Нормы ударения в именах существительных. Ударение

Особенности функционирования русского ударения

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus – ударение). Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в английском языке ударным бывает первый слог, в польском – предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным.

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права; могу, можешь, могут). Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение.

Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции. От ударения зависит семантика слова (хлопок – хлопок, гвоздики – гвоздики). Оно указывает на грамматическую форму (руки – именительный падеж множественного числа, а руки – родительный падеж единственного числа).

Наконец, ударение помогает различать значение слов и их формы: белок – родительный падеж слова белка, а белок – именительный падеж слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза. Разноместность и подвижность ударения нередко приводит к речевым ошибкам (вместо начал, понял произносят начал, понял). Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений. При этом есть варианты, которые не нарушают норму и считаются литературными, например, искристый – искристый, лосось – лосось, творог – творог, мышление – мышление, В других случаях одно из ударений считается неправильным, например, кухонный, инструмент, ходатайство, неправильно: кухонный, инструмент, ходатайство. Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно принято только в узкопрофессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка.



В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Так, некоторые считают, что надо говорить средства производства, но денежные средства, прошли два квартала, но второй квартал этого года. Слова средства и квартал независимо от значения имеют только одно ударение. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания.

Семантическая (смыслоразличительная) функция ударения

Основная функция ударения заключается и обеспечении цельности и отдельности слова в результате выделения его просодического (от греч. prosōdikos – касающийся ударения) центра. Функция эта носит фоне-тический характер. Для ее обозначения используется термин кульминативная функция (выделение центра слова – определение «точки его наивысшего напряжения», кульминации).

За счет разноместности и подвижности словесное ударение выполняет смыслоразличительную (сигнификативную) функцию. Эта функция носит фонологический характер.

Различая словоформы одного слова, одной парадигмы, ударение оказывается морфологическим средством, например: рýки-руки′, нóги-ноги′, сóсны-сосны′, признáюсь-признаю′сь, прóсите-проси′те, хóдите-ходи′те.

Различая словоформы разных слов, разных парадигм, ударение выступает как лексическое средство, например: мýка-мукá, зáмок-замóк, óрган-оргáн, хлóпок-хлопóк, áтлас-атлáс, пáрить-пари′ть, пи′ща-пищá. При этом могут различаться все словоформы данных парадигм (замок-замок) или только некоторые (пища-пища).

Различая словоформы разных слов при их стилистическом различии, словесное ударение выполняет стилистическую функцию, используется как стилистическое средство, например: серебрó – стилистически нейтральное слово современного русского литературного языка, сéребро – стилистически окрашенный вариант, народно поэтическое слово.

Местом ударения могут различаться следующие варианты слов:

1) общеупотребительный и профессиональный: кóмпас – компáс, шáсси – шасси′, добы′ча – дóбыча, и′скра – искрá;

2) литературный и диалектный: свё′кла – свеклá, крапи′ва – крапивá, положи′ть – полóжить;

3) стилистически нейтральный и разговорный: звони′шь – звóнишь, занятá – зáнята;

4) стилистически нейтральный и просторечный:квартáл – квáртал, краси′вее – красивéе;

5) стилистически нейтральный и народно поэтический: серебрó– сéребро, деви′ца – дéвица, шё′лковый – шелкóвый ;

6) современный и устаревший: мýзыка – музы′ка, слýжащий – служáщий, и′збранный – избрáнный, клáдбище – кладби′ще.

В некоторых (немногочисленных) случаях различия в месте ударения не выполняют различительных функций: обýх – óбух, творóг – твóрог, инáче – и′наче, баржá – бáржа, пóлно – полнó . Вариантное ударение объясняется отсутствием в некоторых случаях единой нормы, взаимодействием литературного языка с диалектами, освоением иноязычных слов.

Литературный русский язык имеет тенденцию вытеснения дублетности, избавления от нее. Дублетный вариант или перестает употребляться, или становится просторечным, диалектным.

При сохранении в литературном языке двух вариантов появляется лексическая, морфологическая или стилистическая дифференциация.

Например, лексическая дифференциация: хáос – стихия, существовавшая до возникновения мира, хáóс – беспорядок; пáхнуть – издавать запах, пахнýть – повеять чем-то. Морфологическая диффренциация: мáло – наречие, мáлó – краткое прилагательное среднего рода единственного числа. Стилистическая дифференциация: серебрó – сéребро, чéстный – честнóй, слýжащий – служáщий.

