Обязательна ли отработка в школе. Школьная отработка законна или нет? Имеют ли право учителя требовать деньги с учеников вместо прохождения практики

Оказывается, во многих российских школах учителя заставляют приходить детей летом, чтобы те работали на грядках. Хочется отметить, что все эти работы проводятся без оплаты для трудящихся. Конечно, некоторые школы могут пойти на уступки и оплачивать труд школьника. Однако школе это не выгодно, поэтому всё делается бесплатно. Мало того, что за несколько часов на жаре не платят, да ещё могут загрузить так работой, что весь оставшийся день будет хотеться лишь спать. Если ученик отказывается идти на отработку, то учитель в большинстве случаев начинает шантажировать. Это может быть, что угодно! И оценки в аттестате, и год уборки в классе, и отчисление из школы по серьёзной причине. Только такие действия школа не имеет права делать.

Согласно, статьи 14, закона «Об образовании», образовательное учреждение не предусматривает того, чтобы дети работали на школу. Ведь, школа - это место для учёбы и какую-либо физическую работу ученики не обязаны делать. Единственная обязанность школьников - учиться, выполнять задания, готовиться к предметам. Отработка в школе, дежурство в классе или генеральная уборка является незаконным действием. Всё должно быть на добровольной основе. Также, если ребёнку ещё нет четырнадцати, то его учитель не имеет права заставлять что-либо переставить, куда-нибудь сходить или помыть парты. Конечно, многие пытаются надавить на детей. И как не странно это получается.

Если ученик хочет избежать школьной отработки, неважно по каким причинам, то следует подстраховаться некоторыми статьями Российской Федерации. Обязательно нужно прочитать Конвенцию о правах ребенка, статья 31, Закон РФ «Об образовании, статья 50 пункт 14. Там чётко написано, что учитель не имеет права оставлять после уроков дежурить ученика в классе или заставлять летом его работать. Если учитель отказывается принимать этот закон, то можно сказать о182-ой конвенции (часть 1, статья 5.7 КоАП РФ) . В ней говорится о том, что эксплуатация детского труда запрещена. За невыполнение человек будет наказан штрафом. Существует Декларация и Конвенция о правах ребенка, где на защиту встают все органы государственной власти. Так что, если учитель будет спорить, то можно обратиться в суд. Если ребёнок прав, то победа остаётся на его стороне в любом случае.

Стоит учесть, что ученик может и не отрабатывать в школе. Есть закон, который не предусматривает, чтобы ребёнок работал на школу. Для этого есть дворники, технички, да и те же самые учителя, которым доплачивают за это. Дело в том, что если ученики не будут ходить на эти самые отработку, то учителю в личное дело ставят минус, а также лишают премии. На собраниях высказывают о том, что тот класс, который не ходил работать в летнее время, невоспитанный и недисциплинированный. Директор отчитывает педагогов жёстко и строго. Если школьники не пришли, то учитель обязан самостоятельно выполнить работу на участке. Но современные педагоги не станут так унижаться и лучше заставят заниматься этим детей. Конечно, сейчас дети очень избалованные и принципиальные. Они не будут долго говорить, а просто не придут. А в начале учебного года, учитель делает им выговор и заставляет дежурить в классе какое-то время. Только делать так категорически нельзя, потому что это незаконно.

Прежде всего, должна быть школьная отработка по желанию. Ведь, сейчас двадцать первый век и крепостное право давно отменили. Поэтому, если ученик столкнулся с такой ситуацией и решить эту проблему с учителем невозможно, то стоит обратиться в обрнадзор. Конечно, желательно предъявить доказательства. Это может быть и свидетель, и запись на диктофоне. Таким образом, будет легче доказать правду. Конечно, если не хочется подставлять школу и идти на конфликт, то вначале нужно обратиться за помощью к родителям. Они должны подойти и поговорить с учителем насчёт того, что школа не имеет права заставлять ребёнка работать. Но если учитель отказывается слушать и выдвигает свою версию, то стоит поговорить с директором. Вообще, директор, знающий законы, не будет спорить и создавать конфликты. Он пойдёт на уступки, да ещё и извиниться.

