Ле корбюзье. Le Corbusier

Начало творческой карьеры Корбюзье совпало с технической революцией нового времени, главными моментами которой были появление электричества и радиосвязи, появление автомобиля, открытие железобетона, возникновение авиации, а также строительство судов-гигантов нового поколения, океанских лайнеров вроде "Аквитании", "Олимпика" или "Куин-Мэри-1". Эти достижения научной мысли, техники и дизайна - фантастические для своего времени - были для Корбюзье главным вдохновляющим моментом его творчества. А основной его целью стало создание (и теоретическое обоснование) такой архитектуры, которая бы соответствовала этой совершенно новой эпохе.

Именно Ле Корбюзье выдвинул идеи, которые были приняты архитекторами всего мира с энтузиазмом и получили невероятно широкое распространение. Он был одним из первых, кто предложил "современный костюм" для современных зданий, - вместо того, чтобы пользоваться "фраками и кринолинами" прошлых эпох.

Корбюзье достиг известности в начале 20-х годов, по приезде в Париж из родной Швейцарии - ему было тогда уже около 35 лет. Как же ему это удалось? Наверно, в первую очередь благодаря своим первым зданиям, возведенным в Париже или его окрестностях - это, в основном, частные особняки, большие, супермодернистские, с белыми гладкими стенами, большими окнами, с террасами на крыше, - как мы сейчас сказали бы, в духе минимализма. Самые знаменитые из них - это вилла Кука, вилла Ла Роша, вилла Савой в Пуасси, вилла Штейн в Гарше. Эти здания были настолько новы и необычны для своего времени, что парижане, бывало, собирались у них толпами, чтобы поглазеть на них, словно у какого-нибудь циркового аттракциона.
Эти первые виллы Корбюзье - "белые виллы пуризма" - стали, по существу, постоянными справочниками и источниками вдохновения для архитекторов первой половины века, - ведь ассортимент применяемых форм новой архитектуры был тогда еще довольно-таки скуден.


Вилла Штейн в Вокрессоне (1927-28)


Вилла Савой. 1929-30

Уже в те времена трудно было назвать страну или континент, где бы архитектор не пользовался известностью и признанием - в Бразилии, в Японии, в России, в Великобритании.

С Россией, кстати, в 20-30-х годах Корбюзье связывали большие надежды в отношении новейшей архитектуры. Он даже выполнил для Москвы парочку проектов, каждый из которых по-своему уникален. Один из них был осуществлен - это известный Дом Центросоюза (1928-1934). Это большое офисное здание, собственно, целый комплекс. Проект удивительный по смелости. Впрочем, удивительно и то, что Центросоюз вообще был построен. В России это еще времена, в общем-то, дедовских технологий: простого "монолитного" кирпича и окошек-бойниц - несмотря на существование очень сильного и самостоятельного русского архитектурного авангарда. Проект Центросоюза для Москвы был действительно во многих отношениях революционным.


Здание Центросоюза в Москве (на снимке в центре), 1928-32.

Второй период творчества Ле Корбюзье, невероятно успешный и плодотворный, - так сказать, "юпитеровский" - начался со строительства Марсельского блока (Марсельская Жилая единица - 1947-52). Это большое жилое здание в городе Марселе, частица "Лучезарного города" Корбюзье. Так называл он свой воображаемый идеальный город - по аналогии с Городом Солнца, описанным некогда Томмазо Кампанеллой. Это здание было необычно во всем - начиная со своего внешнего вида и кончая планировкой квартир, которые представляли собой двухуровневые квартиры-дуплексы. Марсельский блок, вызвавший в свое время бурю разноречивых мнений, стал теперь одной из достопримечательностей Марселя, его своеобразной визитной карточкой.


Марсельский блок. Используемая терраса на крыше здания
1947-52

Идея Лучезарного города впервые появилась у архитектора еще в 20-х годах, в его проекте "План Вуазен". Лучезарный город по Корбюзье выглядит в общих чертах как зеленый парк или сквер. Здания в нем расположены свободно, омытые со всех сторон воздухом и солнечным светом. Сегодня мы можем видеть реальное воплощение этой идеи, просто бросив взгляд из окна своего дома, - если он, конечно, расположен в новом микрорайоне. Может показаться, что в этом нет ничего особо оригинального, - но ведь каким был город прежде? В основе он cостоял из улиц-проездов, вдоль которых высился сплошной ряд каменных фасадов, без каких-либо промежутков. Чем выше строились здания, тем тесней и мрачней становились улицы-коридоры. Чтобы от "города коридоров" перейти к "зеленому городу" (или "лучезарному", по Корбюзье), должна была произойти революция в сознании. А во времени - десятки лет. Для современных же градостроителей идея "лучезарного города" (или как сейчас еще говорят "зеленого города") является чем-то вполне естественным, бесспорным.


