Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья. Формирование дружеских отношений у детей консультация (средняя группа) на тему Развитие игровой деятельности

Мамчур Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Пермский край, город Соликамск
Наименование материала: реферат
Тема: Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Формирование положительных взаимоотношений

детей среднего дошкольного возраста через

сюжетно-ролевую игру


Составила: Мамчур Ю.С., воспитатель Соликамск,2015

Введение

Параграф 1.
Понятие, уровни и особенности формирования взаимоотношений
Параграф 2.
Понятие, значение и особенности организации сюжетно-ролевой игры детей 4 – 5 лет
Параграф 3.
Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста
Заключение

Библиографический список

Приложение
2

Введение
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер. Немаловажную роль играют личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Но, к сожалению, отношения детей в средней группе детского сада не всегда складываются благополучно. Для создания благоприятных отношений в группе должна быть создана развивающая среда. При создании предметно-развивающей среды для сюжетных игр детей важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы. Поэтому игровая среда должна быть гибкой, видоизменяющейся, в нее постоянно вносятся изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей. 3
Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное настроение часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе. 4
Параграф 1
.
Понятие, уровни и особенности формирования взаимоотношений.
Взаимоотношение
- это отношение, идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность. Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Исследования отечественных психологов И. А. Аржановой, В. А. Горбачевой, Е. И. Кульчицкой показывают, что при целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Педагогические и психологические исследования доказывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. 5
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них, зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни, являются; существенные изменения во взаимоотношениях с окружающими, появившиеся в связи с потребностью в самостоятельных действиях, с более осознанным нравственным поведением, активностью, развивающейся способностью к подражанию и своеобразному отображению окружающей действительности в игре, с повышением уровня развития социальных мотивов, познавательных, главным образом игровых, интере сов, нравственных чувств, речи, воли, навыков и привычек. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношения - личностные отношения индивидуумов между собой, возникающие в совместной деятельности, а взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. Общение жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о 6
своих возможностях и способностях. Такая потребность проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом. Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на четвертом-пятом году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает, непрочность, конфликтность контактов между детьми этого возраста. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослому и сверстникам. На формы и способы взаимоотношений в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим людям. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Они оказывают значительное влияние и на характер взаимоотношений между детьми. Пятилетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе 7
слова, наглядного примера. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов. Накопление опыта самостоятельного поведения обеспечивает установление между детьми взаимной помощи, сотрудничества как главных компонентов положительных взаимоотношений. В процессе формирования взаимоотношений следует сообщать детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовывать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других. При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию социальной значимости и мотивов игры. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни все еще отличаются значительной неустойчивостью. В связи с этим основной задачей работы в группе пятого года жизни будет формирование устойчивости положительных взаимоотношений. Цель обучения - расширение кругозора детей, укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущей группе, работа направляется на усиление и 8
углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности. Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду, прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь, проявить внимание к сверстнику, заботу о нем. При этом следует учитывать широкий круг общения детей, ситуативность и кратковременность их взаимоотношений. На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным. Однако чаще всего игровые группировки состоят из двух-трех, реже четырех детей. К концу пятого года жизни под влиянием целенаправленной работы дети могут устанавливать взаимоотношения в группе, состоящей из пяти - семи, а иногда десяти человек. Как правило, это коллективы, основанные на принципах взаимоответственности, взаимной требовательно сти, взаимопомощи. В этих коллективах есть общая цель, распределение обязанностей, что позволяет отношения детей в них считать как начальную ступень коллективных отношений. В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе опытные воспитатели стараются обогащать знания детей, развивать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них. Общественные представления у детей они формируют в ходе экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы, "рассматривания картин, организуя беседы с интересными людьми (строителями, моряками, шоферами), создавая оптимальные условия развития совместных игр (подбор игрушек и др.). Иногда более 9
результативным является непосредственное руководство творческими играми детей. Итак, в работе по формированию положительных взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни главным является совершенствование педагогического процесса в целом и отдельных его компонентов: обучения, воспитания, организации жизни и деятельности детей, установление связей между различными занятиями, а также между обучением и игрой. (11;52). Формирование положительных взаимоотношений осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений. Которые проявляются прежде всего в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п. Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недостаточно развитые качества для положительных взаимоотношений. На основе приведенных материалов можно сделать вывод; что, хотя взаимоотношения детей от трех до пяти лет претерпевают некоторую своеобразную эволюцию, необходимость активного воздействия педагога на их развитие все более возрастает. Кроме того, педагогу надо помнить о значительном влиянии опыта семейного воспитания, стиля взаимоотношений в семье на поведение ребенка в коллективе сверстников, что в свою очередь обязывает воспитателей устанавливать тесные контакты и преемственность в работе детского сада и семьи. 10
Параграф 2. Понятие, значение и особенности организации сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.

