Самоуправление в школьном коллективе. Самоуправление педагогического и ученического коллектива; участие родителей в школьном самоуправлении

3. Самоуправление в школьном коллективе

Самоуправление - непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива - бесполезно говорить о самоуправлении.

Значит, самоуправление - не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива

В отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога, стиль его отношений с ребятами. Здесь преобладает не прямое, не лобовое воздействие учителя, воспитателя, а его скрытая позиция, сила его реального авторитета, такт и ум.

Нельзя переносить на органы ученического самоуправления структуры взрослых, не свойственные возрасту и психологии школьников бюрократические формы управления.

Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть и временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Виды самоуправленческой деятельности:

· участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;

· участие в работе педсовета;

· работа в постоянных и временных органах самоуправления;

· выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

· дежурство по школе, классу, спецпосту;

· деятельность советов классов;

· деятельность дежурных командиров (ДК);

· участие в работе лагерных сборов;

· работа педклассов.

Заметно улучшились самоуправленческие процессы в школьном и классных коллективах. Для приобщения к самоуправленческой деятельности возможно большего числа учеников в классах ввели должность дежурного командира. Он избирается большинством голосов открытым, прямым голосованием на общем собрании классного коллектива. Срок работы его - один месяц. По истечении этого срока класс обсуждает деятельность командира, оценивает ее и выбирает нового ДК на следующий срок. Права и обязанности дежурного командира определены специальным Положением. На время своей работы дежурный командир входит в состав совета отряда или комсомольского бюро.

Продумывая структуру школьного самоуправления, отказались от громоздкой сети штабов и комиссии, а пошли по пути разнообразных, гибких, временно действующих инициативных групп.

Tpи-четыре раза в году в школе собирается Большой совет. В него входит ученический, пионерский и комсомольский актив 5-11 классов с классными руководителями (они входят в актив класса), совет пионерской дружины, комитет комсомола и все «взрослое» руководство школы (директор, его заместители, секретарь партбюро, председатель профсоюзного комитета, секретарь учительской комсомольской организации). Обсуждая принципиально важные вопросы жизнедеятельности школьного коллектива, использовали такие приемы, как разговор на кругу, мозговую атаку, групповую дискуссию, прием моделирования.

Совершенно особое место в воспитательной системе нашей школы занимают трехдневный лагерный сбор aктива, окончательно оформившийся в лучших своих чертах и набравший силу именно нa втором этапе развития системы.

Итак, на втором этапе идет бурное развитие школьного коллектива, усложнение его деятельности, усложнение внутриколлективных отношений. В это время возможно некоторое ослабление классных коллективов, так как рамки класса для многих ребят становятся тесными. Но это явление временное и легко регулируемое именно в рамках системы. В педагогической среде все больше принципиального единомыслия: учителя к этому времени успевают оценить объективные достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. На третьем этапе развития системы значительно усложнили ее целевую установку: теперь учителя были в силах выйти на личность, уделить основное внимание личностному подходу в воспитании. Это вынудило обратиться к педагогической и психологической науке, начать формирование психологической службы в коллективе. Но пожалуй, самое главное - соединение воспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс. Теперь учителям были по плечу сложные дидактические задачи, ведь к этому времени под учебный процесс была подведена мощная воспитательная база.

4. Дидактические и воспитательные системы в школе

В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.

Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе.

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

Разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;

Организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);

- «аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;

Проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;

Организация общешкольных познавательных игр;

Деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;

Широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;

Привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;

Проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;

Введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;

Разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;

Организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы. Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно меняется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип педагога- педагог-исследователь.


И развитию ребенка. Проблема исследования: каковы особенности содержания воспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентов воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Объект исследования: детский оздоровительный комплекс и особенности его деятельности. Предмет исследования: организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. Цель...

Педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы: Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе. ...

Не обладает достаточными возможностями и потребностями проникать в сущность явлений, вскрывать их причины. Отметим, что полное овладение такими умениями и не должно выступать целью воспитательной работы в начальной школе. Однако, в этом периоде необходимо начинать ту самую "закладку" этих умений на доступном и соответствующем возможностям детей уровне организации воспитательной работы. Вместе с...



Разного типа и реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования разнохарактерных систем ее организации. Отличаясь по содержанию и направленности, воспитательная работа инновационных школ должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем...

