Какое название получила экономическая реформа правительства Е. Гайдара

В 1992 году в Российской Федерации было осуществлено множество экономических преобразований. Они радикально изменили страну. Был осуществлён переход от плановой экономики к рыночной. Экономисты, историки и политики расходятся в оценках этих реформ. В чём был смысл преобразований, как на них реагировали люди и почему был выбран именно такой путь, обсудили эксперты .

Вопросы:

В какой ситуации находилась страна до реформ?

Евгений Ясин

В экономической области мы приближались к краху, который был обусловлен снижением цен на нефть, несбалансированностью бюджета, невозможностью закупать важные для нас товары за границей, ухудшением материального положения трудящихся. Политическая сторона также была крайне сложна. Я подозреваю, что ещё с сентября 1990 года ближайшие соратники Горбачёва по его партийной работе выдвинули определённые требования, которые он сначала выполнял, а потом не захотел.

Александер Руцкой

Страна находилась в состоянии экономического кризиса. Неглубокого, незатяжного кризиса. Если подойти к теме выхода из кризиса, используя труды Джона Кейса, сторонника управляющей рыночной экономики, то мы однозначно получим позитивный результат. Я не знаю, чем руководствовался господин Гайдар, ссылаясь на Фридмана, но гайдаровские реформы не имеют ничего общего с теорией Фридмана. Это просто сплошная дурость, которая в конечном итоге привела страну к дефолту.

Были ли реформы продуманными?

Евгений Ясин

Когда вы приступаете к реформам, разговор относительно того, что они продуманы и так далее, это пустой разговор, потому что в совокупности, во взаимосвязи вы можете принимать решения, которые составляют некое ядро - начало реформы. А дальше уже смотрят по обстоятельствам и принимают меры, которые будут вынуждаться обстоятельствами. У Гайдара была продуманная программа реформ. Сначала её принципиальной позицией была либерализация цен, что он и сделал. С моей точки зрения, это было совершенно правильным решением, потому что оно открывало возможность решения тех многочисленных проблем, которые таились в плановой экономике. Второе ядро - это приватизация. Она была более долгосрочной. Это не столько административный ход, а акт институциональный и лежащий в изменении поведения населения.

Александер Руцкой

Нет, они делались спонтанно. Знаете, у того же Джона Кейса, на которого я только что ссылался, есть замечательное высказывание: переход к новым формам экономических отношений через либерализацию цен - это путь в нищету. Что, собственно, и было сделано Гайдаром.

Была ли альтернатива этим реформам?

Евгений Ясин

Я считаю, что альтернатива может быть и была. Было два варианта - либо шоковая терапия, то есть максимально жёсткий и короткий рывок, либо вы предпринимаете действия медленного характера, которые растягиваются. Правительством Рыжкова был применён второй вариант. В той обстановке, в которой находилась Россия, растягивание реформ было затруднительно. Каждый шаг вызывал сопротивление и необходимость каких-то решений, которые бы дополняли или каким-то образом исправляли то, что вы сделали. Этот путь применялся и раньше, но не привёл к нужному результату.

Александер Руцкой

Конечно, была. Было альтернативное предложение Явлинского, было альтернативное предложение Абалкина, было эскизное предложение Глазьева. Они отличались от гайдаровских идей тем, что предложения носили характер приоритетности и последовательности, без выдумывания каких-то изобретений. Нельзя было начинать с либерализации цен, это раз. Во-вторых, сама идея проведения приватизации - это законченная глупость. В итоге мы видим, кому сегодня принадлежит национальное достояние страны. Откройте журнал Forbes и посмотрите биографии этих миллиардеров, тогда поймёте. Десятки поколений создавали национальное достояние страны, и оно было распылено через залоговые аукционы практически за бесценок. Буквально недавно показали интервью самого господина Чубайса, где он говорит: «Нам было всё равно, сколько заплатят за предприятия, за энергосистему, нас интересовало одно - вбить в крышку коммунизма последний гвоздь». Вот на этих принципах и строилась приватизация.