Марсельский Блок в зеленом антураже

К началу 50-х у Ле Корбюзье сформировался очень своеобразный, сугубо индивидуальный архитектурный язык. Уже не требовалось спрашивать, чья это постройка - стиль Корбюзье угадывался сразу. Постройки этого периода вписались в течение, которое получило название "брутализм" (от фр. "beton brut" - "необработанный бетон").
Смысловое сходство слова brut в английском и французском позволяет трактовать его и как "грубый, чувственный". В таком вот брутальном, чувственном ключе, очень мощном, построен административный комплекс Чандигарха, столицы провинции Пенджаб в Индии (1951-56). Каждое из зданий этого комплекса - уникальный шедевр архитектуры, по своим оригинальным формам не имеющий аналогов в прошлом. У Ле Корбюзье бетон, этот текучий пластичный материал, оказывается сродни мягкой глине в руках скульптора. В постройках Чандигарха ему удалось, наверное как никому до него, превратить бетон в невиданное прежде средство архитектурной выразительности.


Церковь в Роншане - выразительная скульптура, воплощенная в бетоне
Франция. 1955


Чандигарх. Портик у здания Ассамблеи. Нач. 50-х гг.

Архитектурная манера зрелого Корбюзье была настолько убедительна, что на какое-то время стала универсальным языком для архитекторов. В 60-70-е годы быть "корбюзианцем" (т.е. напрямую заимствовать идеи и приемы Корбюзье) - вовсе не считалось зазорным, а наоборот, значило быть прогрессивным, мыслящим, современным. В каждой стране появились постройки "а-ля Корбю", разного масштаба и разного назначения, в той или иной степени передающие дух и букву оригинальных работ мастера.
Впрочем, и сейчас многие архитекторы, подчас знаменитейшие, работают, по сути, в русле архитектурных образов Корбюзье - как например, американец Рихард Майер или японец Тадао Андо.

Всех новшеств, которые Корбюзье ввел в практику архитектуры (или способствовал этому), не перечислить. Вероятно стоит привести хотя бы некоторые из них:

=тонкие стойки-колонны вместо массивных несущих стен
= большие (в т.ч. горизонтальные) окна в легких навесных стенах
= лоджии в многоквартирных домах
= солнцезащитные ребра на фасадах, "солнцерезы"
= квартиры в двух уровнях
= использование технологии монолитного бетона, как общепринятой
= строительство домов сериями и т.д. и т.п.

Эти нововведения были подхвачены архитекторами во всем мире и теперь входят в обычный арсенал средств современного проектирования.

Хотя влияние Корбюзье привыкли связывать больше с такими вот "технологическими" достижениями строительного искусства, нельзя, однако, пройти мимо того факта, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. Именно под впечатлением его проектов и его построек произошел сдвиг в сознании, и свободные формы стали применять в архитектуре гораздо смелее, с гораздо большей непринужденностью. Это своего рода парадокс, поскольку "архитектура Корбюзье" в представлении многих ассоциируется зачастую с унылыми прямоугольными зданиями-коробками или скучными районами-пригородами, со стандартными однообразными жилыми домами в них. Это конечно, неправильное представление. Или по крайней мере, очень однобокое.

Кроме архитектуры, Ле Корбюзье занимался и мебельным дизайном. Некоторые из его образцов до сих пор популярны (как, например, софа с изменяемым положением или кресла из гнутых металлических трубок и кожаных подушек), и их свободно можно купить в магазинах.


Шезлонг с изменяемым положением

Помимо всего этого, Корбюзье проявил себя также и как талантливый художник - живописец, график, скульптор. Живописью он занялся, как только оказался в Париже в 1918 году. По совокупности его творчества в этот период, живописного и архитектурного, Ле Корбюзье вполне можно отнести к плеяде художников "парижской школы" 20-х годов. Живопись оставалась его любимым занятием на протяжении всей жизни. В шутку он говаривал: "Архитектура - это моя жена, а живопись - любовница". Весьма эффектны его работы в графике, в ней он плодотворно работал последние годы своей жизни. Он сам оформил обложки некоторых своих книг.


"Поэма прямого угла" (1955) -
книга Ле Корбюзье, оформленная им самим.

Мотивы живописных работ Корбюзье и его скульптур прочитываются в очертаниях многих его построек. На некоторых его зданиях можно видеть оригинальные авторские барельефы, выполненные в бетоне, а в их интерьерах - ковры, вытканные по его эскизам.
Широко известна его графическая фигура Модулора - человек с поднятой рукой. Она стала одним из распространенных символов современной архитектуры.



Ле Корбюзье на фоне барельефа Дома культуры в Фирмини.
60-е гг.

Ле Корбюзье попал даже на швейцарские банкноты. Он ведь был уроженцем Швейцарии, из города Ла Шо-де-Фон. Хоть в Париже он жил постоянно с 1918 года, официально он оставался подданным Швейцарии до 1930 года, когда принял французское гражданство. Как видим, для Швейцарии само его имя стало валютой:)


10 швейцарских франков.
Лицевая сторона - портрет Л.К., обратная - изображение
конструкций Чандигарха и Модулор.

