Структурный функционализм - это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы - внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой - структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы, или паттерны (от англ. pattern - образец, шаблон), деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее положительная роль в социальной системе, - это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обуславливает их закрепление в качестве элементов системы, то есть превращение в паттерн - образец.
Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функционального анализа. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования. Есть два пути структурно-функционального анализа. Первый путь - определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению этих условий. То есть, имея представление о функциях, выяснить соответствующие им структуры. Второй путь - описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить влияние этих структур на воспроизводство системы. То есть, имея представление о структурах, определить свойст-венные им функции.
Образцом первого типа стратегии структурно-функциональ-ного анализа служит теория социальных систем, разработанная классиком структурного функционализма в социологии, выдающимся американским исследователем Талкоттом Парсонсом (1902- 1979) в таких работах, как «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951). Согласно Парсонсу, чело-
веческое действие - это сложная система, подсистемами которой являются организм (биологическая система, обеспечивающая физическую возможность действовать), личность (психическая система, обеспечивающая выработку целей действия), социальная система (нормативная система, обеспечивающая комбинацию целей и средств действия, приемлемую с точки зрения окружающих), культура (ценностная система, обеспечивающая поддержание в качестве традиций целей, средств и норм, регулирующих действие).
Социальная система, как подсистема общей системы действия, также состоит из четырех подсистем, поскольку любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:
Система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть в случае социальной системы должна быть приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и как личности, к особенностям физико-органической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, к особенностям культуры как системы ценностей.
Система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели - направления изменений структуры и функционировать механизмы реализации этих целей.
Система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным.
Система должна быть структурно стабильной, то есть в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.
Эти четыре требования обуславливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответственно, адаптация, целедостиже- ние, интеграция, поддержание латентного образца. По первым буквам английских названий функций «adaptation», «goal attain-
ment», «integration», «latent pattern maintenance» концепцию Пар- сонса принято именовать схемой AGIL .
Схема AGIL может служить универсальным аналитическим инструментом. С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А), обеспечивая людей средствами к существованию; политика - функцию целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности - функцию интеграции (I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья - функцию поддержания образца (L), обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности (рис. 1).
А
организм - биологическая система G
личность - система мышления
L
культура - система ценностей I
общество - социальная система
экономика (А) политика (G)
семья,
образование (L) право,
общности (I)
1) Рис. 1. Структура общей системы действия и социальной системы
Ту же схему AGIL можно успешно применять и в анализе других социальных систем. Например, с ее помощью можно выявить структурные элементы, необходимые для поддержания учебного заведения как социальной системы. Бухгалтерия и адми-
Парсонс использовал определение «латентное» в отношении поддержания образца, чтобы подчеркнуть, что стабилизация структуры социальной системы происходит неявно, посредством усвоения людьми ценностных ориентации и норм поведения в качестве естественных, само собой разумеющихся.
нистративно-хозяйственная часть выполняют функцию адаптации, обеспечивая сотрудников и учащихся средствами для их деятельности; кадровая служба, приемная комиссия и аттестационная комиссия - ту же функцию адаптации, но уже обеспечивая приспособленность системы к потребностям общества; ученый совет, ректорат, деканаты - функцию целедостижения, обеспечивая организацию учебного процесса; коллективы (кафедры, студенческие группы, профсоюзные организации) - функцию интеграции, обеспечивая четкое распределение прав и обязанностей, единство и упорядоченность действий преподавателей, учащихся и технического персонала. Функцию поддержания образца выполняют структуры, передающие традиции: формально - кураторство и научное руководство, неформально - структуры, складывающиеся при взаимодействии между учащимися старших и младших курсов (ритуалы «посвящения», студенческие общины, «дедовщина» и т. п.).
Образцом второго типа стратегии структурно-функциональ-ного анализа служат работы еще одного классика структурного функционализма американского социолога Роберта Мертона (1910-2003), в особенности его книга «Социальная теория и социальная структура» (1949). Мертон критиковал Парсонса за то, что с помощью унифицированной жесткой схемы AGIL все многообразие социальной реальности подгоняется под идеализированное теоретическое представление. Согласно Мертону, следует не постулировать функциональность всех социальных структур - пат-тернов, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, и тип влияния этих структур на систему.
