Гиппоторакс – античная анатомическая кираса. Для всех и обо всем Назначение и эффективность

Белый доспех – это доспех конца XIV-начала XV веков.
Белый доспех - любой доспех естественного цвета металла.
Белый доспех - любые латы не являющиеся воронёными, не покрытые тканью и не раскрашенные.
Белый доспех (англ. white armour, нем. alwite) - первые и ранние полные латы, конца XIV-начала XV веков, названные так чтобы отличать их от бригантин. Эволюционировали в Италии в «пузатый» миланский доспех, а в Германии в угловатый кастен-бруст.
Ранние латы, называемые белый доспех, обнаруживают сходство, как с миланским доспехом, так и кастен-брустом, при этом по внешнему виду они больше похожи на миланский доспех, а по устройству соединения верхней части нагрудника кирасы с его нижней частью, на кастен-бруст. Деление нагрудника кирасы на два крупных сегмента позволяет сгибаться и разгибаться. В миланском доспехе находится поверх его верхней части, в белом же доспехе нижняя часть нагрудника (если была) находилась, как и в кастен-брусте под верхней частью. При этом кираса в зависимости от региона могла быть как округлой, подобно миланскому доспеху, так и с «отвисшей» грудью (выпуклой снизу), подобно кастен-брусту, но без угловатостей присущих кастен-брусту.
Латная юбка (набрюшник) была похожа на миланскую, но без набедренных щитков (tassets), так же для кастен-брустов была характерна очень длинная латная юбка, но некоторые варианты имели короткую юбку. В отличие и от миланских доспехов и кастен-брустов, белый доспех носился не с латными рукавицами, а с латными перчатками. В качестве шлема обычно носился грандбацинет - надёжный шлем опирающийся на плечи, характерный как для кастен-брустов так и для миланских доспехов в стиле итал. alla francese (а-ля французский). Но при этом забрало грандбацинета нередко имело не классическую круглую форму, а остроносую форму хундсгугеля в сочетании опять же с заострённым затылком, вместо округлого.
Полных ранних лат, к сожалению до наших дней не дошло, а отдельные сохранившиеся части, могут трактоваться и как детали ранних миланских доспехов.


Такие доспехи изготавливались в течение всего XV века и достигли своего пика в 1480х годах, когда они считались лучшими в Европе. Их внешний вид нёс в себе черты Готической архитектуры и Готического искусства. Доспехи имели много заострённых форм и изящных линий, кроме того, как правило, данный тип доспеха имел гофрирование и рифление - так называемые рёбра жёсткости, которые повышали прочность доспеха. Как правило, в готических доспехах использовался салад с длинным и острым назатыльником, который защищал заднюю часть шеи и головы. Бувигер защищал подбородок. В дополнение к стальным пластинам эти доспехи включали кольчужные элементы, крепившиеся к поддоспешнику, для защиты тела на внутренней части суставов и промежности.
Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века - до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).
По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Про некоторые заблуждения:
Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов - существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых tassets не утеряны.
Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованных Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).
Поздняя готика и высокая готика - не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.


И тальянский доспех конца XIV - начала XVI века, иногда называемый «итальянской готикой». Экспортный вариант назывался alla francese (аля французский) и имел шлем гранд-бацинет и остроносые сабатоны. Характерным отличием от немецкой "готики" являлись его гладкие, округлые формы, кираса, скрепленная ремнями, наплечники и налокотники разного размера (левый намного больше), и использование для защиты кистей латных рукавиц (в немецких доспехах применялись преимущественно латные перчатки).


Германский доспех первой трети XVI века (или 1505-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I.
Доспех характеризуется наличием шлема типа армет и закрытым шлемом с гофрированным забралом, мелким веерообразным и параллельным рифлением, часто покрывающим большую часть доспеха (но никогда поножи), гравировкой, сильно выпуклой кирасой, и своеобразными тупоносыми сабатонами.
Сам доспех была разработан для подражания плиссированной одежде, которая была модной в Европе в то время. Создание доспехов, не только обеспечивающих максимальный уровень защиты, но и визуально привлекательных, было тенденцией в Европе в XV-XVI веках. Она объединила итальянский округлый стиль доспехов с немецким рифленым стилем.
Максимилиановский доспех действительно несколько схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (аля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха. Обилие рёбер жёсткости (изготовленных методом чеканки), давало более прочную конструкцию, что позволило уменьшить толщину металла, и существенно снизить вес! При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально.
Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости. Края пластин выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым в свою очередь, путём дополнительного гофрирования придавали форму в виде верёвочек, в результате чего пластины получали по краям очень прочные рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не всегда заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.
Термин «максимилиановский доспех» не означает, что каждый доспех, который носил Максимилиан I является максимилиановским. Самый известный доспех, который носил Максимилиан, не являлся максимилиановским, это готический доспех, который носил Максимилиан, когда он был молодым принцем и позже представил его как благородный свадебный подарок для его дяди Зигмунда. Максимилиан I стал Императором в 1493 году и умер в 1519 году, однако классический максимилиановский доспех известен с 1515 года до 1525 года, и сходный по форме доспех с меньшим или иным рифлением с 1500 годов.
Переходный стиль Скотта-Сонненберга
Ранние типы этого доспеха, которые не имеют рифления или имеют рифления стиля wolfzаhne («зубы волка») (который отличается от стиля классического максимилианского рифления), и могли носиться с саладом, выделены с типологии Окшотта в доспехи стиля Скотта-Сонненберга. Согласно Окшотту, такой переходный доспех носили с 1500 до 1520 годов, и истинный максимилиановский доспех носили с 1515 до 1525 года. Однако некоторые другие историки выледяют стиль Скотта-Сонненберга из максимилиановских доспехов.
Итальянский «alla tedesca» («а-ля немецкий») доспех
Итальянский «alla tedesca» («а-ля немецкий») доспех - это итальянский доспех 1500 - 1515 годов с рифлением и максимилиановской формой груди, набедренными щитками длиной до колена, часто носившийся с саладом с забралом типа «гармошка». Этот вид доспеха рассматривается Окшоттом как вид доспеха стиля Скотта-Сонненберга, сделанного итальянцами для немецкого рынка.
Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.
Другой характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».
Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:
«Гармошкой» (англ. bellows-visor) - ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей.
«Воробьиный клюв» (англ. sparrow beak) - классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий - в XV-XVI века.
Классическая конструкция с одинарным забралом.
Конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних максимилианов).
«Обезьянья морда» (англ. monkey-face), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose) - имеющее ниже зрительных щелей выступающий объём похожий на радиатор)))
«Гротескное» (англ. grotesque) - забрало представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя.
Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:
с наподбородником откидывающимся вверх подобно забралу, и нередко закреплённого на том же шарнире что и забрало;
с наподбородником который не крепился на шарнире, а просто пристёгивался спереди;
с двумя нащёчниками смыкающимся друг с другом у подбородка подобно дверцам (так называемый флорентийский армет) в котором нижняя часть шлема состояла из левой и правой половинок, откидывающихся вверх подобно бомболюку, при закрывании смыкающихся друг с другом спереди и с относительно узким назатыльником сзади.
В Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся наподбородником и несколько меньшей популярностью вариант с двумя нащёчниками, в то время как в Италии были популярны варианты, в которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в диске, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания (ударом по затылку) ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема.
Защита горла и шеи - горже (латное ожерелье) существовало в двух вариантах:
Фактически состоящий из традиционнных наподбородника и назатыльника крепившихся к шлему. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую защиту шеи головы: гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону. На нём закреплён свободно-вращающийся шлем при помощи характерного крепления в виде двух полых колец (часто исполненных, как витые канаты), свободно скользящих одно в другом.
Увеличение пластин германских доспехов, привёдшее к появлению максимилианов, сопровождалось так же и увеличением размеров наплечников, в результате чего отпала необходимость обязательного наличия пары ронделей (круглых дисков для защиты подмышек). В результате чего помимо максимилианов с традиционной парой ронделей, встречались и максимилианы лишь с правым ронделем прикрывавшим вырез в наплечнике для копья, так как левый наплечник полностью прикрывал подмышку спереди. Что касается максимилианов не имеющих ронделей, то нет единого мнения имели ли они правый рондель (который был затем утерян), или вовсе не имели ронделей.

