Сообщение о драйве льдов и айсбергов. Всё самое интересное в одном журнале

Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки.

1. Таяние ледников. Ледники Гималаев.

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км 2 , то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км 3 .

Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Область, где накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период - область питания ледника. Именно здесь из снега зарождается ледник.
В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха).

2. В Гренландии раскололся гигантский ледник.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Северные айсберги отделяются от Гренландского ледникового покрова. Он ежегодно выбрасывает в океан более 300 км 2 льда. По размерам северные айсберги уступают южным, антарктическим. Чаще всего северные айсберги бывают длиной в 1-2 км, но встречаются и такие, которые достигают 200 и даже 300 км в длину и более 70 км в ширину. Высота отдельных ледяных гор вместе с подводной частью может достигать 600 м.

Дальность плавания айсбергов и длительность их существования зависят не только от скорости и направления морских течений, но и от свойств самого айсберга. Очень большие и глубоко промороженные (до —60°С) антарктические айсберги существуют по многу лет, а порой и более десятилетия.

Гренландские айсберги тают быстрее — всего за 2-3 года. Они меньше, и температура их промерзания не ниже —30°С.
В зависимости от происхождения айсберги отличаются и своей формой. Гренландские айсберги — ледяные горы куполообразной формы, реже они имеют пирамидальную форму. Антарктические айсберги чаще всего имеют плоскую поверхность и вертикальные отвесные стенки.

3.

Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят из льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега — фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части.

Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.

Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет — в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава».

Ледяные гиганты не редкость - в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы.

4.

Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота — 54 метра.

В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы.
Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.

В 1773 году появилось первое сообщение в печати о черных айсбергах у берегов Антарктиды. Ученые высказали предположение, что черный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов на Южных Шетландских островах. Ледники на этих островах покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой.

5.

Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад».

В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает гусгые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей.

6.

Айсберги плавают примерно до 40-х широт в Северном и Южном полушариях и оказываются в районах интенсивного судоходства, для которого они создают угрозу. Опасность заключается в том, что, во-первых, льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух и способствуют образованию туманов; во-вторых, большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.

Столкновение судов обычно происходит с невидимой частью айсберга.
Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
Особую опасность представляют старые, подтаявшие айсберги, которые при волнении моря вообще невозможно обнаружить. Именно такой айсберг стал причиной катастрофы «Титаника».

7. «Титаник»

В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные
наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах.

Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк.
Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Теперь на судах устанавливают специальные приборы, предупреждающие об айсбергах.

Принятые меры дали ощутимые результаты — катастрофы практически прекратились, но 30 января 1959 года датский грузо-пассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.

Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга ».

8.

Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах.
Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.

9.

Но айсберги могут служить и источником пресной воды, которой все более остро недостает людям. Уже разрабатывают проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы Земли. Инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому и возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных
целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.

В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн — на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой — с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.

Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений.

10. «Калипсо»

Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта — судно потеряло управление. Ветер и волны погнали "Калипсо" к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг — образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией.
Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.

    Введение
    Определение айсбергов
    Основное географическое положение
    Примеры из истории
    Преимущество айсбергов
    Литература

