Публикации раздела Литература
Первые детские журналы
Д етские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы. Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию - на их дидактических публикациях росло поколение будущих советских граждан. Вместе с порталом «Культура.РФ» листаем архивные подшивки и знакомимся с главными детскими героями довоенной эпохи.
«Северное сияние» (1919–1920)
Обложка журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.
Стрница журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.
Максим Горький. Фотография: citaty.mira5.com
Журнал «Северное сияние», детище Максима Горького, был самым первым советским изданием для детей от 9 до 12 лет. Материалы в нем допускались исключительно идеологически верные. Например, «Северное сияние» публиковало очерки о боевых буднях рудокопов в Средней Азии; стихотворение «Завоеванные дворцы» - о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; антирелигиозный рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны.
Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. Несмотря на это, «Северное сияние» достаточно быстро завоевало свою аудиторию, и в 1920 году журнал выходил тиражом в почти 1500 экземпляров. Однако это не спасло его от закрытия: в период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.
«Новый Робинзон» (1923–1925)
Обложка журнала «Новый Робинзон», №12, 1924 г. Фотография: violity.ru
Обложка журнала «Новый Робинзон», №8, 1926 г. Фотография: violity.ru
Страница журнала «Новый Робинзон». Фотография: expositions.nlr.ru
Самуил Маршак. Фотография: polit.ru
Этот легендарный советский журнал первоначально выходил под названием «Воробей», но такое название издатели посчитали слишком легкомысленным. Новое, более серьезное, журнал получил в 1924 году и прославился именно с ним.
«Новый Робинзон» издавался на базе ленинградской студии детской литературы, которой руководил Самуил Маршак . Знаменитый детский поэт привлек в журнал молодых и талантливых литераторов, которые впоследствии стали классиками детской книги: Виталия Бианки, Бориса Житкова, Евгения Шварца .
Тексты в «Новом Робинзоне» были менее ангажированы, чем в «Северном cиянии». Редакция под руководством Маршака понимала, что дети нуждаются в веселом и интересном издании. Поэтому журнал публиковал научно-популярные очерки, рассказы о природе, юмористические стихи и заметки. Давал он слово и самим молодым читателям: публиковал письма «деткоров», то есть «детских корреспондентов» об их жизни и увлечениях, а также отзывы на сам журнал. Смелый дизайн «Нового Робинзона» был под стать эпохе нэпа и складывался под влиянием конструктивизма в живописи: яркие цветовые сочетания, игра форм, шрифтов и эксперименты с композицией.
Журнал закрылся в 1925 году после очередной волны критики со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей за «свободный нрав».
«Ёж» (1928–1935)
Обложка журнала «Еж», №9, 1928 г. Фотография: expositions.nlr
Обложка журнала «Еж», №1, 1928 г. Фотография: expositions.nlr
Фрагмент журнала «Еж». Фотография: expositions.nlr
Фрагмент журнала «Еж». Фотография: d-harms.ru
Журнал «Ёж» - в расшифровке «ежемесячный журнал» - был еще одним ярким проектом Самуила Маршака и неофициальным наследником «Нового Робинзона». В «Еже» творили поэты-обэриуты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс , Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Оформляли «Ёж» знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов и Николай Радлов. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.
В первые годы журнал фокусировался не на идеологическом воспитании детей, а на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».
Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.
«Чиж» (1930–1941)
Обложка журнала «Чиж», №3, 1938 г. Фотография: expositions.nlr.ru
Фрагмент журнала «Чиж», №3, 1932 г. Фотография: expositions.nlr.ru
Евгений Шварц. Фотография: bel.kp.ru
Николай Олейников. Фотография: polit.ru
«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц, стараясь сохранить политику «Ежа», много внимания уделяли публикации неидеологических стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов.
Целевой аудиторией «Чижа» были дошкольники, поэтому журнал был богат на многообразные иллюстрации и малые литературные жанры, а также игровые тексты вроде писем от имени «толстяка-помидора» и «прямой моркови», которые мечтают попасть в суп к детворе. В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам. В «Чиже» выходили работы выдающегося книжного иллюстратора Владимира Конашевича, который прославился как автор классического оформления книг Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.
«Чиж» унаследовал дух свободы творчества обэриутов, они общались с детьми не с позиций пролетарского воспитания, а на равных, как с маленькими друзьями. Редакции тем не менее не удалось избежать партийного влияния - поэтому на страницах «Чижа» возникали политизированные материалы вроде сказки о маленьком Володе Ульянове или комикса о том, как Ленин приехал из-за границы и совершил революцию.
Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.
«Пионер» (1924 – по настоящее время)
Обложка журнала «Пионер», №1, 1967 г. Фотография: bibliograph.ru
Фрагмент журнала «Пионер», 1925 г. Фотография: wordpress.com
Корней Чуковский. Фотография: bibliograph.ru
Константин Паустовский. Фотография: paustovskiy.od.ua
Этот журнал был напрямую адресован истинному советскому ребенку - пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на тенденциозность своего названия, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи - Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский , Лев Кассиль, Вениамин Каверин, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.
Издание полностью соответствовало запросам эпохи: редакция отдавала предпочтение соцреалистическим текстам. В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова , «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и многие другие произведения. Эта тенденция касалась и оформления издания: в журнале не было необычных авангардных иллюстраций - только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из стран соцлагеря, героические комсомольцы и участники Гражданской войны.
«Мурзилка» (1924 – по настоящее время)
Обложка журнала «Мурзилка», №6, 1994 г. Фотография из архива Национальной электронной детской библиотеки.
В «Мурзилке» всегда было много занимательных игр, легких инструкций по созданию игрушек и поделок. Как журнал для самых маленьких - тех, кто только учился читать, - «Мурзилка» был щедро иллюстрирован мастерами эпохи: Василием Ватагиным, Борисом Дехтеревым, Николаем Радловым и другими. Их работы отличались уникальностью авторских стилей, поэтому оформление журнала было весьма разнообразным. Рядом с карикатурными иллюстрациями стишков располагались реалистичные изображения растений и животных, игривые наброски хулиганов соседствовали с подробным детскими портретами.
Первые выпуски были насыщены и художественными текстами, соответствующими времени. Например, в первом номере «Мурзилки» был опубликован рассказ «Ванюшкино счастье» о вечно голодном и несчастном мальчике Ване, у которого слишком много работала мама. Помочь Ване решили дети из детского дома: они взяли его к себе, и зажил мальчик счастливо.
Много статей было посвящено советским героям - летчикам и морякам, часть материалов воспевала счастливую жизнь октябрят, которые мечтали поскорее вырасти и стать настоящими коммунистами.
В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Выглядел он совсем не так, как теперешний. К тому же популярность его и маленьких лесных человечков была настолько велика, что на базе популярного тогда журнала для маленьких « Задушевное слово» была выпущена в 1908 году газета царства малюток под названием « Журнал Мурзилки»:
А вот и стихотворный портрет Мурзилки-эльфа, опубликованный в 1908 году в этой газете:
Стук, стук, стук в стекло… Отворил окошко,
Вижу – вдруг влетает очень странный гость.
Ростом с ноготочек, юркий тонконожка
И в своей ручонке крепко держит трость…
Был тот гость во фраке с фалдами-концами,
В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,
в сапогах изящных с длинными носками
И похож глазами был на стрекозу…
Мурзилка! – это имя стало находкой и утвердилось и за героем, и за новым журналом. И в 1924 году вышел в свет самый первый номер журнала « Мурзилка»
Но на этом, судя по всему, сомнения редколлегии в правильности выбора героя журнала не кончились, так как в книге Мурзилка был всё-таки человечком или гномом, а в журнале пришлось ему стать беленькой собачкой и путешествовать вместе с другом и хозяином – мальчиком Петей:
Он дружил с пионерами, знался с беспризорниками, едва не был зарезан одним доктором ради нужд медицины, ночевал в клетке с белым медведем, летал на воздушном шаре, жил при пожарной части…
Однако и в таком обличии Мурзилка не очень нравился писателям, художникам, да и самим детям, и герой всё реже и реже стал появляться на страницах, а потом и совсем исчез. А без героя детскому журналу скучно.
И тогда редакция попросила знаменитого художника Аминадава Каневского создать образ Мурзилки. Было это в 1937 году:
Мало кто знает, что своим существованием журнал обязан канадскому художнику и писателю Палмеру Коксу. В конце XIX он выпустил цикл стихотворений про маленький народ «брауни». А чуть позже русская писательница Анна Хвольсон, вдохновившись произведениями Кокса, создала свою серию рассказов, где главным героем выступал Мурзилка – маленький человечек во фраке и с моноклем.
В 1908 году его популярность была довольной большой, и редакторы издания «Задушевное слово» стали выпускать приложение – газету «Журнал Мурзилки».
