Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека

Задачи:

Сделать описание природы одной из природных зон нашей страны ;

Выявить, какими природными ресурсами богата данная зона;

Составить прогноз изменения природной среды при интенсивном использовании ресурсов данной природной зоны.


Задание 1. Составьте характеристику одной из природных зон (по вашему выбору), используя данный план:

  1. Географическое положение, границы.

  2. Рельеф.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почва.

  6. Растительный мир.

  7. Животный мир.


Задание 2. По картам атласа определите, какими природными ресурсами богата данная природная зона. К ресурсам природной зоны относят минеральные ресурсы, добываемые в ее пределах , лесные (наличие большого количества промышленно пригодного леса), водные (наличие крупных рек, пригодных для использования в хозяйственной деятельности человека), биологические (наличие промысловых рыб, пушного зверя и т.д.), рекреационные (используемые для оздоровления и отдыха человека – теплый климат (курорты), целебные источники и грязи (оздоровление), крупные реки, горы (создание спортивных баз, баз отдыха, горнолыжных трасс).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Составьте прогноз об изменении облика характеризуемой вами природной зоны, если ресурсы данной зоны начнут интенсивно использоваться человеком. Ответ обосновать. Предложите, каким образом можно использовать ресурсы природной зоны при наименьшем разрушительном воздействии на нее.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. По атласу Кемеровской области определите, какие природные зоны расположены на территории Кемеровской области. В пределах какой природной зоны располагается наш населенный пункт. Какими природными ресурсами она обеспечена? На основе собственных наблюдений опишите, как изменяется облик природной зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №13

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфичных черт географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

Задачи:

Выявить принципы, на основании которых составлено природное районирование нашей страны;

Задание 1. На основании дополнительной информации и материалов учебника выделите, какие региональные единицы приняты в физико-географическом районировании. Выпишите их определения. Приведите примеры наиболее крупных природных комплексов, выделенных на территории нашей страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Используя приведенный дополнительный материал, объясните, для каких целей используются знания о физико-географическом районировании страны.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Используя материал учебника, приведите примеры антропогенных ПТК. Какие антропогенные ПТК можно выделить вблизи нашего населенного пункта?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал
Огромная протяженность России с севера на юг и с запада на восток обусловила большое разнообразие ее природы. При рассмотрении различных компонентов природы четко прослеживаются их пространственная неоднородность, взаимосвязи и взаимодействия между ними, следствием чего явилось обособление на территории России различных природных территориальных комплексов (ПТК). Поэтому для глубокого познания природы всей страны требуется изучение отдельных компонентов и их пространственных сочетаний, т. е. обязательное рассмотрение различных ПТК в сравнении .

Основные таксономические единицы. До настоящего времени сложным остается вопрос о таксономическом положении страны и зоны.

Зона в широком смысле представляет собой область преобладания ландшафтов одного типа (тундрового, лесного, лесостепного, пустынного и т. д.). Для того чтобы однотипные ландшафты сформировались на всем ее пространстве, зона должна обладать некоторыми общими чертами.

Основным объектом изучения в курсе физической географии России является физико-географическая страна - крупный природный территориальный комплекс, занимающий узловое положение на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Страна является самым мелким ПТК из рассматриваемых в курсе физической географии материков и самым крупным ПТК, изучаемым в физической географии России. Физико-географическая страна - это обширная часть мате рика, соответствующая крупной тектонической структуре и достаточно единая в орографическом отношении , характеризую щаяся общностью макроциркуляционных процессов и своеобраз ной структурой географической зональности (набором природных зон или спектром высотных поясов). Примерами физико-географических стран можно считать страны Балтийского кристаллического щита, Восточно-Европейской равнины; Крымско-Кавказская горная страна, страна Западно-Сибирской низменности, Саяно-Алтайская горная страна, Среднесибирская плоско-возвышенная страна, Кольско-Охотская горно-низменная страна, Корякско-Камчатская горная страна.