Айсберги
В море встречаются огромные ледяные горы - обломки льдов полярных ледников. Их называют айсбергами ; в переводе с немецкого «Eisberg» это значит «ледяная гора» («айс» - лёд и «берг» - гора, «ледяная гора»).
Айсберги - это огромные массивы льда, которые сползают в океан с материка или острова в виде ледниковых языков или откалываются от ледяных берегов, окружающих мощным кольцом Гренландию и Антарктиду. Северной родиной айсбергов является Гренландия, которая непрерывно накапливает лед на своей поверхности, а потом сбрасывает излишки в воды Атлантики. Отсюда они, гонимые ветрами и течениями, начинают свой путь к югу, наперерез морским путям, связывающим два континента. Глубина рейдов зависит от времени года: в марте они спускаются не ниже 50° северной широты, а в октябре могут дойти и до 40° северной широты, где пролегают многие трансокеанские маршруты (см. рис.).
Айсберги образуются там, где имеются ледники, спускающиеся с гор в море. Такие ледники залегают в гористых местах полярных стран и представляют собой большие, в десятки или сотни метров толщиною, массы чистого льда. Ледовая масса ледника лишь кажется непо движной. На самом деле лёд всё время сползает по склону горы. Достигнув берега, ледник входит в море. Первое время, невдалеке от берега, лёд продолжает ползти по дну, но затем, по мере удаления от берега, плывёт на поверхности моря. Удары волн постепенно разрушают край ледника. Появляются продольные трещины, которые, увеличиваясь, откалывают часть льда. В ужасном грохоте, подобном выстрелам сотни артиллерийских орудий, рождается айсберг. Громадная масса льда откалывается от края ледника и рушится в море. Один за другим отплывают айсберги дальше в море, гонимые течением и ветром. Среди них встречаются гиганты высотою почти до 200 метров и площадью более квадратного километра!
Если ледяная гора попадёт на мель, то надолго застревает здесь, образуя своего рода ледяной остров.
Вторая, южная родина айсбергов отправляет их в плавание к сороковым широтам всех трех океанов:

      Тихого,
      Индийского
      и Атлантического.
Правда, эти районы значительно реже пересекаются судами, так как главные торговые пути проходят через Суэцкий и Панамский каналы. Количество и размеры айсбергов в южном полушарии несравненно больше, чем в северном.
Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят изо льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега - фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части. Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.
Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет - в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава». Ледяные гиганты не редкость – в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы (см. рис.).
Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота - 54 метра. В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы. Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.
Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад». В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает густые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей. Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах. Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк. Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Принятые меры дали ощутимые результаты - катастрофы практически прекратились, но 30 января
1959 года датский грузопассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.
Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга».
Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах. Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.
В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.
В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн - на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой - с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.
Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений. Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта - судно потеряло управление. Ветер и волны погнали «Калипсо» к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг - образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией. Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.
Айсберг - крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м?, а плотность морской воды - около 1025 кг/м?, около 90 % объёма айсберга находится под водой.
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км?. Весной 2005 г. его осколок - айсберг B-15A - имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км? и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии. Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров. Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было. На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года - 48.8° ю. ш. 107.5° в. д. (G) (O).
Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет. Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.
На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.
Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие языки, которые тоже становятся источником огромного количества айсбергов. Об айсбергах мы и поговорим в нашей работе.
Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки образуют десятки кубокилометров льда в год. Все ледники Гренландии ежегодно выбрасывают в океан более 300 км 3 льда, ледяные потоки и шельфовые ледники Антарктиды – не менее 2 тысяч км 3 .
Гренландские айсберги - часто настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м, что составляет не более чем 20-30% их объема, остальные 70-80% скрыты под водой. С Восточно-Гренландским и Лабрадорским течениями массы айсбергов выносятся до 40-50 0 северной широты, в отдельных случаях даже южнее.
В антарктических водах айсберги сослужили добрую службу китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Сильнейшие штормы мешали морякам перегрузить готовую продукцию на рефрижератор и взять топливо с танкера. И тут моряки увидели два айсберга рядом. Вокруг ходили высокие волны, а между ними была лишь легкая зыбь. Моряки рискнули стать между айсбергами и под их защитой произвести необходимую перегрузку. Кажется, это единственный случай, когда айсберги помогли морякам. Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям. Уже разрабатываются проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы, такие как Саудовская Аравия, Юго-Западная Африка.
Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах. По причине этих пузырьков, которые значительно легче воды, айсберги погружены в воду только на пять шестых своего объема.
Истинные размеры айсбергов намного превосходят воображение. В Арктике эти горы льда возвышаются над уровнем моря в среднем на 70 м, достигая иногда высоты 190 м, а длина некоторых из них доходит до нескольких километров. На таких ледяных островах вели свою работу дрейфующая станция «Северный полюс – 6» и первые американские арктические станции в Северном Ледовитом океане. Плосковерхие же громады антарктических айсбергов имеют среднюю высоту надводной части 100 м, а некоторые из них поднимаются над водой на 500 м и имеют длину 100 км и более.
Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор. В Южном полушарии крупные антарктические айсберги особенно далеко проникают в Атлантический океан, здесь они доходят до 26 0 южной широты, т.е. до широты Рио-де-Жанейро, в Тихом и Индийском океанах айсберги не заплывают севернее 50-40 0 южной широты.
В Северном полушарии особенно много арктических айсбергов выносится Восточно-Гренладским и Лабрадорским течениями в Атлантический океан, где они достигают широты Англии. И здесь, на путях оживленного трансатлантического судоходства, они представляют серьезную угрозу для кораблей. Но современные корабли оснащены совершенными приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.
С помощью айсбергов, как мы уже говорили, можно было бы решить проблемы снабжения засушливых районов Земли пресной водой. Известному американскому океанологу и инженеру Джону Айзексу пришла в голову заманчивая идея – прибуксировать крупный айсберг к берегам страдающей от безводья Калифорнии, а воду, образующуюся при таянии айсберга, использовать для орошения засушливых земель. Можно предполагать, что колоссальная масса льда, которая даже в жарком калифорнийском климате будет таять очень медленно, может вызвать усиленную конденсацию атмосферной влаги и выпадение дополнительных осадков. Это приведет к увеличению запасов воды в водохранилище и некоторому уменьшению сухости климата на прилегающем к айсберге участке побережья. Это может быть использовано и в других засушливых областях земного шара, и, прежде всего в Австралии.
Как и всякое явление природы, айсберги требуют внимательного изученияучеными, чтобы они могли принести пользу человеку, не нарушив равновесия в природе.

