Открытый урок по литературному чтению.
Тема: «Жили-были буквы».
«Почему «А» первая». Г. Юдин; «Катя и буквы». Т. Коти.
Цели и задачи:
Пробудить интерес к сказке как произведению;
Учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций;
Обратить внимание на то, что в сказке главной характеристикой персонажа является его действия;
Формировать навык чтения целыми словами;
Развитие творческих способностей: стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок путешествие.
Оборудование. У учителя - проектор, Мак Бук, презентация к уроку с иллюстрациями к произведениям, демонстрационный материал в виде портретов авторов, у учеников: Мак Буки, рабочие тетради, учебники по литературному чтению для 1 класса (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская) УМК «Перспектива», дополнительный материал «Читалочка».
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их.
Проверьте рабочее место. На столе лежат учебники, тетради, пеналы, ноутбуки.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами читали сказки про животных. Какие животные встречаются в сказках чаще других? Почему?
Хорошо.
Есть животные, которые редко встречаются в сказках. Один из них у меня на экране. Это герой из сказки А.С. Пушкина рыба-кит. И про него сказано, что у него на хвосте сыр-бор шумит. Объясните нам, пожалуйста, что означает сыр-бор.
Молодцы!
А теперь давайте проверим ваше домашнее задание в творческих тетрадях. (стр36) Нужно было определить кто написал сказку.
Отлично.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы усвоили пройденный материал. Закрываем тетради, кладём их на край стола. Открываем компьютеры.
Задание 1 – «герои». Соотнесите героя с названием сказки. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Задание 2 – «кроссворд». Решите кроссворд. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Кто справился с двумя заданиями полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Хорошо! А теперь закройте крышку ноутбука и отложите его на край стола.
3. Мотивация. Проблемная ситуация.
А сейчас давайте почитаем стихотворения в «Читалочке».
Обратите внимание с каких букв начинается каждое стихотворостишье.
Правильно, новое стихотворостишье начинается со следующей буквы из алфавита.
Вот мы и определили, о чем пойдёт речь дальше в нашем уроке.
Мы будем говорить о волшебных буквах. Посмотрите какие веселые и необычные пришли к нам на урок.
4. Новый материал.
А теперь давайте посмотрим про какие буквы написали сказки Георгий Юдин и Татьяна Коти.
Открываем учебники. стр. 56. Читаем сказку. Отвечаем на вопросы из учебника.
Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием «Жили – были буквы»? Что в ней сказочного?
Какой характер у букв?
Объясните смысл поговорки «Я» - последняя буква в алфавите.
Динамическая пауза
Разминка спины и плечевого пояса. Активизация внимания.
Продолжаем работать.
Перевернём страницу. И прочитаем стихотворение «Катя и буквы».
А теперь давайте попробуем превратиться в героев этого произведения.
Распределение по ролям. Чтение по ролям (автор, Катя, буква Я).
Отвечаем на вопросы:
Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Объясни свое мнение.
5. Закрепление пройденного материала.
Работа в программе ПервоЛого на ноутбуках.
Творческое задание. Предлагаю стать волшебниками. Нарисуйте любую букву, а затем попробуйте её оживить.
6. Подведение итогов.
Мы с вами много узнали сегодня про волшебство и веселые буквы.
Можно сделать вывод, что даже маленькая буква может стать волшебной.
Вы хорошо поработали, и мы потом распечатаем ваши буквы и сделаем выставку.
Гостям спасибо за внимание.
возможно немножко не в тему, кто знает имя врача, который перед каждой своей операцией слушал симфонию Чайковского, какую и получил лучший ответ
Ответ от Примадонна Натали™[гуру]
Известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.
==
Юдин Сергей Сергеевич
(1891, Москва - 1954, там же) , хирург, основатель клинической школы (преимущественно в области экстренной хирургии) , академик Академии медицинских наук (1944). Из семьи купца 1-й гильдии, технического директора металлотянульной фабрики. Окончил 2-ю Московскую гимназию. С юности увлекался театром, был хорошо знаком с К. С. Станиславским, О. О. Садовской. В 1915 Окончил медицинский факультет Московского университета (в 1914 служил зауряд-врачом в армии, был ранен, награждён Георгиевской медалью «За храбрость»). С 1919 работал в хирургическом отделении санатория «Захарьино» для долечивания раненых (в Химкинском районе) , с 1922 заведующий хирургическим отделением фабричной больницы в Серпухове, с 1928 и до конца жизни - главный хирург Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, при котором создал Музей истории медицины, и одновременно (с 1931) заведующий кафедрой неотложной хирургии Центрального института усовершенствования врачей. В конце 1948 был репрессирован, свыше 3 лет провёл в одиночном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, где написал «Размышления хирурга». Затем был сослан в г. Бердск Новосибирской области, в июне 1953 реабилитирован, восстановлен на работе, однако менее чем через год скончался от заболевания сердца.