Как люди восприняли реформы?

Евгений Ясин

Те граждане, которые жили в крупных городах и в некоторой части средних, восприняли это положительно. Что касается села, малых городов и определённой части населения средних, больших городов, они ожидали чего-то хорошего, но резко повышались цены, ужесточалась финансовая политика. Многие были недовольны.

Александер Руцкой

По этому поводу Гайдар тоже сказал. Когда ему доложили, что нищета населения достигла такого апогея, что люди просто вымирают, господин Гайдар ответил, что это естественный отбор. Вся страна была поставлена не только на колени, а вообще в неудобное положение - на четвереньки. К нашей стране относились наплевательски. Вооружённые силы были уничтожены, ВПК разграблен. Природные ресурсы розданы налево и направо. Бюджетообразующие предприятия были проданы за бесценок.

В какой ситуации находилась страна после реформ?

Евгений Ясин

Основные итоги реформы были подведены в 1997 году. Были сделаны важные шаги. С одной стороны, в этом году мы можем наблюдать финансовую стабилизацию. Обращаю внимание, что инфляция 1997 года составила 11% против 2500% в 1992 году. Финансовая стабилизация, то есть завершение процесса либерализации цен и стабилизации хозяйства, в основном завершилась в 1997 году. Потом наступил 1998 год, и мы получили последствия создания нашего собственного финансового рынка, продажи государственных ценных бумаг. И дальше начался кризис, поскольку доверия к новым бумагам не наблюдалось. Ситуация была неустойчивой. Можно было бы сделать вывод, что реформы были неудачны. Но на самом деле уже к концу 1998 года, после девальвации, стало ясно, что в экономике наступает оживление. Оно наблюдалось в 1999 и в 2000 годах. Оживление в дальнейшем показало, что в России начала работать рыночная экономика. Поэтому уже тогда можно было делать выводы, что в конечном счёте эти реформы были успешными.

Александер Руцкой

Все помнят, до какого состояния была доведена страна: челночники, спорткомплексы стали рынками. Все везде торговали. Предприятия закрывались. Зарплату не платили. Пенсии не платили. Как можно назвать это состояние? Коллапс. Не только экономический, но и социальный. Спустя 5 лет в 1998 году мы получили итог этого бездарного руководства страной и бездарного проведения реформ - дефолт. Самое позорное явление в экономике, когда страна не способна платить как по внутренним, так и по внешним долгам.

· отпуск цен

· введение свободной торговли

· развитие предпринимательства

· приватизация (передача государственной собственности в частные руки-осенью 1992г. граждане страны получали приватизационные чеки- ваучеры , которые давали право на приобретение акций предприятий; предполагалось, что в стране будет создан широкий слой собственников; граждане мало получили от ваучерной приватизации, так как в условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались; большинство ваучеры продали либо вложили в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование; контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий, которые становились их собственниками; проводил приватизацию-Чубайс) .

G Реформы Гайдара проводились под руководством международных финансовых организаций (Международный Валютный Фонд-МВФ). Правительство получало кредиты, если соблюдало рекомендации МВФ, это привело к формированию огромного государственного долга).

Итоги реформы Гайдара:

  • жизненный уровень был отброшен на 10-15 лет назад
  • большинство жителей оказались за чертой бедности
  • обесценивание денежных сбережений граждан, хранившихся в Госбанке
  • либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции
  • за год цены выросли в 26 раз (официально)

31 марта 1992 год- представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации подписан Федеративный договор , по которому были разграничены полномочия Федерации и ее субъектов

Декабрь 1992г. - Гайдар ушел в отставку и было сформировано новое правительство во главе с Черномырдиным (глава правительства 1993-1998г), который также придерживался рыночного курса.

На фоне стремительно ухудшавшегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью между президентом с одной стороны и Верховным Советом и Съездом народных депутатов с другой. В стране сложилось двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета Хасбулатов и вице-президент Руцкой .