Сюжетно-ролевая игра - (согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.) ведущая деятельность дошкольного возраста. Она представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец), и педагогов (Р.И. Жуковская,Д.В.Меджерицкая,А.П.Усова, Н.Я.Михайленко). В сборнике «Аттестация и государственная аккредитация ДОУ» в разделе «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» говорится о том, что сотрудники ДОУ способствуют развитию у детей сюжетно-ролевых игр, умению общаться в процессе игры, устанавливать дружеские отношения, предоставляют возможность выбора в процессе игры. Р.И. Жуковская рассматривает возможности сюжетно-ролевой игры для становления взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и использует для этой цели игры-занятия, на которых внимание детей сосредотачивается на доступных их пониманию жизненных явлениях, что помогает формировать культуру поведения и нравственные чувства. В.Г. Нечаева показывает, что средством формирования взаимоотношений между детьми являются правила, регулирующие поведение детей в окружении сверстников. Автор продолжает линию 11
исследований, в которых изучалась роль правил в воспитании дошкольников (Е.Ю. Демурова, В.А. Горбачева, Л.В. Артемова). С развитием сюжетно-ролевой игры возрастает количество ее участников, увеличивается деятельность существования игрового коллектива.Конфликты возникают по поводу обладания привлекательным предметом. Отношения, возникающие между участниками игры, выполняющими различные игровые роли, обеспечивают необходимость подчинения правилам. Игра помогает детям осознать свое поведение и перестроить его в соответствии с требованиями коллектива. Если мы хотим приучить наших детей к коллективным отношениям в жизни, привить способность уверенно и самостоятельно чувствовать себя среди других людей, подчиняясь требованиям общества, дадим им возможность раньше проверить себя в коллективной игре. Совместная игра доставит детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Руководя играми необходимо уделять наибольшее внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом, включаясь в игру, тактично разбирать конфликты. Самостоятельность детей в сюжетно- ролевой игре одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно- ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнера, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но, самое главное в игре - ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. 12
Как всякая творческая деятельность, сюжетно- ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В возрасте четырёх лет, игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Они начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или показывали посредством игр, иллюстраций в книгах, диафильмов. На 4-5 году в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры, создавать ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов- заменителей, к действиям в воображаемой ситуации. Эффективны также показы- инсценировки. Детям показывают инсценировки с использованием настольного, кукольного театра, сюжетно- дидактические игры. После показа, педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятиях, активирует речь детей, обращаясь с просьбой спеть вместе с игрушками, рассказать стихотворение. В сюжетно- ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П.Усовой и ее учениками выявили следующие уровни (этапы) становления взаимоотношения детей в игре: 13
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей. Главным образом, такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. 2.Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. 3.Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, но каждый действует, реализуя свой замысле. 4.Уровень кратковременного общения, взаимодействия, характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. 5.Уровень длительного общения- взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. 6.Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Руководство сюжетно- ролевыми играми осуществляется в двух направлениях. -формирование игры, как деятельности. -использование игры, как средство воспитания ребенка, становление детского коллективизма. При ознакомлении с окружающим, педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре, в соответствии с их возрастом, для детей 4-6 лет это взаимоотношения людей. 14
Параграф 3 . Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста. В игре можно выделить два вида взаимоотношений - ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребёнок, прежде вс его, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей четвертого- пятого года жизни эмоционально положительный, в группах возникает большое количество конфликтов. Следовательно, проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педагогического процесса в целом. Эффективному повышению уровня взаимоотношений способствуют в первую очередь средства, обеспечивающие содержательную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, нравственных чувств, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. На фоне разнообразной содержательной деятельности, целенаправленно можно формировать положительные взаимоотношения. В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. При целенаправленном руководстве игры детей становятся более содержательными, в них значительно увеличивается количество ролей, что 15
способствует предотвращению конфликтов, обеспечивает положительные взаимоотношения между играющими. В некоторых случаях воспитатель использует и приемы непосредственного влияния на детей (педагогическая оценка игр других ребят, опора на положительные качества личности каждого). Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений. Хотя в разные периоды развития игры руководство взрослого детскими взаимоотношениями неодинаково, несомненно, то, что главным условием налаживания правильных отношений являются обеспечение единства в обучении, воспитании и организации жизни дошкольников, установление связей между разными видами их деятельности, и прежде всего между обучением и игрой. В педагогической работе на первом этапе учитывая возрастные особенности детей четвертого года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.), надо уделять максимум внимания обучению игре. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения. Включаясь в игру, педагог влияет на развитие интереса к совместной постройке. Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Мы отмечали, что, участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств. 16
Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно- ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников. В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др. Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные. Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом, замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии. Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. 17
Воспитатель, прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договариваться, создавать игровую обстановку и справедливо разрешать возникающие конфликты. Взаимоотношения между детьми влияют на саму игру дошкольников. Дети с низким уровнем взаимоотношений не умеют взаимодействовать со сверстниками.