О личной жизни Корбюзье известно не так уж много. Судя по всему, до 34 лет он оставался практически холостяком. Хоть он определенно не относился к числу мужчин-сердцеедов, но к женской красоте был все же небезразличен, о чем можно судить хотя бы по его картинам и офортам. В 1922 году в Париже он сошелся со шляпной манекенщицей, уроженкой Монако, Ивон Галли, с которой официально расписался в 1930 году. Брак их благополучно просуществовал до 1957 года, когда Ивон не стало. Детей у них не было. После этого Корбюзье жил уже один, посвятив всего себя художественному творчеству.

Два слова в заключение. Конечно, любой художник принадлежит своему времени, и с годами все созданное им застывает и становится, что называется, достоянием истории. То же самое происходит, хотим мы этого или нет, и с Ле Корбюзье. Как и многие его современники, зачинатели современной архитектуры - Фрэнк Ллойд Райт, Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, Рихард Нейтра, он становится классиком, фигурой из учебника, - вместо того, чтобы, как прежде, быть живым источником идей. Многие постройки Ле Корбюзье, столь неожиданные и свежие на тот момент, когда были возведены, сегодня могут показаться вполне обыкновенными. Вероятно, это лишь потому, что в свое время они послужили образцом для слишком многих. В этом - своеобразный феномен, или, если хотите, парадокс Ле Корбюзье. Он всю жизнь стремился к экстра-оригинальности, хотел быть не таким, как все, а в итоге все (или очень многие) стали похожими на него. Хотя, собственно, это и было целью его жизни: своими теориями и постройками дать пример, научить весь мир современному строительному искусству. Установить новый стандарт качества. Новую эстетику. Оставаясь при этом прежде всего поэтом - поэтом архитектуры.

Вклад Шарля-Эдуара Жаннере-Гри, творившего под псевдонимом Ле Корбюзье (1887-1965), в мировую архитектуру очень велик. Он по праву входит в список ведущих архитекторов XX века, буквально поработав над изменением облика жилой застройки Европы. У Ле Корбюзье много проектов, выделим наиболее значимые.

Начнём с самого крохотного дома, который был построен Ле Корбюзье — «Кабанона». Эту хижину архитектор построил для жены, в качестве летнего домика, а сам проект набросал буквально за 15 мин. Корбюзье был уверен, что домик площадью 3,66 на 3,66 м получился очень удобным. Крыша плоская, потолок высотой 2,26 м. В хижине есть санузел, столовая, рабочая зона, достаточно мест для хранения. А вот от кухни решено было отказаться — рядом с домиком находится ресторан.

О «Посёлке Фруже» в Пессаке, под Бордо, мы уже упоминали, когда писали о типовой городской застройке . Это действительно знаковый проект Ле Корбюзье, имевший социальную направленность — планировалось создать недорогое, типовое, но при этом комфортное жильё для рабочих. Были построены свыше 50 домов по семи основным проектам, причём на окраске зданий в разные цвета настоял заказчик, сахарный промышленник, которому посёлок показался слишком мрачным. Местные власти проект, реализованный в 1926 году, приняли плохо, заселение зданий началось только в 1930 году.

Виллу «Савой» (Пуасси, предместье Парижа) архитектор построил по пяти своим принципам: с крышей-террасой, ленточными окнами, бетонными колоннами в основании, открытой планировкой и свободным фасадом. Ле Корбюзье применил минимум декора, дом очень простой, но элегантный. К сожалению, плоская крыша, которая должна была стать зоной отдыха, вскоре начала протекать, строительные материалы, использовавшиеся в 1920-х годах, не позволили сделать её более надёжной. Из-за этого у архитектора возник спор с заказчиком. Сейчас дом выступает памятником архитектуры, принадлежит правительству Франции.

Корбюзье творил в разных странах мира, есть его значимый проект и в Москве. Это офисное здание Центросоюза, расположенное между проспектом Академика Сахарова и Мясницкой. Сейчас здесь располагается Росстат. Строительство началось в 1928 году и завершилось спустя восемь лет. Здание Центросоюза считается образцом европейского модернизма начала минувшего века и относится к числу московских архитектурных раритетов. Один из первых комплексов, имеющих сплошное остекление. Неудивительно, что перед этим зданием был поставлен памятник самому архитектору.

Дом Куручета, 1949 год. Этот сравнительно небольшой частный особняк правительство Аргентины предложило включить в список ЮНЕСКО, ведь здание считается абсолютом ультрамодернизма и важной вехой в творчестве Ле Корбюзье. В доме четыре уровня, внешне он получился очень лёгким, открытым, простым. Здание, расположенное в провинции Буэнос-Айрес, было построено архитектором для доктора, поэтому включает в себя медицинский кабинет на первом этаже.

Вилла «Ла Роша». Дом, построенный в 1923 году в Париже, включает в себя галерею и жилое крыло. Вновь заметны все принципы Ле Корбюзье: плоская крыша, пригодная для использования, минимум декора на фасаде, ленточные окна, колонны-опоры. Проект был новаторским для своего времени, принёс известность архитектору, но заказчики — семья богатого коллекционера — остались не очень довольны и вскоре принялись за дорогостоящий ремонт.

