Габитов. Дагестан

Шамиль - имам Чечни и Дагестана.

Шамиль родился в июне, 26-го числа, в 1797 году. Родился он в селении Гимры.

Будучи ребёнком, Шамиль очень часто болел, но начал выздоравливать и даже расти после того, как его первое имя «Али» заменили на «Шамиль».

Шамиль имел такую силу, что никто из сверстников не мог победить его ни в прыжках, ни в беге, ни в борьбе - Шамиль одерживал вверх всегда! Ходят легенды, что, если Шамиль видел на улице ишака, нагруженного дровами, то просто перепрыгивал через него.

С самых юных лет дядя Шамиля по материнской линии учил его читать Коран. А когда тот достиг возраста 10-ти лет, мальчика был отправлен в медресе на дальнейшее обучение.

Шамиль был очень храбрый, смелый и решительный. Об этих его качествах знали все, поскольку проявлялись они в любом его действии. Однажды,когда Шамилю в конец надоело видеть отца дома пьяным (а тот любил приложиться к бутылке), то он прямо сказал ему, что, если он вздумает ещё хоть раз выпить вина, то его сын в то же день бросится со скалы прямо в реку. Отец отлично знал характер мальчика, а потому, пить немедленно бросил.

Рассказывают, что с ним б ыл и такой случай: в то время, когда он учился в медресе в ауле Кудуль, к нему подошёл человек. Звали его Мазулав. Он сказал Шамилю: «Слышал я, что ты являешься самым сильным борцом среди всех койсубулинцев. Я желаю это проверить. Давай поборемся и удостоверимся, кто же из нас сильнее!» На что Шамиль ему ответил: «Оставь меня в покое, у меня нет никакого желания с тобой драться!» Но Махулав отнёс сказанное на испуг Шамиля и начал дразнить его, не прекращая.

Друзья сказали Шамилю о том, что тот не отстанет, пока не получит желаемого. Подумав, Шамиль согласился.

Поднявшись на плоскую крышу мечети, Махулав и Шамиль бросились на друга и начали драться. Махулав схватил Шамиля за пояс, после чего ударил его в грудь своей головой! Но Шамиль крепко держал Махулава за его рубашку, не отпуская, хоть удар Махулава был так силён, что после него у Шамиля затрещали кости.

Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол, наступил коленом ему на живот, после чего сказал: «Если ты мужчина, вставай!». Махулав так и не сумел подняться, пока Шамиль не сошёл с него. После этой драки Шамиль болел целый месяц - сказался удар по груди.

Однажды, Шамиль и его друг Газимухаммад разговаривали на тему плавания. Газимухаммад сказал Шамилю о том, что в их ауле никто ещё не сумел переплыть то место, где сливались две реки - настолько силён там был водоворот. В том месте воды сильно бурлили, и там был водоворот.

Шамиль сказал: «Я смогу переплыть на ту сторону». «Хоть ты и хороший пловец, однако сможешь ли ты выбраться из водоворота?» - спросил его Газимухаммад. А Шамиль ему ответил: «На всё это воля Аллаха. Суждено мне - переплыву. А нет - погибну»

Шамиль. Газимухаммад и позванные сверстники отправились к реке. Там Шамиль снял с себя всю одежду и смело бросился прямо в воду! Прямо в водоворот.

Долго бился Шамиль с потоками воды, попадая то в один, то в другой. На некоторое время он вырывался из водоворота и плыл к берегу, но всякий раз сильное течение, производимое водоворотом, тянуло его обратно.

В какой-то момент Шамиль и вовсе исчез из виду.

«Мы лишились своего друга» - растерянно произнёс Газимухаммад.

В этот самый момент, Шамиль, будучи под водой и почти потерявший последнюю надежду, начал читать шахаду. А потом, он собрал в кулак все последние, оставшиеся у него силы и всё же доплыл до берега! Все свидетели его победы были восхищены этим торжеством силы человека, и его веры.

Шамиль старался радовать свою мать. Она была им очень довольна, всегда просила Аллаха: «Возвысь моего сына, сделай его тем человеком, который занимает высокий уровень» И уже пребывая в статусе имама, Шамиль нередко говорил: «Скорее всего, Аллах принял молитвы от моей матери»

Когда Шамиль был ещё пока что мутаалимом, он находился в мечети другого аула. Дело было в месяц Рамадан. В руках у каждого из муталлимов было толокно - по три комочка у каждого. Они получили его в виде саадака.

В то же время, в ту же мечеть вошёл нищий человек и начал просить еды. Однако, никто не захотел давать нищему человеку ту еду, что он приготовил для себя на ранний завтрак перед днём поста. А Шамиль подошёл к человеку и отдал ему толокно.

«Да возвысит твою ступень Аллах!» - произнёс благодарный нищий.

Уже будучи имамом, Шамиль нередко говорил, что этот нищий мог быть никем иным, как Пророком Хизри (мир ему!).

Есть и другой случай. Однажды, Шамиль со своими сверстниками отправился в аул, который находился далеко в горах, чтобы учится в медресе, находящейся там. На ночлег они все остановились в мечети. У них не было тех условий, которыми обладают современные люди - гостиниц, и прочего.

Прошло некоторое время, и один из его друзей отметил, что Шамиль встаёт и куда-то выходит за два часа до утреннего намаза. Когда он рассказал об этом другим ребятам, то они решили проследить за Шамилем, чтобы выяснить - куда он уходит и зачем он это делает.

Поначалу, они решили, что он завёл себе девушку, влюбившись в неё.

Когда пришло время, то все мутаалимы легли спать, словно ни в чём не бывало. Но каждый только притворялся спящим и не спал. Все ждали, когда Шамиль опять поднимется и куда-то пойдёт. Так и произошло. Шамиль вновь куда то встал.

