Какие подвиги совершил голосов д н. Николай францевич гастелло

Родился 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1903 г. в с. Русская Борковка Ставропольского уезда Самарской губернии. Дмитрий Николаевич - потомственный волжанин. Генерал-майор, командир 280-й стрелковой Конотопской дивизии 60-й армии Центрального фронта.

Родился в бедной семье, кроме него было ещё шестеро детей. Отец - Николай Яковлевич, был ямщиком, в 1919 году скончался от тифа. Семья осталась на старшей дочери Елизавете. Дмитрий Николаевич окончил 5 классов.

Половину своей жизни находился Дмитрий Николаевич Голосов на военной службе. В 1925 г. Голосова призвали в Красную Армию. Его зачислили в полковую школу, после окончания которой в 1926 г. он стал командиром отделения, а вскоре - помощником командира взвода. Когда настал срок демобилизации, молодой офицер решил остаться в армии и посвятить свою жизнь защите Родины. В 1931 г вступил в КПСС и он успешно окончил Ульяновское пехотное училище, был назначен командиром взвода. Дмитрия Николаевича повысили в звании, ему доверили командование ротой, батальоном. Отечественная война застала его в должности командира стрелкового полка в районе местечка Скуляны (Молдавия), в 50 километрах севернее города Яссы, на пограничной с Румынией реке Прут. Около двух недель полк Голосова удерживал пограничную полосу от многочисленных атак вражеской пехоты. Затем солдатам пришлось вести тяжелые оборонительные бои на юге Украины и отступать к Донбассу . Враг имел тогда большое превосходство в живой силе и технике. Командиру важно было сплачивать командный состав части, поднимать боевой дух солдат, проявлять заботу о снаряжении и вооружении, продовольствии и медикаментах. И подполковник Голосов успешно решал все эти задачи. Его часть неоднократно выходила сама и выручала соседние подразделения из, казалось бы, самых безнадежных положений

В конце 1941 г. Дмитрию Николаевичу было поручено сформировать дивизию. Это ответственное задание он выполнил быстро и оперативно. Следующей весной дивизия полковника Голосова была уже на Брянском фронте и занимала оборонительные позиции в районе железнодорожной станции Русский Брод на линии Орел-Ливны, надежно прикрывая дорогу на Елец. В конце 1942 г. дивизия принимала участие в прорыве оборонительных укреплений немцев в районе Ливны и в наступательных операциях около Курска. Особенно отличились пехотинцы в боях за железнодорожную станцию Косоржа, где фашисты были разгромлены, и нашим войскам достались большие трофеи.

Затем полки Голосова участвовали в освобождении Курска, а после образования в этом районе знаменитой Курской дуги, занимали боевые позиции на одном из важнейших участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Голосов, как и другие командиры, хорошо понимал, что гитлеровское командование предпримет здесь большое наступление, поэтому по его указанию был создан глубоко эшелонированный оборонительный рубеж. Командир дивизии добился, чтобы буквально каждый солдат знал, что ему надо делать в случае перехода немцев в контратаку. Благодаря хорошо организованной разведке, командованию дивизии было известно почти все о расположении основных сил противника и их численности, даже о его ближайших планах, поэтому переход немцев в наступление 5 июля 1943 г. не застал врасплох наши части. В ожесточенных боях с врагом, вооруженным новейшей техникой, наша армия перемолола его отборные соединения, а затем сама перешла в мощное наступление. Дивизия Голосова, получив пополнение, была переброшена в самый центр Курской дуги, в состав войск 60-й армии генерала И.Д. Черняховского, решавшей особые задачи.

Во взаимодействии с другими соединениями голосовцы 6 сентября освободили город Конотоп, за что дивизия получила почетное название Конотопской. Вскоре при их активном участии был освобожден город Бахмач. За отличные боевые действия при освобождении города Нежина Приказом Верховного Главнокомандующего соединение было представлено к награждению орденом Красного Знамени.

Взламывая оборонительные рубежи гитлеровцев, уничтожая их технику, части дивизии стремительно вышли к реке Десне в районе города Остера и с ходу её форсировали. Преследуя врага, полки достигли Днепра. Командир дивизии приказал немедленно приступить к подготовке переправы. В подразделении состоялись летучие комсомольские собрания с повесткой дня “О роли комсомольцев при форсировании Днепра”. Постановление было принято краткое: “Днепр форсируем, плацдарм захватим, жизнь комсомольца - только на той стороне”. По приказу генерала Голосова с помощью местного населения к берегу были доставлены бревна, доски, реи. В ночь несколько комсомольских групп на подручных средствах форсировали Днепр. 15 дней, точнее суток, продолжалась не утихающая ни днем, ни ночью ожесточенная борьба за расширение плацдарма на правом берегу реки. Она увенчалась яркой победой наших солдат под командованием генерала Голосова.

