Интересные факты о крейсере аврора. Крейсер «Аврора»

17 ноября 1948 года крейсер «Аврора» был поставлен на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки. С тех пор легендарное судно стало одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении. Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная».
Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера - в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе "Новое Адмиралтейство", под руководством общества франко-русских заводов.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: "Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй". В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора "Парижская Коммуна" (бывший "Севастополь"). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера "Аврора" пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с "Парижской коммуны". На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры "Форты Кронштадта" одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея. На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть. Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Корабль или макет

Считается, что "Аврора" - единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней. Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х. При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

«Аврора» и Октябрьская революция в сознании жителей нашей страны неотделимы друг от друга.

Но спроси о боевом пути легендарного крейсера прохожего на улице - не ответит. А между тем подлинная история «Авроры» удивительна, почти невероятна...

1. ПЕРЕЖИЛА «СЕСТЕР-БЛИЗНЯШЕК»

В год столетнего юбилея революции круглую дату отмечает и сам крейсер «Аврора». Он был заложен в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство».

За 120 лет своей истории «Аврора» успела принять участие в трех революциях и двух мировых войнах, благополучно дожив до наших дней, чего нельзя сказать о двух ее старших сестрах.

Крейсер «Аврора» был построен третьим после двух аналогичных крейсеров - «Дианы» и «Паллады». Судостроительные работы проходили в рамках программы «для уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».

Первые бронепалубные крейсера России имели довольно средние военные и ходовые характеристики. Первыми на боевое дежурство в 1903 году отправились «Диана» и «Паллада», усилив русскую эскадру в Порт-Артуре накануне начала Русско-японской войны.

Во время героической обороны города «Диана» и «Паллада» приняли в ней самое активное участие. 28 июля 1904 года эскадра начала попытку прорыва в сторону Владивостока. «Диана», вырвавшись из сражения, ушла в Сайгон.

Вернувшись в Россию, она принимала участие в Первой мировой войне. После революции в 1922 году крейсер был продан советско-германскому акционерному обществу и разобран на металлолом.

«Палладу» постигла не менее печальная судьба. Не сумев вырваться из осажденного Порт-Артура, она была подорвана в числе других кораблей после принятия решения о сдаче крепости.

2. «ДОЧКА» ИМПЕРАТОРА

Со времен Петра I давать имена крупным кораблям русского флота было прерогативой самодержца. «Аврора» не стала исключением. Николаю II предоставили на выбор одиннадцать предполагаемых названий: «Аврора», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг», «Наяда», «Юнона», «Гелиона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун». После недолгого раздумья император лаконично начертал на полях: «Аврора».

Почему выбор пал на имя древнеримской богини утренней зари? По этому поводу существует такая версия: крейсер на самом деле был назван в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского от превосходящих сил английской эскадры во время Крымской войны в 1854 году.

Кстати, общая стоимость постройки «Авроры» составила 6,4 млн рублей золотом.

3. ТРИ ГОДА НА ДОРАБОТКУ

Торжественный спуск на воду состоялся 11 мая 1900 года. На верхней палубе корабля в составе почетного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора».

Однако до 1903 года на «Авроре» проходила установка головных машин, общекорабельных систем и вооружения. Только после этого крейсер отправился в свой первый дальний поход по маршруту Портленд - Алжир - Бизерта - Пирей - Порт-Саид - порт Суэц.

В январе 1904 года соединение контр-адмирала Вирениуса, в котором состояла «Аврора», получило известие о начале войны с Японией и приказ вернуться на Балтику.

4. КРОКОДИЛЫ И ГАРДЕМАРИНЫ

На родине экипаж «Авроры» тут же получил приказ немедленно отправляться во Владивосток для помощи Тихоокеанской эскадре.

Во время предыдущего путешествия, находясь в африканском порту, моряки взяли на борт двух домашних питомцев - крокодилов по кличкам Сам и Того. С ними устраивали различные соревнования, пытались приручать, но напрасно. Первый крокодил сбежал с судна во время дрессировки, второй был убит во время Цусимской битвы 14 мая 1905 года.

