Природа в поэме медный всадник. Пушкин А.С

Пушкин А. С. Медный всадник, 1833 Метод — реалистический.

Жанр — поэма.

История создания . Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

В произведении «Медный всадник» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Сюжет . Произведение открывается «Вступлением», в котором славится Петр Великий и его «творенье» — Петербург. В первой части читатель знакомится с главным героем — чиновником по имени Евгений. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

Однако очень скоро погода портится и весь Петербург оказывается под водой. В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва сидит неподвижный Евгений. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Когда вода спадает, Евгений обнаруживает, что Параша и ее мать погибли, а их дом разрушен, и лишается рассудка. Спустя почти год Евгений живо вспоминает наводнение. Случайно он оказывается у памятника Петру Великому. Евгений в гневе грозит памятнику, но вдруг ему кажется, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. Всю ночь несчастный мечется по городу, и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду.

Проблематика. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни.

Проблема самодержавной власти и обездоленного народа

«Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» — вопрос о будущем российского государства.

Несколько тематически-эмоциональных линий: апофеоз Петра и Петербурга, драматическое повествование Евгения, авторский лиризм.

Замысел: символическое столкновение двух полярно-противоположных сил - рядового маленького человека и неограниченной могущественной силы самодержавного государства

Евгений Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана».

Петр I Начиная со второй половины 1820-х годов, Пушкин ищет ответ на вопрос: может ли самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он художественно исследует личность и государственную деятельности «царя-реформатора» Петра I.

Тема Петра была для Пушкина болезненно-мучительной. На протяжении своей жизни он не раз менял отношение к этому эпохальному для русской истории образу. Например, в поэме «Полтава» он славит царя-победителя. В то же время в пушкинских конспектах для труда «История Петра I» Петр выступает не только как великий государственный деятель и царь-труженик, но и как самовластный деспот, тиран.

Художественное исследование образа Петра Пушкин продолжает и в «Медном всаднике». Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, на фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна. Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики — это необходимо для процветания страны. Подтверждением его исторической правоты становится исполнение «дум великих». Через сто лет, в то время, когда начинаются сюжетные события, «град Петров» стал «полнощным» (северным) «дивом». На парадах вьются «знамёна победные», по берегам «громады стройные теснятся», к «богатым пристаням» приходят корабли «толпой со всех концов земли».

В картине Петербурга не просто содержится ответ на план Петра, в ней воспевается державная мощь России. Это торжественный гимн её славе, красоте, царственному могуществу. Впечатление создаётся с помощью возвышающих эпитетов («град» — юный, пышный, горделивый, стройный, богатый, строгий, сияющий, неколебимый), усиленных антитезой с «пустынной» враждебной человеку природой и с «бедным», убогим» её «пасынком» — маленьким человеком. Если избы чухонцев «чернели … здесь и там», лес был «неведом», солнечным лучам, а само солнце спрятано «в тумане», то главной характеристикой Петербурга становится свет. (блеск, пламень, сиянье, золотые небеса, заря).

Сама природа стремится прогнать ночь, настали «вешни дни» для России; одический смысл изображённой картины подтверждает и пятикратное повторение в авторской речи восхищенного»люблю».

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно . С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». Пётр в поэме предстаёт как “Кумир на бронзовом коне”, как «мощный властелин судьбы»..

С другой — Петр-самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где он восхищается Петром и Петербургом, уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

«Горделивым истуканом» предстаёт царь и перед Евгением. И этому истукану противопоставлен живой человек, «чело» которого горит от дикого волненья, в сердце ощущается «стесненье», «пламень», душа «кипит».

Конфликт . Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Как же разрешает Пушкин этот конфликт?

Мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной и полагают, что симпатии автора целиком и полностью на стороне «бедного» Евгения.

Наиболее убедительной представляется третья версия: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности.

Пушкин изображает трагический конфликт двух сил (личности и власти, человека и государства), у каждой из которых есть своя правда, но обе эти правды ограничены, неполны. Пётр прав как государь, за ним и на его стороне — история. Евгений прав как обыкновенный человек, за ним и на его стороне — гуманность и христианское сострадание

Сюжетно поэма завершена, герой погиб, но остался и передан читателям центральный конфликт, не разрешённый и в самой действительности, остался антогонизм «верхов» и «низов», самодержавной власти и обездоленного народа.