В боевом донесении командира 77-го стрелкового корпуса генерала Козлова говорилось: “Генерал-майор Голосов в боях за переправу через Днепр проявил большое умение, инициативу и находчивость, в результате чего части успешно первыми форсировали реку, заняв на ее западном берегу выгодные рубежи. Товарищ Голосов в самые ответственные моменты лично находился на решающих участках боя, воодушевляя личным примером храбрости и героизма бойцов и командиров на славные подвиги”.

За участие в этой исторической битве Дмитрию Николаевичу Голосову было присвоено звание Героя Советского Союза. После этого генерал-майор Голосов командовал штурмом города и крупного железнодорожного узла Коростень, за что дивизия был награждена орденом Суворова 2-й степени, боями за Житомир, освобождением города Шепетовки. Но вскоре Дмитрий Николаевич сильно заболел и до мая 1944 г. находился в госпитале, а затем был направлен на учебу в Военную Академию им. К.Е.Ворошилова.

В декабре 1951 года генерал-майор Дмитрий Николаевич Голосов вышел в отставку. Проживал в Куйбышеве. Разошёлся с женой, полюбив другую женщину. Страдал от гипертонии, из-за которой был разбит параличом. Умер Дмитрий Николаевич в 19 ноября 1960 г. и похоронен в Самаре. Именем Героя названы улицы, школа и музей в Тольятти и на его родине в с. Русская Борковка Ставропольского района.

Дмитрий Николаевич награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды.

О подвиге советского летчика Николая Гастелло и его экипажа в советское время знал каждый. В народе этот подвиг называли «Огненным тараном». Это был не первый воздушный таран с участием советских летчиков, но он был действительно особенным и не совсем воздушным. Во всяком случае, если придерживаться сомнительным официальной версии и сводки Советского Информбюро, породившие множество ненужных мифов и слухов в этой истории. Но перед этим коротко проанализируем военную ситуацию на момент подвига…

22 июня 1941 года, в 3.30 утра Германия без объявления войны вторгается на территорию СССР. Советский народ ждет голоса своего вождя — Сталина, но вместо него советским людям в полдень 22 июня 1941 года о начале войны с Германией объявил народный комиссар иностранных дел СССР - Вячеслав Молотов. А в последующие дни это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Далее, 24 июня в СССР создается информационно-пропагандистское ведомство — совинформбюро, которое подчинялось партии и лично Иосифу Сталину.

Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»

В этот же день война стала называться Великой Отечественной.

А незадолго до обращения Сталина к народу, 27 июня 1941 года, вождю, который отмалчивался более 10 дней было присвоено высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.

Советский философ и партийный деятель Кружков Владимир Семёнович вспоминал:

«Сводки о боях на фронтах мы всегда перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми… Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолёты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ей Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны! В самые трудные первые месяцы войны об оставленных городах Сталин давал добро сообщать только через несколько дней, когда уже бои шли далеко за ними и молчать было нельзя».

В подготовке к этой статье я прочел всю сводку от 5 июля 1941 года — в ней было отображено немало любопытных подвигов, героизма стойкости и мужества советского солдата и народа… Что из заявленного в сводке было правдой, а что ложью мы никогда не узнаем.

Интересно, если предположить, что большая часть информации в сводке — «липа», то получается, что совинформбюро — это классический пример лжи во благо. Ведь, если людям говорили реальные вещи, что творилось в годы войны на фронтах, о всех ошибках генералов и начальников штабов, данные о настоящих потерях со стороны советской армии, и о многом другом, то войну бы мы не выиграли…

Но вернемся к подвигу капитана Николая Гастелло и самых спорных моментах в сводке и официальной версии. Я подчеркну самые спорные строчки в этих громких заявлениях.

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.»

Больше похоже на красиво написанный сценарий к историческому кино. Этим же предложением сводка перечеркивает последнее предложение в официальной версии…

Официальная версия

«26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Оказывается сохранились парашюты и тела летчиков… При взрыве цистерн и десятка машин вместе с самолетом летчика… Почему сводка противоречит оф. версии?

У меня нет причин сомневаться в подвиге и героизме капитана Гастелло, ни в коем случае не отрицаю подвиг. Как сказано выше, правды мы никогда не узнаем. Я лишь хотел продемонстрировать — насколько непрофессионально подходили люди к освещению этого конкретного подвига. Из подчеркнутых строчек ясно, что сводка перед оглаской определенно прошла через самого вождя или человека отвечающего за пропаганду.

И именно благодаря ей 5 июля 1941 года страна узнала имя капитана Николая Гостелло, а его подвиг мгновенно разлетелся по штабам и всей стране, а его примеру последовали сотни советских летчиков, бившихся с врагом до самой последней секунды жизни. Таран наземной цели Гастелло стал образцом героизма и самопожертвования.

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло - нарицательной.

«Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Хотя, перед этими цифрами правильней употребить слово «около». Точных и достоверных цифр в ходе войны и после нее мы никогда не узнаем.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение.

  • Во-первых , возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги.
  • Во-вторых , выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года.
  • В-третьих , самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы.
  • В-четвёртых , Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова.

