Дом музей василия. Дом-музей В.Л

Дом этот построила в 1819 году Пелагея Васильевна Кетчер – жена обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов Христофора Яковлевича Кетчера и мать переводчика Николая Христофоровича Кетчера. Николай Христофорович известен своими переводами Шекспира, которого он благоговейно любил вплоть до поклонения. Переводы его очень точны, порой в ущерб поэтичности, из-за боязни переводчика опустить хотя бы одно слово великого английского драматурга. Кетчеру посвятил свою эпиграмму И.С.Тургенев:

Вот еще светило мира!
Кетчер, друг шипучих вин;
Перепёр он нам Шекспира
На язык родных осин.

Бывал ли Николай Христофорович в этом доме - доподлинно не известно. Особняк был построен для сдачи внаём. С 1822 по 1830 год его снимал Василий Львович Пушкин – дядюшка нашего прославленного поэта.

В 1828 году дом сменил владельцев и перешёл к купеческой жене Елизавете Карловне Ценкер.

Особняк перестраивался в 1890-е годы. В советское время дом несколько раз ремонтировался. Сейчас по этому адресу числится Дом-музей В.Л.Пушкина на Старой Басманной, являющийся филиалом Государственного музея А.С.Пушкина. Долгое время на сайте музея висела надпись, что он "временно закрыт в связи с реконструкцией". Здесь шла реставрация. Сейчас музей открыт для публики.

До 1970-х годов неподалёку отсюда, на углу Старой Басманной и Токмакова переулка, стоял деревянный одноэтажный особнячок под № 28. В 1810 году его приобрела тётка Александра Сергеевича Пушкина Анна Львовна. После её смерти в 1824 году дом по завещанию перешёл к брату – Василию Львовичу, который переписал его на свою гражданскую жену Анну Ворожейкину. Здесь он и жил до самой смерти, до 1830 года. Поэтому вопрос – в какой именно особняк приезжал Александр Сергеевич Пушкин, возвратившийся из Михайловской ссылки в 1826 году после встречи с Николаем I в Кремле – остаётся открытым.

Любопытно, что после встречи с Пушкиным Николай I тоже поехал на Старую Басманную – на бал во дворец .

Как бы то ни было, в этом доме Александр Сергеевич навещал своего дядюшку или в соседнем, на углу Токмакова переулка, но места это пушкинские, "намоленные".

Неподалёку отсюда в Немецкой слободе, на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, поэт появился на свет. А крещён он был в церкви Богоявления в Елохове. Величественный Богоявленский собор прекрасно виден в перспективе Старой Басманной. В 1799 году в церкви была сделана метрическая запись: "Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моера Сергия Лвовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина".

В 1998 году было принято постановление Правительства Москвы "О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры "Дом Василия Львовича Пушкина" по адресу: ул. Старая Басманная, 36, строение 1, и по созданию в нем филиала Государственного музея А.С.Пушкина". Из здания, находившегося к тому времени в аварийном состоянии, был выведен Российский конструкторско-технологический институт. В том же году дом был закрыт на реконструкцию.

Комплексная научная реставрация здания и его приспособление к музейным целям были проведены в 2012 – 2013 годах. Планировочная структура здания была восстановлена по состоянию на первую треть XIX века, интерьеры были воссозданы по данным комплексных исследований на тот же период. Особое внимание уделено реставрации подлинных анфиладных дверей пушкинской эпохи. Облик фасадов, сложившийся к концу XIX века, был сохранен.

Проведены серьезные работы по благоустройству подвального (цокольного) этажа.На цокольном этаже разместились вестибюль, гардероб, касса музея, киоск и инженерно-хозяйственные службы.

На первом (парадном) этаже были сняты дощатые полы и восстановлен (по сохранившимся фрагментам) паркет. Реставрировались деревянные стены, перекрытия, штукатурная отделка. Пришедшие в негодность венцы сруба были заменены без его раскатывания. Двери парадной анфилады и антресоли были восстановлены по сохранившимся образцам (в антресолях разместились администрация и научные работники музея, в анфиладе парадного этажа расположилась основная экспозиция музея).

По аналогиям и старым фотографиям заново сделана ограда с воротами, обшитая деревянными профилированными деталями.

При проведении работ максимально использовались старинные технологии, но при этом здание было оснащено современными инженерными системами и оборудованием (климат-контроль, охранная и пожарная сигнализация, система аудиогида), приспособлено для приема маломобильных групп населения.

Дом в 2013 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Василий К. и К. Комаров: Насильственное кормление белыми верёвками. («Манхэттен», 04 марта 2006г.)