В тот роковой день 50 кораблей русской эскадры вошли в Корейский пролив. Когда японские крейсера открыли шквальный огонь по русским транспортным кораблям, «Аврора» вместе с флагманом «Олегом» вступила в бой. Им помогали «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской» и «Светлана».

К сожалению, сражение было проиграно. Капитан крейсера Евгений Егорьев погиб. Во время битвы были затоплены несколько отсеков корабля, выведены из строя пушки, на крейсере полыхал пожар. Но «Аврора» не затонула - даже попыталась прорваться к Владивостоку. Однако запасов топлива хватило только на то, чтобы достичь Филиппинских островов, где в порту Манила крейсер был интернирован американцами.

Лишь 10 октября 1905 года после окончания войны с Японией на корабле вновь подняли Андреевский флаг, американцы отпустили крейсер к родным берегам. До 1913 года корабль оставался учебным судном гардемаринов и совершал дальние походы в Таиланд и на остров Ява.

5. КРЕЙСЕР ИЛИ ЭЛЕМЕНТ ПВО?

Попав в разряд ветеранов, «Аврора» вошла в состав кораблей, на которые возлагалась дозорная служба фарватеров из Финского в Ботанический залив. Но повоевать в Первую мировую войну «Авроре» все же пришлось, правда, весьма необычным образом. Она играла роль ПВО в борьбе с низколетящими малоскоростными самолетами противника. И с поставленной задачей крейсер справился блестяще.

6. ШТУРМ ЗИМНЕГО ОБОШЕЛСЯ БЕЗ «АВРОРЫ»

Долгое время считалось, что залп с «Авроры» в октябре 1917-го послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца, но это не так.

В сентябре 1916 года «Аврора» встала на ремонт к стенке Адмиралтейского завода. В конце февраля 1917-го на заводе началась забастовка. Желая предотвратить возможные беспорядки на крейсере, его командир Никольский открыл огонь из револьвера по матросам, самовольно решившим покинуть судно, был убит командой, на крейсере вспыхнул мятеж.

С этого момента командование «Авророй» избиралось судовым комитетом. Накануне революционных событий 24 октября 1917 года «Аврора» прошла вверх по течению Большой Невы к Николаевскому мосту, не дав завладеть ею юнкерам.

Корабельные электрики свели проемы моста, соединив Васильевский остров с центром города. Предполагалось, что 25 октября в 21.40 крейсер даст пару холостых выстрелов, означающих «Внимание! Готовность».

Первой выстрелила пушка Петропавловской крепости и только затем с «Авроры» прозвучал легендарный холостой выстрел в сторону Зимнего. Вот только к началу штурма он никакого отношения не имел.

Выстрел, как потом подтвердила газета «Правда», должен был лишь призвать революционные массы к бдительности. Штурм дворца начался спустя несколько часов. Сигнал к нему был дан залпами орудий Петропавловской крепости, два из которых попали в окна дворца.

7. НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ...

В 1922 году было принято решение использовать «Аврору» как учебное судно для Балтийского флота. В 1924 году уже под советским флагом судно совершило дальний поход вокруг Скандинавии мимо Мурманска и Архангельска. К 1941 году крейсер-ветеран хотели было исключить из состава флота, но этому решению помешала война.

Часть орудий была снята с крейсера и использована как на других кораблях, так и в составе сухопутных батарей. 9 июля 1941 года была сформирована артиллерийская батарея специального назначения, известная в истории обороны Ленинграда как батарея «А» по заглавной букве имени крейсера. К сожалению, в боях погибло то самое орудие, из которого был произведен холостой выстрел по Зимнему дворцу.

В 1944 году крейсер «Аврора» был навечно установлен на Неве как «памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства». Место своей вечной стоянки крейсер занял лишь 17 ноября 1948 года после того, как изобразил в кино другой революционный крейсер - «Варяг».

Сегодня после очередного планового ремонта легендарный крейсер «Аврора» вновь вернулся на место своей вечной стоянки.

Дмитрий Соколов.