В обострившейся ситуации двоевластия Ельцин издает указ 21 сентября 1993г. объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно на 12 декабря 1993г. были назначены выборы в Федеральное собрание. Верховный Совет не признал указ Ельцина и срочно собравшийся X Съезд народных депутатов лишил Ельцина президентских полномочий, передав его обязанности Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом.

3-4 октября 1993г.-вооруженные столкновения у Белого дома и здания телецентра. Белый дом был захвачен. Руководители оппозиции были арестованы.

В начале 1992 г. руководство России во главе с Президентом Б.Н.Ельциным пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике. Открыто было заявлено, что переход к рыночной экономике требует перехода к новой модели общественного развития.

Новое правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных экономических реформ в области народного хозяйства. Предполагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были направлены на резкий перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. «Шоковые» меры должны были быть направлены против командно-бюрократической системы, которая не способна решать какие-либо позитивные задачи, зато имеет огромный потенциал и опыт в подавлении всего прогрессивного. Перед правительством встала принципиальная задача обеспечить условия экономического роста.

Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Российские цены были слишком быстро выведены на мировой уровень, рынки сбыта существенно уменьшились, либерализация цен, и переход к жесткой финансовой политике должны были вызвать сокращение спроса и производства. Однако в течение первого полугодия темп спада не превышал в большинстве отраслей 11-13%, но уже к концу года спрос на товары практически исчез. Если раньше некоторые из них были конкурентоспособны хотя бы по цене, то быстрое движение к мировым ценам устранило это преимущество. Из конкурентных отраслей остались только отрасли, связанные с экспортом нефти, газа и частично ВПК.

Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в России выросли почти в 26 раз; снизился уровень жизни населения. Произошло сокращение инвестиционных, промышленных программ и расходов на социальную сферу. В 1992 г. правительство Е.Гайдара в целях борьбы с инфляцией встало на путь сознательной невыплаты людям заработной платы. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности. Это коренным образом отличало проводимую российским правительством реформу от рыночной реформы периода перестройки, не выходившей за рамки социализма. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Большинство предприятий превратились в частные, акционерные общества. Однако в руках государства остались значительные пакеты акций крупных предприятий, играющих ведущую роль в российской экономике.

Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. В частности, появление новых форм хозяйствования: открытых и закрытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственных кооперативов.

Проводимые правительством Гайдара реформы резко критиковались Верховным Советом, который добивался смены Кабинета. Президент Б. Ельцин решительно поддерживал правительственный курс экономических реформ. Однако под давлением парламента и консолидировавшейся оппозиции, к лету 1992 г. правительство Е. Гайдара было вынуждено ослабить свою экономическую политику.

В целях предотвращения спада производства, возросли кредитные вливания в экономику. Характерной чертой экономических реформ в России этого периода стали крупномасштабные внешние займы, в итоге условия функционирования российской экономики во многом определялись под влиянием и непосредственном участии международных финансовых организаций, в первую очередь Всемирного банка и МВФ.

Все усилия по укреплению финансовой системы результатов не дали. Контроль над экономикой постепенно утрачивался. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов произошла сильнейшая конфронтация между исполнительной и представительной властями. В результате, президент ослабил свои позиции и Е. Гайдар был вынужден уйти в отставку. Однако общий курс радикальных экономических реформ сохранился, но была широко признана необходимость корректировки принятого курса реформ.

За год реформы в России была во многом осуществлена намеченная реформаторами программа: либерализации цен, перехода к жесткой финансовой и кредитной политике, введения новой налоговой системы, изменения внешнеэкономической и валютной политике, выражением которых стал свободный курс рубля; разработки и начала реализации программы приватизации. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали тяжелые социально-экономические последствия. Поставленные цели оказались не достигнуты в полной мере, а многие из них были нереальны.

В последствии реформы в стране так не сложились условия для эффективной конкуренции, не был создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала, не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного использования ресурсов, не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры. В течение пяти лет после начала реформ в экономике наблюдался спад производства. Правительство не имело серьезной промышленной политики и не предприняло мер для усиления контроля над государственным сектором и недостаточно содействовало развитию производства в частном секторе.