4 марта два очень разных музыканта – Василий К. и Кирилл Комаров представили в арт-клубе «Манхэттен» свой экспериментальный проект под интригующим названием «Насильственное кормление белыми верёвками». С самого начала Василий честно предупреждал о том, что это действо не будет иметь ничего общего с его сольными выступлениями. И, мол, «не уверен – не догоняйся». Т.е. сомневающимся в возможности адекватно отреагировать на происходящее, возможно, лучше и не ходить… Но Наташино любопытство и неравнодушие к явлению по имени Василий и его творческим продуктам сыграло свою роль. И Наташа рискнула сходить. О чём, сразу замечу, не пожалела…

Пролог

Действие первое. Василий К.

К микрофону вышел Василий и объявил, что прежде чем обрушивать на головы слушателей всю тяжесть нового, для начала они с Кириллом поиграют немного своего по отдельности. По-моему, ход был вполне оправдан, особенно учитывая то, что публика в этот вечер в основной своей массе явно состояла из двух «лагерей» — слушателей Василия, которые впервые видели Кирилла Комарова, и наоборот. Так что все получали равные возможности понять, с чем и с кем имеют дело.

Соответственно, первым начал Василий… В своём небольшом выступлении он обошёлся без «убойных» хитов, отыграв несколько песен из числа звучащих на концертах очень редко, либо не звучащих вообще. В том числе прозвучали «Дуб твоей любви» (после которой автор заметил, что, как выяснилось, он подсознательно «содрал» эту песню с некой композиции группы «E.S.T.»), «Правда и любовь» и «Пьяный дервиш» в шведскоязычном варианте. Во время исполнения одной из вещей Вася кроме гитары в качестве аккомпанирующего инструмента также использовал какую-то загадочную свистульку. В целом же о его выступлении можно сказать как всегда так – хорошо, но мало.

Действие второе. К.Комаров.

Беглое знакомство с творчеством этого музыканта для меня исчерпывается менее чем десятком песен, которые неоднократно доводилось слышать на всяческих «солянках» ещё со времён существования «Зоопарка» (в смысле клуба). Песни эти нравились, но не настолько, чтобы возникло желание ознакомиться более детально. В этот вечер получилось услышать ещё несколько не известных ранее вещей. Больше всего из них запомнились «Happy End» и «В эту субботу». Начал же своё выступление Кирилл с, пожалуй, одной из самых широко известных своих композиций — «Дым». Также прозвучали «Внутри моих глаз», «Не мной придуманный блюз», «Сияй как звезда»…

Комаров играет на восьмиструнной гитаре, от чего музыкальное сопровождение приобретает некоторую необычность. Ну и сама манера игры достаточно интересна и узнаваема. Хотя в то же время несколько монотонна. А посему слушать можно (я сейчас о себе, если что) только строго порционно.


Василий, надо заметить, слушал коллегу внимательно и с явным интересом.

Действие третье. Верёвки в студию!

И вот музыканты вместе на сцене. Между двумя стульчиками образовалась табуретка с тарелочкой, на которой Василий неспешно разместил реквизит – те самые загадочные «белые верёвки», вынесенные в название программы. Ими оказался копчёный сыр «косичка». Как позже в ходе действа объяснил Кирилл, именно этими «белыми верёвками» его пытался накормить Вася, когда Кирилл впервые был у него в гостях в Москве. Собственно в ходе последующего действа Василий снова пытался повторить «насильственное кормление», но Кирилл уверенно отрицательно мотал головой. Так что Васе пришлось питаться за двоих.

Ещё одна записка вылилась практически в песню, ибо её текст Василий зачитывал под музыкальное сопровождение. Ещё пара личных посланий зачитана не была. В перерывах между музыкальными номерами Вася и Кирилл разговаривали друг с другом и рассуждали на разные темы. В частности, была задвинута мощная телега о соответствии различных тональностей разным типам людей.


Длилось всё это безобразие около часа. Зрители на него реагировали очень по-разному. Некоторые выражали откровенное неприятие, почти перестав наблюдать за происходящим на сцене и ведя свои собственные беседы. Другие, напротив, продолжали внимательно слушать. Лично я, поскольку примерно такого хода событий и ожидала изначально, не была действом разочарована и наблюдала с интересом и удовольствием. Всё-таки, то, как общаются между собой две творческие единицы, достаточно любопытно. В общем, по-моему, эксперимент музыкантам вполне удался. Не уверена, что подобное было бы особенно интересно видеть и слышать второй, пятый или десятый раз, но как одноразовая акция – вполне.