Доспех для парадных выездов и торжественных церемоний. Мог являться непригодным для боя, в Европе нередко одновременно являлся турнирным доспехом.
Известен единственный дошедший до наших дней доспех эпохи раннего средневековья – это доспех катафрактария, он принадлежал сарматскому царю, выполнен из чистого золота (и потому негоден для боя).
В Месоамерике (доколумбовой Центральной Америке) были неизвестны доспехи, но правители были облачены в золото, которое, помимо украшательских целей, в случае опасности обеспечивало некоторую защиту от оружия, и может с некоторой долей условности именоваться парадными доспехами.
В Японии в качестве парадных доспехов было очень престижно носить антикварный фамильный доспех, побывавший в какой-нибудь знаменитой битве. Некоторые из дорогих доспехов были для устрашения, полностью покрыты медвежьей шкурой и украшены огромными буйволиными рогами. Во времена правления регентов из дома Ходзё (когда отсутствовали войны) были модными ламеллярные доспехи из вычурно мелких пластин, которые хоть и не считались парадными, но тем не менее в связи со своей крайней дороговизной и вычурностью можно назвать парадными. Более того, производство таких доспехов из вычурно мелких пластин с началом междоусобных войн постепенно сошло на нет.
Интересно, что конские доспехи в Японии появились в эпоху Эдо и предназначались только для парадов и торжественных выездов. В эпоху Эдо также получили распространение парадные доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой.
В Индии парадные доспехи делались из особой мелкой кольчуги, концы колец в которой были согнуты, но не заклёпаны и не сварены, от чего кольца такой кольчуги рассыпались бы при первом же ударе.
На Востоке (Средняя Азия и Ближний Восток) было распространено ношение поверх доспехов наддоспешной одежды (халаты и порой головные уборы), выполнявшей помимо защиты от солнца также и парадные функции. При этом зерцала носили поверх одежды.
В Средневековой Европе до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные геральдикой: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева), наплечными щитками, и гербами на сюрко, намете, конской попоне и бригантине. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный рыцарский пояс из золотых или позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.
В XV веке, в связи с повсеместным распространением лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами. А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.
В XV-XVI веках некоторые парадные латы обтягивали нарядной тканью украшеной геральдикой и прибитой к металлу фигурными заклёпками. Причём, у некоторых из таких доспехов металлическую основу, скрытую под тканью, для облегечения веса обильно перфорировали, так что такой облегчённый доспех был непригоден для боя, хотя и мог использоваться для турнирных поединков на булавах. Что примечательно, металлические кирасы обтянутые тканью, фактически появились ещё в конце XIV века, являясь тогда разновидностью крупнопластиначтых бригантин (корацин), переходных к от брингатин к латам.
В конце XV - начале XVI века, как влияние Эпохи Возрождения, появились парадные доспехи в античном стиле, созданные в подражание римским и древнегреческим доспехам. К тому же итальянцам, любившим доспехи в стиле итал. alia romana (то есть римский), не нужно было далеко ехать, чтобы увидеть, какие доспехи носили римляне.
В начале же XVI века был настоящий пик моды на парадные доспехи в виде одежды, именуемые костюмными.
Некоторые парадные доспехи XVI века, именующиеся гротескными доспехами, либо имели забрало в виде человеческого лица, либо вовсе делались в виде животных и мифологических существ. В том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин Эпохи Возрождения. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи золотом, получили распространение доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.
В XVI-XVII веках в Польше и Литве (а также среди белорусской и украинской шляхты) в связи с очень модной теорией «сарматизма» времён Яна Собеского о сарматском происхождении шляхты (предками холопов считались другие народы) были очень популярны доспехи из карацены (прочной клёпаной чешуи), стилизованные под чешуйчатые доспехи сарматских катафрактариев. Причём из карацены нередко делали даже парадные шлемы таких доспехов. Как и современные им гусарские доспехи, они обычно защищали только корпус и руки, иногда имея набедренники, но встречались также и доспехи в полный рост. Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной Палате Московского Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в Вавельском Замке в Кракове.

Костюмный доспех

Доспех в форме одежды, часто в форме одежды эпохи Возрождения (например, ландскнехтской одежды), но встречались также и доспехи, стилизованные под одеяния древних греков и римлян.
Пик моды на подобные доспехи пришёлся на первую четверть XVI века - расцвет эпохи Возрождения, восход ландскнехтов и кирасиров и начало заката рыцарства. Именно последние рыцари, овеянные духом Эпохи Возрождения, были обладателями таких доспехов; именно безумная дороговизна таких доспехов привела к тому, что многие дворяне вместо того, чтобы по традиции пройти посвящение в рыцари в 21 год, предпочитали оставаться сквайрами и служить не в качестве рыцарей, а в качестве кирасиров, жандармов, рейтаров, гусар и т. п., и даже идти офицерами в пехоту, что всего лишь сотню лет назад было немыслимо для многих дворян. Обладание подобным крайне дорогим доспехом было вопросом престижа для рыцаря, ибо каждый рыцарь, прибывая на турнир или иное торжественное мероприятие, старался впечатлить окружающих. И если в прежние века - во времена кольчуг и бригантин - это обходилось в приемлемую сумму (для этого просто украшали шлемы раскрашенными гербовыми фигурами из папье-маше, дерева или пергамента, а поверх доспеха надевали нарядное сюрко, покрыв также и коня нарядным покрывалом), то в XVI веке попытка впечатлить окружающих была разорительна. К тому же в прежние времена турнирный доспех использовали и в бою, а в XVI веке уже мало кто надевал турнирный доспех в сражение. Существовали и специальные доспешные гарнитуры, в которых к обычному доспеху прилагались дополнительные части, превращавшие его в турнирный, но такие гарнитуры тоже стоили очень дорого, а выглядели хуже костюмных доспехов. При этом не все костюмные доспехи были пригодны для турниров. Так, очень модные и престижные доспехи, стилизованные под античность, например в стиле итал. alia romana (а ля римский), из-за недостаточной защиты были непригодны для турниров, и при том, что такой доспех стоил намного дороже боевого. Владелец подобного доспеха, хоть и щеголял в нём на турнире, но для поединка всё же надевал другой доспех. Не каждый участник турнира мог позволить себе иметь помимо турнирного доспеха ещё и доспех «под античность», пригодный лишь для парада. Другие типы костюмных доспехов, например в стиле «de fajas espesas», были пригодны и для турнирных боёв, так как обеспечивали хорошую защиту, в связи с чем большой популярностью пользовались доспехи, имеющие вид одежды XVI века. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например, огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец - так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.


Доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV и всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были непригодны для настоящего боя. Так классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Кроме узкоспециализированных доспехов, существовали также и доспешные гарнитуры, представлявшие собой настоящий конструктор из латных частей. Из него можно было собрать любой турнирный или боевой доспех, и даже парадный доспех.
Начиная с возникновения турниров, в качестве турнирного и парадного доспехов было принято использовать обычный доспех, отличие было лишь в том, что для турнира надевали дополнительную кольчугу, не считая нарядного плаща.
Появившиеся во время крестовых походов наметы и сюрко, изначально предназначенные для защиты от солнца, довольно быстро приобрели популярность в качестве способа придать доспеху нарядный вид, украсив геральдикой. Популярность намета и сюрко сделало популярными конские попоны, тоже украшавшиеся геральдикой. Позднее с появлением горшкового шлема, имевшего сверху удобную плоскую либо слегка выпуклую площадку, на этой площадке стали крепить геральдические нашлемные фигуры из папье-маше, пергамента, ткани, кожи на деревянном каркасе.
Со временем, в XII-XIII веках, сюрко, путём крепления под него пластин, превратилось в бригантину (лентнер), которую тоже украшали геральдикой. С распространением бригантин, горшковый шлем, который к тому времени стал опираться на плечи, во время копейных сшибок на конях стали фиксировать цепями притянув к бригантине в положении подбородка прижатого к груди. Это уменьшало риск сворачивания шеи при неудачном попадании копья в голову.
В последней трети XIII века, появились наплечные щитки, носившиеся чаще на турнирах чем в бою, предназначенные не столько для защиты плеч, сколько для украшения геральдикой. Впрочем несмотря на свою хлипкость они всё же давали некоторую защиту плеч.
В XIV веке, с распространением забрал для бацинетов, горшковый шлем постепенно перестали носить в бою, продолжая носить в турнирах, и к концу XIV века он превратился в чисто турнирный шлем. С распространением лат, горшковый шлем превратился в так называемую «Жабью голову», привинчиваемую к кирасе. Появление «Жабьей головы» привело к тому, что если раньше, при конной сшибке, наклоняли голову прижимая подбородок к груди, то в жабьей голове, привинченной к кирасе - выпрямлялись, чтобы копьё даже случайно не попало в зрительную щель. В шлеме, не привинченном к кирасе попадание копьём в голову на полном скаку было чревато риском свернуть шею.
Доспех для конной сшибки отличался крайне узкой специализацией, делавшей его не годным ни для чего другого. При весе нередко вдвое превышавшем боевой доспех, он давал гораздо менее полную защиту в сочетании с минимальной подвижностью и минимальным обзором. Состоял из толстой кирасы к которой привинчивался турнирный шлем «Жабья голова», обладавшей помимо надёжной защиты на редкость плохим обзором.
Поскольку доспех очень много весил, то на руку держащую копьё, и защищённую огромным щитком копья, размером со щит обычно не надевали ни латной рукавицы, ни латной перчатки. Так как удар копья по правилам шёл под углом вверх-вперёд, то по ногам можно было попасть либо намеренно, либо при несчастном случае. Поэтому ради облегчения веса ноги либо вовсе не защищали, либо их защиту ограничивали набедренными щитками, вместо которых иногда присутствовали набедренники пристёгнутые к кирасе или латной юбке. Впрочем, при желании (например для парадного выезда) можно было надеть и полную защиту ног от другого доспеха.
Копейный крюк на кирасе был намного мощнее чем обычно, и часто, в отличие от обычного, торчал не только вперёд, но и назад. Поскольку активных движений в доспехе не предполагалось, то защита руки держащей повод была своеобразной - вместо латной рукавицы, использовался отросток наруча имевший П-образный профиль. Щитки, защищающие подмышки, были крупнее чем обычно, в связи с отсутствием необходимости активно двигаться. Щит изначально просто крепился как обычно, затем стал крепиться шнурами к кирасе с опорой на специальную подпорку. Позже его и вовсе стали привинчивать винтами.


Изначально отличался очень длинной латной юбкой колокольчиком, для надёжной защиты половых органов. Но позднее, с развитием доспешного искусства, появились варианты, дававшие надёжную защиту и без длинной латной юбки.
Другой характерной особенностью был шлем с опорой на плечи, в котором импульс удара по шлему во избежание сотрясений передавался не голове, а плечам. При этом для поединков с тупым оружием вроде булавы (т.е. при отсутствии опасности, что остриё оружия случайно попадёт в глаз), вместо забрала использовалась крупная решётка из толстых прутьев, дававшая хороший обзор.
Для защиты пальцев на руках как правило использовались латные рукавицы, хорошо держащие удар по пальцам. Что любопытно, шлем сидящий на плечах, рукавицы и длинная латная юбка делали данный доспех похожим общими очертаниями на кастен-бруст.

(англ. Greenwich Armour) - доспехи XVI века, производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными туда германскими оружейниками.
Гринвичские мастерские были основаны Генрихом VIII в 1525 году, имели полное название англ. «The Royal „Almain“ Armouries» (буквально - «Королевские „Германские“ Арсеналы», фр. Almain - французское название Германии). Поскольку мастерские были созданы для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином, возглавившим производство, стал Уильям Пикеринг (William Pickering) в 1607 году.
Хотя доспехи и должны были, по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, они, тем не менее, несли в себе как германские, так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерьев), выделяются исследователями в отдельный «английский» стиль.
Схема заимствований из различных стилей в Гринвичских Доспехах выглядит следующим образом:
Кираса (включая как форму, так и конструкцию) - в итальянском стиле.
Шлем (примерно до 1610 года) - в германском стиле с «бургундским» горже.
Набедренные щитки и набедренники - в южно-германском и Нюрнбергском стиле.
Защита плеч - в итальянском стиле.
Исполнение других деталей - в Аугсбургском стиле.
Важно упомянуть, что специалисты отмечают различие между Нюрнбергским и Аугсбургскими стилями германского доспеха.

Неполный доспех, носившийся ландскнехтами, комплектация и цена доспеха зависела от звания и жалования ландскнехта. Типичный доспех ландскнехта состоял из кирасы с ожерельем и набедренниками, представлявшими собой единственную защиту для ног. Часто составной частью доспехов являлись латные наручи упрощённой конструкции. К ожерелью прикреплялись наплечники, доходившие до локтя. Голову ландскнехта защищал шлем бургиньот, несколько позже (в середине XVI в.) появился морион. Стрелки часто использовали специальный шлем-кабассет. К XVII в. доспехи в виде упрощенных кирас и шлемов использовались лишь пикинерами.
Доспех, носившийся как ландскнехтами на двойном жаловании, так и небогатыми кирасирами.