Заключение 18


Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, о собенно сти взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. У детей среднего дошкольного возраста идет активно сплочение коллектива. Взаимоотношения довольно устойчивые. Взаимоотношения детей в совместных играх строятся на основе возникновения нравственных качеств: справедливости, доброты, внимательности, заботливости, взаимопомощи и др. Формирование этих качеств, являющихся основой взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, лучше всего осуществляется в совместных играх с куклами. Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх. Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В сюжетно-ролевых играх должны создаваться специальные условия, в которых ребенок может выбрать сверстника по своему желанию. Одновременно должны создаваться возможности свободного общения и тем самым, развития положительных взаимоотношений между сверстниками. Библиографический список 19
1.Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Стеркина Р.Б.Москва издательство АСТ. 1997. 2.Гербова В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Москва «Мозайка-Синтез» 2005. 3.Глебова С. В. Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. Воронеж 2005. 4.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Издательство Мозаика Синтез. Москва. 2006. 5.Козлова С.А.,Куликова Г.А. Дошкольная педагогика. Москва. издат. центр «Академия».2007. 6.Краснощёкова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов - на- Дону. 2008. 7.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Линка-Пресс. Москва. 2009. 8.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Москва. Academ А 1998. 9.Целуйко В.Н. Родители и дети. Психология взаимоотношений. Мозырь. 2007. 10.Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. Владос. 1999. 11.Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. Москва. «Просвещение».2000. 12.Дыбина О. Игра- путь к познанию предметного мира.// Дошкольное воспитание.2005.№4. 13.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. 14.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. № 11. 15.Широких О. К вопросу о формировании взаимоотношений детей//Дошкольное воспитание.2008.№4. Приложение №1 20
Диагностика уровня взаимоотношений детей среднего возраста в сюжетно-ролевой игре. Фамилия ребенка 1.Взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовывать игру или принять участие в совместной игре) 2.Умение играть длительно, увлеченно, сосредоточен но 3.Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь) 4.Проявление нравственных чувств (сопереживан ие, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.) 21
Приложение №2 4 уровня взаимоотношений: (Т. А. Владимирова) К I уровню относятся дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню относятся общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню относятся дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д. К IV уровню относятся дети, нарушающие правила поведения в" играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др. 22

В практической части нашей работы мы представим опыт воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10 г. Донецка Ирины Аркадьевны Полевой.

