Главные герои произведения дети подземелья короленко. «Главный герой повести Короленко "Дети поземелья"

Повесть «Дети подземелья» написал русский писатель Владимир Галактионович Короленко. Автор затронул вечные темы любви, дружбы и добра. Данное произведение вызывает у читателя сопереживание и сочувствие к юным героям, жизнь которых наполнена почти одними лишениями. Книга адресована подросткам среднего школьного возраста, однако, существует версия повести и для детского чтения. Если у вас нет печатного издания, то прочитать данное произведение можно онлайн либо прослушать аудиокнигу.

Вконтакте

Сюжет произведения «Дети подземелья»

События происходят в небольшом местечке Польши Княжье-Вено, где живут мальчик Вася и девочка Соня - дети уважаемого судьи. Их жизнь размерена и спокойна. Но после смерти матери семейная трагедия оборачивается для них тяжелой болью и нелюбовью отца к шестилетнему сыну. Отец отдаляется от сына и ограничивается общением с дочерью.

Мальчик считает себя брошенным и бесцельно шатается по городу, и однажды встречает двух нищих маленьких бродяг, Валерку и Марусю, которые вынуждены воровать и попрошайничать, чтобы выжить. Они живут в развалинах старого замка со своим отцом Тибурцием и другими нищими. Таким образом, Вася находит себе друзей и приглашает их поиграть в саду своего дома, но Тибурций не одобряет такого гостеприимства, ведь знает, что отец мальчика уважаемый в городе судья. Однако ребята не предают своей дружбы и продолжают встречаться.

Если говорить о сюжетных линиях , то следует выделить несколько:

  • взаимоотношения детей из разных миров;
  • взаимоотношения отец и сын в разных мирах;
  • взаимоотношения взрослых.

Герои повести

Считается, что произведение В. Г. Короленко воссоздает некоторые факты биографии автора, изучая которые поражаешься неподдельности авторского слова и его искренности, ведь читая его, сопереживаешь всем героям произведения и глубоко проникаешься их печалями и раздумьями.

Следует обратить внимание , что в повести «Дети подземелья» есть дети-герои:

  • Мальчик Вася
  • его сестра Соня;
  • Валерка.
  • его сестра Маруся.

Также следует отдельно выделить героев-взрослых:

  • Судья (отец Васи и Сони);
  • Тибурций Драб (отец Маруси и Валерки).
  • Януш - предводитель нищих;
  • слуги в доме отца Васи и Сони

В образе мальчика Васи автор воплотил самого себя, описал свои чувства и ощущения от мира, каким он его воспринимал в детстве. Этот герой обладает способностью хорошо разбираться в людях и умением жалеть и сопереживать тем, кто находится в беде.

Его отец - справедливый и честный человек, который несмотря на свою уважаемую должность судьи так же, как и другие может отчаиваться и переживать. Однако нельзя не отметить и мудрость отца Маруси и Валерки, Тибурция, который был вынужден стать бездомным и нищенствовать вместе с детьми.

В. Г. Короленко объединил два мира и две семьи, и раскрыл характеры героев с лучшей стороны. В каждом из этих героев он продемонстрировал такие черты, как понимание, сопереживание, благородство и умение помогать другим.

Герои повести учат нас не робеть перед лицом жизненных трудностей и принимать жизнь со всеми ее прелестями и разочарованиями. Кроме этого, Короленко В. Г. на их примере призывает читателя к пониманию горькой участи ближнего, не забывая о сочувствии, взаимопомощи и уважении к людям, независимо от их статуса и положения.

«Дети подземелья» - история подростков, которая учит любого читателя быть человечным и не сторониться чужого горя, несмотря на существующие социальные предрассудки. Она западает в самое сердце и незримо меняет сформировавшееся мировоззрение каждого человека, в том числе и ребенка.

Глава 1

Дело происходит в польском городке Княжье-Вено. Это место необычное, его опоясывают пруды, на котором одного из них стоит остров, а на острове заброшенный замок, в котором живут бедные люди.

Среди таких неугодных личностей оказались хорошо образованный Тибурций и его дети: семилетний мальчик Валерка и трехлетняя девочка Маруся. «Изгнанники» были вынуждены найти себе новый приют и обосновались в подземелье замка, который находился рядом со старой часовней.

