Стены древнего вавилона. Архитектурные сооружения древнего вавилона Где находится Вавилон

Вавилон при Навуходоносоре II

Навуходоносор II объединил под вавилонской властью всю Месопотамию, сделал Вавилон центром мира, он остановил агрессию египтян в Сирии, подчинил себе Финикию, Палестину.

При Навуходоносоре II начали с размахом обстраивать Вавилон, который подвергся серьезному разрушению Синахерибом в 689 году во время нашествия ассирийцев. Навуходоносор II искренне любил сооружения Вавилона. Царь собственными руками рубил кедры для вавилонских дворцов.

При этом правителе каналы Вавилона расчистили, главную процессионную дорогу замостили, реставрировали храмы разных богов. В 561 году до нашей эры Навуходоносор умер. После него только царь Набонид в 566-538 годах до нашей эры занимался активно строительством в Вавилоне. Следует отметить, что новый период подъема Вавилонии оказался непродолжительным. Нововавилонское царство погибло в борьбе с племенами иранцев, мидян и персов и мидян. Персы победили вавилонские войска в 538 году до нашей эры и без боя взяли Вавилон. При этом персы не тронули города.

Замечание 1

После включения Вавилона в состав персидской державы, он уже не стал играть прежнюю роль. История ново-вавилонского строительства исчерпывается семьюдесятью годами от момента падения Ниневии и до взятия персами Вавилона.

Информацию о плане, устройстве, главных зданиях Вавилона можно получить из материалов вавилонских летописей и по сведениям греческих писателей.

В Лондоне хранятся клинописные записи Навуходоносора, которые касаются его работ по строительству и восстановлению различных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора свидетельствуют о том, что Вавилонская башня не была достроена при нем. Он построил зиккурат высотой в семь этажей. Это была высота небывалая в архитектуре Двуречья. В Вавилоне было пятьдесят три храма, часть реставрированных старых, а часть вновь построенных. Новейшим явлением в городе бстало строительство алтарей и капелл разбросанных по улицам.

Замечание 2

Со строительством дворцов Навуходоносора связано появление «висячих садов», впоследствии приписанных царице Семирамиде.

При Навуходоносоре было развито и военно-оборонное строительство. Было сооружено две новые стены. Таким образом, город окружили тройной стеной. Стена была тридцать метров толщиной и на каждых двадцати метрах располагалась башня. Стена строилась из обожженных кирпичей, связанных жидким асфальтом (битумом). Стена была окружена рвом, обложенным кирпичом.

Раскопки Вавилона

Раскопки, которые были проведены в двадцатом веке, дают полную картину о Вавилоне VI века до нашей эры. Это был грандиозный город с населением около 200 тысяч жителей. Длина всех стен Вавилона была равна 18 км. План города по форме напоминал скошенный прямоугольник, ориентированный по сторонам света с отклонением от направления на север под единым углом в 16 градусов. Евфрат разделял город на две половины. Восточная часть города более старая, в ней располагался «внутренний город» - акрополь, храм и зиккурат. К северу от них располагались дворцы царя Навуходоносор. Самым масштабным из них был южный. Рынок находился внутри города.

Замечание 3

За пределами города, как показали раскопки, располагались многочисленные предместья. На юго-запад от города было вынесено городское кладбище. За городские стены также вынесли северный дворец.

Планировка города

В Вавилоне было девять ворот:

  • с запада - ворота Адада;
  • на севере -Лугальгирры, Иштар, Сина;
  • на востоке - Мардука, Нинурты.

Все ворота были началом одной из прямых длинных улиц, которые делили город на квадраты. Улицы назывались в честь божеств, которым посвящались ворота. От величественных ворот Иштар, открывавших дорогу на север и расположенных в непосредственной близости от дворца, внутрь самого города шла самая большая улица Вавилона, так называемая, «Дорога процессий». Она пересекала улицу Мардука, протянувшуюся с юго-востока к главному храму Вавилона. Дорога процессий в середине была замощена полосой шириной 7,5 метров прямоугольными плитами из белого известняка с полосками красной брекчии. Улицы же жилых массивов, были очень узкими.

Храмы Вавилона

Ново-вавилонскиех храмы были построены по продольно-осевому плану. Наиболее отчетливо он представлен в храме Нин-Мах, который расположен рядом с северными воротами Иштар. В центре самого храма располагался двор с колодцем, а уже вокруг двора асимметрично располагались помещения для проживания жрецов. На севере, в конце прохода, размещался алтарь.

Храм Гулы с башней врачевания состоял из двух внутренних дворов, жилищ жрецов, а также помещения для оракула и большого госпиталя. Огромная площадь главного храма и зиккурата выходила на улицу Мардука большими двойными воротами. Только три дня в год их открывали для прохода процессий, все остальное время они были закрыты. Святилище состояло из отдельных капелл, их было шесть в честь шести богов.

Главный дворец Навуходоносора, южный, располагался в старой части города. Он возвышался на большой кирпичной террасе, тридцати метров в высоту. Дворец делился на две части: восточную и западную. По плану это была трапеция не очень правильной формы. Вход располагался на востоке, на короткой стороне. Пять дворов по одной оси объединяли комплекс дворца. В восточной части размещались дворцовый гарнизон и стража. В северном углу, на высоких кирпичных сводах были помещены знаменитые «висячие сады Семирамиды», причисленные к семи чудесам света. Западная часть во дворце предназначалась для придворных, служащих.

Дворцовым центром считалась средняя часть, с внушительным квадратным двором в середине с колодцем. К югу от данного двора, лицом к северу, находился тронный зал царя Навуходоносора. Вытянулся тронный зал на шестьдесят метров, а толщина стен достигала семи метров. Фасад зала декорировался плиткой: на темно-синем фоне ряды пальм и цветов лотоса, стилизованные колонки с двойными капителями; внизу львиный фриз. У тронного зала было три симметричных входа, но не было окон.

