Календарно тематическое планирование перелетные птицы цель. «Перелетные птицы»

Беседа Тема: «Жаворонок» Задачи : Познакомить детей с жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях климата. Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках. ()

Беседа Тема: «Цапля – перелётная птица» Задачи: Воспитывать интерес к окружающему миру природы, заботливое отношение к птицам. ()

Беседа «Весенние заботы птиц» (Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. + СО / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007г., с. 419). Задачи: обобщить, систематизировать знания об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма; познакомить с особенностями гнездовья птиц (различные виды гнёзд), выведения потомства, заботы о птенцах; воспитывать гуманное отношение к птицам.

Беседа «7 Апреля – День птиц» Задачи: познакомить детей с традициями и обрядами празднования этого дня, закрепить представление о перелетных и зимующих птицах.

Беседа « Что для птиц страшнее холод или голод» Задачи: Расширять знание о птицах умение устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа «Птицы весной» Задачи: Обогащать знания детей о птицах, прилетающих из теплых краев весной, их названия, весенних хлопотах, значении в природе. Показать зависимость возвращения птиц от пробуждения природы. Закреплять представления детей о строении птицы, побуждать узнавать птицу по ее характерным особенностям силуэта: клюву, лапам, шее, хвосту, крыльям. Воспитывать интерес, бережное, заботливое отношение к птицам.

Беседа «Птицы прилетели, весну принесли» Задачи: Формировать обобщенное представление о перелётных птицах, различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы».

Беседа «Долгое путешествие» Задачи: учить детей понимать образный смысл загадок, развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союзов. Развивать умение выделять звуки в середине в конце и начале слова (Скоролупова О.А. «Перелетные птицы» стр. 53)

Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели» Задачи: учить составлять описательный рассказ по картине; развивать связную речь, мышление, воображение

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Задачи: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Составление по плану описательного рассказа о ласточке

Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы)

Составление рассказов по схеме

Придумывание предложений с предложенными словами

Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли»

Знакомство с пословицами , поговорками и народными приметами

Загадывание загадок о перелётных птицах

1 половина дня.

. Проблемная ситуация «Вещи в шкафу поссорились» Закреплять умение аккуратно складывать свои вещи.

ОО Познават. р. /ФЭМП «Посчитай птиц» Упражнять в количественном счете. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить знания геометрических фигур. Упражнять в отсчёте заданного количества предметов.

ОО Речевое р. Чтение художественной литературы. Чтение стихов про осень. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

ОО социально – коммуникативное развитие, ОО познават.р. «Р ассказывания по моделям «Правила поведения в осеннем лесу». Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

Прогулка 1

ОО Познават.р. речевое р. Наблюдение «Листопад». Раскрыть понятие «листопад». Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Пальчиковая гимнастика «Осень»

ОО Физ.р. , ОО Худ-эстет.р. музыка. Подвижная игра «Листопад» Учить действовать по сигналу. Упражнять в умении медленно кружится, сохраняя устойчивое равновесие. Развивать танцевальное творчество.

ОО социально – коммуникативное развитие , развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевая игра «Лесная аптека». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Закрепить знания детей о профессиях работников аптеки.

ОО Познават.р. /речевое р. Исследование 2 «Разноцветные листья». Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать взаимосвязь всего живого в природе.

ОО Физ.р. Подвижная игра «Затейники».

Задачи. Развивать у детей фантазию, формировать умение выражать в движении задуманный образ, обогащать двигательный опыт детей. Инд раб с

Вечер:

ОО Физ.р. ЗОЖ Оздоровительная гимнастика после сна.

ОО Речевое развитие. Инд. работа по заданию логопеда.

Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»: сюжет «Режим дня».

Задачи. Формировать умение у детей отражать в игре последовательность режимных моментов, организовывать различные виды деятельности (уборку, дежурство, игру и т.д.), распределять роли, совершенствовать умение объединяться в игре.

ОО речевое р. ОО Худ.-эстет.р.музыка Заинтересовать детей хороводной игрой «Грачи летят». Вызвать желание эмоционально исполнять песню, выполнять игровые действия; Развивать воображение, чувство юмора.

ОО Речевое р. Ознакомление с художественной литературой: М. Горький «Воробьишко». Вызвать желание у детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию.

ОО Познават.р. , ОО Худ.-эстет.р. Конструирование из бумаги «Перелетная птица».

цель: Упражнять детей в складывании базовой формы – воздушный змей. Закреплять умение самостоятельно делать надрезы; оформлять поделку.

Способы : использование иллюстрации, поэтапное выполнение действий, вопросы самому себе и про себя, метод совместного обучения, использование художественного слова, анализ.

Средства: образец – схема, цветная бумага, ножницы.

Прогулка 2

ОО Физ.р. Подвижная игра «Сделай фигуру» (бег) Упражнять в беге врассыпную. Развивать внимание. Инд раб с

Речевое р./ ОО Познават.р. Словесная игра «Измени слово». Упражнять детей в употребление имён существительных в винительном и творительном падежах. Приучать детей отвечать полным предложением.