Глава 2

Шестилетний Вася, сын судьи после смерти своей матери из-за того, что считает себя никому не нужным становится бродягой, ведь уважаемый человек и вдовец не уделяет должного внимания сыну, т. к. и сам не может пережить потерю жены. И если с дочкой Соней он находит минутку поговорить, то мальчик и в самом деле остается брошенным в этой трагедии.

Вася - ребенок с тонкой душевной организацией. Он тяжело переживает охлаждение отца к нему и оттого начинает странствовать. Его образ в произведении передает несчастье мальчика при всей его здоровой нравственности и чуткости. Он, волею случая, попал из благополучной жизни в нищую. Попал как гость, но постарался понять и искренне сочувствовал тем, кто оказался в том мире. С одной стороны, он живет в окружении слуг и не знает, что такое голодать, а с другой - он дитя улиц, брошенный отцом без внимания и испытывавший ужас одиночества.

Глава 3

Вася знакомится с Валеркой и Марусей из подземелья, когда исследует старую часовню и интересуется прилегающим к ней кладбищем. От них Вася узнает, что дети часовни - это «изгнанники», которых выселили из замка. Мальчик обещает, что будет приходить к своим новым знакомым как можно чаще и приносить им еду. Валерка как бы нехотя позволяет ему совершать добрые дела и вопросы о своем доме обходит «благородным молчанием».

Глава 4

Вася навещает ребят, приносит им «вкусности», которым особенно радуется маленькая Маруся; они играют и раскрывают страшную тайну замка. В один из своих визитов Вася обнаруживает ненормальную худобу девочки, ее нетвердую походку и узнает от Валерки, что Маруся больна. Но чем именно неясно, Васе понятно только одно - жизнь из нее вытягивает подземелье и «серые камни», среди которых живут его друзья.

Глава 5

Валерка решается показать Васе их с Марусей место обитания и они все вместе спускаются в подземелье. Но это не пугает мальчика так сильно, как-то, о чем он узнает в дальнейшем: все нищие в этом подземелье и в том числе его друзья живут воровством. У главного героя развивается внутренний нравственный конфликт и в глубине души он не может принять этого.

Можно сказать, очевидная истина происходящего для девятилетнего мальчика из хорошей интеллигентной семьи оказалась сложным препятствием в понимании того, что его самый близкий друг - вор. Поэтому даже после того, как Валерка провожает его в место их пребывания, Вася сторонится и не может играть с ребятами, как прежде. Их интересные забавы моментально прекращаются, Вася рано возвращается домой, ложится в постель и засыпает весь в слезах.

Глава 6

Преданная дружба продолжалась. Вася знакомится с отцом своих друзей - Тибурцием Драбом, ведь как ребята не старались, у них не получалось долго скрывать встречи маленьких бродяг и сына городского судьи и в один из дней Тибурций обнаруживает в своем жилище чужака, но, на удивление Васи, проявляет неожиданное благородство при знакомстве с ним. Правда, радушие хозяина он видит только тогда , когда тот не сомневается в том, что мальчик никому не рассказал о тайном укрытии нищих.

Тибуций всегда был высокого мнения об отце Васи и говорил, что это, пожалуй, единственный человек в судействе, у которого есть сердце. Но несмотря на такое отношение к нему, он все равно проверяет паренька «на вшивость», а тот с честью и достоинством выдерживает испытание.

Глава 7

Наступает осень. Погода портится, но Вася не перестает навещать своих друзей. Болезнь пятилетней Маруси переходит в критическую фазу. И в тот момент, когда Вася проявляет желание быть рядом со своими друзьями в период тяжелой болезни девочки и всячески помогать им, его отец узнает от предводителя «аристократов» Януша, который тоже нищенствует в развалинах замка, что Вася ходит в подземелье.

Его отец, конечно, не верит бродяге и попрошайке , но визиты в «дурное общество» становятся опасными для мальчика. Вася сильно переживает и не может без слез смотреть, как девочка медленно исчезает из жизни, к которой он сильно привязался и стал считать своей сестрой.

Из-за возникших препятствий его визита к больной Марусе и совсем разбитого Валерки, Вася решается рассказать о сплетнях и предательстве старика Януша Тибурцию Драбу. Тот отвечает, что это скверно, ибо судья хоть и хороший человек, но против закона не пойдет.