Также родители имеют права потребовать уволить того учителя. Но бывает, директор говорит, что в их школе предусмотрены такие отработки. В таком случае, нужно обращаться в гороно. Там уж точно разберутся. Поэтому ходить на летнюю отработку в школе или нет, решать только ученику, ведь Россия - это свободная страна!

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Школьные годы чудесные... Каждый человек запоминает свою школьную пору и бережно проносит эти воспоминания сквозь свою жизнь. Первые друзья, первая любовь, первые самостоятельные решения - все это дарит тебе школа. Но, не смотря на все прекрасные слова, сказанные выше, у школьников возникает много проблем именно в школе. Одна из проблем – принуждение к обязательной школьной практике. А законно ли это?

Летняя трудовая практика - это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности, организаторские и управленческие навыки, выявляются ребята с лидерскими способностями. Достаточно сказать, что во время выборов школьного актива зачастую ребята в классе и в школе учитывают в том числе, как тот или иной кандидат зарекомендовал себя во время летней трудовой практики.

Большинство ребят называют школу своим вторым домом. Они так и относятся к ней, как к дому - стараются беречь и сохранять. Летняя практика начинается с проведения рейдов по школе. В результате выясняется, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить на территории школы.

На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, реставрация стен, починка мебели. При распределении поручений мы стараемся учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья.

Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, наводит порядок в школьной раздевалке, столовой и т.д. В это же время составляется график занятости педагогов школы на практике.

Каждый классный руководитель и учитель-предметник трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.

Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Много раз мы наблюдали, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. А ребятам, недавно пришедшим в школу, практика помогает ещё лучше узнать друг друга, сдружить и укрепить коллектив класса.

Окончание практики - праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.

Но есть одна проблема, когда нет этого самого желания помочь родной школе, ну или, например, возможности.

Лично когда я училась в школе, нас ЗАСТАВЛЯЛИ отрабатывать практику, а если у тебя есть веские причины этого избежать (родители, отъезд, состояние здоровья), то ты в обязательном порядке должен был принести какой-нибудь «откуп» виде например банки краски или упаковки бумаги для принтера. У меня такой подход к практике всегда пробуждал сомнения, есть ли права у школы на принудительную отработку.
Почитав устав школы (а все они пишутся по одному и тому же шаблону) я не нашла нигде ни слова про ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ отработку.

Все что мне встречалось было сформулировано виде «привлечения к работе», т.е. по сути, работе по желанию. Вот пример: «Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.» Но даже при таких «привлечениях» ваша работа не должна превышать недельные сроки. «Продолжительность рабочего дня не должна превышать 3 часа. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 1 неделю». Хотя, как известно всем, все законы можно обойти, причем способы для этого миллионы. Вообще все правила отработки должны быть описаны в «ПОЛОЖЕНИИ о летней трудовой практике обучающихся». И если вас что то смущает, то вы можете попросить это положение. Наверняка вы найдете там ответ на ваш вопрос, и я уверена на 90 процентов, что там не будет ни одного слова ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но есть и другая сторона. Допустим вы доказали что вы не обязаны отрабатывать и не горите желанием, тогда может произойти такая ситуация, что вас будут в последствии «притеснять» за выражение собственного мнения и желания. К сожалению в нашем обществе это вполне ожидаемо, и доказать это вы никогда не сможете. Потому что учитель всегда найдет то, за что вас упрекнуть. Не стоит забывать и об этом.

Совет от сайта сайт для девушек и юношей: НЕ БОЙТЕСЬ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА! Потому что детский труд, тем более принужденный, запрещен в России .

