Что такое сонорный. Что такое сонорные звуки: определение и примеры

  • Звуковые средства языка
  • § 8. Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на
  • Часть I. Субстанциональная фонетика Сегментная фонетика артикуляционный аспект фонетических описаний
  • Устройство речевого аппарата
  • § 12. Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой (или произносительный) аппарат человека (см. Рис. 1, 2).
  • Звук речи. Гласные и согласные
  • Основные компоненты речепроизводства
  • § 14. С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента:
  • Инициация
  • § 15. Инициация – это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.
  • Артикуляция
  • § 16. Как уже говорилось выше (см. § 11), в процессе артикуляции принято выделять три этапа:
  • Место артикуляции
  • Типы согласных по положению кончика языка
  • § 18. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных18 согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.
  • Способ артикуляции
  • Сонорные согласные
  • Дополнительная артикуляция
  • Фонация
  • § 24. За счет движения черпаловидных хрящей по горизонтальной оси может меняться конфигурация голосового прохода:
  • Механизм образования голоса
  • § 25. При физиологическом дыхании и при образовании глухих звуков голосовые связки разведены.
  • Артикуляционная классификация звуков русского языка
  • § 26. Фонетические классификации подразделяются на:
  • Согласные
  • § 27. В русском языке для классификации согласных обычно используют четыре признака:
  • Гласные
  • § 28. Гласные – это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:
  • § 29. В традиционной фонетике русского языка классификация гласных задается в виде таблицы, основанной на трех признаках – это ряд, подъем и лабиализация (см. Таблицу 5).
  • § 31. Изменения фонетических единиц, связанные с влиянием контекста, могут быть вызваны:
  • Транскрипция
  • § 33. Транскрипцией называется фиксация звучащей речи графическими средствами. Транскрипция может быть
  • Фонетическая транскрипция
  • § 34. Исходя из целей фонетической транскрипции и условий ее применения, можно сформулировать два самых общих правила ее построения:
  • Транскрипция и экспериментальная фонетика
  • Транскрипция и орфоэпия
  • Русская фонетическая транскрипция
  • § 37. Транскрипция, применяемая в современной русистике, строится на базе кириллического алфавита, принятого в русской орфографии, с добавлением некоторых букв из других алфавитов.
  • Знаки фонетической транскрипции
  • § 38. В транскрипции используются два вида знаков:
  • Обозначение гласных звуков
  • § 39. Хотя звук в речи, как правило, не изолирован, за основной звукотип принимается то его звучание, которое ближе всего к изолированному произнесению.
  • Диактрические знаки для гласных
  • Гласные ударного слога
  • Гласные первого предударного слога.
  • § 43. В 1-м предударном слогепосле твердых согласныхпроисходит мена следующих звукотипов гласных:
  • Обозначение согласных звуков
  • § 47. В транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кромещ, и сверх тогобуквыjиγ.
  • Диакритические знаки для согласных
  • Акустический аспект фонетических описаний Предмет акустической фонетики
  • § 49. В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:
  • Физическая природа звука
  • Виды колебаний. Периодические и непериодическиеколебания
  • Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты
  • Распространение звуковых волн
  • Простой (чистый) тон гармоническое колебание
  • § 54. Речевые звуки представляют собой комплексные колебания, т.Е. Сложнейшие сочетания простых или чистых тонов и/или шумов.
  • Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье
  • Резонанс
  • Акустическая теория речепроизводства
  • Форманта.F-картина
  • Основные способы изучения акустических свойств речи
  • Образование гласных звуков
  • Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных
  • Акустические свойства согласных
  • § 65. Сонорные согласные по своей спектральной картине очень близки гласным и иногда отличаются от них только меньшей интенсивностью.
  • § 66. Шумные согласные.
  • Сонорные согласные

    § 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).

    Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).

    С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:

      при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;

      при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;

      при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;

      особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .

    Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).

    Дополнительная артикуляция

    § 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:

      лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);

      палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;

      веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).

    В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).

    Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .

    Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.

    Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].

    Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.

    Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].

    В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].

    Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.

    Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

    Особенности сонорных согласных

    Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит сонорные звуки к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для гласных звуков. Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

    Как образуется звук [л]?

    Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка - «уодка».
    Если звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать между зубами язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

    Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

    Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

    Почему именно сонорные согласные?

    В переводе с латинского Sonorus - это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через носовую полость. Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

    • Первое - это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
    • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
    • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться "полетность" голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.

    Мало кто в обычной жизни задумывается о классификации звуков, которые люди используют в речи. Кое-кто из школьного курса русского языка помнит, что есть причем последние еще бывают парными и делятся на звонкие и глухие, а еще есть шипящие. Но это далеко не полный перечень. Разве ответит обычный школьник на вопрос, что такое сонорный звук? Вряд ли.

