«Богатырка», ставшая буденовкой. Интересные факты про «буденовку Красноармеец буденовец

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…..

Друзья, данную тему собирался создать ещё в 2013 году. Но, лучше поздно, чем....
Посчастливилось мне в апреле 2013 года на чердаке дома (под дачу) коллеги по работе, обнаружить «богатырский шлем»
В последствии в 2014 году данная находка была передана мной в городской краеведческий музей и заняла своё место в экспозиции.

Это сейчас 23 февраля празднуют День защитников Отечества. А вот в советскую эпоху это был день рождения Красной армии - несмотря на тот факт, что Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии был издан 15 (28) января 1918 года. А вот 23 февраля 1918 года Совет народных комиссаров Советской России опубликовал воззвание «Социалистическое отечество в опасности» - из-за революции фронт окончательно рассыпался, и войска 8-й германской армии, не встречая никакого сопротивления, занимали один город за другим. Надежды большевиков на «пролетарскую» Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям Антонова-Овсеенко, как только «красногвардейцы» узнали, что отныне им предстоит уже не грабить столичные магазины и винные погреба, но идти на фронт воевать с немцами, как многие из них побросали оружие и разошлись по домам. И тогда Ленин придумал мощный идеологический ход: для обмундирования новой Красной армии он решил использовать форму, придуманную для Парада Победы в Великой войне, который должен был пройти в Берлине (а затем и в и Константинополе). Новая форма была создана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Впрочем, ее было не так много, и в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.

Эта комиссия составила и первое описание головного убора, который тогда назывался «богатыркой» - из-за схожести с древними шлемами русских богатырей:

«Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинаковых кусков формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся вверху в центре колпака..."


Рисунок из материалов комиссии.

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

Была придумана и зимняя «богатырка» - более остроконечная по форме. Этот шлем и назвали «буденовкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

«Богатырка», зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли, не создавая хотя бы мало-мальских удобств..."

"..Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его (строго установленных размеров) при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшлевый вид. Вентиляция далеко недостаточна…"

В январе 1919 года в качестве головного убора Красной Армии была введена суконная шапка-богатырка, впоследствии названная “будёновкой”…

В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца.


«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..»

Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая - лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.

Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники.

18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».

Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.

Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за №116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы.

В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом - эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние - 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.

Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии - синюю, в артиллерии - оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках - чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов - голубую, пограничники - традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку.

Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» - по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.

Среди фотографий Будённого существует даже фото в монгольской одежде, но фото Будённого в будёновке найти удалось с пребольшим трудом.

Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.

Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства - серп и молот.

В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.

Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki - меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами, будёновка окончательно исчезла из войск - последний снимок красноармейца в будёновке относится к марту 1943 года.

Будёновки верно служили нашим солдатам до начала Великой Отечественной войны

Начну с более подробного описания этого колпака, а вы попробуйте догадаться, о каком головном уборе идет речь, кто его носил и как он называется. «Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести кусков одинакового размера мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причем вершина колпака делается притупленной.

В вершину колпака вовнутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около двух сантиметров. Спереди к колпаку головного убора симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращенная острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета».

Догадались? Ну, конечно же, речь идет о буденовке, той самой легендарной буденовке, о которой слагались стихи, пелись песни, сочинялись частушки. Но откуда она взялась, кто ее придумал, а также кто и зачем разработал приведенное выше описание головного убора? Всякого рода версий и слухов вокруг этой истории великое множество. Есть даже такая: буденовка и шинель с «разговорами» были созданы в царское время и задуманы для будущего Парада победы в Первой мировой войне, она была пошита и лежала на складах, большевики же эту форму позаимствовали, а грубо говоря, украли, заменив двуглавого орла пятиконечной звездой.

Эта версия – одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды. Самое странное, что и в советские времена никто не пытался опровергнуть «царскую» версию и рассказать правду. Причина была довольно банальная: все документы и приказы, связанные с разработкой новой формы бойца Рабоче-крестьянской Красной армии, были подписаны фактическим создателем этой армии, народным комиссаром по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета республики Троцким.

Много лет его имя нельзя было не то что печатать, но даже произносить вслух, а потом, когда из Троцкого начали лепить образ идейного борца с большевизмом и сталинизмом, тоже ничего не получилось, так как он был таким же кровавым маньяком, как все остальные обитатели Кремля. Но то, что в деле победы большевиков в Гражданской войне Троцкий сыграл выдающуюся роль, – бесспорный факт.