Ударение может быть единственным и не единственным различителем словоформ (руки′ – рýки, áтлас – атлáс ), но, даже если ударение не единственный различитель словоформ (атлас – атлас ), это основной различитель, так как различие в гласных обусловлено различием в месте ударения.

Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, повышая выразительность речи, особо подчеркивая какое-либо слово: Рáз, два, три! Рáз, два, три!

Ударение в форме Р.п. мн. ч. у существительных мужского рода

Многие имена существительные мужского рода в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласный основы. Сюда относятся слова, называющие:

1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок (но: носков), эполет (но: рельсов);

2) некоторые национальности (у большинства слов основа оканчивается на -н и -р): (образ жизни) англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, турок, хазар, цыган; но: бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов;

3) воинские объединения: (отряд) партизан, солдат; в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и на -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия, отряд, войско, группа и т.п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар ("средневековый воин"), улан, а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) - форма на -ов: (пять) гусаров, кирасиров; формы гардемарин - гардемаринов равноупотребительны; в названиях современных родов войск употребляется, как правило, полная форма: (группа) минеров, саперов, также мичманов;

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед; наблюдаются колебания следующих счетных форм: микрон - микронов, ом - омов, рентген - рентгенов, грамм - граммов, килограмм - килограммов, карат - каратов; а также формы на ов: кулонов (и кулон), ньютонов (и ньютон), эргов (и эрг), динаров, гектаров. Как нормативные в языке используются следующие формы на ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; но: баклажан - баклажанов.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер ;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ .

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр , ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр .

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод .

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг .

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть .

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.


2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.


3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ- :
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ :
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ :
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить , образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвш ий, налИвш ий, посмотрЕвш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлот ый, колОть – кОлот ый, согнУть – сОгнут ый, завернУть – завЁрнут ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв , отдАв , поднЯв , прибЫв , начАвши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя .
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Много ошибок возникает в произнесении имен существительных при их склонении, т. е. изменении по падежам и числам. Необходимо знать, перемещается или не перемещается ударение в данном слове, а если перемещается, то на какой слог. В связи с этим рассмотрим различные группы существительных в зависимости от устойчивости места ударения в них.

Существительные с неподвижным ударением на основе (н). В перечисленных ниже существительных ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.

Ед.ч. грУнт, грУнта, грУнту, грунт, грУнтом, о грУнте

Мн.ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах

Примеры подобных слов:

досУг, кАпля, кармАн, клАд, клАб, кУб, мИнус, мЕстность, пейзАж, пЕсня, плАн, пОчесть, прИбыль, прОфиль, созЫв, срЕдство, стЕржень, флОт, фОнд, шофЕр, шрИфт, штОрм, штрАф.

– (н).

В некоторых словах возможны отклонения от общего правила в предложном падеже единственного числа, если эта форма употреблена с предлогом «в» («во») и имеет окончание – у (-ю). В этом случае ударение передвигается на это окончание: на видУ, в пленУ, во хмелЮ.

Существительные с неподвижным ударением на окончании (о). Если существительные мужского рода в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеют окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено перемещаться на основу. То же происходит в отдельных словах в форме родительного падежа множественного числа.

Ед.ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багаж

Е Мн.ч. багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх

Примеры подобных слов:

гарАж, графА, жарА, жгУт, жЕзл, каймА, крЮк, лишАй, ломОть, лыжнЯ, миндАль, мОрж, наждАк, плУт, пОлк, ремЕнь, репЕй, рубЕж, рУбль, сЕрп, скамьЯ, стопА, ступнЯ, тирАж, утЮг, фЕрзь, фитИль, хОлм, хрустАль, чЕлн, шИп, шУт, щИт, юлА, язЫк, янтАрь, ячмЕнь.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (о).

Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания – на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.

Тип 1. Ударение с основы существительного единственного числа перемещается на окончание существительного множественного числа.

Ед.ч. Орден – Ордена – Ордену – Орден – Орденом – об Ордене

Мн.ч. орденА – орденОв – орденАм – орденА – орденАми – об орденАх

Примеры подобных слов:

бАл, бОрт, бУфер, вАл, вЕер, вЕнзель, гОд, гОл, дирЕктор, дОктор, крУг, лАгерь, Округ, Орден, Ордер, пАрус, плУг, сОболь, стрОй, сУп, тОн, тОполь, тОрг, тЫл, хОд, хОр, чАй, шкАф, штАб, штАбель, штЕмпель.