Мертон разделил функции на явные и латентные. Явная функция - это распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция - это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента. Например, явная, то есть очевидная для преподавателей, студентов, членов их семей, администраторов учебных заведений и работодателей, функция высшего образования - обеспечение молодежи знаниями и навыками, необ-ходимыми для профессиональной деятельности. Латентными же функциями можно считать нахождение молодыми людьми брач-
ных партнеров, близких по социальному положению, и формирование особого стиля жизни - предпочтений в одежде, в проведении свободного времени, манеры общаться и т. д.
Мертон также указал на то, что структурные элементы не всегда функциональны. Результатом существования структурного элемента может быть дисфункция - вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство. Люди часто расходятся во мнениях, когда речь идет о том, что полезно и что вредно. Например, то, что высшее образование дает возможность избежать призыва на военную службу, рассматривается сотрудниками военкоматов как явный вред, а студентами и их родителями как явное благо. Однако в структурном функционализме дисфункцией называется вред не с точки зрения осуществления целей людей, а с точки зрения существования социальной системы. В этом смысле дисфункцией высшего образования следует считать нарушение интегрированности системы, создание конфликта между ее структурными элементами - функционированием военного ведомства, нуждающегося в солдатах, и функцио-нированием гражданских предприятий и организаций, нуждающихся в квалифицированных специалистах. Также дисфункцией можно считать создание многочисленной категории амбициозных и продуктивно мыслящих людей, часть которых в ситуации недостатка возможностей для успешной карьеры в рамках существующей системы находит новые, подрывающие систему способы достижения жизненных целей: участвует в организации «теневого» бизнеса или радикальных социальных движений.
Введенное Мертоном представление о латентных функциях и дисфункциях позволило анализировать конфликты и изменения в системе и тем самым несколько скорректировало парсонсовскую трактовку социальных систем как внутренне единых, устойчивых и упорядоченных образований. Однако в общем структурно-функциональная парадигма сосредоточена на рассмотрении устойчивых образцов деятельности и не вполне учитывает роль социальных конфликтов и изменений, порождаемых неравенством и от-чуждением людей друг от друга и от социальных структур.
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Данная концепция находила поддержку в академических и политических, правящих кругах, поскольку направлена на сохранение порядка в обществе. Элементы˸ натуралистический подход к исследованию социальной реальности, Структурный функционализм ориентирован на естественнонаучную методологию и системные качества общества, перечисляет все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и ʼʼпорядокʼʼ социальной системы, все составляющие её элементы, механизмы её интеграции.
Наиболее полно теорию функционального анализа сформулировал Толкотт Парсонс (1902 –1979) . Центральная идея ᴇᴦο теории˸ идея ʼʼсоциального порядкаʼʼ, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). В центре ᴇᴦο концептуальной схемы находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.
Обвинения в анти-историзме структурный функционализм пытался опровергнуть˸ а) разработкой неоэволюцтонизма; б) созданием ряда теорий ʼʼсоциального измененияʼʼ, учитывающих значение дисфункциональных элементов в социальной системе; в) поворотом к изучению ʼʼсоциального конфликтаʼʼ, апеллирующему к работам К. Маркса; г) выработкой своего рода синтеза структурно-функциональной модели равновесия и модели конфликта, обычно выражающейся в функциональных терминах; д) созданием, так называемой, общей теории социальных систем .
Парсонсу удалось создать принципиально новую теорию, позволяющую исследовать общество на разных системных уровнях – микро и макро. Такой подход оказался востребованным. В 30-е гг. в США разворачивалась глубокая экономическая депрессия.