Имел ту же конструкцию, что и дешёвые кирасирские и дорогие ландскнехтские доспехи. В XVI веке уже не было особой конструкции доспехов «для ландснехтов», «для кирасиров», «для рейтаров» и так далее. Существовал лишь полный рыцарский доспех, носившийся в то время фактически лишь высшей аристократией и жандармами французского короля, и неполный доспех, носившийся всеми прочими, включая и рейтар. Доспехи и оружие покупались за свой счёт, и потому разница между ландскнехтскими и кирасирскими доспехами проистекала из того, кто какой доспех мог себе позволить. Обычный ландскнехт часто ограничивался открытым шлемом, кирасой с наплечниками и набедренниками. Кирасир, как правило, являвшийся дворянином, мог себе купить закрытый шлем с забралом (армэ либо тяжёлый бургиньот), кирасу, полную защиту рук, длинные набедренники с наколенниками и пару крепких хороших сапог, усиленных стальными пластинами - что и составляло отличие между типичными ландскнехтским или рейтарскими доспехами. Сходство между ландскнехтским и кирасирским доспехами появлялось, если дворянин был обедневший, а ландскнехт на «двойном» жаловании. Рейтар же в этом отношении был гораздо обеспеченней пехотинца, но так как его основное оружие - колесцовые пистолеты, стоили очень дорого (для сравнения: в пехоте пистолеты были по карману лишь офицерам), то приходилось экономить на доспехах, так как, в отличие от кирасиров, для рейтара было предпочтительней иметь хорошие дорогие пистолеты и недорогой доспех, чем наоборот.
Типичный рейтарский доспех состоял из кирасы с сегментными набедренниками (обычно до колен), латной защиты рук, латного ожерелья и шлема. Латная защита рук в зависимости от кошелька могла быть полной, а могла ограничиваться сегментными наплечниками до локтей и латными перчатками, тоже до локтей. Компромиссный вариант состоял из тех же наплечников до локтей и латных перчаток, дополненных налокотниками. Помимо налокотников, могли иметься и наколенники, которые в случае наличия обычно пристёвались к набедренникам. Что касается шлема, то поначалу был популярен бургиньот с козырьком и нащёчниками, носивший название «штурмового шлема» (нем. Sturmhaube). Обычно лицо было открыто, но при желании, если позволяли средства, можно было купить вариант со складным наподбородником, закрывавшим лицо подобно забралу, но не сверху вниз, а снизу вверх. Сугубо кирасирский вариант шлема - армэ, не пользовался у рейтар заметной популярностью. Впоследствии (нем. Sturmhaube) уступил у рейтаров, а также аркебузиров, место мориону, а затем и шишаку (капелине), как более удобному для стрельбы. Поскольку рейтар сидел в седле, и, как правило, в бою не спешивался, то пах был хорошо прикрыт седлом и лошадью, от чего гульфик был практически не нужен. Хотя при большом желании носить его в парадных целях, а гульфику в целях подчеркнуть мужественность его обладателя часто придавали гротескно большую форму, он мог быть дополнительно закуплен.
Что касается чёрного цвета доспехов, то этот цвет встречался не только у «Чёрных всадников» и, помимо эстетическо-психологических причин, имелись также и практические причины. С одной стороны рядовой наёмник, не имея личного слуги, следил за состоянием доспеха сам, и потому выкрашенный масляной краской доспех был для него предпочтительней неокрашенного, поскольку был меньше подвержен ржавлению, а с другой - кузнецы, делавшие доспехи, часто сами пользовались покраской, чтобы скрыть имеющиеся дефекты дешёвого доспеха. Как правило, дорогие доспехи шлифовались, а в случае необходимости придания чёрного цвета не красились, а воронились, что ещё лучше защищало доспех от воздействия ржавчины.
Дешёвый доспех обычно весил около 12 кг, в то время как дорогой пуленепробиваемый доспех сер. XVI века мог весить все 30-35 кг, для сравнения: доспех начала того же XVI века весил около 20-25 кг и покрывал всё тело.