Ключевой итог реформы - снижение уровня жизни населения при одновременном росте социальной дифференциации. Сильнейший удар испытало население вследствие обесценения его сбережений, начавшееся ускоренное расслоение неизбежно оказалось связанным с ухудшением благосостояния и даже обнищанием определенных групп населения. Деятельность правительства Гайдара и возможность его влияния на эти процессы были весьма скромными, свелись к маневрированию, под давлением парламента, профсоюзов и других сил, иногда приводили к неоправданно жестоким и несправедливым действиям.

Тем не менее, все же был сделан качественный скачок в общественной и экономической жизни, большой исторический шаг вперед. Россия избавилась от элементов тоталитарного государства: было покончено с всеобщей экономической и личной зависимостью от государства, население получило основные гражданские свободы и основы рыночной экономики. Реформа предоставила гражданам право экономического самоопределения - каждый сам волен выбирать, ориентируясь на свои возможности и желания: стать предпринимателем или наемным работником в государственных структурах. Именно свобода выбора является основой личной свободы людей и фундаментом раскрытия творческого потенциала личности. Россия, отойдя от принципа коллективизма, свойственного советскому обществу, в первые годы реформ отдала предпочтение индивидуализму, определявшему стиль проведения рыночных реформ. В этом выборе большую роль сыграло давление внешних обстоятельств: стремление поскорее войти в мировое политическое, социально-экономическое и интеллектуальное пространство, побуждало Россию механически заимствовать характерные для развитого западного общества индивидуалистические ценности.

Неудача предпринятой попытки в исторически короткие сроки реформировать советскую экономику была вызвана различными факторами и причинами. Прежде всего, это не учет реалий советской экономической системы; постановка абстрактных и во многом не реальных целей; а так же ошибки, допущенные при определении содержания и последовательности мер экономической и социальной политики. Реформаторы принимали ту стратегию, которую им рекомендовали МВФ и Всемирный банк, иногда противоречащую научным рекомендациям, не очень задумываясь о том, в какой степени она подходит для России, с учетом ее внутренних особенностей.

Не были обеспечены политическая стабильность и политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ. Наоборот, разразилось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Во многом, тяжелые последствия «шоковой терапии» были связаны с изменением основной цели преобразований. Главная цель, сформулированная ранее: построить гражданское общество с передовой экономикой, основанной на рыночной системе, была заменена иной установкой: реализовать такие преобразования, которые подорвут социально-экономическую базу возможных рецидивов путча, реставрации коммунистической системы, а все остальное, включая гражданское общество, рыночную экономику и прочее как-нибудь потом получится. Институциональные реформы, которые были необходимы для формирования новой экономики, способной решить стоявшие перед страной задачи были отодвинуты на второй план, что было существенной ошибкой при попытках осуществить либеральные рыночные реформы и обусловившей в конечном итоге их неудачу.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть "командой Гайдара". гайдар экономист министр председатель

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Дополнительные источники

  • 1. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.
  • 2. Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  • 3. Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

В ноябре 1991 года, после августовского путча и незадолго до окончательного распада Совесткого Союза, первый президент России Борис Ельцин искал человека, который сможет, в составе правительства страны, провести радикальные экономические реформы, покончив с плановой экономикой. Этим человеком оказался экономист Егор Гайдар. В год 25-летия начала работы правительства Ельцина-Гайдара «Лента.ру» вспоминает, как страну переводили на рельсы рыночной экономики.

Предпосылки реформ

К концу 1991 года в СССР сложилась безвыходная ситуация. Страна, только что пережившая попытку августовского государственного переворота (ГКЧП), была готова распасться на союзные республики. Причиной тому в немалой степени была экономическая ситуация, сложившаяся в Советском Союзе к началу 1990-х годов.

