Тест по главе популяционно видовой уровень. Популяционно-видовой уровень

Обобщающий урок в 9 классе по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой материи».

Цели урока: обобщить и конкретизировать знания о структуре вида, популяции, систематике в растительном и животном мире.

Личная значимость изучаемой темы : «Человек разумный - это вид, способный к самоуничтожению» (В.И.Вернадский). Проверка собственных знаний по теме и успешное выполнение индивидуального теста.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, творческий.

Формы организации: урок-обобщение, построенный в форме ЕГЭ.

Развитие умений учащихся : рассуждать и доказывать, анализировать, моделировать ситуацию, а также развивать умение работать с бланками ЕГЭ.

Основные понятия, отрабатываемые в ходе урока : определение вида, популяции, критерии вида, систематические категории в органическом мире, эволюция

План урока:

1.Орг. момент. Целеполагание.

2. Формулирование основополагающих знаний по теме в форме презентации учащихся - проверка домашнего задания.

3. Устный опрос: часть А и часть В.

4. Часть С с элементами моделирования.

5. Подведение итогов.

6. Тестовый контроль.

7. Взаимопроверка.

8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

9. Домашнее задание.

Планируемые результаты : в результате повторения и обобщения знаний по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой материи» учащиеся должны справиться с тестовой работой, содержащей вопросы разного уровня сложности (вариант А, В и С).

Источники информации :

А.А. Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В. Пасечник Учебник «Биология - 9 класс»

О.А. Пепеляева, и.в. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии»

А.В. Кулев «Поурочное планирование по общей биологии»

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» - сборник задач, упражнений и практических работ - 10-11 класс

Мин.Образования РФ «Оценка качества подготовки выпускников по биологии»

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ за 2008, 2007, 2006 год.

Ход урока.

Орг. Момент. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами должны повторить, обобщить и конкретизировать знания по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой природы».

Урок будет проходить в форме ЕГЭ, поэтому перед вами будут стоять задачи разного уровня сложности: -вариант А - задания с выбором ответа (тест) - наиболее простое

В варианте В необходимо выбрать несколько правильных ответов;

составить логическую цепочку; найти соответствие между

Вариант С - вопросы на которые необходимо дать развёрнутый,

аргументированный ответ.

Этот небольшой «экзамен» мы будем сдавать все вместе, но по окончании нашего урока каждый из вас получит индивидуальное задание, поэтому будьте внимательны. На уроке все получат оценку, а некоторые - не одну.

Проверка домашнего задания.

Заслушивается материал, подготовленный учащимися в форме презентации по теме

Цель: повторить основные понятия темы, развивать умение выделять главное, добавлять недостающее, анализировать и делать выводы.

Прежде чем мы перейдём к решению вопросов части -А-, 2 ученика получат индивидуальное задание.

Задание для моделирования.

На ватмане представьте модель вида - зайца-русака, состоящего из 4-5 популяций. Отметьте популяции цифрами. В ареале существования вида нанесите географические объекты: горы, реки, озёра, дороги, посёлки, города и др.

Составьте рассказ по плану:

1. Вид - это_______________________________________________________________

2. Элементами вида являются - __________________________________________________

3. Вид - это целостная система, так как____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вид, также как и популяция это открытая система, потому, что_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Докажите, что вид - это устойчивая система.____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вид - это развивающаяся система._____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

- Назовите возможные причины колебания численности в популяциях зайца-русака.

- Как можно регулировать численность популяции в экосистеме леса?

- Назовите демографические показатели популяции.

Все остальные учащиеся начинают работать с вопросами части -А-.

Напоминаю : при выполнении заданий этой части необходимо из предложенных ответов выбрать один правильный. Если вы назовёте правильный ответ, мы открываем следующий вопрос, если нет - необходимо исправить и объяснить допущенную ошибку.

(Работа с презентацией)

1. Вопросы части -А- .

