Сетевая викторина «Когда Россия молодая мужала с гением Петра. Кому Пётр I запрещал жениться Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Задачи урока:

  • повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”;
  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
  • пробудить и развить интерес учащихся к изучению предмета;
  • воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.

Оборудование: учебник “История России” (авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов), репродукции картин, посвященных данной теме, портреты Петра I и его сподвижников.

Перед началом урока класс можно разделить на группы или вести турнир со всем классом, определяя персонального победителя. При проведении первого тура определяется команда или ученик, набравший наибольшее количество баллов, т.е. ответивший правильно на наибольшее количество вопросов. При проведении второго тура учитель постепенно зачитывает характеристики исторических деятелей петровской эпохи. Побеждает та команда или ученик, которые раньше других узнают имя героя. Задания третьего тура предполагают не только определить понятие, выпадающее из общего ряда, но объяснение выбора. Задачи четвертого и пятого тура позволяют развить смекалку учащихся, их кругозор. Количество баллов за каждый тур учитель определяет самостоятельно. В конце урока подводятся итоги, награждаются победители.

ПЕРВЫЙ ТУР. “КТО БОЛЬШЕ”

  1. Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
  2. Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
  3. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)
  4. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
  5. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
  6. Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
  7. Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
  8. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
  9. В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
  10. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
  11. Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)
  12. Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)
  13. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
  14. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
  15. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
  16. Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
  17. На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)
  18. Древнее название Невской земли? (Ижора)
  19. Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)
  20. При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)
  21. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
  22. Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
  23. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
  24. С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)
  25. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
  26. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)
  27. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
  28. Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)
  29. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
  30. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)
  31. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)
  32. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
  33. Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)
  34. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
  35. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
  36. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

ВТОРОЙ ТУР. “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА”

А. Этот человек, образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

  • сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
  • с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
  • именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
  • участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключен в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Петр Андреевич Толстой)

Б. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

  • в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
  • выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
  • был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
  • пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление “на публике” при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

В. О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода:

  • образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
  • он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
  • известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом;
  • но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

Г. До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

  • он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;
  • современник этого человека князь Куракин так писал о нем: “Сей князь был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой”;
  • в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем “генералиссимуса Фридриха” и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;
  • позднее он стал играть роль “князя-кесаря”, которому ближайшее к царю окружение и сам Петр отдавали царские почести.

(Федор Юрьевич Ромодановский)

Д. Этого человека можно назвать едва ли не самым образованным для своего времени:

  • окончил Киевскую академию, затем учился в Кракове, Львове и Риме:
  • он поддерживал все начинания Петра I, помогал императору и прославлял его деяния; написал книгу “История императора Петра Великого”;
  • создал школу для детей – сирот, которая располагалась за городом, в живописной местности и в которой обучение сочеталось с занятиями музыкой, рисованием, рукоделием;
  • Петром I он замечен был в Киеве благодаря своим ярким и образным проповедям, в 1716 году царь перевел его в Петербург;
  • был членом Синода, оставил о себе память блестящего оратора и не менее блестящего публициста.

(Феофан Прокопович)

ТРЕТИЙ ТУР. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ

  1. Помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, экономические крестьяне, монастырские крестьяне. (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)
  2. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)
  3. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало.)
  4. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)
  5. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь “Великого посольства”. Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. “ЭРУДИЦИОН”

  1. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)
  2. В XVIII веке широкое распространение получила так называемая “служба без жалования”. Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Д.Меншиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность? (Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток.)
  3. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
  4. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое “окно” было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – “окно в Европу” – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)
  5. Этот монолит был найден на берегу залива. Понадобилось 400 работников, чтобы в течение нескольких месяцев вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на огромную площадку и откатили к воде на медных шарах. После этого построили специальный плот, т.к. ни одно судно не могло взять такой груз на борт, и отбуксировать камень к месту назначения. Куда был привезен камень? (Огромный монолит был отбуксирован в Санкт – Петербург, чтобы стать постаментом для памятника Петру I работы скульптора Фальконе.)
  6. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
  7. Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)
  8. В период строительства корабля “Предестинация” к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты? (Посол, как утверждает молва, вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлеченный оснасткой корабля.)