Жилые дома Вавилона

Об архитектуре жилых домов в Вавилоне известно мало. Информация из записей Геродота о трехэтажных и четырехэтажных домах в городе, завершающихся сводами и куполами, археологией на сегодняшний день не подтверждена. Фасад жилого дома, который выходил на улицу, представлял собой массив с входной дверью без окон, дверь перекрывалась аркой. Стены домов выкладывались из сырца и, предположительно, покрывали белой штукатуркой. Внутри дома был двор, куда выходили асимметрично разнесенные жилые помещения, небольшие и защищенные от жаркого солнца толстыми стенами.

В середине XIX в в Междуречье, на территории современного Ирака, начались раскопки. Они продолжаются до сих пор. Найдены остатки зданий и даже целых городов, извлечены из земли статуи и рельефы, предметы и оружие. По этим вещам мы знакомимся с культурой, бытом и искусством, созданными в глубокой древности жителями Междуречья, или Месопотамии, как называли древние греки долину между Тигром и Евфратом.

На юге Месопотамии в начале III тысячелетия до н. э. возникли древнейшие рабовладельческие города-государства - сначала Шумер, а позже Аккад. Во II тысячелетии до н. э. вавилонский царь Хаммурапи подчинил своей власти Шумер и Аккад. Так образовалось Вавилонское царство.

На севере, по среднему течению Тигра находилось другое рабовладельческое государство - Ассирия.

На многих архитектурных и скульптурных памятниках вавилонян и ассирийцев видны следы раскраски. Глазурованные кирпичи из облицовки зданий до сих пор сохранили свои яркие цвета. Поэтому, хотя у нас нет настоящих картин того времени, мы все же имеем некооторое представление и о живописи древних жителей Междуречья.

Около древнего города Ура археологи откопали большое кладбище. Там (особенно в царских могилах) нашли огромное количество самых разнообразных вещей, рассказывающих о великолепном искусстве древних ювелиров. Тут и шлем, выкованный иэ золота, и кинжал, украшенный тонкой резьбой, бусы, серьги, золотая и серебряная посуда. Но, пожалуй, лучше всего - золотая арфа. Спереди ее рама украшена инкрустацией из раковин с изображением фантастических животных. А внизу - золотая голова быка с темно-синей бородой из лазурита (минерал). Все эти вещи относятся к началу III тысячелетия до н. э.

Приблизительно к этому же времени относится и описание одного из городов Шумерского царства, Урука, которое дошло до нас в поэме о Гильгамеше. Эта поэма записана на двенадцати глиняных табличках четкими клинописными знаками. В ней рассказывается о подвигах царя древнего Урука Гильгамеша и о том, как он сделал свою столицу красивым и укрепленным городом (см. Библиотека царя Ашшурбанапала).

Лучше всего удалось восстановить архитектуру храмов. Они стояли в центре городов на высоких искусственных холмах и благодаря этому были хорошо видны отовсюду. Храм имел вытянутую прямоугольную форму, обе торцовые стороны прорезаны дверными проемами. Стены храма украшены чередующимися нишами и выступами. В середине здания помещался открытый дворик с алтарем для жертвоприношения богам. Основным строительным материалом вавилонян был кирпич.

Так же выглядел и храм, построенный в окрестностях Ура в конце III тысячелетия до н. э. Только вход в него был отделан более нарядно. Деревянные колонны с чешуйчатым узором, выложенным из разноцветных камней, поддерживали небольшой навес над дверью. На нем красовался медный рельеф с изображением львиноголового орла, который впивался когтями в двух оленей. Внизу у двери находились две статуи львов из меди. Внутри храма обнаружены фризы из шифера, на них белыми раковинами выложены целые картины: стада коров и телят, процеживапие молока, приготовление сыра.

Археологи нашли в Междуречье много каменных плит, или стел, с рельефами. Особенно знаменита одна - так называемая стела Нарам-Сина (ок. 2300 до н. э.). Она рассказывает об одном из походов аккадских царей в соседние страны. Художник умело использует высокую узкую плиту и, расположив воинов по спирали снизу вверх, показывает подъем войска в гору. Разбросанные в нескольких местах деревья говорят о лесистых склонах горы. До вершины поднялся только царь Нарам-Син. Он в два раза выше воинов, у него на голове шлем, в одной руке он держит лук, в другой - стрелу. А перед ним упал навзничь враг, пронзенный копьем. Над всеми возвышается вершина горы в виде конуса, и над ней солнце и луна - символы богов. Это уже настоящая композиция.

Дошли до нас памятники искусства и от времен вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Самый знаменитый из них - базальтовый столб с законами .

Сохранилась голова от статуи Хаммурапи: длинная борода, орлиный нос с горбинкой (Лувр, Париж). Так же выглядит Хаммурапи и на рельефе базальтового столба. Значит, уже тогда лица на статуях были портретами.

Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII - VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. Главные ворота богини Иштар в виде арки облицованы глазурованными кирпичами (музей, Берлин). На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор. За воротами находился храм бога Мардукас семиэтажной башней - зиккуратом. Высота ее 90 м, основание нижнего этажа 90 х 90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Зиккурат был основной архитектурной формой вавилонских храмов.

О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора (VI в. до н. э.). Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.

На высоких сводчатых арках из кирпича были расположены террасы. Поверх кирпичей залит асфальт, на нем - свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты. В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из "семи чудес света".

К северу от Вавилона, в Ассирии, археологи также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было бы назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э.) так и называлась Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них совершенно одинаковы - это два могучих великана, держащие одной рукой льва, как котенка. Повидимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва (Лувр, Париж).

По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо.

Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добичся этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, цветы деревья, животные.

Но, пожалуй, самыми интересными и понасюящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво. Эти памятники являются бесценным источником для изучения истории, жизни и быта древних, давно исчезнувших народов.

Литература:
Детская Энциклопедия, М. 1968.

В реальность существования древнего Вавилона ученые поверили с трудом и далеко не сразу. Свидетельства и мнения античных ученых и философов, таких, как Геродот или Страбон, не воспринимались всерьез еще в пятидесятых годах девятнадцатого века, поскольку было принято считать, что они, подобно детям, очень уж любят преувеличивать.