Кто из натуралистов впервые определил критерии вида

1. Н.И.Вавилов

2. Т. Морган

4. К.Линней

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

На основании какого критерия можно более точно определить принадлежность особи к определённому виду

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

Особей в одну популяцию объединяет:

1. изоляция

2. свободное скрещивание

3. наличие мутаций

4. размножение особей

Причина колебания численности популяций:

1. наследственная изменчивость особей

2. естественный отбор

3. соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции

4. взаимоотношения между родителями и потомством

Популяцию образуют:

1. берёзы в одном лесу

2. маргаритки на одном газоне

3. кусты жасмина на одном приусадебном участке

4. все виды берёз

Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных - это:

4. царство

Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

А) органы чувств - одна 1) морфологический

пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины 2) экологический

В) населяет пресные водоёмы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

3. Переходим к части -С- задания со свободным ответом.

Работать предлагаю в микрогрурппах (объединяются учащиеся 2-х парт)

В чём проявляется относительность морфологического критерия?

(демонстрация полового диморфизма, альбиносов, видов-двойников)

Классифицируя растения, К.Линней обращал внимание на количество тычинок и пестиков в цветке. Предложите другие, свои собственные подходы к разделению растений на систематические группы.

(Слайд - фото цветка с тычинками)

С 4. Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.

Подведём итоги, а помогут нам в этом учащиеся, которые работали над презентацией данной темы.

Закрепление:

  • Чтобы убедиться, что вы получили крепкие знания по теме, я подготовила для вас небольшую проверочную, который позволит не только мне, но и вам самим проверить свои знания.

Тест по биологии в 9 классе по теме

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

А1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. морфологический

2. генетический

3. физиологический

4. географический

А2. Наименьшая систематическая единица из перечисленных:

1. семейство

3. царство

А3. К.Линней первый создал:

1. эволюционную теорию

2. систематику

3. учение о биосфере

4. учение о клетке

А4. Экологический критерий вида - это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

А5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

А6. Характерный для каждого вида набор хромосом - это

1. морфологический критерий вида

2. генетический критерий вида

3. физиологический критерий вида

4. географический критерий вида

А7. Наиболее точный критерий вида:

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

А8. Популяция - это:

1. основная структурная единица вида

2. основная структурная единица рода

3. основная структурная единица типа

4. основная структурная единица класса

А9. Территория, занимаемая видом называется:

1. биоценозом

2. биотопом

3. ареалом

4. экологической нише

А10. Увеличение численности популяции связано с:

1. уменьшением ареала обитания

2. увеличением пищевых ресурсов

4. уменьшением рождаемости

А11..Жизнь популяции изучает наука:

1. биология

2. биохимия

3. экология

4. цитология

А12. Берёзы в одном лесу образуют:

1. популяцию

3. сообщество

А13. Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. морфология

2. экология

3. эволюция

4. систематика

А14. Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных - это:

4. царство

Выбери три правильных ответа

В1. Что относится к демографическим показателям популяции

1. свободное скрещивание особей

2. рождаемость

3. миграции

4. возрастной состав популяции

5. смертность

6. характерная окраска особей

Найди соответствие между первым и вторым столбцом

В2. Установите соответствие между признаком млекопитающего- бурого медведя и критерием вида, для которого он характерен.

П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А

А) зимой впадает в спячку 1) морфологический

Б) шерсть бурого цвета
В) распространён на территории 2) географический

Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии
Г) накапливает жир осенью 3) физиологический
Д) масса тела достигает350-500 кг.

Дайте полный ответ на вопрос:

С1. В чём относительность географического критерия вида

Ответы на тестовое задание

ыбрать один правильный ответ (1 балл)

А1. Какая наука изучает многообразие отношений между популяциями одного вида и популяциями разных видов в сообществе, а также связи сообщества с окружающей средой? А) морфология Б) генетика В) экология Г) эргономика

А2. Все компоненты среды обитания, влияющие на жизнедеятельность любого организма, популяции, вида, называют: А) движущими факторами эволюции Б) абиотическими факторами В) биотическими факторами Г) экологическими факторами