ОО Физ.р. ЗОЖ Игровое упражнение «Спортсмены». Инд раб с ….

в непрерывном беге в течение 1 минуты. Развивать выносливость

ОО социально – коммуникативное развитие Трудовые поручения: уборка на участке. Задачи: Предложить детям самостоятельно решить практическую задачу: определить, что необходимо сделать, распределить обязанности, подобрать инвентарь, выполнить работу, оценить ее результат. Воспитывать трудолюбие, поощрять стремление к благоустройству территории участка.

Тема: Перелетн ы е птицы.

Цель: Закрепить обобщающее понятие «Перелетные птицы». Закрепить и расширить знания о приспособлении птиц к зиме: чем питаются, как переносят зимнюю стужу, почему остаются зимовать. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Перелетные птицы» Дата проведения:29.09.

Дни недели

Региональный комп.

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник – 25.09.

Ситуативный разговор «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие) ; научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.. Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

Утр. Гимн (комплекс)

Инд. работа по развитию речи с Лерой и Мехди закрепить умение пересказывать рассказ «Умная галка»

Труд в уголке природы

Полив и рыхление почвы, сбор сухих листьев. Ц.: Прививать любовь к живой природе, желание заботиться о растениях.

Просмотр презентации

«Детям о перелётных птицах». Цель: расширять представления детей о жизни птиц осенью.

Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»

Закрепить название птиц, которые живут на Севере.

Информационные листы для родителей

«Тема недели «Перелетные птицы»

Предложить родителям принять участие в выставке кормушек.

Просмотр перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

1.Социальный мир «Тайны птичьего мира» (конспект) Ц: закрепить знания о птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

2.Конструирование Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Скворечник». Цель: учить выкладывать геометрические фигуры по словесной инструкции.

Прогулка:

Наблюдение за птицами. Цели: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц и части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.

П/и «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

По ФИЗО (с группой детей) Ходьба на брусьях. Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении,

Держать равновесие.

Д/ игра «Летает - не летает» Закрепить знания детей о птицах их отличии от животных

Рисование по мокрому песку «Следы птиц». Цель: развивать моторику.

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

работа перед сном

КГН. Продолжать закреплять у детей навыки аккуратного складывания покрывала и свою одежду. Чтение. М Сибиряк «Серая шейка» Массаж стоп, дыхательная гимнастика после сна

3.Физическое развитие.

С/р игра «Исследователи» Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Учить моделировать игровой диалог

Психогимнастика. Пластические этюды:

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

Д/и «Чудесный мешочек» (с Тимуром и Владой) Учить различать геометрические фигуры с помощью осязания

Прогулка.

Наблюдение за неживой природой. П/и «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Цель: Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Индивид. Р-та по развитию основных движений Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: воспитывать выносливость.

Образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами;

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образ, деятельность в режим, моментах

Вторник - 26.09.

Утро:

Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраныД/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) Утр. гимнастика.

Развивающие карточки «Какая картинка лишняя» . Цель: закреплять счёт в пределах 5, развивать логическое мышление.

Труд -,дежурство в столовой. Закрепить умение быстро и аккуратно накрывать на стол, правильно держать вилки и ложки.

Разучивание стихотворения «Десять птичек - стайка» И.Токмаковой. Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями птиц.

Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»

Математическое развитие Колесникова с.17 Раб. тетерадь с.4 «Число и цифра 2».Цель: закрепить знания о числе и цифре 2.Закрепить умение писать цифру 1.Учить отгадывать математические згадки.Учить ориентироваться на листе бумаги.

Музыкальное развитие : по плану муз.рук.

Прогулка:

Наблюдение за облаками

Цели : расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

развивать восприятие красоты и многообразия небес­ной сферы.

Трудовая деятельность Сгребание листьев под кусты и деревья, расчистка дорожек.

Цель: учить работать сообща, получать радость от резуль­тата.

«Попади в обруч», упражнять в умении

действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.

Подвижные игры

«Наседка и коршун».

Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего.

Найти облака, похожие на…. Сравнить перистые облака и кучевые

Работа до сна и после

Разговор с детьми о пользе дневного сна. Продолжение чтения В.Бианки «Синичкин календарь» Оздоровительная гимнастика и массаж стоп.

Вечер:

Музыкально-д/ и « Угадай, кто позвал». Учить узнавать своих товарищей по голосу, сформировать понятие о роли уха для различения звуков, для ориентировки в пространстве, для местонахождения.

Развивающая интерактивная игра «Право - лево». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Беседа «Как помочь природе». Цель: формировать основы экологической культуры дошкольников.

Обсуждение «Что бывает ярким» (тусклым, светлым, тёмным). Сформировать понятие о том, что у одного цвета множество оттенков, систематизировать знания о делении цвета

Прогулка.