Все страны объединяются в две группы: горные и равнинные, но некоторые из них не могут быть отнесены ни к той , ни к другой группе (Северо-Восток, Амурско-Сахалинская), так как включают наряду с горами и крупные равнинные участки.

Следующей таксономической единицей является провинция - часть зоны или горной области, характеризующаяся общно стью рельефа и геологического строения, а также биоклима тическими особенностями. Обычно провинция территориально совпадает с крупной орографической единицей - возвышенностью, низменностью, группой хребтов или крупной межгорной котловиной. Примерами провинций являются Окско-Донская, Бугульмино-Белебеевская, Чулымо-Енисейская, Путорана, Центральный Алтай, Момско-Селенняхская и т.д. Горные провинции отличаются от соседних типом структуры высотной поясности.

При районировании в среднем и крупном масштабе, которое производится уже не для всей территории, а для отдельных частей России, выделяют более мелкие единицы регионального уровня - районы. В некоторых схемах районирования эти единицы называются округами, в других округ выделяется как ПТК более высокого ранга, чем район. Физико-географический (ландшафтный) район - сравни тельно крупная геоморфологически обособленная часть провинции, в пределах которой сохраняется целостность и специфи ка ландшафтной структуры. Каждый район отличается определенным сочетанием форм мезорельефа с характерными для них микроклиматами, почвенными разностями и растительными сообществами. Район - низшая единица регионального уровня дифференциации географической оболочки.
Прикладное значение работ по физико-географическому районированию заключается в том, что отдельные природные комплексы отличаются друг от друга своеобразием природных условий и естественных ресурсов, знание которых позволяет наметить пути их оптимального использования, обеспечивающего сохранение экологического равновесия. Этим целям служат и схемы прикладного районирования для сельского хозяйства, градостроительства, районной планировки, организации отдыха населения и т. д. Территориальные различия природы учитывались при определении очередности освоения территорий и установлении поясных коэффициентов заработной платы , при определении дифференцированных заготовительных цен на сельхозпродукты и зональных норм выработки сельскохозяйственных машин, для проведения профилактических медицинских мероприятий (например, противоэнцефалитных прививок) и определения районов различной категории сложности по условиям транспортного строительства и т. д.

Практическая работа №14

Дата проведения Название практической работы
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ.
№3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
№5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
№6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
№7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
№8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК.
№11. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
№ 12. Сравнительная характеристика двух природных зон России.
№ 13: Оценка природных условий и ресурсов из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хоз. Деятельности человека.
№14: Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
№ 15: Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
16-17 №16: Составление карты «Природные уникумы России». №17: Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п\п Тема урока Дидактическая единица стандарта. Дата по плану Дата по факту.
Что изучает география России. Источники географических знаний. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (ФКГОС).
Особенности физико-географического положения России. Сухопутные и морские границы России. №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран. Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации (ФКГОС). Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны (ФКГОС).
Россия на карте часовых поясов. Этапы и методы географического изучения территории. №2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. Часовые пояса (ФКГОС).
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.
Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
Как и почему изменяется рельеф России.
Стихийные природные явления в литосфере. Стихийные природные явления (ФКГОС) в литосфере.
Человек и литосфера. №3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Рельеф и полезные ископаемые Оренбургской области. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа (ФКГОС).
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация. №4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота (ФКГОС).
Циркуляция ВМ. Циклоны. Антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Сезонность климата.
Типы климатов России.
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Климат и хозяйственная деятельность людей (ФКГОС).
Климат и человек. Особенности климата Оренбургской области. №5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Реки. №6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
Озера и болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Многолетняя мерзлота (ФКГОС).
Водные ресурсы и человек. №7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны (ФКГОС).
Внутренние воды Оренбургской области. №8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва – особое природное тело. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв (ФКГОС).
Образование почв и их разнообразие.
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. №9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
Почвенные ресурсы России. Типы почв Оренбургской области.
Растительный мир и животный мир России. №10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. Растительный мир и животный мир России (ФКГОС).
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
Природные зоны.Природно-хозяйственные зоны России. Природные зоны (ФКГОС).
Арктические пустыни, тундра, лесотундра
Разнообразие лесов России.
Растительный и животный мир Оренбургской области.
Лесостепи, степи и полупустыни.
Лесостепь и степь Оренбуржья Природные зоны (ФКГОС).
Особо охраняемые природные территории. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека кразнообразным климатическим условиям. Особо охраняемые природные территории (ФКГОС).
Обобщающий урок

