Общество как динамическая система. Презентация - общество как сложная динамичная система Урок общество как сложная динамическая система

МБОУ СШ № 49 г. Ульяновск

Учитель истории, обществозанания

Урок обществознания для 10 класса

Тема урока: «Общество как сложная система»

Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

    Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

Развивающие:

    уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

    уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

Воспитательные:

    формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Основные понятия:

Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Литература: Обществознание . 10 класс . Базовый уровень . Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. - 351с.

Дополнительная литература:

Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

Социология в России – М., Издательство Института РАН, 1998

Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М.: Канон, 1996.

План урока.

I . Оргмомент (2 мин.).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

III . Изучение нового материала .(25 –30 мин).

Понятие "общество".

Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Общественные науки, их особенности.

IV . Закрепление изученного материала. (4мин.).

V . Рефлексия (2мин.)

Ход урока.

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

Тестовые задания:

1. Что изучают общественные науки?

1) звезды, моря

2) изменения веществ

3) животных

4) результат деятельности человека

2. Что такое социальный прогресс?

2) развитие общества

3. Что такое солидный возраст?

1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений

2) стадия жизни человека старше 65 лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание

3) стадия жизни человека с 25 до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей

4. Какое утверждение является верным?

А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами - потомки.

Б. Большинство ученых сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

5. Что относится к материальной культуре?

1) мифы

2) знания

3) паровая машина

4) язык

6. Что такое технический прогресс?

1) совершенствование орудий труда и техники

2) развитие общества

3) физическое развитие человека

4) непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений

7. Какое утверждение является верным?

А. Человек достигает своего рассвета к 20 – 30 годам.

Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Что относится к духовной культуре?

1) храм

2) орудия труда

3) паровая машина

4) язык

III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

Беседа: Предлагается ответить на вопрос

Что такое общество? (ответы студентов)

Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

Особенности социальной системы

Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

Черты общества как системы:

Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Социальные институты (мини-лекция)

Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

Основные институты общества:

Семья

Школа

Производство

Церковь

Государство

Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

В воспроизводстве рода;

В безопаности и социальном порядке;

В средствах существования;

В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Характерные черты социальных институтов:

1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

IV . Закрепление изученного материала .( Задание по группам ).

Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

    Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

    Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

    Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

V. Рефлексия

Лесенка. “Моё состояние”

VI. Домашнее задание: (3 мин.)

§2, на выбор - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

Cлайд 1

Особенности социальной системы. Социальные институты Работу выполнила Башлыкова О. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru

Cлайд 2

Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которых включен каждый человек (нация, класс, семья).Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности- материально производной, социальной, политической, духовной

Cлайд 3

Каждая из этих сфер имеет собственное сложное строение и сама является сложной системой. Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому надо говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней. Иными словами, общество- это сложная система, своего рода Суперсистема.

Cлайд 4

Cлайд 5

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА- ЭТО СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОТРЕБЛЕНИЯ, ОБМЕНА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ. Общность экономической сферы. (в % от числа опрошенных по России).

Cлайд 6

Духовная система- сфера человеческой деятельности складывается в процессе производства, потребления, обмена и распределение, хранение информации, знаний, культурных ценностей (наука, образование, искусство, религия)

Cлайд 7

Политическая сфера- это взаимоотношение между государством и обществом, между органами государственной власти, политическими партиями, между государствами и народами.

Cлайд 8

Cлайд 9

Социальная сфера- это условие окружающий повседневную жизнь человеческого общества(семья, школа, образование, работа, здравоохранение) Распределение средств привлеченных дополнительно в социальную сферу...

Cлайд 10

Cлайд 11

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных(различных технических устройств, учреждений), так и идеальных(ценностей, идей, традиций). В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество- динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс»,»регресс», « эволюция», «революция». Следовательно человек- это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Cлайд 12

Социальный институт - система созданных людьми ограничений, выполнение которых поддерживается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Также социальный институт можно определить как: совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определённую общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения; устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. Институты могут быть классифицированы по различным признакам: формальные и неформальные легальные и нелегальные

Cлайд 13

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации. в истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей. - Потребность в воспроизводстве рода; Потребность в безопасности и социальном порядке; Потребность в средствах существования; Потребность в получении знаний, социализации подрастющего поколения, подготовке кадров; Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Cлайд 14

емья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.

Cлайд 15

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие. Брак – основа семейных отношений «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1 Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта.

Cлайд 16

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».1 Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Cлайд 17

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.



Социология Наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками Огюст Конт () Французский философ, родоначальник позитивизма, основоположник социологии


Смысл понятия «общество» Понятие «общество» Совокупность всех людей, живущих на Земле, и взаимодействий между ними Относительно замкнутая и независимо существующая часть единого человеческого общества Организация людей, объединившихся по каким-либо причинам Человеческое общество Нация Религиозная община, общество книголюбов


















Формы связи элементов в социальной системе Причинно- функциональная интеграция, при которой различные элементы влияют друг на друга и на систему в целом, причём исключение одного из элементов и перенесение его в другую систему влекут за собой изменение структуры и функций целого Семья










Экономическая сфера это то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы землю капитал труд управ- ление создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей в пище в жилье в досуге


Участие в экономической жизни общества Прямое участиеКосвенное участие Экономически активное население % населения РабочиеСлужащие Крестьяне Предприниматели Потребители товаров и услуг 100 % населения
















Главные задачи духовной сферы Наука Призвана открывать новые знания в естественной, технической и гуманитарной областях Образование Должно передавать знание, открытое учёным, последующим поколениям Культура Призвана создавать и хранить художественные ценности






Социальная сфера в широком смысле Совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние всего населения Охватывает почти все слои и классы общества В социальную сферу включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, учреждения досуга и развлечения


Социальная сфера в узком значении Только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их Пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, органы социальной защиты и социального обеспечения местного и федерального подчинения












Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Производственные отношения Экологические отношения Отношения по детопроизводству Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения


Основные институты общества Термин «институт» имеет множество смыслов От латинского institutum – установление, устройство, учреждение Узкое техническое значение: название специализирован- ных научных и учебных заведений Широкое социальное значение: совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений



41 Потребности в воспроизводстве людей Институт семьи и брака Потребности в добывании средств существования Экономические институты, производство Потребности в безопасности и социальном порядке Политические институты, государство Потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения Духовные институты в широком смысле, включая науку и культуру







46