TOPFOTO/FOTODOM,

Бронепалубный крейсер 1-го ранга Балтийского флота «Аврора» в Санкт-Петербурге. Корабль участвовал в нескольких морских сражениях XX века и считается одним из главных символов революции 1917 года. С 1957 года филиал Центрального военно-морского музея.

Головное учреждение:

Расписание работы

ВТ, СР, ЧТ, СБ, ВС — с 11.00 до 17.15
ПН, ПТ — не рабочий день

«Аврора» относится к бронепалубным крейсерам типа «Диана», строившимся в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Всего было построено три таких корабля: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Последний крейсер получил свое имя в честь греческой богини зари и в память о парусном фрегате «Аврора», получившем известность при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Название лично выбрал император Николай II из одиннадцати предложенных вариантов.

Крейсер «Аврора» был заложен на верфи Нового Адмиралтейства в 1896 году и торжественно спущен на воду в 1900 году в присутствии императора Николая II и 78-летнего матроса, когда-то служившего на одноименном на фрегате.

В 1903 году крейсер «Аврора» вошел в состав Российского императорского флота. Первую службу корабль проходил на Дальнем Востоке, а затем был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. В 1905 году крейсер участвовал в Цусимском сражении, где получил существенные повреждения, после чего отправился на ремонт в филиппинскую Манилу. В 1906 году «Аврора» вернулась в Балтийское море. В 1909-1912 годах корабль принимал участие в учебном походе по Средиземному морю, а с 1913 года крейсер стал флагманским кораблем учебного отряда.

В годы Первой Мировой войны крейсер «Аврора» участвовал в оборонительных мероприятиях и продолжал учебные походы.

Во время революционных событий 1917 года власть на судне перешла к матросам, управление осуществлял избранный судовой комитет. Во время Октябрьского большевистского восстания «Аврора» произвела знаменитый холостой выстрел по Зимнему дворцу, ставший сигналом к началу штурма.

После революции корабль вновь вошел в состав учебного флота, совершив несколько международных походов. В годы Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады крейсер стал частью противовоздушной обороны Кронштадта.

В 1944 году было принято решение установить «Аврору» у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и базы Нахимовского училища. В 1957 году крейсер стал частью экспозиции Центрального военно-морского музея. Экспозиция располагается в шести помещениях корабля, открыты для посещения боевая рубка, машинное и котельное отделения.

Крейсер часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях и стихах, а также он снялся в кино в роли крейсера «Варяг».

Водоизмещение крейсера «Аврора» — 6731 тонн, длина судна — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра. Экипаж — 20 офицеров и 550 матросов.

Крейсер включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение крейсера «Аврора» будет интересно всем туристам, а в особенности, интересующимся морской историей. Кроме того, рядом с кораблем расположены и другие городские достопримечательности — и набережные, памятник 300-летию российского флота, дом «Дворянское гнездо», дом Балтфлота.

А не назвать ли нам крейсер «Полканом»?

Когда в сентябре 1896 года на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» затевают строительство нового военно-морского судна, гордое название «Аврора» ещё даже никому не приходит в голову. Новый проект назвали «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа "Диана"», с которым крейсер просуществовал почти год. Только в 1897 году он получает имя, которое придумывает для него Николай II. Императору, чтобы он лишний раз не забивал себе голову, предложили список из возможных названий. Среди них: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», "Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император список прочёл, подумал и написал на полях записки слово «Аврора».

Крокодилы с «Авроры» отказываются воевать

Торжественный спуск на воду состоялся 11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, которые наблюдали за происходящим из Императорского павильона.

В 1905 году, в разгар русско-японской войны, вместе с членами экипажа крейсера, направляющегося к берегам Страны Восходящего солнца, находилась парочка крокодилов, взятых на борт во время одной из стоянок в африканскому порту. Столь необычный «груз» объясняется просто: морякам разрешали брать с собой в плавание домашних питомцев. Конечно, домашними зверушками крокодилов можно назвать с трудом, но о вкусах, как говорится, не спорят. Крокодилам дали клички Сам и Того, устраивали для них плановые купания и даже пробовали приручить. Однако, как оказалось, дрессировка крокодилов - дело хлопотное неблагодарное: улучив удачный момент, один из крокодилов бросился в океан и навсегда сгинул в его синих водах. Дневник командира в тот вечер пополнился заметкой: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть». Второй пресмыкающийся был убит во время Цусимской битвы.