Доспех крылатого гусара, состоящий из сегментной кирасы с длинными наплечниками и крыльями, крепившимися за спиной, наручей, а также шлема типа шишак (капалин). Использовался, в основном, в XVII веке.
Ранние гусары Речи Посполитой начала XVI века не имели металлических доспехов, а носили лишь простёганные кафтаны. Вскоре у них появляются кольчуги и капелины, заимствованные у венгров. Всё изменилось в конце XVI века - со Стефаном Баторием. Это была конница кирасирского образца. Поверх доспехов они часто надевали шкуры разнообразных зверей, а также одевали крылья, которые носили сбоку или сзади у луки седла, либо даже на щите. Но сами доспехи, как правило, импортировались из Западной Европы. Классический вид доспехи приобрели только к середине XVII века - во время правления Владислава IV. Но развивалось огнестрельное оружие, в связи с чем гусары в металлических доспехах теряли свою значимость. В XVIII веке гусары постепенно превращаются в парадное войско. И, наконец, в 1776 году обязанности гусар были переданы уланам, вместе с чем перестали использоваться и доспехи.
До реформы Стефана Батория кираса была необязательной, и часто вместо кирасы носился бахтерец, а то и вовсе просто кольчуга, реформа же сделала кирасу обязательной. Ранние разновидности гусарской кирасы могли быть как цельными (без сегментов), так и полностью состоящими из множества сегментов.
В классическом же типе кирасы защита грудной клетки для прочности не делилась на отельные сегменты, в то время как поясничная для гибкости делилась на несколько сегментов. При этом, классическая гусарская кираса делится на польск. typ starszy («тип старый») - c 1640 по 1675 годы, и польск. typ mlodszy («тип новый») - с 1675 по 1730 годы. Оба этих типа отличаются не конструкцией, а исполнением и отделкой деталей заметной лишь специалисту (например, у «старого» типа кромки пластин доспеха загибались внутрь, а у «нового» оставлялись прямыми, и т. д. и т. п.). Более заметная разница изначально состояла в том что у «старого» типа крылья крепились к седлу, а не к кирасе - как у «нового». Но эта разница была нивелирована ещё в XVII веке путём приделывания креплений для крыльев к доспехам «старого» типа. И то, что крепления для крыльев не родные, а новодельные - опять же, сможет заметить лишь специалист.
Кираса ковалась толщиной от 2 до 3,5 мм, при этом давала неплохую защиту от многих типов холодного оружия. Вес был не более 15 кг. Кираса состояла из наспинника и нагрудника, нашейник (ожерелье) и наплечники соединялись с кирасой кожаными ремешками, либо стальными петлями. Для защиты предплечий и локтей надевались наручи, поэтому подвижность была высокой. Все элементы доспеха часто могли украшаться медью или латунью. Качество отделки зависело от цены доспеха. Так, например, доспехи покупавшиеся согласно принятой в Речи Посполитой практике, богатым гусаром для бедного, часто имели топорную отделку, выглядевшую впечатляюще лишь с расстояния. В то время как доспехи пана ротмистра (которым обычно выступал тот или иной магнат) отличались тонкостью и роскошностью отделки.
Классический гусарский доспех имел наручи для защиты рук от запястья до локтя, а более ранний, в зависимости от цены, мог ограничиваться кольчужными рукавами, иногда носившихся с латными перчатками. Что касается защиты ног у бедных шляхтичей, чей доспех (а нередко и боевой конь тоже) принадлежал товарищу (а таких шляхтичей в гусарской роте часто было более двух третей, так как богатый шляхтич становясь гусаром был обязан привести с собой несколько воинов снаряжённых за свой счёт, и естественно, приводил отнюдь не холопов, а просто обедневших шляхтичей), отдельная защита ног отсутствовала. Зато у тех, кому принадлежали доспехи более бедных гусар, часто имелась латная защита ног в кирасирском стиле - из сегментных набедренников, заканчивающихся наколенниками. В раннем же варианте верхняя часть бёдер могла быть прикрыта кольчугой, как при кольчуге одетой под кирасу, так и при доспехе, состоящем из кольчуги и шлема, мог также иметься кольчужный подол, одевающийся с кольчужными руками в дополнение к кирасе.
Во времена Яна Собеского, в связи с очень модной теорией, согласно которой шляхта происходит не от славян, а от сарматов, среди богатой шляхты приобрели популярность доспехи в «сарматском стиле» (с которыми, для большего «сарматизма» носили… лук и стрелы), сделанные из клепаной чешуи и называвшиеся карацена (польск. Karacena). Такой доспех был очень престижным и стоил столько, что далеко не каждый шляхтич, снарядивший двух других латами за свой счёт, мог себе такой доспех позволить. В отличие от гусарских лат, чья защита ног (если таковая имелась) ограничивалась набедренниками с наколенниками, среди доспехов из карацены встречались доспехи в полный рост (с полной защитой ног). Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной Палате Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в Замке Вавель.
Изначально, в XVI веке крылом являлся трапециевидный щит, который вначале просто расписывали, рисуя на нём перья, а затем стали украшать настоящими перьями. Во время реформирования гусар Стефаном Баторием щиты королевским указом заменили на кирасу. Но, тем не менее, крыло не исчезло, а превратилось в деревянную рейку с перьями, удерживаемую в руке на манер щита. Именно такие крылья были зарисованы немецкими художниками во время «Штутгартской карусели», состоявшейся в 1616 году, в честь крестин сына Фридриха фон Вютемберга. Вместе с тем из соображений практичности и удобства, уже к концу XVI века (то есть более чем за полтора десятка лет до «карусели») крыло стали крепить к левой стороне седла, а вскоре появилось и второе крыло, закреплённое справа. А к 1635 году оба крыла переползли за спину, оставаясь прикрёплёнными к седлу. В годы «кровавого потопа», когда из-за затянувшейся войны, по свидетельству очевидцев, лишь каждый десятый гусар был одет в латы, крылья также превратились в редкость. После окончания затяжной войны, когда экономика стала восстанавливаться, гетман, а затем и король - Ян III Собеский приложил все усилия, чтобы снова одеть всех гусар в латы, в это же время возникла мода крепить крылья не к седлу, а к кирасе. Впрочем, литовские гусары (а Литва и Польша составляли - одно государство Речь Посполитую) и тогда продолжали крепить крылья к седлу, а не к кирасе.
К деревянному каркасу или металлической трубке длиной от 110 до 170 см крепились перья - орлиные, соколиные, журавлиные или страусиные, либо латунные пластины вместо перьев.
По разным теориям крыльев приписываются следующие функции:
Защита от аркана, который активно применяли казаки, турки и татары.
Дополнительная защита спины от ударов холодным оружием.
При езде крылья издавали звук, который мог пугать коней противника.
В случае падения с седла амортизировали удар о землю.
Эти крылья крепились к наспиннику кирасы на кронштейнах, либо держались на ремнях и в случае необходимости быстро отстёгивались. Но всё же имели и несколько недостатков. Это, прежде всего, аэродинамическое сопротивление и дополнительная масса, которая усложняла движение всадника. Носить что-либо за спиной так же было нельзя. Кроме того, имелись варианты не с двумя, а с одним крылом. Это значительно снижало эффективность и выглядело хуже, но зато уменьшало массу и дороговизну. Ещё крылья могли крепиться не к спине, а к седлу. Это значительно увеличивало подвижность всадника, в случае чего их не приходилось снимать. Но вместе с тем уже не могли защищать при падении с коня. Кроме того, крылья могли быть не только естественного цвета, но, и окрашены в разные цвета. Наиболее широкое распространение крылья получили именно у поляков. Наряду с ними, крылья использовали ещё некоторые сербские, венгерские и турецкие кавалеристы.
Шишак, либо капелина (польск. кapalin),- полусферический шлем с козырьком, наушами, назатыльником и увеличенным наносником, в некоторых вариантах по величине смахивающем на маску или полумаску. Делался из двух сваренных пластин, к которым приклёпывали козырёк, крепился сегментный назатыльник, науши держались на кожаных ремнях, а наносник проходил сквозь тулью и был подвижным. Этот тип шлема пришёл на Польшу с Венгрии, как модификация русской ерихонки, в свою очередь возникшей на основе восточных шишаков. Сверху польский шлем украшался либо шпилем, либо высоким гребнем, имевшем защитную функцию. Потом из Польши этот тип шлема пришёл в Европу, распространился во Франции как «капелин» (фр. Capeline), в Германии как «паппенхаймер» (нем. Pappenheimer-Helm), и, позднее, на его основе были разработаны другие популярные шлемы. Но многие из них всё равно сохранили транслитерированное название «шишак». Поэтому гусары носили не только шлемы польского производства, но и трофейные, в том числе немецкие и турецкие.

Миры D&D - широкий гобелен, сотканный из разнообразных культур, где каждая находится на своём технологическом уровне. Поэтому искателям приключений могут попасться самые разнообразные доспехи, от кожаных курток и кольчуг до дорогих лат. Таблица «Доспехи» ниже приводит характеристики самых распространённых доспехов, разделённых на три категории: лёгкие, средние и тяжёлые. Многие воители дополняют доспехи щитом.

Таблица «Доспехи» показывает стоимость, вес и прочие свойства самых распространённых доспехов в мирах D&D.


Владение доспехами. Кто угодно может напялить доспех или пристегнуть щит к руке. Но только тот, кто знает, как носить доспех, может носить его эффективно. Ваш класс даёт владение некоторыми видами доспехов. Если вы носите доспех, которым не владеете, вы совершаете с помехой все проверки характеристик, спасброски и броски атаки, использующие Силу или Ловкость, и вы не можете накладывать заклинания.

Класс Доспеха (КД). Доспех защищает владельца от атак. Надетый доспех (и щит) определяет базовый Класс Доспеха.

Тяжёлые доспехи. Более тяжёлые доспехи мешают владельцу свободно и тихо перемещаться. Если в колонке доспеха написано «Сил 13» или «Сил 15», этот доспех уменьшает скорость владельца на 10 фт., если его значение Силы меньше указанного.

Скрытность. Если в колонке доспеха написано «Помеха», владелец совершает проверки Ловкости (Скрытность) с помехой.

Щиты. Щит изготавливается из дерева или металла, и несётся одной рукой. Использование щита увеличивает КД на 2. Вы получаете преимущество только от одного щита одновременно.