Труд учеников в школе во внеурочное время не является сферой правового регулирования трудового законодательства, так как администрация школы не является работодателем, а ученики - работниками. Но вопрос своевременный. Если в Уставе школы предусмотрено, что вопросы трудового обучения и воспитания учащихся во внеурочное время регулируются локальным актом, например, Положением о трудовом обучении и воспитании в образовательном учреждении, то вполне можно говорить о правомерности работы учеников по ремонту и благоустройству школы и пришкольной территории. В данном Положении должно быть указание об общем количестве часов получения учениками трудовых умений и навыков в рамках трудового обучения и воспитания во внеурочное время, о количестве часов в течение дня, об ответственных педагогах в период трудового обучения и воспитания, должны быть предусмотрены меры безопасности жизни и здоровья учащихся. Во избежание споров данное Положение должно быть утверждено на, совете школы, педагогическом совете, на общешкольном родительском комитете, на заседаниях других коллегиальных органов, которые сформированы и действуют в образовательном учреждении.

Вот пример Положения:
Положение о прохождении учащимися школы летней пришкольной трудовой практики
1. Общие положения.
1.1. Летнюю пришкольную трудовую практику проходят учащиеся 5-10 классов. Учащиеся с 5 по 8 классы отрабатывают практику на пришкольном участке по 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня для учащихся: 10-11 лет 2 часа, 12-13 лет 3 часа, 14-15 лет 4 часа, 16-17 лет 6 часов.
1.2. Целью летней трудовой практики является активизация деятельности учащихся по благоустройству школы и школьной территории.
1.3. Общее руководство пришкольной трудовой практикой осуществляет заместитель директора по внеклассной воспитательной работе по приказу директора школы.
2. Содержание и формы деятельности.
2.1. В журнале заявок учителями и работниками школы фиксируются заказы на выполнение различных работ для учащихся, проходящих практику.
2.2. Деятельность пришкольной трудовой практики включает:
- работу на пришкольном участке (уход за цветами и зелеными насаждениями, вскапывание земли, побелка деревьев и кустарников, очистка пришкольного участка от мусора, работа в теплице).
- Мытье окон, стульев, парт, полов, стен.
- Ремонт школьной мебели.
- Очистка пришкольной территории от мусора.
- Оказание помощи библиотекарю школы (ремонт книг).
- Ремонт класса и т.д.
3. Руководство трудовой практикой.
3.1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе.
3.2. Заместитель директора определяет воспитателей трудовых отрядов, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение учащимися школы летней трудовой практики.
4. Права и обязанности ответственных и воспитателей за организацию и проведение практики.
4.1. До начала работ воспитатели должны провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
4.2. Ежедневно фиксировать присутствующих (отсутствующих) учащихся.
4.3. Объем выполненных работ ежедневно заносить в журнал по трудовой практике.
4.4. По истечению срока прохождения практики представлять учащихся у " * вынесения им благодарности за хорошо выполненные работы или для порицания.
4.5. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения практики несет воспитатель, закрепленный приказом директора школы за трудовым отрядом.
5. Права и обязанности учащихся при прохождении практики.
5.1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
5.2. В соответствии с заказами и с требованиями воспитателя - трудового отряда, учащиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
5.3. Учащиеся, уходящие из школы после 9 класса, школьную практику не отрабатывают.
5.4. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы учащиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
5.5. Учащиеся, не прошедшие пришкольную практику без уважительной причины, привлекаются к отработке в августе, а также в течение учебного года.