Использованная литература

    Э. Бауэр. Чудеса Земли. М., «Детская литература», 1978 г.
    Энциклопедия для детей. География. М., «Аванта +», 1994 г.
    Популярная морская энциклопедия - Ю.Г.Глотов и В.А.Семченко
    и т.д.................

Айсберг - это огромный ледяной массив, сползающий с континента или острова в воды океана или откалывающийся от берегов. Переводится это слово как Их существование первым достоверно объяснил М. Ломоносов. По причине того, что примерно на 10% меньше основная часть айсберга (до 90%) скрывается ниже водной поверхности.

Где образуются айсберги

В северном полушарии их местом рождения является Гренландия, постоянно накапливающая толщи льда и, время от времени отправляющая лишнее в Атлантический океан. Под действием течений и ветров ледяные глыбы отправляются в южную сторону, пересекая морские пути, которые связывают Северную и Южную Америку с Европой. Протяженность их путешествия в разные сезоны отличается. Весной они не доходят и до 50º с. ш., а осенью могут достигнуть и 40º с. ш. На этой широте проходят трансокеанские морские пути.

Айсберг - это ледяная глыба, которая может образоваться у берегов Антарктиды. С этого места начинается их путь к сороковым широтам Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Эти области не так востребованы среди морских перевозчиков, потому что основные их пути идут через Панамский и Однако габариты айсбергов и их количество здесь намного превосходят показатели северного полушария.

Столообразные айсберги

Узнав, что такое айсберг, можно рассмотреть их разновидности. Столообразные льдины - результат процесса откалывания больших площадей шельфовых ледников. Их структура может быть самой разной: от фирна до глетчерного льда. Цветовая характеристика айсберга непостоянна. Свежеотколотый имеет белый матовый оттенок из-за большой доли воздуха в наружном слое спрессованного снега. Со временем газ вытесняется каплями воды, из-за чего айсберг окрашивается в светло-голубой цвет.

Столообразный айсберг - это очень массивная ледяная глыба. Один из самых больших представителей этого типа имел размеры 385×111 км. Другой рекордсмен обладал площадью порядка 7 тыс. км 2 . Основное количество столообразных айсбергов на порядки меньше указанных. Их длина составляет около 580 м, высота от поверхности воды - 28 м. На поверхности некоторых могут образовываться реки и озера с талой водой.

Пирамидальные айсберги

Пирамидальный айсберг - это результат ледяных оползней. Их отличает вершина с острым окончанием и значительная высота над поверхностью воды. Длина ледяных глыб этого типа составляет порядка 130 м, а высота надводной части - 54 м. Их цвет отличается от столообразных мягким зеленовато-голубоватым оттенком, однако зафиксированы и более темные айсберги. В толще льда имеются значительные включения горных пород, песка или ила, которые попали в него во время перемещения по острову или материку.

