Смертоносные яды в лондонском воздухе. Экологические проблемы лондона сочинения и курсовые работы экологические кризисы и катастрофы

Великобритания с территорией более 240 000 квадратных километров располагается на Британских островах, среди которых Шетландские, Оркнейские, Гебридские, остров Уайт, Арран, Англси и мелкие архипелаги. Омывается водами Северного, Гибридского Кельтского и Ирландского морей и имеет всего одну сухопутную границу с Ирландией. Какие экологические проблемы могут быть в этой стране? Соединенное Королевство находится в Европе, но от самого материка на почтительном расстоянии, что уменьшает вероятность трансграничного загрязнения на территории государства от материковых европейских стран, к тому же здесь чаще дуют юго-западные ветры с Атлантического океана.

Исходя из этого стране более страшны свои собственные экологические проблемы, которые возникают из-за загрязнения от энергетических, промышленных, коммунальных и производственных отраслей. Свой вклад в загрязнение окружающей природной среды постоянно вносит добывающая промышленность, по скольку на островах присутствуют различные природные ресурсы. Золото, серебро, железные руды, олово, свинец, белая глина, каменная соль, природный газ, гипс, мел, известняк, кварц, уголь и нефть являются основными полезными ископаемыми Британских земель.

При добыче ресурсов наносится огромный вред окружающей среде. В районе добычи изменяется ландшафт, в атмосферу выносится большой объем пыли различного состава, деформируется земная поверхность, наносится вред грунтовым водам, меняются русла рек и их притоков, происходит засоление почвы и ближайших водоемов.

Наиболее серьезные экологические проблемы Великобритании заключаются в загрязнении атмосферы и гидросферы от предприятий металлургической и химической промышленности. В выбрасываемых ими сточных водах содержатся вещества, превышающие предельно-допустимые нормы, и находящиеся в разных состояниях. Часто сточные воды содержат в своем составе завышенное содержание таких элементов, как свинец, цинк, хром, кадмий, медь, молибден, никель, ртуть, мышьяк, сера, магний, азот и водород.

В воздух попадают такие загрязнители, как хлор, фтор, селен, фосфор, диоксид серы, оксиды азота и углерода, различные аэрозоли, пыль и тепловые выбросы. Состояние воздуха ухудшается из-за автотранспорта. В Великобритании высокая плотность населения и людям приходится дышать выхлопными газами. Кроме того происходит ухудшение электромагнитного, светового, теплового и шумового состояния окружающей среды.

Пути решения экологических проблем Великобритании заключаются в сокращении выбросов парниковых газов, в применении современной системы фильтрации выбросов и сбросов от фабрик и заводов. Применение современных технологических процессов и новейшего оборудования на промышленных и производственных предприятиях, увеличение объема отходов, отправляемых на вторичную переработку, мониторинг общей обстановки в области экологии. а также мониторинг особо опасных с этой точки зрения объектов может существенно снизить экологические проблемы Великобритании и показать хороший пример для развития дальнейшей стратегии.

Еще на заре технического прогресса, в эпоху расцвета тяжелой промышленности Англия стала одной из самых грязных стран Европы. Покрытые черной пылью угледобывающие районы, лондонский смог – это было фактически визитной карточкой Британских островов.

Только в 1950-60-х годах положение начало меняться после принятия законов о запрещении промышленных выбросов в атмосферу. В 80-х годах движение «зеленых» приобрело популярность на фоне глубокого экономического и политического кризиса. Практически все партии включали «зеленые» пункты в свои предвыборные программы.

Однако экология в Великобритании пока еще не совсем образцовая, а самой стране еще далеко до звания самой чистой страны Евросоюза. Большинство британцев выказывают беспокойство экологическими проблемами, но не все горят желанием на практике заниматься их решением. Хотя с 1960 года выбросы дыма в атмосферу снизились на 85 процентов, многие считают, что правительство недостаточно контролирует нарушителей. Они могут отделаться незначительными штрафами, а то и вовсе обойти закон. Так же недостаточное давление оказывается на промышленные предприятия, чтобы они модернизировали использующиеся очистительные сооружения, на нефтедобывающие компании, вышки которых стоят в Северном море, на сельское хозяйство, использующее токсичные удобрения и пестициды.