В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно».

В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле русским немцем);
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели;
  • по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести». Впрочем, как и сами рапорты Воробьева и Рыбаса.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева).

Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

Гастелло совершил свой подвиг в одиночку

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

Гастелло совершил таран, управляя истребителем

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Вывод

Мы победили в Великой Отечественной войне правдой и неправдой, — ценой непоколебимой стойкости советского народа. Мы победили в войне, где погибали трусы и герои, в войне, где славы удостоились не все, в войне, забравшей наших дедов и прадедов. Мы победили и цена победы высока.

Но все, что мы можем здесь и сейчас — помнить. Помнить всех и каждого, всех тех, кто не вернулся из боя, кто отдал жизнь за свое Отечество, и чей подвиг остался незамеченным… Для меня и Александр Маслов и Николай Гастелло — они как и все, кто сражался с фашистами — герои моей страны, защитники земли русской!

Был ли в действительности подвиг или не был, важно одно — в мужестве великого советского народа сомневаться непозволительно.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Родился 20 сентября 1903г. Генерал-майор, командир 280-й стрелковой Конотопской дивизии 60-й армии Центрального фронта.
Половину своей жизни находился Дмитрий Николаевич Голосов на военной службе. Лучшие годы посвятил он служению Родине, пройдя большой путь от рядового бойца до командира корпуса, генерала. Дмитрий Николаевич - потомственный волжанин. Его родина - село Русская Борковка Ставропольского района Куйбышевской области. На волжских просторах он рос и мужал, закалял свою волю и характер. В 1925 г. деревенского паренька призвали в Красную Армию. С первых дней службы Голосов проявил добросовестность и старание. Его зачислили в полковую школу, после окончания которой он стал командиром отделения, а вскоре - помощником командира взвода. Служить пришлось на Волге. Когда настал срок демобилизации молодой офицер решил остаться в армии и посвятить свою жизнь защите Родины. Он успешно окончил Ульяновское пехотное училище, был назначен командиром взвода. Вверенный ему взвод сразу же стал одним из лучших в части. Дмитрия Николаевича повысили в звании, ему доверили командование ротой, батальоном. Отечественная война застала его в должности командира стрелкового полка в районе местечка Скуляны (Молдавия), в 50 километрах севернее города Яссы, на пограничной с Румынией реке Прут. Около двух недель полк Голосова удерживал пограничную полосу от многочисленных атак вражеской пехоты. Затем солдатам пришлось вести тяжелые оборонительные бои на юге Украины и отступать к Донбассу. Почти тысячекилометровый путь прошли пехотинцы Голосова от пограничных столбов до центра Донбасса. Враг имел тогда большое превосходство в живой силе и технике. Нашим воинам приходилось отражать удары не только с фронта, но нередко с флангов, а порой с тыла - разрывать вражеское окружение. Командиру важно было сплачивать командный состав части, поднимать боевой дух солдат, проявлять заботу о снаряжении и вооружении, продовольствии и медикаментах. И подполковник Голосов успешно решал все эти задачи. Его часть неоднократно выходила сама и выручала соседние подразделения из, казалось бы, самых безнадежных положений. Обороняясь, пехотинцы в удобный момент сами контратаковали и наносили врагу чувствительные удары. Так под Горловкой ими был наголову разбит батальон итальянского экспедиционного корпуса, вклинившегося в наши боевые порядки.
В конце 1941 г. Дмитрию Николаевичу было поручено сформировать дивизию. Это ответственное задание он выполнил быстро и оперативно. Следующей весной дивизия полковника Голосова была уже на Брянском фронте и занимала оборонительные позиции в районе железнодорожной станции Русский Брод на линии Орел-Ливны, надежно прикрывая дорогу на Елец. В конце 1942 г. дивизия принимала участие в прорыве оборонительных укреплений немцев в районе Ливны и в наступательных операциях около Курска. Особенно отличились пехотинцы в боях за железнодорожную станцию Косоржа, где фашисты были разгромлены, и нашим войскам достались большие трофеи.
Затем полки Голосова участвовали в освобождении Курска, а после образования в этом районе знаменитой Курской дуги, занимали боевые позиции на одном из важнейших участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Голосов, как и другие командиры, хорошо понимал, что гитлеровское командование предпримет здесь большое наступление, поэтому по его указанию был создан глубоко эшелонированный оборонительный рубеж. Командир дивизии добился, чтобы буквально каждый солдат знал, что ему надо делать в случае перехода немцев в контратаку. Благодаря хорошо организованной разведке, командованию дивизии было известно почти все о расположении основных сил противника и их численности, даже о его ближайших планах, поэтому переход немцев в наступление 5 июля 1943 г. не застал врасплох наши части. В ожесточенных боях с врагом, вооруженным новейшей техникой, наша армия перемолола его отборные соединения, а затем сама перешла в мощное наступление. Дивизия Голосова, получив пополнение, была переброшена в самый центр Курской дуги, в состав войск 60-й армии генерала И.Д. Черняховского, решавшей особые задачи.
Во взаимодействии с другими соединениями голосовцы 6 сентября освободили город Конотоп, за что дивизия получила почетное название Конотопской. Вскоре при их активном участии был освобожден город Бахмач. За отличные боевые действия при освобождении города Нежина Приказом Верховного Главнокомандующего соединение было представлено к награждению орденом Красного Знамени.
Взламывая оборонительные рубежи гитлеровцев, уничтожая их технику, части дивизии стремительно вышли к реке Десне в районе города Остера и с ходу её форсировали. Преследуя врага, полки достигли Днепра. Командир дивизии приказал немедленно приступить к подготовке переправы. В подразделении состоялись летучие комсомольские собрания с повесткой дня “О роли комсомольцев при форсировании Днепра”. Постановление было принято краткое: “Днепр форсируем, плацдарм захватим, жизнь комсомольца - только на той стороне”. По приказу генерала Голосова с помощью местного населения к берегу были доставлены бревна, доски, реи. В ночь несколько комсомольских групп на подручных средствах форсировали Днепр. 15 дней, точнее суток, продолжалась не утихающая ни днем, ни ночью ожесточенная борьба за расширение плацдарма на правом берегу реки. Она увенчалась яркой победой наших солдат под командованием генерала Голосова.
В боевом донесении командира 77-го стрелкового корпуса генерала Козлова говорилось: “Генерал-майор Голосов в боях за переправу через Днепр проявил большое умение, инициативу и находчивость, в результате чего части успешно первыми форсировали реку, заняв на ее западном берегу выгодные рубежи. Товарищ Голосов в самые ответственные моменты лично находился на решающих участках боя, воодушевляя личным примером храбрости и героизма бойцов и командиров на славные подвиги”.
За участие в этой исторической битве Дмитрию Николаевичу Голосову было присвоено звание Героя Советского Союза. После этого генерал-майор Голосов командовал штурмом города и крупного железнодорожного узла Коростень, за что дивизия был награждена орденом Суворова 2-й степени, боями за Житомир, освобождением города Шепетовки. Но вскоре Дмитрий Николаевич сильно заболел и до мая 1944 г. находился в госпитале, а затем был направлен на учебу в Военную Академию им. К.Е.Ворошилова.
Дмитрий Николаевич награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды. Умер Дмитрий Николаевич в 19 ноября 1960 г. Именем Героя названы улицы, школа в Тольятти и на его родине в с. Русская Борковка Ставропольского района.