С первых дней прихода ребенка в детский сад воспитатель воспитывает у него элементарные навыки культурного общения для установления правильных отношений детей друг с другом, с воспитателями и всеми сотрудниками. Дети знакомятся с простейшими правилами культуры общения в детском коллективе. Например, учатся приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой. Ирина Аркадиевна работает с детьми над вежливостью, формирует культуру взаимоотношения между детьми, воспитывает умение дружно жить, по необходимости уступать друг другу, прививает умение оказывать внимание сверстнику, проявлять заботу о младших, нуждающихся в помощи. Она старается вызвать у детей чувство отзывчивости, доброжелательности к сверстнику и окружающим. Все это должно стать нравственной основой культуры общения.

Детей приучают справедливо разрешать споры и разногласия, дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила общения, самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно педагог приводит их к умению выполнять правила общения в отсутствии взрослых. Ирина Аркадьевна учит детей вести себя в общественных местах сдержанно, не привлекать к себе внимание посторонних, разговаривать негромко, а если необходимо, то и помолчать, соблюдать порядок, уступать место старшим.

Особое внимание уделяется формированию у детей культуры речи: умение отвечать на вопросы, вступать в разговор с взрослыми, поддерживать беседу, употреблять вежливые формы обращения, умение владеть голосом, разговаривать приветливо, в доброжелательном тоне. Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседнику. Четкая и ясная речь является показателем ясной мысли, культуры мышления.

Ирина Аркадьевна на занятиях и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры. Влияние взрослых на речь детей огромно. Особенности интонации, жестов и мимики, сопровождающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора. Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осуществляется воспитателями непрерывно на протяжении всего дня - на занятиях, в играх, труде, повседневной жизни. Но какая бы работа не проводилась в данном направлении, она будет не эффективна без совместного взаимодействия детского сада и семьи. Ирина Аркадиевна использует в своей работе следующие формы работы с семьей: консультации, собрания, беседы, тематические выставки, лекции и многое другое. Они ей помогают предоставить родителям ту информацию, которая необходима для них в вопросе культуры общения. К сожалению, в наши дни родители все реже взаимодействуют с ДОУ из-за нехватки времени. Поэтому Ирина Аркадьевна все чаще вынуждена использовать наглядные формы с родителями, в том числе и по вопросам формирования культуры общения.

В работе по коммуникативному развитию детей во всех случаях предшествует внимательное изучение коммуникативного поведения каждого ребенка. В процессе обследования выявляют особенности коммуникативного поведения ребенка, намечают основное содержание индивидуальной коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска проводится на занятиях вместе с другими детьми, но с учетом выявленных особенностей коммуникативного развития. Задачами по формированию коммуникативных качеств детей решаются интегрировано в ходе усвоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности . Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии:

  • 1. создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
  • 2. обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • 3. стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • 4. осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  • 5. широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Главной заботой воспитателя на первом этапе становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, овладение ими коммуникативными высказываниями, речевая активность, развернутость высказывания. Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи, это создание речевой среды. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Например, чтобы узнать имя ребенка (в игре «Давайте знакомиться!»), взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами «Как тебя зовут?», к другому - «Назови свое имя!», третьего спрашивает «Как тебя назвали родители при рождении?» или «Ты - Оля или Маша?» и т.д. Вслед за этим дети сами обращаются друг к другу, стараясь не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса.