Теория социального действия. Парсонс подверг критике интерпретативные теории, абсолютизировавшие индивидуальную и общественную рациональность на микро уровне (М. Вебер). Не принял он и популярные в то время макро теории (политическую борьбу и поддержание порядка властью, через навязанные ею санкции (К. Маркс). Вместо этого Парсонс, во-первых, предложил объединение достижений ряда социальных наук. Интегративной цели анализа любых живых систем была подчинена задача преобразования факультета социологии в факультет общественных отношений. Для этого потребовались усилия клинической и поведенческой психологии, антропологии и социологии.
Во вторую очередь, Парсонс предпринял попытки интеграции собственно социологических принципов, которые разрозненно содержались в работах таких известных социологов, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, П. Сорокина, З. Фрейда и английского экономиста А. Маршалла. У М. Вебера привлекала теория социального действия и теория идеальных типов, однако Вебер остановился на полпути. Следует учитывать сочетание, систему переменных, иначе это может привести к мозаичному толкованию социальной реальности. В теории Дюркгейма Парсонса заинтересовали структурно-функциональный метод и идея порядка как результата коллективных представлений. Коммерческие сделки, по Парсонсу, должны вытекать из общепринятых ценностей, которые констатируют, что должно быть правильным, должным. Страх санкций недостаточен, главное – моральные обязательства. Однако слабость дюркгеймовской теории состояла в том, что в ней не высвечивалась роль самого действующего лица , ᴇᴦο отношение к ценностям и нормам, возможность конкретного выбора из иерархии ценностей и целей. В этой связи Парсонс критически относился к позитивистской социологии вообще, предполагающей видение мира, как закрытой системы, сводящей на нет роль сознания конкретных индивидов. У А. Маршалла плодотворной была идея трактовки действия как ʼʼрационального преследования собственного интересаʼʼ . Парсонс посчитал важной постановку вопроса о роли рациональных и иррациональных сил в детерминации характера действия В. Парето и З. Фрейда. Парсонса интересовали вопросы, как социальной системе удается справляться с человеческой иррациональностью, избегать ʼʼвойн всех против всехʼʼ и не доводить социальные конфликты до катаклизмов. Третий аспект заключается в том, что на базе интегральных идей П. Сорокина предложил интегрально рассматривать социальную систему и личность индивида. Он уже самостоятельно выдвинул оригинальную идею четырехуровневого анализа , который основан на принципе системного рассмотрения поведенческого организма, личности, социальной и культурной систем˸ целеполагания, целедостижения, традиций культуры и ценностей личности.
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ" 2015, 2017-2018.
Общественная жизнь понимается структурными функционалистами как переплетение взаимодействия людей. Для анализа этих взаимодействий недостаточно указать систему, в которой они происходят. Необходимо найти в этой системе устойчивые элементы. Они представляют собой... .
В 1950-е - в начале 1960-х гг. функциональные теории Т. Парсонса и Р. Мертона заняли центральное место в американской социологии. Функционалисты исходят, прежде всего, из того, что общество – это система. Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее... .
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь... .
Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах. Общество как социокультурная система. Системные черты личности, культуры и общества. Структура социального действия (см. приложение 4). Информационная иерархия контроля (см. приложение 5). Основные функции подсистем: адаптация... .
1940-1950-е гг., что парадоксально, стали годами и наибольшего влияния, и начала упадка структурного функционализма. В это время Парсонс создал свои наиболее значительные произведения, которые отчетливо отражали его поворот от теории действия в сторону структурного... [читать подробнее] .
Американский социолог, основатель школы структурно-функцион. анализа. Работы: «Социальная система», «О структуре социального действия». Функционализм стал сфрмировываться с начала 30-х годов 20 века (антропологи Малиновский и Радклифф-браун). Многие черты можно найти у... .
Роберт Нисбет утверждал, что структурный функционализм был «без сомнения, единственной самой значительной в этом веке теорией в социальных науках» (цит. по: Turner and Maryanski, 1979, p. xi). Согласно позиции Кингсли Дэвиса (Davis, 1959), структурный функционализм, в сущности, выступает... .
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Лекция 3.
1. Структурный функционализм.
2. Теории социального конфликта.
3. Символический интеракционизм.