Символическая победа Медного всадника над Евгением - победа силы, но не справедливости. Остался вопрос» «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Это метафорически выраженный главный вопрос для автора, вопрос о будущем российского государства.

(Поиски ответа) Проблема народа и власти, тема милосердия - в «Капитанской дочке» . Даже в смутные времена необходимо сохранить честь и милосердие.

«…Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»

Человеческие взаимоотношения должны строиться на уважении и милосердии

Добро жизнетворно

Образ природной стихии в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

«Медный всадник» — первая в русской литературе урбанистическая поэма. Проблематика поэмы сложная и многогранная. Поэма - своеобразное размышление поэта о судьбе России, о ее пути: европейском, связанном с реформами Петра, и самобытном русском. Отношение к деяниям Петра и к городу, который он основал, всегда было неоднозначным. История города представлялась в разнообразных мифах, легендах и пророчествах. В одних мифах Петр представал «отцом Отечества», божеством, основавший некий разумный космос, «прславный град», «любезную страну», оплот государственной и военной мощи. Эти мифы возникли в поэзии и официально поощрялись. В других мифах Петр был порождением сатаны, живым антихристом, а Петербург, основанный им, — городом «нерусским», сатанинским хаосом, обреченным на неминуемое исчезновение.

Пушкин создал синтетические образы Петра и Петербурга. В них обе концепции дополнили друг друга. Поэтический миф об основании города развернут во вступлении, ориентированным на литературную традицию, а миф о его разрушении, затоплении - в первой и во второй частях поэмы.

Две части повести изображают два мятежа против самовластия: мятеж стихий и мятеж человека. В финале оба эти мятежа будут побеждены:смирится бедный Евгений, еще недавно отчаянно грозивший Медному всаднику, вернется в свое русло разъяренная Нева.

Интересно в поэме изоражено само буйство стихии. Нева, когда-то порабощенная, "взятая в плен" Петром, не забыла своей "старинной вражды" и с "тщетной злобою" восстает на поработителя. "Побежденная стихия" пытается сокрушить свои гранитные оковы и идет приступом на "стройные громады дворцов и башен", возникших по манию самодержавного Петра. Город превращается в крепость, осажденную Невой.

Река Нева, на которой лежит город, возмущенная и буйная :

Поутру над ее берегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива ,

И затопляла острова.

Из возмущенной глубины

вставали волны и злились,

Там буря выла,

Там носились обломки…

Повествование о наводнении приобретает фольклорно-мифологическую окраску. Взбесившаяся Нева сравнивается то с остервеневшим «зверем», то с «ворами», лезущими в окна, то со «злодеем», ворвавшимся в село «с свирепой шайкою своей». В поэме есть и упоминание речного божества, с ним сравнивается буйство стихии:

воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен.

На минуту кажется, что "побежденная стихия" торжествует, что за нее сама Судьба: «Народ\ Зрит божий гнев и казни ждет. \ Увы! все гибнет…»

Бунт стихии, изображенный Пушкиным помогает раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения. С одной стороны, Нева, водная стихия - часть урбанистического пейзажа. С другой стороны, гнев стихии, ее мифологическая окраска, напоминают читателю о представлении Петербурга как сатанинского города, нерусского, обреченного на уничтожение. Еще одна функция пейзажа связана с образом Евгения, «маленького человека». Наводнение разрушает скромные мечты Евгения. Оно оказалось гибельным не для центра города и его обитателей, а для бедноты, селившейся на окраинах. Для Евгения Петр — не «державец полумира», а всего лишь виновник обрушившихся на него бедствий, тот, «…чьей волей роковой \ Под морем город основался…», кто не принимал в расчет судьбы маленьких, не защищенных от бедствия людей.

Окружающая действительность оказалась враждебной для героя, он беззащитен, но Евгений оказывается достойным не только сочувствия и соболезнования, но в определенный момент вызывает восхищение. Когда Евгений грозит «горделивому истукану», его образ обретает черты подлинной героичности. В эти минуты жалкий, смиренный обитатель Коломны, потерявший кров, нищий бродяга, облаченный в истлевшие лохмотья, совершенно перерождается, в нем впервые вспыхивают сильные страсти, ненависть, отчаянная решимость, воля к мести.