Если какое-либо из существительных этого типа используется в предложном падеже с окончанием – у, то ударение перемещается на это окончание: на балУ, в борУ, на валУ, в кругУ, в годУ, в хорУ, в шкафУ.

(1 ).

Тип 2. Ударение с основы существительного единственного числа и в именительном падеже (а также в винительном, если существительное неодушевленное) множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа.

Ед.ч. гОлубь – гОлубя – гОлубю – гОлубя – гОлубем – о гОлубе

Мн.ч. гОлуби – голубЕй – голубЯм – голубЕй – голубЯми – о голубЯх

Второй тип почти полностью повторяет первый, за исключением ударения в именительном падеже множественного числа. Примеры подобных слов:

вЕдомость, вОлк, гОлубь, дОлжность, звЕрь, кАмень, кОрень, крЕпость, лАпоть, лЕбедь, мЕлочь, нОвость, Обруч, Окунь, пАрень, плОскость, пОвесть, пОдать, прОповедь, сОболь, скАтерть, скОрость, стЕрлядь, тЕнь, трОсть, Уголь, цЕрковь, чЕтверть, щЕль.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (2).

Тип 3. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного множественного числа.

Ед.ч. козА – козЫ – козЕ – козУ – козОй – о козЕ

Мн.ч. кОзы – кОз – кОзам – кОз – кОзами – о кОзах

Третий тип подвижного ударения противоположен второму типу.

Примеры подобных слов:

вдовА, грозА, деснА, дрофА, змеЯ, иглА, избА, козА, кольцО, косА, лунА, овцА, окнО, ордА, осА, свиньЯ, семьЯ, сестрА, сиротА, скалА, скулА, слугА, смолА, совА, соснА, сохА, стеклО, стрекозА, строфА, тюрьмА, уздА.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (3 ).

Тип 4. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного в трех падежах множественного числа – именительном, родительном и винительном. В остальных падежах существительного множественного числа (дательный, творительный и предложный) сохраняется ударение на окончании.

Ед. ч. волнА – волнЫ – волнЕ – волнУ – волнОй – о волнЕ

Мн.ч. вОлны – вОлн – волнАм – вОлн – волнАми – о волнАх

Этот тип имен существительных характеризуется колебаниями в ударении под влиянием предшествующего типа. Примеры подобных слов:

блохА, бороздА, волнА, губА, железА, межА, полосА, серьгА, сковородА, слободА, строкА, тропА.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (4 ).

Допустимы колебания ударения в существительном в винительном падеже единственного и множественного числа. В словарях и грамматиках нередко признаются правильными оба варианта:

бОрозду и бороздУ; жЕлезу и железУ; пОлосу и полосУ; скОвороду и сковородУ; слОбоду и слободУ; стрОку и строкУ. Кроме того, допустимыми считаются варианты: вОлнами – волнАми, бОроздами – бороздАми, жЕлезами – железАми.

Тип 5. Ударение в существительном единственного числе с окончания перемещается на основу существительного в винительном падеже. Во множественном числе схема перемещения ударения неустойчива: в одних словах ударение перемещается, как в четвертом типе, в других – остается на основе.

Ед. ч. доскА – доскИ – доскЕ – дОску – доскОй – о доскЕ

Мн. ч. дОски – досОк – доскАм – дОски – доскАми – о доскАх

Примеры подобных слов:

бородА, боронА, головА, горА, доскА, душА, землЯ, зимА, порА, рекА, спинА, средА, стенА, сторонА, ценА, щекА.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (5).

И в этой группе существительных нередки колебания ударений: вОдам – водАм, вОдах – водАх, дУшам – душАм, дУшами – душАми, рЕкам – рекАм, рЕками – рекАми, стЕнам – стенАм, стЕнами – стенАми.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги.

на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на десять, на сто;

за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;

под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

из лесу, из дому, из носу, из виду;

без вести, без толку, без году;

час от часу, год от году;

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения.

Особенности и функции ударения изучает акцентология (лат. accentus – ударение).

Ударение – выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта - синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

«Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием» [Русская грамматика 1980].

Особенности русского ударения:

-разноместное, свободное (нефиксированное, т.е. ударение может падать на любой слог: до мик, те лега, продро г ),

-подвижное (может перемещаться в разных грамматических формах одного и того же слова: прав, пра вы, права ; могу , мо гут; нача́ть , на́чал , начала́ , на́чали ).