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Направление:

Активное Подмосковье

Тема проекта:

Работа с молодежью

Муниципальное образование:

Серпухов г.о.

Описание проекта:

Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от социальной активности граждан. Это - объективная потребность цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.
В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует республика «Спектр».
Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.
Школьная республика «Спектр» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления, объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:
1-4 классы – «Солнечный город»
5-11 классы – «Спектр»
«Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.
Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация. .В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.
То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.
Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.
Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.
Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.
Во главе школьного ученического самоуправления стоит президент, который избирается среди учащихся 8-11 классов по установившейся схеме:
 выбор кандидатов от классов
 представление кандидатских программ
 предвыборная агитация
 дебаты «Я- лучший президент»
 выборы
 инаугурация
Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением, представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.
В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов

Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.
Основные направления работы:
Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.

Основные дела школьной республики:
Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
Общешкольная конференция
Заседания общественно-политического клуба
Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка», по сбору макулатуры, «Свет в окне»
Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
Конкурсы:«Класс года», «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
«Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «Зарничка»
Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД

В конце каждого учебного года Совет старшеклассников собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года», объявляют результаты и на празднике чести школы проводят награждения.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи проекта:

Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:
1. Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
3. Воспитание чувства частного партнерства.
4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
5. Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.

Достигнутые результаты:

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя. Все выпускники нашей школы после 11 класса успешно поступают в ВУЗы, где реализуют не только интеллектуальные, творческие, спортивные способности, но и занимают активную гражданскую позицию, включены в социальные процессы экономической и политической жизни страны.
Признанием эффективности работы по организации самоуправления в школе считаем успешное участие (2 место) в региональном этапе Всероссийской программы "Ученическое самоуправление" в 2017 году.

Социальная значимость проекта:

Успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу, а именно такие молодые люди нужны нашему обществу, современной России.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Перечень конкурсов и социально-направленных программ,
в которых школьная республика «Спектр» принимала участие в 2016-2017 учебном году