    Классификация речевых звуков

    Те, кто интересуется филологией и получают профильное образование, в процессе обучения выясняют, что звуки также подразделяются по способу извлечения, локализации и другим характерным чертам. Лучше всего их знают специалисты - логопеды-дефектологи, а также языковеды, специализирующиеся на фонетике.

    Существует несколько классификаций по различным критериям как в акустическом, так и физиологическом смысле. Это главное разделение, используемое фонетистами. Именно к физиологии звукоизвлечения относится разделение звуков на гласные, согласные и дальнейшее их дробление на подкатегории. Классификация же с точки зрения акустики известна не всем. Именно поэтому рассмотреть ее будет крайне интересно.

    Акустическая классификация

    Прежде всего, различают вокальные и невокальные звуки. При произнесении первых задействуется голос, так что все гласные и некоторые согласные являются вокальными. Далее различают консонантные и неконсонантные звуки. К первым относятся все согласные, а к остальным - гласные. Еще есть категория резких, в нее попадают те, что отличаются неоднородностью звукового спектра, например, [ц] или [р]. Остальные относят к нерезким. Еще со школы знакомо разделение на звонкие и глухие, однако с точки зрения акустики к звонким относятся также гласные и согласные, которые не являются парными. Существует еще несколько критериев, но они большей частью зависят от голосового аппарата конкретного человека и используемых ним интонаций.

    Одними из первых в речи и, пожалуй, наиболее простыми в образовании являются сонорные звуки. Они бывают только согласными, относятся к вокальным. При произнесении таких звуков практически нет препятствий для выдыхаемого воздуха. Чем же они так интересны?

    Сонорные

    Название этой категории происходит из латыни, где sonorus означает "звонкий". И их действительно не назовешь глухими. Согласно теории, сонорный звук при его произнесении не создает турбулентного воздушного потока в речевом тракте, то есть в гортани, глотке, ротовой полости и носу. На деле же голос просто преобладает над шумом, то есть движения губ, языка, щек минимальны. В русском языке к таким звукам относят [м], [н], [л], [р] и [j]. Все они, кроме последнего, образуют мягкую пару - [м"], [н"], [л"] и [р"].

    Особенности сонорных звуков таковы, что, несмотря на принадлежность к согласным, по структуре они очень близки к гласным. Кроме того, на слух они звучат более приятно, певуче. Эта особенность используется поэтами и писателями в таком приеме, как звукопись. Именно сонанты, как их еще называют, становятся первыми произносимыми детьми. И это связано именно с легкостью в их артикуляции и образовании. Кстати, именно сонорные чаще всего являются "ядром" слога, его самой звучной и заметной частью.

    Сонанты в других языках

    Естественно, не только в русской речи используются сонорные звуки. Примеры можно встретить во многих других языках, особенно их много в итальянском и испанском, из-за чего они звучат плавно и красиво. В английском есть два сонанта, аналогов которых в русском нет. Речь идет о [ŋ] и [w]. Сонорный звук [ŋ] относится к звонким носовым и произносится совсем иначе, чем обычная [н], а [w] очень напоминает гласный и произносится губами так, что получается что-то вроде краткого [уэ]. В немецком языке сонант мало, там преобладают щипящие, свистящие звуки и аффрикаты, поэтому многим кажется, что он такой грубый на слух. В неевропейских языках также существует такая категория, как "сонорный звук", и разнообразие входящих туда фонем поражает.

    Откуда берется звук?

    Формирование любого звука, который может произнести человек, начинается в дыхательном аппарате: воздух попадает в легкие, а затем выходит из них по направлению к гортани - этот процесс называется инициация. Из легких воздух попадает в гортань, где находятся голосовые связки. В зависимости от того, будут или не будут связки колебаться, там происходит или не происходит процесс фонации. Связки колеблются - звук получается звонким (любой гласный или звонкий согласный), не колеблются - звук получается глухим (глухой согласный).

    Из гортани воздух попадает в ротовую полость, в которой происходит процесс, определяющий все остальные характеристики звука, кроме глухости/звонкости, - артикуляция, т. е. принятие органами речи (язык, губы, нёба, зубы, маленький язычок - увула) того положения, которое нужно для производства конкретного звука. Так, например, чтобы произнести звук [п], мы должны плотно сомкнуть губы, а для звука [к] надо задней частью языка коснуться заднего нёба.