Глава 8

В этой главе описывается финал истории. Марусе становится хуже. Вася приносит в подземелье свои игрушки, чтобы хоть как-то отвлечь девочку от болезни. Но такой способ мало влияет на ее состояние и тогда он придумывает помочь иначе: мальчик обращается за помощью к своей сестре Соне и просит у нее роскошную куклу - память их умершей матери. Соня не хочет ее отдавать, но Вася все же уговаривает сестру и бежит к Марусе с шикарным девичьим подарком.

Марусе кукла очень понравилась . Она стала для нее своего рода «живой водой». Девочка не только встала с кровати, но и начала ходить. Однако это длилось недолго, ведь через некоторое время она снова слегла.

Вася сталкивается из-за куклы с проблемами, которые возникают дома, но вины Сони в этом нет; неладное заподозрили слуги, да и отец начал сильно волноваться по поводу утери подарка горячо любимой им жены.

Вася попадает под домашний арест, который заканчивается пристрастным допросом отца, но не выдает тайны исчезновения куклы и не признается о своих друзьях.

Отец все больше сжимает плечо сына, злится и делает сыну больно, но не по злому умыслу, а только потому, что не может справиться с внутренним гневом. И в разгар напряженного конфликта судьи и его сына, Васю с улицы зовет Тибурций . Он знакомится с отцом мальчика и рассказывает всю историю дружбы Васи и его детей, возвращает куклу и приглашает Васю проститься с Марусей. «Приходи к нам попрощаться с моей девочкой. Отец тебя отпустит. Она умерла», - говорит Тибурций.

Этот момент достигает предела трагичности данного произведения. Автор описывает церемонию прощания, а также как бродяги уходят из подземелья, заброшенная часовня обрушивается, и на кладбище, которое было с ней рядом, остается могила, на которую часто приходят Вася, Соня и их отец. читайте в нашей статье.