В ходе коммуникативного тренинга используются традиционные виды работы и совершенно новые (авторские). Один из них получил название «комментированное рисование» . Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой. Комментированное рисование облегчает привлечение внимания ребенка к собеседнику (установление визуального, зрительного контакта). Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Федю, обратись к нему, спроси…»). Высокоэффективный для овладения речевыми средствами коммуникации зарекомендовал себя прием работы с картинками со сменой позиции ребенка (Воспитатель МБДОУ детского сада №10 Полева И.А.). С этой целью использовались картинки с изображением бытовых, трудовых, игровых, изобразительных и конструктивных действий детей. Перед ребенком стояла задача говорить от имени персонажа. Например, ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка, изображенный персонаж. «Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме». В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом 1-го л., ед.ч., что необходимо для общения. Такое использование традиционных картинок с изображением простых бытовых действий позволяет более эффективно решать вопросы овладения языком на коммуникативной основе.

Работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй - одна из форм формирования коммуникативных навыков. Известно, что «многим детям достаточно трудно рассказывать самостоятельно сказки и любой логически построенный текст» (Полева И.А). Поэтому проблема обучения детей связному рассказыванию требует очень серьезного отношения. Так как повествование - это чаще всего монолог. Он воспринимается только в том случае, если ребенок овладел диалогом. Дети обычно следят более всего за развитием внешнего действия, не вполне осознавая мотивы поступков действующих лиц. Поэтому понимание характеров персонажей зачастую оказывается недостаточным. Дети чаще всего характеризуют героев как «добрый - злой», «хороший - плохой» и т.д. Это свидетельствует о достаточно неглубоком их проникновении в смысл межличностных отношений.

Наиболее доступной и ведущей формой формирования коммуникативных навыков является сюжетно-ролевая игра . Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни долго еще будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети договариваются и по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок учится коммуникативным навыкам общения со сверстниками.

Очень важный эффект сюжетно-ролевой игры виден при изменении позиции дошкольника во время игрового общения. Организуя сюжетно-ролевые игры в коллективе дошкольников (особенно длительные игры), Ирина Аркадиевна имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения игровых ролей между дошкольниками. Если игровые роли распределены в группе дошкольников без участия взрослого (самые активные дети заняли популярные роли), то воспитатель лишен возможности прямого влияния на детские взаимоотношения через игру. Остается путь опосредованного влияния. Он возможен, когда сюжет разыгрывается с помощью кукол.

Таким образом, как отмечает Урунтаева Г.А., можно говорить о том, что, изменяя позиции кукол в игровом сюжете дошкольников, можно изменять и позиции детей при коммуникативном общении . Ряд экспериментов, проведенных с детьми, показали, что в результате игры можно преобразить взаимоотношения дошкольников внутри группы: в процессе применения методически правильно организованной сюжетно-ролевой игры исчезает категория «непризнанных» детей. Симпатии между дошкольниками распределяются более равномерно, и становится в целом более благоприятным характер коммуникативного общения детей, а их отношения - «оздоровленными».

В итоге можно сделать вывод о том, что прием регулирования взаимоотношений в малой группе через изменение позиций кукол очень эффективен при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста. Групповая работа предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или выказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа). Совместная работа не должна превышать 10-15 минут, во избежание утомления и снижения эффективности. Не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием. Нередко требуются специальные усилия воспитателя по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на занятиях. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством психолога.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Во второй главе нашей работы мы представили систему работы воспитателя детского сада по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, рассмотрели особенности развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Пришли к выводу, что к особенностям развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста следует отнести: ситуативную речь, появляется выраженная потребность в коммуникативном общении со сверстниками, в котором складывается ситуативно-деловая форма. Ведущим мотивом его общения с взрослыми становится познавательный, когда взрослый выступает в качестве эрудита. Происходит ориентировка на смысл слова, а также на звуковую форму слова независимо от его значения.

Далее, во втором параграфе мы рассмотрели опыт работы воспитателя по развитию способностей к общению у детей средней группы детского сада. Пришли к выводу, что в детском саду воспитатель воспитывает элементарные навыки культурного общения для установления правильных отношений детей друг с другом, с воспитателями и всеми сотрудниками. Но какая бы работа не проводилась в данном направлении, она будет не эффективна без совместного взаимодействия детского сада и семьи.