В двадцатые годы это издание превратилось в самостоятельный журнал, но пришлось отказаться от «буржуазного» образа главного героя. Мурзилка превратился в обычного щенка с добродушной улыбкой, живущего с Петей и постигающего мир. Он летал на воздушном шаре, путешествовал с пионерами, спал в одной клетке с белым медведем и пр.
В тридцатые годы благодаря художнику Аминадаву Каневскому Мурзилка обрел образ, в котором он дошел до наших дней, хотя несколько видоизмененном – желтый щенок в красном берете, полосатом шарфе, с почтальонской сумкой и фотоаппаратом.
В конце тридцатых Мурзилка исчез со страниц издания и появился только в военные годы в виде . Журнал призывал помогать военному делу, рассказывал о подвигах и многом другом. Когда война закончилась – привычный желтый щенок вновь вернулся. В это время на страницах издания стали печатать С. Маршака, С. Михалкова, В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Е. Шварца и др.
В период оттепели тираж журнала вырос до сумасшедших цифр – выпускали около пяти миллионов экземпляров. Вместе с этим появилась талантливых авторов – А. Барто, В. Драгунский, Ю. Казаков, А. Некрасов, В. Астафьев и др. Кроме того, в журнале стал появляться познавательный материал – рубрика «Наши любимые художники», раздел о путешествиях «Вслед за солнышком» и пр.
В семидесятые стали выходить тематические номера, посвященные рекам, сказкам и другим направлениям. Также стали появляться произведения зарубежных авторов - Отфрида Пройслера, Дональда Биссетга, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.
Во время перестройки журналам стал руководить грамотный редактор - Татьяна Филипповна Андросенко. Именно благодаря ей издание не кануло в безызвестность. Тираж упал, типографии отказывались его печатать, но все эти проблемы были решены. Даже стали появляться новые авторы.
В настоящее время «Мурзилка» - современное глянцевое издание, которое не отступило от своих традиций – поиск новых молодых талантливых авторов, высокое качество продукции, познавательные и развлекательные материалы для младших школьников.
" - популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет .
В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.
Современный "Мурзилка" насыщен интересными, познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.
Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова "Галерея искусств Мурзилки". "Галерея" знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.
Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и "Школа безопасности", и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение "Головоломки, игры, затеи".
Интересны не только детям, но всей семье "Мурзилкины советы", "Приключения Мурзилки", самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.
Редакция получает много писем от учителей и родителей, в которых они сообщают о том, что журнал «Мурзилка» стал для них другом и помощником, отмечают разносторонность журнала, одобряют наличие интересной и полезной информации, знаний, которые расширяют школьные программы. Знакомый Вам с детства журнал «Мурзилка» вот уже более 83 лет радует читателей своим существованием. С тех пор, как Вы в последний раз держали его в руках, журнал сильно изменился. И мы хотим представить о нем более свежую информацию.
Назван он по имени сказочного существа - желтого и пушистого Мурзилки. Сегодня Мурзилка живет на страницах журнала таким, каким нарисовал его в 1937 году известный художник Аминадав Моисеевич Каневский.
Основой журнала является художественная литература. Она выполняет главную задачу - воспитывает в ребенке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. В годы, когда наша страна переживала дефицит книг для детей, «Мурзилка» был связующим звеном между читателем и детской литературой. Многим детям, живущим на периферии или в других странах, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе, а также знакомит с новыми произведениями современных авторов.
«Мурзилка» тесно связан с жизнью и интересами юных читателей и очень живо на них откликается. Именно поэтому журнал также необходим и взрослым, в их работе с детьми - учителям, воспитателям, библиотекарям, родителям. Для этого в журнале содержатся разнообразные материалы.
Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка читателей служат рубрики «Прогулки со словами» и «Поиграем в слова». В них публикуются: сказки, стихи, скороговорки, которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. В этих рубриках содержатся занимательные вопросы, задания, конкурсы, что особенно привлекает читателей и побуждает их к активной деятельности.
В рубриках «Веселая математика», «Зеленый мир» в занимательной, а часто и в стихотворной форме даются непростые задачи, задания, которые привлекают внимание читателей, их старших братьев, сестер и родителей.
Больше 15 лет ведется в журнале рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, с репродукциями картин, являющихся шедеврами отечественной и мировой живописи. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей.
Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях, о знаменитых путешественниках далекого прошлого и нашего времени; постоянно освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях.
Большое внимание уделяет полезному проведению досуга. В каждом номере даются разнообразные самоделки.
Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания. Вкладки можно вырезать, кроссворды собирать в отдельные книжечки, вынимать из журнала репродукции картин.