С приближением летних каникулродители школьников начинают волноваться по поводу летней трудовой практики. Обязательна ли отработка для учащихся? Можно ли от нее отказаться? И вообще законна ли она? Спешим успокоить: летняя трудовая практика в школах давно отменена. Труд детей в общеобразовательных учреждениях вне уроков трудового воспитания – делу сугубо добровольное и позволителен только с разрешения родителей или опекунов. Все родители когда-то сами учились в школе. Еще с советских времен на летних каникулах учащийся, хочет – не хочет, а должен был пройти отработку – «отбыть трудовую повинность» на пришкольном садово-огородном участке или белить и красить школьные классы. Поэтому в настоящее время, когда в школе сообщают о летней практике, многие мамы и папы принимают это как должное.
- В мае на собрании в школе классный руководитель сообщил нам о том, что детям на летних каникулах надо будет отработать в школе по пять дней, - рассказывает Марина, мама ученицы средних классов одной из школ Черниговского района. – Класс маленький. Всех детей разделили на две группы. Кто-то должен отработать в июне, кто-то – в июле. Характер работ – уход за клумбами и уборка пришкольной территории. Никто на собрании не возмущался. Уже потом от знакомой я узнала, что летняя практика - это не законно. Теперь не хочу, чтобы мой ребенок отрабатывал практику. Но волнуюсь, вдруг ее потом накажут как-нибудь? Или не переведут в следующий класс? Когда я училась, нас так пугали.
Почему, когда официально практика в школах ушла в небытие, учитель заявил о необходимости пройти «отработку»? Возможно, педагог что-то не так объяснил, или родители что-то не так поняли, но… летняя трудовая практика уже давно исчезла из учебных планов общеобразовательных учреждений и ученики не могут привлекаться к ней принудительно, без согласия на то их родителей или законных опекунов, так как данное мероприятие не предусмотрено общеобразовательной программой.
Привлечение к работе детей, без их согласия и согласия их родителей, является принудительным трудом и находится под строжайшим запретом. Если детей в школе все-таки принуждают к прохождению обязательной летней практики, то все должностные лица, которые виноваты в организации труда детей могут быть привлечены к ответственности.
Отмену летней трудовой практики подтверждают и в управлении образования администрации Черниговского района
- В образовательных учреждениях Черниговского района понятия "летняя практика" вообще не существует, - объясняет Татьяна Сергеевна Семенаха – главный специалист по воспитательной работе управления образования. – В летний период в образовательных учреждений района организован летний отдых и оздоровление школьников. В этом году, на базе 15 общеобразовательных учреждений и Детско-юношеской спортивной школы с. Черниговка, работают лагеря с двухразовым питанием, в которых смогут отдохнуть 3007 детей и подростков. Лагеря у нас разные: привычные всем пришкольные лагеря с дневным пребыванием, профильные лагеря (лагеря для одаренных детей, спортивной направленности, для детей группы «риска», экологические), лагеря труда и отдыха. Для того, чтобы ребенок мог отдохнуть в одном из перечисленных лагерей, родителям достаточно написать заявление в образовательном учреждении. Так же все общеобразовательные учреждения совместно с краевым Государственным учреждением «Центр занятости населения Черниговского района» занимаются трудоустройством подростков 14-18 лет в ремонтные бригады с оплатой труда.
Итак, если дети летом и находятся в школе, то только работая в ремонтной бригаде или отдыхая в пришкольном лагере. Однако, организованный детский отдых тоже может включать в себя элементы трудового воспитания, например в лагерях экологической направленности. По плану управления образования в эко-лагерях при школах на каникулах отдохнут 1242 учащихся.