№ Название конкурса или программы Сроки проведения Краткое описание Количество участников
1 Школьные сборы актива УС Март, ноябрь В осенние и весенние каникулы в школе проходят сборы актива республики «Спектр». С ребятами проводит тренинги психолог. Учителя - кураторы министерств -проводят обучение активистов, мастер-классы каждый в своем направлении 44 чел.
2 Городские сборы актива УС «Школа лидера» Март, ноябрь Лидеры ученического самоуправления школы ежегодно принимают участие в городском проекте «Школа лидера». Ребята учатся общаться, решать общественные задачи, применять лидерские качества на практике. 7 чел.
3 Акция «Чистый школьный двор» Апрель-май
Сентябрь-октябрь Уборка пришкольной территории, выращивание рассады, разбивка клумб 555 чел.
4 Акция «Сохраним лес от вырубки» Апрель
Ноябрь Ежегодно в школе 2 раза в год проходит акция по сбору макулатуры. В апреле 2016 г. было собрано – 5т550кг. В декабре 2016 г. – 6т240 кг. 1006 чел.
5 Акция «Поздравление ветеранов» Февраль
май За каждым классом школы закреплены ветераны войны, труженики тыла и узники концлагерей, проживающие в нашем микрорайоне. Всего 64 человека. Ко Дню защитника Отечества и Дню Победы ежегодно учащиеся поздравляют ветеранов с праздником, посещая их на дому. 105 чел.
6 Военно-спортивная игра «Зарница» Апрель 4 место в городской военно-спортивной игре. 12 чел.
7 «Гагаринские чтения» Апрель С2008 г. в школе проходят масштабные мероприятия, посвященные Дню космонавтики: волейбольный турнир, общешкольная конференция, экскурсии на завод «Металлист», экскурсия в ЦУП. Проект «Гагаринские чтения» - лауреат премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2014,2015 и 2016 г. 288 чел.
8 Акция «Каждой птичке – кормушка» Апрель, октябрь По инициативе министерства экологии и министерства труда школьной республики «Спектр» учащиеся начальной школы изготавливают кормушки для птиц, которые развешивают на пришкольной территории и в течение года подкармливают пернатых. 455 чел.
9 Акция «Георгиевская ленточка» Май Учащиеся школы вручили жителям микрорайона 200 георгиевских ленточек. 50 чел.
10 Акция «Письмо с фронта» Май Фронтовые треугольники со стихами поэтов, воевавших в Великой Отечественной войне были вручены жителям микрорайона, как память о наших предках, завоевавших Победу. 115 чел.
11 Акция «Вахта памяти» 6 мая приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2. Ребята несли Вахту памяти у памятника советскому солдату напротив завода «Металлист». Несмотря на то, что акция публичная, для каждого это очень личное событие. Каждый ученик несет вахту молча, чтобы вспомнить своих близких, каждого солдата Великой Отечественной войны, поклониться павшим героям.
Во время несения вахты к ребятам подходили ветераны завода «Металлист» со словами благодарности и напутствия. Учащиеся 1-4 классов школы №2 возложили цветы к памятнику и прочитали стихи поэтов-фронтовиков. 120 чел.
12 Акция «Я помню... Я горжусь...» Май По микрорайону были расклеены листовки на каждом подъезде жилого дома, на магазинах, социально-значимых объектах со словами благодарности ветеранам войны и обращением к потомкам, чтобы помнили великий подвиг своих отцов, дедов и прадедов. 60 чел.
13 «Бессмертный полк» Май Акция "Бессмертный полк" прошла в Серпухове 9 мая 2017 Тысячи горожан вышли с портретами своих героев – дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны. Приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2.
Ребята шли плечом к плечу, неся фотографии фронтовиков, чьим героизмом и стойкостью восхищается и гордится вся страна. 120 чел.
14 Военно-спортивная игра «Зарничка» Июнь Юнармейцы начальной школы из оздоровительного лагеря «Солнышко» ежегодно принимают участие в городской военно-спортивной игре «Зарничка». В подготовке команды большую помощь оказывают юнармейцы-старшеклассники. 10 чел
15 «Уроки мужества» В течение года В течение года к учащимся школы приходят ветераны войны и Вооруженных сил, которые не только рассказывают о событиях Великой Отечественной войны, но и воспитывают у подрастающего поколения такие качества, как мужество, героизм, честность. 580 чел.
16 Операция «Зебра» Сентябрь Отряд ЮИД школы № 2 совместно с ГИБДД в течение месяца проводил рейд на перекрёсток. В ходе операции отряд ЮИД распространял листовки по ПДД среди детей и родителей. Большой интерес вызывала у учащихся и учителей школы № 2 «зебра», которая переводила их через дорогу. В роли «зебры» выступил член отряда ЮИД. 20 чел.
17 Культурно-просветительский и военно-патриотический проект «Мы помним, мы гордимся!» Декабрь Проект «Мы помним, мы гордимся!» проходит в течение всего года. Учащиеся школ имеют возможность посетить открытый кинопоказ художественных военно-патриотических фильмов в ДК «Россия». Представители школьной республики «Спектр» посмотрели х/фильм «Офицеры» и «В бой идут одни старики». 60 чел.
18 Городской смотр-конкурс по патриотическому воспитанию «Наследники славы земли Серпуховской» В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах патриотической направленности
19 Городской форум «Юные таланты земли Серпуховской В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах творческой направленности
20 Региональный этап Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» Декабрь-февраль 2 место 15 чел.

4. Формирование дисциплинорованности

Литература:

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. – 223с.

3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, 1984. – 175с.

4. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Психология». - М.: МГУ, 1984.- 208с.

5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 143с.

6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 206с.

7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 258с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1993. - 526 с.

9. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. – 125с.

10. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. – М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

11. А.С.Макаренко // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 536 - 538.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с.

13. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в кол­лективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

14. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319с.

15. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М.: Педагогика, 1984. – 111с.

16. Новикова Л.И. Коллектив // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 450- 451.

17. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопро­сы теории. - М.: Педагогика, 1978.- 143с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова,

Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

20. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

21. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

24. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельно­сти школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.

25. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

В процессе подготовки к данному занятию важно сформировать собственное критическое отношение к проблеме «личность – коллектив», опираясь на изученные теоретические вопросы. Необходимо знать отличительные признаки высокоразвитого ученического коллектива от других коллективов. Особое внимание обратите на структуру детского коллектива, формальные и неформальные отношения в нем. Студент должен уметь характеризовать собственную студенческую группу: тип, стадию развития; уметь предложить способы дальнейшего развития группы и ее сплочения. Важно свободно владеть методикой социометрии, проводить ее в собственной студенческой группе и в дальнейшем в ученической группе в период педагогической практики. При выполнении заданий для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии №№ 10, 11 воспользуйтесь литературными источниками №№ 12, 25.

