Буква а, занимательное азбуковедение. Развитие детей I

Открытый урок по литературному чтению.

Тема: «Жили-были буквы».

«Почему «А» первая». Г. Юдин; «Катя и буквы». Т. Коти.

Цели и задачи:

Пробудить интерес к сказке как произведению;

Учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций;

Обратить внимание на то, что в сказке главной характеристикой персонажа является его действия;

Формировать навык чтения целыми словами;

Развитие творческих способностей: стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: урок путешествие.

Оборудование. У учителя - проектор, Мак Бук, презентация к уроку с иллюстрациями к произведениям, демонстрационный материал в виде портретов авторов, у учеников: Мак Буки, рабочие тетради, учебники по литературному чтению для 1 класса (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская) УМК «Перспектива», дополнительный материал «Читалочка».

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их.

Проверьте рабочее место. На столе лежат учебники, тетради, пеналы, ноутбуки.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами читали сказки про животных. Какие животные встречаются в сказках чаще других? Почему?

Хорошо.

Есть животные, которые редко встречаются в сказках. Один из них у меня на экране. Это герой из сказки А.С. Пушкина рыба-кит. И про него сказано, что у него на хвосте сыр-бор шумит. Объясните нам, пожалуйста, что означает сыр-бор.

Молодцы!

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание в творческих тетрадях. (стр36) Нужно было определить кто написал сказку.

Отлично.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы усвоили пройденный материал. Закрываем тетради, кладём их на край стола. Открываем компьютеры.

Задание 1 – «герои». Соотнесите героя с названием сказки. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.

Задание 2 – «кроссворд». Решите кроссворд. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.

Кто справился с двумя заданиями полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.

Хорошо! А теперь закройте крышку ноутбука и отложите его на край стола.

3. Мотивация. Проблемная ситуация.

А сейчас давайте почитаем стихотворения в «Читалочке».

Обратите внимание с каких букв начинается каждое стихотворостишье.

Правильно, новое стихотворостишье начинается со следующей буквы из алфавита.

Вот мы и определили, о чем пойдёт речь дальше в нашем уроке.

Мы будем говорить о волшебных буквах. Посмотрите какие веселые и необычные пришли к нам на урок.

4. Новый материал.

А теперь давайте посмотрим про какие буквы написали сказки Георгий Юдин и Татьяна Коти.

Открываем учебники. стр. 56. Читаем сказку. Отвечаем на вопросы из учебника.

Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием «Жили – были буквы»? Что в ней сказочного?

Какой характер у букв?

Объясните смысл поговорки «Я» - последняя буква в алфавите.

Динамическая пауза

Разминка спины и плечевого пояса. Активизация внимания.

Продолжаем работать.

Перевернём страницу. И прочитаем стихотворение «Катя и буквы».

А теперь давайте попробуем превратиться в героев этого произведения.

Распределение по ролям. Чтение по ролям (автор, Катя, буква Я).

Отвечаем на вопросы:

Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Объясни свое мнение.

5. Закрепление пройденного материала.

Работа в программе ПервоЛого на ноутбуках.

Творческое задание. Предлагаю стать волшебниками. Нарисуйте любую букву, а затем попробуйте её оживить.

6. Подведение итогов.

Мы с вами много узнали сегодня про волшебство и веселые буквы.

Можно сделать вывод, что даже маленькая буква может стать волшебной.

Вы хорошо поработали, и мы потом распечатаем ваши буквы и сделаем выставку.

Гостям спасибо за внимание.


возможно немножко не в тему, кто знает имя врача, который перед каждой своей операцией слушал симфонию Чайковского, какую и получил лучший ответ