Источник материала: http://www.citytlt.ru/podrazd/archive/book/

Б орковский комдив

«П лацдарм» в Старом городе, где закрепились когда-то улицы, названные именами прославленных генералов Голосова и Карбышева, старожилы до сих пор называют Третьим поселком. Я и сам, признаться, путаюсь по старой памяти. Правда, теперь все реже.

К именам улиц привыкают как к данности. А имя уроженца Русской Борковки, Героя Советского Союза генерал-майора Дмитрия Голосова, о котором наш сегодняшний рассказ, - из тех редких данностей, к которым не просто привыкают - принимают сердцем. Раньше о таких людях ветераны, согнутые тяжестью воспоминаний, рассказывали с легким сердцем. Именно с легким, потому что биографии таких, как Голосов, не требовали ни прикрас, ни «купюр» и умолчаний. Зачем, если прожитая им жизнь, судя по отлежавшимся во времени воспоминаниям его родных, была хотя и трудной, но яркой и честной. Последнее, наверное, особенно ценно для нашего жесточайшего, пронизанного ложью и недомолвками века...

С емеро по лавкам

Т о, что Митя Голосов не станет баловнем судьбы, было ясно с самого начала. Не с чего - хотя вроде и обещала революция таким, как он, другую жизнь. Ту, за которую пытались воевать крестьяне двух Борковок, Русской и Мордовской, мечтая поделить землю графа Орлова-Давыдова. Хорошая, тучная была земля, похороненная уже в наше время автозаводом, промкомзоной и прочими застройками...

Е сли следовать летописям, первый раз за самовольную распашку нещадно высекли борковцев ровно 100 лет назад, в 1899 году. Второй - в 1903-м, как раз в год рождения будущего советского генерала. «На самовольную запашку вышло около 500 сох, - читаем в историко-экономическом очерке "Город Тольятти" (1975). - Правительство учинило еще более страшную расправу, чем в 1899 году. Семьдесят человек было изувечено, из них двадцать четыре умерло, в том числе в ставропольской тюрьме». Словом, было за что борковским пахарям не любить царизм. Поэтому-то, как вспоминают старожилы, в первую революцию и кинулась местная беднота жечь хутора, амбары с хлебом и «тащить скотину в разные стороны».