Мы дали характеристику работы воспитателя детского сада по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста. Она включает в себя: совместное взаимодействие детского сада и семьи, занятия по коммуникативному развитию, коммуникативный тренинг, сюжетно-ролевую игру.

Таким образом, рассмотрев систему работы воспитателя детского сада по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, мы в третьей главе переходим к опытно-экспериментальной работе по изучению возможностей развития навыков общения.

(в том числе моральным)

Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника.

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его талантом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоложного пола.

Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья - это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рас-сказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Старшая группа

Сюжетно-ролевые игры

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Поощрять расширение выбора тем для игры; учитьразвивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литератур-ных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путе-шествий, походов.

Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с дейст-виями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игро-вых действий с персонажами.

Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соот-ветствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжет-ных линий.

Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, вклю-чением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходи-мые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять заду-манное; применять конструктивные умения.

Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

Подвижные игры

Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.

Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоя-тельных играх со сверстниками.

Театрализованные игры

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активно-го вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще -никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку воз-можность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Дидактические игры

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Закреплять умение выполнять правила игры.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактически-ми играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).

Побуждать к самостоятельности вигре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.

Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сооб-ща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравст-вуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать ис-пользовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружаю-щему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Формирование гендерной, семейной,

гражданской принадлежности, патриотических чувств,

чувства принадлежности к мировому сообществу

Образ Я. Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символичес-кие и образные средства помогать ребенку осознавать себя в прошлом, на-стоящем и будущем. Показывать общественную значимость здорового об-раза жизни людей вообще, и самого ребенка в частности.

Развивать осознание ребенком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Углублять представления детей об их обязанностях в группе детского сада, дома, на улице. Формировать потребность вести себя в соответствии с общеприня-тыми нормами.

Семья. Углублять представления о семье и ее истории. Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семей-ных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Расширять представления ребенка о себе как о члене кол-лектива, формировать активную позицию через проектную деятельность, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектак-ли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Родная страна. Расширять представления детей о родной стране, о го-сударственных праздниках.

Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать де
тям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о заме
чательных людях, прославивших свой край.

Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна.

Рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Наша армия. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родствен-ников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы сезонной тематикой.

Подготовительная к школе группа

Развитие игровой деятельности

Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде.

Сюжетно-ролевые игры

Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоя-тельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).

Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мульт-фильмах.

Развивать творческое воображение, способность совместно разверты-вать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверст-ников. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Подвижные игры

Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности раз-нообразные по содержанию подвижные игры.

Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.

Театрализованные игры

Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворе-ние, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус впередаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Воспитывать любовь к театру.

Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные
виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов. Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

Помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.).

Дидактические игры

Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (ле-го, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, ис-полнять роль ведущего. Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать постав-ленную задачу.

Привлекать к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.).

Развивать и закреплять сенсорные способности.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбран-ным делом.

Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление
радовать старших хорошими поступками.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; важно слушать собеседника и без надобности не перебивать.

Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Образ Я. Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в про-шлом, настоящем и будущем.

Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

Семья. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.

Детский сад. Формировать представления о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлени-ям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.). Привлекать де-тей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

Родная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поддерживать интерес детей ксобытиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).

Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.

Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса, мы Воспитывать уважение клюдям разных национальностей и их обычаям.

Наша армия. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам.

Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят других стран, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.) Дать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества

Нравственное воспитание

Младшая

группа

Поощрять попытки детей пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Постепенно формировать образ «Я». Помогать детям осознавать себя.

Литература

Щипицына А.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС,2004

Дидактические игры

«Матрёшкино новоселье», «Покажем Мишке уголок природы», «День рождения Алёнушки», «Кукла Таня простудилась», «Кукла заболела», «Кукла Таня собирается в гости», «Наши хорошие поступки», «Клоун Тяп - Ляп».

Этюды «Делай, как я»

Средняя

группа

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, образа «Я».