А3. Как называется форма существования вида, которая обеспечивает его приспособляемость к жизни в определенных условиях? А) стадо Б) особь В) популяция Г) колония

А4. Показателями колебания численности популяции является: А) соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции Б) действие естественного отбора В) взаимоотношения между родителями и их потомками Г) проявление наследственной изменчивости

А6. Ограничивающим фактором называется фактор: А) снижающий выживаемость вида Б) по значению несколько ниже оптимального В) с широким диапазоном значений Г) только антропогенный

А7. Структурной единицей вида является: А) особь Б) колония В) стая Г) популяция

А8 Абиотическими факторами для животных служат: А) другие животные, населяющие данное природное сообщество Б) температура и влажность их среды обитания В)растения, которыми они питаются Г) микроорганизмы, которые вызывают заболевания у животных


А9. Благодаря изоляции популяций в природе: А) обостряется межвидовая конкуренция Б) усиливается конкуренция внутри вида В) ослабляется действие естественного отбора Г) в них накапливаются наследственные изменения

А10. Появление плодовитого потомства у особей одной популяции возможно благодаря сходству их: А) хромосомного набора Б) процессов обмена веществ В) строения соматических клеток Г) процессов образования половых клеток

Часть В (2 балла)

абиотические

биотические

антропогенные

Часть С (3 балла)

С1.Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

ИТОГО 15 баллов

«5»-13-15 баллов, «4»- 10-12б «3»-7-9 б.

Тест по теме «Популяции» в 9 классе (ответы)

ЧастьА

№ задания

Часть В

абиотические

биотические

антропогенные

Часть С

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

В популяции:

1) накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда

2) происходит миграция особей и обмен генами

3) происходит борьба за существование и естественный отбор

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности

Ответ неправильный

Максимальный балл

Зачет по теме

Вариант 1

    Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется

А) вид; В) сорт;

Б) популяция; Г) колония.

2. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения

полевой мыши?

А) генетическому; В) физиологическому;

Б) морфологическому; Г) экологическому.

3. Общность предков доказывает критерий:

А) исторический; В) генетический;

Б) морфологический; Г) географический.

4. Совокупность факторов внешней среды – основа:

А) генетического критерия; В) географического критерия;

Б) экологического критерия; Г) исторического критерия.

5. К какому критерию вида относят область распространения африканского слона?

А) морфологическому; В) генетическому;

Б) экологическому; Г) географическому.

6. Чем определяется сокращение численности популяции?

А) популяционными волнами;

Б) низкой частотой мутаций;

В) преобладанием смертности над рождаемостью;

Г) преобладанием рождаемости над смертностью.

7. Какие систематические категории НЕ образуются в результате макроэволюции?

А) виды; Б) типы; В) классы; Г) отделы.

8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения

А) черных и рыжих тараканов; В) черных тараканов с ядохимикатами;

Б) черных тараканов между собой; Г) черных тараканов и черных крыс.

9. Какая форма естественного отбора действует при относительно постоянных

условиях окружающей среды?

10. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному

скрещиванию особей?

А) волны жизни; В) естественный отбор;

Б) модификации; Г) изоляция.

11. Чем НЕ характеризуется приспособленность растений к опылению ветром?

А) невзрачные цветки, собранные в соцветия;

Б) много сухой пыльцы;

В) наличие нектара;

Г) раннее цветение до появления листьев.

12. Какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации?

А) мимикрия; В) четырехкамерное сердце;

Б) возникновение скелета; Г) теплокровность.

13. Что такое биологический прогресс?

А) возникновение новых приспособлений и более сложных форм жизни;

Б) усложнение организации, появление новых систем органов и процессов;

В) успешное эволюционное развитие систематической группы: высокая численность,

большое видовое разнообразие, расширение ареала;

Г) переход в более простую среду обитания.

14. К какой группе экологических факторов относится свет?

А) антропогенные; В) биотические;

Б) абиотические; Г) техногенные.

15. К каким факторам среды относятся турниры между самцами, забота о потомстве,

хищничество?