Вилла «Ле Лак» была возведена архитектором для собственных родителей и к этому проекту он возвращался не раз, приезжая в гости в швейцарский Сорос. Довольно простой дом, ставший основой для «новой архитектуры» Корбюзье, был построен в 1923 году. Три основных принципа — ленточное остекление, плоская крыша и свободная планировка. Южный фасад, выходящий на озеро, отделан алюминием, причём сделать это пришлось, чтобы скрыть трещину в стене.

Жилая единица в Марселе (Франция). Ещё один социальный проект Корбюзье, направленный на создание типовой застройки и недорогого жилья для рабочих. Дом построили в 1945 году, сразу после войны. В здании 350 квартир, одновременно могут проживать до 1,7 тысячи человек. Есть терраса с детским садом, отель-ресторан, торговая улица, а сами квартиры — двухэтажные, выходящие на обе стороны.

Нотр-Дам-дю-О, капелла, название которой означает «Мадонна на высотах». Необычный проект Корбюзье, создавшего в местечке Роншан (Франция) паломническую церковь из бетона. Форма крыши была навеяна раковиной, которую нашёл архитектор, а само здание идеально вписалось в живописный пейзаж. Строительство было закончено в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Корбюзье.

Одним из наиболее масштабных проектов Корбюзье стала застройка города Чандигарх, новой столицы штата Пенджаб (Индия). В этом городе архитектор возвёл несколько знаковых зданий, в том числе Секретариат, Дворец Юстиции, Музей и галерею искусств, Здание Ассамблеи. Корбюзье также работал над планом самого города, рассчитанного на полмиллиона жителей и разбитого на порядка 60 прямоугольных жилых секторов. Этот проект реализовывался с 1951 по 1962 годы. Так как сам Корбюзье лишь наметил план Чандигарха и возвёл наиболее крупные, главные строения в центре, остальными работами занимался его двоюродный брат, тоже архитектор, Пьер Жаннере.

Провокационный писатель, одарённый живописец, новатор в современной архитектуре, автор градостроительных теорий и непревзойдённый полемист 20 века - Ле Корбюзье, работы которого можно увидеть практически в любом городе мира.

Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры


Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947

1887

Шарль Эдуард Жаннере-Гри родился в городе Шо-Де-Фоне (Швейцария) . Позже взял псевдоним Ле Корбюзье.

1904

Корбюзье окончил школу искусств и выполнил свой первый архитектурный проект для одного из членов совета школы. На тот момент ему было 17 с половиной лет.

«В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.»


Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария. 1905

1907

На заработанные деньги Корбюзье покинул провинциальный городок и отправился в образовательную поездку по Италии, Австрии, Венгрии, завершив путешествие во Франции.

1908 - 1909

В Париже он работал стажёром-чертёжником у Огюста и Гюстова Перре (Auguste and Gustave Perret) , которые были новаторами в своём деле и пропагандировали использование недавно открытого железобетона. Впоследствии они отказывались называть Корбюзье своим учеником за его «слишком крайние идеи».

1910

В течение 2 лет работы в Париже Корбюзье выучил немецкий язык и переехал под Берлин для стажировки у мастера архитектуры Петера Бернеса (Peter Behrens) , которого часто упоминают как первого в мире промышленного дизайнера.


Портреты Ле Корбюзье

1911

Шарль отправился в ещё одну образовательную поездку, на этот раз на восток - по Греции, Балканам и Малой Азии. Там он изучал древние памятники и традиционное народное строительство Средиземноморья.

1912 - 1916

После путешествия он вернулся в родной город и на протяжении 4 лет преподавал в школе, где учился сам.

В этот же период Корбюзье спроектировал и запатентовал проект Дом - Ино (Dom-Ino: dumos - дом, ino - инновация). Он основывается на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. В то время это был значимый новаторский шаг в архитектуре. Концепцию Дом - Ино архитектор реализовал позже во многих своих постройках.

1917 - 1920

Шарль никогда не скрывал своей неприязни к родному городу, поэтому, когда появилась возможность, он сразу переехал в Париж. Там он встретил Амеде Озанфана (Amede Ozenfant) , который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину.

«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи.»

Вместе с Озанфаном они устраивали совместные выставки картин, называя их выставками «пуристов» - сторонников лаконизма, борцов с эклектикой и декором. И создали философско-художественный журнал-обозрение «L’esprit Nouveau» (Новый дух) .


Номера журнала «L’esprit Nouveau»

1925

«В доме всё должно быть белого цвета. Каждый гражданин теперь обязан заменить шторы, постельное бельё, обои и всё остальное на вещи белого цвета. Очищая свой дом, вы очищаете себя.»

В этом же году Шарль создал «План вуазен» (Plan Voisin) или «Современный город на 3 млн жителей» - план по радикальной модернизации Парижа, который он считал «построенным на перекрестках дорог и протоптанным копытами ослов».

Архитектор планировал разрушить половину зданий, увеличить высоту новых (до 20 этажей), создать современную систему дорог и разбить город «на квадраты», тем самым повысить комфорт проживания в городе.