Однако Медный Всадник достигает своей цели: Евгений смиряется. Второй мятеж побежден, как и первый. Как после буйства Невы "в порядок прежний все вошло". Евгений снова стал ничтожнейшим из ничтожных, и весною его труп, как труп

бродяги, рыбаки похоронили на пустынном острову, "ради бога".

ЕГЭ Пушкин «Медный всадник»

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Выполните задания В1-В7. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.

Тогда, на площади Петровой,

Где дом в углу вознесся новый,

Где над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верьхом,

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный

Евгений. Он страшился, бедный,

Не за себя. Он не слыхал,

Как подымался жадный вал,

Ему подошвы подмывая,

Как дождь ему в лицо хлестал,

Как ветер, буйно завывая,

С него и шляпу вдруг сорвал.

Его отчаянные взоры

На край один наведены

Недвижно были. Словно горы,

Из возмущенной глубины

Вставали волны там и злились,

Там буря выла, там носились

Обломки… Боже, боже! там —

Увы! близехонько к волнам,

Почти у самого залива —

Забор некрашеный, да ива

И ветхий домик: там оне,

Вдова и дочь, его Параша,

Его мечта…. Или во сне

Он это видит? иль вся наша

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей?

И он, как будто околдован,

Как будто к мрамору прикован,

Сойти не может! Вкруг него

Вода и больше ничего!

И обращен к нему спиною

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

В1 . Укажите жанр произведения

В2. В каком городе происходят события, описанные в данном произведении?

Ответ: __________________________________

ВЗ. В «Медном всаднике» Пушкин создал обобщенный художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?

Ответ: __________________________________

В4. В приведенном фрагменте А.С. Пушкин использует прием, основанный на повторении однородных согласных звуков. Назовите его.

Словно горы,

Из возмущенной глубины

Вставали волны там и злились,

Там буря злилась, там носились

Обломки…

Ответ: __________________________________

В5. А.С.Пушкин называет Петра I «кумиром на бронзовом коне». Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом»

Ответ: __________________________________

В6. Назовите изобразительно-выразительное средство языка, основанное на сопоставлении предметов или явлений.

иль вся наша

И жизнь ничто, как сон пустой ,

Насмешка неба над землей?

Ответ: __________________________________

В7. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как называется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения?

Ответ: __________________________________

Для выполнения заданий С1 и С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С1 . Какую роль в данном фрагменте играет описание различных природных явлений?

(С1. Как изменилась судьба Евгения под влияние разрушительного наводнения?)

С2. В каких произведениях русской литературы природные силы участвуют в судьбах героев, как и в «Медном всаднике», и в чем их роль сходна?

Как в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» мощь государства противопоставлена трагедии «маленького человека» Евгения?

Используем цитаты и термины!!!

1. Во вступлении необходимо сказать о времени написания произведения, о тематике или проблематике поэмы, назвать конфликт произведения, который обозначен в теме.

2. В основной части сочинения раскрываем основной конфликт произведения.

— Величественный образ Петра во вступлении к поэме. Прославление державной мощи России. Историческая необходимость основания города.

— Трагедия «маленького человека» Евгения.

— Символическое столкновение двух полярно-противоположных сил - рядового маленького человека и неограниченной могущественной силы самодержавного государства в образах Медного всадника и Евгения.

Разрешение конфликта. Победа силы, но не справедливости.

3. В заключении:

— конкретный ответ на вопрос, заявленный в теме. (Как…? - Символически в образах наводнения как аналога жизненных бурь и лишений. Символически в образах медного всадника и загнанного, смирившегося Евгения.

Александрова Екатерина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №51

Научно- исследовательская работа на тему:

Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Работу выполнила:

Ученица 10 класса

Александрова Екатерина Романовна

Руководитель:

Дмитриева Елена Юрьевна

Вступление

Петербург, эксцентричный, искусственный город, строился как вызов всем стихиям природы, так как он создавался на месте, малопригодном для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин называет Петербург творением Петра, потому что город был построен наперекор всему. Однако природная стихия не подчиняется даже царям.