Ответ от Примадонна Натали™[гуру]
Известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.
==
Юдин Сергей Сергеевич
(1891, Москва - 1954, там же) , хирург, основатель клинической школы (преимущественно в области экстренной хирургии) , академик Академии медицинских наук (1944). Из семьи купца 1-й гильдии, технического директора металлотянульной фабрики. Окончил 2-ю Московскую гимназию. С юности увлекался театром, был хорошо знаком с К. С. Станиславским, О. О. Садовской. В 1915 Окончил медицинский факультет Московского университета (в 1914 служил зауряд-врачом в армии, был ранен, награждён Георгиевской медалью «За храбрость»). С 1919 работал в хирургическом отделении санатория «Захарьино» для долечивания раненых (в Химкинском районе) , с 1922 заведующий хирургическим отделением фабричной больницы в Серпухове, с 1928 и до конца жизни - главный хирург Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, при котором создал Музей истории медицины, и одновременно (с 1931) заведующий кафедрой неотложной хирургии Центрального института усовершенствования врачей. В конце 1948 был репрессирован, свыше 3 лет провёл в одиночном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, где написал «Размышления хирурга». Затем был сослан в г. Бердск Новосибирской области, в июне 1953 реабилитирован, восстановлен на работе, однако менее чем через год скончался от заболевания сердца.
Внёс большой вклад в организацию скорой медицинской помощи, в развитие методов обезболивания, в хирургию желудка и двенадцатиперстной кишки, становление пластической хирургии пищевода, в том числе в создание искусственного пищевода (Государственная премия СССР, 1948), в лечение огнестрельных ран (Государственная премия СССР, 1942). Первым осуществил в клинике переливание трупной крови (1930; Ленинская премия, 1962, посмертно, совместно с В. Н. Шамовым). Среди учеников Юдина - известные хирурги Д. А. Арапов, Б. С. Розанов, П. И. Андросов.
Юдин слыл московской знаменитостью не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. И. Лактионов, Кукрыниксы, В. И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А. Е. Корнейчука «Платон Кречет» .
Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие работы скульптора М. П. Оленина). На фасаде главного здания Института имени Н. В. Склифосовского, в котором располагается ныне Медицинский музей (Сухаревская площадь, 3), - мемориальная доска с барельефом Юдина работы М. П. Оленина.
===
Практически все российские хирурги 40-50 гг. считали себя его учениками и стремились копировать его образ жизни. Непродолжительный отдых он всегда посвящал литературе, искусству, музыке, был страстным охотником. Юдин часто напевал один в кабинете. Особенно любил шестую симфонию Чайковского. Каждый такт переживал и представлял инструментовку. По вечерам его часто можно было встретить на спектаклях оперного и драматического театров.
В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была богатая по тем временам фонотека. Слушал классическую музыку. Раскрыв партитуру, он любил следить по нотам за особенностями инструментовки и трактовки партий в опере или симфонии.

Ответ от ДИОР [гуру]
В первый раз слышу об этой сентиментальности, одно знаю до операции всё как-то музЫка о деньгах звучит...

Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

  • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву А по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Астра Аист Арбуз Автобус

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?

Задание: печатная буква А для дошкольников

Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Стихи про букву А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)

Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

Сказка про букву А

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.

Пословицы и поговорки на букву А

Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.

Загадки для детей на букву А

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
  4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.

Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте его с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Названия каких сказок вы определили?

— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.

V. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас

Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я .

Буква Я.

Я — сказала буква Я , —

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

В кричит:

— Воображала!

Буква П.

Проворчало П :

— Попробуй потолкуй

С такой особой!

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!

Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я !

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!».

Буква Х

Как зальётся буква Х :

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Буква О

О от смеха покатилось!

Буква А

А за голову схватилось!

Буква Б.

Б схватилось за живот …

Рассказчик.

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет.

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю .

Буквы (хором).

Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Помнить место

Буквы Я !

Б. Заходер

— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?

— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.

— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?

(Ученики прогнозируют содержание сказки.)

— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.

— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».

— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?

— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?

— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».

— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.

— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?

VI. Физкультминутка

— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.

— Встаньте, пожалуйста!

— Поднимите руки!

— Будьте добры, похлопайте!

— Потопайте!

— Пожалуйста, попрыгайте!

— Тихонько сядьте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

VII. Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.

— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.

(Ученики вспоминают содержание сказки.)

— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.

— Сравните начало обеих сказок.

— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)

— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?

— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)

— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)

(Учитель на доске заполняет таблицу.)

Сказка

Конкретное лицо (например, С. Маршак)

Форма

Первоначально создается в устной форме

Создается в письменной форме

Варианты

Существует в нескольких вариантах

Внесение изменений в содержание не допускается

Время создания

Определить невозможно

Известно

Жанры

Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных

Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

Материал для учителя

Курочка Ряба и десять утят

(продолжение)

На цыплят они не похожи:

На ногах — перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Разгребает землю проворно,

Ищет лапкою крошки и зерна.

Отыскала и кличет утят,

А утята идти не хотят —

Убежали куда-то в канавку,

Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы

Короток нос,

До утиного не дорос.

Хорошо ей клевать зерно,

А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,

По зеленой спускаются улице.

Увидали широкий пруд,

Побежали к воде — и плывут,

Воду пьют, обгоняют друг друга...

А наседка кричит с перепугу:

— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?

Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,

Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,

Так и режут студеную воду.

Выходить из воды не хотят.

Смотрит курица-мать на утят,

Беспокойно по берегу ходит,

Глаз с детей непослушных не сводит.

— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!

Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,

Да не плавает Курочка Ряба!

Возвращаются девять утят,

Вперевалку выходят, спешат.

Только младший вернуться не хочет,

Машет крыльями, голову мочит.

Увидал плавунца — и нырнул.

А наседка кричит:

— Караул!

Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,

Да ушли остальные утята —

Друг за дружкой цепочкой идут

И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.

Вдруг навстречу — усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят ковыляющих щурится.

Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

И, хоть прежде летать не умела.

Над землею стрелой полетела.

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка —

Вдогонку

Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая Курочка Ряба!

С. Маршак

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А.Шибаев)