Большинство электростанций в Великобритании являются тепловыми, т.е. работающими на горючем топливе. В свое время категорическое неодобрение жителями островов остановило строительство ядерных электростанций. До сих пор ведутся дебаты о безопасности ядерной энергетики. А пока разрабатываются проекты использования природных ресурсов для получения энергии. Климатические условия не способствуют строительству солнечных электростанций, но в Университете Ливерпуля разработали интересный гибрид – ветряную турбину, лопасти которой покрыты солнечными панелями. К сожалению, в самой Великобритании количество солнечных дней недостаточно, чтобы в полной мере использовать преимущества технологии Heat Waver (так назвали свое детище разработчики), но ей уже заинтересовались в Австралии, Испании, Италии и Марокко.

Британская компания Aquamarine Power Ltd предложила другой экопроект использования природных ресурсов. Она начала строительство у берегов Шотландии электростанции, использующей энергию волн. Приливы и отливы – мощная природная сила. Почему бы не использовать ее во благо человеку? В 2018 году на побережье острова Льюис, входящего в Гебридский архипелаг заработает самая мощная в мире волновая электростанция. Она будет состоять из 50-ти турбин системы Оyster, которые закачивают воду и подают под давлением на стоящую на берегу гидроэлектростанцию. Море в этом регионе практически круглый год неспокойно, поэтому работать такая электростанция сможет фактически непрерывно.

А пока Великобритания ждет поступления экологически чистой энергии от этой электростанции, британцы продолжают поиски альтернатив горючему топливу, загрязняющему атмосферу. Ведь транспортные средства, работающие на биотопливе, электричестве, водороде и сжатом воздухе, хотя и не столь распространены, но ими уже никого не удивишь. Однако даже их использование не спасает атмосферу от углекислого газа. И вот британская исследовательская компания Air Fuel Synthesis сделала сенсационное заявление – им удалось разработать топливо на основе воды и углекислого газа. Экспериментальная установка, сконструированная инженерами компании, сумела за несколько дней произвести 5 литров топлива, пригодных для использования в двигателе внутреннего сгорания. Процесс производства основан на сборе из воздуха углекислого газа и последующего электролиза. Согласно пресс-релизу компании Air Fuel Synthesis, после запуска полноценного заводского производства выход топлива составит около тонны в день, и его себестоимость будет примерно на уровне себестоимости бензина. Пока скептики сомневаются, строительство завода уже начато.

Власти Лондона по своему ведут борьбу с парниковым эффектом. Работа ведется в нескольких направлениях. Например, с 2012 года на улицах города появилась служба такси ClimateCars, состоящая только из электромобилей.

В аэропорту Хитроу курсирует беспилотное электротакси ULTra, связывая между собой терминалы, взлетные полосы и огромные парковочные площадки. Традиционные для Лондона двухэтажные автобусы даблдэкеры, постепенно заменяются новыми моделями, более экологически чистыми и экономичными. Они потребляют на 40% меньше горючего, чем прежние, и, соответственно, меньше загрязняют воздух Лондона.

Мэр города Борис Джонсон всесторонне поддерживает проекты, направленные на улучшение экологии. Он сам пересел из автомобиля на велосипед и планирует превратить Лондон в «маленькую Голландию».

По его инициативе было выделено около полутора миллиардов долларов на развитие велосипедной инфраструктуры Лондона. Ведется строительство специальных максимально безопасных велодорожек, покроющих сетью весь город, велопарковок практически возле каждого здания, и даже уникально велосипедного моста, протяженностью 24 км, который соединит центр города и Западный Лондон.

Еще одна инициатива лондонских властей – сотрудничество с авиакомпанией British Airways. Лондонский мусор теперь будет превращаться в биотопливо. Две параллельные программы – проект уменьшения мусорных свалок, окружающих Лондон и проект сокращения в два раза к 2050 году выбросов углекислого газа на всех циклах функционирования British Airways – теперь объединились. Авиакомпания подписала с мэрией договор на вывоз мусора. Уже в 2015 году планируется запуск завода по переработке мусора в биотопливо. А лондонские власти обязуются регулярно поставлять сырье да еще и доплачивать за его утилизацию. В выигрыше будут все, и в первую очередь жители Лондона – они получат более чистый город и более чистый воздух.