Тех, кто думая о морской службе, представляет, что весь день матросы гнут спину, надраивая палубу или получают тычки от капитана, можно сразу разочаровать, рассказывая об устройстве быта на крейсере. Досуг на «Авроре» был весёлым и многообразным: В Масленицу устраивались шлюпочные гонки, бега через марс (площадка на одной из мачт), соревнования по прицеливанию и театрализованный спектакль. К слову, «труппа» крейсера, состоявшая из матросов, оказалась настолько даровитой, что нередко посещала с выступлениями другие корабли эскадры.

Крейсер-герой

В ходе Цусимского сражения крейсер проявил себя как надёжное судно, способное не только отражать атаку, но и наносить противнику сокрушительные потери: В ходе боя крейсер выпустил по противнику свыше 300 снарядов, и не один раз прикрыл собой другие русские броненосцы. После сражения «Аврора» недосчиталась пяти орудий, безвозвратно потеряла 16 человек (в их числе - капитан судна) и получила десять «ранений»

Символ революции

В революции 1917 года роли крейсера отводят особенное значение. Ещё бы, теперь у новой власти был свой грозный символ торжествующей справедливости, в одночасье уничтожившей самодержавие. Однако буквально в первые дни после залпа по городу поползли слухи, которые… не умолкают по сей день. Так, например, бытует мнение, что в день штурма Зимнего дворца из крейсера был открыт огонь. Тех, кто поверил этой легенде в первую очередь поспешила переубедить команда судна, направившая в редакцию газеты «Правда» записку, в которой говорилось, что с крейсера был произведён только один холостой выстрел, служащий призывов к «бдительности и готовности». Также этот выстрел нельзя было назвать сигнальным, так как он был произведён в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи. Кроме того, стоит учитывать, что в эти дни крейсер находился в ремонте который исключал вероятность того, что стреляли боевыми патронами.

Дальнейшая судьба крейсера

В 1941 году крейсер должен был превратиться в памятник, однако этому помешала война, во время которой судно получило серьёзные повреждения. В июле 1944 года крейсер отправили на ремонт, который затянувшись на четыре года, всё-таки сделал из «Авроры» в памятник, на борту которого располагалась учебная база Ленинградского Нахимовского училища, ставшая впоследствии филиалом Центрального военно-морского музея.

Когда два года спустя приступили к съёмкам кинокартины «Крейсер „Варяг“», в роли судна решили снять «Аврору». Для съёмок крейсер видоизменили, установив четвёртую, фальшивую трубу, и переделав носовую часть.

Летом 1984 года крейсер отбуксировали к судостроительному заводу «для капитального ремонта и переоборудования». Через три года судно встало на своё место, однако эксперты утверждают, что крейсер, стоящий сейчас у знаменитого причала имеет мало общего с прежней «Авророй». От настоящего крейсера осталась только часть корпуса выше ватерлинии. Нижняя же, залитая бетоном, покоится на корабельном кладбище.

21 сентября 2014 года крейсер снова отправится в ремонт, который предварительно оценили в 120 миллионов рублей. Так что если вы являетесь поклонником военно-морской техники или же вас интересует история одного из самых знаменитых суден России, поторопитесь, причал будет пустовать около двух лет.

Будущий год пройдет под знаком большого и неоднозначного юбилея - 100-летия октябрьской революции. В преддверии этой даты "Родина" будет публиковать неизвестные документы и воспоминания, аналитические статьи и стенограммы дискуссий, фотографии и словесные портреты действующих лиц 1917 года. А открывает юбилейную рубрику "ВЕКторы революции" ее главный символ.

Этот текст я услышал 30 марта 2003 года на борту крейсера "Аврора", где поминали писателя-моряка Виктора Конецкого. Он очень любил этот корабль. А те, кто пришел сюда, очень любили Конецкого.

