Проективные методы. Проективные методики, виды проективных методик Понятие проекции проективные методики в психологическом исследовании

А также особенности интеллекта. Чертами, которые отличают их от стандартизованных способов психологического исследования, являются следующие.

Во-первых, речь идет об особенностях предлагаемого респонденту стимульного материала. Его отличает малоструктурированность, неопределенность и неоднозначность. Только в этом случае сможет "заработать" и реализоваться принцип проекции. Когда респондент начинает взаимодействовать со стимульным материалом, то происходит его структурирование. Но в этом процессе личность начинает проецировать особенности своего психического мира: тревоги, конфликты, потребности, и прочее. Поэтому проективные методики являются очень удобными в использовании.

Во-вторых, перед респондентом ставится особая задача, которая относительно неструктурированна. Она допускает огромное количество разнообразных ответов. Получается, что исследование, которое проводится при помощи проективных методик, является замаскированным. Респондент не сможет догадаться о том, что в его ответах станет предметом для интерпретации экспериментаторов. Именно поэтому проективные методики в психологии в минимальной степени подвергаются фальсификации, нежели те опросники, которые построены на сведениях о личности.

В-третьих, проективные методики отличаются особенностями в обработке и интерпретации полученных результатов. Они не являются стандартизированными, поскольку в большинстве из них отсутствует математический аппарат для того, чтобы получить объективную обработку полученных результатов. Проективные личности не содержат никаких норм. В их основе лежит качественный, а не количественный подход. Поэтому до сих пор не были разработаны оптимальные методы их проверки, насколько они надежны и валидны. Поэтому для получения максимально точных данных, рекомендуется соотнести полученные результаты с данными, которые имеются от использования иных, более надежных методов.

Проективные методики классифицируют по разным основаниям. Наиболее полной является следующая:

  • Методики дополнения, когда в роли стимульного материала выступает набор из слов-стимулов. Респондент же должен называть те слова, которые будут "приходить на ум" в связи с тем словом, которое было услышано. Например, ассоциативный тест, созданный К.Г. Юнгом, Помимо этого большую популярность имеют те методики, на которые нужно дать четкое количество вариантов ответа. Например, тест "Кто Я?".
  • Методики интерпретации, когда в качестве стимульного материала выступает комплект картинок и фотографий. В этом случае от респондента потребуется составить целый рассказ (САТ, ТАТ), опираясь на предложенные картинки, либо же ответить на те вопросы, которые предложены в ситуациях на них, либо же нужно отобрать приятные и неприятные фото-картинки. Например, тест выявления фрустрации Розенцвейга, методика Жиля или тест Сонди.
  • Методики структурирования, когда анализируются возникшие после просмотра стимульного материала, который малоструктурирован. Например, толкование форм Роршаха.
  • Методики изучения экспрессии, которое осуществляется на основе или особенностей в речевом поведении.
  • Анализ продуктов творчества человека, когда предметом интерпретации становится рисунок, созданный респондентом на основании задания. Например, "Два домика", "Пиктограмма", " Автопортрет" и так далее.

Проективные методики обычно - это дополнительный

История развития и теоретические основы проективного метода. Виды проективных методик. Описание проективных методик.

Проективные методики - приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно проявляться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.

Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

Позднее К. Юнг полагал, что эмоции влияют на способность личности к формированию и восприятию идей. Он подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных.

Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологи и сам Юнг настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.


В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты, например, больные эпилепсией, практически не давали атипичных ассоциаций. Однако важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового исследования: свободных ассоциаций у детей. Протестировав 300 детей различного возраста, они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный рост индивидуальных ответов.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Первой проективной методикой, т.е. той, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции – психологической концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ) американского психолога Генри Мюррея (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших категорий и понятий.

Проекция (от лат. – выбрасывание) как психологическое понятие появилось впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду. Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта между бессознательными влечениями и установками общества, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму – проекции. Фрейд, правда, упоминает и о том, что проекция не только возникает в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также принимает самое большое участие в образовании внешнего мира. Однако это расширенное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции – наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков – основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считается единственно обоснованным.

Атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать отрицательную информацию о собственной личности и является нормальным процессом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция - это, если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о неспособности согласиться с отрицательной информацией о себе (рисунок 11).

Рисунок 11 - Виды проекций

Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, которое объясняет восприятия объекта актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом».

Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития. Поэтому, при обозначении определенных методик, существующих как проективные, применяют к ним существующие концепции проекции, применительно к задачам диагностики личности.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось Лоуренсом Франком (полное исследование в 1948). Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1 Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).

2 Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3 Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже существующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

2) отсутствие ограничений в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых, как «правильных» и «ошибочных».

Виды проективных методик

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других с предложенными позднее изменениями и дополнениями, сегодня наиболее полно характеризует проективную технику.

· Конституитивные (испытуемому предлагают какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения). Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления, ожидания на тестовый материал.

· Конструктивные (предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных, модели их жилищ и пр.) из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его). Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни, а по определенным особенностям этих сцен и рассказов о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике их окружения.

· Интепретативные (испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены неопределенные ситуации, о которых необходимо составить рассказ с указанием того, что привело к такому выводу). Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.

· Катартические (предполагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях). Например, психодрама. Это дает возможность исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую эмоционально насыщенную информацию.

· Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремиться диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

· Экспрессивные (осуществление испытуемыми изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом – дерево – человек»). По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностей.

· Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Например, тест Люшера: предлагают выбрать квадрат с наиболее приятным цветом. После повторной процедуры определяется ряд наиболее привлекательных цветов и интерпретируется по символическим значениям цвета. В качестве стимулов могут выступать любые объекты неживой природы.

· Аддитивные (от обследуемых требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории). Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Следует отметить, что некоторыми учеными предпринимались неоднократные попытки менять обозначения обсуждаемых методик. Так, Р. Кеттелл предпочитает называть их «тестами ошибочного восприятия», Л. Бланк – «тестами апперцептивного искажения». Однако большинство исследователей принимают их исторически сложившееся обозначение как проективных.

Описание проективных методик

1 Методика чернильных пятен Г. Роршаха (Rorschach Inkblot Test). Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т.д.

Хотя стандартизированные серии чернильных пятен ис­пользовались психологами и раньше для изучения воображения и дру­гих психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чер­нильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Г. Роршах экспериментировал с большим коли­чеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным груп­пам психически больных. В результате подобных клинических иссле­дований те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отра­батывались с помощью дополнительного тестирования умственно от­сталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с изве­стными психологическими характеристиками. Г. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов. В его методике используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?» Помимо до­словной записи ответов испытуемого по каждой карточке эксперимен­татор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения обследуемого во время сеан­са диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспери­ментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относи­тельно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса респондент может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показате­лей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в пока­затели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содер­жание, популярность

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ас­социирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Локализация ответа (целое пятно или деталь) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному. Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких - значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки.

Детерминанты ответа - это те параметры пятна, которые вызыва­ют ответ. Они включают форму, цвет, оттенок и движение. Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Четкая «хорошая» форма свидетельствует о наблюдательности точности, реалистичности мышления; в норме подобные ответы составляют 80-90%. Использование оттенков в ответах говорит о чувствительности человека к тонким нюансам межличностных отношений. В сочетании с формой оттенки указывают на способ управления потребностью в привязанности, зависимости, опеке со стороны других людей.

Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, Роршах рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интраверсии) и эмоциональной стабильности.

Психологическая интерпретация кинестетических показателей - самая сложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Считается, что этот показатель наиболее интимно связан с внутренним миром личности, хотя существуют разные точки зрения на то, какие именно тенденции он представляет. Большинство исследователей расценивают кинезстезии как проекцию бессознательных глубинных слоев жизни личности, поскольку в отличие от цвета и формы, обусловленных объективными качествами пятна, движение как бы привносится самим субъектом. Исходя из этого, кинестезии часто связывают с творческими способностями, высоким интеллектом, развитым воображением. Роршах рассматривал их в связи с интраверсивной направленностью личности, т.е. умением человека «уйти в себя», творчески переработать (сублимировать) аффективные конфликты и тем самым добиться внутренней стабильности.

Таким образом, человеческие кинестезии указывают на:

1) интраверсивность;

2) зрелость «Я», выражающуюся в сознательном принятии собственного внутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями;

3) творческий интеллект (при хорошей форме);

4) аффективную стабильность и адаптированность;

5) способность к эмпатии.

Содержание. Трактовка содержания меняется в зависимости от си­стемы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человече­ские фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигу­ры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевлен­ные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относитель­ной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таб­лицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относи­тельное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий.