Доспех Стоимость Класс доспеха (КД) Сила Скрытность Вес
Лёгкий доспех
Стеганый 5 зм. 11 + модификатор ЛОВ - Помеха 8 фнт.
Кожаный 10 зм. 11 + модификатор ЛОВ - - 10 фнт.
Проклепанная кожа 45 зм. 12 + модификатор ЛОВ - - 13 фнт.
Средний доспех
Шкурный 10 зм. 12 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 12 фнт.
Кольчужная рубаха 50 зм. 13 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 20 фнт.
Чешуйчатый 50 зм. - Помеха 45 фнт.
Кираса 400 зм. 14 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 20 фнт.
Полулаты 750 зм. 15 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - Помеха 40 фнт.
Тяжелый доспех
Колечный 30 зм. 14 - Помеха 40 фнт.
Кольчуга 75 зм. 16 13 Помеха 55 фнт.
Наборный 200 зм. 17 15 Помеха 60 фнт.
Латы 1 500 зм. 18 15 Помеха 65 фнт.
Щиты
Щит 10 зм. +2 - 6 фнт.

ЛЁГКИЙ ДОСПЕХ

Лёгкие доспехи, изготовленные из лёгких и тонких материалов, предпочитают ловкие искатели приключений, поскольку те предоставляют защиту, и при этом не ограничивают подвижность. Если вы носите лёгкий доспех, вы при определении Класса Доспеха добавляете модификатор Ловкости к базовому числу, предоставленному доспехом.

Стёганый. Стёганый доспех состоит из прошитых слоёв ткани и ватина.

Кожаный. Нагрудник и плечи этого доспеха изготовлены из кожи, вываренной в масле. Остальные части доспеха сделаны из более мягких и гибких материалов.

Проклёпанная кожа. Изготовленный из крепкой, но гибкой кожи проклёпанный доспех усилен тесно расположенными шипами или заклёпками.

СРЕДНИЙ ДОСПЕХ

Средние доспехи предлагают лучшую защиту, чем лёгкие, но немного ограничивают перемещение. Если вы носите средний доспех, вы при определении Класса Доспеха к базовому числу, предоставленному доспехом, добавляете модификатор Ловкости, но не более +2.

Шкурный. Этот грубый доспех состоит из толстых мехов и шкур. Обычно их носят племена варваров, злые гуманоиды и прочие народы, у которых нет инструментов и материалов для создания более качественных доспехов.

Кольчужная рубаха. Сделанная из переплетённых металлических колец кольчужная рубаха носится между слоями одежды или кожи. Этот доспех предоставляет умеренную защиту торса и заглушает звон колец внешним покрытием.

Чешуйчатый доспех. Этот доспех состоит из кожаных куртки и поножей (а также, возможно, отдельной юбки), покрытых перекрывающимися кусочками металла, похожими на рыбную чешую. В комплект входят рукавицы.

Кираса. Этот доспех состоит из подогнанного металлического панциря, носимого с подкладкой из кожи. Несмотря на то, что руки и ноги остаются практически без защиты, этот доспех хорошо защищает жизненно важные органы, оставляя владельцу относительную подвижность.

Полулаты. Полулаты состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих большую часть тела владельца. В них не входит защита для ног кроме простых поножей, закреплённых кожаными ремнями.

ТЯЖЁЛЫЙ ДОСПЕХ

Из всех видов доспехов, тяжёлые доспехи предоставляют лучшую защиту. Эти комплекты доспехов покрывают всё тело и созданы для защиты от самых разных атак. Их вес и нагрузку могут выдержать только самые тренированные воители.

Тяжёлый доспех не позволяет добавлять к Классу Доспеха модификатор Ловкости, но и не даёт штраф, если модификатор Ловкости отрицательный.

Колечный доспех. Это кожаный доспех с нашитыми на него толстыми кольцами. Эти кольца усиливают доспех от ударов мечей и топоров. Колечный доспех хуже кольчуги, и обычно его носят только те, кто не могут позволить себе доспех получше.

Кольчуга. Изготовленная из переплетающихся металлических колец кольчуга включает также слой стёганой ткани, надеваемой под низ, дабы предотвратить натирание и смягчать удары. В комплект входят рукавицы.

Наборный доспех. Этот доспех состоит из узких вертикальных металлических пластин, приклёпанных к кожаной подложке, носимой поверх слоя ватина. Соединения защищаются кольчужным полотном.

Латы. Латы состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих всё тело. В комплект лат входят рукавицы, тяжёлые кожаные сапоги, шлем с забралом, и толстый слой ватина. Ремешки и пряжки распределяют вес по всему телу.

НАДЕВАНИЕ И СНЯТИЕ ДОСПЕХОВ

Время, нужное для надевания и снятия доспехов, зависит от их вида.

Надевание. Столько времени требуется для надевания доспеха. Вы получаете КД от доспеха только если потратили нужное время на его надевание.

Снимание. Столько времени требуется на снятие доспеха. Если вам помогают, уменьшите время вдвое.


ПОДГОНКА СНАРЯЖЕНИЯ

В большинстве кампаний можно носить и использовать любое найденное снаряжение в рамках здравого смысла. Например, грузный полуорк не сможет втиснуться в кожаный доспех полурослика, а гном запутается в мантии облачного великана.

Мастер может усилить этот реализм. Например, доспех, изготовленный под одного человека, не подойдёт другому без значительных изменений, и униформа стражника может выглядеть заметно чужеродной, если искатель приключений оденет её для маскировки.

По этим дополнительным правилам когда искатели приключений находят доспех, одежду или другой похожий предмет, предназначенный для носки, им нужно посетить изготовителя доспехов, портного, кожевника или другого специалиста, который подгонит этот предмет для них. Стоимость этой работы составляет от 10 до 40 процентов от рыночной стоимости предмета. Мастер может определить стоимость методом 1d4 × 10 или самостоятельно решить, какую назначить цену, основываясь на итоговой сумме.

    • Материал взят из pdf-версии перевода «Player"s handbook» от студии «

Добрый день уважаемому Собранию.

Не так давно, я совершил увлекателеьное путешествие в солнечную Европу, где посетил ряд музеев и замков; сумев поработать с родными артефактами эпохи возраждения.

Однако, главным событием моей поездки было посещение крупнейшей в мире выставки образцов защиты и вооружения Hofjagd- und Rüstkammer (Национальная библиотека), расположенный в городе Вена в Австрии.

Уже побывав там в ноябре 2012 и насобирав очень много фотоматериала, я поехал туда вновь.

Карты легли так, что мне удалось познакомиться с очень хорошими и важными людьми в Европе, которые вывели меня на директора музея герра Матиаса Пфафенбихлера.



В тот день музей был закрыт для туристов, однако меня туда пустили и разрешили детально изучить доспех Георга фон Фрундсберга.

Меня провели в их реставрационнцю мастерскую, выдали белые резиновые перчатки и необходимый инструмент.

Сотрудники музея сняли с манекена доспех Георга и похлопав меня по плечу, сказали вперед!

НАЧАЛО РАБОТЫ

Более четырех часов я провел за детальным изучением артефактов. Объектами моего иследования явились следующие параметры: размеры, геометрия, вес и толщина доспеха Георга Фон Фрундсберга и шлема армэ Патриция Тухера.