Наблюдение за пешеходом Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения

Подвижные игры «Стая», «Светофор». Цели: развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/

Групповая, подгрупповая

Индивидуальна

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда - 27.09.

Беседа о жизни птиц весной, составление моделей. Цель: расширять представления детей о взаимосвязях в природе, активизировать связную речь. Речи.

Игровое упражнение «Птичий двор». Цель: совершенствовать музыкально-слуховые представления детей.

Утр. гимн, комплекс

Пальчиковая игра «Птицы»

Ц: Развивать мелкую моторику и речь детей, умение соотносить движения с текстом.

«Расскажем сказку вместе» Развитие коллективного творчества детей, развитие

Работа в уголке книги -

Подбор литературы «О птицах» -сказки, рассказы, стихи. Цель: активизировать самостоятельную деятельность детей по работе с книгой.

Просмотр презентации «Птицы нашего края».

Индивидуальные беседы с родителями.

Просмотр ианализ

мультфильмов, видеофильмов, телепередач о птицах

Заучивание стихотворений про птиц.

1. Развитие речи Обучение рассказыванию по теме «Перелетные птицы» (Л.Е.Кыласова ст.46)

2. Изодеятельность «Сказочные птицы» Волчкова с.37 Цель: учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам). Передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Прогулка

СК
Ф
П

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Подвижная игра «Солнце и планеты».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

Индивидуальная работа с Камилем и Вовой

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.

Труд в природе – покормить птиц.

П/ и"Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

работа до сна

Ч тение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц». Оздоровительная гимнастика после сна, закаливание детей.

3.Физическое развитие .

Разучивание считалок. Цель: формировать интерес к народным играм

Дыхательное упражнение «Чья птичка дальше улетит». Цель: развивать силу дыхания.

Д/ и «Назови птичку, которой не стало» с Лерой и Мехди Цель:развитие внимательности и наблюдательности д-й, закрепление названий птиц.

Д/и «Кто больше подберет действий (признаков закрепить знания о птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Работа в уголке творчества Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

Прогулка.

Исследоват. деятельность Из какого песка можно лепить? Попробовать слепить ком снега. Трудовая деятельность Сбор листьев в кучу для постройки. Цель: продолжать работать сообща. П/ и «Ворона - воробей». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграцииобразовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая, подгрупповая

Индивидуаль­на

Образовательная деятельностьв режимных моментах

Рассказ о птицах. Расскажите о повадках воробья и синицы? Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица - всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится. Слушание «Голоса леса». Учить узнавать знакомые голоса птиц. Утр. гимн, комплекс

Работа с Мехди и Кмилем по математике «Засели домик» Закрепить знание состава чисел 3 и 4

Разучить с детьми физ.минутку «Цапля» Очень трудно так стоять Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться За соседа не держаться. Развивать равновесие.

Отгадывание загадок о птицах. Цель: развивать мышление, умение выделять отличительные признаки птиц.

Оформление совместно с родителями книжки - малышки «Кто весной к нам прилетел». Цель: привлечь детей и родителей к созданию развивающей среды.

Четверг - 28.09.

Подготовка к обучению грамоте. Звук «О» Познакомить с новым звуком [О].Знакомство с буквой. Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [О],учить определять место данного звука в словах.

Физическое развитие. По плану физ рука.

Прогулка:

Наблюдение «Следы птиц на песке»

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Подвижные игры

«Найди по следу», «След в след».

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, до­биваясь естественности, легкости и точности выполнения дви­жения.

по ФИЗО с Лерой и Кирой.«Не сбей флажок». Цели: продолжать ходить «змейкой» между предмет., не сбивая их; развивать внимание и наблюдательность

Общение. Напомнить детям о

доброжелательном отношении друг другу и умении договариваться.

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

работа до сна и после

КГН. Воспитывать у детей бережное отношение к личным вещам. Продолжать закреплять навыки аккуратного складывания одежды. Чтение детям «Синичкин календарь. Декабрь» В. Бианки Оздоровительная гимнастика после сна.

Развлечение «Осенние приключения» развивать чувство ритма, внимание, музыкальный слух, порадовать детей общением с детьми других групп.

По грамоте с Билалом учить находить слова с заданным звуком.

Д/ игра «Подбери одежду по сезону» Развивать умение классифицировать одежду по сезонам.

Ситуативный разговор о вежливых словах, поступках, знаков внимания (мальчики должны пропускать девочек, открывать им двери и т. д.)

Прогулка.

Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. П/игра «Встречные перебежки».Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграцииобразовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуаль­на

Образовательная деятельностьв режимных моментах

Пятница - 29.09.

Утро:

Составление и отгадывание загадок о птицах. Продолжать закрепление знаний о зимующих птицах, умение придумывать сказки самостоятельно

Д/и «Кто что ест» Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются птицы зимой (работа со схемами).