2 Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов ХХ века. Правильное, квалифицированное применение этой сложной ме­тодики позволяет получить целостное, глобальное знание о лично­сти, в котором представлена информация о доминирующих потреб­ностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, само­оценке.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц - чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты.

Г. Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ.

1 Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

2 Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, а желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.

3 Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других очень мало или он может вообще отсутствовать.

4 Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.

5 Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов:

1 На первом этапе следует определить героя каждого рассказа.

2 На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя: его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терми­нологии Г. Мюррея, это проявления потребностей. Потребность - глав­ная категория персонологии. Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, посколь­ку каждому человеку присущ специфический их комплекс. Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифици­ровал по разным основаниям. Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент на происхож­дении потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает, является следующая: различаются психиче­ские, организменные и социальные потребности. Мюррей выделил и описал несколько базовых потребностей, среди которых доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др.

3 На третьем этапе по­сле нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, дли­тельности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

4 Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся силь­нее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифици­рует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Контрольные вопросы :

1 Каковы цели использования проективных методов?

2 Каковы достоинства и недостатки проективных методов?

3 Дайте общую характеристику ТАТ, опишите области примене­ния этой методики.

Список литературы :

1 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

2 Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб., 1992.

3 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Киев, 1995.

4 Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. Рос­тов н/Д., 1996.

5 Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Проективный метод (от лат.projectio – выбрасывание вперед) основан на выявлении проекции с последующей их интерпретации. Проективные методы первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных методов служит положение Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки личности за­ключается в раскрытии ее неосознаваемых конфликтов, страхов и источников беспокойства. Термин проективный метод предложил Л. Франк для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание, которых не предполагает четких, обус­ловленных культурой ответов. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы (такие как чер­нильные пятна или расплывчатые картинки) обнаруживаются признаки подав­ленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Существует много различных видов проективных методов. Линдсей подраз­деляет их на следующие пять категорий:

1. Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришед­шей в голову мыслью или возникшим чувством (например, «Тест словесных ассо­циаций Меннингера», «Тест чернильных пятен» Роршаха).

2. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо. Например, в «Тесте тематической апперцепции» ис­пытуемым предъявляют серии картинок с изображением простых сцен и предла­гают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и какие чувства испытывают персонажи.

3. Методы завершения требуют от испытуемого завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале (например, «Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга», «Тест незаконченных предложений Роттера»).

4. Экспрессивные методы предлагают испытуемому выразить свои чувства посредством та­кой деятельности, как рисование или психодрама (например, «рисунок несуществующего животного», «кинетический рисунок семьи», «Нарисуй человека» К. Маховер).

5. Методы выбора, или распределения по порядку, предлагают отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов (например, тест Сонди содержит инструкцию выбирать из предложенных изображений людей те, которые понравились или не понравились).

Проективные методы обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальных особенностей личности. Однако, они низко оцениваются как психометрические инструменты, поскольку не исключают влияния на ответы испытуемого многих ситуационных факторов: инструкций, стимулов, личности экспериментатора, временных состояний субъекта. Существует проблема надежности и валидности данных методов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретации данных. Развитие проективных методов связано с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.

В качестве примеров приведем наиболее известные проективные методы: «тест чернильных пятен» Роршаха и ТАТ.

Тест чернильных пятен Роршаха был описан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году. До него стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами для изучения воображения. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности. Он перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму, размер) он при этом использует.

Тест состоит из десяти карт. Карты содержат изображение симметричных пятен, которые Роршах получал, капнув чернила на лист бумаги и сложив его пополам. Пять пятен черно-белые, пять - цветные. Тест обычно прово­дит один и тот же экспериментатор с одним испытуемым в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагают расслабиться и спонтанно отвечать на тестовые стимулы. Экспериментатор говорит: «Я собираюсь показать вам набор чернильных пятен и хотел бы узнать, что вы видите в каждом из них». Испытуемый берет в руки каждую карту (в определенном порядке), рассматривает ее и описывает, что он видит в этом пятне, что это пятно ему напоминает и на что оно похоже. Экспериментатор записывает все, что говорит испытуемый о каждом пятне. Затем анализируется дословная запись ответов, или протокол. Экспе­риментатор также наблюдает за поведением испытуемого во время проведения теста, уделяя особое внимание тому, какие позы принимает испытуемый и сколько времени ему требуется, чтобы ответить по каждой карте.