4.Теории социального обмена.
Во второй половине XX столетия господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.
Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.
Структура (лат. – строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой-либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция.
Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т.д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности – «конформист-автомат».
В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:
1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);
2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.
В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.
Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.
Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация – приспособление к окружающей среде; целеориентация – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы.
За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм-ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли – чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, т.е. семья, школа, религия и т.п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т.Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними – это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.
Р. Мертон (1910-) – американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т.д. Основные труды – «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.
Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и
институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.
Он выделил пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).
Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.
Методологической мысли
Создателем одного из первых вариантов структурного функционализма в социологии являетсяфранцузский социолог, методолог, автор работ «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии», Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Дюркгейм определяет социологию как «науку об институтах, их генезисе и функционировании». Под социальной функцией он понимает отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы. Структурно-функциональный анализ Дюркгейма базируется на аналогии общества с биологическим организмом как системой органов и функций. Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считает, что любой достаточно долго существующий социальный институт соответствует определенной потребности, каким бы бессмысленным и вредными он не казался с рациональной точки зрения. Дюркгейм полагал, что созданный людьми институт не мог бы сохраняться долго, если бы он базировался на заблуждении и обмане и не коренился бы в природе вещей. Ученый рассматривал функциональный анализ как необходимый компонент социологического исследования. Дюркгейм указывает: «В процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и выполняемую им функцию»(1).В его видении, социологическое исследование должно быть направлено на выявление роли, которую то или иное социальное явление играет в установление общей гармонии (социальной солидарности). Дюркгейм активно использовал функциональные объяснения в своих исследованиях о разделении труда, самоубийстве и религиозных верованиях. В работе «О разделении общественного труда» ученый выдвигает идею, согласно которой простые и сложные общества различаются не по типу власти, но по характеру разделения труда. Дюркгейм утверждает, что в архаических – простых обществах - преобладает механическая солидарность, основанная на традиции и принуждении, на поглощении индивидуальности коллективом. Для механической солидарности характерно репрессивное право, задача которого – строго наказывать индивида, преступившего обычай или закон. В развитых – сложных – обществах актуализируется органическая солидарность, основанная на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. Органической солидарности соответствует, по Дюркгейму, реститутивное (восстановительное) право, функция которого состоит в восстановлении прежнего порядка вещей, в приведении нарушенных отношений к их нормальной форме. Симптоматично, что разделение труда рассматривается Дюркгеймом не только как экономическое, но как всеохватывающее социальное явление.
В работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» Дюркгейм репрезентирует социальные корни и социальные функции религии. Ученый полагает, что, будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия, в определении Дюркгейма, это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу – реальному объекту всех религиозных функций.
В работе «Самоубийство» Дюркгейм применяет принципы социологизма к исследованию причин самоубийства. В его видении факторы несоциального порядка оказывают на процент самоубийств косвенное значение, главной причиной, под влиянием которой изменяется процент самоубийств, является социальная среда. Дюркгейм выделяет четыре вида самоубийств: эгоистическое, обусловленное разрывом социальных связей; альтруистическое, выступающее как последствие поглощения обществом индивидуальности человека; аномическое, вызванное ценностно-нормативным кризисом в обществе; фаталистическое, возникающее в результате избытка социальной регламентации. Таким образом, самоубийство квалифицируется Дюркгеймом, в сущности, как дисфункция социального организма. Важное методологическое значение имеет введенное в научный оборот Дюркгеймом понятие «аномии», которым он обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерное для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ.
Таким образом, Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии, он заложил научную традицию исследования социальных фактов под углом зрения их функций в конкретных социальных системах.
Одним из основателей функциональной школы в английской социальной антропологии, является английский (польского происхождения) антрополог, методолог Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942 гг.) - автор сочинений: «Аргонавты западной части Тихого океана», «Преступление и обычай в аборигенном обществе», «Секс и подавление в аборигенном обществе», «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия».