В своей научно-исследовательской работе я постаралась подробней изучить вопрос: какова роль стихии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»? Ведь неспроста А.С. Пушкин обращает наше внимание на явления природы. По моим данным, к характеру изображения стихии в «Медном всаднике» в разное время обращались многие ученые, поскольку оно выступает нервом произведения, одним из ключей к постижению его сути. В этом ряду назовем исследования Д. Мережковского, Г. Федотова, Н. Анциферова, Б. Томашевского, Б. Мейлаха, Г. Макогоненко, Ю. Борева и других, из последних - И. Альми, Г. Зотова, Ю. Сугино, М. Новиковой, С. Денисенко. Обратимся к определению, которое устанавливает многогранность явления стихии, его основные свойства и способствует выработке системного подхода к его воплощению в «Петербургской повести». Стихия - (греч. stoicheion - первоначальный элемент) - 1) один из основных элементов природы (вода, земля, воздух и огонь) в античной философии; 2) явления природы, предстающие как мощная разрушительная сила; 3) в переносном значении - неорганизованная сила, действующая в социальной среде; привычная среда . Это современное понимание круга реалий, охватываемых понятием «стихия», становится в настоящей работе исходным.

Изучая поэму «Медный всадник» чаще всего рассматривают водную стихию, но мне бы хотелось ознакомиться не с одной, а с четырьмя стихиями. Как мне стало известно, в работе Ю. Сугино впервые было сказано о проявлении в пушкинском произведении основных четырех элементов природной стихии - воды, земли, воздуха и огня. «В поэме эти элементы, - считает исследователь, - с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов и выражают различные явления стихийных сил» .

«Петербургскую повесть», в которой Пушкин воплотил художественную модель мироздания в его диалектике, нередко называют «поэмой воды и камня». Вода играет в поэме главенствующую роль, предстает в различных состояниях. Здесь проявляется ее женское, материнское природное начало, порождающее жизнь на своих берегах. Само течение реки символизирует вечный поток бытия - «Река неслася».

Водная стихия в поэме «Медный всадник» предстанет перед нами в двух образах. В одном автор использует возвышенную лексику, Нева торжественная и царственная, одетая в гранит и обрамленная металлом ограды - как символ покорности воли царя - «..Невы державное теченье, береговой ее гранит, твоих оград узор чугунный..». В другом- предстает она взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее. А.С.Пушкин сравнивает её с шайкой разбойников, которая свободолюбива и довольна своим «наглым буйством», Нева забирает добычу, оставляя после себя лишь «вопли, вой и скрежет» - «Ну вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу».

Огонь осмысляется мифологическим сознанием «как грозная и опасная стихия» , и в то же время как символ жизни - тепла, дома, семьи, когда он находится в сфере очага. В авторской интерпретации он как разрушительное начало в изображении беспощадной бунтующей Невы. Поэт использует здесь олицетворение -(«Но, торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь» , подчеркивая ее разрушительную агрессию.

Стихия воздуха (одна из четырех главных стихий) предстает в поэме «Медный всадник» во взвихренном состоянии, в ипостаси шквального ветра, который «сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами». Здесь используется звукопись(ассонанс и аллитерация) для передачи той обстановки, которая царит в поэме в момент бунта стихий. Аллитерация- повтор «е», «ы» и «а» передает рев ветра, вой и весь тот хаос, что царит вокруг-«Погода пуще свирепела, / Нева вздувалась и ревела.. Там буря выла, там носились / Обломки.. Как ветер буйно завывая». А также автор использует ассонанс- при повторе «з», «д», «р» и «ч» создается чувство,что мы слышим шум, клокот воды, подгоняемой ветром, тот же самый рев бури - «Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь.. Как дождь ему в лицо хлестал».

Особенность пушкинского произведения заключается в том, что в качестве первоэлемента земли в ней выступает камень, создавая особое смысловое поле. Камень в поэме воплощает в себе твердость и надежность, «окаменелую музыку творения» . Камень - строительный материал города, его «дворцов и башен», он сковывает, пленяет водную стихию, провоцируя ее бунт. В этом плане он парадоксально заключает в себе разрушительную силу –«Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури.. Но силой ветров от залива / Перегражденная Нева / Обратно шла, гневна, бурлива / И затопляла острова »

Присутствует также и цветопись. Это непременная черная мгла - «Над омраченным Петроградом» , «мгла ненастной ночи» , «Ночная мгла /На город трепетный сошла . Черный цвет используется с целью показать тот хаос и ужас, который царит во мгле.