    Гласные и согласные звуки

    Как и во всех остальных языках мира, в русском языке есть гласные и согласные звуки. Их общее количество немногим превышает сорок и является средним (не большим и не маленьким) по сравнению с другими языками мира. Согласных у нас в шесть раз больше, чем гласных, - русский язык консонантный (языки, в которых набор гласных больше и разнообразнее, называются вокалическими).

    Все мы с вами еще в начальной школе научились отличать гласные звуки от согласных: гласные - те, которые можно пропеть, согласные - те, которые пропеть нельзя. На самом же деле мы можем долго шипеть [ш], свистеть [c], а если очень постараться, то и мычать [м], тянуть [н] и т. д. Как это можно объяснить? Есть ли другие способы различения гласных и согласных звуков?

    Главное отличие гласного звука от согласного заключается в их способе образования, а именно - в наличии или отсутствии преграды в речевом тракте. Гласный звук - это тот, который мы образуем за счет вывода воздуха из легких через гортань и ротовую полость, не строя в речевом аппарате никаких преград, а просто меняя объем ротовой полости. Согласный - звук, который, чтобы выйти наружу, должен преодолеть какую-то преграду (сомкнутые губы, касание языком зубов или нёба). Но качество этой преграды (или по-другому сужения) и способа ее преодоления может быть разным, поэтому некоторые согласные звуки действительно можно «растянуть», например, как [ш], [c], [м] или [н].

    Классификация согласных звуков

    Место образования

    Так как для образования согласного звука необходима преграда, в области речевого тракта, где происходит это сужение, находится место образования согласного. Обычно оно называется по двум органам его образующим: активному и пассивному. К активным органам относят:

    · язык, а точнее его переднюю часть, т. е. кончик (тогда согласный переднеязычный), среднюю часть (среднеязычный), и заднюю, т. е. корень (согласный заднеязычный);

    · нижнюю губу (согласный губной).

    К пассивным:

    · нёбо, а именно: переднее нёбо - альвеолы (согласный передненёбный или альвеолярный), среднее - твердое нёбо (средненёбный) и заднее - мягкое нёбо (задненёбный);

    · верхние зубы (согласный зубной), т. к. нижние просто не участвуют в артикуляции;

    · верхнюю губу (согласный губной). Конечно, она тоже двигается во время артикуляции, но только вместе с нижней и значительно меньше. Нижняя губа может участвовать в образовании звуков без участия верхней, например, [в] или [ф].

    При сочетании какого-то активного и какого-то пассивного артикулирующих органов, мы получаем классификацию согласных звуков по месту образования:

    · губно-губные (билабиальные), например, [м], [п], [б];

    · губно-зубные (лабиодентальные), например, [в], [ф];

    · переднеязычные зубные (дентальные), например, [т], [д], [c], [н], [л];

    · переднеязычные передненёбные (альвеолярные), например, [ш], [ж], [р];

    · среднеязычные средненёбные (палатальные), например, [j];

    · заднеязычные средненёбные, например, [к’], [г‘], [х‘];

    · заднеязычные задненёбные (велярные), например, [к], [г], [х].

    Способ образования

    Мы уже немного поговорили о разнице между способами образования гласных и согласных звуков. Гласные образуются без преграды в речевом тракте, а потому при полном отсутствии шума. Для согласных, наоборот, преграда необходима. Типы этой преграды (или сужения) могут быть разными, как и способы ее преодоления.

    Наиболее близкими к гласным по способу образования являются согласные-аппроксиманты : степень сужения у них незначительная, а потому шум образуется только при отсутствии голоса (т. е. когда голосовые связки не колеблются). К аппроксимантам в русском языке относятся такие согласные, как [л], [л‘] и [и̯] («и неслоговой»).

    Существенное, но еще не полное сужение, т. е. щель, необходимо для образования щелевых , или фрикативных, согласных. По форме щели они делятся на плоскощелевые (например, [ш], [ж], [х], [j]) и круглощелевые (например, [c] и [з]). Переднеязычные плоскощелевые мы называем шипящими: [ш], [ш’], [ж], [ж‘], [ч], [ч‘], а переднеязычные круглощелевые - свистящими: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ц‘].

    Следующим уровнем сужения является полная смычка, т. е. плотное прикосновение активного артикулирующего органа к пассивному, которое приводит к запиранию воздушного потока. Согласные, образованные таким путем, называются смычными. В зависимости от того, как способом звук преодолевает получившуюся смычку, выделяются несколько типов смычных согласных:

    · взрывные - воздух упирается в смычку, создается избыточное давление, которое приводит к резкому размыканию органов, т. е. к так называемому взрыву (например, [т], [б], [к] и др.);

    Лайфхак! Взрывные звуки легко отличить от остальных согласных: это единственный тип согласных, которые нельзя протянуть, просвистеть, промычать и т. д. Попробуйте долго тянуть, например, звук [б]: у вас это не получится, даже несмотря на его звонкость. Вы можете только постепенно нагнетать давление на смычку, оттягивая момент взрыва.