Утр. гимн, комплекс

Индивидуальная работа с Ульяной и Вовой по ручному труду - закрепить навык складывания квадрата и вырезывание из него круга.

Труд - дежурство по занятиям.

Ц: дополнять рабочие места недостающим материалом

Работа в уголке творчества :

рисование птиц. Цель: продолжать учить рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей.

1.Природный мир «Рассматривание птиц на кормушке».Ц: Знакомство с птицами, развивать интерес ко всему живому.

2.Аппликация «Сказочная птица» Ц: учить детей клеить птиц по представлениям (по сказкам). Передавать в аппликации правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Прогулка:

Наблюдение за хвойными деревьями

Цели : закреплять знания о деревьях;

развивать умения анализировать, сравнивать, делать вы­воды.

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цели: закреплять названия деревьев;

формировать словарный запас;

прививать бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа сАзизой и Вероникой Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м. Цель: улучшать координацию движений.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки снежного городка.

Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

работа до сна и после

Чтение Н Сладков «Синица обыкновенная» Цель: знакомить с жизнью птиц, развивать любовь к животным. Дыхательная гимнастика и массаж стоп.

Музыкальное развитие по плану музрука

Вечер:

Театральная игра «Как воробей поселился в скворечнике». Цель: развивать театральные способности детей.

Совместный труд : ремонт книг. Ц: развивать бережное отношение к книгам.

Игра «Зимующие - перелётные». Цель: формировать знаковое восприятие.

Обрывная аппликация с подгруппой «Птицы - наши друзья». Цель: продолжить учить детей работать в технике обрывной аппликации, аккуратно пользоваться клейстером и кистью.

Прогулка.

Наблюдение за вертолетом Цели; закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота. П/и «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Самолеты». Цель: упражнять в беге со словами. Индивидуальная работа по развитию основных движений «Перейти речку». Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Елена Роголева
Сказка о перелетных птицах «На озере»

На дальнем озере, среди зелёных камышей жили-были разные птицы. Дикие гуси , пестрые утки-кряквы и белые лебеди всё лето плавали по озеру , ловили своими широкими клювами пролетающих бабочек и стрекоз, ныряли под воду за мелкой рыбешкой, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку.

По самому краю воды ходили длинноногие цапли, ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.

Хорошо они жили, дружно! Вили гнёзда, откладывали яйца, высиживали птенцов. А потом учили их плавать и летать, ловить бабочек и стрекоз, чистить клювом свои перышки.

Любили птицы свое озеро , далеко не улетали.

Но как-то раз подул холодный ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки . Молодые утки и гуси закричали :

Смотрите, как много бабочек! Ловите их!

Они стали хватать бабочек клювом, но те оказались совсем невкусными.

Га-га-га! – загоготала старая мудрая Гусыня. – Это не бабочки, это – желтые листья с деревьев. Наступила осень.

С каждым днем становилось всё холоднее. Насекомые исчезли, рыба уплыла глубоко на дно, лягушки спрятались под коряги, трава пожелтела и засохла.

Заволновались молодые птицы .

Что такое? Нам совсем нечего есть! Наши лапки замерзают в холодной воде! Мы погибнем от голода и холода!

Га-га-га! – снова загоготала старая мудрая Гусыня. – Скоро зима. Вода на озере замерзнет и превратится в лёд. Нам пора собираться в дальний путь!

Га-га-га! Кря-кря-кря! – зашумели молодые птицы . – Куда? Почему? Мы не хотим!

Мы полетим в теплые края, ведь мы – перелетные птицы . Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно, на своё озеро , - успокоила всех старая мудрая Гусыня.

Сказано-сделано . Стали птицы в дальний путь собираться. Первыми полетели цапли. Они покружились над озером , помахали своими большими крыльями и исчезли за лесом.

За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак , а за ней ровным клином остальные птицы . Прокричали свою прощальную песню и скрылись вдали.

Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере , холодно и печально…

Но не будем грустить! Пройдет снежная, морозная зима, и перелетные птицы снова вернутся на озеро , на свою любимую родину.

Вопросы по сказке.

Любили птицы своё озеро или нет ? Как они там жили?

Почему птицы улетели со своего любимого озера ?

Как называют птиц , которые улетают в теплые края?

Кто улетел первым?. Кто за цаплями?. Кто последним?

Почему птицы возвращаются обратно?

Назовите других перелетных птиц , которых вы знаете.

Сказка про перелётную птицу

Весной к птицам, зимующим на родине, присоединяются перелётные птицы. Где ты была, что ты видала, перелётная птица?

Давайте вместе прочитаем сказку про перелётную птицу..

Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки: Ирис Ревю

Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.

Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.

А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.

Видал новую птицу? - спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.

Ты новенькая? - спросили воробей и синица незнакомую птицу.

Нет, - ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.

Расскажи нам про тёплые страны, - попросили воробей и синица.

Хорошо, - сказала перелётная птица. - Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство.

Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.

Десять птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Птицы прилетают.