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым, чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Литература

Дидактические игры

«Кукольный детский сад», «Новоселье кукол», «Как Буратино стал вежливым», «Хорошо - плохо», «Не забывай о друге», «Поищем и найдём волшебные слова», «День рождения Карлсона»,»Как и во что играть с друзьями», «Вежливые прятки».

Игры - упражнения

«Как бы ты поступил?», «За что бы я похвалили себя сегодня», «Пожалуйста», «Помоги другу», «Готовимся встретить гостей», «Наши игрушки собираются на праздник, «Мы разные».

Игровое упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Этюды «Солнышко», «Небо», «Цветы и травка», «Птицы»

Старшая

группа

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками.

Воспитывать умение самостоятельно находить общие интересные занятия, уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.

Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Литература

Щипицына А.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2004

Дидактические игры

«Никогда не унывай», «Найдём волшебные слова», «Друга ищи, а нашёл - береги», «Я иду в гости», «Кто твой друг», «Путешествие по маршруту добрых чувств», «Закончи предложение».

Игры - упражнения

«Как поступить?», «Заболел друг», «Мы хотим знать друг о друге больше» (игра с использованием детского микрофона).

Этюды

«Два друга», «Умей извиняться», «День рождения Незнайки», «Как поднять настроение другу», «Мы друзья - товарищи», «Готовимся встретить друга после болезни», «Определи настроение» (этюд с использованием моделей).

Подготовительная

группа

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками.

Продолжать воспитывать уважение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям, учить помогать им.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости.

Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. Формировать умение спокойно отстаивать своё мнение.

Литература

Щипицына А.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2004

Дидактические игры

«Кукольные разговоры» (игра с использованием кукол и игрушек би -ба-бо), «Встреча кукол», «Разговор о здоровье друг друга», «К кукле приходят гости и дарят подарки», «В гости из другой страны», «Прощание кукол», «От чего зависит настроение друга», «Защитники девочек», «Мальчик и девочка», «Кто что носит», «Наши причёски», «Поздравим наших мальчиков, девочек», «Что нельзя допускать в общении с ребятами», «Дети разных народов» и т.п.

Игровые упражнения

«Если ты толкнул товарища, обидел..», «Если мальчик (девочка), то..».

Тренинги эмоций

«Физическая и эмоциональная боль», «Найди хорошие слова для…», «Научим своих товарищей тому, что умеем сами».


программы N п/п Уровень (ступень) общего образования (до-школьное, начальное общее, основное ... Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная /дополнительная), направление подготовки, специальность, ...
  • Программа подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших основные общеобразовательные программы основного

    Программа

    Освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования в 2012 г. (Программа едина для всех общеобразовательных предметов.) Программа составлена в соответствии...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ступеньки к успеху» (нормативный срок реализации программы 6 лет) пояснительная записка

    Учебный год) Таблица №1 № ПРОГРАММЫ ГДЕ И КТО РЕАЛИЗУЕТ Основные комплексные программы 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования *ранний...

  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа

    Учреждения. Учебный план основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Чупинская средняя...

  • Юлия Варламова
    Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №3 «Ручеёк»

    Разработка НОД

    на тему «Лучшие друзья»

    (средний возраст)

    г. Выкса 2014

    Цель:

    развитие свободного общения со сверстниками и педагогом; расширение представлений о дружбе.

    Задачи:

    Способствовать развитию выразительной речи;

    Развивать умения составлять небольшие рассказы о друге, передавай свои личные впечатления;

    Формировать умение замечать внешние и внутренние качества других детей и выражать это словами;

    Развивать умение выбирать водящего с помощью считалки;

    Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми;

    Предварительная работа:

    беседы о дружбе, друзьях, взаимовыручке;

    обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения;

    рисование портретов друзей;

    п/и «Мы – веселые ребята»;

    игры на сотрудничество «Черепаха», «Змея»;

    рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, слушание и исполнение песенок о дружбе.

    Средства:

    трафареты (мальчик, девочка, восковые карандаши, цв. карандаши, фломастеры, листы бумаги, фотоколлаж, ватман тонированный, заготовки цветов, простые карандаши.