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие метода, средства, приема воспитания.

2. Условия, определяющие выбор методов воспитания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности.

5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

6. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. Укажите условия, определяющие выбор методов воспитания.

4. Что такое классификация методов воспитания? Назовите известные вам классификации методов воспитания.

5. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности: 1. Авторитет учителя; 2. Этические беседы; 3. Рассказ; 4. Лекция; 5. Общественное мнение; 6. Наказание; 7. Соревнование; 8. Гласность; 9. Разъяснение; 10. Объяснение; 11. Увещевание; 12. Внушение; 13. Поручение; 14. Инструктаж; 15. Пример; 16. Справедливость; 17. Нотация; 18. Контроль; 19. Диспут; 20. Доклад.

6. Охарактеризуйте методы формирования сознания личности. Каковы условия их педагогической эффективности?

7. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

8. Что такое педагогическое требование? Какие виды требований Вы знаете? Какие условия необходимо учитывать при использовании педагогического требования?

9. В чем сущность метода упражнений? Что такое прямые и косвенные упражнения? Приведите примеры таких упражнений.

10. От чего зависит эффективность упражнений?

11. В чем сущность приучения? Назовите условия эффективного применения названного метода.

12. Что такое поручение? Охарактеризуйте данный метод воспитания.

13. Что такое метода воспитывающих ситуаций? Чем отличаются естественные и искусственные ситуации? Создавали ли Вам классные учителя воспитывающие ситуации? Приведите примеры.

14. Перечислите методы стимулирования?

15. Что такое поощрение? На чем строится воспитательный механизм метода поощрения?

16. Назовите виды поощрения. Какие ошибки могут предостерегать педагога при использовании поощрения?

17. Что такое наказание? Какие наказания Вы считаете возможным использовать в школе?

18. Назовите педагогические условия, определяющие эффектив­ность метода наказания.

19. В чем сущность соревнования? Каковы важнейшие педагогические условия организации метода соревнования в детской среде?

20. Что такое субъективно-прагматический метод воспитания? Почему в современных условиях этот метод становится актуальным?

22. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Тема доклада

1. Перевоспитание

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / МГОПИ. – М.: Альфа, 1993. – 93с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 158с.

6. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогические наследия. – М.: Педагогика, 1989.- 286с.

9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

Работа над заданиями для самостоятельного осмысления требует основательной и серьезной теоретической подготовки. Необходимо давать характеристику различным методам воспитания, знать условия эффективного их применения, а также ошибки, которые могут возникать при их использовании; выработать собственное отношение к методам воспитания. На данном практическом занятии студенту необходимо научиться моделировать педагогические ситуации с различными методами воспитания, видеть их результат. Важно знать отличия системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики.

Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективеСамоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе

Малашенко Елена Ивановна,
Заместитель директора
МОУ «СОШ №45 г. Белгорода»

«Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей — и тогда ты в себе найдешь весь мир. Счастье состоит не в том, чтобы иметь богатство и занимать высокое положение, а в гармонии».
Лао-цзы, китайский философ

Согласно Концепции модернизации российской системы образования, необходимо расширять субъективность участников образовательного процесса, а поэтому педагогический коллектив школы рассматривает ученическое самоуправление как составную часть государственно-общественного управления образовательного учреждения.

Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции!

Самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Так как речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, то смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности. Т. е. самоуправленческая жизнедеятельность учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе.

Педагогический коллектив нашей школы на протяжении последних лет уделяет особое внимание развитию ученическому самоуправлению в школьном коллективе. И не случайно: стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других. Ученическое самоуправление формирует у учащихся лидерские качества, делает жизнь классных и школьных коллективов интересной.

Школа – это большой и сложный организм, эффективность которого во многом зависит от опоры педагогов на ученическое сообщество, которое бы взяло на себя функцию регулирования общественной жизни учащихся. Именно через участие и работу в таком сообществе, через активную деятельность учащийся получает полезный для него опыт, приобретает необходимые навыки для реализации собственных идей.
Цель ученического самоуправления: создание условий для развития лидерских качеств, самореализации и социализации учащихся.