При толковании норм права также необходимо исходить из конституционного положения, закрепляющего приоритет международного права перед нормами национального законодательства, что имеет особенно существенное значение, когда речь идет о защите прав и свобод личности.

Интерпретация права, как и любое юридическое явление, обязано иметь свои собственные принципы. Понятие "принцип" в общетеоретическом понимании означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.Пиголкин А. С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование / Под.ред. А. С. Пиголкина. - М., 2003. С философской точки зрения под принципом понимается первоначально руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле философия определяет, что принцип - это центральное понятие, основа системы, которая представляет собой обобщение какого-либо положения на все явления той отрасли, с которой данный принцип абстрагирован.

Исследование принципов толкования важно с точки зрения повышения результативности интерпретационной деятельности и, прежде всего, его влияния на юридическую практику. Знание принципов права и его толкования позволяет влиять на правотворческую и правоприменительную деятельность. Игнорирование принципов толкования не способствует адекватному уяснению и разъяснению правовых нормХёффе О. Политика. Право. Справедливость.- М.: ГНОЗИС, 2004..

В советское время, как известно, официальная доктрина права требовала, чтобы интерпретация правовых предписаний осуществлялась с позиций марксизма-ленинизма, на основе марксистско-ленинской методологии. Законы и иные нормативные правовые акты того периода были призваны, как, например, было записано в преамбуле к Гражданскому кодексу РСФСР, «активно содействовать разрешению задач строительства коммунизма». Соответственно в них отстаивались коммунистические идеалы (коммунистическая идейность, коммунистическое отношение к труду и общественному хозяйству и т. п.) во всех сферах общественной жизни. На это же, естественно, ориентировались и субъекты толкования права. "Толкование норм права, - гласил один из наиболее фундаментальных курсов того времени по теории государства и права "Марксистско-ленинская общая теория государства и права", - обусловлено политикой и правосознанием классов и других общественных групп, всего народа в обществе, строящем коммунизм". В качестве важнейшего принципа научного познания в социалистическую эпоху провозглашалась пролетарская, социалистическая партийность, которая понималась как "направленность науки на обслуживание классовых интересов - такая ее нацеленность, в соответствии с которой государственно-правовые явления оцениваются со строго определенных классовых позиций". Данный принцип предъявлял такие же требования и к практической деятельности. Не отвергая абсолютно все, что было наработано советской юридической наукой в области методологии правоведения, следует вместе с тем сказать, что в целом методологические подходы того времени к толкованию права неприемлемы. В частности, нельзя толковать нормы права с позиций какой-то одной идеологии, исходить из их исключительно государственного происхождения, видеть в них главным образом выражение государственной воли и инструмент государственной власти. Разумеется, и наука не должна быть партийной. Вообще, как мы думаем, по самому своему определению она призвана быть беспартийной. Только беспартийная наука может дать обществу объективные знания о праве и связанных с ним явлениях общественной жизни. Такой же должна быть и юридическая деятельность. Названные выше и им подобные положения, на которые опирались юридическая наука и юридическая практика советского периода, входят в противоречие с доминирующей в современном мире и нашедшей свое закрепление в актах международного права доктриной права, в центре которой находятся идеи естественного происхождения и неотчуждаемости прав человека, идут вразрез с формирующимся в стране новым правовым мышлением и не согласуются с действующим российским законодательством, особенно с Конституцией РФ, ч. 2 ст. 13 которой провозглашает: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445..