«Моя задача, моё стремление - вытащить современного человека из хаоса и катастроф, поместив его в счастливую атмосферу и гармонию.»

1928

В этот год Шарль построил здание Центросоюза в Москве. Оно стало новым, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.

1929

В своём журнале «L’esprit Nouveau» Корбюзье опубликовал «Пять отправных точек современной архитектуры» - свод правил новейшей архитектуры.

1. Дом должен стоять на опорах. За счёт этого помещения избавляются от сырости, имеют достаточно света и воздуха, строительный участок становится садом, который проходит под домом.

2. Внутренние стены располагаются в любых местах: планировка одного этажа не зависит от другого. Капитальных стен нет, вместо них - мембраны любой крепости.

3. Фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, он теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания.

4. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы - обязательно. За счёт этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.

5. Наверху дома должна быть плоская крыша-терраса с садом, «возвращающая» городу зелень, которую забирает объём здания. Сточные трубы размещаются внутри дома.

Корбюзье не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.


Портреты Ле Корбюзье

Для многих молодых архитекторов «нового движения» свод правил стал «отправным пунктом» в творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо.

Вилла Ла Рош (Villa La Roche) и вилла Савой (Villa Savoye) , которые спроектировал Корбюзье, являются яркими иллюстрациями этих правил.

В Вилле Ла Рош с 1968 года располагается Фонд Ле Корбюзье, который занимается сохранением и популяризацией наследия архитектора.

Виллу Савой владельцы покинули 75 лет назад, измученные борьбой с протеч­ками. Сейчас вилла является памятником архитектуры.

1940

Во Франции начались восстановительные работы, и власти пригласили Корбюзье как проектировщика-градостроителя. Он создал планы по реконструкции французских городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, в которых следовал своей идее «зелёного города».

1946

Ле Корбюзье возвёл здание мануфактуры Клод и Дюваль - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.

При строительстве были применены «солнцерезы» (rise-soleil) - особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей, которые изобрёл сам Шарль. С этого момента солнцерезы становятся фирменным знаком построек Корбюзье. Они выполняют одновременно служебную и декоративную роль.

1948

Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При разработке системы Шарль взял три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

Сам архитектор описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».


«Модулор» Ле Корбюзье

1950

Индийские власти штата Пенджаб пригласили Корбюзье и других архитекторов спроектировать новую столицу штата. Этот проект стал самым масштабным в его жизни.

К наиболее целостным и оригинальным работам относят Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука».

Дворец Ассамблеи

«Открытая рука»

Дворец Юстиции

1952

Начало нового периода Корбюзье: он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

«Марсельский блок» стал одним из известнейших проектов в новом стиле. Это многоквартирный жилой дом в Марселе, который распологается на просторном озеленённом участке.

Большинство общественных мест спроектированы на крыше. На ней есть сад, беговая дорожка, клуб, детский сад, спортзал и небольшой бассейн. Магазины, медицинские учреждения и небольшая гостиница расположены внутри самого здания. Этот дом, который Корбюзье называл «город внутри города», пространственно и функционально оптимизирован для его обитателей.

Проект был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна).

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства.»

1950 - 1960

Корбюзье проектирует ряд зданий, которые закрепляют его славу европейского архитектора-авангардиста № 1.

Главные из них:

Капелла Роншан

Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.

Комплекс монастыря Ля Туретт

Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, которое разделено крытыми галереями.

Здание Музея западного искусства в Токио

Через 19 лет после завершения строительства ученик Ле Корбюзье Кунио Макаева пристроил к музею несколько дополнительных помещений.

1965

Корбюзье скончался в возрасте 77 лет. Он утонул во время заплыва предположительно из-за сердечного приступа. Это произошло у мысау Рокебрюн, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon площадью 15 кв/м. Le Cabanon - крошечная резиденция, которая построена как образец минимального жилища по Корбюзье.

«Юность и здоровье гарантируют возможность много производить, но требуются десятки лет опыта, чтобы производить хорошо.»

2003 - 2006

Жозе Убрери - ученик Ле Корбузье закончил строительство церкви Сен-Пьер де Фирмини, план которой великий архитектор разработал ещё в 1963 году. Тогда нехватка денег стала причиной заморозки проекта. Жозе не терял надежду на завершение работы и в начале 1990-х он создал фонд для сбора средств. В 2003 году строительство было начато вновь.

Ещё больше работ Ле Корбюзье

Швейцарский павильон, Франция, 1932

Дом культуры, Франция, 1965

Дом Guiette, Бельгия, 1926

Здание Объединённых Наций, США, 1952

Дом доктора Куручет, Аргентина, 1949

Вилла Сарабхаи, Индия, 1951

Дом в поселке Вейссенгоф, Германия, 1927

Здание Секретариата, Индия, 1958 (Tomo Yasu) , официальный сайт

Уловить параллели между работами Корбюзье и отечественным архитектором Александром Жуком можно в нашей статье про в Санкт-Петербурге.