Когда ответы на все карты получены, испытуемому снова показывают карты в том же порядке. На этой стадии эксперимента, называемой «расследованием, экс­периментатор пытается определить, какие характеристики пятна обусловили пре­дыдущие ответы испытуемого. Если, например, испытуемый говорит, что первая карта напоминает ему медведя, может последовать вопрос: «Что именно в этом пят­не напоминает вам медведя?» Во второй фазе процедуры экспериментатора в основ­ном интересуют два вопроса. Первый - какую часть площади карты занимает то, что испытуемый на ней увидел и обозначил в своем ответе. Второй вопрос касает­ся того, какие особенности или качества пятна привели к тому или иному ответу (например, форма, цвет, характеристики людей или животных). Оба вопроса за­даются в отношении каждого ответа испытуемого.

Другой известный проективный метод – тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями. Одна из таблиц – чистый лист бумаги. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом испытуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

В ТАТ анализируются структурные и содержательные показатели рассказов. К структурным показателем относятся общее время рассказа, соблюдение инструкции, описание настоящего и прошлого и будущего времени, степень детализации, латентное время от предъявления картины до начала рассказа. К содержательным показателям относятся тема (например, профессиональная, социальная, сексуальная, фантастическая, абстрактно-философская); герой рассказа, с которым идентифицируется испытуемый; потребности, которые демонстрируют персонажи рассказа; цели героя и других персонажей; преграды или прессы, действующие на героев; конфликты и их исходы; истоки сюжета.

Диагностические сведения, получаемые с помощью этого теста, позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребности мотивов, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, механизмов психологической защиты. На основании данных ТАТ можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ, как в прочем и любого другого психологического теста, нельзя.

14 Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.

Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него.

Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Структура личности

А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

– темперамент (структуру природных свойств);

– направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

– способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

– социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

– опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

– индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

– определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно половых, нейродинамических, конституционно биохимических);

– динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

– статус и социальные функции роли;

– мотивация поведения и ценностные ориентации;

– структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов стимулов.

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:

· Интеллектуальность – ограниченность.

· Рассудительность, стойкость, сдержанность - подверженность влиянию, суетность.

· Мягкость - черствость, цинизм.

· Дружелюбие, гибкость, покладистость - ригидность, мстительность, тираничность.

· Реализм - аутизм.

· Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.

· Уверенность - неуверенность.

· Тактичность - бестактность.

· Веселость - грустность.

· Общительность - необщительность.

· Самостоятельность - конформность.

· Разнообразие интересов - узость интересов.

· Серьезность - ветреность.

· Агрессивность - доброта.

· Оптимизм - пессимизм.

· Щедрость - скупость.

· Уверенность в себе - неуверенность.

· Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

· Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).

· Доброта, ненавязчивость, терпимость - своеволие,эгоизм.

· Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.

· Сила воли - безволие.

· Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

· Взрослость - инфантилизм.

· Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

· Очарованность - разочарованность.

· Активность - пассивность.

· Экспрессивность - сдержанность.

· Чувствительность - холодность.

· Честность - лживость.

· Бодрость - веселость.

· Смелость - трусость.

· Независимость - зависимость.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется способностью отлично ориентироваться в действительности и активно воспринимать ее; непосредственностью и спонтанностью в поступках и выражении собственных чувств и мыслей; принятием себя и окружающих в их истинном лице; развитием способностей и т.д.

Проективный метод

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) - один из методов исследования личности . Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. П. м. характеризуется созданием экспериментальной ситуации , допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами ), среди к-рых различают: ассоциативные (например, Роршаха , тест Хольцмана, в к-рых испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в к-ром требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма , тест рисунка человека , тест рисунка несуществующего животного) и др. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "проективный метод" в других словарях:

    ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - (от лат. proectio бросание вперед...) один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Экспериментальное выявление проекций и последующая их интерпретация. Проективные методики используются для исследования личности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми … Судебная патопсихология (термины книги)

    Один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации,… …

    ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК - Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как «проективная арттерапия» (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Праксиметрический метод - психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия Праксиметрический метод известен также … Википедия

    - (тест прожективный) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и… … Большая психологическая энциклопедия - Праксиметрический метод психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия… … Википедия

Теоретические источники проективного метода

Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.

Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.

Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

    особенностями стимульного материала;

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

    особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

    особенностями обработки и интерпретации результатов.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

    Методики дополнения. Стимульный материал:

    • Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).

      Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).