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы

Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

Журавли летят торопятся,

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Пальцы рук в замок ладони открыты.

Евгения Хибина

Совместная деятельность взрослого и детей Организация самостоятельной деятельности детей

Групповая работа Индивидуальная работа

Рассматривания альбома «Птицы »

Цель : Продолжать знакомить детей с перелетными птицами , учить узнавать называть их. Расширять и систематизировать представления о жизни птиц . Умения отвечать на вопросы по сюжетным картинкам, называть действия птиц , описывать их внешний вид. Дежурство : «Подготовимся к занятию»

Цель : Дежурные раскладывают материалы и оборудование на столы, подготовить их к занятию, быстро и аккуратно выполнять поручения, понимать значение своего труда для других.

Соня Л., Ева К., Полина П.

Знакомство с попевкой «Птица и птенчики »

Муз. и слова Е. Тиличеевой

Цель : Познакомить детей с попевкой, умение слушать, понимать передаваемое ею настроение . Развивать звуковысотный слух, формировать умение давать простейшую сравнительную характеристику звуков (громче – тише, выше – ниже) .

Утренняя гимнастика (Комплекс № 3)

Д Художественное творчество

Познавательное

Физическая культура Рисование. Тема : «Перелетные птицы » Конспект.

Цель : Совершенствовать знания о перелётных птицах , учить рисовать скворца, передавая характерные особенности (цвет, форма, крылья, хвост) .

Физическое развитие по плану физ . инструктора в 9 – 40 ч.

Прогулка 1

Труд Наблюдение за сорокой

Цель : расширять представление о птицах , прилетающих на участок д\с.

Худ. слово Загадка. Непоседа пестрая. Птица длиннохвостая , Птица говорливая , Самая болтливая (Сорока) .

Обратить внимание, как выглядит сорока. У нее на голове глаза, клюв – острый и длинный. Ответить на вопросы : Какое время года? Какие птицы прилетают на участок? Какого цвета оперенья на голове ? Какого цвета грудка и спинка? Какого цвета крылья и хвост?

Посмотрите, как они передвигаются по земле . Как вы думаете, что они ищут? Какие особенности вы еще заметили? Покажите, как они машут крыльями в воздухе, когда летят. Труд в природе : «Подкармливать птиц »

Цель : Готовить для них корм – хлебные крошки, ягоды рябины.

Наблюдение за птицами , значение питания для сохранения жизни. П\и «Гуси лебеди»

Цель : Упражнять детей в беге с увертыванием; развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал.

П\и «Перелет птиц »

Цель : совершенствовать функцию равновесия; развивать ориентировку в пространстве, ловкость быстроту реакции на сигнал.

Гимнастика после дневного сна

Чтение художественной литературы

Чтение русская народной сказки «Гуси – лебеди» .

Цель : Учить детей передавать ранее не знакомый рассказ, доводить передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и сочетаний, побуждать к выразительной речи.

Вечер Познание

Социально - коммуникативное

С\р игра «Автобус» : сюжет «Едим в Детский парк» .

Цель : Предложить детям обыграть различные ситуации, требующие применения коммуникативных умений, знаний о правилах культурного и безопасного поведения в общественных местах. Способствовать расширению области самостоятельных действий в выборе роли, в использовании атрибутов, умения согласовывать действия. Предложить поручения : «Уход за комнатными растениями» .

Цель : Предложить детям осмотреть растения, определить, где есть сухие листья, показать, как их нужно удалять. Обсудить назначение данной работы, формировать соответствующие трудовые умения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Савелию Б., Андрей П., Вова С.

Конструирование

«Кормушка для птиц » .

Цель : Умение анализировать образец поделки (выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, самостоятельно выбирать детали.

Прогулка 2

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Социально - коммуникативное

познание Экспериментирование : опыт «Свойства снега»

Цель : Расширять представления детей о свойствах снега, организовывать наблюдение за его таянием, рассказывать о «превращениях» снега (сначала снег становиться рыхлым, водянистым, а потом превращается в воду). Обогащать словарный запас, правильно называть наблюдаемые явления, делать выводы. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Кормление птиц

Цель : помочь детям разложить в кормушки приготовленный ими корм, наблюдение за птицами в ходе кормления . Поощрять стремление позаботиться о птицах . П/и «Воробушки и автомобиль»

Цель : Умение с опорой на вопросы рассказать правила игры, описывать действия игроков. Упражнять в выполнении прыжка на обозначенное место, в беге.

Работа с родителями

Тема : «Помогите птицам перезимовать » .

Цель : Предложить родителям совместно с детьми сделать кормушки, нарисовать плакаты, организовать регулярное кормление птиц .

Домашнее задание : Нарисовать плакаты на тему : "Берегите птиц "

Все дети средней группы.