А) абиотическим; В) антропогенным;

Б) экологическим; Г) биотическим.

    Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?

    Синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма;

    В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких;

    Черная крыса вытесняется серой;

    Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов;

    Дельфин питается хищной рыбой;

    Птицы и млекопитающие распространяют семена.

    В состоянии биологического прогресса находятся

    Заяц-русак;

    Уссурийский тигр;

    Древовидные папоротники;

    Круглые черви;

    Карась обыкновенный;

    Ландыш майский.

Задание 3. Установите правильную последовательность этапов географического видообразования.

А) возникновение преград между популяциями вида

Б) сохранение естественным образом особей с признаками, полезными в данных условиях

В) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

Г) появление наследственных изменений в изолированных популяциях.

Ответ: _______________

Задание 4. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело имеет бурую окраску 1) морфологический

Б) питается насекомыми 2) экологический

В) при низкой температуре неактивна

Г) размеры тела не более 28 см

Д) размножается на суше

Е) преимущественно населяет освещенные

Зачет по теме

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1 . Влияние биотических факторов среды на организмы рассматривает критерий:

А) географический; В) физиологический;

Б) экологический; Г) исторический.

2. Какой критерий является решающим при определении видов-двойников?

А) биохимический; В) морфологический;

Б) генетический; Г) физиологический.

3 . Сходство процессов питания и дыхания изучает критерий:

А) экологический; В) физиологический;

Б) биохимический; Г) генетический.

4 . Для определения вида недостаточно использовать только генетический критерий, т. к.

А) существуют виды-двойники;

Б) разные виды могут иметь одинаковый набор хромосом;

В) близкие виды могут занимать один ареал;

Г) близкие виды могут быть приспособлены к схожим условиям среды.

5. На основе какого критерия особи объединяются в одну популяцию?

А) выполняют одинаковые роли в биогеоценозе;

Б) имеют одинаковую кормовую базу;

В) свободно скрещиваются и занимают один ареал;

Г) соотношение полов составляет 1:1.

6. Чем завершается процесс микроэволюции?

А) образованием нового вида; В) образованием нового семейства;

Б) образованием нового отряда; Г) образованием нового класса.

7. Какая форма естественного отбора действует при изменяющихся условиях

окружающей среды?

А) стабилизирующий отбор; В) движущий отбор;

Б) разрывающий отбор; Г) дизруптивный отбор.

8. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и

утверждал наследование благоприобретенных признаков?

А) Карл Линней; В) А.Н.Северцов;

Б) Чарльз Дарвин; Г) Жан-Батист Ламарк.

9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих

мальков?

А) межвидовой; В) с неблагоприятными условиями среды;

Б) внутривидовой; Г) внутривидовой взаимопомощи.

10. Что такое естественный отбор?

А) сложные отношения между живой и неживой природой;

Б) процесс образования новых популяций и видов;

В) процесс роста численности популяции;

Г) процесс сохранения особей с полезными наследственными изменениями.

11. Какое явление служит примером покровительственной окраски?

А) окраска пчелы; В) окраска пятнистого оленя;

Б) окраска кузнечика; Г) окраска хвостового оперения у самца павлина.

12. Какое из перечисленных приспособлений относят к ароморфозам?

Б) образование ластов у морских котиков;

В) трехкамерное сердце у амфибий;

Г) опыление цветков покрытосеменных насекомыми.

13. К каким факторам среды относятся свет, температура, химический состав почвы?

А) биотическим; В) антропогенным;

Б) экологическим; Г) абиотическим.

14. К антропогенным экологическим факторам относится (-ятся)

А) извержение вулкана; В) вращение Земли;

Б) вырубка лесов; Г) турниры между самцами.

15. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

А) биологический прогресс характеризуется расширением ареала;

Б) биологический прогресс характеризуется уменьшением численности вида;

В) биологический регресс приводит к вымиранию вида;

Г) главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время –

хозяйственная деятельность человека.

Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.