Угроза для морских судов

Самыми опасными считаются айсберги, находящиеся в Северной части Атлантического океана. Ежегодно в океане фиксируют до 18 тыс. новых ледяных громадин. Заметить их можно лишь с расстояния не более полукилометра. Этого недостаточно, чтобы успеть отвернуть или остановить судно для предотвращения столкновения. Особенность этих вод заключается в том, что здесь часто возникает густой туман, который долгое время не рассеивается.

Морякам знакомо страшное значение слова "айсберг". Наиболее опасными являются старые льдины, которые существенно подтаяли и почти не выступают над океанской поверхностью. В 1913 году организован «Международный ледовый патруль». Его сотрудники находятся на связи с морскими и воздушными судами, собирая информацию об айсбергах и предупреждая об опасности. Предсказать движение практически невозможно. Чтобы сделать их заметнее, айсберги помечают яркой краской либо радиомаяком, работающим в автоматическом режиме.

11. Льды в океане.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Лёд – это твёрдая фаза воды, одно из её агрегатных состояний. Чистая пресная вода замерзает при температуре, почти равной нулю (ниже нуля всего на 0,01-0,02°C). В то же время вода, очищенная в лабораторных условиях до максимально возможной степени и находящаяся в спокойном состоянии, может быть охлаждена без образования льда до температуры минус 33°C. Но мельчайший кусочек льда или иной крошечный предмет, помещенный в такую переохлаждённую воду, мгновенно вызовет бурное образование льда.

Нормальная океанская вода, солёность которой равна 35 ‰ , замерзает при температуре минус 1,91°C. При солёности 25 ‰ (Белое море) вода замерзает при температуре минус 1,42°C, при солёности 20 ‰ (Чёрное море) – при минус 1,07°C, а в Азовском море (солёность 10 ‰) поверхностная вода замерзает при температуре минус 0,53°C.

Замерзание пресной воды не изменяет её состава. По-другому обстоит дело при замерзании морской воды. Замерзание начинается с образования тонких, вытянутых ледяных кристалликов, в которых совершенно нет соли. Постепенно, когда начинают смерзаться комочки этих кристалликов, в лёд попадает соль.

Солёность морского льда, т.е. солёность воды, образующейся при его таянии, составляет в среднем около 10% солености океанской воды. С течением времени и этот показатель снижается, и многолетний лёд может быть почти пресным.

Объём льда на 9 процентов больше объёма воды, из которой он образовался, т.к. в кристаллической решетке льда упаковка молекул воды упорядочивается и становится менее плотной. Поэтому плотность морского льда меньше плотности морской воды и колеблется в пределах 0,85-0,94 г/см 3 . Вот почему плавучие льды возвышаются над поверхностью воды на 1/7 – 1/10 своей толщины.

Прочность морских льдов заметно ниже, чем пресноводных, но она возрастает с понижением температуры и солёности льда. Наибольшую прочность имеют многолетние льды.

Лёд толщиной 60 см, образующийся на пресноводных водоёмах в разгар зимы, может выдерживать нагрузку до 15-18 тонн, если, конечно, эта нагрузка приложена не сосредоточенно, а в виде, скажем, грузовой платформы на гусеничном ходу, опорная поверхность которой равна примерно 2,5 м 2 .

На этом месте мы сделаем небольшое отступление, но совсем не лирическое. Ладожское озеро, как известно, имеет лишь слабое отношение к океанам и океанским льдам. Но мы хотим напомнить, что в 1941-1942 годах по этому озеру была проложена ледовая «Дорога жизни», которая спасла жизнь многих десятков тысяч людей. С героической и драматической историей строительства и эксплуатации этой легендарной дороги жизни обязательно должны ознакомиться наши молодые читатели.