Н е знаю, как отразились те события на семье Голосовых, в которой, кроме Дмитрия, росли еще шестеро его братьев и сестер, - но им тоже жилось несладко. Сестра генерала Ольга Николаевна вспоминает, что были они «растакие бедняки - ну разве не побирались только». Глава семьи, Николай Яковлевич, зарабатывал на жизнь тем, что «гонял ямщину» - возил местного старосту, у которого было две своих лошади. Этим и жили. Пока в 1919 году и вовсе не потеряли кормильца: отец умер от тифа, оставив семью на старшую дочь Елизавету.

«Н ас вырастила сестра, - рассказывала Ольга Николаевна, которой в ту пору было шесть лет. - За эту сестру Митя прямо умирал: если, говорит, только Лизаньку обидите, то я вам такой наказ дам... Она умница была, через нас и замуж не пошла - а такие женихи ее сватали, больно уж хорошая была, красивая. Не пошла, не дала нам погибнуть. Одного брата два раза женила, и он опять девку взял -вот какие мы были умницы, сынанька...»

Умницей, по словам сестры, был и Дмитрий Николаевич. Гордятся им в семье, ясное дело. И радуются высокому полету

Д ети героя

Т рое их у Голосова. Старшая, Нина, с 1926->го, В 1934-м народилась Люся. А в 1937-м появился сын. Все трое живы. Все на пенсии, Нина Дмитриевна была замужем за военным. Сейчас живет в Москве. Одна: и муж, и сын умерли.
Л юдмилу Дмитриевну нам удалось разыскать совсем рядом, в Жигулевске, в старой четырехэтажке на улице Ленина. Как нашли - отдельная история. Казалось, дочь генерала и героя должен знать каждый - но ничего подобного. «Даже соседи не знают», -объяснила она. Не знают о ее существовании местные краеведы, не знают коренные ставропольчане, осевшие на том берегу. Да не то удивительно, что не знают - удивительно, что знать не хотят...

Н ам она открыла, услышав заветное: «генерал Голосов». Ожила. Усадила в кресла. Достала плюшевый фотоальбом. Вот Голосов на фронте, на фоне «виллиса», Вот в санатории в подмосковном Архангельском, в «компании» со сфинксом. А вот на севере, в Кеми, где он остался служить после разгрома гитлеровцев и куда забрал семью...

Кстати, войну Голосовы пережили в нашем Ставрополе: дети, мать и бабушка, мамина мама, «Помню, жили напротив нарсуда. Там нам квартиру дали», - рассказывала Людмила Дмитриевна. Нина заканчивала 10-й класс. Особенно врезалось в память, как встречали вернувшегося с войны отца: сколько народу тогда пришло на пристань - знали, помнили Голосова...

Е сть на фото и сын генерала Голосова -Владимир Дмитриевич, Он тоже пошел по военной линии: сейчас уже в отставке, давно и прочно обосновался в Минске. С ним связана одна семейная история, которую, в общем-то, и не скрывают. Да и что тут особенного - времена ведь не выбирают. Когда в 1937 году родился наследник, отец назвал его Адольфом, В честь большого в то время «друга» и «союзника», с которым Сталин намеревался поделить мир (я говорю о пресловутом пакте Молотова-Риббентропа). Так и записали в метрике: Адольф Голосов, Так и величали, пока, уже женившись, не переименовался он во Владимира. Можно представить, что пришлось пережить сыну славного боевого генерала из-за «стратегической» ошибки отца. «Во время войны брата все время дразнили: "Гитлер, Гитлер". Маленький еще тогда был», - вспоминает Людмила Дмитриевна.

И з Заполярья Голосова перевели в распоряжение штаба ПриВО, направили в саратовский Вольск - командовать военным училищем. Задачу поставили - порядок навести: не дело, когда жены офицеров, дабы прокормить семью, разводят коз и под покровом ночи торгуют молоком на пристани, Прекратилось это дело. Как говорится, строг был генерал. Но справедлив. И к чужим, и к своим, За примером не надо далеко ходить. По словам сестры Ольги Николаевны, преподавателям училища наказывал три шкуры драть с ее сына, собственного племянника-курсанта. Зато вышел из мальчишки толк. Кадровый офицер Александр Голосов четыре с половиной года отвоевал в Афгане, служил на полигоне Капустин Яр. Как и дядя, в отставку ушел генерал-майором...

У него не осталось друзей-ровесников - посчитайте, сколько прошло с 1903 года. Но, говорят, считали Митю Голосова человеком жестким. Рассказывали, как еще парнем гонял он по Борковке деревенских хулиганов -«люто ненавидел бандюг».