В последние годы журнал видоизменился: каждый номер имеет отдельные приложения, аккуратно скрепленные в середине журнала. Приложения разные: «Галерея искусств Мурзилки», настольные игры, раскраски, самоделки, наклейки, выкройки, постеры и др. Подписаться на журнал можно с любого номера.
Кроме того, редакция журнала постоянно напрямую общается со своими читателями: организует для них встречи с коллективом редакции, авторами «Мурзилки»: писателями и художниками; устраивает художественные выставки.
Выставка представляет собой подборку более ста пятидесяти работ художников, сотрудничавших с журналом в разные годы. Это: К. Ротов, А. Каневский, А. Брей, Ю. Пименов, В. Сутеев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Ю. Коровин, В. Курдов, В. Лебедев, Ф. Лемкуль, Т. Маврина, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Фаворский, Е. Рачёв, М. Митурич, Г. Макавеева, Ю. Копейко, В. Чижиков, В. Лосин, Л. Токмаков, А. Соколов, В. Дмитрюк и др. Выставка уже побывала во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья и может, по желанию приглашающей стороны, перемещаться в любой пункт назначения, где будет проявлен к ней интерес.
В АРХИВЕ НОМЕРОВ можно почитать материалы из журнала за 2005-2009 годы
«Мурзилка» − это детский журнал с самой длинной историей. Несколько поколений росли на произведениях известных писателей. В советские времена сложно было найти родителей, которые не выписывали это издание для своих детей.
Немного из истории
Первый номер журнала увидел свет в мае 1924 года. Он предназначался для ребят от 6 до 12 лет. Но увлекательное издание покорило даже взрослых, которые с удовольствием перечитывали странички со своими детьми.
На страницах журнала можно было прочесть произведения лучших детских авторов. Среди них Агния Барто, Корней Чуковский, Самуил Маршак.
Каждый номер был познавательным и поучительным. Иногда раскрывались очень серьезные темы, такие как "Покорение космоса" и "Строительство Днепровской гидроэлектростанции".
Яркие картинки и увлекательные сюжеты прививали детям самые лучшие качества, помогали познавать мир и развиваться.
«Мурзилка» − это журнал, который занесен в книгу рекордов Гиннеса благодаря самому длительному сроку издания.
Цель журнала
Основной целью создания журнала была просветительско-образовательная миссия.
Обучение детей происходит эффективней при помощи увлекательной литературы. Современный детский журнал «Мурзилка» является прекрасной возможностью познания мира и изучения школьной программы в игровой форме. Кроме могут познакомиться с творчеством популярных авторов и молодых начинающих писателей.
Вся информация предоставляется интересно и весело, поэтому дети с удовольствием перечитывают страницы каждого издания и с нетерпением ждут выхода очередного номера.
Сказочное существо желтый и пушистый Мурзилка появился в 1937 году при помощи художника Аминадава Моисеевича Каневского, и до сих пор с ним можно встретиться в каждом номере. Он уводит ребят в мир приключений и невероятных историй, учит, веселит, заставляет задуматься.
Основные рубрики
«Мурзилка» − это журнал, помогающий развитию и образованию детей. Постоянные рубрики позволяют закрепить школьную программу и получить более углубленные знания.
- «Прогулки со словами» дают возможность освоить грамматику, повысить словарный запас и научиться излагать свои мысли.
- «Красная книга Мурзилки» познакомит ребят с необъятным миром флоры и фауны.
- «Школа безопасности» дает навыки применения домашней бытовой техники, помогает обезопасить себя при пользовании газом и электричеством. С помощью этой рубрики дети учатся правильно вести себя в необычных и экстренных ситуациях.
- «Идем в музей» и «Художественная галерея» прививают любовь к искусству, знакомят с мировыми и отечественными шедеврами.
Таким образом, дети получают много дополнительной информации, повышающей их знания и интеллект. Кроме этого, детский «Мурзилка» предлагает прочесть произведения лучших писателей и поэтов современности.
Для увлекательного досуга есть детские анекдоты и считалки, игры и раскраски, ребусы и головоломки. А любителей творческого досуга ждут конструкции самоделок.
Почему стоит оформить подписку
Детский журнал «Мурзилка» обладает массой достоинств.
![](https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/29236/665193.jpg)
Журнал «Мурзилка» − это верный выбор заботливых родителей. Он позволит узнать много нового и повысить интеллект, воспитать чуткость и отзывчивость, научиться хорошим манерам, общению со сверстниками и взрослыми. Проводить свободное время за чтением - это прекрасная привычка, способствующая гармоничному развитию человека.