Действительно, согласно утверждениям Геродота, окружность стены, опоясывающей Вавилон, равнялась почти девяноста километрам! И хотя такие античные философы, как Диодор или Страбон были значительно менее “щедрыми” (они писали о том, что вавилонские стены имеют длину только 70 километров), не верили и им. Ведь даже столица Великобритании, Лондон, с ее двухмиллионным населением в середине девятнадцатого века имела окружность меньше 40 километров!


Стены древнего Вавилона


Если история и бывает справедлива, то далеко не всегда,. Потому что “стены вавилонские” не числятся (да и не числились никогда) по ведомству “семи чудес света”. А, собственно, почему? Ведь эти стены — одна из величайших загадок древнего мира.


Мы уже упоминали, что “стены вавилонские” имели длину около 70 километров. Ну хорошо, а что можно сказать об их высоте и толщине? Судите сами: по самым скромным оценкам высота “стен вавилонских” составляла не менее 22 метров!

Почти такую же высоту имеет 9-этажный дом современной постройки! Под стать высоте стен была и их толщина. В начале двадцатого столетия археолог Роберт Кольдвей, который всерьез взялся за раскопки древнего Вавилона, смог оценить этот параметр.

Реконструкция их дала следующий результат: первый пояс стен имел толщину семь метров, второй — около восьми метров, и, наконец, третий — три с половиной метра. Кроме того, через каждые 45 метров возвышались могучие башни, имевшие основания размером 9?9 метров. Трудно сейчас сказать, какой они были высоты… Но ведь не ниже стен?
Вот тут-то и начинаются загадки и тайны… В самом деле, а сколько же понадобилось кирпича на строительство сооружения, общий объем которого определяется в 12 миллионов кубометров?

Было установлено, что первый ряд стен был построен из необожженного кирпича, которого для этой грандиозной цели потребовалось, как полагают, немногим более миллиарда штук! Но второй и третий ряды стен, для возведения которых использовался обожженный кирпич, потребовали уже 2,5 миллиарда кирпичей! Этот факт в настоящий момент установлен точно.

В связи с этим возникает следующий вопрос- где брали древние вавилоняне необходимое для обжига такого количества кирпичей количество дров?

Неужто в безлесном Междуречье?.. Исследователи полагают, что возведение “стен вавилонских” было бы совершенно нереальным делом без участия жреческой коллегии Вавилона. Она ведь не зря считалась старейшей среди Посвященных Востока!..

Может быть, они использовали для обжига кирпичей некие устройства, в основу действия которых были положены аналоги солнечных концентраторов?..

Но реально ли это?

Сейчас уже официально признано, что двояковыпуклые линзы из стекла были известны в Месопотамии не позднее восьмого века до нашей эры! С их помощью добывали огонь, собирая солнечные лучи в одной точке. Известно также, что уже в пятом столетии до нашей эры в Элладе применялись медные зеркала, изготовленные в виде параболоида. Подобные устройства и по сей день являются одним из наиболее эффективных концентраторов солнечной энергии.
Примем во внимание и тот факт, что в 1973 году группа греческих физиков под руководством Ионнаса Саккаса провела своего рода “следственный эксперимент”. 70 человек вышли в ясный день на берег моря, держа по отполированному медному щиту размером 1?1,5 метра. Они одновременно направили солнечные зайчики от щитов на макет древнеримского корабля. Через несколько секунд тот вспыхнул!

Таким образом, для жрецов Вавилона проблема обжига кирпичей без сжигания умопомрачительного количества дров, которых к тому же и взять-то было неоткуда, вряд ли являлась неразрешимой задачей. Жрецы древнего Вавилона справлялись с проблемами и более трудными. Обжигу подвергались не только кирпичи. Как оказалось, вся колоссальная площадь внешней поверхности вавилонских стен была покрыта… глазурированными плитками голубого и зеленого оттенков, содержащими изображения львов и удивительных драконов, которые вот уже несколько десятков лет вызывают споры у археологов и историков!

Конечно, нельзя отрицать, что мог быть применен и какой-то иной, совершенно неведомый нам способ обжига! В любом случае, на сегодня эта тайна осталась нераскрытой. Упоминаний на этот счет нет в клинописном наследии древних.

Третья династия Ура, на некоторое время объединившая страны Двуречья под своим главенством и еще раз возродившая шумерскую культуру, была свергнута соединенными усилиями Элама и города Мари - сильного аморейского государства, в союзе с которым были также князья Ашнунака.

Однако, победив общего врага, Мари и Ашнунак не могли создать сильную коалицию. Центром нового, гораздо более прочного объединения страны суждено было стать небольшому городу Вавилону.

Город Вавилон

Вавилон занимал в стране исключительно выгодное положение на берегу Евфрата в том месте, где русла Евфрата и Тигра наиболее сближаются. Фактически в руках Вавилона, при достаточной энергии его правителей, мог сосредоточиться весь нaдзоp за ирригацией страны и за торговым движением по обеим рекам.

Захватив власть в Вавилоне в конце III тысячелетия до н. э, аморей Суму-Абум положил начало так наз. I вавилонской, или аморейской династии (2000 г. до н. э.), снова объединившей всю страну. Создателем окончательного единства страны, крупнейшей личностью нового исторического периода был Хаммурапи, один из наследников Суму-Абума.

В настоящее время наука располагает огромным количеством письменных памятников времени Хаммурапи, но очень бедна вещественными остатками памятников архитектуры этого периода.

Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению. Удалось, однако, установить, что город строился и расширялся по определенному плану. Главные улицы пересекались поперечными под прямым углом, что не соблюдалось даже в Ашнунаке, городе со сравнительно правильной планировкой.

Дома в жилом квартале Вавилона были выстроены из сырцового кирпича с основаниями из обожженного кирпича. Толстый слой пепла указывает, что город погиб вследствие огромного пожара, уничтожившего все деревянные части.

