Валерий брюсов - отзывы на произведения. Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту Юному поэту брюсов эпитеты

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность - не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

По случаю в третий раз перечитал «Республику Южного Креста» Валерия Брюсова.

Сразу по первому прочтению эта повесть поразила невероятным для своего времени сюжетом и новаторскими стилистическими находками. Она настолько опережала свое время, что в это просто не верилось.

И вот теперь я решил разобраться. Очень похоже на то, что Брюсов просто-напросто изобрел жанр зомби-апокалипсиса. То есть он был первый. Задолго до появления чего-то подобного на Западе. Об этом конечно там никто не знает, а тут если и знают, не придают значения.

При этом «Республика» - не какая-то там туманная предтеча, что-то притянутое за уши в качестве отдаленного в веках зачатка.

Нет, вот она - живая, яркая, сжатая проза - бери и делай хоть комикс, хоть шутер, хоть киношку. Ничего не придется осовременивать, замрачнять и подкровавливать. Там и так мракота, насилие через край и безостановочный экшн.

Разберемся поподробнее. Не буду останавливаться на теме зомби - в западной литературе это понятие появляется в 30-х годах ХХ века, завезено, понятно, с Карибов. С апокалипсисом тоже все ясно - и Откровение Иоанна Богослова, и множество апокрифических сочинений о светопреставлении - это все оно.

Из чего-то более менее к нам приближенного в голову приходит «Война миров» Уэлса 1897 г. Хотя тут я специально не разбирался, но по крайней мере это пример канонического нф-апокалипсиса.

А вот глобальная пандемия, психическая, мистическая или другая какая эпидемия, превращающая людей в кровожадных безумцев, живые трупы, маньяков-вампиров, в общем-то, что вылилось в отдельный жанр - зомби-апокалипсис, впервые появляется на страницах печатного издания только в 1954 году - я говорю про роман Ричарда Мэтисона «Я - легенда».

Потом эстафету перехватило кино - Джордж Ромеро, ну и жанр зацвел бурным цветом.

Я почитал Википедию, несколько профильных статей и тем на форумах. Неужели ничего раньше Мэтисона не было? Не-а, не было, по крайней мере я не нашел.

Брюсов за 40 с лишним лет написал повесть, которая содержит все элементы, включенные в современный канон жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Загадочное заболевание, сначала проявляющее себя эпизодически, быстро перетекает в тотальную эпидемию, попытки остановить распространение ни к чему не приводят. Заболевшие чрезвычайно агрессивны, склонны к проявлению крайних форм насилия причем немотивированного. Объявляется карантин. Паника, хаос, технологический коллапс. Полная изоляция территории распространения. Спорадически получаемые отрывочные сообщения из зоны бедствия шокируют подробностями происходящего кошмара. Орды осумашедшевших психопатов штурмуют оборонительные укрепления. Сообщения прекращаются. По прошествии порядочного количества времени соседние государства решаются ввести войска на закрытую территорию. Все в ужасе от произошедшего и кое-где продолжающегося безумия.

Добавим к этому интересный сеттинг и небанальную симптоматику самого заболевания. Повествование от лица журналиста, описывающего произошедшую катастрофу, перемежается вставками из как бы реальной газетной хроники.

Брюсов успевает в небольшой объем повести включить немало эпизодов, которые постеснялись бы показать в современных ванильных зомби-муви.

Все это - невероятный уровень не только для жалкой российской жанровой фантастики того (да и любого) времени, но и по западным меркам - нечто выдающееся.

Надо в учебники по литературе включать, пусть школьники знают, кто их лефт фо дет придумал!

Валерий Брюсов на рубеже веков стал одним из основателей символизма в литературном творчестве. Принципы нового направления были изложены им в стихотворении 1896 г. «Юному поэту». Созревшая к тому времени в мыслях поэта творческая программа символизма воплотилась 15 июля в произведении, состоящем из 12 строк.

«Юному поэту» – поэзия в классической форме посвящения. Однако смысл ее далек от традиционных постулатов. Символисты описывают в своих творениях главным образом не реальные события повседневности, а скрытое за пеленой тайны духовное

Содержание. Потому Брюсов первым из трех наставлений будущему преемнику дает совет не вовлекаться в насущные дела настоящего момента, а устремить взгляд в далекое будущее.

Поэт, по мнению автора, обязан строить вечное: силой воображения и вдохновения описывать призрачные образцы городов, вдохновившись которыми, каждое новое поколение будет процветать и возвышаться над тривиальной обыденностью.

Второй завет стихотворения может сперва слегка шокировать циничностью и бездуховностью, – «никому не сочувствуй». Но если основательно задуматься над этим выражением и следующими за ним словами о необходимости

Любить прежде всех себя самого, то все встанет на свои места. Служителю муз следует отречься от преходящих забот и горестей окружающих, сделав центром и смыслом существования собственный душевный мир – и все это во имя великого искусства и будущего человечества.

Третий и последний совет – «поклоняйся искусству». Ни чинам, ни материальным благам не следует уделять столько внимания, как творчеству.

В произведении лирический герой – юный поэт в первых строках рисуется с горящими глазами – как полный энтузиазма перед предстоящими поэтическими свершениями. В последнем четверостишии он уже «смущенный» возложенной на его неокрепшие плечи огромной ответственностью. Начинающий стихотворец описан эпитетом «бледный» – символ его отрешенности от земного. В финале Брюсов обещает преклониться перед новым Поэтом, если тот выполнит заветы и станет действительно творцом с большой буквы.

«Юному поэту» было написано в размере дактиля, – лаконичное и мелодичное произведение русской литературы.

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июня 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящение.

В основе стихотворения лежат три завета, данные лирическим героем будущему поэту. Заветы представлены в форме повелительного наклонения («Не живи настоящим», «никому не сочувствуй» и т.д.), что довольно необычно. Создается впечатление, будто это не наставления, а приказы. Возможно, так и есть, ведь лирический герой всей душой желает процветания русской поэзии.

Кроме того, в этих трёх заветах чётко просматривается программа символистов, к которым и принадлежал В. Я. Брюсов. К примеру, первый совет таков:

«Первый прими» не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта»

Лирический герой призывает юного поэта формировать будущее своей страны, вести её к процветанию. Он считает, что это главная обязанность символистов.

«Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, бездумно, бесцельно»

Иными словами, поэзия как смысл жизни. Только она – сфера жизненных интересов, единственное стремление, главная цель. Стоит также отметить, что областью искусства должен быть внутренний мир поэта, его ощущения, эмоции, желания, чувства, мысли, мировоззрение.

Интересно, что стихотворение совершенно небогато на художественные средства. Минимальное количество «украшений» и форма поэтической программы, четко излагающей основные постулаты символизма, дают понять, что стиль произведения скорее публицистический, нежели художественный.

В стихотворении два действующих лица: лирический герой, который, собственно, и дает наставления, и юный поэт, которому эти советы адресованы. Как мне кажется, заветы даны не кому-то конкретному, а, скорее, всем начинающим поэтам того времени.

Таким образом, данное стихотворение – это своеобразная программа символистов, отражение их взглядов на искусство. Но в то же время его можно называть необычным завещанием потомкам. В. Я. Брюсов стремился передать будущим поэтам всю накопленную им мудрость и спасти их от возможных ошибок.