Узнавание фигур бернштейн. Банк диагностических методик "готовность к школьному обучению"

Исследование уровня познавательной деятельности

у детей с нарушением интеллекта

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта проводилось в коррекционной школе VIII вида п.Каменный. В обследовании участвовала группа детей из 8 человек. Работа проводилась в следующем порядке:

1. Обследование познавательных процессов детей.

2. Разработка наглядных пособий.

3. Повторное обследование и подведение итогов.

С целью выявления особенностей познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта было проведено тестирование.

Методика № 1 «Узнавание фигур».

Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти.

Детям предлагаем таблицу размером 50х50 см с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур (10x10 см).

При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти .

Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е :

Е = (М: 9) + N

Где М - число правильно узнанных фигур;

N - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

Оценка результатов

Нормативы

Высокий уровень – узнаны 7-9 фигур верно

Средний уровень - 6 фигур

Низкий уровень - меньше 6 фигур

Результаты занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Уровень зрительной памяти

Ф.И.

Результат

Уровень

Коэффициент

1. Вадим

Низкий

4,55

2. Валя

Низкий

4,55

3. Игорь

Средний

3,66

4. Ира

Высокий

1,88

5. Дима

Средний

3,66

6. Рома

Средний

3,66

7. Вова

Низкий

4,55

8. Света

Низкий

5,44

Тестирование показало, что из всей группы детей лишь 1 имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Трое ребят выполнили задание на уровне нормы или низкой нормы, то есть они узнавали 6 и меньше фигур. Трое обследованных детей с нарушением интеллекта показали низкий уровень (коэффициент узнавания Е > 4 ).

Одна девочка (Даун) показала совсем низкий результат (коэффициент узнавания Е > 5 ).

Рис. 1. Результаты обследования развития памяти (%)

Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство детей с нарушением интеллекта находятся на низком и среднем уровне развития зрительной памяти. Их память характеризуется замедленным запоминанием, быстрым забыванием. При этом запомненные моменты воспроизводятся отрывочно, неточно.

Следующим шагом было проведение диагностики внимания.

Методика №2 «Домик» (Н.И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 7 лет (в норме). В данном случае она была использована для выявления особенностей внимания умственно отсталых учащихся 6 класса.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие каких-либо деталей рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильное изображение элементов рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Более 3 баллов - удовлетворительно, более 7 баллов - неудовлетворительно.

Методика «Домик» выполнена без ошибок двумя детьми, Ирой и Вадимом, их рисунки можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания - 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

У других детей присутствуют многочисленные ошибки. В основном дети с нарушением интеллекта показали результаты в пределах 1-7 баллов, что говорит о низком и среднем уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.

На рисунке 2 наглядно представлены результаты исследования. Два ребенка показали хорошие результаты, пять – удовлетворительные, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития внимания.

Рис. 2. Результаты обследования развития внимания (%)

Методика № 3 «Цыплята»

Методика дает представление о сформированности абстрактно-логического мышления. Она является модификацией известных тестов Г. Айзенка. Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они - браться и сестры, поэтому потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.

Максимальная оценка за выполнение задания - 3 балла.

Соответственно 0 баллов - низкий уровень, 1-2 средний, и 3 высокий.

Результаты проведенной методики занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Уровень мышления

Уровни развития мышления

высокий

средний

низкий

Группа 8 человек

100%

12,5%

62,5%

Рис. 3. Результаты обследования развития мышления (%)

Проведенное обследование мышления показало, что как и другие познавательные процессы мышление у детей с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Высокий уровень показал один ребенок (12,5%). Около 62,5% детей получили 1-2 балла (средний уровень). Остальные школьники (25%) показали низкий уровень развития абстрактно-логического мышления. Таким образом, можно говорить почти о полном отсутствии абстрактно-логического мышления у данной группы умственно-отсталых школьников. Лишь 6 человек показали, что их мышление в целом находится на достаточном для обучения в школе уровне, хотя и их мышление слишком конкретно, они не могут абстрагироваться и точно выполнить задание.