Учеными выделяются следующие принципы толкования:

  • 1) принцип законности представляет собой неукоснительное следование нормативно-правовым актам в процессе применения права (и духу, и букве). Этот принцип устанавливает для толкователя границы, в пределах которых он правомочен осуществлять интерпретационную деятельность. Занимаясь толкованием, интерпретатор должен соблюдать законы и подзаконные акты, не нарушать установленных ними норм. Это один из важнейших принципов не только интерпретационной, но и всей юридической деятельности. Он нашел свое юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации.
  • 2) принцип добросовестности толкования выражается в проведении интерпретационной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами общества, осознании человеком необходимости добросовестно относиться к любым процессам или явлениям. Понятие добросовестности является философской категорией, которая означает сознательное отношение к своим обязанностям. Этот принцип закреплен в Венской Конвенции о праве международных договоров от 23. 05. 1969.
  • 3) принцип обоснованности означает, что решение должно приниматься лишь на основании достоверных исходных данных. Для того чтобы толкователь получил правильный, логично последовательный результат, ему необходимо обратиться прежде всего ко всему массиву способов толкования права, как совокупности однородных приемов и правил толкования.
  • 4) принцип непредвзятости означает, что интерпретатор не должен проявлять заинтересованности сверх меры как в процессе толкования, так и в получении его результата. Непредвзятость - это отсутствие необъективности к какому-либо процессу, явлению; справедливость. Содержание этого принципа можно раскрыть так: если лицо имеет намерение проанализировать определенный нормативный акт, толкуя его, оно всегда должно брать во внимание не только языковую форму, генезис акта, его системные связи, цель принятия, но и основные моральные устои, такие как справедливость, безучастность, объективность.
  • 5) принцип точности и понятности правотолковательной деятельности представляет собой качество уяснения и разъяснения правовых норм субъектами интерпретации. Этот принцип имеет существенную функциональную нагрузку, так как слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово.
  • 6) принцип диалектической связи объективного с субъективным. Предметом познания в процессе толкования являются нормы права, их содержание. Но, чтобы они были предметом познания, они должны быть объективно реальными, чувственно воспринимаемыми, то есть выраженными в форме, доступной органам чувств, ведь мысли законодателя, которые не имеют материальной формы, не доступны субъектам права. Субъективный же характер толкования определяется тем, что оно осуществляется определенным субъектом, который является носителем различных личностных качеств (умственные способности, уровень правосознания, опыта), а также тем, что объект толкования выражается в мышлении разных субъектов в различных условиях, при различных обстоятельствах, с различной степенью проникновения в смысл нормы права Сорокин В.В. Толкование современного права: поиск предмета // Российская юстиция. 2010. N 6. С. 46 - 49..
  • 7) принцип детализирующей природы толкования - интерпретационная деятельность является посредником между обобщенной абстрактной нормой и определенной жизненной ситуацией, в которой эта норма реализуется. Конкретизация выступает особенной основой, при помощи которой абстрактная норма становится конкретной, а соответственно, более точным и понятным становится ее содержание в результате толкования.
  • 8) принцип целесообразности означает выбор оптимального варианта реализации правовых требований к конкретным обстоятельствам. Этот принцип выражается через такую категорию, как правоприменительное усмотрение, то есть возможность для правоприменителя выбрать для использования именно ту норму, которая, на его взгляд, будет наиболее верно регулировать общественные отношения и будет наиболее эффективной при определенных условиях.
  • 9) принцип единообразия толкования. Понятие "единообразие" имеет 2 значения: во-первых, это устроенность чего-либо по единому образцу; во-вторых, это схожесть с чем-либо другим. Данный принцип раскрывается в использовании всего интерпретационного инструментария в одной площади при помощи одинаковых приемов и способов. В одинаковых условиях, по одному и тому же вопросу толкователю необходимо применять подобные методы для достижения цели. Чтобы построить качественно действующую систему толкования права, необходимо создать совокупность общерекомендательных основ, которые бы имели своим началом принцип единообразия толкования.