ПЯТЫЙ ТУР. “КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ”

  1. “Награда по заслугам”. Именно для него накануне Полтавской битвы по приказу Петра I была приготовлена серебряная медаль весом в 10 фунтов на цепи весом в 2 фунта. (Мазепа)
  2. “Новый Ахиллес”. Об этой армии саксонский генерал Шуленберг писал: “Пехота поражала порядком, дисциплиной и набожностью. Хотя состояла она из разных наций, дезертиры были в ней неизвестны”. Предводитель ее “одевался как простой драгун и так же просто обедал”. До этой всем известной битвы в Европе его сравнивали с Александром Македонским, а после нее – с Ахиллесом, т.к. он (еще до ее начала) был ранен в пятку. (Карл XII и его армия в Полтавской битве)
  3. “Дорогие подарки Петра”. Именно эти, очень “дорогостоящие” подарки любил дарить Петр I проворовавшимся вельможам. (Корабли; вельможи должны были содержать “подаренный” корабль)
  4. “Всегда первый”. Должность генерал-губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он же стал первым русским генералом от кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д.Меншиков)

При Петре были введены некоторые ограничения для женитьбы, причем они коснулись практически всех сословий. Запрещено было вступать в брак неграмотным дворянам, а военные и гражданские чиновники не могли вступать в брак без согласия начальства.

Не хочу учиться - хочу жениться

20 января 1714 Петром был издан указ, запрещающий дворянам мужского пола вступать в брак, не постигнув основ знаний, необходимых для службы. По распоряжению императора юные дворяне отправлялись на обучение за границу за счёт государства. В России, на тот момент, катастрофически не хватало образованных кадров – управленцев, военных, государственных деятелей.

В 1722 году, Пётр издает ещё один указ, не позволяющий дворянским недорослям жениться до получения образования и до получения государственной службы, а про нарушивших указ сообщалось в Сенат. Документ был направлен против дворянских семей, которые не желали отдавать своих наследников на государственную службу.

В документе подход императора обосновывается, тем что нельзя женить людей, негодных «ни в какую науку и службу», наследники таких родителей вряд ли будут полезны для государства. Также в указе запрещается женить психически больных и умалишённых. Отстранялись от государственной службы и управления имениями люди, не имеющие способностей к административной деятельности.

Девушки - потом

Коснулись реформы брака и военного сословия. Регламент об управлении Адмиралтейства и флота от 1722 года запрещал гардемаринам жениться без указа вышестоящего начальства. Если офицер все же женился, то его наказывали 3 годами каторги. Также существовало возрастное ограничение: в Адмиралтейской коллегии запрещалось жениться раньше 25 лет. Проверялись также документы и свидетельства о рождении, чтобы избежать их фальсификации.

Император полагал, что офицер флота, на обучение которого расходовались большие средства, выделенные государством, сперва должен сформироваться как личность, быть хорошим специалистом и послужить Родине как военный, чтобы принести пользу стране. Брак и личные интересы военный должен ставить на второе место.

Также военное законодательство при Петре снизило ответственность отца, в случае зачатия незаконнорожденного ребёнка. В петровском воинском уставе, говорилось, что неженатый мужчина должен вступить в брак с беременной или родившей женщиной, если ранее он ей супружество обещал. Если нет – то служивого человека нельзя было принудить к женитьбе. В таком случае, «провинившийся» оплачивал штраф в пользу государства.

Жениться по любви

Император Пётр был противником браков по принуждению, поэтому издал указ 22 апреля 1722 года, где обязал Сенат и Синод запретить практику договорных и принудительных браков. В первую очередь, это коснулось дворянских семей, где родители и опекуны молодых вынуждали их вступать в брак. Это также коснулось крестьянства России, до этого помещики женили своих крепостных крестьян, без каких-либо ограничений со стороны государства.

Этот законодательный акт оспаривался в Сенате и не одобрялся элитой. Недовольство вызывал пункт, касающийся зависимых крестьян. Пётр Великий не принял во внимание мнение сенаторов и 5 января 1724 года подписал Указ, содержавший все ранее подготовленные пункты.