Основа концепции Малиновского – теория потребностей. В качестве исходных положений этой теории антрополог выдвигает две аксиомы. Первая аксиома гласит: «…каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, предопределенных метаболизмом, воспроизводством, физиологическим температурным режимом, необходимостью защиты от сырости, ветра и непосредственного воздействия вредных климатических и погодных условий, а также от опасных животных и других людей, временными периодами расслабления и отдыха, работой мышечной и нервной систем, а также особенностями индивидуального развития». Вторая аксиома утверждает: «…каждое культурное достижение, заключающее в себе использование артефактов и символизма, есть инструментальное усиление человеческой анатомии и служит прямым или косвенным образом удовлетворению той или иной телесной потребности»(2). Малиновский делит потребности на основные, биологические: потребности в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении…; и потребности, порожденные культурой: потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования.
Итак, культура, в репрезентации Малиновского предстает как совокупность ответов на основные и производные потребности человека. Он выдвигает задачу формирования универсальной схемы, которую можно было бы принять в качестве системы координат для сравнительного исследования человеческих культур. Эта схема, в его видении, базируется на следующих постулатах - «общих аксиомах функционализма»:
«А. Культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей.
Б. Это система объектов, видов деятельности и установок, каждая часть которой является средством достижения цели.
В. Это интегральное целое, все элементы которого находятся во взаимосвязи.
Г. Это виды деятельности, установки и объекты, организующиеся вокруг жизненно важных задач, образуют такие институты, как семья, клан, локальное сообщество, племя, а также дают начало организованным группам, объединенным экономической кооперацией, политической правовой и образовательной деятельностью.
Д. С динамической точки зрения, т.е. в зависимости от типа деятельности, культура может быть аналитически разделена на ряд аспектов – таких как образование, социальный контроль, экономика, системы знаний, верований и морали, а также различные способы творческого и артистического самовыражения»(3).
Истоки метода функционального анализа Малиновский находит у Геродота, Монтескье, Гердера. Девиз функционализма, в его видении: «По плодам их узнаете их». Под функцией Малиновский подразумевает удовлетворение потребности. Принцип универсального функционализма, по Малиновскому, заключается в том, что в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея, верования выполняют некую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри целого. При этом любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию. Малиновский убежден, что функционализм предназначен для того, чтобы дать ясное понимание природы культурных феноменов - брака, семьи, экономического предприятия, политической системы.
Основная функциональная единица, в его видении, институт. Институт как первичная организационная единица – это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. В центре исследований Малиновского лежал анализ различных культурных институтов, реализующий его функционалистскую парадигму – первобытная экономика, церемониальный обмен, магия, религиозные верования, мифология брак, семья, и т.д. Культура квалифицировалась им как целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов.
Малиновский рассматривал традицию как форму коллективной адаптации общности к среде. Ученый критиковал метод «пережитков», в рамках которого некоторые элементы культуры квалифицировались как рудименты. Важнейшим положением концепции Малиновского был постулат универсального функционализма, согласно которому все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Он полагал, что уничтожение какого-либо элемента культуры (обычая), ведет к деструкции всей этнокультурной системы и гибели народа. Малиновский осуждал вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения колоний. Он был одним из разработчиков концепции «косвенного» управления, т.е. управления с опорой на традиционные институты власти и сложившуюся социальную структуру. Малиновский придерживался точки зрения максимального сохранения архаичности культур, их традиционного образа жизни. Решение проблемы модернизации «примитивных» культур Малиновский видел в помощи развитых стран в процессе их адаптации к технологической цивилизации.