Таким образом, принципы толкования права представляют собой целостную взаимосвязанную систему, применение которой в совокупности позволяет на высоком уровне осуществлять официальное и неофициальное толкование правовых норм.

Некоторые общие принципы толкования:

  • - всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
  • - закон обратной силы не имеет;
  • - что законом не запрещено, то разрешено;
  • - чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
  • - законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
  • -исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
  • - позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
  • - толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

Указанные постулаты выработаны мировой юридической практикой. Их важно иметь в виду как общие ориентиры во всем процессе толкования и применения права, в утверждении идей законности и правопорядка в данной сфере.

Принципы толкования имеют важное регулятивное значение. Как пишет профессор В.Л. Кулапов: "Они являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. " Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / В.Л. Кулапов; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. - с.180. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, данные принципы используются правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

  1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.
  2. Кто из русских ученых был основоположником учения о природных зонах?
  3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.
  4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чем их сходство и в чем различие?
  5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.
  6. Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области)? Дайте оценку агроклиматических ресурсов своей республики (края, области).
  1. Оцените, какая из природных зон России имеет наибольшую продуктивность при условии, что человек своей деятельностью не нарушил природные связи.
  2. Определите, о какой природной зоне идет речь, если в ней растут:
    1. карликовая береза, кедровый стланик, ягель;
    2. лиственница, кедр, береза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.
  3. Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных вам природных зон есть такие условия?

Практическая работа № 9

Сравнительная харатеристика двух природных зон России (по выбору).

Составьте характеристику двух природных зон по плану:

  1. особенности географического положения;
  2. особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
  3. особенности рельефа;
  4. особенности годового стока;
  5. почвы, их основные свойства;
  6. растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;
  7. особенности сельского хозяйства;
  8. особо охраняемые компоненты природы. Используйте различные источники географической информации.

    Сделайте вывод о чертах сходства и различия этих зон. Объясните, чем обусловлены различия.

Рис. 81. Природные регионы России

Практическая работа № 10

.

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Сравните картосхему (рис. 81) с физической и климатической картами России в атласе.

С какими природными рубежами совпадают границы природных районов?

Влияют ли климатические показатели на проведение границ?

Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.

1)Как изменяются температура воздуха и атмосферное давление с высотой местности над уровнем моря?

Температура воздуха и давления с высотой падают.

2)Как изменяется последовательность зон при поднятии в горы: так же, как при движении по равнине - с севера на юг - или с юга на север?

Последовательность зон при поднятии в горы изменяется так же, как при движении по равнине с юга на север.

Вопросы в параграфе

*Определите, в каких горах России наиболее полно представлены высотные пояса, объясните это.

Наиболее полно представлены пояса в горах Кавказа, это объясняется их южным положением.

* Что такое высотная поясность?

Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря)Как вы думаете, высотная поясность - это отклонение от нормы или подтверждение закона широтной зональности?

Вопросы в конце параграфа

1. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем па равнинах?

Смена природных зон в горах происходит более резко, чем на равнинах, поскольку быстрее изменяются природные условия.

2. Какие высотные зоны преобладают в горах России? С какими районами мира их можно сравнивать?

В горах России преобладают таежные, тундровые зоны и зоны арктических пустынь. Их можно сравнить северными районами Евразии и Северной Америки.

3. От чего зависит набор высотных поясов?

Набор высотных поясов зависит от географического положения гор.

4. Если бы на севере Русской равнины располагались горы выше Кавказа, были бы они богаче по количеству высотных поясов?

Высокие горы на севере Русской равнине не были бы богаче по набору поясов Кавказа.

5. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека?