Это событие можно связать с вторжением в Вавилон хеттов в начале II тысячелетия, положившим конец династии Хаммурапи, уже ослабленной упорной борьбой со «страной моря» (территорией в дельте Тигра и Евфрата и по северному берегу Персидского залива со смешанным шумеро-семитским населением).

Через 120 лет посла хеттского нашествия, в 1750 г., совершенно ослабленную страну и самый город Вавилон захватили спустившиеся с гор Загра касситы - дикие племена, господство которых длилось около 600 лет.

Культура Вавилона . Древняя культура Шумера не перестала существовать. Основа культуры Вавилона и впоследствии Ассирии осталась шумерской: техника, наука, искусство, литература зародились и первое свое развитие получили на юге Двуречья - в Шумере.

В вавилонское время шумерский язык был вытеснен вавилонским (аккадским); шумерский язык был сохранен только для надобностей богослужения.

Хаммурапи подчинил культ местных божеств культу вавилонского бога Мардука, который был объявлен главою всех божеств. Вавилон стал и религиозным центром.

Всю полноту своей неограниченной и божественной - в понятии его современников - власти Хаммурапи осуществлял с помощью наместников.

Хаммурапи, подобно фараонам Нового царства (но на несколько столетий раньше, чем они), создал постоянное войско. Он собрал существовавшие до него «своды законов», создав кодекс, единый для всего государства.

Интересны параграфы кодекса Хаммурапи, касающиеся строительного дела. Строителями считались всегда только князья и цари. Наряду с рабским трудом, в строительном деле применялся также труд наемных ремесленников - каменотесов, плотников и каменщиков. Законом была строго определена оплата труда строителя: «если строитель построит кому-нибудь дом, то домохозяин должен дать ему в вознаграждение два сикля (т. е. 16,8 г) серебра за каждый cap, т. е. за каждые 35,234 кв. м дома».

При отсутствии точного расчета дома, вероятно, очень часто разваливались, давали трещины. Законодательство Хаммурапи предусматривало такие случаи: «если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти».

Если же обвал уничтожил имущество, то строитель был «обязан возместить все уничтоженное, и за то, что построил непрочно, так что дом обрушился, должен восстановить обвалившийся дом за свой счет».

Мари . Изучение памятников архитектуры города Вавилона I династии, не сохранившихся до наших дней, в последние годы было восполнено раскопками в Мари, богатом торговом центре. Город Мари был разграблен и сожжен, погибли его многочисленные храмы, сожжен был и дворец Зимрилима. Обрушившиеся перекрытия обуглились, так же как многие другие деревянные части, и благодаря этому сохранились в относительной целости. Стены дворца местами имеют еще 5 м высоты, сохранилась не только их обмазка, но местами даже роспись.

Город, расположенный на берегу Евфрата, был хорошо защищен с одной стороны течением самой реки, а с других сторон - стеной. Укрепления его очень схожи с укреплениями хеттского города Кархемиша, стоящего также на Евфрате.

Раскопками вскрыта часть города, по-видимому, имевшего относительно правильную планировку. Дома были сложены из сырца, причем кладка нижней части стен в некоторых случаях была из камня. Некоторые дворы были замощены каменной галькой. Стены были покрыты обмазкой и выбелены изнутри. Каждый дом был канализован.

Характерной чертой планировки и застройки этого торгового города было устройство небольших площадей, окруженных со всех сторон домами; массивные столбы из сырца поддерживали крытую галерею вокруг всей площади, где в тени навеса сидели продавцы.

3иккурат и храм Иштар . Наиболее интересна высокая часть холма, где были найдены древнейший храм богини Иштар (табл. 86, фиг. 4) и зиккурат, плохо сохранившийся, очень низкий, лишенный обычных для этих построек наружных лестниц и отступающий как от «южного», так и от «северного» типов зиккурата в отношении размещения на генеральном плане участка. Зиккурат в Мари являлся как бы частью храма и примыкал непосредственно к задней стене святилища.

Помещение святилища было совершенно темным и освещалось, вероятно, светильниками.

При раскопках в храме были найдены части медных скульптур, изображающих львов.

Дворец . Дворец особенно интересен отличной своей сохранностью, а также тем, что в его архиве найден текст письма Хаммурапи царю Мари, из которого явствует, что дворец считался одним из чудес того времени (табл. 86, фиг. 1 и 2; табл. 87, фиг. 1-4).

Дворец в Мари занимал площадь более двух гектаров и насчитывал более 200 различных помещений. Он был обнесен стеной, от которой сохранились только следы.

Вход во дворец находился с северной стороны (табл. 86, фиг. 1), ему предшествовала площадка, замощенная плитами неправильной формы. Широкий вход (6,1 м) имел по сторонам) две мощные, слепка выступающие башни. Проход шириною в 2,4 м был замощен обожженным кирпичом и запирался изнутри двухстворной дверью. За ним следовало помещение для стражи б. Затем посетитель, через проход, находившийся на одной оси с входной дверью, попадал вo двор трапециевидной формы в, замощенный кирпичом. Отсюда через боковой вход он проникал в очень широкий немощеный коридор г, вероятно, темный, сообщавшийся с внутренним большим замощенным двором д. Полукруглая лестница в глубине двора вела в тронный зал е, стены которого были покрыты росписью. В центре двора было расположено возвышение высотой в 2,2 м с навесом, который поддерживался легкими деревянными опорами (сохранились следы отверстий для них в полу). На этом возвышении стоял, по-видимому, царь во время торжественных аудиенций.

Жилые помещения . Налево от входа, в северо-восточном углу дворца, находился комплекс жилых помещений, расположенных вокруг небольшого открытого двора и предназначавшихся для послов, курьеров и гостей. В распоряжении приезжих были не только жилые комнаты, но также и ванны, души, баня с небольшой раздевальней. Здесь же находился дворцовый архив — тысячи таблеток с перепиской царей Мари.