Русское ударение может быть и неподвижным , т.е. падать на один и тот же слог в разных формах: берегу, бережешь, берегут, бережете – ударение на окончание.

Кроме того, ударение может меняться с течением времени . Например, сейчас прилагательное дневное имеет ударение на окончании (лампа дневно́го света ), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило» , – А.С. Пушкин).

Функции ударения:

1) смыслоразличительная (хло пок – хлопо к);

2) указывает на грамматическую форму (руки – Им.п., мн.ч., руки – Р.п., ед.ч.)

3) помогает различать значения слов и их формы (белок – Р.п. от белка, белок – Им.п.).

К разным сферам употребления относятся варианты :

1) общеупотребительный и профессиональный к о мпас (лит. норма) - комп а с (у моряков);

рудн и к (лит. норма) - р у дник (у горняков);

шасс и (лит. норма) - ш а сси (у летчиков);

2) литературный и народно-поэтический (деви ца – де вица, честный – честной );

3) современный и устаревший (му зыка – музы ка, кла дбище – кладби ще );

4) литературный и просторечный (позвонит – позвонит, понял – понял);

5) литературный и диалектный (вью га – вьюга , хо лодно – холодно );

6) в семантических вариантах разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острота (лезвия) – острота (остроумное выражение); осенняя мокрота́ – кашель с мокро́той.

Ударение в именах существительных

В именах существительных ударение может быть неподвижным или подвижным. Существуют различные акцентные типы существительных.

1. Ударение неподвижное и в косв. падежах и во мн.числе остается на основе в словах: грунт, досуг, квартал, торт и др. (так, например, во мн.ч.: вкусные то рты, проблемы гру нтов ).

2. Ударение неподвижное на окончании в словах: реве нь, серп и др.(компот из ревеня , нет серпа ).

3. Помимо имен существительных с неподвижным ударением в русском языке существует пять разновидностей подвижного ударения в именах существительных.

Первая – ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном: орден – ордена – ордену – орден – орденом – об ордене; но: ордена – орденов – орденам – ордена – орденами – об орденах .

Вторая – ударение с основы в единственном числе и в именительном падеже множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного: голубь – голубя – голубю – голубя – голубем – о голубе; голуби, но: голубей – голубям – голубей – голубями – о голубях.

Третья – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу во множественном: коза – козы; но: ко зы – коз.

Четвертая – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в трех падежах множественного числа – И., Р., В.; остальные падежи сохраняют ударение на окончании: волна – волны – волне – волну – волной – о волне, но: во лны(И) – во лн (Р)– во лны (В), а затем опять ударение на окончании: волнам (Д) – волнами (Т) – о волнах (П).

Пятая – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже того же числа; а во множественном числе ударение неустойчиво: щека – щеки – щеке – щё ку – щекой – о щеке ; щёки – щёк – щекам – щёки – щеками – о щеках .

4. Происхождение слова влияет на постановку ударения. Например, заимствованные из французского языка слова сохраняют ударение на последнем слоге: диспансе́р, жалюзи́,

5. Ударение производного слова может определяться по производящему слову , то есть тому, от которого образовано существительное:

а)ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе: ве́дать → испове́дать, испове́даться;

б) существительные на -о́та , образованные от глаголов: ломать → ломо́та , дремать → дремо́та;

6. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:

-а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): хода́тайство ;

-прово́д (в сложных словах): мусоропрово́д, нефтепрово́д , газопрово́д, но: электропро́вод ;

-ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние ;

-а́л (в иноязычных словах): кварта́л (в любом значении), пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, ;

-ме́н («человек»): полисме́н, джентльме́н . Искл.: ба́рмен . Слово фено́мен – греческого происхождения.

7. Ударение в словах с одинаковой концовкой может зависеть от значения слова:

-ло́г (неодушевлённые объекты): моноло́г, диало́г, катало́г, некроло́г (искл. ана́лог );

-́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог .

8. В словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог: египтя́нин, миря́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин.

Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы: Рим → ри́млянин; Афи́ны → афи́нянин, афи́няне.

Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова: индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я (хотя ранее нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия ). В многосложных словах на -ия наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: наркома́ния, психопа́тия, гастроно́мия, гомеопа́тия, эпиле́псия.

Существительное симметрия имеет два варианта произношения – симметри́я и допустимо симме́трия , существительное асимметрия имеет нормативный вариант асимметри́я и допустимый асимме́трия .