Таким образом, экология Великобритании уже во многом может являться примером для подражания.

Естественно, что города, с точки зрения природоохранной деятельности, в большинстве своем рассматриваются, как опасный экологический объект из-за того, что город аккумулирует в себе материальные и людские ресурсы, а это способствует росту промышленного производства, что, конечно же влечет за собой увеличение промышленных и бытовых отходов, увеличение загазованности воздуха автотранспортом и общее загрязнение окружающих территорий.

Исходя из этого, можно утверждать, что экология города негативно влияет на экологию окружающей среды региона, в котором он находится.

Отрицательные изменения в экологической ситуации в конечном результате приводят к ухудшению качества жизни городских жителей, затрагивая практически все стороны их жизнедеятельности. Глобальное ухудшение экологической обстановки в городах ведет ко многим серьезным социальным проблемам, к числу которых относятся снижение продолжительности жизни и периода активной деятельности городских жителей, рост показателей заболеваемости и смертности, ухудшение психического и социального здоровья, что выражается в широком распространении различных форм девиантного поведения (наркомании, алкоголизма и др.), росте правонарушений и т.д. .

Актуальность проблемы . В больших городах в зависимости от конкретных природных условий, развития тех или иных производств, особенностей застройки, озеленения и т.д. складывается определенная социально-экологическая ситуация. Изучение и анализ которой необходимо вести в каждом городе, где происходят наиболее значительные изменения в состоянии ландшафтно-техногенных систем. Такие исследования осуществляются пока в большинстве городов на недостаточно высоком уровне, что является препятствием для разработки эффективных механизмов оптимизации состояния городских территорий, решения социально-экологических проблем их развития.

Предмет исследования: Социально-экологические проблемы городов.

Целью данной работы является изучение социально-экологических проблем в городах на примере Лондона и Москвы. Цель работы обусловила выполнение следующих задач:

  1. Изучить социально-экологические проблемы Лондона и Москвы.
  2. Рассмотреть факторы, влияющие на социально-экологическую среду Лондона.
  3. Изучить социально-экологические проблемы Москвы.
  4. Рассмотреть факторы, влияющие на социально-экологическую среду Москвы.
  5. Проанализировать решение социально-экологических проблем в больших городах.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая их трех глав, содержащих два пункта, заключение, список использованной литературы.

Еще на заре технического прогресса, в эпоху расцвета тяжелой промышленности Англия стала одной из самых грязных стран Европы. Покрытые черной пылью угледобывающие районы, лондонский смог – это было фактически визитной карточкой Британских островов.

Только в 1950-60-х годах положение начало меняться после принятия законов о запрещении промышленных выбросов в атмосферу. В 80-х годах движение «зеленых» приобрело популярность на фоне глубокого экономического и политического кризиса. Практически все партии включали «зеленые» пункты в свои предвыборные программы.

Однако экология в Великобритании пока еще не совсем образцовая, а самой стране еще далеко до звания самой чистой страны Евросоюза. Большинство британцев выказывают беспокойство экологическими проблемами, но не все горят желанием на практике заниматься их решением. Хотя с 1960 года выбросы дыма в атмосферу снизились на 85 процентов, многие считают, что правительство недостаточно контролирует нарушителей. Они могут отделаться незначительными штрафами, а то и вовсе обойти закон. Так же недостаточное давление оказывается на промышленные предприятия, чтобы они модернизировали использующиеся очистительные сооружения, на нефтедобывающие компании, вышки которых стоят в Северном море, на сельское хозяйство, использующее токсичные удобрения и пестициды.