А также, вам могут быть интересны биографии о:
- - легенде уличной фотографии

Одной из самых известных современных архитекторов

Промышленном дизайнере Braun

Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы; это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю: «Красиво». Это - Архитектура.

Ле Корбюзье

История современной архитектуры Запада писалась параллельно со становлением самой современной архитектуры. Лучшие зодчие столетия были еще и теоретиками, а значит, исследователями и комментаторами. При всех болезненных противоречиях, при спадах и подъемах развития архитектуры обнаруживается центральная мысль зодчего XX века: необходимость коренного преобразования общества, необходимость сделать его гармоничным посредством решительного воздействия на среду обитания человека. «Архитектура или революция», - из этого своего противопоставления Ле Корбюзье делает вывод: можно избежать революции! (Как тут не вспомнить фразу, вложенную в уста своего героя М. А. Булгаковым, художником из поколения Корбюзье и, может быть, равным ему по таланту: «Ну что же… они - люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»)

Деятельность Ле Корбюзье по влиянию и широте достижений занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нем спорили при его жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. Корбюзье сам с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать в одних случаях гнев, в других - энтузиазм. Черты его личности (поэтичность, романтизм, склонность к утопическим построениям и владение «холодным галльским смыслом», картезианство, умение точно планировать режим работ и предельная, самоотверженная отдача им) оказались воплощенными в его творчестве. В каждом тексте, в каждой постройке мастера отразились и творческий взлет целых эпох, и «тончайшие нюансы душевного мира художника».

Ле Корбюзье творил в переломную эпоху. Резкий прирост населения, потребность в новых объектах строительства (вокзалы, аэропорты, стадионы и выставочные залы, транспортные артерии, фабричные комплексы и т. д.), смена способов производства (замена ручного труда механическим, применение конвейера и т. д.), революционное изменение мышления в связи с научно-техническим прогрессом (достаточно упомянуть повсеместное введение электричества, увеличение скорости транспорта и возникновение новых средств связи), сложение более тесных связей с транспортниками, гигиенистами, климатологами, с системой организации общественного обслуживания - вот лишь некоторые условия, которые стало необходимо учитывать архитекторам. Но вместе с проблемами появлялись и неизвестные ранее возможности…

Ле Корбюзье, собственно Шарль Эдуард Жаннере-Гри, родился 6 октября 1887 года в городе Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), расположенном недалеко от границы с Францией. Город этот, как и одноименная община, один из крупнейших производителей часов. Сегодня он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воспитатели детского сада, в который маленького Шарля отдали родители, ориентировались на методы Ф. Фрё-беля, поощрявшие творческие потенции малышей. Так что желание придумывать и вкус прививались мальчику с самого раннего возраста.

Швейцарские часы всегда считались лучшими в мире, и легко понять, почему семейный бизнес - гравера, эмальера, «дизайнера» (тогда такого понятия не было) циферблатов, не вызвал противодействия у Шарля. В 13 лет он поступил в местную Школу прикладного искусства, получив специальность ювелира, часовщика-гравера.

В 1902 году (юноше только 15 лет) отчеканенные им часы с применением серебра, стали и золота завоевали почетный диплом на международной выставке декоративного искусства в Турине. Ему еще не было 18, когда под влиянием и с благословения учителя - Шарля Леплатенье и с помощью профессионального архитектора Шарль создал свое первое сооружение - дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле (вилла Фалле, 1905). Здание было выстроено и оформлено в русле устоявшейся традиции, с орнаментами и украшениями. Заметим, что один из самых ярких зодчих XX века не имел специального архитектурного образования (как, впрочем, и Мис ван дер Роэ, Райт и другие великие). По сути, он был самоучкой. Архитектурными университетами для него стали путешествия, библиотеки, музеи, систематическое, глубокое самообразование и, главное, творческое общение со многими ведущими мастерами того времени.

Так, на деньги, заработанные благодаря первому заказу, Шарль Эдуард предпринял путешествие по Италии и Австро-Венгрии, изучая и зарисовывая памятники. В Вене он встречался с Йозефом Хофманом, известным австрийским архитектором сецессиона (модерна). В Париже два года проработал в качестве чертежника в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, чье творчество представляет собой переход от архитектуры модерна к функционализму.

В мастерской Перре молодой мастер «узнал, что такое железобетон», и оценил его как материал будущего. С октября 1910 по март 1911 года под Берлином в Нойбабельсберге Жаннере - стажер в ателье немецкого зодчего, пионера функционализма Петера Беренса. Здесь ке в это время (удивительная, знаменательная встреча!) работали молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, («отцы-основатели модернизма», как их назовут позже), с которыми впоследствии долгие годы поддерживались дружба и сотрудничество.

В 1911 году Шарль Эдуард продолжает свое познавательное путешествие, уже по странам Балкан и Малой Азии, внимательно, изучая не только знаменитые памятники, но и народное строительство. Впоследствии эти наблюдения помогали ему «иллюстрировать» примерами собственные мысли о задачах архитектуры. Так, >н невозмутимо сравнивал Парфенон и автомобиль, находя в них сходство в принципах стандартизации форм, рожденных путем тщательного отбора.