    К главным путям эволюции относятся

    Биологический прогресс; 4) Идиоадаптация;

    Биологический регресс; 5) Дегенерация;

    Ароморфоз; 6) Естественный отбор

    Каковы результаты действия естественного отбора?

    Образование новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

    Повышение организации и усложнение живых существ;

    Образование абсолютной приспособленности;

    Все виды достигают наивысшей ступени организации;

    Образование только относительной приспособленности;

    Многообразие видов.

Задание 3. Установите последовательность процессов, происходящих при образовании новых видов в природе.

А) в результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Б) возникает новый вид

В) в популяции накапливаются наследственные изменения

Г) популяции оказываются географически или экологически изолированными

Д) через множество поколений популяции изменяются так, что их особи не могут скрещиваться с особями других популяций

Е) ареал вида расширяется или разрывается на части.

Ответ: ________________________

Задание 4. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто короткой шерстью 1) морфологический

Б) глаза затянуты пленкой 2) экологический

В) роет ходы в почве

Г) передние лапы широкие - копательные

Д) питается насекомыми

Е) размножается в гнездовой камере

Вопросы к зачету по медицинской биологии.

I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО

1. Качественные особенности живой материи. Принципы организации во времени и пространстве. Уровни организации живого.

Что такое жизнь?

Жизнь - макромолекулярная открытая система, которой свойственны:

иерархическая организация,

способность к самовоспроизведению,

обмен веществ,

тонко регулируемый поток энергии.

Жизнь - ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Свойства жизни

Обмен веществ или метаболизм

Живая система по отношению к окружающей среде - открытая система

Структурированность

Способность противостоять нарастанию энтропии

Самообновление

Хранение и использование генетической информации

Способность к росту и дифференцировке в онтогенезе

Раздражимость и возбудимость

Размножение

Дискретность

Эволюция

Способность живых организмов к взаимодействии с другими в составе биологических сообществ - биоценозов, составляющих биосферу

Обмен веществили метаболизм

Способ взаимодействия живых существ с окружающей средой, сущностью которого являются взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции или анаболизм и диссимиляции или катаболизм

ассимиляция - образование новых и обновление существующих элементов организма

диссимиляция - расщепление органических соединений для обеспечения организма необходимыми веществами и энергией

Обязательным условием обмена веществ является постоянный приток веществ в организм из окружающей среды и выделении продуктов диссимиляции (веществ и энергии) во внешнюю среду.

Организм (живая система ) - по отношению к окружающей среде открытая система , с которой он постоянно обменивается веществом и энергией.

Структурированность -

Выделение однородных частей системы с определенными физическими свойствами и отделенными от других частей границей раздела (в клетке водная и липидная фазы, органеллы)

Непременное условие эффективной реализации в весьма малых объемах (клетка) большого количества метаболических реакций.

Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией, благодаряпостоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренних структур, и способности противостоять нарастанию энтропии

Живой организм – это энергетическая система, подчиняющаяся законам термодинамики

Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая энергетическое состояние, связи между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем

Самообновление –

воссоздание структур, взамен утрачиваемых, благодаря использованию живыми системами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации

Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул биополимеров - белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.

рост - увеличение массы и линейных размеров особи за счёт увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований

дифференцировка - превращение в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза) первоначально одинаковых, неспециализированных клеток зародыша в специализированные клетки тканей и органов

онтогенез (индивидуальное развитие организма) - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни

Раздражимость - свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности

Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения

Иерархические уровни организации жизни

Молекулярно-генетический

Клеточный

Организменный или онтогенетический

Популяционно-видовой

Биогеоценотический

Уровни иерархической системы жизни определяются на основе выделения

элементарной единицы и элементарного явления

элементарная единица - структура или объект, закономерные изменения которого, обозначаемые как элементарное явление , составляют специфический для этого уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни

Молекулярно-генетический уровень

Элементарная единица ген (фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты), в котором записан определенный объем биологической (генетической) информации.