У дочери Людмилы свое восприятие: «Папа был добрый». Устроившись в самарской квартире - на улице Горького, окнами на Волгу - забрал внучку и воспитывал до самой своей смерти в 1960-м. Звал в свое время и ее: после того как полюбил другую женщину и оставил семью. «Мама у нас виновата в этом», - считает дочь, полностью оправдывая «мягкого» отца. Признается, что с радостью уехала бы к отцу, если б не мать, Александра Маркеловна...
А сына Людмила Дмитриевна назвала Димой, в честь деда. По всему чувствуется: память об отце крепко держит ее на этой земле. Да еще дети и внуки. Вот уже много лет все силы этой женщины уходят на борьбу с тяжелой формой гипертонии. Болезни унаследованной, как считает она: «Папа от нее умер». (Родные вспоминают, что в Самаре, куда уже разбитый недугом Голосов попросил перевести его под конец жизни -«на родине умереть хочу» - ни шагу не мог сделать бывший пехотный генерал без табуретки.) А после паралича Людмила Дмитриевна и вовсе потеряла связь с миром: по квартире-то едва передвигается, не то что к подъезду выйти. Может, поэтому и не знают ее в Жигулевске. Не афиширует, не козыряет генеральская дочь именем и заслугами отца: «Папа это не поощрял».
П оследний раз она виделась с отцом у постели умиравшей в Портбольнице тети Лизы.

А когда он ушел, оставалось только благодарить добрых людей за то, что не забыли отца. Да и ее вспоминают хоть изредка. Как раз четверть века назад возили дочь Голосова на открытие памятника Дмитрию Николаевичу. Приглашали и в школу, которой присвоили имя папы. И улицу показывали. Красивая улица.

А теперь у нее одна мечта - попросить зятя, чтоб на День Победы свозил< ее в Борковку, к памятнику, Тетю Олю, у которой до самой смерти не было телефона, она так и не повидала.

С трашно дорогая звезда

В армию Митю взяли в 1926 году. Мог бы бронью воспользоваться (как-никак мать и сестры младшие на попечении), но он рассудил иначе. Сам пошел в военкомат. Путь его в рядах непобедимой и легендарной прописан довольно внятно, хотя и без подробностей. «С первых дней службы в армии Голосов проявил добросовестность и старание, - читаем в одном из томов сборника" Подвиг во имя родины" (Куйбышев. 1965). - Его зачислили в полковую школу, после окончания которой он стал командиром отделения, а вскоре помощником командира взвода...» От демобилизации парень отказался. Вступив в партию и отучившись в Ульяновском пехотном училище, к началу войны подающий надежды красный командир дослужился до комполка.

В каких довоенных кампаниях участвовали подразделения, которыми командовал Дмитрий Николаевич, можно только догадываться. Но в так называемом присоединении Бессарабии с Буковиной к Советской России, видимо, поучаствовал. И задержался там до самого «вероломного нападения» гитлеровцев. «Отечественная война застала коммуниста в должности командира стрелкового полка в районе местечка Скуляны, в Молдавии, в пятидесяти километрах севернее города Яссы, на пограничной с Румынией реке Прут. Около двух недель полк Голосова удерживал пограничную полосу от многочисленных атак вражеской пехоты. Затем воинам пришлось вести тяжелые оборонительные бои на юге Украины и отступать к Донбассу».

П о свидетельствам куйбышевских биографов, на почти тысячекилометровом скорбном пути полку удалось не только выйти из всех передряг (о потерях не сообщается), но и изрядно потрепать ряды противника. В качестве примера приводится наголову разбитый батальон итальянского экспедиционного корпуса под Горловкой. За время отступления Голосов проявил себя как талантливый и находчивый полководец - не зря же ему в конце 1941 года было поручено сформировать и возглавить дивизию, которую уже весной 1942-го бросили на Брянский фронт, А точнее - оборонять железнодорожную станцию Русский Брод на линии Орел-Ливны. Затем дивизия под командованием Голосова воевала на одном из самых напряженных участков Курской дуги - на Орловско-Курском направлении в составе войск Центрального фронта. О том, какие сложные «задачки» пришлось решать нашему земляку, тоже упоминается в «Подвиге...», Комдив «хорошо понимал, что гитлеровское командование предпримет здесь большое наступление. Поэтому по его указанию был создан глубоко эшелонированный оборонительный рубеж». По сути, генерал уберег дивизию от полного разгрома. Уже после, получив пополнение, ее бросили в самый центр дуги, в распоряжение армии генерала Черняховского, решавшей особые задачи, И хотя имя Голосова не вошло в официальную историю Курской битвы, изданную «Наукой» в 1970 году, - уж мы-то понимаем: время расставит все по местам.

В прочем, не этим прославился наш генерал. Не за это получил он звание Героя Советского Союза. «Героя» Голосову дали за форсирование Днепра. Освободив города Конотоп (именно за это дивизии присвоили почетное название Конотопской и Нежин (орден Красного Знамени), дивизия Голосова гнала гитлеровцев до Днепра. Те, кто еще помнит историю войны, знают, что это была за переправа. Поговаривали, что каждый, кто под жутким обстрелом возьмет рубеж, с которым и в мирное-то время совладает не каждая гоголевская птица, непременно получит Звезду. Но надо ли объяснять, что не Звезды манили сухопутного комдива и его пехотинцев, сумевших после 15-дневной битвы пере правиться и закрепиться на казавшемся недосягаемым правом берегу...