    · аффрикаты - воздух упирается в смычку, которая под давлением не размыкается резко, а просто переходит в щель. Таким образом, аффрикаты, грубо говоря, состоят из двух звуков: смычного взрывного и щелевого (например, [ц] = [т͡с] и [ч’] = [т͡ш‘]);

    · носовые - смычка находится в ротовой полости, но воздух не замыкается, а проходит через носовую полость за счет поднятия маленького язычка - увулы (например, [м], [н]);

    Лайфхак! Если очень сложно запомнить, какой звук является носовым, можно при его произнесении прикладывать руку к носу. Чувствуется вибрация - носовой, не чувствуется - не носовой.

    · дрожащие - состоят из нескольких смычек с вокальными элементами между ними ([р]).

    Сонорные и шумные согласные

    Еще одна классификация, применимая к согласным звукам, - это деление их на сонорные и шумные согласные. К сонорным относятся следующие согласные русского языка: [м], [м‘], [н], [н‘], [р], [р‘], [л], [л‘], [j], [и̯]. Все остальные согласные звуки являются шумными. Можно заметить, в списке сонорных находятся те согласные звуки, которые, как мы привыкли считать, всегда звонкие, т. е. не имеют глухой пары. Попробуем выяснить, как так получилось.

    Дело в том, что сонорные согласные являются средним звеном между гласными и шумными согласными: несмотря на то, что при их произнесении тоже образуется преграда, она не препятствует прохождению воздуха. Так, при носовых согласных [м], [м‘], [н] и [н‘] воздух выходит через носовую полость. При образовании аппроксимантов [л] и [л‘] боковые края языка опускаются и воздух проходит по бокам ротовой полости (поэтому эти звуки называется боковыми аппроксимантами, а противопоставленный им аппроксимант [й] - срединным ). При дрожащих [p], преграда образуется на слишком короткое время, так что шум не успевает возникнуть.

    Кстати, было бы правильнее относить к сонорным еще и звуки [в] и [в‘], потому что при контакте с другими согласными они ведут себя именно как сонорные, а не как шумные. Например, когда за глухим шумным согласным в слове следует звонкий шумный, второй влияет на первый и глухой озвончается (например, отбор [адбо́р]). Если последующий согласный сонорный, то это не происходит (например, отрыв [атры́ф]). Заметим, что перед звонкими [в] и [в‘] глухие шумные тоже не озвончаются: обхват [апхва́т], ответ [атв’е́т].Получается, [в] и [в‘] тоже сонорные.

    Сонорные звуки - это особые фонетические единицы. Они отличаются от других звуков не только характеристиками, но и спецификой функционирования в речи. Что значит «сонорные звуки» и в чем их особенности, подробно рассмотрено в статье.

    Система звуков русского языка

    Язык - это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке - лингвистике - множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно - с его звучанием. Таким образом, фонетика - это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

    Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

    По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук [ы] самостоятельным, считая его вариантом звука [и], Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности [ы]. Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых - 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

    Согласные звуки

    В языкознании классификация согласных звуков проводится по разным основаниям:

    • по месту образования (в зависимости от того места во рту, где исходящая воздушная струя встречается с препятствием);
    • по способу образования (в зависимости от того, какое препятствие встречает воздушная струя и как она его преодолевает);
    • по наличию/отсутствию палатализации (смягчения);
    • по уровню шума (т. е. по соотношению тона и шума при артикуляции).

    Для нас представляет интерес именно последний принцип, так как именно по нему все согласные принято разделять на шумные и сонорные. При образовании шумных согласных интенсивность шума значительно выше, чем при образовании сонорных.

    Отметим, что такая классификация является общепризнанной, но далеко не единственной.

    Сонорные звуки в русском языке

    В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки - это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.

    Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары, а также [j] именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.

    Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным [р], [л], [м], [н] (а также их палатализованные пары) и [j] (в некоторых школьных учебниках обозначается как [й]).

    Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки - это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.

    Например, они не подвержены, подобно другим звонким в конце слова, например: дуб [дуп], но А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать [здатꞌ] и дорожка [дорошка], но примус [прꞌимус].

    Подведем итог

    Итак, сонорные звуки - это звуки [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары [рꞌ], [лꞌ], [мꞌ], [нꞌ] соответственно, а также звук [j]. Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук [j] не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.