В кают-компании накрыли столы. Говорили негромко и не только о грустном. Когда друг Конецкого еще с военно-морского училища, питерский актер Иван Краско начал читать это письмо, адмиралы и офицеры тоже заулыбались. Но потом вдруг потянулись за платками...

_Игорь Коц, шеф-редактор "Родины"

"Получив в бою 18 снарядов..."

Посмотрим статью лихого марсофлота Л. Я его так панибратски называю, ибо он очень художественные образы любит. Начнем с названия его статьи - "Пиратский крейсер".

"Корабль сомнительной славы, - пишет он, - участвовал в печально закончившемся походе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток и даже сумел избежать гибели на дне Цусимского пролива - крейсер прорвался в Манилу".

Здесь самое интересное слово "даже" и еще "на дне Цусимского пролива".

Корабли гибнут не "на дне", а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с убитыми командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых матросов...

Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение стрелять, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, который в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.

"Что тебе снится, крейсер "Аврора", в час, когда утро встает над Невой?"

Эффектная концовка для начинающего сочинителя в литкружке. Много чего снится "Авроре", очень много. Возьмем сборник статей "Русское военно-морское искусство", том 2й, стр. 364. Пишет участник Цусимского боя офицер крейсера "Аврора":

"Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: "Успеется, после, теперь некогда!" Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном".

Вы пишете: "Аврора" - памятник русскому бунту, бессмысленному и беспощадному".

Л. пишет: "Революционная свирепость русских матросов, их садистская ненависть к морским офицерам до сих пор не объяснена историками. Были ли они ответной реакцией на специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса или сформировались стрессом службы в замкнутом помещении кают и кубриков?"

Какой к едрене фене может быть стресс, ежели тысячу лет моряки жили "в замкнутом помещении"? Ясное дело, это Вам не люкс в гостинице "Астория". А на нок-фор-бом-брам рей по пертам ходили на высоте повыше Александрийского столпа? Хорошенькое замкнутое пространство!

Теперь о свирепости и садистской ненависти к офицерам, которую наши историки до сих пор объяснить не могут.

Вы, господин Л., когда-нибудь линьков пробовали? Линь - это тонкая веревка белой пряжи, не толще полутора дюймов в окружности.

"Специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса", ясное дело, было. Но Вы Бориса Лавренева почитайте или Сергея Колбасьева. А Нахимов, Лазарев, Ушаков и сотни других, которыми Россия гордится, не Морской корпус заканчивали?

Чего это Вы, господин Л., так на матросов окрысились? Матросов офицеры и адмиралы воспитывают и в бой ведут. Да за одно плавание "Авроры" в Сиам (осень - зима 1911 - 1912 гг.) с Великим князем Борисом Владимировичем на борту матросы должны были озвереть. Столько самодурства, хамства Борис Владимирович успел выказать в походе, ничуть не смущаясь ни матросских, ни офицерских глаз. Трех поваров с собой привез и 500 бутылок шампанского.

Вы пишете дальше: "...моряки "Авроры" вместе с "буревестниками революции" из Кронштадта пытались захватить Петроград в июле 1917го, а в октябре, обстреляв город, окончательно заслужили свою пресловутую славу "крейсера революции..."

Да не стреляла (у Вас "обстреливала") "Аврора" по Питеру, кроме одного холостого хлопка в сторону Зимнего.

Капитан-лейтенант Виктор Конецкий

ТОЛЬКО ФАКТЫ

А еще орудия крейсера громили гитлеровцев

  • 11 мая 1900 года крейсер был торжественно спущен на воду на питерской судостроительной верфи "Новое Адмиралтейство". Получил имя "Аврора" - в память об одноименном парусном фрегате, который героически сражался во время Восточной войны 1854 года у Петропавловска-на-Камчатке.
  • В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота.
  • Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.
  • 25 октября 1917 года дал холостой выстрел из бакового орудия, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. С "Авроры" было передано написанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России!"
  • С 1923 года стал учебным судном.
  • В годы Великой Отечественной войны из орудий главного калибра, снятых с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
  • 17 ноября 1948 года бросил якорь на месте вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки.
  • В 1956 году на корабле открыт филиал Центрального военно-морского музея.