Спасибо обоим участникам мероприятия за позитивный вечер, и отдельно Василию – за возможность беспрепятственного входа-выхода.

P.S. Для интересующихся – в апреле Вася обещал приехать со своим электрическим составом – «Интеллигентами». Ждёмс!

С 22 по 31 августа музей "Покровский собор" открыт с 10:00 до 16:00, касса — до 15:15; 1 сентября музей закрыт

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) - один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555-1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви - Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского - освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры - Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.

Московские дома: от дерева к камню

Это был не единственный дом Василия Пушкина, поэтому не известно точно, бывал ли поэт именно в этом здании.

Этот дом на Старой Басманной в 1819 году построила Пелагея Кетчер, жена обрусевшего шведа Христофора Кетчера. Она сдавала здание внаем. В 1824 дом с антресолями, флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом снял Василий Пушкин. Сюда на знаменитые вечера на Басманной собирали представители литературного цвета. Здесь разыгрывали шарады и буриме, ставили шутливые спектакли, обсуждали новости.

В 1828 году дом на Старой Басманной перешел к купеческой жене Елизавете Ценкер. В 1890-х особняк перестроили. В советское время в здании устроил коммунальные квартиры.

Сейчас в доме на Старой Басманной работает филиал музея А.С. Пушкина - «Дом-музей Василия Львовича Пушкина».

Путеводитель по архитектурным стилям

Здание отреставрировали, воссоздали интерьеры пушкинского времени и планировку дома начала XIX века. Хозяйственные постройки не сохранились, но уцелели филенчатые двери, угловая печь в гостиной и фрагменты дубового паркета.

В шести залах музея В.Л. Пушкина можно увидеть произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги XVIII и первой трети XIX века, личные вещи современников Пушкина и предметы быта того времени.

История постройки этого дома относится к 1820 году. В 1819 г., на месте сгоревшего в 1812 г. участка по улице Старой Басманной, титулярная советчица Пелагея Кетчер, строит добротный деревянный особняк на каменном фундаменте. В 1824 г. его арендует Василий Львович Пушкин - старший брат отца Александра Сергеевича.

Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной открылся 6 июня 2013 г. - в день рождения великого поэта. Во время пребывания в нем дяди, Пушкин неоднократно бывал в этом доме, его здесь любили и радушно принимали. Недалеко от него он родился - в доме на перекрестке Госпитального переулка и улицы Малой Почтовой.

Именно к своему «парнасскому отцу» поэт приехал сразу после ссылки в 1826 г. Василий Львович был на тот момент известным литератором и стихотворцем. Его произведение «Опасный сосед» столичные жители переписывали вручную.

От оригинальной обстановки дома осталось немного - планировка дома, старинные двери, изразцовая печь в гостином зале и часть дубового паркета. Все остальное - вещи, предметы мебели, книги 18-19-х веков, картины, иконы – свезены в него по крупицам.С их помощью реставраторы воссоздали интерьеры комнат и атмосферу гостеприимного дома. Главный зал, гостиная, столовая, камердинерская, антресольный этаж - изысканное убранство помещений выполнено за счет подлинных предметов того времени. Гарнитур из карельской березы с обивкой, расшитой вышивальщицами Сретенского монастыря, полотна живописцев XVIII века, старинные серебряные приборы, принадлежащие сестре поэта - Елизавете Львовне, на обеденном столе - муляж жареного гуся - символа литературного сообщества «Арзамас», в которое входил дядюшка Пушкина. За таким столом бывало трапезничал и сам Александр Сергеевич. Интересна комната антресольного этажа, обустроенная под детскую. Это настоящий мир с собранием игрушек того времени, одежды, картинами на детскую тематику, серебряным рожком из которого кормили детей.

Василий Львович был весьма образованным человеком, в совершенстве владел французским - он первый перевел стихи племянника, издал в Париже русские народные песни. Имел обширнейшее собрание книг, от которой до нас дошел один подлинный экземпляр - книга «Театр г-на де Лану», изданная в 1757 г. в Париже. На ее титульном листе сохранилась «владельческая подпись» В. Л. Пушкина.

В доме бывали выдающиеся люди того времени - князья Вяземский и Шаликов, барон Дельвиг, Адам Мицкевич, Н. Карамзин, К. Батюшков и др.

Дядюшка скончался в 1830-м году - накануне свадьбы племянника. Поэт глубоко скорбел: «Никогда еще ни один дядя не умирал так некстати» - так он отозвался на его смерть.