Сочинение

Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле,- никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.
Жил Вася в Княж-городке, где доживали свои дни жалкие останки гордого панского величия. Город раскинулся внизу заплесневевших прудов. Серые заборы, пустыри с кучами хлама перемещались с ушедшими в землю хатками. Деревянный мост кряхтел, шатался точно дряхлый старик. Река, через которую перекинут мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Посредине одного из прудов находился остров. На острове – старый, полуразрушенный замок. Вася всегда со страхом смотрел на это величавое дряхлое здание. Всякий бедняк мог найти в старом замке убежище. «Живет в замке»– эта фраза выражала крайнюю степень нищеты и падения. Но однажды общество замка разделилось. Вася со своими друзьями наблюдал, как происходило изгнание жильцов. И несчастные темные личности понурясь навсегда оставляли остров. После этого старый замок, от которого веяло прежде на Васю каким-то величием, потерял в его глазах всю свою привлекательность. Вася не мог забыть жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, оставшихся без крова
, у него сжималось сердце. На примере старого замка Вася впервые узнал истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в замке поросло плющом, мхами, а смешное казалось Васе отвратительным.
Самая замечательная личность неужившаяся в старом замке – Тыбурций Драт. Происхождение его было неизвестно. Наружность пана Драта не имела ни одной аристократической черты, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светилось, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжий ум. В них струилась глубокая неустанная печаль. Никто не знал, откуда у пана Тыбурция явились дети. Мальчик лет семи высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо-шатавшийся по городу, и маленькая трехлетняя девочка.
С тех пор как умерла Васина мать, а лицо отца стало еще угрюмее, его очень редко видели дома. Вася старался избегать встречи с отцом. Когда в доме все еще спали, Вася перелезал через забор и шел к пруду, где его ждали такие же сорванцы-товарищи. Васю звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в других наклонностях, что он сам поверил в это. Отец тоже поверил этому и делал попытки заняться воспитанием сына, но все кончалось неудачей. Видя строгое угрюмое лицо отца, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, Вася робел и замыкался в себе. Мальчику хотелось, чтобы отец обнял его, посадил на колени и приласкал, но отец смотрел на сына отуманенными глазами, и он весь сжимался под этим непонятным для него взглядом. Отец часто спрашивал Васю: «Ты помнишь матушку?» Конечно, Вася помнил ее. После смерти матери, впервые перед Васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. Как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму
, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда он сжимал руками свое маленькое, больно-стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями его щеки. Но на вопрос высокого угрюмого человека, в котором Вася желал, но не мог почувствовать родную душу, он съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку. И отец отворачивался от сына с досадою и болью. Между ними стояла какая-то неодолимая стена. Любя маму, когда она была жива, отец не замечал Васю из-за своего счастья. Теперь Васю закрывало от него тяжелое горе. И постепенно пропасть, разделявшая их, становилась все шире и глубже. Отец все больше убеждался, что сын - дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем. Отец понимал, что должен любить его, но не находить для этой любви угла в своем сердце. Вася чувствовал это. Наблюдая за отцом, слыша его глухие стоны от нестерпимой душевной муки, сердце мальчишки загоралось жалостью и сочувствием. Вася плакал от досады и боли. Уже с шести лет он испытывал ужас одиночества.
Сестре Соне было четыре года. Вася любил ее, и она платила ему такой же любовью. Но установившийся взгляд на Васю, воздвиг и между ними высокую стену. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки. Вася начал бродяжить. Ему казалось, что за старой оградой сада он найдет что-то и может что-то сделает, навстречу этому неведомому и таинственному, в нем из глубины его сердца, что-то поднималось, дразня и вызывая. С тех пор его называли уличным мальчишкой и бродягой, но он не обращал на это внимание. Он выслушивал замечания и поступал по-своему. Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.
Когда замок потерял для Васи уважение и привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать, и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васи его мать в последние дни жизни.
От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров.
Валек указал Васи его отца с такой стороны, с какой ему никогда не приходило в голову взглянуть на него. Ему было приятно слушать похвалы отцу. Слава Валька задели в сердце Васи струну сыновней гордости.
Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм.
Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат.
Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Маленькая кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытье девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.
Васю ждал серьёзный разговор с отцом. Он вызвал его к себе в кабинет. Вася слышал тревожный стук собственного сердца. Лицо отца показалось Васи страшным. Отец обвинил Васю в воровстве. Глаза отца горели гневом. В груди мальчика подымалось едва осознанное оскорблённое чувство покинутого ребёнка. Горькие слёзы жгли его щёки. В эту минуту раздался голос Тыбурция. Он развязал узелок и вынул куклу. В лице отца виднелось изумление. Они вышли. Через несколько минут они вернулись. Вася почувствовал на своей голове чью-то руку. То была рука отца, нежно гладившая его. Вася поднял на него глаза. Теперь перед Васей стоял другой человек, но именно в этом человеке он нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. И отец только теперь стал узнавать в Васе знакомые черты родного сына.
Мы считаем, что произведение Короленко отражает факты его биографии. Читая, поражаешься искренности и силе авторского слова. Мы сопереживаем героям, проникаемся их мыслями и заботами. В главном герои Васи – мы видим отражение жизни самого писателя. В нашем представлении- это человек сильный и смелый, добрый и интеллигентный, способный понимать людей. Он, как и его главный герой,умеет сострадать и сочувствовать.
Уважение к человеку, борьба за него – главное в жизни и творчестве писателя. Герои его произведений – простые русские люди.
Произведение Короленко учит не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.

Роль «дурного общества» в жизни Васи - героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася - главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» - Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бега­ла… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи - судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них - это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

Здесь искали:

  • сочинение в дурном обществе
  • что мы узнаем о Васи в начале повести?вася и его друзья их роль в жизни Васи?какие поступки совершает вася
  • сочинение короленко в дурном обществе

С ловосочетание “литературный портрет” трактуется двояко: как разного рода указания на внешний облик литературного героя и как развёрнутая характеристика конкретной исторической личности. В данном случае речь пойдёт о портрете как изображении персонажа художественного произведения. Обычно такое изображение усматривают в описании видимых примет героя. В словарях, справочниках, учебниках держатся за старинный принцип говорящей живописи: изобразить - значит определить, очертить словом, создать словесный рисунок.