Большинство электростанций в Великобритании являются тепловыми, т.е. работающими на горючем топливе. В свое время категорическое неодобрение жителями островов остановило строительство ядерных электростанций. До сих пор ведутся дебаты о безопасности ядерной энергетики. А пока разрабатываются проекты использования природных ресурсов для получения энергии. Климатические условия не способствуют строительству солнечных электростанций, но в Университете Ливерпуля разработали интересный гибрид – ветряную турбину, лопасти которой покрыты солнечными панелями. К сожалению, в самой Великобритании количество солнечных дней недостаточно, чтобы в полной мере использовать преимущества технологии Heat Waver (так назвали свое детище разработчики), но ей уже заинтересовались в Австралии, Испании, Италии и Марокко.

Британская компания Aquamarine Power Ltd предложила другой экопроект использования природных ресурсов. Она начала строительство у берегов Шотландии электростанции, использующей энергию волн. Приливы и отливы – мощная природная сила. Почему бы не использовать ее во благо человеку? В 2018 году на побережье острова Льюис, входящего в Гебридский архипелаг заработает самая мощная в мире волновая электростанция. Она будет состоять из 50-ти турбин системы Оyster, которые закачивают воду и подают под давлением на стоящую на берегу гидроэлектростанцию. Море в этом регионе практически круглый год неспокойно, поэтому работать такая электростанция сможет фактически непрерывно.

А пока Великобритания ждет поступления экологически чистой энергии от этой электростанции, британцы продолжают поиски альтернатив горючему топливу, загрязняющему атмосферу. Ведь транспортные средства, работающие на биотопливе, электричестве, водороде и сжатом воздухе, хотя и не столь распространены, но ими уже никого не удивишь. Однако даже их использование не спасает атмосферу от углекислого газа. И вот британская исследовательская компания Air Fuel Synthesis сделала сенсационное заявление – им удалось разработать топливо на основе воды и углекислого газа. Экспериментальная установка, сконструированная инженерами компании, сумела за несколько дней произвести 5 литров топлива, пригодных для использования в двигателе внутреннего сгорания. Процесс производства основан на сборе из воздуха углекислого газа и последующего электролиза. Согласно пресс-релизу компании Air Fuel Synthesis, после запуска полноценного заводского производства выход топлива составит около тонны в день, и его себестоимость будет примерно на уровне себестоимости бензина. Пока скептики сомневаются, строительство завода уже начато.

Власти Лондона по своему ведут борьбу с парниковым эффектом. Работа ведется в нескольких направлениях. Например, с 2012 года на улицах города появилась служба такси ClimateCars, состоящая только из электромобилей.

В аэропорту Хитроу курсирует беспилотное электротакси ULTra, связывая между собой терминалы, взлетные полосы и огромные парковочные площадки. Традиционные для Лондона двухэтажные автобусы даблдэкеры, постепенно заменяются новыми моделями, более экологически чистыми и экономичными. Они потребляют на 40% меньше горючего, чем прежние, и, соответственно, меньше загрязняют воздух Лондона.

Мэр города Борис Джонсон всесторонне поддерживает проекты, направленные на улучшение экологии. Он сам пересел из автомобиля на велосипед и планирует превратить Лондон в «маленькую Голландию».

По его инициативе было выделено около полутора миллиардов долларов на развитие велосипедной инфраструктуры Лондона. Ведется строительство специальных максимально безопасных велодорожек, покроющих сетью весь город, велопарковок практически возле каждого здания, и даже уникально велосипедного моста, протяженностью 24 км, который соединит центр города и Западный Лондон.

Еще одна инициатива лондонских властей – сотрудничество с авиакомпанией British Airways. Лондонский мусор теперь будет превращаться в биотопливо. Две параллельные программы – проект уменьшения мусорных свалок, окружающих Лондон и проект сокращения в два раза к 2050 году выбросов углекислого газа на всех циклах функционирования British Airways – теперь объединились. Авиакомпания подписала с мэрией договор на вывоз мусора. Уже в 2015 году планируется запуск завода по переработке мусора в биотопливо. А лондонские власти обязуются регулярно поставлять сырье да еще и доплачивать за его утилизацию. В выигрыше будут все, и в первую очередь жители Лондона – они получат более чистый город и более чистый воздух.

Таким образом, экология Великобритании уже во многом может являться примером для подражания.