Умение последовательно воспроизводить события - важное качество сформировавшейся личности. Процесс овладения этим навыком начинается в раннем детстве. Определить, правильно ли развивается у ребёнка логическое мышление и способность воссоздавать порядок действий или явлений, поможет методика Александра Николаевича Бернштейна «Последовательность событий».

Характеристика методики А.Н. Бернштейна

Методика «Последовательность событий» была разработана под руководством Александра Николаевича Бернштейна - представителя известной в России и зарубежом династии психологов. В начале ХХ века он занимался изучением возможностей психоанализа в области исследования умственных способностей. В рамках этой работы был создан ряд приёмов, позволяющих определить уровень развития интеллекта.

Тест «Последовательность событий» направлен на:

  • выявление уровня сообразительности ребёнка;
  • диагностику умения выстраивать логические умозаключения и устанавливать связи между событиями и явлениями;
  • выяснение способности испытуемого обобщать факты.

Благодаря тому, что тест проводится в устной форме, экспериментатор может сделать вывод ещё и о том, насколько хорошо у малыша сформирована речь.

Применять методику рекомендуется для тестирования детей 5–12 лет – в период поступления в школу и начала обучения в среднем звене, когда происходит активное умственное развитие. Стимульный материал представляет собой набор из 5 карточек с 2–8 картинками на каждой, которые между собой объединены одним сюжетом. Задача испытуемого - определить последовательность произошедших на иллюстрациях событий и рассказать историю. Изображения представлены в двух вариантах:

  • с очевидной фабулой, когда герои попадают в ситуацию, о характере которой можно судить по изображению (например, цыплёнок залез в лежащий на земле дымоход, а вылез оттуда вымазанным в саже - такая карточка подходит для детей 5–7 лет);
  • со скрытым сюжетом (в этом случае испытуемому 8–12 лет понадобится использовать определённые знания о каких-то явлениях природы, закономерностях окружающего мира).

Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком, но для тренировки логического мышления картинки теста могут применяться и в организации групповой письменной работы (в этом случае обсуждение сюжета с детьми ведётся коллективно). Чтобы исследование было информативным, важно проводить его в атмосфере доброжелательности и спокойствия.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Экспериментатор объясняет ребёнку суть задания: «Давай поиграем в составление рассказа. Я положу перед тобой фрагменты одной картинки, которые перепутались между собой. Тебе придётся сложить их так, как задумывал художник».
  2. Затем малыш приступает к рассмотрению изображения и начинает его собирать.
  3. Когда всё готово, организатор теста просит ребёнка составить по получившейся картинке рассказ.
  4. В случае ошибки в повествовании взрослый задаёт испытуемому наводящие вопросы («Куда залезли цыплята, что так испачкались?»), цель которых - стимулировать смекалку малыша, а также научить его исправлять свои же ошибки. Если ребёнок настойчиво повторяет одно и то же нарушение сюжетной линии, то необходимо почётче подтолкнуть его к пониманию развития событий («Смогла бы птица попить воды, если бы не увидела камешки рядом с кувшином?»). Когда и после второй подсказки ребёнок не справляется с заданием, организатор рассказывает ему, как должно быть, и просит повторить, снова разложив картинки.

В работе с маленькими детьми поддержка взрослого заключается в том, чтобы проследить, не расположены ли части перед ребёнком вверх тормашками. Учащимся среднего звена помощь уже не нужна.

Если результаты тестирования в дальнейшем не потребуются, все полученные сведения можно записывать в свободной форме, не формируя протокол

По итогам теста формируется протокол:

Экспериментатору, прежде чем заполнять форму, следует внимательно посмотреть на порядок, которым руководствовался ребёнок, выстраивая элементы. Записывать в отчёт его можно, выслушав рассказ испытуемого до конца (например, 5, 3, 2, 1, 4).

Файл: Картинки к диагностике «Последовательность событий»

Обработка и интерпретация результатов

Знаменитая английская писательница Агата Кристи говорила: «Неопровержимая логика характерна только для ненормальных людей».