По наблюдениям Г. Макогоненко, «мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план - Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с действительным народным бунтом, стихийным мятежом» .

Мысль Пушкина связана с тем, что Петр не сумел найти ключ к природной и народной России. Можно во многом согласиться с японским пушкинистом Ю. Сугино в понимании ассоциативной связи природной стихии в «Медном всаднике» с широким спектром кризисных социальных явлений российской истории. Это и пугачевский бунт, и непокорность дикого горного народа на Кавказе, холера и холерные бунты 1830-1831 годов, восстание декабристов в очень дальней ассоциативности. В этом есть своя логика.

В 1833 году в период создания «Медного всадника» он работал и над «Капитанской дочкой», и над «Историей Пугачева». Мне кажется, что сравнение Невы с «шайкой разбойников» появилось у А.С.Пушкина под впечатлением от образа Емельяна Пугачева. «Злые волны, как воры лезут в окна», «наглым буйством утомясь», «Так злодей, / С свирепой шайкою своей / В село ворвавшись, ломит, режет, / Крушит и грабит; вопли, скрежет, / «Насилье, брань, тревога, вой!.. / И, грабежом отягощены, / Боясь погони, утомленны, / Спешат разбойники домой, / Добычу на пути роняя» – эта грубая разговорная лексика характерна для народа и поэтому становится очевидным, что созданный поэтом образ Невы подобен «шайке разбойников». А бессоюзие дает динамику тексту, создают тревогу и беспокойство.

По наблюдениям С. В. Денисенко, «проявление стихийного начала в природе Пушкин связывает, прежде всего, с образом зверя и, в частности, лошади (коня)» .

В поэме «Медный всадник» через зверя, воплощающего в представлении Пушкина агрессию стихии, передается миг нападения Невы на город - «И вдруг, как зверь остервенясь, / На город кинулась» - олицетворение,с помощью которого автор рисует разрушительную силу Если учесть, что Нева предстает здесь и в прямом, и в символическом значении, то становится хорошо видно отсутствие водораздела между природной и народной стихией. Этот момент «оживления» автором стихии в тексте («ветер выл», «дождь стучал не так сердито») тонко заметил С. А. Фомичев . Главное в ней – разрушительная, безжалостная, спонтанная сила.

Образ побежденной стихии-Невы параллелен России в образе коня, поднятого на дыбы. Россия, переданная через метафору обузданного коня, и Россия, предстающая в метафоре реки – таков художественный путь ее постижения в «Медном всаднике».

Заключение

Итак, образ стихии в повести Пушкина «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия - это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов.

Используемая литература:

1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. - М., 2004. - 704 с.

2. Сугино Ю. К вопросу о теме стихии в поэме Пушкина «Медный всадник» // Болдинские чтения / Под ред. Н. М. Фортунатова- Н. Новгород, 2002.-С. 15-27.

3. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука, 1977-1979.

4. Токарев С. А. Огонь // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М., 1991. - С.239-240.

5. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1994. - 608 с.

6. Макогоненко Г. П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). - Л., 1982. - 464 с.

7. Денисенко С. В. Конфликт человека и стихии в поэме А. С.Пушкина «Медный всадник» // Филология = Philologicа- Краснодар. - 1993. - № 1. - С. 42-45.

8. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. - 304 с.

Самое сильное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 ноября (22 ноября по новому стилю) 1824 года. В этот день максимальный уровень подъема воды достиг 410 см выше ординара.

Табличка на Доме Раскольникова

Уже накануне - 6 ноября - с залива дул сильный ветер. К вечеру погода стала еще хуже, и начала прибывать вода. Ночью разыгралась настоящая буря. Ранним утром на Адмиралтейской башне зажглись сигнальные фонари, предупреждающие жителей города об угрозе наводнения.

Очевидцы вспоминают, что беспечные петербуржцы, проснувшись, и увидев поднявшуюся в каналах воду, поспешили на берега Невы полюбоваться стихией. Но даже тогда, когда жители Адмиралтейской части города еще не ожидали большого несчастья, низменные места, находящиеся на берегу Финского залива, были уже затоплены. Через несколько часов Нева, а также другие реки и каналы, вышли из берегов даже там, где были высокие набережные. Весь город, за исключением Литейной и Рождественской частей, был залит водой почти в рост человека.