В каждом образовательном учреждении разработана своя программа экологического отдыха. Ребята в этих лагерях играют, развлекаются, а также учатся бережно относиться к окружающему миру. Уроки экологического воспитания могут проводится также в виде «трудового десанта», в течение которого школьникам предлагают немного поработать – к примеру, заняться прополкой клумб или убрать пришкольную территорию. (Возможно, именно отдых в эко-лагере и имел в виду учитель, о котором идет речь выше). Но трудовой эко-десант рассчитан на час. Так что о трудовой летней практике в привычном понимании речи не идет. Тем более, что в эко - лагерь школьники записываются добровольно.
- В настоящее время нет такого понятия, как летняя трудовая практика, - подтверждает Татьяна Михайловна Кравченко – директор школы №1 с. Черниговка. -Перед школой стоит задача оздоровления учащихся в летний период, вовлечение их в различные формы занятости, спортивные, игровые, трудовые занятия. При школе действует лагерь с дневным пребыванием учащихся, экологический лагерь. Для учащихся старше 14 лет организованы ремонтные бригады с оплатой, ученики участвуют в ремонте школы, приводят в порядок двор, клумбы, газоны на территории школы.
- У нас при школе работало несколько лагерей: оздоровительный лагерь, лагерь для детей группы риска, лагерь труда и отдыха, лагерь для одарённых детей, экологические отряды, спортивный лагерь, - объясняет Людмила Васильевна Бредюк – директор школы № 5 п. Сибирцево. - Всего охвачено организованным летним отдыхом 513 учащихся. Для всех видов лагерей разработаны планы работ, в которые входят игры, конкурсы, спортивные занятия, участие в районных мероприятиях, походы, выезды в кино и на экскурсии. Ребята из экологических отрядов активно принимают участие в подготовке школы к новому учебному году (уборка территории, клумбы).
Для всех детей организованно 2- х разовое питание. 51 учащийся с удовольствием работал в трудовой бригаде, где их работа оплачивалась.
Подростки работать в трудовых бригадах соглашаются охотно. С учащимися старше 14 лет заключают официальные трудовые договора и выплачивают зарплату. Работодателями выступают школы. Задача ребят - помочь сделать косметический ремонт, подновить мебель. Размер заработной платы зависит от количества отработанного времени и размера месячного оклада, который, в любом случае, не может быть меньше МРОТ. Максимально за полный месяц работы школьник сможет получить - 5 554 рубля. Еще 1020 рублей за счет краевого бюджета несовершеннолетнему работнику доплатит Центр занятости населения. Если учесть, что школьники работают не полный рабочий день, то заработок вполне приличный. Всего в июне текущего года по данным центра занятости в образовательных учреждениях района было трудоустроено 236 школьников.
Некоторым школьникам на каникулах удается получить временную работу на предприятиях и организациях района. Вакансии для подростков старше 14 лет предоставили 3 работодателя.
- Один школьник заключил договор о временном трудоустройстве с Центром культуры и досуга на 1 месяц и работал там балетмейстером, - рассказывает Ирина Викторовна Удод специалист КГКУ «Центр занятости населения». – Девушка работала в течение месяца помощником воспитателям в д/с № 27 на Мехзаводе. С 30 июня на предприятии ИП Дыга трудоустроен еще один подросток. Эти предприятия и организации заключили договоры с центром занятости на временное трудоустройство несовершеннолетних, что позволило работающим подросткам помимо заработной платы дополнительно получить материальную поддержку, выделяемую администрацией Приморского края.
Принимать на работу несовершеннолетних работодатели не спешат. Слишком хлопотно. В процессе оформления документов необходимо соблюсти гарантии, которые определены для подростков Трудовым кодексом. Их немало, для разного возраста предусмотрены различные режимы работы, включая ее продолжительность и объем. Молодые люди не должны поднимать большие тяжести или привлекаться к труду во вредных условиях. Все эти нормы оговариваются в договоре, который подросток заключает с работодателем, и за их соблюдением следит прокуратура и инспекция по труду. Проще и выгоднее нанять взрослого человека, поэтому свободных вакансий для подростков нет. Пока школьные ремонтные бригады остаются единственной возможностью для большинства подростков летом самостоятельно заработать на карманные расходы. Многие школьники такой возможностью с удовольствием пользуются.