В океанах лёд образуется в высоких и умеренных широтах. В приполярных районах льды сохраняются по нескольку лет. Эти многолетние, так называемые паковые льды наибольшей толщины достигают в центральных районах Северного Ледовитого океана – до 5 метров. Таяние морских льдов начинается тогда, когда их температура превысит минус 23°C. В Арктике летом толщина льда за счёт таяния его верхних слоёв может уменьшиться на 0,5-1,0 метр, но за зиму снизу может намёрзнуть до 3-х метров льда. Эти многолетние льды постепенно выносятся течениями в умеренные широты, где относительно быстро тают. Считается, что продолжительность жизни арктического льда, образующегося у берегов России, составляет от 2 до 9 лет, а антарктические льды существуют ещё дольше. Наибольших размеров ледовый покров в океанах достигает в конце зимы: в Арктике он к апрелю занимает площадь около 11 млн.км 2 , а к сентябрю в Антарктике – около 20 млн.км 2 . Если говорить о постоянном ледовом покрове , то он составляет 3-4 процента всей площади Мирового океана.

Ледовый покров может состоять не только из припая , т.е. неподвижного, примёрзшего к берегу льда, но и подвижных дрейфующих льдов. При сильном ветре, совпадающем по направлению с морским течением, дрейфующие льды могут проходить расстояние до 100 км в сутки.

Падающий снег часто создаёт на льду большие сугробы. Снег постепенно смерзается, увеличивая толщину ледового покрова. Иногда ураганные ветры ломают лёд, создавая высокие торосы. По такому льду, если говорить об Арктике, может передвигаться разве что белый медведь, да и то с большим трудом.

Но в океане также находится лёд, образовавшийся на суше. Это так называемые айсберги – огромные глыбы пресного льда (нем. Eisberg – ледяная гора). Айсберги поставляются в океан материковыми ледниками полярных широт. Самый большой на Земле ледниковый покров находится в Антарктике. Его площадь составляет 13,98 млн.км 2 , т.е. в 1,5 раза больше площади Австралии. При этом площадь самого материка Антарктиды оценивается в 12,09 млн.км 2 . остальное приходится на льды, покрывающие чуть ли не весь шельф Антарктиды. Средняя толщина антарктического льда составляет 2,2 км, а наибольшая – 4,7 км. Объём льда оценивается в 26 млн. кубокилометров. Огромная тяжесть льда вдавила этот материк в земную кору. В результате значительная часть поверхности Антарктиды лежит ниже уровня моря. Ледник Антарктиды ежегодно получает из снега 2000-2200 км 3 льда и примерно столько же теряет на айсберги. Конечно, этот баланс точно подсчитать невозможно. Поэтому в научном мире нет пока однозначного ответа на вопрос о том, увеличивается или уменьшается Антарктический ледник.


Айсберги в виде огромных глыб, похожие на горы, медленно сползают с материка в море, а затем с грохотом обрушиваются в воду. В Антарктиде наибольший объём льда в виде айсбергов дают два гигантских шельфовых ледника, надвигающихся на моря Росса и Уэдделла. Например, шельфовый ледник Росса имеет площадь, превышающую 500 тысяч км 2 , а толщина льда здесь достигает 700 метров. В море Росса этот ледник подходит в виде огромного ледяного барьера длиной почти в 900 км и высотой до 50 метров.

Вокруг Антарктиды постоянно плавает около 100 тысяч айсбергов. Комплексное , в том числе наблюдение за айсбергами, ведут работающие здесь 35 научных станций из разных стран. Россия имеет здесь 8 научных станций, США – 3, Великобритания – 2. Антарктические научные станции имеют также Украина, Польша, Аргентина и другие государства.

Международно-правовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60° ю.ш., регулируется Договором об Антарктиде от 1 декабря 1959 г.

В Северном полушарии основным поставщиком айсбергов в океан является Гренландия. Считается, что ежегодно от ледников этого острова откалывается до 15 тысяч огромных обломков льда. Отсюда они выплывают в один из самых оживлённых районов Атлантического океана.

Айсберги откалываются также от ледников островов Северного Ледовитого океана – Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли, Шпицбергена и Канадского арктического архипелага.