Вопрос про толщины нагрудников начала 16 века на ниве современной реконструкции всегда оставался загадкой для многих. С кем из специалистов я не общался, очень многие про вопрос толщины сходились во мнениях о 1.5мм. Аналога того, что сейчас изготовляют современные мастера-доспешники. Цифра 1.5мм взята, наверное, изходя из толщины проката листа стали. Чтож, давайте обратимся за истиной к артефактам.

Что из себя представляет доспех Георга на данный момент?

1) кираса со спиной и юбкой

2) тасеты.

остальное по заявлениям Матиаса было утрачено за долгие годы.

В ходе исследования у меня были следующие инструменты: множество линеек; рулетка; сантиметр; штангенциркуль, транспортир и толщиномер, к сожалению, с малым радиусом замерных «усов».

Ниже я привожу схемы. Все размеры указаны в миллимметрах. Геометрию на схеме рисовал с максимальной приближенностью к оригиналу.

НАГРУДНИК


Размеры кирасы указаны по периметру.

Нагрудник имеет два круглых отверстия: одно почти центру, другое по центру вверху. Диаметр обоих примерно 5 мм.

серыми точками указаны примерные места снятия размеров толщины.

Погрешность измерения, думаю, что минимальная.

Толщина .

Схему наспинника я не стал рисовать, ибо он такой же толщины что и нагрудник. Также от 4.5мм по ближе к верхам и плавное уменьшение толщины к краям до 0.8-0.9мм.

Кстати при ношении кирасы, думаю всем извсетно про перехлест боков нагрудника и наспинника. Посему общая толщина будет в этой зоне 0.9+0.9 = 1.8мм.

ПОДВИЖНЫЕ ПЛАСТИНЫ



их толщина оказалась малой: от 0.9(верх и низ)- 1.2 (центр)мм.

выходят за пределы нагурдника на 30.5мм.

ширина вальцовки 16 мм. в центре.

Общая ширина пластин 47 мм.

ЮБКА



Вес кирасы, нагрудника и юбки.

Общий вес кирасы в сборе оказался около 12кг.

Тасеты оказались очень легкими из-за малой толщины пластин.

ТАСЕТЫ



тасеты оказались «бумажными»(((
так, например, по центру 0.9-1.2 а по краям от 0.5 до 0.7.5мм.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Сравнивая горизонталные и вертикальные размеры нагрудника, можно увидеть, что, например один бок нагрудника короче друго, чуть ли не на два сантиметра. Подвижные пластины тоже разного размера. Юбочные пластины отличны друг от друга.
Если ширина нижней плстины юбки у края слева - 61мм, то справа - 52мм.!!! Это на 9 мм разница. То есть фактичеси 20%!!!

Пластины тасет, далеко не одной ширины и длины. А общая длина двух дасетов разница на 4 см!!!.. Это можно списать на реставраторов, кои использовали ремни данной длины. Но, все равно, они кривые.

Главный вывод.
Изучив доспех Георга фон Фрундсберга я окончательно разубедил себя в некой стандартизации точного доспехо-строения, что все размеры элементов вымеряли с великой точностью. Это не так! Мягко выражясь их мерили на глаз. То есть визуально, примерно ровно если не присматриваться - значит железка годная и можно носить. Главное чтобы защищала и не силно терла.

Причем, доспех Георга это доспех не простого солдата, которому делали бы на а бы как. Фрундсберг был богатый военно-начальник и дворянин, способный опалтить услуги качественных мастеров. Следовательно ему и делали хорошо и красиво. Кстати, богатое травление относит его железо к более высокой касте доспехов. И если не присматриваться то доспех Георга - красив. Однако, промерив его - он кривой.

Что же до доспехов для обычных солдат, то вот например, для сравнение юбка пехотной кирасы 1500 года на обычного солдата (кнехта).


Тоже вся кривая, что и носить стыдно. Наш брезгливый реконструктор такую бы не надел)))

Толщина

Кирасы начала 16 века были, достаточно, толстыми. Держа в руках кирасу Георга, я понял что пробить ее чем-то не реально.
Даже огнестрельное оружие того периода, в большинстве своем, вряд ли бы пробило бы 4.5 мм каленой стали. Не говоря уже про холодное оружие ближнего боя.

Данный факт, кстати, еще раз подветрждает нашу теорию о неэфективности «спортивных» плевках на сов.турнирах по фехтованию. Как ты не «плюй» мелкими и быстрыми ударами в эту кираса, не будет и царапины.
Кстати а о царпинах! Их на доспехе не было! Кроме одной: на наспиннике, слева, еле-еле заметная вмятинка, глубиной не более 0.5мм., как мне показалось. А толщина «бронеплиты» в том месте была около 4мм.

Кто-то, все-таки зацепил Георга в бою в район почек, но вреда здоровью и доспеху это не принесло.

Помимо деатльного изучение доспеха Георга фон Фрундсбурга в Венской Нац.библиотеке, мне удалось изучить (правда без изм.приборов) на глазок максимиллиановскую кирасу 1515 года. Экспонирующуюся в музее замка г.Нойбург. Она висел вне витрины и мы с Костей смогли ее потрогать.

небольшое видео про макс.кирасу

Так вот. Толщина, на глазок, показалась около 2.5-3мм на верху кирасы и 3мм по центру., плавно сходящей до примерно 1.5мм к бокам.

Другие артефаткы

Также, в реставрационной мастерской я подержал в руках знаменитый шлем Негролли; части турнирного гарнитура доспеха Кайзера Макс и руку от костюмного доспеха (угадайте сами кого?) и т.д..



Также, по моей просьбе Матиас снял шлем армэ Патриция Тухера и я детально его изучил.

Предопережая статью про геометрию армэ, заявлю сразу, что в СССР нету ни одного правильно сделаного армэ на данный момент. Даже у моего боевого шлема есть некоторые ошибки в геометрии затылка, например.

ИТОГ

Мы получили, хоть и первоначальный, но все-таки гигантский опыт по основам доспехо-ведния Европы 16 века. Изходя из этого можно строить и предположения о технологиях доспехострояния.

Теперь, наша Армия Фрундсберга с гордостью может заявить, что сотрудничает с ведущими Европейскими музеями и специалистами медивистики. Посмотрев фотографии Армии, директор выставки Матиас Пфафенбихлер выско оценил наши успехи в реконструкции ландскнехтов начала 16 века и похвалил наши доспехи, изготовленные у нас в тульской мастерской.

Кирасу Георга я, неудержался и примерил на себя. По росту в самый раз, а вот по ширине, я оказался более худой в плечах чем знаменитый вождь ландскнехтов.


Кираса (французское «cuirasse», латинское «coriaceus», «сделанный из кожи, из кориума», поскольку в оригинале нагрудник изготавливался из кожи) - латный доспех , конструктивно представляющий собой единый кусок металла или иного твердого материала, или же состоящий из двух или более частей, которые защищают грудь владельца. В полном доспехе, однако, поскольку эта важная его деталь обычно носилась вместе с соответствующей защитой спины, термин «кираса» обычно подразумевал полный комплект для защиты торса, включающий в себя как нагрудную, так и наспинную пластины. Таким образом этот полный доспех в Средневековье часто описывался как пара пластин. Корслет (французское «corselet», уменьшительная форма французского слова «тело»), сравнительно легкая кираса, строго говоря является только нагрудником. Например, Элизабет I в Англии часто носила кирасу.