Однако такое понимание портрета ничего не объясняет в целом ряде случаев. Показательный пример - тексты Э.Хемингуэя, которые строятся на диалогах без сопроводительных описаний, что нисколько не мешает читателю “видеть” участников разговора. Рисуночное толкование литературного портрета здесь явно не подходит. Между тем сплошь и рядом нас уверяют, что портрет в литературе - это описание примет, сообразных с характером героя повествования. Анализ портрета предлагают проводить, сосредоточиваясь на подобных словесных указаниях, рассеянных по тексту произведения: штрих + штрих + штрих - их сумма якобы и является изображением действующего лица. Но, как остроумно заметила В.Инбер, “можно со скрупулёзной точностью описать героя литературного произведения, показать, как он кашляет, зевает, моргает, разматывает кашне, ест ржаной хлеб или пирожное, пьёт шампанское или квас, и так далее, и так далее, и так далее, а читатель не увидит этого героя, не запомнит, не узнает при встрече. Только и останется в памяти копошенье деталей. Чёрточки не сложатся в черты” .

Применительно к портрету то, что считается изобразительной вещественностью , формируется большей частью за пределами текста и зависит не от живописных подробностей, а от умения писателя обозначить словом больше того, что соответствует его лексическому содержанию. В конечном счёте - это проблема творческой силы художника. Она связана с его способностью “видеть” своего героя и воплощать в слове так, что герой становится зримым и для читателя. Линейно этот процесс выглядит следующим образом: отчётливое представление об индивидуальном облике персонажа у писателя - воплощение данного представления в слове - возбуждённое адекватное представление у читателя. Но слово как таковое здесь ещё не всё.

При портретировании в литературном произведении воспроизводится, в сущности, не внешность персонажа, а испытываемое художником ощущение данного героя во всех обстоятельствах бытия. В совокупности этих выраженных в слове ощущений и воспринимает героя читатель, общается с ним, испытывает на себе его влияние, “видит” его. Сила воздействия характера тем и обусловлена, сумел или не сумел художник всеми средствами, доступными искусству слова, передать воображению читателя это портретное представление о персонаже.

Смысл произведения возникает в сопряжении родственных элементов целого. У Короленко первообразом целого является обычно представление о главном действующем герое . “Даже и внешние обстоятельства, в которые Вы его поставите, - объясняет писатель Н.Каронину-Петропавловскому, - только отчасти зависят от Вас; он сам в значительной степени будет их видоизменять и подчинять своему воздействию, своему настроению…” Речь идёт именно о портретном представлении , на которое автор опирается, выстраивая свой рассказ о персонаже, который обозначился в творческом сознании. Поэтому портретирующий героя материал неизбежно распределяется в зримой и незримой, но также осязаемой плоскости изображения. Большую роль в этом процессе играет, как указывает А.С. Вартанов, “основной закон синестезии, состоящий в том, что образ, возбуждая одни чувства, влечёт за собой косвенное, ассоциативное участие других (что в результате позволяет получить целостное художественное представление)” .

Сам Короленко заявлял: “Я требую от художественного произведения, чтобы в его основе лежало представление, полное, цельное, ясное, об известном человеке, с его личными свойствами и темпераментом” , а ещё так: “Нужно ясно представлять себе прежде всего душевный и внешний облик описываемого человека. Тогда он и без длинных описаний заговорит как живой” . Формулы недвусмысленные: в основе целого произведения лежит представление о герое - так у автора. Оттуда, из целого рассказа, а не из отдельных фрагментов, это представление извлекает затем для себя читатель. Путём не только зрительных, а ещё множества иных ощущений, порождаемых прочитанным текстом. У Короленко любой фрагмент повествования то ли заложенной в нём эмоцией, то ли мыслью, то ли своей живописной фактурой даёт исходный материал для представлений о его герое.

Н а уроках литературы первые представления о портрете даются уже в начальной школе. Элементы более серьёзного анализа возможны при изучении повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Разговор о портрете можно замотивировать предстоящим творческим заданием - подготовкой к оформлению вернисажа иллюстраций к повести, в котором особое место займёт “портретная галерея” короленковских героев.

Повествование в произведении ведётся от первого лица. Читатель знакомится с бытом захолустного местечка, узнаёт историю о том, как жизненный путь сына судьи пересёкся однажды с путями бедняков, составляющих так называемое “дурное общество”. Перед нами несколько лиц, которые обрисованы по-разному.