Прекрасно сохранилась судна из дворцовых ванных комнат, соединявшаяся с уборной (табл. 87, фиг. 3). В ней находились две ванны, вероятно, одна для холодной, другая для горячей воды. Их опорожняли, вычерпывая воду сосудом, найденным при раскопках и стоявшим еще на месте, в нише стены. Стены уборной и пол были покрыты битумом. Полы были снабжены стоками и канализационными трубами, которые соединялись с главным коллектором, в некоторых случаях состоявшим из керамических труб, в других случаях выложенным из каменных плит со сводчатым перекрытием.

В северо-западном углу дворца, направо от входа, находились частные покои царя, расположенные тоже вокруг внутреннего двора (табл. 86, фиг. 1л). Полы царских комнат были покрыты толстым слоем отлично заглаженного штука, сырцовые стены были облицованы слоем глиняной обмазки с рубленой соломой и побелены. Как внутренние, так и наружные поверхности стен на высоту 1,8 м были украшены росписью.

Черный и белый цвет, кобальтово-синий и красный (охра) сплетались в геометрических узорах или шли полосами. Наряду с этим найдены росписи с изображением людей - процессий и отдельных сцен.

Рядом с царскими покоями находилась дворцовая школа писцов. Обе комнаты ее были заняты рядами глиняных скамеек, на которых, скрестив ноги, сидели ученики; рядом со скамейками стояли плоские сосуды для размачивания глиняных таблеток и для обмывания рук (табл. 87, фиг. 4).

Хозяйственные помещения . Вся западная сторона была отведена под хозяйственные помещения - кухни и кладовые. В углу внутреннего двора этой части дворца были найдены две печи обычного для Месопотамии типа, круглые в плане, перекрытые куполом. Одна из них была снабжена невысокой лестницей, позволявшей регулировать выпечку хлебов.

С южной стороны дворца тянулся длинный коридор, по обе стороны которого находились кладовые (табл. 86, фиг. 1о). Здесь хранились гигантские пифосы - остродонные сосуды для хранения припасов.

Культовые помещения . С точки зрения планировки наибольший интерес во всем дворцовом ансамбле представляют культовые помещения в самом центре дворца.

Огромный зал имеет вид вытянутого прямоугольника (табл. 86, фиг. 1 к; табл. 87, фиг. 1). Необычайно мощные стены его, сохранившиеся на высоту 5 м, в древности имели не менее 9,5 м высоты. С восточной стороны к залу примыкало небольшое помещение, поперечно расположенная культовая ниша или целла, к которой из зала вели 10 ступеней (табл. 87, фиг. 2). Культовый характер целлы определяется найденным в ней постаментом для статуи божества, над которой в древности был устроен балдахин.

В каждой из продольных стен зала было по две двери. В данном случае, следовательно, мы имеем дело с планом, аналогичным в значительной мере плану древнейшего храма богини Иштар в Ассуре или плану жилого дома так называемого «северного» типа, где вход размещался сбоку, в продольной стене, а не по ее оси.

Соседний зал и, представляющий собою такой же вытянутый прямоугольник, отделен массивной стеной от только что описанного помещения, но сообщается с ним двумя боковыми проходами. Он несколько меньше (длина - 25,5 м, ширина - 8 м). В центре одной из длинных сторон зала, по оси входа, находился постамент для культовой статуи, высотою около метра. На постамент, сложенный из сырца, вели с трех сторон по три ступеньки. Стена, к которой он примыкал, была украшена деревянным расписным щитом. Постамент, спереди облицованный камнем, в верхней части был покрыт деревянной обшивкой, раскрашенной под мрамор. Каменная облицовка была покрыта тонким слоем известковой обмазки, окрашенной охрой в светло-красный цвет и расписанной по краям орнаментом в виде бело-желтой спирали с вписанными в нее желтыми языками пламени.

Детали орнамента говорят о значительной роли огня и воды в культе божества, которому был посвящен этот храм.

Таблица 86. Город Мари (на среднем Евфрате; начало II тысячелетия до н. э.). 1. Дворец в Мари, план (а - вход, б - стража, в - двор, г - темный коридор, д - большой двор, е - тронный зал или святилище, ж - помещение для приезжих, з - большой предхрамовый двор,
и - целла, к - внутренний царский храм, л - царские помещения, м - школа, н - хозяйственные помещения и кухни, о - кладовые, п - архив). - 2. Дворец в Мари (аэросъемка).- 3. Культовая статуя из Мари того же времени с сосудов (фонтаном) в руках. - 4. Храм богини Иштар, план.

Внутренний двор . Входной проем в стене против постамента статуи не имел дверей. Через этот открытый проход можно было выйти на большой двор з, имевший 29 м длины при ширине в 26 ж Сохранились следы необычайно тщательной отделки стен и деталей этого внутреннего двора: наличники шести его дверей были украшены красными полосами, стены, покрытые известковой обмазкой, были расписаны тройными красно-синими полосами; на восточной стене двора сохранилась роспись более сложного характера.

Роспись стен приходилось защищать от дождя и от солнца. Это достигалось двумя способами: двор окружали крытой галереей или устанавливали вдоль стен Небольшие каменные постаменты с отверстиями для легких деревянных опор, поддерживавших натянутую на них ткань или циновки.

На восточной стороне двора находился большой кирпичный ящик, покрытый снаружи и внутри штуком. Он служил, вероятно, для посадки растений и указывает, что некоторые части дворца могли быть озеленены.

Против культового постамента находился главный вход во двор с двойной дверью и монументальным порталом с характерными для построек Двуречья выступами и нишами, чередование которых было подчеркнуто побелкой первых и окраской вторых в красный цвет. Двери портала широко открывались во время торжественных церемоний в храме, причем доступ во двор получали не все. Строитель тонко рассчитал в данном случае впечатление далекой перспективы, открывавшейся перед зрителем, стоявшим у входа; легкий полусвет огромного двора, прикрытого цветной тканью навеса, игра солнечных лучей, случайно проникающих во двор, яркие краски стенной росписи сменялись мраком культовой части храма - жилища божества, которому предшествовал двор.