Туман, спустившийся на Лондон 5 декабря 1952, года имел поистине роковые последствия и унес жизни 12 000 человек.

В 1952 году в Британии зима пришла довольно рано. В ноябре уже начались сильные морозы с сильными снегопадами, а в декабре зимняя погода окончательно поглотила территорию королевства.
Плюс к этому, воздух Лондона активно загрязнялся дымом труб фабрик и заводов, так как страна активно восстанавливала свою разрушенную промышленность после мировой войны.

Свой вклад в загрязнение окружающей среды внесли многочисленные автомобили и общественный транспорт: в это время в Лондоне на смену трамваям пришли автобусы на дизельном топливе.

Сильные морозы заставили на всю катушку работать электростанции, основным топливом для которых являлся уголь. Но, помимо этого, в Лондоне были сотни тысяч, если не миллионы каминов, также отапливавшихся углем. В декабрьские дни 1952 года жители Лондона, чтобы хоть как-то согреться, не жалели угля, не догадываясь, чем это вскоре обернется.

Добыча угля была на территории Англии, но послевоенный кризис заставил страну экспортировать качественный уголь, оставляя для своих нужд более дешевый уголь с примесями серы, использование которого приводило к образованию особенно едкого и вредного дыма.

И вот 4 декабря 1952 года Лондон попал в зону действия антициклона, что привело к так называемой температурной инверсии: застоявшийся холодный воздух оказался «накрыт» теплым воздухом. В результате на столицу Англии опустился холодный туман, который не имел никакой возможности рассеяться. А внутри этого тумана скапливались не имеющие выхода выхлопные газы, заводские выбросы, частицы сажи из сотен тысяч каминов.

Разумеется, лондонцев, было не напугать туманом, но такого странного явления им еще не приходилось видеть. Туман из-за скопления вредных веществ имел желто-черный цвет, за что получил название «гороховый суп».
Из-за абсолютного безветрия туман, или, точнее сказать, смог, провисел над британской столицей с 5 по 9 декабря 1952 года. С каждым днем, из-за того, что концентрация вредных примесей в воздухе увеличивалась, ситуация стремительно ухудшалась.

Видимость понизилась настолько, что пришлось остановить движение общественного транспорта, за исключением метрополитена. Наиболее отчаянные водители автобусов пытались вспомнить зарю автомобилизма, отправляя перед автобусом человека с фонариком, однако ситуацию это не спасало. Люди не видели даже своих ног, а сообщения о задохнувшихся животных приходили с городских окраин все чаще и чаще. Остановили даже работу скорой помощи: возможности забрать больных попросту не было.

Надо отдать должное лондонцам, которые перенесли выпавшее на их долю испытание с чисто английским спокойствием, даже несмотря на то, что в городе в эти дни сотрудники ритуальных служб буквально сбивались с ног от количества заказов, а на кладбищах Лондона выстроились натуральные очереди из траурных процессий.

Но когда дым рассеялся в прямом и переносном смысле, встал вопрос: а что это вообще было? Расследование Великого лондонского смога вышло на уровень парламента, где были озвучены ужасающие цифры. По данным министерства здравоохранения, жертвами смога стали около 4000 человек. Главная причина смертей — проблемы дыхательных органов. Даже взрослые и здоровые люди жаловались на недостаток воздуха, а для престарелых, хронических больных и младенцев Великий смог стал роковым.

По мнению экспертов, главный источник зла оказался в ядовитом сернистом газе, выходившим из печных труб Лондона. Дальнейшие исследования показали, что различные болезни дыхательных путей, связанные с последствиями Великого смога 1952 года, были обнаружены у 100 000 человек. В течение первых месяцев после него общее число жертв увеличилось до 12 000 человек.

Великий лондонский смог 1952 года для всего мира стал наглядной демонстрацией того, чем опасно загрязнение окружающей среды. В Великобритании были приняты меры на ужесточение законодательства с целью недопущения повторения экологической катастрофы таких масштабов.

Старая добрая Британия, немыслимая без каминов наподобие того, у которого коротали вечера Шерлок Холмс и доктор Ватсон, вынуждена была меняться, чтобы выжить.