Низкие цены на нефть и изжившая себя плановая экономическая система, ориентированная на оборонный комплекс, поспособствовали тому, что к этому времени государство стало фактически банкротом. Зерно и другие товары первой необходимости частично закупалось за границей, существовал ужасный дефицит товаров народного потребления. Золотовалютный резерв практически иссяк, рубль был ничем не обеспечен. И если в крупных городах кризис не так сильно ощущался, то в глубинке складывалась катастрофическая ситуация.

Необходимость полномасштабных экономических реформ, а не постепенных мягких преобразований в то время была очевидна. Разные коллективы экономистов создавали свое видение будущей России. Наиболее известной из нереализованных программ является «500 дней» Григория Явлинского и Станислава Шаталина, основной особенностью которой была постепенная приватизация жилья и мелких предприятий, плюс осторожное акционирование крупных. Все это должно было происходить в рамках единой страны - СССР.

Но ГКЧП фактически поставил крест на новом союзном договоре между советскими республиками. Последний гвоздь в гроб Советского Союза был вбит 8 декабря 1991 года, когда главы России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В этой ситуации первый президент Российской Федерации Борис Ельцин сделал ставку на радикальную программу реформ экономиста Егора Гайдара. Гайдар, занимая должность Первого заместителя Председателя Правительства РФ, и занялся ее реализацией, начиная с января 1992 года.

Либерализация цен

В конце 1991 года желающих возглавить правительство России было немного, и поэтому Борис Ельцин решил сам встать во главе кабинета министров. Он понимал, что шансов на то, что население страны воспримет реформы положительно, практически нет, и, как авторитетная фигура, решил взять на себя груз ответственности. Несмотря на то, что народ адекватно оценивал сложившуюся в экономике страны ситуацию, подавляющее большинство было против либерализации цен, да и вообще всего, что могло ударить и так почти пустому карману.

Днем начала реализации программы Гайдара можно считать 2 января 1992 года, когда были отпущены цены (на все, кроме некоторые жизненно важные категории продуктов и услуг) и временно отменены пошлины на импорт, - Россия шагнула в рыночную экономику. Понятно, что шаг не пришелся на твердую поверхность - забрызгало всех. Только за один месяц цены в среднем поднялись в 3,5 раза. Но, благодаря этому и отмене пошлин, прилавки магазинов стали наполняться продуктами, пусть и очень малая часть населения могла их себе позволить.

Большая барахолка

Следующая веха - указ о свободе торговли, принятый в конце января. Страна превратилась в одну большую барахолку. Все торговали буквально всем, устанавливая цены на товар по собственному усмотрению.

Фиксированные цены на социально значимые категории продуктов (хлеб, молоко и другие) продержались недолго - их отпустили в мае 1992 года. Колхозы не хотели отпускать зерно за копейки - если все зарабатывают деньги, то почему нельзя им?

Внешних источников зерна не было, золотовалютные резервы были проедены еще до краха СССР, и закупать его было не на что. Помощь Запада запаздывала - только в июне 1992 года МВФ наконец-то выделил мизерный кредит России.

В стране набирала обороты инфляция. Происходило это не столько потому, что государство начало печатать деньги, а по причине того, что бывшие союзные республики, в то время находившиеся в общем рублевом пространстве, стремились выпустить как можно больше советских рублей, которые стекались в Россию.

Чем платить

Промышленность в этих условиях практически умирала. Качество советских товаров оставляло желать лучшего, и их мало кто покупал, но зарплату сотрудникам все равно надо было платить. Тогда правительство приняло решение о выделении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств. У людей появились деньги, которые они смогли тратить, и это тоже подхлестнуло рост цен. Впрочем, альтернативой было оставить людей вообще без возможности что-либо приобрести (зато цены бы не взлетели так сильно).

Интересно, что Гознак в то время не знал, кому он подчиняется: Гайдару, главе Верховного Совета Хасбулатову, или вообще советскому Министерству финансов, которое прекратило своей существование, но по закону имел в подчинении это ведомство. Хасбулатов вызвал Леонида Алексеева, руководителя Гознака, и устроил ему выволочку за то, что, мол, он печатает бумажки, из-за чего в стране инфляция. Из-за этого заказ правительства на выпуск денег крупного номинала для кредитования предприятий не был выполнен в срок, и многие их сотрудники остались без зарплаты.