Естественно, чтобы преобразовать правила вступления в брак, Петру было необходимо вмешаться в церковные дела. Семейное право полностью находилось в юрисдикции Церкви. Первое преобразование императора – изменение характера процедуры обручения. Церковь превратила этот обряд в обязательное священнодейство.

Обручение до реформы выполняло функцию нерасторжимого договора между семьями жениха и невесты. Его проводили родные или опекуны, часто обручали совсем маленьких детей. В 1702 Пётр запретил выплачивать неустойку за несостоявшийся брак, это лишило обручение имущественного аспекта и упростило жизнь молодым людям.

Изменился и срок обручения – при Петре оно могло состояться не ранее чем за 6 недель до свадьбы. Разрешалось расторжение помолвки, если жених и невеста не видели друг друга раньше, а при встрече друг другу не приглянулись. До реформы, были распространены подмены на смотринах, то есть родственники заменяли некрасивую или больную девушку на её красивую служанку или сестру.

Возраст для женитьбы был прописан в указе о единонаследии 1722 года. Жениться запрещалось до 20 лет, девушки могли выйти замуж только после 17. Самым важным, было согласие на женитьбу молодых, а также их родителей или опекунов.

В указе 1924 года говорится, что родителям запрещено принуждать своих детей к браку под страхом «тяжкого наказания». Перед венчанием молодых близкие должны были поклясться, что они не заставляют детей жениться или выходить замуж. Если этот запрет нарушался, то за ним следовало покаяние.

Накопительная серия Интернет - викторин

3 «Петр I и формирование российской государственности»

5-8 классы
День старта 16.01.2013 - День финиша 14.02.2013

Время старта 12.00 - Время финиша 12.00

  1. Назовите автора книги "ПЕТР ПЕРВЫЙ":

1)Алексей Николаевич Толстой
2) Лев Николаевич Толстой
3) Алексей Константинович Толстой
4) Иван Сергеевич Тургенев

2. Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался «Арифметика», был:

1) сам Петр I
2) Александр Данилович Меньшиков
3) Леонтий Филиппович Магницкий
4) Франц Лефорт

3. В каком году русские войска захватили турецкий гарнизон Азова?

1)1695 2)1696
3)1697 4) 1694

4. Кто командовал сухопутными войсками при взятии Азова?

1) Федор Головин
2) Патрик Гордон
3) Франц Лефорт
4) Алексей Шеин

5. Как называлась первая газета, появившаяся в России?

1)«Новости» и печаталась сначала в Англии;

2) «Куранты», печаталась в России и распространялась по подписке;


3) «Ведомости», печаталась в России и продавалась всем желающим;


4) «Правда воли монаршей» и печатала только распоряжения царя.

6. В каком году был издан "Указ о строительстве флота"?

1) 1695
2) 1696
3) 1697
4) 1698

7. При проведении денежной реформы в 1696 г. на всех крохотных серебряных копейках стали помещать___________.

Назовите, что помещают на серебряных копейках?

8. Кому принадлежат слова обращения к воинам перед Полтавской битвой «Воины! Вот настал день, который решает судьбу Отечества! Так не должны же вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое. За Отечество и Веру. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого. То ложь, которую вы победами своими неоднократно доказывали. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога! Лишь бы жила Россия во славе и благополучии для благосостояния вашего!»

9. Назовите кому установлен памятник, укажите место и дату установки памятника, автора этой скульптуры и по чьему приказу был установлен.

10. Что запретил Петр I делать необразованным дворянам?

А) ездить за границу;

Б) жениться;

В) заниматься предпринимательством;

Г) служить при дворе.

11. Как стали называться при Петре I отборные части русской армии?

А) гренадеры;

Б) стрельцы;

В) дружина;

Г) гвардия

12. При Петре I вместо приказов были учреждены…

А) коллегии;

Б) советы;

В) министерства;

Г) отделы.

13. Сколькими ремеслами владел Петр I?


В) 11;
14. Каких экзотических животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?

А) слонов;

Б) верблюдов;

В) медведей;

Г) жирафов.

15. Что поразило Петра I при посещении Голландии, и он, вернувшись в Россию, учредил «Садовую контору»?