Задачи:
1. Построить структуру ученического самоуправления, где вовлеченность учащихся в управление была бы максимальной.
2. Определить права и полномочия каждого структурного компонента.
3. Создать систему обучения органов ученического самоуправления.
4. Обеспечить необходимую материально-техническую, психолого-педагогическую и методическую поддержку органам ученического самоуправления.

Особое место в структуре самоуправления занимает общешкольная конференция – высший орган детской власти. Она решает приоритетные вопросы жизни школьного коллектива, формирует общественное мнение, ответственное отношение к труду, сплачивает коллектив. Наша детская организация – это коллектив детей, который стремится к саморазвитию и самореализации.

Основные принципы жизнедеятельности организации: сами планируем дела, сами организуем, сами проводим, сами подводим итоги. Мониторинг, проводимый среди старшеклассников школы, имеющих опыт работы в ученическом самоуправлении, свидетельствуют о наличии у них управленческого умения, творческого подхода к любой деятельности; конструктивности общения, самоопределения.
Самоуправление школьников мы рассматриваем как необходимую форму управления учебно-воспитательным процессом в школе, фактор, влияющий на становление и развитие личности. К числу таких ученических сообществ в нашей школе можно отнести школьный ученический совет (УС).

Данная модель ученического самоуправления реализуется в нашем образовательном учреждении четвертый год. В ее состав входят представители 8 – 11-х классов (по 2 человека от класса).
Из состава школьного ученического совета формируются координационные центры:
— центр знания (организует участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях ДНО; анализирует итоги посещаемости и успеваемости);
— спортивный центр (организует и проводит спартакиады, спортивные праздники и оздоровительные походы);
— центр чистоты и порядка (организует дежурство классов по школе, проведение акций «Школьный двор», «Чистый город»);
— центр заботы (координирует деятельность тимуровского отряда школы, организует акции «Ветеран живет рядом», «Тепло сердец наших – тебе, солдат России», «Спешите делать добро»);
— пресс-центр (организует выпуск школьной малотиражной газеты «Животворящий родник»);
— центр досуга (руководит организацией праздников, вечеров, распределяет между классными коллективами поручения по подготовке мероприятий, организует оформление праздников, принимает заявки и пожелания учащихся о культпоходах и экскурсиях). Запоминающимися стали мероприятия: «Мисс и Мистер Осень», «Новогодние фантазии», вечер встречи выпускников «В некотором царстве, в 45-м государстве», шахматный турнир «Дедушки и внуки» в рамках Недели пожилого человека.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьёзные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. Изменения требуют новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией учебного заведения и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений составляют сотрудничество и равноправное партнёрство. Поэтому не случайно вопросы воспитания, социального становления современной молодёжи, развития системы самоуправления относятся к числу приоритетных направлений государственной молодёжной политики.

Главной целью воспитательной работы является создание гуманной воспитывающей среды для развития и саморазвития личности. При составлении комплексной программы учитывалось, что воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития творческой личности, формирования лидерских качеств. Этот процесс обеспечивает у него готовность к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Неотъемлемым условием идейно-нравственного воспитания учащихся является развитие чувства сострадания, желание защитить тех, кто нуждается в помощи. При активном участии центра самоуправления «Помощь, забота, порядок» организуются акции «Милосердие» для детей Детского дома и Дома ребёнка г. Белгорода, оказывается помощь престарелым и ветеранам Великой Отечественной войны.

Центры «Здоровье и спорт» и «Досуг» способствуют организации мероприятий, направленных на приобщение учащихся к здоровому образу жизни, развитию таланта и творчества одарённой молодёжи, воспитанию активной жизненной позиции, способствуют формированию коммуникативных навыков и умений. В рамках работы клуба «Патриот» проходят интересные мероприятия, дающие возможность проявить инициативу и творчество учащимся. Творческие коллективы, ансамбль народного танца «Удальцы», кружки народных промыслов отмечены дипломами и призами на областных и городских фестивалях, выставках народного творчества, конкурсах и смотрах. Детское научное общество учащихся (ДНО) объединяет наиболее активную часть школьников, занимающуюся научно-исследовательской деятельностью. Участники ДНО выступают на конференциях и семинарах, что способствует развитию исследовательских навыков и умений учащихся. Его участники победители Всероссийских, областных и городских конкурсов, олимпиад.
Самым показательным моментом в работе стала победа первого председателя УС Калюжного Дениса во Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления (2007 год).
В современном обществе социально успешен человек с позитивным отношением к себе, обладающий навыками и умениями социального общения, совместной работы. Эти умения проявляются и развиваются в результате личного опыта, и чем больше этого опыта, тем увереннее чувствует себя человек. Каждый хочет быть услышан, но уметь высказать свою позицию по какому-либо вопросу недостаточно, человек должен сознавать ответственность за решения, которые он принимает, и учитывать высказанные мнения и предложения. Поэтому очень важно вовлечь учеников в процесс ученического самоуправления.