Познание. Рисование Тема : "Воробей"




Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность.
Закреплять представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Сформировать представление о том, что отлет птиц связан с
исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов.
ДЕНЬ
Режим

Групповая, подгрупповая
Утро: игры, дежурство,
индивид. работа,
поручения, утр.
гимнастика, КГН,
завтрак, игры
Прием и осмотр детей.
Утренняя гимнастика, Пальчиковая
игра по теме. Артикуляционная
гимнастика.
Дидактическая игра «Времена года»
С детьми. повторить
последовательность времен года,
месяцев года и дней недели. Игра «Что
за чем?»
моментах
Прочитать стихотворение и обсудить
его.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

активности)
Самостоятельная деятельность в центре
активности. Внести в группу
тематические картинки с изображением
птиц. Дать детям самостоятельно их
рассмотреть
С­р игра: «Лесное хозяйство»
Игры с крупным строителем.
Наблюдение за воробьем осенью
Подвижная игра «Совушка­ сова».
Упражнение «Попади в цель».
Игра на общение "Найдем волшебные
слова"
Полоскание рта пред сном.
Инд. работа с детьми
Отбивании мяча одной рукой в
движении.
Беседа «Перелетные птицы»
Трудовые поручения: приводим в
порядок выносной инвентарь
к
и
н
ь
л
е
д
е
н
о
П

НОД
Игры, подготовка к
прогулке. Прогулка:
игры, наблюдения,
труд, индивидуальная
работа, физкультурно­
оздоровительная работа.
Возвращение с
прогулки, КГН, обед,
работа перед сном
II пол. дня: оздоровит. и
закалив. процедуры,
КГН, полдник, игры
Самостоятельная.
деятельность детей,
досуги, кружки инд.
работа
Подготовка к прогулке,
Вторая прогулка
Работа по задание учителя – логопеда.
Упражнение на развитие
фонематического слуха.
Ознакомление с худ. литературой И.Соколов­Микитов; «Улетают журавли»

Закаливание.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая игра. Загадывание загадок
о перелетных птицах.
И.упр. «Веселый счет». «Подбираем
рифму»
« Угадай кого не стало?»
Чтение слогов.
Наблюдение за осенним небом.
П/и: "Гуси­лебеди"
И. упр. «Из кружка в кружок»
П/и: "Найди названное дерево
Учить Диму, Гошу, Ваню действовать
по сигналу
Вечер: подготовка к
ужину, ужин, игры,
самостоятельная
д­ть, уход домой
Чтение: Д. Мамин­Сибиряк "Серая
шейка" Побеседовать о прочитанном
С Алисией, Настей, Сережей З.,
Варварой – Повторить пальчиковую
гимнастику «10 птичек стайка»
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей
Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу -
скворец и галка. Улетел домой скворец,
и считалочке конец.

лабиринты.
Создать условия для с\р игр.
Игры с выносными игрушками
Ситуативный разговор на тему
«Детские страхи»
Цель: попытаться выяснить, чего
бояться дети, помочь детям избавиться
от возможного чувства страха
Беседа: «Аккуратность в одежде»
приучать детей следить за своим
внешним видом. Цель: совершенствовать
навыки ухаживать за собой.
Самостоятельная деятельность детей на
участке. Игры с выносным материалом.
Привлечь внимание к самостоятельной
игровой деятельности.
Строительно – конструктивное игры

ДЕНЬ
Режим
Утро: игры, дежурство,
индивид. работа,
поручения, утр.
гимнастика, КГН,
завтрак, игры.

к
и
н
р
о
т
В
НОД
Игры, подготовка к
прогулке.
Прогулка:
игры, наблюдения,
труд, индивидуальная
работа, физкультурно­
оздоровительная работа.
Возвращение с
прогулки,
КГН, обед, работа перед
сном
II пол. дня: оздоровит. и
закалив. процедуры,
КГН, полдник, игры
Самостоятельная.
деятельность детей,
досуги, кружки инд.
работа
Подготовка к прогулке,
Вторая прогулка
Вечер: подготовка к
ужину, ужин, игры,
самостоятельная
д­ть, уход домой
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Поддержка индивидуальности ребенка
Прием и осмотр.
Инд. работа с Димой, Лизой, Юрой
Образовательная деятельность в режимных
моментах
Беседа «Если ты потерялся на улице».
Утренняя, пальчиковая и
артикуляционная гимнастика.
Настольно­печатные игры: «Береги
живое», «Времена года»
Вырезывание изображений птиц по
шаблону. Закреплять умение работать с
шаблоном: придерживать заготовку
левой рукой, обводить простым
карандашом по контуру, аккуратно
вырезать по контуру.
Организация предметно­пространственной
развивающей среды для поддержки детской
инициативы (уголки самостоятельной
активности)
Дежурство по столовой.
Внести настольные игры.
Рассматривание иллюстраций по теме.