А) обилие плодовых деревьев;

Б) обилие цветов в дворцовых садах и парках;

В) необыкновенной красоты кусты;

Г) наличие и разнообразие клумб.

16. С какого приказа начались реформы молодого монарха?

А) дворянам сбрить бороды;

Б) утверждения рекрутской повинности;

В) с создания Правительствующего сената;

Г) указ об основании Санкт-Петербурга.

17. В 1722 году Петр I издал указ о систематическом…

А) наблюдении за состоянием почвы вокруг Санкт-Петербурга;

Б) наблюдении за природой;

В) наблюдении за состоянием Невы;

Г) наблюдении за погодой.


САМЫЕ-САМЫЕ БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ И СОРАТНИКИ

Необходимо написать ответ в виде ФАМИЛИЯ ИМЯ того, о ком говорится в вопросе. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. За неправильные ответы баллы НЕ вычитаются!

18. Весельчак и гуляка в мирной жизни, лихой рубака и храбрец на войне, он стал ближайшим соратником Петра, несмотря на значительную разницу в возрасте. Его возвышение произошло стремительно и неожиданно для всех. Всего 9 лет находился он рядом с Петром, ему молодой монарх доверял, к его советам прислушивался…

19. Говорят, что он в младенчестве пас свиней. Это до встречи с Петром. Но встреча с молодым царем его изменила. Всегда собран, в обхождении свободен, одарен высоким умом, рассудительностью и живостью. Владел несколькими иностранными языками: английским, немецким, испанским, французским, польским, литовским. Личный доверенный царя. Его считали вторым лицом государства.

20. Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.
О каком географическом месте идет речь?

ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ

раунд

кол-во баллов у команд

примечания

1-

2-

ПЯТЫЙ ТУР. « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

ИТОГО

ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ

раунд

кол-во баллов у команд

примечания

1-

2-

ПЕРВЫЙ ТУР «УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»

ПЯТЫЙ ТУР. « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

ИТОГО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Россия в 18 веке»

Технологическая карта урока.

Ф.И.О.: Шульгина Е.Ф., Тарасова Е.В., учителя истории и обществознания

ОУ: МБОУ лицей № 8

Предмет: история

Класс: 7

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;

Форма урока: комбинированный игровой урок с элементами практической работы.

Тема урока: «Россия в 18 веке»;

    Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по темам: «Эпоха Петра I », «Эпоха дворцовых переворотов»

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний; прививать интерес к предмету;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся мыслительных, аналитических способности ученика

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

    Развивать навыки работы в группе; формирование целостности и сплоченности коллектива класса;

    Проверка и корректировка имеющихся знаний по теме:

    средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, портреты Петра I ,презентация по теме.

Аудитория: 2 команды от параллели 7 классов

Длительность: 40 минут

Самое, на мой взгляд, тягостное

и трудное на свете дело –

это достойно царствовать .

Монтень Мишель. Опыты .

Ход урока.

    Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок-викторину, посвященный теме «Россия в 18 веке». Этот век богат историческими событиями, речь пойдёт о деятельности правителей из династии Романовых. Надеемся, что сегодня вы не только блеснёте знаниями, но узнаете и что-то новое.

    Основная часть.

ПЕРВЫЙ ТУР «УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»

3.Кого из русских императриц звали Софья -Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская?

4.Его звали Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский .Под каким именем он недолго правил в России?

6. О нем метко было сказано современниками, что тогда главным государственным учреждением была псарня.

Ассамблеи, Синод, меркантилизм, протекционизм, Сенат, коллегия, посессионные и приписные крестьяне, Полтава, император, Ништадтский договор.

    , (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)

    (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)

    (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)

    (Названы коллегии, созданные Петром I, Коллегия Верховного суда РФ не существовало.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. «НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

    «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». Петр I, создание флота.

    «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». Полтава, Петр I .

ПЯТЫЙ ТУР. « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1.Этот предмет является символом борьбы с пережитками прошлого…..(ножницы ) .Если лично отказывались это делать то, по указу Петра I от 16 января 1705 г. во всех городах со всяких служилых чинов и посадских велено брать по 60 руб. с человека... за уклонение от выполнения определенной указом обязанности. За что именно бралась плата? (За разрешение носить усы и бороду. )
2. Эта вещица напоминает о другой реформе Петра, которая очень прижилась и мы с Вами с радостью следуем этим наставлениям, ставшим традицией. (ёлочка, еловая ветка. «О праздновании нового года. В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей...»