Как только Шамиль поднялся и куда-то пошёл, все немедленно поднялись и отправились вслед за ним.

Шамиль отправился к полуразваленному дому и зашёл в него. Не далее, чем через несколько минут, он вышел оттуда с несколькими кувшинами, отправился к роднику. Там он наполнил их и пошёл обратно, занёс их в дом. Прошло полчаса. Шамиль вышел из дома и направился в сторону мечети.

Его товарищи были полны подозрений и сомнений. Они думали, что в доме находится возлюбленная Шамиля. Желая изобличить и пристыдить своего товарища, они вошли в дом, намереваясь найти там возлюбленную Шамиля. Но нашли там старуху, которая едва-едва ходила по комнате. Их изумлению не было предела!

В итоге, дело оказалось так: приехав в село, Шамиль первым делом выяснил, кому здесь требуется помощь. Его привели к всеми покинутой старухе. И, выяснив, что здесь живёт одинокая, всеми покинутая старуха, он взялся помогать ей - убираться в комнате, а также приносить воду каждую ночь.

У старухи уже давно не было ни детей, ни родственников, ни кого-либо ещё, кто бы мог ухаживать за ней. И Шамиль всё это время восполнял заботу о ней со стороны её возможных родственников, которых не было у старухи.

Будущий имам втайне от всех ходил к этой старухе, ухаживал за ней, убирался, после чего возвращался в мечеть, обратно. Вот таков был Шамиль ещё в самом юном возрасте, до своего становления имамом.

Шамиль был чрезвычайно остроумен и красноречив. Как рассказал о нём разумный и сообразительный Мухаммад Касыр (что означает «короткий») Эндиреевский Мухаммад Карахскому следующие слова: «Русские, а именно их начальство желает проявить уважение Шамилю. Они хотят возвеличить его, не хотят сделать его презренным и унизить. Тому имеется следующее доказательство: Между мною, а также князем Чавчавадзе состояние дружбы. И однажды, после того, как уехал Шамиль к русскому царю, мне удалось посетить своего друга - князя - а также встретить там учёного, который ранее был приближённый у того же Шамиля, заменявшего его. Чавчавадзе меня усадил подле себя и положил мне руку на плечо. После чего спросил: «Ты не спросишь о своём приятеле Шамиле?» Ответил я: «Я не знал, что ты бывал у него, поистине» Он сказал: «И я не был у него, однако до меня дошли слухи о нём». И учёный рассказал, что Шамиль в последнее время, в состоянии глубокой старости, начал стареть и слабеть умом.

Чавчавадзе так и заявил: «В России в наше время широко распространено мнение о том, что ум Шамиля совершенен, а храбрость безгранична. А иначе и быть не может, ведь Шамиль вытерпел двадцати пятилетнюю борьбу с царизмом, и русский царь этого не выдержал, после чего принял решение идти на мировую!»

Упомянутый здесь же Мухаммад Касыр говорил о том, что тот же Чавчавадзе говорил и рассказывал ему про разговор с Шамиля и архиерея. А ведь архиерей - это один из самых великих монахов. И Чавчавадзе сказал: «Архиерей выше у нас, чем даже царь»

И вышло так, что, в процессе разговора, Шамиль спросил у архиерея: «Разве заменять предшествующие предписания от пророков не в обычае Аллаха заменять предписаниям пророка, который пришёл после? Ведь заменены была определённые скрижали другими. Предписание скрижалей была также заменено Торой от пророка Моисея (мир ему), а та же Тора была в свою очередь заменена Евангелием» И Архиерей ответил: «Конечно, это всё так». Шамиль продолжил: «И почему же Вы не можете признать замену Евангелия Кораном?» И далее он сказал: «Эту тему мы оставим, но принесите мне Евангелие, которое написано на арабском». Ему принесли экземпляр. И, когда Шамиль прочитал Евангелие, то он сказал: «Евангелие запрещает свинину, вино и прелюбодеяния. Вместе с тем, Вы не поступаете с ним сообразно!»

Чавчавадзе сказал: «Следовало ли Шамилю говорить эту речь столь уважаемому человеку, и неужели в Коране нету того, что не исполняете вы?»

«Да» - признал учёный. - «В Коране есть вещи, которые мы не исполняем»

Но я же сказал: «Мы делаем предписания Корана. Мы молимся, платим закят, держим пост в священный месяц Рамадан, а также воздерживаемся от нечестивости и прелюбодеяния. В том же случае, что выпьет пьющий, либо украдёт укравший - то это только от их личной порочности».

Чавчавадзе сказал. Положив руку мне на плечо: «Мухаммад, ты обвиняешь меня в этом».

То же самое сообщения излагают по-другому. Об этом писали и в русских газетах, приходивших к Темир-Хан-Шуру. В них говорилось о том, что архиерей пригласил в итоге Шамиля в гости в свой дом, вместе с русским царём.

Шамиль нашёл архиерея дряхлым стариком, спросил его: «Нет разве у тебя жены?»

«Нет, ответил архиерей. Пророк Иисус не женился, я же следую за ним»

Посмотрел Шамиль - дом архиерея был уставлен золотом, серебром, лампадами и сосудами.

«Разве дом Иисуса был уставлен золотом и богатством?» - спросил он архиерея.

«Нет» - отвечал тот.

«Так почему же ты следуешь за пророком только в одном безбрачии, однако избегаешь следования за ним во всём, что касается богатства?»

Архиерей смутился и замолчал.

Имам Шамиль, третий имам Чеченских и Дагестанских земель, ушёл из этого мира 4-го февраля 1871.