    Способы:

    организационный момент, загадка, вопросы, работа с трафаретами, рассказы детей о друзьях, п/и «Мы – веселые ребята»,рассказ воспитателя о подруге, игра «Комплименты», рассматривание фотоколлажа.

    Ход ОД:

    Организационный момент

    Восп. : - Утром солнышко встает,

    Подружиться всех зовет!

    В круг скорее становитесь,

    Крепко за руки держитесь!

    (дети встают в круг, берутся за руки)

    Восп. : - Отгадайте загадку. Он тебя всегда поймет, и на выручку придет. Много есть людей вокруг, но важней всех – верный …

    Дети: - Друг!

    Восп. : - Знаете, ребята, у меня очень много друзей. Но есть одна самая близкая подруга. Её зовут Маша. Мы с ней очень любим вместе гулять в парке, отдыхать. Я могу доверить ей свою тайну, а она выручит меня в трудную минуту. Ребята, а у вас есть друзья? Кого мы можем назвать своим другом?

    Дети: - Друг – это тот, кто всегда поможет в беде, тот, с кем тебе интересно, с кем у тебя много общего. Другу можно доверит тайн, положиться на него в трудную

    Восп. : - Есть ли у вас друзья?

    Дети: - Есть (перечисляют).

    Восп. : - Для того, чтобы мы получше узнали ваших друзей, я предлагаю вам их нарисовать, а затем немного рассказать о них.

    (Дети выбирают себе трафарет-фигурку мальчика или девочки, в зависимости от того, кто их друг – девочка или мальчик; обводят трафарет, дорисовывают недостающие детали. Во время работы вести с детьми беседу:

    Кого изображаешь?

    Какие у него глаза, уши, прическа, губы, нос?

    Какое у него обычно выражение лица?

    Что тебе нравится в твоем друге)

    После окончания работы:

    Восп. : - Кто желает рассказать о своем друге? (рассказы 3-4 детей из 4-5 предложений)

    Восп. : - А что вы любите делать вместе со своими друзьями больше всего?

    Дети: - Играть.

    Физкультминутка: П/и «Мы - веселые ребята» (выбор водящего с помощью считалки)

    После игры:

    Восп. : - (показывает на лежащий на столе кусок ватмана). Это зеленая полянка.

    Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

    Дети: - Грустное, печальное, скучное.

    Восп. : - Как вы думаете, чего на ней не хватает?

    Дети: - Цветов.

    Восп. : - Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А как можно порадовать друг друга? Как можно поднять друг другу настроение?

    Дети: - Сказать ласковое слово, предложить поиграть вместе, подарить что-нибудь и т. д.

    Восп. : - А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в игру «Комплименты». Что такое комплименты?

    Дети: - Похвала, когда говорят о твоих хороших особенностях.

    (Дети по очереди берут по одному цветочку, говорят комплименты любому ребенку и приклеивают цветок на полянку. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.)

    Восп. : - Я тоже хочу сделать вам всем комплимент. Вы очень умные, добрые, дружные ребята. Я вас очень люблю.

    (Воспитатель приклеивает цветок на поляну)

    Восп. : - Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

    Дети: - Веселое, счастливое, радостное.

    Восп. : - Именно поэтому нужно внимательней относиться друг к другу, говорить хорошие слова. Раз, два, три – круг скорее собери!

    (Дети снова становятся в круг)

    Восп. : - Ребята, ссоритесь ли вы с друзьями?

    Какие слова вы говорите, когда хотите помириться с другом?

    Дети: - Извиняемся, просим прощения, говорим «мирилку».

    Восп. : - А как можно помириться без слов?

    Дети: - Обнять друг друга, погладить по голове, взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу, подарить игрушку, посмотреть книгу вместе и просто улыбнуться.

    Восп. : - Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую, самую теплую улыбку. А я приглашаю вас и наших гостей рассмотреть наш фотоколлаж «Я люблю своих друзей».