В целом ледники занимают 16,1 млн. км 2 суши, из них 14,4 млн. км 2 приходится на ледниковые покровы (85,3% - на Антарктиду, 12,1% - на Гренландию). По площади и объёму воды ледники занимают второе место на Земле после Мирового океана, а по содержанию пресной воды они превосходят все реки, озёра и подземные воды, вместе взятые.

По форме айсберги бывают столообразными и пирамидальными. Столообразная форма характерна для антарктических айсбергов, которые образуются при их отделении от огромной массы льда однородной структуры. Когда ледники движутся сравнительно быстро, форма отколовшихся кусков чаще напоминает пирамиду. По мере неравномерного таяния подводной и надводной частей айсберги принимают различные, самые причудливые формы, а с потерей остойчивости они могут опрокидываться.

Айсберги могут достигать огромных размеров. Особенно крупные айсберги образуются из шельфовых ледников Антарктиды. В 1987 году с помощью спутников Земли в районе моря Росса был обнаружен айсберг длиною 153 и шириною 36 км.

От этого же ледника в 2000 году откололся айсберг, получивший название B-15. Этот гигант имел площадь более 11000 км 2 . Если бы льдина такой площади оказалась на Ладожском озере, то она закрыла бы 63% поверхности этого большого (17,7 тыс.км 2) озера.

Масса подобных гигантов может исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. А ведь это чистая пресная вода, нехватку которой уже давно ощущают многие страны.

Теплоёмкость таяния льда очень велика. Чтобы растопить 1 грамм льда, требуется 80 калорий, не считая тепла, которое необходимо, чтобы согреть лёд до нуля градусов. Не случайно уже давно возникли проекты буксировки айсбергов к берегам таких приморских государств, как Япония, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Расчеты показывают, что айсберг «средних» размеров: длиной в 1 км, шириной 600 м и общей высотой 300 м за время пути буксировки, например, из Антарктиды в Саудовскую Аравию потеряет не более 20% своего объёма. Начальный вес такого айсберга составил бы около 180 млн. тонн (в воде он значительно меньше). Если буксировка айсберга таких размеров остаётся пока технически непростой задачей, то доставка сравнительно небольших обломков льда объёмом в 200-300 тысяч кубометров вполне выполнима и уже время от времени осуществляется указанными выше странами.

Отколовшись от ледников, айсберги, подхваченные течениями и подгоняемые ветрами, иногда уплывают далеко за пределы полярных областей. Антарктические айсберги достигают южных берегов Австралии, Южной Америки и даже Африки. Айсберги Гренландии проникают в Северную Атлантику до сорокового градуса северной широты, т.е. широты Нью-Йорка, а иногда и южнее, достигая Азорских и даже Бермудских островов.

Дальность плавания айсбергов и время их существования в океане зависят не только от направления и скорости морских течений, но и от физических свойств самих айсбергов. Очень большие и глубоко промороженные (до минус 60 градусов) антарктические айсберги существуют по нескольку лет, а в отдельных случаях даже десятилетий.

Гренландские айсберги тают значительно быстрее, всего за 2-3 года, т.к. они не столь велики по размерам и температура их промерзания не больше минус 30 градусов.

Какую опасность представляют плавающие ледяные горы для судоходства, объяснять излишне. Не раз столкновения с айсбергами приводили к катастрофам на море. Но ни одна из таких катастроф не может сравниться с трагедией, разыгравшейся в начале XX века в Северной Атлантике.

В наши дни опасность столкновения с айсбергами существенно уменьшилась по сравнению с временами «Титаника». На морских судах, в портах, на искусственных спутниках Земли установлена достаточно надёжная радиолокационная и другая аппаратура для слежения, оповещения и предупреждения об опасности встречи с айсбергами. В северной части Атлантики, где пролегают оживленные морские пути, постоянно находится на вахте специальный ледовый патруль . Он предупреждает капитанов судов о местах нахождения крупных айсбергов. В Международный ледовый патруль входят 16 стран. Его корабли обнаруживают айсберги, предупреждают о местонахождении айсбергов и направлении их движения. В функции ледового патруля входит также борьба с айсбергами, которая ведётся при помощи взрывов, использования зажигательных бомб, тёмной окраски ледяных глыб, например, путём нанесения слоя сажи на поверхность айсберга для ускорения процесса таяния и т.д.