Скульптура . Найденная в храме статуя богини в тиаре, обвитой с обеих сторон рогами (обычный признак божества), держала в руках сосуд-символ плодородия, даруемого разливами реки (табл. 86, фиг. 3). Статуя стояла на постаменте в зале и в конце анфилады входа, двора и самого храма, видимая всем в сиянии светильников и драгоценной утвари из золота и серебра. Внимание зрителей должно было сосредоточиться именно на этой наиболее важной части храма, и эта цель достигалась способом, ни разу не встречавшимся в Египте и также необычайным и для Двуречья. Чаша в руках богини была выдолблена внутри, и канал от нее шел через всю статую. Очевидно, в нужную минуту, когда это требовалось по ходу богослужения, при помощи еще неизвестного нам приспособления, из сосуда в руках богини била струя воды.

Во дворце Мари мы находим первый пример введения культовой статуи в архитектурный ансамбль и одновременно первый в истории пример «фонтанной фигуры».

Перекрытие, освещение, входы . Помещения дворца освещались при помощи открытых внутренних дворов, откуда свет проникал через очень высокие проемы дверей. В сохранившихся стенах не найдено никакого следа окон. Некоторые части дворца имели второй
 этаж.

Способ устройства перекрытий стал впервые вполне ясным. Накат из бревен, опиравшихся концами на толстые стены, а при наличии второго этажа еще и на деревянные вертикальные опоры, покрывался толстой тростниковой циновкой или плетенкой из ветвей, на которую накладывали ряд кирпичей, обмазанных толстым слоем штука. На такой плоской кровле, представлявшей значительную нагрузку, устраивался сток для дождевой воды, которая по водосточной трубе из обожженной глины стекала в канализационные подземные трубы.

Характерно, что двери в некоторых случаях не закрывали всей высоты дверного проема и являлись скорее символом священной границы, подобно высокому порогу, под которым обычно находят остатки ритуальных жертв, кости убитых животных. Большую роль играли также циновки, которыми, в случае надобности, завешивали проемы дверей, наматывая их на вращающийся валик, как это делалось и в Египте.

Во дворце найдены подземные помещения (назначение их не установлено), куда вели глинобитные лестницы.

Оформление входа во дворец представляет большой интерес с точки зрения истории возникновения отдельных элементов архитектуры Двуречья. Этот монументальный вход вместе со следующим за ним развернутым по ширине помещением является типичным «бит-хилани», обычным для более поздней ассирийской архитектуры, но заимствованным, как гласят ассирийские источники, из сиро-хеттской архитектуры.

В архитектурном комплексе, куда входил и зиккурат с храмом у его подножия, были открыты остатки портика с двумя колоннами по углам его. Сохранились только каменные базы, их деревянные стволы истлели.

Нашествие хеттов на Вавилон и наступивший затем длительный период распада и анархии надолго приостановили монументальное строительство Вавилонии. Прошло около двухсот лет, пока страна могла настолько оправиться, чтобы возобновить строительство. Новый мощный подъем искусства вообще и, в частности, архитектуры наступил вместе с расцветом Ассирии.

Архитектура Нового Вавилона

Преемником Ассирии был Новый Вавилон.

Вавилонский царь Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.

Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, подвергшийся невиданному разрушению по приказу Синахериба во время нашествия ассирийцев в 689 г. Навуходенюсюр писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Царь собственноручно рубил кедры на Ливане для своих дворцов.

Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилоне и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566-538 гг. до н. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов и мидян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули города).

Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История нововавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607 - 538 гг. до н. э.).

Новый Вавилон - центр великой азиатской державы - своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города (табл. 107). Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей, по сведениям греческих писателей, например, Геродота, посетившего Вавилон в V в. до н. э., наконец, по данным раскопок нашего времени.

В Британском музее в Лондоне хранятся маленькие глиняные цилиндры с клинописными записями Навуходоносора, касающимися его работ по восстановлению и строительству храмовых, дворцовых и крепостных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора сообщают, что храмовый зиккурат был построен в свое время «древним царем», но что его верхняя часть никогда не была достроена. Речь здесь идет о знаменитой, по библейской легенде, «Вавилонской башне». Навуходоносор достроил зиккурат в семь этажей, возведя его до высоты, небывалой во всей архитектуре Двуречья (табл. 107, фиг. 1-3). Всего в Вавилоне было 53 храма, реставрированных старых и вновь построенных. Новым явлением в месопотамском городе было строительство алтарей и разбросанных по улицам капелл.

Дворцовое строительство также занимало нововавилонских царей. Набупаласcap построил себе новый дворец в старой части города. О постройке своего огромного дворца Навуходоносор сообщает в одной из дошедших от него записей, где он говорит о поднятии террасы и о сооружении всего комплекса дворцовых зданий, особенно хвалясь при этом быстротою работы. С дворцовым строительством Навуходоносора связан вопрос о так наз. «висячих садах», легендою приписаных впоследствии царице Семирамиде.

Источники подробно говорят о военно-оборонном строительстве Навуходоносора. В Вавилоне Навуходоносор соорудил две новые стены, так что город оказался окруженным тройной оградой стен «вышиной с гору» (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл. 109, фиг. 2). Стена имела в целом до 30 м толщины, на каждые 20 м ее протяжения приходилась башня. Рассказы нескольких писателей сходятся в том, что по краю стены могла двигаться и разворачиваться запряжка из четырех лошадей. Стена была построена из обожженных кирпичей, вяжущим материалом служил жидкий асфальт (битум). Стену окружал ров, обложенный также кирпичом. За оградою стен каждый житель Вавилона имел свой участок возделанной земли, чтобы не нуждаться в продовольствии во время осады.