Портрет Васи

О своей внешности рассказчик (Вася) не сообщает ничего, указывая лишь на рост в сравнении с Валеком: “Это был мальчик лет девяти, больше меня...” И всё-таки, прочитав повесть, можно представить физический облик Васи. Как именно? Этот вопрос предлагается классу. Ответы учащихся разнообразны, что понятно: в тексте нет упоминаний о цвете волос Васи, форме носа, разрезе глаз, походке, жестах, одежде и т.п. Но из всей совокупности чувств, поступков, размышлений мальчика в сознании читателя возникает его облик.

Потеряв мать, забытый отцом, который отдался своему горю, Вася с шести лет рос без присмотра, как деревце в поле... Можно фиксировать внимание учащихся на изобразительных средствах рассказа, используя для этого приём “читаем - видим”.

Читаем: “...Мне стало тесно в доме и в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжить. Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни... С тех пор к прочим нелестным моим эпитетам прибавились названия уличного мальчишки и бродяги, но я не обращал на это внимания... Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню... Мне захотелось осмотреть её всю, заглянуть внутрь...” Видим: бродяжничанье Васи - детская реакция на пренебрежение домашних. В таких условиях это единственный способ удовлетворить естественную пытливость мальчика, растущего без привета и ласки в родном доме, охваченного странным предчувствием жизни. Он узнал город вплоть до последних грязных закоулков и стремился осмотреть загородную часовню, на которую уже стал заглядываться. Мы наблюдаем и видим мальчика, хотя в тексте нет описания его внешности. Видим так отчётливо, что понимаем несоответствие его действительного облика нелестным эпитетам, относящимся к Васе: сорванец, бродяга, негодный мальчишка, отпетый маленький разбойник, у которого руки и ноги налиты ртутью, но всё же сын таких почтенных родителей.

Таким ли встаёт Вася в нашем воображении? Выберем несколько описаний из его характеристики - и перед нами совсем другой мальчик Вася, который у Януша со слезами вырвал свою руку, который робел и замыкался в себе, притерпелся к упрёкам, хмуро выслушивал замечания, чьё сердце загоралось жалостью и сочувст­вием к страданиям бедняков и т.п.

Читаем: “Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему безмятежно. Чистая детская привязанность моя как-то замутилась, к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли” . Видим: Вася, поняв, что новые его товарищи вынуждены воровать, не просто ушёл, он от них уходил (длительное действие). Глагольная форма говорит об усилиях скрыть своё состояние и о невозможности сделать это иначе, как только удалившись от друзей, чтобы не оскорбить их. Называя действия, глаголы неизбежно отсылают нашу мысль к персонажу, всё более проясняя его облик.

Рассказ от первого лица избран автором сознательно, в целях типизации. Любой ребёнок - это подтвердят ответы учащихся - на месте Васи вёл бы себя точно так и чувствовал то же, что он. Портрет героя - отвлечённый. Читатель представляет себе “обобщённого” мальчика 8–9 лет, который узнал и увидел много такого, чего не видели дети значительно старше его. И возможности визуального воплощения этого образа юными художниками будет отличаться свободой выбора и наибольшей степенью самовыражения.

Портрет Валека

Е го следует рассматривать не отдельно, а в сопоставлении с портретами других детей. Дети подземелья ... Об их судьбе заставляет нас думать автор, преднамеренно столкнувший с ними мальчика иного происхождения, которому уготована в жизни иная участь. С одной стороны - оживление, порывистая резвость у Васи, с другой - грусть и задумчивость у Валека. Показательно, что в окончательной авторской редакции на месте задорно сверкавшими (глазами) поставлен эпитет задумчивыми . Задумчивость улавливается во взгляде Валека сразу, какой бы беспечно-задорный вид (в момент знакомства с Васей) он ни придал своему лицу. Такое контрастирование в изображении Валека автор применяет неоднократно.

Читаем: “- Где же ваш дом?

Я не мог себе представить, чтобы дети жили без «дома». Валек усмехнулся с обычным грустным видом и ничего не ответил” . Видим: искреннее недоумение, граничащее с любопытством на лице Васи. Изнанка жизни, чужой опыт открываются перед ним. А на грустном лице Валека всё это отражается в молчаливой усмешке.