В 1914 году Жаннере становится руководителем собственной архитектурной мастерской, исполняя заказы на частные дома. Еще раньше (1912) была спроектирована и построена вилла Жаннере-Перре - дом для родителей. Однако своим подлинно первым самостоятельным проектом архитектор считал дом для местного часового магната - виллу Швоб (1916-1917), или, как ее еще называют, Турецкую виллу.

Уже в этот период на родине, осознавая великую роль архитектуры в решении социальных проблем, Шарль Эдуард разработал проект «Дом-Ино» (совместно с инженером Максом Дюбуа) - техническую идею дома со стандартизированными ячейками. На плане такие постройки выглядели костяшками домино, сложенными в цепочки, как это бывает при игре, а колонны - точками на них. По сути то была первая в истории зодчества идея каркасного дома для серийного производства. Но выдвигая здесь и далее проблему стандартизации, мастер не забывал о художественности, полагая, что стандарт является путем к отбору, а значит, к совершенствованию.

С 1917 года Жаннере находится в Париже. Все свободное время он посвящает теории архитектуры и живописи. Влившись во все еще кипящую жизнь «парижской школы», познакомившись с великими модернистами Пикассо, Браком, Леже и др., он и сам был готов на героические эксперименты. Вместе с другом, французским художником Амеде Озанфаном, Жаннере публикует манифест «После кубизма» (1918), в котором были сформулированы основные положения нового направления в живописи - пуризма. Живопись пуристов превращает предмет в повод для утонченной игры линий, изысканных обобщенных силуэтов и цветовых пятен. Пуристы провозгласили идею очищения изображаемого, замены его пластическим символом, знаком, способным выявить внутреннюю конструкцию предмета. Скажем также, что занятия живописью Ле Корбюзье считал одним из источников своих архитектурных идей.

Как признавался архитектор для него самая значительная , недалеко от Парижа (раннее произведение мастера).

Вместе с Озанфаном Жаннере в 1920-1925 годах издавал ставший чрезвычайно популярным для всех адептов ветра перемен» в искусстве журнал «L’Esprit nouveau» Новый дух») и руководил в нем разделом архитектуры. На страницах этого радикального философско-художественного обозрения он много печатался сам и впервые подписался как Ле Корбюзье, взяв фамилию одного из предков матери. «Новое» включало прежде всего идею рационализма в архитектуре, которая при своем воплощении должна была бы ориентироваться на степень функциональности, как это востребовано конструкторами и дизайнерами автомобилей. Слоган дом - машина для жилья» становится для Корбюзье своего рода паролем для маркировки «своих - чужих» в профессиональной среде. «Машина» - это, в первую очередь, для него порождение гладкой поверхности, нового эстетического вкуса и точного расчета.

Вехой в биографии Ле Корбюзье становится 1922 год. Он знакомится с Ивон Галли, на которой женится спустя восемь лет, приняв французское гражданство. Кроме того, сотрудничество с кузеном, архитектором Пьером Жаннере, позволило в 1922 году открыть в Париже успешную проектную мастерскую. Очень скоро ее адрес - рю де Севр, 35 - сделался одним из интернациональных центров новой архитектурной мысли.

В 1925 году идеи, заложенные в основу макета, перешли в план «Вуазен». В нем предлагалось снести старый Париж (240 гектаров) для возведения делового центра с 18 50-этажными небоскребами для различных офисов и «низкорослыми» горизонтальными «связками» для сервисных целей, что вместе занимало бы ничтожную долю всей территорию города. Остальные же 95 % отводились под широкие проезды, пешеходные зоны и парки.

Еще на страницах журнала «Новый дух» Ле Корбюзье публиковал материалы о Советской России, призывая к установлению дипломатических отношений между Францией и СССР. В 1928-1930 годах он совершил в Россию три поездки, здесь он проектировал, выступал. После победы на конкурсе 1928 года Ле Корбюзье получил заказ на проект здания , рассчитанного на 3500 служащих. Эта постройка, воплотившаяся в жизнь в 1928-1936 годах, стала для него первым реализованным большим общественным сооружением. Были предусмотрены все условия комфорта, большой центральный холл, столовая, зал собраний, специальная система кондиционирования (которую, увы, в то время не удалось осуществить по техническим причинам).

Мировой авторитет Ле Корбюзье в среде создателей новой архитектуры был столь прочен, что не только Москва, но и далекая Бразилия отозвалась на его маэстрию. В 1935 году Ле Корбюзье читает лекции в разных городах и университетах США, а в следующем году в странах Латинской Америки. В Рио-де-Жанейро его восторженные поклонники, бразильский архитектор Лусиу Кошту со своим молодым сотрудником Оскаром Нимейером, приглашают его принять участие в проектировании здания Министерства просвещения и образования. Выстроенное при его консультациях (сам он предложил два варианта) бразильскими архитекторами здание в Рио-де-Жанейро (тогда столицы страны) несет четкое выражение авторской воли. Именно здесь впервые Корбюзье употребил на практике жалюзи-солнцерезы.