Одной из главных целей нашей детской организации является подготовка ребят к жизни в обществе. Это возможно сделать только в том случае, если ребята будут включаться в реальную гражданскую практику. Возможности школьного самоуправления в этом отношении весьма велики. Ведь если школьник участвует в управлении своим образовательным учреждением, пытается улучшать жизнь своего класса, школы, то это является для него колоссальным опытом.

Самоуправление - принцип организации жизнедеятельности коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон её жизни, активно участвовать в их реализации.

Цель самоуправления - обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Структура самоуправления :

ь Общее собрание коллектива (созывается по мере необходимости, избирает постоянные и временные органы самоуправления, решает вопросы организации и деятельности школы).

ь Совет справедливых (входят учителя и ученики школы, Справедливые избираются путём общешкольного голосования; при выборе учителей, опрашиваются ученики, при выборе учеников - учителя. Преимущества Совета справедливых: сюда может обратиться как ученик, так и учитель; совет состоит из людей, обладающих авторитетом и в среде учеников, и в среде учителей; решение, принятое Советом, будет справедливым, так как рассмотрено с различных позиций).

ь Совет старшеклассников (актив БРСМ, собирается 1 раз в месяц)

ь Совет БРПО (актив пионерской дружины, собирается 1 раз в месяц)

ь Творческая группа (пресс-центр, редколлегия, спортивный сектор, патриотический сектор, отряд «Милосердие»)

ь Совет старшин классов (собираются по мере необходимости, решают вопросы внутриклассные и внутрипараллельные, способствуют распространению информации, помогают классным руководителям и кураторам параллелей)

Работа совета справедливых в случае конфликтных ситуаций

СС обязан:

ь стремиться к выявлению подлинных причин конфликта и к примирению сторон;

ь при ведении дела избегать всего, что может вызвать новые конфликты;

ь пресекать недостойное поведение сторон при разбирательстве.

ь СС НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

ь давать наказания, оскорбляющие честь и достоинство обвиняемого;

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

Характеристика этапов

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива

Функция самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

Определение цели и усвоение задач, распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов.

Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование.

Тенденция развития самоуправления

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, взаимоконтроль и др.

Учком, старостат, комиссии, бригады и др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путём

Участие каждого в организации дел в порядке очерёдности

Позиция педагога

Консультант

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы к деятельности; вырабатывает навыки самостоятельной работы учеников.

Передаёт ученикам организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций.

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач.

Права школьников в организации самоуправления

  • 1. Избирать и быть избранным в органы УС.
  • 2. Участвовать в работе УС.
  • 3. Вносить предложения по улучшению работы школы.
  • 4. Свободно высказывать и отстаивать своё мнение.
  • 5. Представлять ученический коллектив в ОО.
  • 6. В случае необходимости обращаться за помощью в органы УС.
  • 7. Выступать с критикой и самокритикой.
  • 8. Оценивать работу коллектива класса, школы.
  • 9. Обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы УС.

Обязанности школьников в организации самоуправления

  • 1. Творчески подходить к своим обязанностям.
  • 2. Активно участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.
  • 3. Нести личную ответственность за работу своего класса.
  • 4. Развивать самостоятельность младших школьников.
  • 5. Отчитываться перед высшим органом УС за порученное дело.

Органы самоуправления поощряют учащегося за:

  • 1. прилежную учёбу;
  • 2. общественную работу;
  • 3. примерное поведение;
  • 4. выдающиеся достижения в учёбе, спорте, творчестве;
  • 5. трудолюбие, честность, отвагу.

Структура школьного самоуправления