Как части военной экипировки классической старины, кирасы и корслеты изготавливались из бронзы, и в более поздних периодах также из железа или некоторых других твердых материалов, обычно использовавшихся. Несмотря на то, что некоторые дополнительные элементы защиты для груди носились воинами и в более раннее время, в дополнение к кольчужным хауберкам и к одежде, укрепленной пластинами и заклепками, только в 14 веке можно было сказать, что латная защита туловища стала стандартным компонентом средневекового доспеха.

С течением 14 века кираса постепенно стала использоваться повсеместно, совместно с латной защитой конечностей, и уже к концу века практически не встречалась в доспехах рыцарей, за исключением кольчужной привески бацинета и на краях хауберка.

Кираса , носимая в 14 веке, всегда делалась из достаточной длины, чтобы она опиралась на бедра; иначе, если бы она не поддерживалась таким образом, она должна была бы держаться на плечах, что мешало бы свободным и в свободное и энергичным движениям владельца.

В начале 15 века, все латные доспехи, включая кирасу, стали носиться без сюрко; но в последней четверти века короткий сюрко, с короткими рукавами, известный как табард, стал широко использоваться в доспехах. В то же самое время, когда неупотребление сюрко стало всеобщим, маленькие пластины различных форм и размеров (и не всегда сделанные симметрично: пластины для правой руки, т.е. той, в которой был меч , часто были меньшими и более легкими, чем парные им с другой стороны) прикреплялись к доспеху спереди плеч, чтобы защитить наиболее уязвимые точки, где латная защита верхних частей рук и кирасы образовывала промежуток на каждой стороне.

Около середины века, вместо того, чтобы быть сформированной из единственной пластины, нагрудник кирасы стал изготовляться состоящим из двух частей, при этом нижняя часть накладывалась на верхнюю с помощью ремней или подвижных заклепок, что давало гибкость доспеху. Во второй половине 15 века кираса иногда заменялась бригандиной - доспехом, сформированным из текстильной ткани, в основном из дорогого материала, облицованной металлической чешуей, которая присоединялась к ткани заклепками, с головками, видимыми с внешней стороны.

В 16 веке иногда персонами высокого разряда поверх доспеха носились роскошные сюрко. В течении первой половины века грудная часть кирасы, шарообразная по форме, постоянно укреплялась дополнительными пластинами, прикрепленными к ней заклепками или винтами.

Приблизительно в 1550 году грудная часть кирасы имела вертикальный центральный гребень, называемый «tapul», который имел около середины выступающую вершину; эта вершина позднее была перенесена ниже, и в конечном счете вершина была перенесена к основанию кирасы, что привело к появлению своеобразной формы кирасы - кирасы «peascod».

Корслеты, имеющие грудную и спинную части, носились пехотинцами в 17 веке, в то время как всадники были экипированы более тяжелыми и более прочными кирасами; эти доспехи продолжали использоваться после того, как другие части доспеха один за другим постепенно отбрасывались. Их использование, однако, никогда полностью не прекращалось, и в современных армиях конные кирасиры, защищенные, как и в раннее время грудной и спинной пластинами, в некоторой степени подражали поинственному блеску доспеха эры средневекового рыцарства. И французская и немецкая тяжелые конницы были облачены в кирасы вплоть до I Мировой войны.

Спустя несколько лет после Ватерлоо некоторые исторические кирасы были взяты в Лондонском Тауэре, и приспособлены к службе Охранниками Жизни (Life Guards) и Конной охраной (Horse Guards). В парадных целях прусский Гард дю Корп и другие корпуса носят кирасы из богато украшенной кожи.

Японская кираса

Кирасы изготавливались в Японии начиная уже с 4 века. Танко (tanko), носимый пешими воинами, и кейко (keiko), носимый всадниками, были досамурайскими типами ранних японских кирас, изготовленные из железных пластин, соединенных друг с другом кожаными ремнями. Во время периода Хейян (Heian) (794-1185 гг.) японские кирасы развились в более узнаваемый стиль, носимый самураями, и известные как «доу»(dou) или «до»(do). Японские мастера начали использовали кожу и лакировку для защиты элементов доспеха от влияния атмосферных осадков. К концу периода Хейян приняли форму, четко ассоциирующуюся с самураями. Для изготовления кирас использовалась кожа и железная чешуя, соединяемые кожаными (иногда шелковыми) шнурами. Появление огнестрельного оружия в Японии в 1543 году привело к появлению нового типа кирасы – стальные пластины полностью заменили пластины из кожи вместе с тем, как пули полностью вытеснили стрелы и копья. Кирасы в Японии использовались до 1860 годов, когда конец эпохи самураев и появление национальной армии, использующей традиционную униформу, завершили использование доспехов в этой стране.


Торакс или Мускульная Кираса (украшенная стилизация).

Ст3, толщина 1.5мм, Полировка.
Лорика Мускулата (Lorica Musculata) — это двернеримский панцирь анатомической формы, который произошел от древнегреческого торакса. Самые первые римские доспехи выглядели как две пластины (грудная и спинная) державшиеся на черезплечных ремнях, своего рода портупее.

И лишь со временем, после нескольких контактов римской и греческой цивилизации, появилась Лорика Мускулата. Этот панцирь полностью заменил первые доспехи римских легионеров ранней республики, и использовался как стандартный доспех вплоть до конца II начала I вв. до н.э. Лорика Мускулата показывал себя все это время как надежный и практичный доспех, который не сильно стеснял движения, но появился более интересный вариант, который давал большую свободу в движениях, при этом мало чем уступал в защитных качествах. Лорика Хамата в производстве обходилась дороже, чем панцирь мускулата, но служила дольше и ремонт был дешевле, именно поэтому стандартной защитой стала Лорика Хамата. Лорика Мускулата осталась же как доспех высшего офицерского состава, в отличии от Лорики Плюмата, которой пользовались офицеры среднего ранга. Во времена Римской Империи панцирь могли носить только генералы, легаты и сам император.
Первые типы римского торакса для солдат республики изготавливались из бронзы и состояли из двух частей (нагрудной и спинной), которые скреплялись между собой с помощью ремней. Длиной они отличались от имперских версий только тем, что закрывали торс воинов только до бедер. Имперские офицерские панцири сильно отличались, потому что изготавливались не только из бронзы (на то время стал одним из самых редких вариантов), но и из кожи, и из железа (более поздние версии начали создаваться из стали). Так же к нижней части доспеха начали закрепляться в вертикальном положении кожаные полосы, зачастую с нашитыми металлическими пластинами, что делало доспех длиной примерно до колен и в этом случае защита распространялась не только на торс, но и на верхнюю часть ног. Помимо всего прочего некоторые доспехи Лорика Мускулата делали не только состоящими из 2-х частей, но и монолитными (конечно за исключением кожаных полос). В любом случае, после снятия с вооружения, Лорика Мускулата в большей степени стала парадным доспехом, нежели боевым.