Видным разработчиком структурно-функциональной методологии является Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.) -английский антрополог, методолог,автор работ: «Жители Андаманских островов», «Структура и функция в примитивном обществе», «Методы этнологии и социальной антропологии», «Социальная организация австралийских племен». Науку о культуре Рэдклифф-Браун разделяет на две части – этнологию и социальную антропологию. Антропологию он определяет как науку о человеке и всех аспектах человеческой жизни. Этнология квалифицируется исследователем как наука, направленная на конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннее развитие, культурные связи. Социальная антропология, в видении Рэдклифф-Брауна, имеет своей задачей поиски общих закономерностей социального и культурного функционирования и развития. Заслугой ученого является критика элементаризма, которому он противопоставлял требование рассматривать явления не сами по себе, а в контексте социальной системы. Рэдклифф-Браун позиционирует культуру как систему институтов (норм, обычаев, верований), призванных выполнять необходимые общественные функции. Под функцией ученый понимает обеспечение адаптации к природному окружению и интеграции индивидов в упорядоченной аранжировке. Он утверждает, что функцией любой повторяющейся деятельности, такой как, наказание за преступление или церемония похорон, является та роль, которую она играет в социальной жизни как в целом, и, следовательно, тот вклад, который она вносит в сохранение структурной преемственности. Применение понятия «функция» к человеческим обществам, в его видении, основано на аналогии между социальной жизнью и жизнью органической. Рэдклифф-Браун полагает, что биологический организм представляет собой скопление клеток и промежуточных жидкостей, взаимно организованных не как конгломерат, но как интегрированное живое целое. Система связей между этими единицами представляет собой органическую структуру. Ученый убежден, что организм сам по себе не является структурой, он есть собрание единиц (клеток, молекул), организованных в структуру. Структура может быть определена как сеть связей между некими единствами: структура клетки есть сеть связей между сложными молекулами, структура атома – сеть связей между электронами и протонами(4). Рассуждая таким образом, Рэдклифф-Браун приходит к выводу, что жизнь организма следует рассматривать как функционирование его структуры. Функция каждой отдельной части жизненного процесса - дыхания, пищеварения, это та роль, которую данная часть играет в жизни организма в целом, тот вклад, который каждая часть вносит в поддержание жизни целого. Клетка или орган осуществляют деятельность, а деятельность имеет функцию. Социальные институты, будучи стандартизированными способами поведения, в интерпретации Рэдклифф-Брауна, составляют ту механику, с помощью которой социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени. Таким образом, понятие функция влечет понятие о структуре, состоящей из сети связей между единицами – единствами, а также понятие о непрерывности структуры, поддерживаемой процессом жизни, который обеспечивается деятельностью составляющих его единиц. Рэдклифф-Браун артикулирует постулат функционального единства, он пишет: «…функцией отдельного социального обычая является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом . Такой взгляд предполагает, что социальная система (социальная структура общества в целом вместе со всеми социальными обычаями, в которых эта структура проявляется и от которых зависит ее существование) имеет определенный тип единства, который мы можем назвать “функциональным единством”. Мы можем определить его как состояние, в котором все части социальной системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, т.е. не порождая устойчивых конфликтов, которые не могут быть ни разрешены, ни урегулированы»(5).
Структурно-функциональный метод разрабатывал классик американской социологии, методологТолкотт Парсонс (1902-1979 гг.) - основные методологические работы: «Структура социального действия», «Социальная система», «К общей теории действия», «Система современных обществ», создатель оригинальной методологии, включающей в себя элементы функционального анализа. Ключевыми категориями метода, с помощью которого Парсонс пытался определить основания социального порядка, являются категории «система» и «функция». Парсонс рассматривает социальные подсистемы как составные части общей системы действия. Различие указанных подсистем, в его видении, носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих любым системам действия: функции воспроизводства образца, функции интеграции, функции целедостижения и функции адаптации. Парсонс делит человеческие действия на инструментальные, базирующиеся на рациональных основаниях и неинструментальные, обусловленные бессознательными эмоциональными импульсами. Различие проводится по принципу выявления мотиваций и ценностных ориентаций. Ценностно-ориентированные действия структурируются культурно установленными стандартами нормами и оцениваются в соответствии с ними. Мотивационные действия стимулируются интернализованными, освоенными побуждениями и желаниями. Парсонс полагает, что социальное действие утилитарно по своей природе. Действия индивида подчинены его внутренним мотивам и направлены на достижение эгоистических целей наиболее эффективными способами. Сконструированная Парсонсом модель человеческого действия включает действующее лицо (actor) , и ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы окружения. Ученый выделяет четыре фактора: биологические, культурные, личностные и социальные. Все эти факторы имеют одинаковое влияние на действие, их приоритет ситуативен.
