Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Критерии девиантного поведения Чем по мнению автора определяется девиантность поведения

(Ч.Ломброзо, У. Пирс, Х.Айзенк, В.Скотт, Г. Оллпорт, Э. Дюркгейм - доклады).

Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе, имеет давнюю историю. Таким образом, уже в XIX веке складывается новый подход к решению обозначенной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины отклоняющегося поведения, выделить его механизмы и факторы, провоцирующие поведенческие отношения от принятых норм и на их основе разработать программы мер по предотвращению различных видов девиантного поведения.

Известны многочисленные концепции отклоняющегося поведения, начиная от биогенетических до культурно-исторических.

Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон и др.) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие, поступок - это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада.

В последнее время наблюдается сближение «биосоциальных» и «социально-биологических» теорий отклоняющегося поведения. В этом отношении показательны концепции неоломброзианцев, где речь идет уже не о «прирожденности» (Ч. Ламброзо), а о «предрасположенности» человека к преступному поведению (Т. Гиббенс, X. Джонс, В. Зауер, Л. Стейнер и др.).

Популярной теорий отклоняющегося поведения является теория «социальной аномалии» Р. Мертона. Указывая на тесную связь отклоняющегося поведения с социальными структурами, Р. Мертон пытается проследить, как последнее оказывает определенное давление на членов общества, толкая их на путь отклонений от общепризнанных правил. В результате вычленяются пять типов отклоняющегося поведения, возникающих как способ приспособления индивидов к условиям их ближайшего окружения: - подчинение, инновация (обновление), ритуализм, ретретизм (уход от жизни - бродяги, отщепенцы, хронические алкоголики, наркоманы), мятеж.

Весьма распространена в ряде стран теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к девиантному поведению, а имеются многие конкретные факторы, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию.

В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация. В последнее время доминирующим фактором девиантного поведения является системный кризис государства, экономики, общества и личности.

Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения».

Поиски ученых (К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина) в этой области свидетельствуют о том, что отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Кроме того, девиантным будет и поведение, отклоняющееся от принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития норм морали. Разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. К наиболеевыраженным проявлением девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов определяют девиантное поведение как поведение (система поступков, либо отдельные поступки), не соответствующее нравственным или правовым нормам и требованиям общества.

Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального, характеристика которого связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками в воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов при рассмотрении отклоняющегося поведения четко разделяют его на:

1) поведение собственно девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в обществе норм;

2) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное.

Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек. Данное положение особенно актуально для детей, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.

Поведение ребенка, отклоняющееся от социально одобряемых норм, объясняется тем, что по мере социальной зрелости личность известной мере становится все более независимой от внешних влияний. Субъективные, личностные отношения становятся опосредующим звеном между объективным воздействием среды и поступками человека.

Особое место среди разнообразных теорий и концепций девиантного поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является 3. Фрейд. Представители психоаналитической ориентации с отклоняющимся поведением, включая нервно-психическое отклонение, социальную девиацию, отмечают чувства повышенной тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям.

Беттельгейм - австрийский психотерапевт, основатель клиники в США для лечения и реабилитации детей с психическими травмами, полученными в результате тяжелой, домашней обстановки или неправильного воспитания, - считает, что первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, трицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Однако отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

В.В. Коваль в своей работе «Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков» дает следующее определение девиантного поведения. Девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в данном обществе социально-психологических и нравственных норм поведение. Чаще наблюдается у детей и подростков в связи с социальной незрелостью и физиологическими особенностями деформирующегося организма. Девиантное поведение имеет две формы: патологическое и непатологическое. В.В. Коваль выделяет четыре типа девиантного поведения: аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный антиагрессивный (саморазрушающий, поскольку ему сопутствует потребление вредных веществ).

Наиболее часто встречается сочетание двух типов девиантного поведения - антидисциплинарного и делинквентного, нередко переходящего в противное. В этих случаях бывает трудно дифференцировать патологическую и непатологическую форму, социально-педагогическую запущенность и психические расстройства. Эти причины могут быть взаимосвязаны и взаимообусловлены, но дляпрофилактики и коррекции нарушения поведения важно в каждом конкретном случае определить, что первично.

С.А. Беличева в своей работе «Основы превентивной психологии» рассматривает отклоняющееся поведение, как результат нарушения процесса социализации человека.

Данной проблемой занимался М. Раттер. В своей книге «Помощь трудным детям» он обобщил уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которой в течение ряда лет руководил он сам.