Карусельная площадь (современная Театральная)

во время наводнения 1824 года

Люди спасались от бушевавшей стихии как могли. Особенно страдали невысокие деревянные дома, которые просто сносило напором воды. Кто-то поднимался на крышу, на высокие мосты, кто-то плыл на воротах, бревнах, ухватившись за гривы лошадей. Многие, бросившись спасать свое добро в подвалы, погибали. Около двух часов дня на Невском проспекте на большом катере появился генерал-губернатор Петербурга граф М. Милорадович, пытаясь подбодрить жителей и оказать им хоть какую-то помощь. Еще один очевидец наводнения оставил о нем такие воспоминания: "Зрелища сего описать невозможно. Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа; на Неве вода кипела, как в котле, и с неимоверной силой обратила вспять течение реки; два тяжелых плашкоута сели на гранитный парапет против Летнего сада, барки и другие суда неслись, как щепки, вверх по реке… На площади против дворца - другая картина: под небом, почти черным, темная зеленоватая вода вертелась, как в огромном водовороте; по воздуху.. носились широкие листы железа, сорванные с крыши нового строения Главного штаба, буря играла ими, как пухом…"

К трем часам дня вода начала убывать, а ночью улицы совсем очистились от воды. Точное число жертв наводнения подсчитать было трудно, цифры называли разные: от 400 до 4 тысяч человек. Материальный же ущерб оценивался многими миллионами рублей.

Произошедшая катастрофа снова заставила задуматься о необходимости защитить Петербург от подъемов воды. Появились различные проекты: одни предполагали превращение Невской губы в искусственное озеро, которое бы отделялось от Финского залива плотиной с отверстиями для прохода судов. Согласно другим в устье Невы предусматривалось создание защитных сооружений. Но ни один из проектов не был осуществлен.

Развитие науки позволило точнее определить причину внезапных невских наводнений. Теперь уже никто не обсуждал всерьез гипотезу о том, что подъем воды вызван притоком ее из Ладожского озера. Накопленные в течение многих лет данные позволили сделать вывод о том, что настоящая причина наводнений - в образующейся в Финском заливе волны. В широком заливе эта волна незаметна, но по мере того, как залив сужается к месту впадения Невы, волна становится все выше. Если же к этому добавляется сильный ветер со стороны залива, то вода поднимается до критического уровня, и именно в таких случаях Нева выходит из своих берегов.

После наводнения 1824 года город пережил еще много больших подъемов воды, однако уровень 1824 года так и остался рекордным.

Петербургские наводнения стали даже своеобразным явлением русской культуры. О них, особенно как раз о наводнении 1824 года, писали М.Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, А.И. Одоевский. Но в первую очередь, говоря о наводнениях в Петербурге, мы вспоминаем, конечно, поэму А. С. Пушкина "Медный всадник". Эта поэма Пушкина, безусловно, стала одной их вершин всего его творчества, и при этом любопытно обратить внимание на то, насколько точно поэт описал все обстоятельства, сопровождающие большой подъем воды:

Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова.


Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело - воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружен".

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Нежиховский Р.А. Река Нева и невская губа. Л., 1981
2. Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринтное издание. Л., 1990.

Интегрированный урок. Литература + ОБЖ + история.

Тема: Образ стихии в поэме «Медный всадник».

· Познакомить с историей строительства Петербурга.

· Развивать аналитическое мышление, выразительное чтение, познавательный интерес.

· Воспитывать любовь к поэзии, литературе, искусству.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой «Медный всадник». Это история о Петербурге, о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I. Но удивительна эта поэма ещё и тем, что в ней одним из главных героев является стихия.

Тема нашего урока:

«Образ стихии в поэме «Медный всадник».

(слайд 1 )

Пётр I задумал построить величественный город, северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. О том, как строился Петербург расскажут нам историки.

(Историки рассказывают о строительстве Петербурга.)