игр, лото.
Наблюдение за явлениями природы.
П. и. «Перелет птиц»
И. упр. «Спрыгни со скамейки»
Д. и. «1,2,3 к дереву беги.»
Инд. работа по развитию движений:
лазание по гимнастической
лесенке.
Беседа «В природе все взаимосвязано»
Вынести на прогулку:лопаты,формочки.
Труд. Сгребание снега в кучу.
Формировать желание помочь дворнику.
Полоскание рта пред сном, Ознакомление с художественной литературой. «Почему Тюпа не ловит птиц» беседа по содержанию.
сна.
Закаливание.
Артик. Гимнастика.
Упражнение для пальцев под текст
стихотворения И. Токмаковой «Птичек
стайка». Развивать мелкую моторику
рук, запоминать текст стихотворения..
И/упр «Один­много»
И/упр. «Чудесный мешочек»
Наблюдение за наступление сумерек.
Подвижная игра: «Где мы были ­ мы не
скажем, а что делали покажем».
И.упр. «Попади в обруч»
Д.игра «1,2,3 к растению беги»
Дид. игра: "Собери птицу" (из
геометрических фигур)

С Димой, Женей,Денисом. рисование с
использованием техники штрихования.

при создании образа.
Спортивные упражнения с подгруппой
детей: «Забрось мяч в кольцо».
Индивидуальная работа с Дашей,
Сережей К, Настей отработать бросок в
цель.
Индивид. работа с детьми на
закрепление состава чисел 3,4 из двух
меньших
Коммуникативная игра «Найди друга»
Беседа "Долгое путешествие"
Общение «Что может испортить
настроение?»
Создать условия для самостоятельных
игр в центре игры, познания, театра и
музыки.
Свободное рисование в центре
творчества различными материалами
Создать условие для самостоятельных
подвижных игр детей –
совершенствовать двигательные навыки.
Труд в уголке для девочек:
их;


­расправить чехлы на мебели.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
ДЕНЬ
Режим
Групповая, подгрупповая
Поддержка индивидуальности ребенка
Утро: игры, дежурство,
а
д
е
р
С
индивид. работа,
поручения, утр.
гимнастика, КГН,
завтрак, игры.
Прием и осмотр детей.
Утренняя, пальчиковая и
артикуляционная гимнастика.
Дидактическая игра «Узнай птицу по
описанию».
Инд. работа с Ваней, Димой, Ромой,
Серёжей К.
«Какая птица?» Закреплять знания о
перелётных птицах, развивать умение
строить предложения, активизировать
словарь по данной теме.
Образовательная деятельность в режимных
моментах
Ситуация общения: «Нарисуем таблички,
как вести себя в лесу»
Организация предметно­пространственной
развивающей среды для поддержки детской
инициативы (уголки самостоятельной
активности)
Дежурство по столовой и в уголке
природы.
Организовать выставку книг,
иллюстраций по теме.
Рассматривание иллюстраций
фотографий по тематики плана.
С.р. игра «Семья собирается на прогулку
в лес»
Строительные игры с крупным и мелким
конструктором.
Наблюдение за небом.
П/и: «Гуси­гуси»
И.Упр. «Попади в цель»
Д.и. «Узнай птицу»,
Индивидуальная работа с Настей,
Анфисой, Ульяной, Гошей.
Упражнять в ходьбе с мешочком на
голове – сохранять равновесие.
Упражнять в перебрасывании мяча
друг другу.
Егор: «Что сначала, что потом».

связную речь.
Самостоятельная двигательная
активность детей на участке. Трудовая
деятельность: Сгребание снега в кучу..
Цель: организовать коллективный труд,
прививать чувство удовлетворения от
результата труда.
Работа с календарем: Когда кончиться
осень??
Оборудовать место для творческой игры.
Предложить детям игры на развитие
мелкой моторики: волчки, магнитные
лабиринты.
Провести опыт с детьми «Притягивается
– не притягивается». Найти предметы,
взаимодействующие с магнитом,
определить материалы, не
притягивающие к магниту.
Труд на участке.
Приучать детей самостоятельно
поддерживать порядок на участке
детского сада: убирать на место
игрушки.
Самостоятельная двигательная
активность детей на участке.
Труд в уголке для девочек:
­поправить одежду на куклах, причесать
их;
НОД
Игры, подготовка к
прогулке.
Прогулка:
игры, наблюдения
труд, индивидуальная
работа, физкультурно­
оздоровительная работа.
Возвращение с
прогулки, КГН, обед,
работа перед сном
II пол. дня: оздоровит. и
закалив. процедуры,
КГН, полдник, игры
Самостоятельная.
деятельность детей,
досуги, кружки инд.
работа
Подготовка к прогулке,
Вторая прогулка
Чтение худ. Литературы. Рассказ Е. Чарушина «Воробей»
Оздоровительная гимнастика после
сна. Закаливание.
Массаж рук су­ джоками.
Артик. гимнастика
Речевая игра
И.упр. «Четвертый лишний»
И. упр.«Кого не стало»
Наблюдение за голубями.
П/и «Воробышки и кот»
И/упр «Перебрось ­ поймай»
Д/и в природе «Угадай по описанию» ­
учить узнавать и различать птиц
Работа по заданию учителя­логопеда.
Артемом Ч, Лизой, Сашей Ш.»
рисование с использованием техники
штрихования.
Показать особенности штриховых
движений, основные приемы работы,
выразительные возможности штриха
при создании образа.
Индивидуальная работа с Ладой,
Варварой, Женей, Гошей, Ульяной.
Цели: учить бросать мяч в цель;
развивать меткость, внимание.
Вечер: подготовка к
ужину, ужин, игры,
самостоятельная
Знакомство с моделью «Птица»
Цель: уточнить представление детей о
строении птиц. Совершенствовать
С Настей, Женей, Сашей Л, Артемом
Ч. игра «Ориентировка в
пространстве», «Представление об
Общение «Что может испортить
настроение?»