Разумеется, население страны никак не могло быть довольно таким ходом дел. Однако самого худшего не произошло: массовый голод не наступил, электричество зимой отключать не пришлось, и к весне ситуация в экономике худо-бедно стабилизировалась.

Враг всех

Но этих трех месяцев вполне хватило парламентариям Верховного Совета и вице-президенту России Александру Руцкому, чтобы по их прошествии заявлять о необходимости отставке правительства и совершении коренного поворота в экономическом курсе страны. Рецепт процветания был прост: снизить налоги и цены, а зарплаты повысить - пункты, фактически, взаимоисключающие.

Гайдар и его команда отреагировали на такие заявления быстро - немедленным заявлением об отставке кабинета министров из-за невозможности взять на себя популистские обязательства, навязываемые Верховным Советом. Но это не удовлетворило депутатов - казалось бы, все так хотели, чтобы правительство ушло, но, видимо, брать реальную ответственность за происходящее в стране никто больше не хотел. В тот же день Верховный Совет одобрил проводимые реформы.

Впрочем, лоббисты иного экономического курса - в основном, бывшая советская номенклатура - начали сразу после Съезда давить на Ельцина, убеждая создать в правительстве блок в противовес гайдаровскому. Президент не стал этого делать и продолжал поддерживать преобразования, проводимые командой Гайдара, из-за чего эти люди начали распускать слухи о том, что Ельцин пляшет под дудку Запада, и конечный итог реформ - отдать страну на растерзание представителям иностранного капитала. Именно здесь и стоит искать истоки попытки захвата власти консервативными группами в октябре 1993 года.

Приватизируй это

Третий этап реформ - официальное начало приватизации, хотя неофициально она и так шла в стране еще с 1986 года - полная власть на предприятиях была отдана в руки директоров, развивалась так называемая кооперация (по сути - частный бизнес). В 1992 году Анатолий Чубайс объявил об издании приватизационных чеков - сертификату, который давал каждому гражданину право на часть государственной собственности.

На предприятиях ваучеры меняли на акции - всего трудовым коллективам было решено передавать 51 процент акций каждого завода или фабрики, чтобы трудящиеся стали их совладельцами. Но в реальности приватизационные чеки у финансово неграмотного населения скупали за бесценок все те же директора.

Ваучеры скупали у народа и инвестиционные фонды, которые, по идее, должны были их выгодно вложить и выплачивать дивиденды своим клиентам. Свежо предание - конечно же, приватизационные чеки продавались этими фондами заинтересованным в приобретении государственной недвижимости личностям.

Итоги

История правительства Гайдара-Ельцина закончилась в декабре 1992 года. Верховный Совет не утвердил его на посту премьер-министра страны. Говорят, что дело не столько в непопулярных реформах, а в том, что все его противники перед голосованием ходили к нему и требовали ввести в правительство своих людей, предлагали деньги. По этой версии отказ Гайдара играть по их правилам и привел к его отставке.

Оценки проведенных его правительством преобразований резко разнятся. Кто-то говорит, что альтернативы гайдаровским реформам не было. Другие утверждают, что именно он развалил великую страну или просто действовали слишком резко, в спешке. Тот же Григорий Явлинский, один из авторов «500 дней» впоследствии утверждал, что России вовсе не грозил голод - теневая экономика отлично работала, и катастрофы бы не произошло, если бы преобразования производились мерно, чинно, постепенно.

Есть и другая точка зрения. Сторонники политики Егора Гайдара уверены, что нужно учитывать не только экономическую, но и политическую ситуацию в стране: полный развал институтов, волнения граждан, неразбериха и анархия. Именно это, а не только угроза голода, по их мнению, представляло основную угрозу - постепенные реформы просто никто не стал бы терпеть. Так это, или нет, можно гадать вечно, но Егор Гайдар сделал свое дело и ушел. На его месте мог быть кто-то другой, с другими взглядами на проблему, но оказался именно он.