Системы действия, чтобы продолжать свое существование должны удовлетворять четырем системным потребностям или функционально необходимым условиям (пререквизитам): адаптации, целеполагания, интеграции и латентности.
Одним из ведущих теоретиков структурного функционализма является американский социолог, методологРоберт Кинг Мертон (1910 - 2003 г.), автор методологических работ: «Социальная теория и социальная структура», «Социология науки», «Социологическая амбивалентность». Ключевая тема его работ – тема социальной структуры и ее влияния на социальное действие. Мертон существенным образом модифицирует традиционный функционализм. Он подвергает ревизии три основные постулата функционализма: постулат функционального единства общества, постулат универсального функционализма и постулат необходимости (незаменимости) определенных функций и связанных с ними социальных структур и культурных форм.
Во-первых, Мертон утверждает, что гипотеза о функциональном единстве общества в целом является сомнительной, поскольку в одном и том же обществе социальные обычаи могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других.
Во-вторых, он ставит под сомнение идею функциональной ценности всех устойчивых социальных и культурных форм. Мертон утверждает, что лучше говорить о необходимости того или иного институциализированного отношения в терминах баланса функциональных и дисфункциональных следствий, чем настаивать на исключительной функциональности. Усилиями Мертона статус научной категории получает понятие «дисфункция», призванное отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности социальной системы. Таким образом, у Мертона все действительные нормы функциональны не потому, что они институциализированы, а потому, что их функциональные следствия перевешивают дисфункциональные.
В-третьих, Мертон отвергает постулат необходимости (незаменимости) определенных социальных структур и культурных форм, обусловленной, необходимостью выполняемых ими функций. Он формулирует теорему функционального анализа, из которой следует, что одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может выполняться различными явлениями. В противоположность понятию незаменимых культурных форм он вводит понятия функциональных альтернатив, функциональных эквивалентов, функциональных заменителей, призванные отображать то обстоятельство, что отдельная функция может быть выполнена некоторым множеством альтернативных структур.
Мертон обращает внимание на то, что в истолкованиях понятия «функция» существует ряд неточностей. Он анализирует проблему неясности отношений между «субъективными мотивами», которые руководят социальным действием и «объективными следствиями» этого действия. Мертон подчеркивает, что структурно-функциональный анализ сосредоточивает свое внимание на объективных последствиях действия. Чтобы избежать ошибки своих предшественников, объявляющих эти последствия результатом сознательных намерений участников, он вводит разграничение между «явными» и «латентными» или «скрытыми» функциями. Для него «явные функции» - это те объективные последствия действия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы. «Латентные функции», определяются Мертоном, как те объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны. Критикуя методологию функционального анализа, Мертон вносит в нее определенные поправки, оставляя, тем не менее, неизменной его теоретическое ядро. Дополнения Мертона укрепили позиции функционализма, однако критика функционализма из-за игнорирования им проблем социального конфликта оказалась настолько сильной, что потребовала дополнительных усилий.
Создателем структурно-функциональной теории конфликта, изложенной в работе «Функции социального конфликта» является американский социолог, методолог Льюис Альфред Козер (1913 - 2003 г.). Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, способную быть инструментом формирования, стандартизирования и поддержки социальной структуры. Ученый полагает, что социальный конфликт способствует установлению и сохранению границ между группами, помогает восстановить групповую идентичность, предохранить группу от ассимиляции. Козер развивает идею о том, что социальная структура может быть результатом социального конфликта внутри и между группами. Он кладет начало разработкам теории социального конфликта, тем самым, демонстрируя пригодность структурного функционализма для описания социальных конфликтов.