3.Это документ, изданный в России в начале 18 века, в котором была зафиксирована возможность продвижения по служебной лестнице независимо от происхождения человека.

(Табель о рангах)

4.Эта книга была необычайно популярна и при Петре I издавалась трижды. Многие ее наставления молодежи уместны и сегодня. Например, «всегда время проводи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай». О какой книге идет речь?
)

5. Этот предмет – младший собрат тех величественных, благодаря которым русская армия начинает одерживать победы в Северной войне.(колокольчик )

6. В самом начале Северной войны крепость Нотебург казалась неприступной. После отказа гарнизона капитулировать крепость подверглась двухнедельной бомбардировке и в результате 12-часового штурма была взята. Потом Пётр даст ей название - Шлиссельбург. То с чем Пётр сравнивал эту крепость и лежит в ящике. (орех. Петр по этому поводу сказал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен».)

РАЗГАДАЙ-КА (ПАЗЛЫ)

1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

Команды получают по фрагменту карты и должны ответить на вопросы:

1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

3. Каков результат этого исторического события?

    Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)

    Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)

    Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)

    Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)

    Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)

    Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)

    Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)

    Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи )

    В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)

    Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

    Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)

    Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)

    Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)

    Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)

    Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)

    Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)

    На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)

    Древнее название Невской земли? (Ижора)

    Назовите первый российский музей? (Кунсткамера )

    При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)

    Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)

    Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)

    В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

    С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)

    Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

    Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)

    С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)

    Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)

    Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)

    В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась?

    Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

    Каких «экзотических» животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)

    Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)

    Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)

    Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

« Веришь – не веришь» или «ДА-НЕТ» инд. для зрителей

« Правление Петра I ». 1 вариант
1. 1703 году был основан Санкт-Петербург.
2. Фамилия Петра I Романов?
3. Против Турции был создан “Северный союз”?
4. Первый естественно - научный музей назывался Кунсткамерой
5. Белое море называли Шведским озером.
6. Делами морского флота занималась Адмиралтейств-коллегия.
7. В Донской монастырь сослали царевну Софью?
8. 25 лет шла Северная война.
9. Битву у деревни Лесной назвали «Матерью Полтавской баталии».
10. С сентября месяца начинался год в допетровской Руси.
11. «Новости» называлась первая печатная газета.
12. Синод – это Духовная коллегия.

« Правление Петра I ». 2 вариант
1. Три было Азовских похода?
2. Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга?
3. Никита Зотов обучал молодого Петра?
4. Рост Петра I был 1 метр 85 сантиметров?
5. 1711 году была Полтавская битва?
6. “Верфь” – это мануфактура по строительству кораблей?
7. Президент стоял во главе коллегии?
8. Коллегии появились вместо приказов?
9 . В 10 лет Петр I был провозглашен царем?
10. Российской империей стала именоваться Россия после окончания Северной войны?
11. Новый налог - подушная подать был введен при Петре I.
12. Астраханское восстание стрельцов, под руководством Кондратия Булавина было во время правления Петра?

  1. «… Самое, на мой взгляд, тягостное и трудное

    на свете дело –

    это достойно царствовать» .

  2. М. Монтень.

  3. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

  4. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

    А…амблеи, С…нод, м...ркант…лизм, пр…текци…низм, С…нат, к…легия, п…ес…ионные и пр..п..сные крестьяне, П…лтава, имп…ратор, Н…шт…тский мир.

  5. «ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

    Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, помещичьи крестьяне, экономические крестьяне

    Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

    «ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

    1.Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

    2.Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Коллегия Верховного суда, Ревизион-коллегия.

    Классы делятся на команды с равным числом участников. Выбирается жюри, которое фиксирует правильность ответов и набранные баллы.

    Учащиеся, не попавшие в команду, становятся болельщиками той или иной команды. Если команда не справляется с ответом, ей могут помочь её болельщики. В случае их неверного ответа, право дать ответ переходит к другой команде.

    Право первого ответа определяется жеребьевкой.

    Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (В задании «Исторический диктант» одна правильно вставленная буква оценивается в 0,5 балла)

    На обдумывание ответа дается 1 минута.

    В конце урока подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

    Классы делятся на команды с равным числом участников. Выбирается жюри, которое фиксирует правильность ответов и набранные баллы.

    Учащиеся, не попавшие в команду, становятся болельщиками той или иной команды. Если команда не справляется с ответом, ей могут помочь её болельщики. В случае их неверного ответа, право дать ответ переходит к другой команде.

    Право первого ответа определяется жеребьевкой.

    Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (В задании «Исторический диктант» одна правильно вставленная буква оценивается в 0,5 балла)

    На обдумывание ответа дается 1 минута.

    В конце урока подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  1. ВОСЬМОЙ ТУР. «КТО БОЛЬШЕ?»

    В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: «За доблесть», «За отвагу», «За храбрость» и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова «За любовь и Отечество»? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)

    В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)

    В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое «окно» было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – «окно в Европу» – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)

    Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)

Просмотр содержимого презентации
«россия в 18 веке»


Россия в XVIII веке

Викторина 7«б» и 7«в»


  • Классы делятся на команды с равным числом участников. Выбирается жюри, которое фиксирует правильность ответов и набранные баллы.
  • Учащиеся, не попавшие в команду, становятся болельщиками той или иной команды. Если команда не справляется с ответом, ей могут помочь её болельщики. В случае их неверного ответа, право дать ответ переходит к другой команде.
  • Право первого ответа определяется жеребьевкой.
  • Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (В задании «Исторический диктант» одна правильно вставленная буква оценивается в 0,5 балла)
  • На обдумывание ответа дается 1 минута.
  • В конце урока подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Первый тур «УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»


При этой императрице отменили смертную казнь. После своей смерти оставила 15 тыс. новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, заставила сбрить волосы всех придворных дам и надеть парики.


«Не доверяя русским, поставила на службу своей безопасности кучу иностранцев, навезенных из Митавы. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявых мешков…»

О правлении какой императрицы идет речь?



Кого из русских императриц назвали при рождении

Софья -Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская?


Его звали Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский.

Под каким именем он недолго правил в России?





Став императором он с приближенными поселился в Москве и почти все время проводил на охоте.

О нем метко было сказано современниками, что тогда главным государственным учреждением была псарня.


ВТОРОЙ ТУР.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»


ВТОРОЙ ТУР.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Ассамблеи, Синод, меркантилизм, протекционизм, Сенат, коллегия, посессионные и приписные крестьяне, Полтава, император, Ништадтский мир.


ТРЕТИЙ ТУР. «ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»


«ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, помещичьи крестьяне, экономические крестьяне

Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Коллегия Верховного суда, Ревизион-коллегия.


«ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, помещичьи крестьяне, экономические крестьяне.

Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Коллегия Верховного суда, Ревизион-коллегия.


ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

«НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».


ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

«НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные.

Будет Азов взят».


ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

«НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

«Противник разбит наголову.

Генералы его пленены.

Сам Карл ранен».


ПЯТЫЙ ТУР «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»





"Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши".



1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

3. Каков результат этого исторического события?


1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

3. Каков результат этого исторического события?



СЕДЬМОЙ ТУР.

«КТО БОЛЬШЕ?»



1 команде:

2 команде:

  • Когда был основан Санкт-Петербург?
  • Как фамилия Петра I?
  • Против какой страны был создан «Северный союз»?
  • Как назывался первый естественно - научный музей?
  • Какое море называли Шведским озером?
  • Чем занималась Адмиралтейств-коллегия?
  • Что такое галеры?
  • Что такое Синод?
  • Сколько было Азовских походов?
  • С какого месяца начинался год в допетровской Руси?
  • Какого роста был Петр Первый?
  • В каком году была Полтавская битва?
  • Что такое «верфь»?
  • С каким шведским королём воевал Петр 1?
  • Что такое политика меркантилизма?
  • Что такое ассамблеи?
  • Как переводится слово «парадиз»?
  • Назовите одно из восстаний во время правления Петра?
  • Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве?
  • Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза?


Спасибо

за участие!

Успехов в приобретении

новых знаний!