Валек - мальчик очень солидный, с манерами взрослого человека, смотрит серьёзно и независимым тоном отзывается о старших. Вначале Вася увидел только ровесника, позже открылось различие. Грустная солидность Валека была особенно заметной в его заботах о маленькой Марусе. Вася тоже любил свою младшую сестру Соню, но ему никогда не приходилось задумываться над тем, чтобы накормить её (она была кругла, как пышка), развеселить (она так звонко смеялась), спасти от гибели.

Валек - угрюмый (угрюмо шатался ), нечёсаный (волосы лохматились ), грязный (в грязной рубашонке ). Но мог ли он выглядеть иначе? Школьники говорят об условиях его жизни. Что в его внешности особенно заметно? Постоянная грусть и задумчивость. Отчего грустит Валек? Над чем он задумывается? Дети читают отрывки о кладбищенской часовне, где прячутся тёмные личности, где живёт Валек и гибнет Маруся, из которой серый камень постепенно высасывает жизнь. Из Валека, по-видимому, тоже: мальчик - худощавый и тонкий , как тростинка. Однотонны цветовые эпитеты в его портрете: тёмные волосы над чёрными глазами. Белокурая, бледная и крохотная Маруся рядом с Валеком ещё больше подчёркивает трагизм положения членов “дурного общества”. Валек, так много познавший, отличается от Васи не возрастом, а пониманием жизни, внешняя солидность его - знак этого понимания.

Портрет Маруси

П ортретные описания Маруси в повести концентрически развёрнуты. Принцип концентричности позволяет “физически” удерживать героя в поле зрения читателя. Эта особенность присуща не только портретным изображениям, а является устойчивым признаком художественного стиля В.Г. Короленко в целом. Этим, между прочим, объясняется использование в тексте ряда постоянных эпитетов, сравнений, метафорических образов (серый камень, например). Портретные детали в повествовании периодически повторяются, варьируются, непрерывно взаимодействуют с контекстом. Подробная детализация портрета Маруси отвечает идее образа: Маруся так мала, крохотна потому, что серый камень истощил её. Настойчивое повторение деталей создаёт ритмическое однообразие мотива неизбежной гибели этого невинного существа: маленькая девочка - крохотная, грустная фигурка - маленькая могилка.

Приём предварительной сигнализации - ещё одна особенность стиля, связанная с концентрической структурой описания внешности. Не по-детски грустная улыбка Маруси напоминает Васе покойную мать в последние дни её жизни. Крохотность, бледность, даже светлые волосы - тоже предварительные сигналы. Все эти признаки художественно сливаются в картине призрачности, эфемерности бытия Маруси - маленького туманного пятнышка, почти неразличимого в потоке солнечного света. Можно проследить, как от главы к главе расширяются смысловые связи эпитета маленькая - исходной точки описания внешности Маруси.

Глава I. Собственно о Марусе сказано немного: маленькая девочка на руках пана Тыбурция. В самом начале главы мы узнаём: мать Васи умерла, у Васи есть маленькая сестра Соня.

Глава II. О Марусе не говорится ничего. Но снова упоминается о маленькой сестрёнке Васи, о бледном лице его покойной матери, о цветах, которыми её покрыли.

Глава III. О Марусе: грязное личико; белокурые волосы; голубые глаза; нетвёрдые шаги; ручонки маленькие, крохотные. Эпитет маленькая разветвился в ряд более частных определений, отражающих трагическую суть образа. Приоткрываются глубины первоначально якобы нейтрального эпитета.

Глава IV. О Марусе: ручонки; бледное лицо; бледное, крошечное создание; кривые ножки; руки тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее; глухой смех; платье грязно и старо; невесёлая; движения медленные; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы опущены; крохотная, грустная фигурка, из которой серый камень высосал жизнь. Здесь же - прямое сопоставление Маруси и Сони, Маруси и умирающей Васиной матери, многочисленные упоминания о цветах. Повторы, варьирование ранее перечисленных признаков, прибавление новых.

Глава V. О Марусе: белокурая головка; странное и маленькое туманное пятнышко, которое, казалось, вот-вот расплывётся и исчезнет; крохотная фигурка девочки.