в 1942 году его пригласили в Алжир, где разрабатывался масштабный проект города Алжир, в котором мастер принял участие. Впрочем, о проблемах реконструкции столицы французской колонии Ле Корбюзье думал уже два десятка лет. Его предложения настолько возмутили мэра, что тот даже потребовал от префекта полиции арестовать архитектора.

Во время войны Ле Корбюзье, мечтая о наступлении мира, продумывал и чертил проекты восстановительных застроек, которым не суждено было осуществиться. Свои идеи он реализовал лишь частично, принимая участие в реконструкции некоторых городов: например, Сен-Дьё 1945) и Ла-Рошели (1946). И здесь архитектор совершенствует свою разработку «жилой единицы». В Сен-Дьё при строительстве мануфактуры «Клод и Дюваль» он использовал солнцерезы, которые уже были опробованы в Рио, а затем сделались своеобразной визитной карточкой Корбюзье.

В 1947 году он полгода трудился в содружестве архитекторов над проектом Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Каждое возведенное в 1950-х здание Ле Корбюзье, в планах которых уже не доминирует прямой угол, а в формах просматривается художественная образность, становится открытием. Такими были Культурный центр и Музей современного западного искусства в Токио, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже (1957-1959) и Карпентер-центр визуальных искусств - культурный центр в Гарварде (1962). В проекте , административной столицы в Индии, новой независимой стране, лишь недавно появившейся на политической карте мира, осуществилась его мечта о масштабном градостроительном проекте во плоти.

В зданиях капеллы Богоматери в и близ Лиона он, атеист, впервые применил свои интуитивные прозрения по отношению к организации пространства для духовных нужд. «Зрительная акустика», о которой он говорил по поводу согласия архитектурных форм и пригодного окружения в Роншане, в буквальном смысле воплотилась и в феноменальном павильоне «Электронная поэма» фирмы «Филипс» (1958) на Всемирной выставке Брюсселе, позволявшем благодаря архитектурным расчетам по-особому резонировать звуку. Как в перечисленных, так и в постройках 1960-х годов, например Доме молодежи и культуры в Фирмини (1961-1965), Центре Ле Корбюзье в Цюрихе (1965-1967), мастер продолжил свои поиски гармонии архитектурного пространства.

Столетний юбилей Ле Корбюзье был отмечен телевизионными фильмами, выставками, публикациями.

Биография (использованы материалы "Сто великих архитекторов", Д. Самин)

       Настоящее имя архитектора Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он появился на свет 6 октября 1887 года в Швейцарии. Образование получал в Вене, Париже, Берлине, где учился у известных архитекторов XIX века. В возрасте 35 лет открыл собственную мастерскую, где в течение долгого времени работал вместе с братом.

       В начале 1920-х Ле Корбюзье сформулировал принципы домостроения, которые оформились под названием пуризма. Свою позицию Ле Корбюзье пропагандировал в издававшемся им самим в 1920-1926 годах журнале "Эспри нуово" ("Новый дух"). Он сформировал пять принципов: дом должен быть на столбах, с плоской крышей, с гибкой внутренней планировкой, ленточными окнами и свободно организованным фасадом. В них выражаются не только материальные, но и эстетические стремления. Эти принципы нашли отражение при сооружении многих зданий архитектора. В частности, виллы Савой в Пуасси под Парижем.

       Архитектор создал и ряд утопических градостроительных проектов для разных стран. Что касается Парижа, согласно идеям архитектора, столица Франции должна была стать вертикально ориентированной конструкцией, в ярусах которой жили люди. При этом город делился на функциональные зоны. Со стороны это выглядело так, будто речь идет о создании слаженно работающего механизма с винтиками-людьми. Один из подобных проектов был предложен для Москвы. Однако он оказался слишком нереалистичным. Архитектор не учел исторический тип застройки Белокаменной и специфику ландшафта. Зато пара более "земных" зданий по проекту Ле Корбюзье в советской столице все же появились.

       Как и его современники, Корбюзье постоянно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру без инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов. К такому пониманию он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, "поклонником прямого угла". В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры. "Учитесь у машин", - провозглашал он. Жилой дом должен быть совершенной и удобной "машиной для жилья", промышленное или административное здание - "машиной для труда и управления", а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор.

      Проекты Корбюзье реализованы в Индии, США, России, Швейцарии, Франции, Алжире, Италии, Бразилии, Японии. Остается только удивляться продуктивности основоположника нового стиля. Ведь помимо практической работы, он создал немало теоретических трудов. Порядка 50 статей появились в журналах.

       В 1942-1955 годах Корбюзье разработал спираль модулора, размерную шкалу, по которой все строительство можно вести в человеческом масштабе. Архитектор ориентировался на движение человека - как он ходит, сидит, лежит. Он и сам был в постоянном движении, погиб в семьдесят восемь лет, заплыв слишком далеко на Лазурном берегу в Средиземном море.

       МАТЕРИАЛЫ