Элементарное явление - редупликация или самовоспроизведения биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация является основой наследственности. Биологическая информация, заключенная в ДНК переходит в действующую форму, будучи перенесена в молекулы белков благодаря механизму матричного синтеза иРНК, контролирующей биосинтез белков. Матричный синтез информационных макромолекул это также элементарное явление .

Клеточный уровень

Элементарная единица – клетка

Элементарное явление - реакции клеточного метаболизма . В клетке поступающие вещества превращаются в субстраты и энергию и используются в соответствие с генетической информацией в процессе белков и других веществ, необходимых организму.

На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации.

Организменный уровень

Элементарной единицей - особь от зарождения до прекращения существования в качестве живой системы, что позволяет также назвать этот уровень онтогенетическим .

Элементарное явление - закономерные изменения организма в индивидуальном развитии.

Эти изменения обеспечивают рост организма, дифференциацию его частей и одновременно интеграцию развития в единое целое. В онтогенеза в условиях внешней среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры и процессы, на основе генотипа формируется фенотип организмов данного вида.

Популяционно-видовой уровень

элементарная единица - популяция (совокупность особей одного вида), представляющая открытую генетическую систему

элементарные явления - эволюционно значимые изменения генофонда популяции под действиемэлементарных эволюционных факторов (мутационный процесс, колебания численности особей, естественный отбор

Процесс «трансляции» на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции про­ис­хо­дит на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) клеточном

2) организменном

3) биогеоценотическом

4) молекулярном

Пояснение.

События на клеточном уровне обеспечивают биоинформационное и вещественно-энергетическое сопровождение феномена жизни на всех уровнях ее организации. Сегодня наукой достоверно установлено, что наименьшей самостоятельной единицей строения, функционирования и развития живого организма является клетка, которая представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. В клетке сохраняется и воплощается в процессы жизнедеятельности биологическая (генетическая, наследственная) информация - ДНК, матричный механизм репликации ДНК и синтеза белков .

Про­цесс транс­ля­ции - про­цесс син­те­за белка из ами­но­кис­лот на мат­ри­це иРНК (мРНК), осу­ществ­ля­е­мый ри­бо­со­мой. Участ­ву­ют не­сколь­ко ком­по­нен­тов клет­ки, по­это­му ответ - на кле­точ­ном уров­не ор­га­ни­за­ции.

Ответ: 1

Раздел: Основы цитологии

Гость 26.05.2014 18:14

Здравствуйте. Разве про­цесс трансляции на­след­ствен­ной информации про­ис­хо­дит на кле­точ­ном уровне? Мне ка­жет­ся на молекулярном. Не­сколь­ко выше был по­доб­ный вопрос и там ука­зан молекулярный уро­вень организации.

Наталья Евгеньевна Баштанник

На молекулярно-генетическом уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности - кодирование, передача и реализация наследственной информации. На этом же уровне организации жизни осуществляется процесс изменения наследственной информации.

На органоидно-клеточном уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ (в том числе и и биосинтез белка - ТРАНСЛЯЦИЯ) и превращение энергии в клетке, ее рост, развитие и деление.

Гость 23.03.2015 19:21

На молекулярном уровне происходят такие процессы как: передача генетической информации - репликация, транскрипция, трансляция.

На клеточном уровне происходит процессы такие как: клеточный метаболизм, жизненные циклы и деление, которые регулируются белками-ферментам.

(Информация на основе "Сборника разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ". Автор сборника - А.А.Кириленко)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Молекулярный уровень. Основу организации на этом уровне представляют 4 азотистых основания, 20 аминокислот, несколько сотен тысяч биохимических реакций, почти все из которых сопряжены с синтезом или разложением АТФ -- универсального энергетического компонента живого.

Клеточный уровень. Клетка является минимальной единицей жизни. Все живое состоит из клеток. Основные механизмы воспроизводства жизни работают именно на клеточном уровне.

На клеточном уровне происходит два основных процесса, необходимых для самовоспроизведения жизни - митоз - деление клетки с сохранением числа хромосом и генов, и мейоз - редукционное деление, необходимое для производства половых клеток - гамет.