Вавилон по Геродоту . Наиболее подробно описан Вавилон в первой книге «Истории» Геродота. Вавилон, по его данным, «лежит в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе сто двадцать стадий»… «Устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежде всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою; за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, а вышиною в двести локтей. Царский локоть больше обыкновенного на три пальца»… «Копая ров, рабочие в то же время выделывали кирпичи из вынимаемой земли; приготовивши достаточное количество кирпичей, обжигали их в печах. Цементом служил им горячий асфальт, а через каждые тридцать рядов кирпича они закладывали в стене ряд тростниковых плетенок; укрепили сначала края рва, а потом таким же способом возвели и самую стену. На стене, по обоим концам ее, поставлены были одноярусные башни, одна против другой; в середине между ними оставался проезд для четверки лошадей»… «Стены обеими своими сторонами доходят до реки; начиная от реки, стены изгибаются и тянутся вдоль обоих берегов в виде плотины из обожженного кирпича. Самый город полон домов трех- и четырехярусных и пересекается прямыми улицами, как теми, которые идут вдоль реки, так и поперечными, ведущими к реке. На каждой поперечной улице к плотине, идущей вдоль реки, были ворота, которых было столько же, сколько и улиц, эти ворота тоже медные и ведут к самой реке».

…«Другая стена тянется кругом, внутри первой; она лишь немного слабее наружной и уже ее. В одной части города за большою крепкою стеною находится царский дворец, в другой - храм Зевса-Бела с медными воротами. Это четырехугольник, каждая сторона которого имеет две стадии; уцелел он до моего времени. Посредине храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии в длину и ширину; над этой башней поставлена другая, над второй третья и так дальше до восьмой. Подъем на них сделан снаружи; он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха»; восходящие на башни садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое, прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол».

Подробно описывает Геродот также и водные сооружения Вавилона; находящиеся вдоль обоих берегов реки «набережные, достойные внимания по величине и высоте», «бассейн для озера», «имеющий в объема четыреста двадцать стадий» и «круглую стену по краям озера». В самом Вавилоне Геродот описывает «мост из кусков высеченного камня, причем цементом служили железо и свинец». Мост был разводной, «в начале дня клали четырехугольные бревна; по которым и переходили вавилоняне; на ночь бревна снимались для того, чтобы вавилоняне не переходили через реку и не обворовывали друг друга» (Геродот, «История в девяти книгах». Перевод Ф. Мищенка. М. 1888, т. I, стр. 93, 94, 95, 97, 98).

Вавилон по раскопкам . Раскопки, проведенные в XX в., несмотря на то, что они не вполне закончены, позволяют представить достаточно полную картину Вавилона VI в. до н. э. (табл. 107, фиг. 1). Это был грандиозный и планомерно построенный город (населением не менее, чем 200 тыс. жителей). Длина стен Вавилона равнялась 18 км). Длина внутренних стен города, включая «Новый город» на правом берегу реки, составляла 8150 м. План города имел форму скошенного прямоугольника, ориентированного почти по странам света с отклонением линий стен и главных осей (прецессионная дорога, храм») от направления на север под одним и тем же углом в 16°. Город был окружен, по данным археологии, тройной (а не двойной, как сказано у Геродота) стеной и рвом. Евфрат разделял его на две половины; восточная была более старой, в ней находился ««внутренний город», как бы акрополь, с храмом и зиккуратом. К северу от них были расположены дворцы Навуходоносора, самым грандиозным из которых был южный. Внутри города находился также рынок. За пределами городских стен раскопки вскрыли многочисленные предместья; на югозапад от нового города вынесено было кладбище; северный дворец был также вынесен за городские стены.

Планировка . Вавилон имел 9 ворот (с запада - ворота Адада; на севере -Лугальгирры, Иштар и Сина; на востоке - Мардука и Нинурты; на юге - Энлиля, Ураша и Шамаша); каждые из них являлись началом одной из длинных прямых улиц, деливших весь город на квадраты. Улицы носили имена тех божеств, которым были посвящены ворота. От ворот Иштар, расположенных рядом с дворцом и открывавших дорогу на север, внутрь города шла крупнейшая улица Вавилона - «Дорога процессий», пересекавшая «улицу Мардука», которая вела с юго-востока по направлению к главному храму города. Дорога процессий имела среднюю замощенную полосу шириной не менее 7,5 м из прямоугольных плит белого известняка с полосами красной брекчии. Улицы жилых кварталов, были совсем узки (4,0-1,5 м) с целью создавать защиту от солнца.

Храмы . В нововавилонских храмах доминировал продольно-осевой план, представленный наиболее отчетливо в храме Нин-Мах, расположенном рядом с воротами Иштар (табл. 108, фиг. 1). В центре храма находился двор с колодцем; вокруг двора были асимметрично расположены помещения для жрецов, а на севере, в конце прохода (очевидно, за наружной линией стены), алтарь. Храм Гулы (башня врачевания) включал в свой план два внутренних двора, жилища жрецов, помещение для оракула и госпиталь. Обширная площадь, занятая главным храмом и зиккуратом (табл. 107, фиг. 1 а и 2), открывалась на улицу Мардука грандиозными двойными воротами. Три дня в году они были открыты для прохода процессий, остальное время они оставались закрытыми. Самое святилище состояло из шести отдельных капелл, посвященных шести богам.

Огромный зиккурат господствовал над всем внутренним городом (табл. 107, фиг. 3). Окраска его ярусов была, по-видимому, символической: первый этаж был белым, второй - черным, третий - красным, четвертый - синим, пятый - алым (очевидно, пурпурово-коричневым), шестой - серебряным, седьмой - золотым. Раскопки установили только место и огромную яму фундамента этой «вавилонской башни». Реконструкция Р. Кольдевея дает изображение зиккурата, поднимающегося огромным массивом вертикально ввысь, что расходится с традиционным представлением о нем, как о ступенчатой пирамиде, однако ближе сходится с данными раскопок в Уре (табл. 109, фиг. 3). Традиционная конструкция (табл. 107, фиг. 3) представляет общий вид на цитадель Вавилона из-за реки, со стороны нового города. Высота вавилонского зиккурата исчислена в 90 м. Основание его представляло собой квадрат со стороной в 91,5 м. Его внутренний остов из необожженного сырца и битой земли был с четырех сторон заключен в стену толщиною до 15 м из тщательно обожженных кирпичей, с вытесненным на них штампом царя. Внешняя цветовая поверхность его ярусов, вероятно, была выполнена глазурованной облицовкой. Верхний ярус (храм) имел два металлических рога - символ солнечного божества.