Однако принимаемые меры не могут быть исчерпывающими. Айсберги появляются в океане по законам природы. Никто не может полностью гарантировать морские суда от ледовой опасности. Океан велик и часто таит в себе опасности, к которым всегда необходимо готовиться заранее.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

В журнале Geophysical Research опубликованы исследования о причинах, влияющих на движения айсбергов. В настоящее время ученым удалось смоделировать дрейфование антарктических айсбергов через Южный океан, а также определить факторы, лежащих в основе их движения и таяния.
Ученые со всех уголков мира внимательно наблюдают за шельфовым ледником Ларсена у побережья Антарктического полуострова. От ледника начал отламываться массивный айсберг. Будущая глыба льда - примерно 175 км в длину и 50 км в ширину. Его общая площадь может составить 6 тыс. кв. км, а вес - 1300 гигатон, что сравнимо с весом всех айсбергов, образующихся в этом регионе за год. Практически невозможно предсказать, когда этот айсберг отколется от ледника. Тем не менее, специалисты Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (Германия) добились в этом вопросе значительных успехов. Они узнали о факторах, влияющих на движение айсбергов, когда они откалываются от , и могут предположить их путь через Южный океан.

«Айсберги, размером не больше двух километров в длину или ширину, обычно отдаляются от края шельфового ледника в течение нескольких месяцев. Ветер сдувает их в открытое море, где они распадаются на мелкие части и в конечном итоге растают за два-три года», - объясняет Томас Раков (Thomas Rackow), моделирующий климатические условия в Институте Альфреда Вегенера и один из авторов исследования.
Для своего исследования Томас Раков и его коллеги создали компьютерную модель айсберга, использовав его данные и фактическое положение. Потенциальные маршруты, полученные с помощью компьютера, сопоставили с данными существующих крупных айсбергов. Основная цель эксперимента заключается в том, чтобы понять, в каком регионе Южного океана крупные айсберги будут таять, увеличивая тем самым количество пресной воды.


Когда дело касается айсбергов-великанов, откалывающихся от ледника Ларсена, ветер уже не играет особой роли. Их движение, главным образом, обусловлено собственным весом, а также тем фактом, что поверхность Южного океана не идеально ровная, а имеет небольшой наклон на север. Из-за этого уровень воды на южном краю моря Уэдделла и вдоль всего Антарктического полуострова может оказаться на полметра выше, чем в центре. Когда большие айсберги дрейфуют, сначала они соскальзывают вниз по наклонной поверхности океана, отклоняясь влево и курсируют параллельно побережью в Антарктическом прибрежном течении. Это связано с силой Кориолиса, которая является одной из сил инерции вследствие вращения Земли.


Но бывают исключения. Крупные столообразные (плоские) айсберги могут отклоняться от курса силы Кориолиса и задерживаются возле побережья в течение первых трех или четырех лет. Но рано или поздно они попадают в ловушку с дрейфующими льдами и отплывают от берега. После того, как айсберги оказываются в открытом море, они попадают в одну из четырех «магистралей», которые транспортируют плавучий ледник на север. Один из этих путей следует к восточному побережью Антарктического полуострова. Второй путь находится на нулевом меридиане, на восточном краю моря Уэдделла, третий - на Кергеленском плато в восточной Антарктиде. Последний оставшийся путь ведет айсберг на север от моря Росса.


После того, как айсберги начинают свое путешествие на север, они пройдут тысячи километров, прежде чем растают. Крупнейшие из них даже достигают берегов Южной Америки и Новой Зеландии. Насколько долго будущий айсберг ледника Ларсена будет дрейфовать - зависит от того, остается ли он неповрежденным после откалывания. Есть вероятность, что он распадается на более мелкие куски. Помимо этого, айсберг может сесть на мель. Томас Раков считает, что у айсберга есть шанс, что он будет дрейфовать около года через море Уэдделла, вдоль побережья Антарктического полуострова. В таком случае, он последует северо-восточным курсом до Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов. Учитывая его массивный вес, айсберг продержится на плаву от восьми до десяти лет. Это максимальная продолжительность жизни странствующих айсбергов на текущий момент.