Найти, а потом выудить из архивов сборник приказов Реввоенсовета, подписанный Троцким, было не так-то просто, но мне это удалось. Прекрасно понимая, что, как говорилось в одном из декретов, «наскоро созданная Красная Армия не способна защитить Советскую власть от внешних и внутренних врагов», что нужно создавать по-настоящему боеспособную революционную армию, Ленин подписал несколько декретов, предусматривающих ряд мер по созданию такой армии: в них говорилось и о привлечении в состав РККА бывших офицеров царской армии, и об учреждении института военных комиссаров, и о многом другом.

Но в Кремле прекрасно понимали, что мало сплотить красноармейцев идейно, мало объяснить, за что они борются, надо дать им оружие, накормить, одеть, обуть. Иначе говоря, вместо погон, папах и лампасов нужна была совершенно новая, революционная форма, которая сплачивала бы так же, как и идеи, за которые они шли на смерть.

Именно поэтому появился приказ, найдя который, я почувствовал себя примерно так же, как Шлиман, нашедший Трою: ведь этот документ ставит все с головы на ноги и, не боюсь этого слова, является истиной в последней инстанции.

При сем объявляется положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабочее-Крестьянской Красной Армии.
Предметом конкурса является проектирование обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, заключающего в себе – одеяние, обувь, снаряжение (для пехотинца и кавалериста) и головной убор.

ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРОЕКТАМИ

Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества.
Возможная дешевизна обмундирования должна служить общим стремлением при выборе материала для проектируемых форм. Обмундирование должно быть приспособлено к временам года, доставлять носящему его наилучшие гигиенические условия, предохранять от простуды и не затруднять кровообращения и дыхания.
Формы обмундирования не должны заключать в себе каких-либо особо ярких по цвету и резких демаскирующих линий. Защитный цвет формы избирается путем отдельного, не входящего в конкурс, оптически-лабораторного исследования.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРСА
Проекты должны представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами и, желательно, с рисунками в красках и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнимость представленных проектов. Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о представленных проектах. Последний день подачи или присылки проектов назначается на 10 июня 1918 года.

Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на маскировочных курсах военных сооружений Р.-К.К. Армии (Москва, Поварская, угол Молчановки, здание 5-й гимназии).

За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных его частей (одеяния, обуви или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, Народным комиссариатом по военным делам уплачивается четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей. Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей.

Читая это положение о конкурсе теперь, нельзя не удивляться его спокойному и деловитому тону. Просто поразительно, как можно было в ту пору, когда советская власть была на грани выживания, когда свирепствовали эпидемии, царил голод, лютовали различных мастей банды, заниматься такими, казалось бы, пустяками, как «спортивно-строгий и изящный стиль» будущей формы, затевать канитель с девизами конкурсантов, созданием жюри и привлечением экспертов.

Надо сказать, что среди творческой интеллигенции, которая не успела сбежать за границу, затея с конкурсом вызвала неоднозначную реакцию: одни глумливо посмеивались, другие объявили бойкот, но были и третьи, которые к конкурсу отнеслись с энтузиазмом.
Среди последних были такие известные мастера, как Борис Кустодиев и Виктор Васнецов.

Установить это удалось довольно просто: в одном из архивов я нашел не просто фотографии, а стеклянные негативы, на которых хорошо видна подпись того же Кустодиева. Эскизы, которые он предложил, довольно оригинальны. На одном рукой художника написано: «летняя, лагерная или проходная» – укороченные брюки, гольфы, несколько американизированная шляпа. Или такой вариант: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Есть и образец осеннее-зимней формы: те же короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка.

Другие предлагали форму романтического характера, напоминающую одежду наполеоновских солдат: здесь и кивер, и аксельбанты, и высокие узкие сапоги, и даже султан на шлеме. Еще один образец, он гораздо практичнее: шляпа, правда, напоминает тирольскую, и ее трудно представить на голове красноармейца, а вот застежки на гимнастерке, так называемые «разговоры», впоследствии прижились.

Сохранились эскизы и других моделей, но вот что любопытно: будто сговорившись, почти все художники, предлагая самые смелые решения одежды, обували красноармейцев в лапти, хоть и кожаные, но лапти. Видимо, они понимали, что сапоги республике пока что не по карману.

Так случилось, что ни один из образцов одежды жюри не устроил, поэтому представители комиссариата пошли другим путем: из одного проекта они взяли шинель, из другого гимнастерку, из третьего те самые «разговоры» – и в итоге был утвержден образец, составленный из нескольких вариантов.