Глава VI. О Марусе: звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлёпала по каменному полу непроворными ножками; белокурые волосы; бирюзовые глаза. Определение маленькая раскрывается всё полнее: Маруся не просто маленькая девочка, а потому такая, что живёт в нищете, где-то на кладбище, в подземелье.

Глава VII. О Марусе: всё худела; лицо её бледнело; глаза потемнели, стали больше; веки приподнимались с трудом; всё больше хиреет; тихие переливы её слабого смеха; грустная улыбка. Развитие заданной темы - маленькая - продолжается: маленькая жизнь клонится к закату, предопределённому социальными причинами.

Глава VIII. О Марусе: смотрела равнодушно большими, потемневшими и неподвижными глазами; увядала, как цветок осенью; белокурые волосы раскидались по подушке; закрытые глаза слегка ввалились и ещё резче оттенились синевой; тело её убирали осенними цветами. Портретные детали вытесняются из описания многозначным образом осенних цветов. Главное здесь - контраст, возникающий из сопоставления: ранняя смерть матери Васи - смерть Маруси. Случайность и закономерность.

Заключение - в связи с Марусей: огни на могилах тёмными осенними ночами вспыхивают синим зловещим светом; могила пестрела цветами; над маленькою могилкой. Применительно к образу Маруси эпитет “маленькая” оказывается средоточием, смысловым центром всего повествования.

Портрет Тыбурция

С принципом концентричности у писателя связана не только стилеобразующая, но в известной степени и сюжетообразующая функция портрета. Пан Тыбурций Драб - фигура романтическая. В портрете это выражается контрастированием деталей. Каждая деталь как бы укрупняется, становится содержательнее, требует пояснения - детерминирует движение сюжета. Все характерные для Короленко приёмы портретирования (концентричность описаний, периодическая повторяемость отдельных деталей, система предварительных сигналов) легко прослеживаются и в этом портрете. Особенностью в обрисовке внешности Тыбурция является использование своеобразной светотени. Он появляется среди несчастливцев в качестве их организатора и руководителя. Это его положение подчёркнуто двойственностью впечатления, производимого самой наружностью пана Тыбурция. И если его друзья на сереньком фоне городской жизни выделялись мрачными пятнами, то пан Тыбурций Драб воспринимался ярко, удивляя обывателей поразительной учёностью и непокорной силой. Полной разгадки его печали нет. Его загнала в подземелье какая-то крупная ссора с законом. Физически Тыбурций - урод. Трогательна его забота о детях, о целом сообществе обиженных людей - таких же, как он, гонимых законом несчастных существ.

Портрет судьи

О н нарисован отвлечённо. Отмечен только высокий рост, все остальные портретные детали имеют сугубо психологический характер: суровое, строгое и угрюмое лицо с печатью неизгладимого горя; затуманенные глаза; угрюмый человек; тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд; мрачный взгляд; обычно задумчивый взгляд. В этих описаниях обрисован характер, а не внешность человека. Это и понятно, ведь судья - отец рассказчика, внешность которого для него не нуждается в конкретизации.

И тогом наблюдений за мастерством Короленко-портретиста может стать заключительный интегрированный урок, на котором, помимо художественного слова и творческих опытов учащихся в иллюстрировании и инсценировании фрагментов повести, можно организовать просмотр и обсуждение работ художников-профессионалов (например, рисунков Г.Филипповского и Г.Фитингофа в детгизовских изданиях повести). Предметом дискуссии может послужить художественный фильм Киры Муратовой «Среди серых камней». На стендах портретной галереи возможно размещение “фотосессии” или показ слайд-ряда, например, снимков позирующих в костюмах героев одноклассников и знакомых или документальных портретов современных “детей подземелья”. Так внимательный взгляд на литературный портрет героев может помочь юным читателям стать внимательней друг к другу, проникнуться сочувствием к ближнему в жизни.

Примечания

Инбер В. За много лет. М., 1964. С. 82.

Короленко В.Г . О литературе. М., 1957. С. 460.

Вартанов А. Время завершает спор (о соотношении литературы и изобразительного искусства) // Вопросы литературы. 1964. № 3. С. 117.

Короленко В.Г. О литературе... С. 461.