На основании проделанной работы экспериментатор может сделать следующие умозаключения об интеллектуальном уровне развития испытуемого:

  • высокий – малыш сам установил последовательность изображений (даже с 1 ошибкой), придумал логичный рассказ, связно рассказал историю;
  • средний – ребёнок воспроизвёл порядок событий, но рассказ составить не смог, лишь позднее подхватил наводящие вопросы взрослого и в конце концов сформулировал историю;
  • низкий – испытуемый не смог выставить картинки в правильном порядке, а также отказался составлять рассказ или же:
    • по карточкам, расставленным самостоятельно, придумал абсолютно нелогичное повествование;
    • придуманный сюжет не соответствует изображениям;
    • каждую картинку испытуемый описывает как отдельную историю;
    • малыш просто называет отдельные нарисованные на листе предметы.

Развить логику и внимательность поможет чтение с ребёнком вслух и обсуждение прочитанного

Кроме этого, об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует ряд сопутствующих факторов:

  • Если испытуемый с удовольствием подхватывает подсказки взрослого, то это говорит о том, что развитие логического мышления малыша находится в пределах нормы, но может быть немного инертным. Для активизации мыслительных процессов ребёнку нужно как можно чаще читать вслух и выполнять задания после чтения (например, отвечать на вопросы, воспроизводить последовательность событий узнанной истории). Когда испытуемый не понимает замечаний взрослого, то следует обратить внимание на стиль общения с малышом. Возможно, на него в семье часто кричат, потому он и не вслушивается в слова экспериментатора.
  • Если речь ребёнка связная, грамматически верно построенная, то образно-логическое мышление у испытуемого находится на высоком уровне. При нарушениях грамматики языка малыша нужно тренировать. Для этого необходимо просить его комментировать всё происходящее вокруг - так испытуемый научится связывать образы с описанием в своём сознании.
  • Если тестируемый изъясняется лаконично, то, скорее всего, это особенность его темперамента, а вот в случаях излишней детализации и связанных с этим отвлечений можно говорить о низком уровне процессов обобщения.

Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» поможет узнать, умеет ли ребёнок логически рассуждать и выстраивать причинно-следственные связи, что важно для успешного обучения малыша в школе. Допускается также использовать её и для тренировки обозначенных навыков.

Анализ пищевода или тест Бернштейна проводят для проверки мускульного движения и сжатия, силы и координации пищевода. Тест Бернштейна включает следующие исследования:

  • Анализ на кислотность пищевода или pH-мониторинг – они необходимы для того, чтобы измерить содержание pH в пищеводе. Низкий уровень предполагает рефлюкс кислоты.
  • Манометрия пищевода измеряет характер и силу сокращений мышц пищевода.

Причины проведения теста Бернштейна

Существует несколько причин для проведения данного анализа:

  • Он помогает выяснить, ощущается ли боль в груди в следствии ЖПР (желудочно-пищеводного рефлюкса)
  • Может установить причины, предшествующие симптомам ЖПР
  • Проверяет насколько эффективно лечение ЖПР
  • Устанавливает природу спазмов пищевода и боли в груди
  • Ведет наблюдение за тем, соответствует ли норме работа пищевода

Подготовка

  • За день до теста откажитесь от приема антацидов, средств для снижения кислоты.
  • Врач также скажет, какие другие медикаменты стоит избегать перед тестом.
  • За день до теста исключите алкоголь.
  • За 17 часов до проведения исследования необходимо прекратить прием пищи.
  • Необходимо сообщит врачу о других проблемах со здоровьем, таких как, болезни сердца, сердечная недостаточность и варикозное расширение вен пищевода.

Процедура

Во время процедуры ваши нос и глотка будут под анестезией. В ваш нос будет вставлена узкая трубка, которая будет проходить через глотку в желудок. Это может вызвать у вас рвотный рефлекс. Чтобы преодолеть данное ощущение, рекомендуется медленно дышать и сконцентрироваться на дыхании. Во время процедуры ваше кровяное давление и пульс будут отображаться на мониторе.