А вот с головным убором дело обстояло сложнее. Ни каскетки, ни шляпы, ни картузы устроителей конкурса не устраивали. И тут наконец вскрыли конверт, в котором лежала почтовая открытка с изображением хорошо известных богатырей Виктора Васнецова, причем лошади были отрезаны, и стали видны, к тому же крупно, только плечи и головы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. А на головах-то у них шлемы, настоящие богатырские шлемы! И тут кто-то вспомнил, что в русском воинстве в ходу были не только кованые из железа, но и сделанные из войлока, так называемые куячные шлемы: именно они были по карману простому ратнику. Но форма, что куячных, что железных, одинакова – они покаты. А это очень важно, так как при ударе сабля противника будет скользить и, следовательно, вреда причинит гораздо меньше.

Название для нового голоного убора родилось быстро – богатырка. Справедливости ради надо сказать, что нечто похожее на богатырский шлем предложил не один Васнецов, поэтому окончательный вариант головного убора красноармейца скомпоновали из нескольких: у кого-то взяли козырек, у кого-то шишак, у когото звезду. И вот наконец 13 декабря 1918 года публикуется...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
«По докладу председателя Комиссии по выработке форм обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 17 сего декабря за № 113 с приложением доклада Специального отдела Комиссии за № 42:
а) Утвердить представленный Специальным отделом тип головного убора.
б) Поручить Комиссии составление приказа с приложением подробных описаний, чертежей, рисунков и лекал.
в) Заказать распоряжением Комиссии через Главное военно-хозяйственное управление первую партию в 4000 штук головных уборов для передачи в части войск по выбору и распоряжению Реввоенсовета».

Далее шло подробное описание головного убора, с которого я начал свой рассказ. Я не сразу понял, зачем это было нужно, но по зрелом размышлении пришел к выводу, что причина, как говорится, на поверхности: шить-то богатырки было негде.

В стране разруха, все фабрики в простое, и пошить несколько миллионов богатырок в централизованном порядке негде, да и не из чего. Поэтому инициатива в изготовлении нового головного убора отдавалась войсковым портным.

Точно установлено, что первыми богатырку надели молодые красноармейцы Иваново-Вознесенска. В конце 1918 года в этом городе объявили набор в отряд Михаила Фрунзе. Полк был быстро сформирован, одет в новую форму – чего-чего, а сукна и портних в этом городе предостаточно – и отправлен на Восточный фронт в состав 25-й дивизии, которой командовал Чапаев. Уже при штурме Уфы чапаевцы увидели, что в их дивизию влились действительно красные богатыри – так лихо и отважно сражались Иваново-вознесенцы. Но вот что странно, богатырку они упорно называли фрунзевкой. Это название на Восточном фронте держалось довольно долго.

И все-таки богатырка, а потом фрунзевка стала буденовкой. Когда и как это произошло? Почему красноармейцы так полюбили этот головной убор? Причиной этого стал, конечно же, сам легендарный командарм. К концу двадцатого года имя Буденного стало известно не только каждому красноармейцу, но и каждому белогвардейцу. Одно появление конников в буденовках вызывало у белых панику и растерянность. Ведь на клинках буденовцев были победы под Царицыном, Воронежем и Касторной, под ударами этих клинков полегла конница Мамонтова и Шкуро, офицерские отряды Добровольческой и Донской армий.

Вот что рассказывал об одном из боев сам Буденный. «В деревне Прямая Балка сосредоточилось пять полков конницы и один полк пехоты противника…Пользуясь их беспечностью, мы окружили село и установили свою артиллерию на наиболее вероятных путях отхода белых. По сигналу атаки автоброневики и пулеметные тачанки под прикрытием кавалерийских эскадронов ворвались в Прямую Балку. Белогвардейцы в ужасе выскакивали из домов и попадали под ураганный огонь наших пулеметов... И все же некоторые подразделения казаков вырвались из села и бросились бежать. Это было паническое, еще невиданное за всю мою боевую жизнь бегство. Казаки на ходу скидывали с себя все лишнее, они бросали даже боевые пики и винтовки, а некоторые, проявляя чудеса изворотливости, сбрасывали седла и скакали, уцепившись за гривы своих лошадей. Но спастись от клинков наших кавалеристов удалось тогда немногим».

Удивительное дело, но сам Буденный в это время буденовку не носил. В одном из архивов я нашел фотографию командного и политического состава Первой конной армии, сделанную весной 1920 года в Майкопе. Здесь такие известные военачальники, как Тимошенко, Ворошилов, Буденный, Городовиков. Еще был жив и командир особого кавдивизиона легендарный Олеко Дундич. И вот что интересно: только два человека в буденовках – начдив Степной-Спижарный и военный комиссар Харитонов.

Уж если все командиры и политработники (за исключением двоих, вернувшихся недавно с курсов из Москвы) не в буденовках, следовательно, в полках и эскадронах их вообще не было. Дело, видимо, в том, что конники все время в седле, а их обозы на колесах, значит, негде, да и некогда было развернуть мастерскую, которая могла бы обшить всю армию. А централизованное снабжение тогда еще только зарождалось.