Сквозь призму человеческих потребностейрассматривает человека, общество, культуру американский ученый, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.). Его основные труды: «Мотивация и личность», «К психологии бытия», «Религия, ценности и высшие переживания». Маслоу выделяет базовые – дефицитарные потребности: физиологические потребности: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне, кислороде; психологические потребности: потребности в безопасности, принадлежности, любви, самоуважении; и метапотребности – бытийные ценности: цельность, совершенство, справедливость, жизненность, богатство проявлений, простота, красота, добро, индивидуальное своеобразие, непринужденность, склонность к игре, истинность, честность, самодостаточность. Важнейшей метапотребностью человека, по Маслоу, является потребность самоактуализации - развитии и использовании своего творческого и интеллектуального потенциала. Ученый утверждает, что движение к самоактуализации – естественный и необходимый процесс удовлетворения все более высоких уровней психологических потребностей. Любой человек, полагает Маслоу, имеет способность к психологическому росту, однако лишь малый процент людей приближается к реализации своего творческого потенциала. Причины неудач психологического роста, по Маслоу, связаны с его подавлением бедной в культурном плане средой, неадекватным образованием, рутинностью повседневности, отрицательным влиянием неудовлетворенной потребности в безопасности или запаздывающим или искаженным удовлетворением иных базовых дефицитарных потребностей. Критерием совершенства общества, культуры ученый считал его способность удовлетворять потребности человека.
Похожая информация.
Структурный функционализм появился в последние десятилетия в качестве исследовательской ориентации. Одним из наиболее важных этапов является структурный функционализм , который способствует распространению и дальнейшему развитию функционалистской методологии относительно всех разделов социологии.
Теория структурного функционализм а по Т.Парсонсу.
Т. Парсонс – создатель структурно-функционального направления. Именно он создал данную школу, в которой приняло участие огромное количество учеников. Не случайно он считается величайшим представителем школы теории структурного функционализм а. Основной его вклад залег в разработке понятий системного представления. Одной из наиглавнейших проблем являются такие моменты, как понятие, содержание, структура и структурные компоненты данной системы. Главными предпосылками данного направления стали:
- Результаты, полученные культурной и социальной антропологией;
- Достижения психологии, где индивид выступает в качестве динамической структурно-функциональной системы;
- Обоснование социальных действий в контексте функционирования конкретных институтов и социальных организаций.
Таким образом, теория Парсона исследует индивида и его основные действия в обществе. Социальные системы образуются процессами и состояниями социального взаимодействия между главными субъектами, активно взаимодействующими между собой. Так как социальная система образуется из отдельных индивидов, то каждый ее отдельный участник наделен собственными идеями, целями и установками, свойственными только ему, а также соотнесенными с культурными ценностями и нормами жизни.
Еще одной не менее важной проблемой выступает проблема социального порядка, стабильности социальных систем и природы интеграции. Здесь основная роль отводится культурным ценностям культуры и самой культуре. Каждый человек невольно противостоит другому, что характеризует групповые, классовые и личностные взаимоотношения. При сохранении подобных взаимоотношений система может считаться жизнеспособной. Однако сами по себе ценности не способны сохранить определенные взаимоотношения между культурными ценностями, личностью и социальной системой. Так, при стабильности системы и соблюдении всех необходимых правил можно добиться реальных результатов.
Теория структурного функционализм а по Р. Мертону.
Теория функциолизма в данном случае становится одним из главных объектов критики, поскольку Р. Мертон не разделял концепции Парсона, приводя ряд немаловажных теоретических предположений и результатов. Теория функционализм
а по Р. Мертону относится к среднему радиусу и уровню выбранного управления. Однако, как и в предыдущем случае, здесь выделяется рад совершенно других проблем. Одной из них является рассмотрение системы при изучении социологической теории… Мертон рассматривает структурный функционализм
в двух его направлениям – структрзма и функционализм
а.
Таким образом, структурный функционализ. Идея создания единого функционального равнофункциональна, независимо от того, что единство довольно сомнительно. Сама теория функционализм
а, разработанная и опубликованная Мертоном исходит из двух аспектов: теоретически-новаторского и критического. Он считает неверным применение следующих постулатов в анализе функционального характера.