PH-мониторинг

Зонд, проходящий через нос/рот в нижний пищевод, используется для слежения за уровнем pH.
За дальнейшими деталями о проведении теста обратитесь к вашему врачу.

Ощущения после теста

  • Когда зонд поместят в пищевод, вы почувствуете рвотные позывы, а смазка может показаться отвратительной на вкус.
  • Если будет добавлено большее количество кислоты в желудок, у вас может начаться изжога.
  • Горло может быть воспалено, но эти ощущения пройдут через несколько дней.

Возможные риски

Риски могут быть следующие:

  • Вы можете ощущать нерегулярное сердцебиение.
  • Трубка может случайно попасть вместо пищевода в дыхательное горло.
  • Трубка может сделать отверстие в пищеводе.

Результаты

Обычно через несколько часов результаты исследования вы можете узнать у своего врача.

Этот метод может использоваться с целью раннего выявления эзофагитов у детей в условиях поликлиники. Следует указать, что этот тест носит ориентировочный характер при выявлении патологии пищевода и а настоящее время практически не используется. В основе теста лежит оценка субъективных ощущений ребенка при искусственном закислении нижней трети пищевода 0,1Н раствором соляной кислоты. Известно, что водородные ионы относительно легко диффундируют в слизистую оболочку пищевода, вызывая ощущение боли или изжоги. Воспроизводя искусственно ту клиническую ситуацию, которая возникает при гастроээофагеальном рефлюксе, врач имеет возможность заподозрить патологию пищевода при появлении у обследуемого загрудинных болевых или иных ощущений

Для проведения теста используется перфузионный аппарат, который состоит из двух сосудов, укрепленных & штативе, и соединенных через тройник с зондом. Первый сосуд заполнен физиологическим раствором, второй - 0,1Н раствором соляной кислоты. Температура обоих растворов около 37°С. Для регулирования лодачи жидкости из флаконов предусмотрено два зажима Обследуемому натощак вводится в пищевод дуоденальный зонд с таким расчетом, чтобы оливг была выше пищеводного клапана на 5 см. Перфузия начинается с введения в пищевод физиологического раствора со скоростью 30 каламин (поэтому в системе следует предусмотреть капельницу). Раствор вводится в течение 3-4 мин. Затем незаметно для обследуемого производят переключение на перфузию раствора соляной кислоты, вводится примерно 100 капель раствора за 3 мин.

Тест оценивается как положительный , если при перфузии раствора соляной кислоты в первые 3 мин исследования у возникла боль за грудиной или изжога; слабоположительный - если введение соляной кислоты вызывает ощущение холода за грудиной; и отрицательный - если перфузия соляной кислоты не вызывает никаких ощущений.

Ниточковая проба

Для диагностики гастроэзофагеального рефлюкса может помочь так называемая "ниточковая" проба, предложенная А В. Можейко (1991) и С В. Царелородцевым (1986)

Исследование проводится утром натощак. Перфорированный через каждый сантиметр тонкий зонд с протянутой внутри нитью» окрашенной конго красным, вводит ся через носовой ход до нижней трети пищевода (длина, равная расстоянию от под бородка до мечевидною отростка). Спустя 30-60 мин зонд с нитью извлекается.

В зависимости от кислотности пищевода цвет нити, удаленной из зонда, меняется от красно-фиолетового (рН 4,0-5,0) до синего (рН 3,0-4,0) и черного (ph < 2.0). Проба позволяет оценить высоту заброса желудочного содержимого в пищевод от нижней трети пищевода до ротоглотки.

Ниточковая проба также носит ориентировочный характер , но она является очень надежной и может использоваться в непрофильных медицинских учрежде; ниях для диагностики гастроэзофагеального рефлюкса.

Шкалы: уровень развития узнавания

Назначение теста

Исследование процессов восприятия и узнавания детей и взрослых.

Описание теста

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Инструкция к тесту

Первая инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».

Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом-случае».

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

E = M / 9 + N , где

. М - число правильно узнанных фигур,
. N - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

Источники

Узнавание фигур / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.86-87.