С высотой гор меняются отдельные компоненты природы и весь природный комплекс. При подъеме вверх температура воздуха снижается, количество осадков увеличивается (особенно на наветренных склонах гор), изменяется влажность воздуха. Все это сказывается на особенностях почвенного покрова и органического мира. По сравнению с равнинами в горах свои «календари природы» - сроки развития растений, как культурных, так и дикорастущих. Жизнь в горах подчиняется ходу природных процессов. Иной здесь и быт людей, их одежда, традиционные занятия.

«Пресс» природы в высокогорьях, то есть на самых высоких горных «этажах», чувствуют все: и постоянные жители, и наблюдатели на метеостанциях, и рабочие рудников, и альпинисты. Здесь холоднее, ниже давление атмосферы, меньше кислорода, больше ультрафиолетовых лучей. Специфику климата поднебесий ощущают даже машины: с высотой меняется температура кипения воды, пропорции горючей смеси в моторах, свойства смазочных масел.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.

И природные зоны и природные комплексы обладают единством природных компонентов. При смене природных условий сменяются как природные комплексы, так и природные зоны.

2. Кто из русских ученых был основоположником учения о природных зонах?

Василий Васильевич Докучаев

3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. очти все зоны нашей страны тянутся на тысячи километров с запада на восток, и тем не менее они на всем своем протяжении сохраняют существенные общие черты, обусловленные господствующими климатическими условиями, степенью увлажнения, типами почв, характером растительного покрова. Сходство прослеживается также в поверхностных водах и современных рельефообразующих процессах.

4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чем их сходство и в чем различие?

Безлесные зоны – арктические пустыни, тундра, степи, пустыни и полупустыни. Арктические пустыни и тундра расположены в арктическом и субарктическом поясах, в северных районах. Степная зона, пустыни и полупустыни расположены в южных районах. Их сходство – отсутствие древесной растительности. Отличия заключаются в том, что причина безлесности в северных районах – суровый климат, в южных – недостаточное увлажнение.

5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.

Зона тайги - самая большая по площади природная зона России. В разных районах обширной таежной зоны неодинаковы многие природные условия - общая суровость климата, степень увлажнения, горный или равнинный рельеф, количество солнечных дней, разнообразие почв. Поэтому различны и образующие тайгу хвойные деревья, что, в свою очередь, изменяет и внешний облик тайги в тех или иных районах. Темнохвойные елово-пихтовые леса преобладают в европейской части зоны и в Западной Сибири, где к ним присоединяются кедровники. Большая же часть Средней и Восточной Сибири покрыта лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Совсем особый характер у лесов дальневосточного Приморья, где на хребте Сихотэ-Алинь к обычным хвойным - елям и пихтам - присоединяются такие южные виды, как амурский бархат, пробковый дуб и др.

Наибольшей продуктивностью обладает зона смешанных и широколиственных лесов. Она обладает плодородными почвами, достаточным увлажнением, богатым растительным и животным миром.

8. Определите, о какой природной зоне идет речь, если в ней растут:

А)карликовая береза, кедровый стланик, ягель;

Б)лиственница, кедр, береза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.

А)тундра. Животные – северный олень, песец, казарка, гусь.

Б)смешанные леса. Животные – лось, косули, зайцы, лисицы, барсуки, рыси, тетерев, куропатки.

9. Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных вам природных зон есть такие условия?

Благоприятный тепловой режим, достаточное увлажнение, плодородные почвы. Тепловой режим зоны смешанных и широколиственных лесов и степень ее увлажненности благоприятны для сельского хозяйства. Дерново-подзолистые и серые лесные почвы отличаются большим плодородием.

11. Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Сравните картосхему (рис. 81) с физической и климатической картами России в атласе.

С какими природными рубежами совпадают границы природных районов?

Границы природных районов совпадают с границами крупных форм рельефа.

Влияют ли климатические показатели на проведение границ?

Климатические показатели так же оказывают влияние на проведение границ.

Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.

Главными компонентами природы при районировании территории являются рельеф и климат.