Ворота Иштар . Ворота Иштар, богини любви и плодородия, особенно популярной в месопотамских религиях, изучены лучше других памятников (табл. 107, фиг. 4; табл. 108, фиг. 4). Огромные массивные башни, фланкировавшие покрытый сводом вход в город, были украшены симметрично расположенными рельефами из глазурованного кирпича шириною в 1,5 м, высотой в 1,10 м (табл. 108, фиг. 5). На темно-синем фоне изображены в рельефе белые или желтые быки, показанные в движении. Яркость цвета и необычайное обилие эмалевой поверхности придавали всему украшению ворот Иштар особенно живописный характер. К тому же циклу относятся и изображения львов из глазурованного кирпича на стенах, окаймлявших дорогу перед воротами. Пропорции ворот Иштар - двух башен и сводчатого перехода между ними - по фасаду были, очевидно, близки к квадрату. Ширина стен вдоль реки равнялась 7,0 и 7,8 м.

Жилой дом . Жилые дома Вавилона нам мало известны. Сообщения Геродота о трех-четырехэтажных домах в самом Вавилоне, как и о сводах и куполах на них, пока еще археологией не подтверждены. Фасад жилого дома, выходивший на улицу, представлял собой лишенный окон массив с входной дверью, перекрытой аркой (табл. 109, фиг. 5). Стены выкладывались из сырца и, вероятао, были покрыты белой штукатуркой. Внутри дома находился двор, куда открывались асимметрично расположенные жилые помещения, небольшие по размерам, защищенные от жары очень толстыми стенами занимавшими до 40 проц. общей площади застройки (См. описание жилого дома «южного типа» в, главе «Архитектура Древнего Двуречья»).

Таблица 108. Вавилон. Дворец Навуходоносора (VI в. до н.э.). — 1. План (а — помещения стражи, б — висячие сады, в — помещения придворных служащих, г — двор с колодцем, д — тронный зал Навуходоносора, е — дворцы и жилые помещения царя). — 2. Реконструкция. — 3. Разрез. — 4. Раскопки ворот Иштар; VII-VI вв. до н.э. -5. Эмолированный кирпичный рельеф с ворот Иштар (около 570 г. до н.э.).

Дворец Навуходоносора . Лучше всего изучены дворцы Навуходоносора. Главный из них, южный, находился в старой части города. Он стоял на огромной кирпичной террасе, доходящей до 30 м высоты (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл.. 107, фиг. 16). Дворец разделялся на две части, восточную и западную, и по плану представлял собой трапецию не вполне правильного очертания. Вход был с востока, на одной из коротких сторон. Пять дворов следовали приблизительно по одной оси, один за другим, объединяя комплекс дворца. Первая часть, восточная, была отведена гарнизону дворца, страже. В северном углу трапеции, в первой части дворца, на высоких кирпичных сводах (табл. 108, фиг. 1 б и фиг. 3), как раз и помещались, должно быть, знаменитые «висячие сады Семирамиды», которые древность причислила к «семи чудесам света». Западная часть дворца, расположенная по сторонам небольшого квадратного двора, была предназначена для придворных и служащих. Главным дворцовым центрам» была третья, средняя часть, с огромным квадратным двором, по середине которого находился колодец г. К югу от этого двора соответственно старой месопотамской традиции, по которой жилые покои располагались лицом к северу, находился знаменитый тронный зал Навуходоносора. Фасад его был выложен поливными плитками. Вытянутый в поперечном направлении тронный зал д имел около 60 м протяжения, толщина его стен достигала приблизительно 7 м. Нет сомнения, что зал был покрыт сводом, пролет которого должен был достигать 18 м. Сохранилась плиточная декорация фасада зала. На темно-синем фоне ритмично выступали ряды пальм, цветов лотоса и стилизованных колонок с двойными капителями; ствол колонок был желтого цвета, а волюты капителей - голубые (табл. 106, фиг. 9). Внизу, очевидно, шел излюбленный в Месопотамии львиный фриз. Тронный зал имел три симметрично расположенных входа, но был лишен окон.
Одна из небольших дверей в задней стене вела в комнаты, из которых появлялся царь. «Новая» западная часть дворца, имевшая свою стену, примыкала к главному дворцу; два квадратных двора е являлись центрами жилых покоев самого царя. Система последовательного развертывания почти по одной оси ряда дворов, служивших центрами, вокруг которых группировались комплексы помещений, представляет нечто новое по сравнению с асимметричным и замкнутым расположением частей дворца Саргона.

Борсиппа . Строительная деятельность ново-вавилонских царей отнюдь не ограничивалась одной столицей. В качестве примера планировки провинциального города этой эпохи можно привести Борсиппу, к югу от Вавилона (табл. 109, фиг. 6). План этого города образовывал четкий квадрат, ориентированный не по странам света, а по направлению ветров. Согласно данным вавилонской метеорологии, с северо-запада дул «благоприятный ветер богини Иштар», с юго-востока - «облачный ветер», несущий дождь; с юго-запада-«ветер бурь», бога войны; этим неприятным ветрам и должны были быть противопоставлены крепкие стены и ров города. С математической точностью город был разделен улицами на правильные квадраты.

В середине большого квадрата был выделен малый - для храмового квартала. Характерно, что часовня местного бога Нэбо, храм и зиккурат располагались по оси, несколько отходящей от этой математической правильности. Эта ось составляла продолжение улицы, по которой въезжал в Борсиппу царь и которая от самых ворот шла под углом к улице Нэбо, параллельной другим основным магистралям. Интересно отметить в плане Борсиппы отражение классового состава вавилонского города. Знатные люди в городе селились на северо-западном участке, отделенном от города полосой роды. Дворец правителя был расположен на берегу озера, в северном углу города.

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии).

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) - это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.

В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.

Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 - 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).