В представлении, подписанном командиром 77-го стрелкового корпуса,сказано: «Генерал-майор Голосов... в самые ответственные моменты лично находился на решающих участках боя, воодушевляя личным примером храбрости и героизма бойцов и командиров на славные подвиги».

П одвигов было немало: не зря в «иконостасе» Голосова два ордена Ленина, два - Красного Знамени, ордена Суворова второй степени и Богдана Хмельницкого. И медали. А «в нагрузку» - три ранения и две контузии. В мае 1944 года генерал попадает в госпиталь. Оттуда - в академию имени Ворошилова. И снова на фронт, теперь уже на Карельский - командиром корпуса. До самой победы...

Т ак что не только за сестру Лизавету «умирал» Митя Голосов. За всех нас умирал.

Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая Родину. Один из них - Леня Голиков.

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».

Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

Николай Францевич Гастелло, подвиг которого будет описан в данной статье, родился в 1907 году в городе Москва, а погиб в 1941-м. В данном обзоре будет сделана попытка кратко рассказать о самых значимых моментах жизни советского героя.

Кем были родители известного летчика?

Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло - Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.

Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русский немец. Родился в деревне Плужины. Когда начался 1900 год, прибыл искать работу в Москву, где стал трудиться на Казанской железной дороге в литейных мастерских. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русского происхождения, работала белошвейкой.

Так почему же Николай Гастелло подвиг совершил? Может, ответ в его биографии? Следует кратко рассмотреть жизненный путь Николая.

Юность Гастелло

С 1914 по 1918 год Николай обучался в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 года вынудил родителей на время переправить его из Москвы, поэтому вместе с группой школьников-москвичей он был отправлен в Башкирию.

В 1919 году Николай вернулся назад в Москву, где опять поступил в школу. Работать Николай принялся в 1923 году, стал учеником столяра. Позже, в 1924 году, семейство Гастелло переехало в город Муром, где молодой Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе им. Дзержинского, на котором трудился также и его отец. Параллельно с работой он окончил школу (в сегодняшнее время школа существует под номером 33). В 1928 году поступил в ВКП. В 1930-м члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай начал трудиться в первом государственном машиностроительном заводе им. 1-го Мая. Николай проживал в поселке Хлебниково с 1930 по 1932 год.

Служба в Красной Армии

В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную армию. И вследствие этого был направлен на обучение в авиационную школу летчиков в городе Луганск. Обучение проходило с мая 1932 по декабрь 1933 года.

Служил он в восемьдесят второй тяжелобомбардировочной эскадрилье двадцать первой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, база которой была в городе Ростов-на-Дону, по 1938 год. Там он начал летать летчиком с правой стороны на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно управлял самолетом. Мог ли он подумать, что его в будущем совершенный подвиг - подвиг летчика Гастелло - навсегда останется в истории России?

Первые сражения Гастелло

Вследствие перестройки части, в 1938 году, Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939-м, в мае, он стал командиром, а примерно спустя год - заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в сражениях на Халхин-Голе, вместе со сто пятидесятым быстрым бомбардировочным авиационным полком, которому была подчинена эскадрилья первого ТБАП. Также был участником в советской финской битве и принимал участие в процедуре по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по июль 1940 года. Ближе к зиме этого же года авиационная часть переберется в Великие Луки, к западным границам, а потом в авиагородок близ Смоленска. А в 1940 году Николай был удостоен звания капитана. В 1941 году, весной, Николай прошел надлежащую переподготовку и получил в распоряжение самолет ДБ-3Ф. Тогда он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи этой же части.

Крушение

В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно -Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена.

Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.

По словам Воробьева и Рыбаса

26 июня 1941 года вылетел состав во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в роли штурмана с ним полетел лейтенант Анатолий Рыбас. Как звали еще 2-х членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был подстрелен. Со слов Воробьева и Рыбаса, горящая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне из близко находящейся деревни Декшняны вытащили мертвые тела летчиков из самолета, обернули трупы в парашюты и захоронили их около места крушения бомбардировщика.

Узнали все

В скором времени подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, 5 июля, вечером в сводке Советского информбюро первый раз было упомянуто о поступке Николая. Обозреватели П. Павленко, П. Крылов написали в кратчайшие сроки статью «Капитан Гастелло», которая была выпущена в газете под названием «Правда» утром 10 июля.

На рассвете 6 июля на различных площадках фронта летчики встретились у репродукторов. Информацию передавала московская радиостанция, голос диктора казался очень знакомым - тотчас всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор прочитал короткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Множество людей на различных участках фронта повторили за диктором имя героя - капитана Гастелло.

Воспоминания

Еще задолго до войны, когда Гастелло совместно с отцом трудился на московском заводе, о Николае рассказывали, что, куда бы его не назначали, на какую бы работу не отправляли, повсюду он подавал пример и был образцом трудолюбия, стойкости и преданности делу. Это был человек, накапливавший силы на крупное дело.