Но на фотографии после польского похода 1920 года Буденный и его соратники уже в буденовках! О делах Первой конной и подвигах героев Гражданской войны написано немало книг, создано песен, поставлено фильмов. И всюду за свистом сабель, грохотом пушек, яростными штыковыми и лихими атаками конницы встает образ молодого красноармейца – наследника былинных русских богатырей. Нет на нем кованой кольчуги и литых лат, зато шлем все тот же, богатырский! И пусть век буденовки был недолог – всего-то двадцать с небольшим лет, но слава ее столь велика, что жить будет в веках.

Сразу после революции бойцы и командиры Красной гвардии, а затем и Красной армии были одеты в форму Императорской армии со споротыми погонами. Однако с началом Гражданской войны, возникла необходимость отличать красногвардейцев от белогвардейцев.

В мае 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил о разработке на конкурсной основе нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие известные русские художники: В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский.

По итогам конкурса 18 декабря 1918 года Реввоенсовет в числе прочих элементов новой формы утвердил зимний головной убор - суконный шлем, который по форме напоминал средневековый шлем с бармицей, которые носили былинные русские богатыри - будущую будёновку.

В Перестройку получила распространение легенда о том, что проект будёновки был разработан до революции в качестве элемента формы русской армии для парада победы в Берлине и Константинополе. Однако приказов о разработке или производстве подобного головного убора ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства найти не удалось.

2. Как выглядела будёновка?

Первое описание внешнего вида будёновки находим в приказе РВСР № 116 от 16 января 1919 года. Шлем изготавливался из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхняя часть шлема состояла из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном.

Спереди у будёновки был простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам.

Над козырьком на будёновку нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. В центре звезды крепился значок-кокарда.

3. На кокарде изображался серп и молот?

Нет, изначально кокарда изготавливалась из жёлтой меди и имела форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре. Серп и молот появились на кокарде в 1922 году. С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

4. Чем отличались пехотная будёновка от кавалерийской?

Рода войск в красной армии отличались по цвету суконной звезды, нашиваемой на переднюю часть будёновки. У пехотинцев звезда была малиновая, у кавалеристов - синяя, у артиллеристов - оранжевая, у инженеров и сапёров - чёрная, у лётчиков - голубая, у пограничников - зелёная.

5. Богатырка, фрунзевка или будёновка?

Изначально зимний шлем в войсках называли "богатыркой" из-за внешнего сходства с шеломами древнерусских воинов. Но впоследствии, когда шлемы начали распространяться в войсках, их начали называть по именам главнокомандующих М. В. Фрунзе и С. М. Будённого - "Фрунзевками" и "Будёновками" соответственно. В истории сохранилось "будёновское" название. Возможно, благодаря более прославленному боевому пути Первой Конной армии, а также огромному авторитету маршала Будёного.

6. Почему отказались от будёновки?

Будёновка оставалась основным головным убором зимнего времени вплоть до Зимней войны. Тут-то и выяснилось, что шапка-ушанка, распространённая в финских войсках, держит тепло гораздо эффективнее. Было принято решение заменить будёновки ушанками. Но процесс затянулся, и многие войска воевали в будёновках вплоть до 1943 года.

7. Будёновка в искусстве

Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920).

    Будёновка, будёновки, будёновки, будёновок, будёновке, будёновкам, будёновку, будёновки, будёновкой, будёновкою, будёновками, будёновке, будёновках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    И; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Красноармейский суконный шлем особого покроя с козырьком и ушами (первоначально у будёновцев). * * * будёновка народное название головного убора, существовавшего в Красной Армии в 1919 41. * * * БУДЕНОВКА БУДЕНОВКА … Энциклопедический словарь

    БУДЁНОВКА, буденовки, жен. (неол. разг.). Красноармейский шлем особого образца. (По фамилии командира первой конной армии Буденного.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУДЁНОВКА, и, жен. Красноармейский суконный головной убор в виде шлема (в 1 знач.) с красной звездой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Будёновка, и; р. мн. вок … Русское словесное ударение

    будёновка - будёновка, и, род. п. мн. ч. вок (головной убор) … Русский орфографический словарь

    будёновка - (БСРЖ) … Словарь употребления буквы Ё

    будёновка - БУДЁНОВКА, и, мн род. вок, дат. вкам, ж Головной убор в виде невысокого конусообразного шлема из мягкого сукна с красной звездой над козырьком, с опускающимися ушами; назван в честь героя Гражданской войны Семена Буденного; часть форменного… … Толковый словарь русских существительных