Историк В 1703 г. Пётр I начинает строить город Санкт-Петербург. Крестьяне, пригнанные из сухопутных российских краёв, с ужасом взирают на морскую столицу. Виданное ли дело: на дне моря дворцы возводить! В 1714 г. Царь издал указ: каждая подвода, едущая в город должна сдать на заставе 3 камня весом 5 фунтов каждый, а входящий в гавань корабль – 30 камней по 10 фунтов. Штраф за каждый недовезённый камень – гривна. Пётр I приказал подсыпать землю, поднять город так высоко, чтобы его не достигли волны. Все проекты 18 – 19 вв. оказались бесполезны. Лишь в 20 в. город одели в гранит. В1957 г. построили дамбу в Финском заливе, которая защищает город от наводнений.


–Давайте обратимся к Пушкину и прослушаем вступление к поэме «Медный всадник».

Ученик 1. (читает отрывок На берегу пустынных волн… И запируем на просторе)

(слайд 2)

Анализ отрывка (вступление).

- Каким настроением, чувством наполнено вступление?

(торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм)

- Найдите сроки, отражающие державность замыслов Петра I.

(стоял он дум великих полон…)

( в даль глядел, река неслась широка, илистые топкие берега, лес шумел.)

- Каким предстает Петр 1 в поэме Пушкина ответят нам литераторы.

Литератор.

Пётр предстаёт здесь как основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности; широкий взгляд на мир укрупняет и личность героя, данного на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить.

- Как понимаете данные строки?

(отсель грозить мы будем шведу…

Ногою твёрдою стоять при море)

(метафора)

(строительство нового города на берегах Невы даёт возможность наладить связи с Европой)

Петербург – величественный город, построенный великим человеком. Этот город считается одним из красивейших в мире. любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма «Медный всадник». В этой поэме, или как назвал её сам автор в «петербургской повести», мы встречаем чудесное описание Петербурга, полное восхищения и преклонения перед городом. Давайте послушаем самого Пушкина:

Ученик 2. (читает отрывок)

«прошло сто лет…

На золотые небеса».

(Демонстрация слайд-шоу «Петербург».)

- Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия , вечности, прочности.

(Работа с текстом.)

- Какие интонации преобладают в этой части?

(возвышенные, торжественные. Это гимн.)

- Какой жанр использует Пушкин во вступлении? (ода)

- С помощью каких художественно – выразительных средств он достигает этого?

(эпитеты –строгий стройный вид; прозрачный сумрак; блеск безмерный; однообразную красивость; золотые небеса;

Олицетворения – Нева оделась в гранит

Метонимия – все флаги в гости будут к нам.

Анафора – люблю тебя, Петра творенье, стройный вид; Невы державное теченье)

- Как понимаете фразу?

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва.

(воплотились мечты Петра, Петербург великолепный город, гордость России)

(слайд 4)

Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Мы уже слышали, как трудно строился этот город.

Смог ли человек подчинить себе природу или она и по сей день напоминает нам о том, что мы лишь гости в этом мире? На этот вопрос ответят нам историки.

Людям удалось победить природу, удалось среди болот построить величественный город, удалось усмирить Неву. Однако иногда она бунтует против учиненного насилия над ней. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. Красавица Нева готовится к броску на город. В Петербурге часто случаются наводнения.


(слайд 5)

- Что же такое наводнение? Ответ на этот вопрос подготовили спасатели.

Спасатели.

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды, в период ливней, снеготаяния, заторов.

(cлайд 6 )

- Каковы причины наводнения?

Причины наводнения:

Интенсивные ливни

Быстрое таяние снега

Разрушение плотин и дамб

Подводные землетрясения и извержения вулканов

Сколько раз за все свое существование Петербург становился жертвой водной стихии? На этот вопрос ответят историки.

Историки.

За те 300 лет, что стоит С. Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, 1703г, произошло первое на памяти очевидцев наводнение, вода поднялась за несколько часов более чем на 2 метра. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, ничто по сравнению с наводнением.

1777г. – 3.4 м.

1824г. – 4.26 м.

1924г. – 3.8м.

Убытки были огромными. Эти тревожные дни помнят многие старожилы.

- Самое крупное наводнение за всю историю С. П. произошло 7 ноября 1824 года. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.

- Посмотрите небольшой фрагмент фильма и послушайте, как его описывает Пушкин.

Просмотр фильма.

Чтение отрывка учеником

(Нева всю ночь рвалася к морю…

Плывут по улицам)

- Какие новые ассоциации, образы возникли после просмотра этого отрывка?

- Мне кажется, наиболее точно подходят слова Б. Пастернака.