Когда он стал боевым летчиком, это немедленно же оправдалось. Он не был знаменитостью, но стремительно шагал к популярности. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, должен был совершить. Почему? Да потому что человек он был такой! Каждый его день проходил в стремлении сделать что-то для своей Родины, каждый день службы был подвигом.

В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, доты и мосты, в Бессарабии выкидывал наши парашютные десанты, которые должны были воспрепятствовать разграблению государства. В дни Великой Отечественной войны Николай Францевич - главнокомандующий своей эскадрильей -- крушил фашистские танковые колонны, разбивал в пух и прах боевые объекты, в щепку сокрушал мосты. Уже тогда о капитане Гастелло распространялась известность в летных частях.

Поступок, ставший историческим

Финальный подвиг Гастелло не позабудется никогда в жизни. 3 июля под своим командованием капитан Николай Францевич воевал в воздухе. Отдаленно, внизу, на земле, тоже шло сражение. Моторизованные части неприятеля пробивались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации удерживали и стопорили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не выпускал из виду и бой наземный.

В ходе битвы снаряд противника разносит бензобак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, по сути, безвыходная.

Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, к земле, к противникам летит, как огненная комета, его самолета. Огонь уже около летчика. Но земля уже близко. Глазам Гастелло горячо от пламени, но он не закрывает их, а опаленные руки по-прежнему тверды. Погибающий самолет еще повинуется рукам умирающего пилота.

Самолет Гастелло вклинивается в скопление цистерн и машин, и громоподобный взрыв с продолжительными раскатами сотрясает воздух битвы: взрываются цистерны противника. Таким образом завершается его жизнь - не позорным пленом, не крушением, а подвигом!

Дата, вошедшая в историю

Мы всегда помнили и будем помнить, как звали героя - капитан Николай Гастелло. Подвиг, который он совершил, лишил его семью сына и мужа, но подарил Родине героя и шанс победить.

В памяти навечно останется поступок человека, который принял свою смерть, сделав ее смертоносным оружием. Это событие произошло 3 июля, хотя утверждать об этом безоговорочно нельзя. Но именно 3 июля - дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, это число было названо в сообщении Совинформбюро, которое транслировалось 5 июля из репродукторов. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался в качестве примера в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих главных и знаменитых образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в анналах Великой Отечественной войны, а также широко использовался в качестве примера при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, причем как в период самой битвы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенное время, вплоть до развала СССР.

Звание, полученное посмертно

В конце июля 1942 года командиру двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка было присвоено звание Герой Советского Союза. Посмертно, к сожалению Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках, был представлен к такому званию.

Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навсегда включен в список одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому и экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г. Н., Калинин А. А., Бурденюк А. А., долгий период времени находился в тени своего знаменитого капитана. Но все-таки награды был удостоен не только Н. Гастелло. Подвиг был совершен и его командой. В 1958 году все погибшие члены экипажа были удостоены орденов Отечественной войны I степени. Посмертно.

«Гастелловцы» - летчики совершившие «огненный таран»

Стараниями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых прославленных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя - знаменитой. «Гастелловцами» стали нарекать тех летчиков, кто повторил подвиг Николая. Так кто повторил подвиг Гастелло?

В общей сложности за момент войны 1941-1945 гг. было произведено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолетом самолета. Пятьсот шесть таранов самолетом наземной цели, шестнадцать морских таранов, к этому числу можно отнести и тараны морскими летчиками надводных и береговых мишеней врага, сто шестьдесят танковых таранов.

Имеются разные данные о количестве таранов

Необходимо подметить, что в источниках наблюдается определенное разночтение по поводу численности таранных атак. К примеру, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается только о четырнадцати морских и лишь о пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолетом наземной мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.

А. Д. Зайцев в собственной книжке «Оружие сильных духом» описывает численность воздушных таранов в количестве больше чем шестьсот двадцать. Помимо этого, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах врага обозначено еще больше двадцати таранов, которые произвели советские летчики, повторившие подвиг Гастелло. Летчики до данного момента не идентифицированы».

Нет согласованности и в оценке численности собственно «огненных таранов». К примеру, в собственном произведении «Камикадзе: пилоты - смертники» отмечает количество таких столкновений, произведенных советскими пилотами с 1941 по 1945 год, «примерно триста пятьдесят».

В окончании этого пункта

Необходимо также заметить, что советские пилоты таранили противника много раз. Следует хотя бы примерно перечислить основные цифры, вошедшие в историческую хронику военных лет. Тридцать четыре летчика использовали воздушный таран 2 раза, 4 летчика - Николай Терехин, Леонид Хлобыстов - 3 раза, а Борис Ковзан - 4 раза. Это те, кто повторил подвиг Гастелло, поставив себе цель - любой ценой, пусть это цена - собственная жизнь, спасти Родину и подарить свободное будущее другим людям. Наш малый вклад в это - хранить память о тех, благодаря которым сейчас такая жизнь есть у нас!