Внёс большой вклад в организацию скорой медицинской помощи, в развитие методов обезболивания, в хирургию желудка и двенадцатиперстной кишки, становление пластической хирургии пищевода, в том числе в создание искусственного пищевода (Государственная премия СССР, 1948), в лечение огнестрельных ран (Государственная премия СССР, 1942). Первым осуществил в клинике переливание трупной крови (1930; Ленинская премия, 1962, посмертно, совместно с В. Н. Шамовым). Среди учеников Юдина - известные хирурги Д. А. Арапов, Б. С. Розанов, П. И. Андросов.
Юдин слыл московской знаменитостью не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. И. Лактионов, Кукрыниксы, В. И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А. Е. Корнейчука «Платон Кречет» .
Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие работы скульптора М. П. Оленина). На фасаде главного здания Института имени Н. В. Склифосовского, в котором располагается ныне Медицинский музей (Сухаревская площадь, 3), - мемориальная доска с барельефом Юдина работы М. П. Оленина.
===
Практически все российские хирурги 40-50 гг. считали себя его учениками и стремились копировать его образ жизни. Непродолжительный отдых он всегда посвящал литературе, искусству, музыке, был страстным охотником. Юдин часто напевал один в кабинете. Особенно любил шестую симфонию Чайковского. Каждый такт переживал и представлял инструментовку. По вечерам его часто можно было встретить на спектаклях оперного и драматического театров.
В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была богатая по тем временам фонотека. Слушал классическую музыку. Раскрыв партитуру, он любил следить по нотам за особенностями инструментовки и трактовки партий в опере или симфонии.
Ответ от ДИОР
[гуру]
В первый раз слышу об этой сентиментальности, одно знаю до операции всё как-то музЫка о деньгах звучит...
Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.
- познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву А по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Астра
Аист
Арбуз
Автобус
Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.
Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.
Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.
Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.
Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?
Задание: печатная буква А для дошкольников
Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Стихи про букву А
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)
Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)
Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)
Сказка про букву А
Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.
Пословицы и поговорки на букву А
Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.
Загадки для детей на букву А
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)
День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)
Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)
Итоги урока:
- Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.
Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите!
А из тучи — гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте его с ускорением.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Проверка домашнего задания
— Названия каких сказок вы определили?
— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).
ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)
— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)
(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.
V. Работа по теме урока
— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. (Р.)
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. (Ж.)
С этой буквой — добрым другом —
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. (Д.)
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву... (У).
Буква эта знаменита —
Стоит в начале алфавита. (А)
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. (Б.)
— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.
(Все буквы написаны на карточках.)
— Какое получилось слово? (Дружба.)
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?
Всем известно: буква Я
В азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!
(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)
Рассказчик.
Ну так слушайте рассказ:
Жили в азбуке у нас
Буквы, жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала.
Взбунтовалась буква Я .
Буква Я.
Я — сказала буква Я , —
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,
От обиды покраснев.
Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.
Буква В.
В кричит:
— Воображала!
Буква П.
Проворчало П :
— Попробуй потолкуй
С такой особой!
Буква Я.
Я затопала ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
— Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я !
Рассказчик.
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела —
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я!».
Буква Х
Как зальётся буква Х :
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква О
О от смеха покатилось!
Буква А
А за голову схватилось!
Буква Б.
Б схватилось за живот …
Рассказчик.
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет.
Буква Я.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю .
Буквы (хором).
Что ж, — решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква Я всегда была
Помнить место
Буквы Я !
Б. Заходер
— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?
— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.
— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?
(Ученики прогнозируют содержание сказки.)
— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.
— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».
— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?
— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?
— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».
— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.
— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?
VI. Физкультминутка
— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.
— Встаньте, пожалуйста!
— Поднимите руки!
— Будьте добры, похлопайте!
— Потопайте!
— Пожалуйста, попрыгайте!
— Тихонько сядьте!
— Тихо сядьте, пожалуйста!
— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.
VII. Продолжение работы по теме урока
Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.
— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.
(Ученики вспоминают содержание сказки.)
— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.
— Сравните начало обеих сказок.
— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)
— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?
— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)
— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)
(Учитель на доске заполняет таблицу.)
Сказка |
|
Конкретное лицо (например, С. Маршак) |
|
Форма |
|
Первоначально создается в устной форме |
Создается в письменной форме |
Варианты |
|
Существует в нескольких вариантах |
Внесение изменений в содержание не допускается |
Время создания |
|
Определить невозможно |
Известно |
Жанры |
|
Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных |
Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической |
Материал для учителя
Курочка Ряба и десять утят
(продолжение)
На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят —
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга...
А наседка кричит с перепугу:
— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!
Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает Курочка Ряба!
Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит:
— Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята —
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела.
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка —
Вдогонку
Через ямы, бугры и ухабы...
Ну и храбрая Курочка Ряба!
С. Маршак
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него.
(А.Шибаев)