Многие российские школы до сих пор практикуют летние работы, обязывающие школьников приходить на различные мероприятия для работы во благо заведения. Зачастую отработки составляют порядка двух недель. Однако у многих родителей вызывает вопрос данного мероприятия. Это не является безосновательным, т.к. такие отработки предполагались еще при существовании СССР, что на данный момент не является актуальным. Тем не менее, многие учебные заведения продолжают прибегать к детскому труду.

Оглавление:

Законодательная основа летней отработки в школе

Исходя из п.14 ст. 50 ФЗ «Об образовании», привлечение школьников или воспитанников организаций, занимающихся их обучением, к трудовым обязанностям, которые не включаются в школьную программу, не разрешено. Подобное правило действовало на территории СССР до 1992 года, когда было отменено на законодательном уровне.

Обратите внимание

Осуществление летней трудовой деятельности на территории школы возможно только с согласия ученика и его родителей.

В летнюю практику включаются такие виды деятельности: уборка учебных аудиторий и прилегающей территории школы, посильные работы на земельных участках, относящихся к школе и прочее.


Таким образом, образовательное учреждение не вправе принуждать школьника и его официальных опекунов к трудовой деятельности, в случае, когда она не зафиксирована в учебной программе в разрезе практики к предмету.
Практика по учебному предмету может быть выражена в таких видах деятельности: работа с ремонтным оборудованием, швейная работа, приведение в порядок рабочего места в аудитории, предназначенной для урока труда и прочее.

При этом школьная программа не предусматривает специально отведенных часов на отработки после окончания учебного года. Из этого следует, что летняя практика ― добровольное дело школьника и его родителей, которые должны письменно подтвердить свое согласие на выполнение их ребенком трудовых обязанностей. Также важно понимать, что подобная отработка не должна противоречить медицинским показателям обучающегося и соответствовать всем нормам безопасности, согласно профессиональным требованиям обучения.

Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе


Принуждение к прохождению летней практики в школе не является законным. Следовательно, наказание за неисполнение подобного вида деятельности, также незаконно.
Это означает, что при отказе выполнять определенные трудовые обязанности, школьнику и его родителям ничего не грозит.

Тем не менее, во многих учебных заведениях до сих пор остается распространенным использование рабочего труда школьников. Официальным способом привести школу в убранный вид считается наем специалистов, которые выполнят согласованный фронт работ за соответствующую оплату.

Зачастую используют такие методы воздействия для получения согласия на трудовую деятельность после окончания учебного года:

  • угроза не подтвердить переход ребенка в следующий класс;
  • угроза не обеспечить бесплатным печатным материалом ребенка на год;
  • угроза оставлять ребенка после занятий для отработки. Зачастую имеют в виду уборку аудиторий в учебном году после окончания уроков;
  • обоснование того, что ребенок будет находиться в конфликте с остальными одноклассниками, прошедшими летнюю практику.

Несмотря на то, что требование об обязательном прохождении летней отработки незаконно, некоторые учебные заведения используют такие виды манипуляций:

  • внесение положения об обязательном похождении летней отработки в школьный Устав. Однако подобное действие прямо противоречит закону РФ «Об образовании». За один этот факт можно подавать на школу в суд;
  • внесение положения об обязательном прохождении летней отработки в школьную программу. Зачастую подобное мероприятие относят к биологии, аргументируя это обеспечением школьниками более глубокими познаниями о росте растений. Однако уборка аудиторий и территории школы не может сюда относиться;
  • непопулярный метод ― создание специальных трудовых отрядов из школьников. В данном случае предполагается оплата за осуществляемый труд.

Все данные действия являются незаконными. За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Инструкция, как не проходить летнюю отработку в школе

Для того чтобы официально не проходить практику в летнее время необходимо вооружиться Конституцией, ФЗ «Об образовании», в случае наличия ― справкой, которая бы подтверждала запрет на исполнение определенных работ, а также заявлением в полицию.

В первую очередь необходимо предъявить в школу цитату из ст. 50, п. 14 ФЗ «Об образовании», где говорится о том, что привлечение школьников к труду незаконно. В п. 16 той же статьи также оговаривается, что все школьники вправе не являться на любые мероприятия, не заявленные в школьной программе.

Наиболее действенным методом борьбы с принуждением к подобному труду будет ссылка на законы. В случае если школьная администрация продолжает настаивать и, что реже, оформляет наказание в виде штрафа или письменного выговора, необходимо подать заявление в полицию с требованием разобраться в принудительном привлечении к труду.

Также распространенным способом является решение вопроса с помощью материальной помощи школы. В случае если администрация предлагает родителям школьника такой вариант, им необходимо уточнить, где можно получить квитанцию об оплате. Выдача квитанций по такому вопросу не предусмотрена школьной бухгалтерией. Если же бухгалтерия все-таки выписала справку о внесении на счет школы денег, такой документ станет основным доказательством неправомерных действий школы.

Также абсолютным освобождением от летней отработки станет справка о состоянии здоровья школьника. В таком случае его никто не имеет права привлекать к работам.