М. Раттер, Джуль Бержери и соавторы предприняли сравнительное исследование десятилетних детей, живущих на острове Уайт, и детей, живущих в одном из бедных городских районов Лондона. Детальное изучение большого числа отдельных семей позволило определить факторы, связанные с психическими нарушениями у детей. Эти факторы присутствовали в обеих сравнительных выборках и составили четыре основные группы:

1) разногласие между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье;

2) психические нарушения, алкоголизм, наркомания и криминальное поведение родителей;

3) низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия;

4) неблагоприятные особенности школьной среды.

Таким образом, высокая распространенность психических нарушений среди десятилетних детей оказалась обусловленной относительно высоким процентом неблагополучных, распавшихся и многодетных семей, наличием стесненных жилищных условий, а также алкоголизмом и наркоманией родителей.

Из зарубежных авторов данной проблемой занимался Д. Вест. Объектом его исследований стали дети из семей, для которых характернокриминальное или аномальное поведение родителей. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, повторяя поведение своих родителей. Кроме того, родители с асоциальным поведением часто применяют непоследовательные и произвольные методы наказания. А это еще один известный фактор, который приводит к возникновению нарушений поведения детей.

С.Л. Рубинштейн предложил концепцию, сущность которой состоит в том, что личность формируется под влиянием тех общественныхотношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, то есть под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка. В своей книге «Принципы и пути развития психики» он разъясняет свою теорию, согласно которой всякие внешние воздействия действуют на человека опосредствованно, через внутренние условия. Так, Л.И. Божович на основе психологических исследований показывает, как на разных этапах формирования личности «взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности». Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследованиях, отраженных в книге «Личность и ее формирование». Автор говорит о том, что личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие направленности личности было введено С.Л. Рубинштейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Формирование положительных интересов и ценностей, то есть положительной направленности личности ребенка, составляет основу его развития, отмечается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Н Леонтьева. Исследования Л.И. Божович, С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Славиной и других позволили установить, в частности, что развитие мотивационной сферы человека (его потребностей, желаний, стремлений, намерений) является центральным звеном в проблеме формирования личности.

Основной является концепция Л.С. Выготского, в которой он выделяет первичные и вторичные симптомы в понимании природы отклонения в поведении. Первичные симптомы связаны непосредственно с биологическими факторами, элементарными психическими функциями и не могут быть устранены. Вторичные представляют собой осложнение, возникающее в процессе отклоняющегося социального развития, т.е. опосредованно они связаны с первичными и являются наиболее поддающимися психолого- педагогическогому воздействию. Вторичные дефекты, по Л.С.Выготскому, - основной объект в психологическом исследовании проблемы коррекции отклонений в развитии и поведении.

Итак, сущность девиантного поведения заключается во всевозможных отклонениях поведения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Для нас важен вывод, к которому приходят авторы, что формирование личных качеств ребенка происходит в онтогенезе, и очень важная роль в воспитании принадлежит среде, в которой он развивается. В дальнейшем важно выяснить, каковы особенности девиантного поведения воспитанников детского дома, каковы факторы, влияющие на его формирование.

Основные концептуальные подходы к пониманию девиантного поведения:

*Нозоцентрический (психиатрический). Определяет норму - отсутствие болезни, симптома и девиацию - недостигшее патологической выраженности отклонение поведения.

*Нормоцентрический. Выделяет оптимальной зоны, где ещё нет нарушения. (Отклонения от некой среднестатистической нормы расценивается как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, как уникальный результат взаимодействия уникальности и специфических особенностей ситуации.)

*Социальный. Рассматривает поведение с точки зрения безопасности для общества и окружающих людей.

*Психологический. Рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Девиант стремится разрушить собственную самооценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Норма - установление душевных контактов с окружающими, выбор законных средств для достижения личных целей, самоактуализация, саморазвитие.

*Этнокультуральный. Отклоняющимся поведением считает поведение, которое не согласуется с нормами, принятыми в микросоциуме. Или человек проявляет поведенческую ригидность и не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям.

*Возрастной подход. Рассматривает девиации с точки зрения возрастных особенностей и норм. Это могут быть как количественные отставания (ретардация) или опережения (акселерация) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.

*Профессиональный подход. Базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилях поведения и традиций.

*Гендерный подход. Оценивает поведение с точки зрения существования полоролевых норм. Девиантным поведением может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля.

*Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы.

Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:

*поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

*социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности,

не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) критерии девиантного поведения неоднозначны;

2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.

Ответ: None

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);

3) собственное мнение и его подтверждение, например:

Могут быть приведены другие уместные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;

2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;

3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».

Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Эмоции

08.07.2017

Снежана Иванова

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом.

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.

Россия - огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»...

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по-разному... Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и, самое главное, на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.

В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде.

(Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадрия Ф.Д., Савченко И.П.,)

C 1.Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили

отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием

молодежи?

C 2.На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.

C 3.Авторы обращают внимание на конфликты как одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональные отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера

C 4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи;; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой. В одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью Традиционные семейные отношения не таковы.
Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.
Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л Туроу

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

СЗ. Почему традиционная патриархальная семья уходит в про­шлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществовед­ческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустри­ального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные...

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами.

Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не ста­новятся, как бы они ни были хороши и желательны...

Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и дей­ствий... никогда не становятся социальной нормой, потому что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке...

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может...

Функция норм в обществе не сводится только к непосредст­венному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым.

Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях.

Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества...

(Ю.Г. Волков)

2.Назовите две любые функции социальных норм, о которых пишет автор.

3. Какие представления и действия никогда, по словам автора, не становятся нормами? Укажите три таких представления и приведите пример, иллюстрирующий любое из них.

4. Опираясь на содержание текста и знание курса, сформулируйте любые три признака общепринятых норм

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские)...

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относитель­ная самостоятельность...

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей)...

Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день (несколько типов) семьи.

C 2. Назовите четыре функции семьи, на которые указывает автор

C 3.С опорой на текст и обществоведческие знания назовите любые два известных вам типа семьи и укажите три черты одного из них

C 4.Используя текст и знания обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развития семьи в современном обществе.

Этнические группы

По общепринятому определению, этническая группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение, и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно...

Характерная черта этнической группы - это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить...

Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую, с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность...

Центральный фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т.е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.

Происхождение - это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак...

Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т.е. быть дискриминируемой или быть равноправной...

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, СИ. Самыгин)

C 2.Опираясь на текст, укажите два способа вхождения индивида в этническую группу.

C 3. Какую характерную черту этнической группы называют авторы? При каких условиях ее отличительные особенности приобретают социальный смысл? Назовите два условия.

С4.Опираясь на обществоведческие знания, сформулируйте любые два признака дискриминируемой этнической группы. Какая норма Конституции РФ позволяет человеку защитить себя от дискриминации по этническому признаку?

Девиантное поведение

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы или девиантным.

Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. Каждое общество вырабатывает свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества...

Общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой - как девиацию. ... Варьируется только степень социального осуждения деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации...

В исторически стабильных обществах, особенно традиционных, девиантные формы поведения выделяются на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятых норм морали.

Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и харак­теризуются высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции...

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или подорвать организованную социальную жизнь...

(Ю.Г. Волков)

1.Укажите два обстоятельства, которые, как считает автор, позволяют рассматривать девиантность как «относительное, оценочное понятие».

2. Укажите два признака поведения, которое по мнению автора, повсеместно считается девиантным.

3. Какие три основания выделения девиантных форм поведения указаны автором? Какие другие основания вам известны из обществоведческого курса? Укажите любые два.

4. Приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что «социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества».

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи­нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об­щества основных структурных подразделений или господствующих социо­культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос­мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен­ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов­ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между но­сителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размы­вание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массо­вой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой суще­ствования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформаль­ных» общественных движений - просветительских, экологических, пра­возащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворитель­ных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключени­ем к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де­мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави­стнические идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче­ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило­софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по­рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

С 4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталиристические и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобных идеологии и объясните, в чем заключается опасность каждой из них.

Текст 1. Патриотизм

И.А. Ильин - отечественный философ.

«Патриотизм есть чувство любви к родине... Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать... человеку любить его родину..., ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию... невозможно. Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) - в личном... духовном опыте. <...>

Любить свой народ... не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства... пороки. <...>

Настоящий патриотизм видит не только духовные пути своего народа, но и его... слабости и несовершенства. <...> Любить свой народ -не значит льстить ему или утаивать... его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними».

Текст 2. Патриотизм и нация

А.И. Солженицын - русский писатель, публицист.

«Патриотизм - это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них...

Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье... Как бы ни был круговертей и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация - это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи - общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущее».

И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

1.И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

2. Чем данные суждения А.И. Солженицына о патриотизме дополняют предложенные суждения И.А. Ильина? Укажите два смысловых дополнения.

3.В последние годы в российском обществе активно обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания граждан. С опорой на текст и личный социальный опыт сформулируйте два возможных направления такого воспитания и приведите пример, иллюстрирующий одно из них.

4.С опорой на знания обществоведческого курса назовите любые четыре внутренние связи, которые, по мнению А.И. Солженицына, скрепляют нацию.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи <...> формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) <...> даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <.. .>

Все руководство домашним хозяйством было в руках <...> женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет <.. .> Весь скот и вся домашняя живность находились под ее присмотром. Под ее неусыпным надзором было все, связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Она отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве <.. .>

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, то есть земельного общества; семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <.. .> благоразумно не участвовали в них.

(По В. И. Белову)

3. К какому типу можно отнести описанную в тексте семью? Укажите два

признака, по которым вы это определили.

4.Какие две функции семьи описывает писатель? Опираясь на текст, аргументируйте свой ответ. Укажите одну любую неупомянутую функцию семьи.

В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации. Она оказывает серьезное влияние на процессы объединения людей, представляющих разные народы, религии, страны и континенты, будь то в рамках транснациональных корпораций, либо посредством все более и более унифицирующейся массовой культуры, либо при помощи средств массовой коммуникации и особенно Интернета. Но существует и другая тенденция - тенденция национального обособления. Американский исследователь С. Коэн делает прогноз, согласно которому к 2020 г. на планете Земля может появиться несколько десятков новых государств <.. .>

Какие же это государства, которым предсказывается столь печальная участь? Конечно, каждому приходят на ум регионы и страны Азии, где межэтнические конфликты не утихают десятилетиями <.. .>

Ирландия - тема особого разговора, и дело вовсе не в том, что она была первой колонией Англии - слишком много накопилось в памяти жителей «зеленого» острова за прошедшее столетие <...> Пока ирландец при встрече с представителем другого этноса будет спрашивать не о его национальности, а о том, католик он или протестант, а на ответ: «Атеист», настаивать: «Какой атеист, католический или протестантский?», никакие переговоры не принесут мира в Ольстер, так же как ирландцы не согласятся, что это Ольстер - а не часть Ирландии (пусть пока и оторванная от страны Святого Патрика).

Традиционно считается, что Италия, в общем-то, моноэтничная страна. Исследование, проведенное Европарламентом, показало, что из 28 языков национальных меньшинств в рамках Европейского Союза 13 приходится на Италию <...> и в качестве одной из главных заслуг телевидения считается то, что «почти все итальянцы понимают по-итальянски и почти вся молодежь говорит на нем». Но главная проблема современной Италии - это национализм экономический, т.е. противоречия между динамически развивающимся Севером и отсталым Югом. Конфликт этот все более обостряется с каждым градусом к северу, становясь все более непримиримым со стороны северян по отношению к южанам.

  • VIII. ПОПЫТКИ УПРОСТИТЬ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ II ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ВТОРОЙ отборочный тур к кубку россии 2015
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ Лично-командное первенство россии по троеборью среди юношей и юниоров Спортмероприятие ЕКП 25128

  • Особенности девиантного поведения

    Определение 1

    Кроме того важно понимать, что такое норма. Для её определения используют статистический критерий: смотрят как часто то или иное явление встречается в обществе. Дополняют статистический критерий качественно-количественная оценка. Здесь анализируется степень выраженности и угрозы для жизни. В медицине также используется психопаталогический критерий.

    Замечание 2

    Есть поведение, которое и без таких оценок признаются отклоняющиеся: например, преступления или попытка суицида.

    Принципы диагностики девиантного поведения

    В современной практике диагностика девиантного поведения строится на следующих принципах:

    • принцип предупреждения, состоящий в проведении профилактических мер;
    • принцип системности, который предполагает ряд связанных мероприятий;
    • принцип коллективной работы всех систем;
    • принцип объективности;
    • принцип целостности в восприятии объекта диагностики;
    • принцип рассмотрения всех процессов в динамике;
    • принцип детерминизма - поиска причинно-следственных связей;
    • принцип компетентности;
    • принцип персонализации.

    В школьной практике сегодня диагностика имеет симптоматический характер, но не проводится постоянно, как это бы следовало.