д­ть, уход домой
умение пользоваться знаково­
символической схемой строения птиц.
окружающем мире», ­ развитие
пространственных представлений,
внимания. Составление описательного
рассказа «Аист» по схеме
Взаимодействие с
родителями
­рассадить кукол на диванчике;
­расставить посуду в шкафчики;
­расправить чехлы на мебели
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Поддержка индивидуальности ребенка
Вечер: подготовка к
ужину, ужин, игры,
Дидактическая игра «Геометрические
фигуры»
Формирование КГН – учить детей
правильно пользоваться столовым
Ситуативный разговор на тему «Польза
свежего воздуха для организма» цель:
Упражнять детей в прыжках в длину с
места, отталкиваясь двумя ногами;
совершенствовать координацию
движений.(Сашей Л, Артемом Ч.,
Женей, Гошей)
Ситуативные разговоры «Солнце,
воздух и вода­ наши лучшие друзья!»
Цель: закрепить представления детей о
здоровом образе жизни
Труд на участке – собрать снег в кучу.
Цель: формировать привычку доводить
начатое дело до конца.
детей на участке.
Игры с выносным материалом.
Сюжетно­ролевая игра «Магазин». Создать
условия для сюжетно­ролевой игры
ДЕНЬ
Режим
Утро: игры, дежурство,
г
р
е
в
т
е
Ч
индивид. работа,
поручения, утр.
гимнастика, КГН,
завтрак, игры.
НОД
Игры, подготовка к
прогулке.
Прогулка:
игры, наблюдения,
труд, индивидуальная
работа, физкультурно­
оздоровительная работа.
Возвращение с
прогулки, КГН, обед,
работа перед сном
II пол. дня: оздоровит. и
закалив. процедуры,
КГН, полдник, игры
Самостоятельная.
деятельность детей,
досуги, кружки инд.
Работа
Подготовка к прогулке,
Вторая прогулка
Прием и осмотр детей.
Утренняя гимнастика.
Массаж рук.
Артик.. гимнастика.
Д.И. «Что сначала, что потом».
Закреплять знания о стадиях развития
птицы (яйцо, птенец, птица), развивать
связную речь.
Наблюдение за небом.
П/игры «Волк во рву»
Цель: учить соблюдать правила игры
И/упр: «Попади в цель»
Д.игра «Запрещается ­разрешается»
Оздоровительная гимнастика после
сна. Закаливание.
Пальчиковая гимнастика.
Артик. Гимнастика.
Сл.игра «Противоположность»
Дидактические игры: «Закончи
предложение»
Наблюдения за березой
П/и: «перелет птиц»
И/упр «Кто дальше?».
Д/И «Найди предмет той же формы»
Инд. работа с Алисией И., Сашей Ш,
Анфисой по конструированию
Цель: закрепить умение сгибать лист
бумаги пополам
с Гошей, Димой, Варварой, Женей.
Развитие движений.
Цели: совершенствовать приемы
метания предметов в горизонтальную
цель;
развивать глазомер, координацию
движений, ловкость;
формировать позитивное отношение к
физическим упражнениям
Индивидуальное задание Ульяне,
Насте, Василисе,. Жене, Варваре –
«Звуковая цепочка» Формировать у
детей умение выделять в слове звуки
Образовательная деятельность в режимных
моментах
Дидактическая игра «Подбери предмет
к признаку»: лебединое (озеро),
лебединая (шея), лебединый (клин).
Организация предметно­пространственной
развивающей среды для поддержки детской
инициативы (уголки самостоятельной
активности)
Дежурство в уголке природы и столовой, в
уголке природы.
Создать условия для настольно­печатных
игр, лото.
Худ. слово Яблоко спелое, красное,
сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей
гладкою. Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. Я.
Аким
Трудовая деятельность организовать сбор
семян цветов.
Цель: учить работать сообща.
Игры с выносным материалом. помогать
детям налаживать взаимодействия в
совместной игре.
Самостоятельная двигательная активность
детей на участке
Проговаривание скороговорки
Самостоятельные игры в центрах.