Тучи, как волосы, стали дыбом

Над дымной и бледной Невой

Кто ты, О кто ты?

Кто бы ты ни был – Город – вымысел мой.

Пушкин ярко описывает наводнение, мы словно представляем эти картины перед собой. Благодаря каким средствам выразительности это достигается?

( восклицание - Осада! Приступ!

Сравнения – и вдруг как зверь остервеняясь.

Кр. Формы прил и прич . – гневна, бурлива, погружен.

Нагромождение глаголов – затопляла, свирепела, вздувалась, кинулась)

- Найдите образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.

(пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась, ревела, как зверь остервенясь, на город кинулась, осада, приступ, злые волны, как воры лезут в окна, вставали волны там и злились, насытясь разрушением, своим любуясь возмущеньем.

Самый зримый образ – челны с разбега бьют кормой и гробы с размытого кладбища плывут по улицам.)

- Что символизирует собой эта водная стихия? Вопрос к литераторам.

(Наводнене – это бунт неукрощенной стихии и направлен он с негодованием на ”гранит подножия Петра. Затем мятеж водной стихии переводится в иной социальный план – народный бунт.)

- Удалось ли людям усмирить стихию?

(Нет. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением.)

- Что же делать, если вы попали в зону затопления?

Спасатели знакомят с памяткой.

- Наш урок подходит к концу, пора делать выводы.

Выводы.

Спасатели. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.

Историки. С древних времен люди воспринимали наводнение как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.

Литераторы. Наводнение в поэме Пушкина – это худ. Образ, бунт стихии. Последствия такого бунта страшные: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.

Да, действительно, бунт стихии это один из кульминационных центров поэмы. Мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт возмущенной Невы с народным бунтом. По мысли Пушкина и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.

Стихия в пушкинском произведении — образ отрицательный . Ведь наводнение, описанное поэтом, ломает судьбы жителей, лишает крова и пропитания, отнимает жизни. Буйство стихии безжалостно разрушает все, что попадается на пути, неся горе и хаос Петербургу. Она, по мнению повествователя, — воплощение зла и «Божий гнев». Рассмотрим, как автор рисует образ стихии и его символическое звучание в поэме «Медный всадник».

Вконтакте

Краткий обзор

Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды . Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю .

Описание наводнения

Образ стихии — своенравной Невы — и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными , ограничивающими ее течение:

  • сначала мечется в сковавшей ее «стройной ограде»;
  • затем гневается, бурлит, «клокоча »;
  • и бросается на старого врага - «Петра творенье», чтобы утопить в своих водах.

Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз . Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник , наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.

Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»

Способы изображения событий

Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы , такие, как развёрнутые сравнения и , используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:

  1. Сравнения. Характеристика масштабов бедствия особенно красноречива в сравнении наводнения с набегом шайки разбойников . Потоп здесь показан необузданной, безликой и разрушающей силой. Анализ поэмы раскрывает противоречивый и многоликий образ Невы , который создают многочисленные и образные сравнения реки: с грабителем-злодеем , разъяренным зверем, кинувшимся на город.
  2. Повторы. Иррациональность стихии автор произведения подчеркивает тройным повтором слова «вдруг», нагнетая при этом дополнительные средства выразительности .
  3. Метафоры. Анализ произведения показывает: в яростной стихии для поэта заключена особая мощь и поэзия, которая так же притягательна, как и стройные громады воздвигнутой цивилизации . Это подчеркивают метафоры и другие выразительные средства: «…злые волны//Как воры…» Анализ стиля поэмы поражает читателя обилием метафор в изображении стихии.

Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась , готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.

А.С. Пушкин «Медный всадник» — образ стихии.

Стихия для поэта

Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать , видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое . В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя . И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.

Отличительные черты произведения

При небольшом объеме (примерно 500 ) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел , детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и . Особенности произведения следующие.

Своеобразие сюжета

Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река , которую по приказу царя заковали в гранит , взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город . Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша , которая погибает во время наводнения.

Особенности композиции

Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста . Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу .

Жанровое своеобразие

Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры . Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года , на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.

Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма . Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия », то есть место описываемого действия, колорит повествования.

Символика

В образах заключен философский аллегорический смысл . В «Медном всаднике» описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю , сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер , выступают на страницах одушевленными существами